Научная статья на тему 'Особенности подготовки выпускников к поступлению в технический вуз: курсы по физике'

Особенности подготовки выпускников к поступлению в технический вуз: курсы по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ФИЗИКА / ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ / ЕГЭ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина А. В., Лузикова С. Н.

Результат ЕГЭ или вступительных испытаний по физике необходимое условие для поступления в большинство технических вузов страны. Прохождение порогового уровня при сдаче экзамена не гарантирует успешности в дальнейшем изучении вузовского курса по физике. Качество усвоения базовых естественнонаучных дисциплин на начальных курсах напрямую зависит от подготовки выпускников в школах и профессиональных колледжах. Организованные на базе вуза подготовительные курсы по физике предоставляют возможность получения углубленных знаний по физике и адаптации к вузовским требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки выпускников к поступлению в технический вуз: курсы по физике»

В заключении статьи можно отметить что текущий рост количества объединений учебных заведений приведёт к значительному повышению использования дистанционных технологий[3]. Список использованной литературы:

1. Ковярова И. Н. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТА // Народное образование. Педагогика (Электронный ресурс), 2009. №6: 48-57. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe -obuchenie -na-osnove -interneta

2. Гуртяков А. С. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук (Электронный ресурс), 2012. №18: 79-82. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannaya-sistema-distantsionnogo-obucheniya

3. Пеккер.П.Л. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ // Народное образование. Педагогика (Электронный ресурс), 2015. №2: 25-34. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-opyt-moskovskih-vuzov

© Миронов О.А., Сафронов А.И., 2016

УДК 372.853

А.В.Мишина

доцент кафедры прикладной физики Тверской государственный технический университет

С.Н. Лузикова

к.филол.н, доцент кафедры русского языка предвузовской подготовки Тверской государственный технический университет г.Тверь, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ: КУРСЫ ПО ФИЗИКЕ

Аннотация

Результат ЕГЭ или вступительных испытаний по физике - необходимое условие для поступления в большинство технических вузов страны. Прохождение порогового уровня при сдаче экзамена не гарантирует успешности в дальнейшем изучении вузовского курса по физике. Качество усвоения базовых естественнонаучных дисциплин на начальных курсах напрямую зависит от подготовки выпускников в школах и профессиональных колледжах. Организованные на базе вуза подготовительные курсы по физике предоставляют возможность получения углубленных знаний по физике и адаптации к вузовским требованиям.

Ключевые слова

Подготовительные курсы, физика, подготовка выпускников, ЕГЭ, методические рекомендации

Двухуровневые образовательные стандарты, повсеместно внедряемые в обучающую систему вузов, предполагают, что раскрытие творческого инженерного и научного потенциала молодежи должно быть последовательно реализовано на всех этапах обучения от бакалавриата до магистратуры. И в этом отношении качество усвоения базовых естественнонаучных дисциплин на начальных курсах имеет первостепенное значение. В свою очередь, возможность студента полноценно работать на начальных этапах обучения в вузе напрямую зависит от его подготовки, полученной в стенах общеобразовательных школ и профессиональных колледжей. Первоначально, критерием того, сможет ли абитуриент стать успевающим студентом, является результат, полученный при сдаче ЕГЭ или внутренних вступительных испытаний по необходимым

предметным областям. Для большинства абитуриентов, желающих поступить в технический вуз, то есть будущих инженеров — это обязательный экзамен по математике (профильный уровень), физике, химии или информатике.

«Довузовская подготовка имеет важное значение как способ осуществления преемственности в системе «школа-вуз», как возможность адаптации абитуриентов к условиям обучения в вузе и их профессиональной ориентации в обширной структуре предлагаемых ТГТУ специальностей и направлений обучения. В этой связи 26.11.2008 г. в Тверском государственном техническом университете был создан центр довузовской подготовки» [2,с.156]. Подготовительные курсы, организованные Центром довузовской подготовки, призваны помочь выпускникам школ и колледжей преодолеть трудный экзаменационный этап, получив качественную подготовку по различным предметам. «В настоящее время учебная работа в ЦДП организуется в группах от 10 человек по четырем наиболее востребованным предметам: физике, математике, русскому языку, обществознанию. Кроме того, слушателям предлагаются гибкие формы обучения: индивидуальная подготовка по выбранной программе; экспресс-курсы по различным дисциплинам; обучение в группах малой комплектности (от 2-х до 8-ми человек; обучение любой продолжительности (от 2-х недель до 8-ми месяцев)» [3, с.16-17].

Для поступления в Тверской государственный технический университет по 20-ти направлениям (из предлагаемых 34 в целом) требуется результат ЕГЭ по физике. В этой связи закономерно, что подготовительные курсы по физике являются наиболее востребованными среди выпускников. По результатам мониторинга деятельности ЦДП «наибольшим спросом у слушателей пользуется физика - 39% слушателей, математика - 29%, русский язык - 23%, обществознание - 9%» [3, с. 164].

