Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / образование / информатизация / обучение / научные технологии / профессии / педагогическая технология / технологии обучения / ЭВМ / управление / совместная научная деятельность / information technology / education / informatization / training / scientific technology / professions / pedagogical technology / teaching methods / computer / management / collaborative scientific activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринева Елизавета Сергеевна, Алисултанова Эсмира Докуевна, Ярычев Муса Увайсович

Статья анализирует влияние информационных технологий на современное общество, в образовательной сфере. Авторы обращают внимание на значительное изменение в способах обучения и использования ресурсов данных благодаря развитию ИТ. Статья также описывает различные категории информационных технологий, их применение в различных областях и их роль в учебном процессе. В статье делается акцент на то, что в мире образования ИТ становятся все более обязательными и используются как для управления, так и для самого обучения. Авторы считают, что в настоящий момент в вузах страны создаются условия для организации эффективного коммуникативного взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами между собой, с максимальным использованием информационных технологий, с учётом социокультурных реалий и технологического уровня развития нашей страны. В результате, активное развитие в вузах образовательных платформ будет способствовать подготовке будущих специалистов современного типа, свободно владеющих информационными технологиями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринева Елизавета Сергеевна, Алисултанова Эсмира Докуевна, Ярычев Муса Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the impact of information technologies on modern society, particularly in the field of education. The author highlights the significant changes in teaching methods and the use of data resources due to the development of IT. The article also describes various categories of information technologies, their application in different areas, and their role in the learning process. The author emphasizes that in the world of education, IT is becoming increasingly mandatory and is used for both management and actual learning. The authors believe that at the moment, the country's universities are creating conditions for the organization of effective communicative interaction between teachers and students, students among themselves, with the maximum use of information technologies, taking into account the socio-cultural realities and technological level of development of our country. As a result, the active development of educational platforms in universities will contribute to the training of future specialists of a modern type, who are fluent in information technologies necessary for the implementation of professional activities.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

Литература:

1. Аверьянова, Т.А. Касатова, Г.А. Педагогические условия формирования технологической культуры обучающихся школы / Т.А. Аверьянова // «Мир науки». - 2018. - №6. - URL: https://mirnauki.com/PDF/74PDMN618.pdf

2. Поляк, Д.А. Использование праксеологического подхода для формирования у школьников умений осуществлять преобразовательную деятельность в процессе обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.А. Поляк; Урал. пед. гос. ун-т. - СПб., 2007. - 20 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-prakseologicheskogo-podkhodadlya-formirovaniya-u-shkolnikov-umenii-osushchestv/read

3. Серебренников, Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для вузов / Л.Н. Серебренников. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 226 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант, старший преподаватель Гринева Елизавета Сергеевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информатика и вычислительная техника», директор Института прикладных информационных технологий Алисултанова Эсмира Докуевна

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова (г. Грозный); старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Ярычев Муса Увайсович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья анализирует влияние информационных технологий на современное общество, в образовательной сфере. Авторы обращают внимание на значительное изменение в способах обучения и использования ресурсов данных благодаря развитию ИТ. Статья также описывает различные категории информационных технологий, их применение в различных областях и их роль в учебном процессе. В статье делается акцент на то, что в мире образования ИТ становятся все более обязательными и используются как для управления, так и для самого обучения. Авторы считают, что в настоящий момент в вузах страны создаются условия для организации эффективного коммуникативного взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами между собой, с максимальным использованием информационных технологий, с учётом социокультурных реалий и технологического уровня развития нашей страны. В результате, активное развитие в вузах образовательных платформ будет способствовать подготовке будущих специалистов современного типа, свободно владеющих информационными технологиями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова, информационные технологии, образование, информатизация, обучение, научные технологии, профессии, педагогическая технология, технологии обучения, ЭВМ, управление, совместная научная деятельность.

Annotation. The article analyzes the impact of information technologies on modern society, particularly in the field of education. The author highlights the significant changes in teaching methods and the use of data resources due to the development of IT. The article also describes various categories of information technologies, their application in different areas, and their role in the learning process. The author emphasizes that in the world of education, IT is becoming increasingly mandatory and is used for both management and actual learning. The authors believe that at the moment, the country's universities are creating conditions for the organization of effective communicative interaction between teachers and students, students among themselves, with the maximum use of information technologies, taking into account the socio-cultural realities and technological level of development of our country. As a result, the active development of educational platforms in universities will contribute to the training of future specialists of a modern type, who are fluent in information technologies necessary for the implementation of professional activities.

