Научная статья на тему 'Об эффективных методах преподавания физики на подготовительных курсах'

Об эффективных методах преподавания физики на подготовительных курсах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / PHYSICS / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / UNIFIED STATE EXAM PREPARATORY COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Анна Витальевна, Лузикова Светлана Николаевна

Современные образовательные условия требуют от школьников старших классов усиленной подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Помимо школьных занятий большинство старшеклассников посещают специализированные подготовительные курсы по разным предметам, в том числе по физике. Слушателями курсов также являются выпускники колледжей, юноши, отслужившие в армии, и те, кто имел перерыв в учебе в несколько лет. Одной из основных проблем, стоящих перед преподавателем подготовительных курсов, является задача оптимизации учебного процесса в условиях групповых занятий с учащимися, имеющими различный уровень подготовки по дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Анна Витальевна, Лузикова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эффективных методах преподавания физики на подготовительных курсах»

3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Образование», 1997. 172 с.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

5. Фокина О. А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О. А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010. № 4.

About effective methods of teaching physics at the preparatory courses Mishina A.1, Luzikova S.2 Об эффективных методах преподавания физики на подготовительных

курсах

Мишина А. В.1, Лузикова С. Н.2

'Мишина Анна Витальевна /Mishina Anna — доцент, машиностроительный факультет, кафедра прикладной физики;

2Лузикова Светлана Николаевна /Luzikova Svetlana — кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка предвузовской подготовки, факультет международного академического сотрудничества, Тверской государственный технический университет, г. Тверь

Аннотация: современные образовательные условия требуют от школьников старших классов усиленной подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Помимо школьных занятий большинство старшеклассников посещают специализированные подготовительные курсы по разным предметам, в том числе по физике. Слушателями курсов также являются выпускники колледжей, юноши, отслужившие в армии, и те, кто имел перерыв в учебе в несколько лет. Одной из основных проблем, стоящих перед преподавателем подготовительных курсов, является задача оптимизации учебного процесса в условиях групповых занятий с учащимися, имеющими различный уровень подготовки по дисциплине.

Abstract: modern educational conditions require high school students enhanced preparation for the Unified state exam. In addition to school, most high school students attend special preparatory courses in various subjects, including physics. Course participants are also College graduates, young men who have served in the military, and those who had a break in education of several years. One of the main challenges facing teacher training courses is the problem of optimization of educational process in conditions ofgroup classes with students having different level of training in the discipline.

Ключевые слова: физика, Единый государственный экзамен, подготовительные курсы. Keywords: physics, Unified state exam preparatory courses.

Экзамен в форме ЕГЭ, как и любой другой экзамен, требует целенаправленной подготовки. В зависимости от финансовых и технических возможностей будущие абитуриенты выбирают различные формы обучения: от самоподготовки по учебникам и интернет-тренажерам до индивидуальной работы с репетитором. Занятия на специализированных подготовительных курсах, организованных при вузах, по-прежнему являются достаточно популярными в этом ряду.

В Тверском государственном техническом университете много лет успешно функционируют подготовительные курсы. В Центре довузовской подготовки (ЦДП), организующем эти курсы, ежегодно проводится мониторинг успеваемости слушателей. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что большинство учащихся успешно поступают в региональные и столичные вузы. В частности, после окончания подготовительных курсов ТвГТУ в этот вуз поступили «в 2011 г. - 73% (учащихся), в 2012 г. - 67%, в 2013 г. - 61%, 2014 - 71%, в 2015 - 72%» [2, с. 165]. Наиболее востребованными являются курсы по физике и математике.