Подготовка по физике ориентирована на следующие категории слушателей:

1) выпускников 11-х классов общеобразовательных школ, изучающих физику в объеме базового курса (2 часа в неделю);

2) выпускников профессиональных колледжей, для которых изучение предмета закончилось 2-3 года

назад;

3) абитуриентов, поступающих после вынужденного перерыва (служба в армии, семейные обстоятельства);

4) для всех желающих прослушать краткий курс физики и ознакомиться со спецификой ЕГЭ.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция посещения курсов

учениками 10-х классов, для которых излагаемый материал является наполовину совершенно незнакомым. Тем не менее, они рассматривают данный обобщающий курс как предварительный этап подготовки к ЕГЭ.

Как показывает практика, самым оптимальным сроком подготовки к сдаче физики перед поступлением в вуз - это 8-месячные курсы (128 академических часов). Занятия проводятся еженедельно, каждое из них рассчитано на 4 аудиторных часа и в обязательном порядке включает в себя следующие элементы: краткое изложение теоретического материала, ознакомление с типовыми решениями тестов и заданий с развернутым ответом, а также обязательное время для самостоятельной работы с индивидуальными консультациями преподавателя. По завершении каждого занятия слушатели получают задание на дом. Ряд занятий целиком выделены для выполнения и последующего разбора контрольных работ, которые сформированы в соответствии с текущими требованиями наполненности КИМов, предлагаемым при сдаче ЕГЭ. Каждый раз задания включают в себя весь прочитанный материал "от начала", но их количество ориентировано на общее время выполнения около 2-х часов, что требует специфика курсов. Особое внимание уделяется заданиям, рекомендованным для анализа ведущими специалистами ФИПИ, и в которых испытуемые совершают наиболее типичные ошибки [1].

Физика традиционно считается трудным предметом, и не всегда даже усиленная подготовка в течение 128-часового учебного курса дает положительный эффект. Результаты контрольных работ, выполняющие функцию рубежного контроля, позволяют слушателям курсов реально оценить свои возможности и текущие знания. Иногда уже на этом предварительном этапе при систематически низком результате учащийся меняет свои планы и переориентируется на подготовку по другому предмету.

Объем знаний, необходимый для получения как минимум 36 баллов ЕГЭ (в частности, именно таким был проходной балл в 2015 году) и прохождения конкурсного отбора при поступлении в вуз, в реальности часто бывает недостаточным для дальнейшего успешного обучения. Это подтверждает высокий процент отчисления студентов начальных курсов. Специфика изучения дисциплины в вузе существенно отличается от школьного обучения и по объему и по темпу изложения материала. Чтобы помочь будущим студентам в освоении изучаемого предмета, в излагаемый материал вводятся темы и понятия, которые не являются строго необходимыми для сдачи ЕГЭ, но, как показывает опыт, помогающие понять суть многих заданий. В качестве примера можно привести правила Кирхгофа для расчета электрических цепей, применение понятия оптической длины пути световой волны для анализа интерференционных явлений, использование дифференциального аппарата, решение задач в неинерциальных системах отсчета и в системе центра масс. К сожалению, эти темы и понятия не всегда рассматриваются даже в профильных классах. Будучи вкратце изложенными на подготовительных курсах, они позволяют, во-первых, в некоторых случаях справиться с экзаменационным заданием, если авторское "простое" решение не столь очевидно, и, во-вторых, позволяют легче адаптироваться к изучению программы вуза.

Формирование технического мышления - долгий и кропотливый процесс. Изучение физики способствует его успешному развитию. Освоение вузовской программы по физике является серьезным этапом в этом процессе, но не стартовым. Начало развития технических способностей будущих студентов инженерных специальностей должно быть положено в школе, а дополнительные занятия по физике на подготовительных курсах в вузе являются адаптацией к программным требованиям высшей школы. Список использованной литературы:

1. Демидова, М.Ю. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания физики. - М.: ФИПИ, 2013. - 20 с.

2. Нефедьева, В.С., Верпатова, О.Ю., Алексеева, Н.А. Цели, задачи и направления деятельности центра довузовской подготовки Тверского государственного технического университета // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: Изд-во ООО «Купол», 2010. - 252 с.

3. Нефедьева, В.С., Лузикова, С.Н. Инновационные процессы в организации работы центра довузовской подготовки // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 162-165.

4. Нефедьева, В.С., Лузикова, С.Н. Организация работы подготовительных курсов: опыт и перспективы довузовского обучения // Научная перспектива. - 2015. - № 12. - С. 16-17.

© Мишина А.В., Лузикова С.Н., 2016

УДК 378.147.34

Ю.А. Москалева

К.п.н., доцент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России

М.Б. Чижкова

К.псх.н, доцент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России

В.В. Чернуха

Ассистент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России г. Оренбург, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы практической реализации интерактивных технологий в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.