Key words, information technology, education, informatization, training, scientific technology, professions, pedagogical technology, teaching methods, computer, management, collaborative scientific activity.

Введение. В настоящее время роль информационных технологий очень велика. Выйти из дома без мобильного устройства для многих является большой проблемой. Чтение книг, запись и подпись документации, социальное взаимодействие, обучение, транспортные передвижение и даже покупка одежды, обуви, бытовой химии и продуктов происходят через смартфон.

Можно сказать, что современный социум с головой погрузился в процесс информатизации. Он содержит в себе возможность и доступность каждого человека к источникам информации, в мир научных технологий, производственные и общественные сферы. Происходит не только резкий прорыв научно-технической ступени развития цивилизации, но и придача интеллекта всем видам человеческой деятельности.

Благодаря всевозможным технологиям появились десятки, даже сотни новых профессий. Это подарило человечеству не только способы заработка, но и совершенно другие возможности для развития старых сфер деятельности.

Изложение основного материала статьи. Одним из приоритетных направлений по развитию информационных технологий в данный момент является образовательная сфера. Информатизация в образования является обобщением систем методов, программно-технических средств и процессов, созданных и собранных с целью сбора, обработки, хранения, передачи и использования данных с целью достижения максимально успешного процесса обучения. Именно по этой причине в России происходит становление новой системы образования, ставящей ориентиры на вхождение в международную информационно-образовательную систему. Это принесет плоды не только в способах подачи материала и облегчении работы преподавателей, но и поможет актуализировать данные еще в процессе обучения или исследования, отсутствие обязательной интеграции данных между странами, а также предложит новые способы для совместной научной деятельности ученых, преподавателей и учащихся.

Данный процесс не может существовать в рамках стабильности. Он будет требовать постоянных изменений в педагогической теории, учебно-воспитательном процессе, связанных с коррекцией технологий обучения.

Информационные технологии (ИТ) обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Информационные технологии стремятся к качественному формированию и использованию ресурсов данных, в зависимости от запросов пользователя. Методами ИТ являются любые методы обработки данных. Среда может быть и математической, информационной, программной, аппаратной и т.д.

Информационные технологии делятся на две основные категории:

1. Все технологии, обеспечивающие структурированную сохранность информации. В данный вид входят теле и видео текст, электронные библиотеки и лаже банки. При таком подходе юзер может только обрабатывать или просто получать только уже готовый материал, но не имеет доступа к внедрению изменений.

2. В данную категорию входят все сервисы для прямой работы с данными, с их обработкой и внедрением новой информации. В этой группе содержится еще две, в зависимости от способностей работы.

a. Избирательный интерактив;

b. Полный интерактив.

Также ИТ можно структурировать по области применения (научная сфера, сферы образования, культуры, экономики, производства, военного дела и т.д.) и степени использования в них электронно-вычислительных машин (обязательное наличие ЭВМ, с включением деятельности ЭВМ, бескомпьютерные технологии).

В мире образования информационные технологии используются либо доя обеспечения управления, либо обучения как такового. Соответственно существует и деление на использование ЭВМ в подобной деятельности.

Информационная технология без участия компьютера в образовании используются очень часто и повсеместно.

Ит с участием ЭВМ становятся обязательными и с каждым годом требования к их наличию и сдаче ужесточаются. Они используются для поиска, написания и защите заданного материала для самостоятельной деятельности, а также для контроля успеваемости.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

- технологии, использующие обучающие программы ЭВМ;

- мультимедийные технологии;

- технологии дистанционного обучения.

- компьютерные ИТ представления информации.

Компьютерные IT в 2023 году можно разделить на:

- ПК-Система с возможностью полной автоматизации всех процессов управления, направленные только на единственного пользователя. Данный вид получил свое распространение еще конце 20 века, в 80-ых годах. Так как он стремительно развивался и по функциональным возможностям был готов перейти на другой уровень, машины, относимы к ПК стали доступными к покупке практически каждым, имеющим средства дохода, людям.

- Корпоративные компьютеры (main frame) - совокупность небольшого количества ЭВМ, направленных на обеспечение бесперебойной работы одной компании.

- Суперкомпьютеры являются максимально сильными машинами, работающими в предельно возможной мощности, полученной к данному промежутку времени. В основном, их используют в военной сфере или космической промышленности и, даже, в глобальной научно-исследовательской деятельности и всемирном прогнозе погоды.

Данная классификация не является окончательной или безусловной. Нет строгих характеристик позволяющих разделить данные о машинах.