Выбор формы занятий - групповых или индивидуальных - зависит от разных факторов: личных приоритетов, степени имеющейся подготовки, финансовых возможностей. Любой способ подготовки имеет свои положительные и отрицательные стороны, но все они подчинены одной цели - в сжатые сроки учащийся должен получить знания и приобрести навыки, позволяющие ему сдать экзамен на максимально возможный балл. Персональные занятия, безусловно, позволяют учесть индивидуальные особенности учащегося, однако, квалифицированные преподаватели должны

проявлять педагогическое мастерство и при работе в группе. Как организовать индивидуальный подход к каждому слушателю в условиях групповых занятий?

На подготовительных курсах в ТвГТУ традиционно в группах занимаются 10-15 человек. «Как показывает практика, самым оптимальным сроком подготовки к сдаче физики перед поступлением в вуз являются 8-месячные курсы (128 академических часов). Занятия проводятся еженедельно, каждое из них рассчитано на 4 аудиторных часа» [1, с. 161]. Принимаются все желающие без предварительного тестирования. При такой организации набора состав учащихся, как правило, очень разнороден по уровню знаний. Среди слушателей встречаются как школьники, у которых физика читается в параллельном режиме до 5 раз в неделю, так и бывшие выпускники колледжей, отслужившие армию и имеющие перерыв в учебе в несколько лет. Первые ставят целью ознакомиться со спецификой экзамена, ликвидировать пробелы и научиться решать сложные задачи, чтобы получить максимальный балл. Последние же стараются вспомнить азы дисциплины и получить тот минимум знаний, который позволит им на экзамене пройти нижнюю зачетную границу. Задача преподавателя в такой ситуации - организовать занятие в «параллельном» режиме, чтобы фактически каждый слушатель работал по индивидуальному плану. А для этого, прежде всего, необходимо побудить и развить в учащихся навык самостоятельной работы на примерах и задачах, соответствующих им по уровню знаний. Авторы статьи солидарны с Д. Пойа в том, что преподаватель «должен помогать, но не слишком много и не слишком мало, а так, чтобы ученику осталась разумная доля работы. И если ученику не по силам сделать много, учителю следует, по крайней мере, создать некоторую иллюзию самостоятельной работы» [3, с. 12].

Посещать подготовительные курсы слушатели, как правило, предпочитают в вечернее время в будние дни. Наш опыт проведения уроков по физике в таком режиме показал, что оптимальная продолжительность занятий составляет 4 академических часа (180 минут) один раз в неделю. Это время традиционно делится на 3 части: первые 15-20 минут посвящены вопросам, возникшим по домашнему заданию. Далее в течение 60-70 минут для всей группы в целом излагается очередной запланированный материал с разбором типовых вопросов и задач, в основном базового и повышенного уровней сложности. Оставшееся время занятия (90-100 минут) отводится на самостоятельную работу по тренировочным материалам под контролем преподавателя. Именно на третьем этапе путем дифференциации предлагаемых заданий по сложности преподаватель получает возможность достаточно эффективно работать в группе разного уровня подготовки, где каждый слушатель усваивает тематический материал в темпе, соответствующем его способностям и поставленной цели.

Комплекс заданий по физике, предлагаемый нашим учащимся, подбирается исходя из следующих рассуждений. В КИМах ЕГЭ вопросы и задачи делятся на три уровня: базовые, с повышенным и высоким уровнем сложности. Каждое задание, соответственно, требует своего времени для решения. Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2016 году ориентирует испытуемых на следующие цифры: 3-5 минут для ответа на задания базового и повышенного уровней сложности и 15-25 минут для сложных задач. Опыт показывает, что для слушателя средней подготовки задания базового уровня отнимают не более 2-3 минут, задания повышенного уровня сложности - примерно 6-8 минут, и, наконец, сложные задачи требуют либо 15-25 минут, либо долгих часов размышлений. Как уже было отмечено, на аудиторном занятии на самостоятельный тренинг обычно остается порядка 90-100 минут. И это время каждому учащемуся следует максимально эффективно использовать как для ознакомления с основными типами заданий, так и для повышения собственного уровня возможностей в решении все более сложных задач.

Как правило, слушатели, ориентированные на высокий балл, изначально предпочитают работать максимально самостоятельно. Им не требуется ежеминутное присутствие преподавателя. Когда возникает остановка в решении, достаточно нескольких слов или наводящего вопроса, чтобы процесс возобновился. Этим учащимся нет смысла тратить ограниченное аудиторное время на многократное повторение материала по простым заданиям. Достаточно ознакомиться с основными типами базовых примеров и приступить к более сложным тематическим и комплексным задачам. Для таких слушателей комплекс аудиторных материалов, рассчитанный на общее время выполнения 100 минут, содержит примерно 10 вопросов базового уровня, отнимающих около 20 минут, 5 задач второго и 2 задачи третьего уровней сложности с соответствующим суммарным временем выполнения порядка 30 и 50 минут. Два последних вопроса из предложенных 10 базовых являются чуть более сложными. Они, наряду с учетом общего времени выполнения всех 10 заданий, позволяют оценить -способен ли учащийся приступить к заданиям более высокого уровня или ему следует еще раз

потренироваться на простом материале. Если такие ключевые задания пройдены лишь при существенной помощи преподавателя или затраченное время составило более 40 мин, учащемуся предлагается дополнительный блок из 10 простых заданий, два последних из которых опять являются ключевыми. При повторной неудаче следует потренироваться третий раз на очередном блоке из 10 задач. На четвертую попытку аудиторного времени уже не остается. Тот факт, что учащемуся при рассмотрении многих тем не удалось «вырваться» с уровня базовых вопросов, как правило, указывает на то, что уровень знаний слушателя крайне низок, и ему сложно будет преодолеть пороговую границу ЕГЭ.

Аналогично базовому организован блок задач повышенного уровня сложности. Последняя задача в нем также является ключевой. При существенных затруднениях в решении предложенных пяти заданий, необходимо повторно потренироваться еще на пяти. Таким образом, комплекс из 42 заданий определенного уровня сложности позволяет дифференцированно работать с разноуровневой аудиторией. В таблице указаны примерное количество задач и планируемые временные затраты на их решение, которые следует учитывать при подготовке к занятиям.

Таблица 1. Планируемое время для выполнения заданий

Задания базового уровня Задания повышенного уровня сложности Задания высокого уровня сложности Всего

к-во суммарное время, мин к-во суммарное время, мин к-во суммарное время, мин к-во суммарно е время, мин

Учащиеся, ориентирован ные на высокий балл 10 20 5 30 2 50 17 100

Учащиеся, ориентирован ные на средний балл 10 20 5+5 50+30 - - 20 100

10+ 10 40+20 5 40 25

Учащиеся, ориентирован ные на низкий балл 30 100 - - - - 30 100

Общее количество заданий 30 10 2 42

Следует отметить, что преподавателю желательно иметь аудиторный «запас» из 1 -2 интересных задач, которые могут понадобиться либо для демонстрации какого-либо нюанса пройденной темы, либо в качестве дополнительного задания.

Любое обучение должно быть эффективным. Результатом эффективной подготовки к ЕГЭ традиционно считается высокий балл, полученный на экзамене. Но даже не очень высокий балл по физике может быть «входным билетом» в технический вуз. Однако важно понимать, что поступление в вуз не тождественно дальнейшей успешной учебе, поэтому основным результатом подготовки по физике должны быть реальные знания, которые получают учащиеся в процессе подготовки к поступлению в вуз.

Литература

1. Мишина А. В., Лузикова С. Н. Особенности подготовки выпускников к поступлению в вуз: курсы по физике // Инновационная наука, 2016. № 4-2. С. 160-162.

2. Нефедьева В. С., Лузикова С. Н. Инновационные процессы в организации работы центра довузовской подготовки // Инновационная наука, 2016. № 3-2. С. 162-165.

3. Пойя Д. Как решать задачу. М.: Либроком, 2010. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.