В системе обучения и образования в России на данный момент хранится огромное количество данных, в том числе:

- программные продукты, направленные на обучение,

- методические пособия,

- рабочие программы,

- цифровые образовательные ресурсы, содержащие методические материалы к учебным пособиям.

В большом количестве они являются индивидуальными с небольшим наличием плагиата, чаще всего, он же является прямым цитированием. Постоянно появляются обновления, в том числе системы интеллектуального обучения. Она сочетает в себе способные к постоянным изменениям базы данных, ведет систематизацию актуальных инноваций, содержит в себе индивидуальный подход, и даже автоматизирует подбор системы обучения. Наличие мультимедийного оборудования облегчает деятельность преподавателя, а также повышает уровень мотивации, заинтересованности и простоты использования знаний ученика.

Также, наряду со стандартными, всем известными проектором, микрофоном и тому подобными средствами имеет место технология Virtual reality - виртуальной реальности. Она позволяет не только проще воспринимать материал, но и полностью погружаться в него, с полным ощущением прямого присутствия. Тестирование подобных технологий началось в 2010-х годах в образовании и имели колоссальный успех. И он абсолютно оправдан - например на уроках астрономии, окружающего мира или истории.

Гипертекстовая методика обучения давно используется в онлайн образовании (видеокурсах, обучающих текстовых и мультимедийных платформах).

Данная система базируется на постоянно адаптируемом материале в зависимости от ответов пользователя на предыдущий материал. Такая технология позволяет моментально находить и устранять пробелы в знаниях обучаемого. После некоторого количества неправильных ответов в рамках одной темы, пользователю будет как минимум предложено повторное изучение раздела. Таким образом не обязательно искать групповой подход и очень легко можно дифференцировать подачу материала.

Системы обмена данными с помощью сети интернет называются web-технологии. Они, наряду с остальными, используются в образовании. Эта инновация предоставляет доступ практически ко всем знаниям мира, и этот ресурс неисчерпаемый. Однако имеется существенный минус- наряду с полезной, проверенной структурой данных, можно найти абсолютно не то, что искал, или, просто не достоверные источники.

К такому широкому спектру знаний и технологий, естественно, есть правила использования и критерии возможностей работы. Например:

- ведущая роль преподавателя в течении учебного занятия;

- четкое дифференцирование работы с ИТ на занятиях, и каким именно;

- актуальность данных и отсутствие противоречий ФГОС;

- обоюдная связь студент -преподаватель.

Но, подобные технологии опережают их задокументированное использование приблизительно на 5-10 лет. Данному факту существует множество логических объяснений.

- Принятие законов производится очень долго и на нескольких уровнях;

- Оборудование в учебных заведениях для внедрения новейших технологий полностью, а для новых присутствует частично или также, не имеется в наличии;

- Для организации подобных занятий преподаватель должен проходить обучение, неизвестно как именно его организовывать;

- Слишком маленький процент молодых специалистов, в соотношении с общим рабочим числом преподавателей;

- Отсутствие материального обеспечения у семей учеников, как следствие, и техники, на которой можно было бы предоставлять обратную связь.

Для интеграции подобных систем педагогическому составу нужно обладать следующими характеристиками:

- Преподаватель должен уметь чётко определять любые образовательные цели, которые собираются решить в ходе своей методический исследовательской и образовательной деятельности с учениками.

- Преподаватель должен быть знаком со всеми средствами обучения с библиотекой файлов сформированный базе данных, а также иметь стратегию по поиску, развитию и использования необходимых информационных материалов.

- Преподаватель должен постоянно актуализировать источники информации, способы доступа и обработки данных, а также иметь возможность реализовывать приобретённое умение, навыки не только для информационных технологий, но на практике.

На данный момент в школах университетах использующие подобные системы, идёт проверка в том числе личных сообщений между преподавателями и учениками, во избежание ошибок или спорных моментов. Так же любые методические рекомендации также рабочие индивидуальные планы хранятся в электронном виде, в котором доступ имеет не только преподавателей высшее руководство, но и целый отдел по работе с айти технологиями. Более того ученикам на период предоставляется доступ к перечням тем, изучаемых в течении четверти или же семестра для того, чтобы они могли спланировать своё время свои силы. Любые практические задания, например: лабораторные или аудиторные и домашние вносятся также в иерархию системы. Такая полная электронная отчётность позволяет предоставлять доступ в любом спорном моменте.

Так же данная технология максимально полезным для студентов с ограниченными возможностями или просто временно не находящихся на занятиях. Например, если ученик заболел, он имеет доступ к лекционному и практическому материалу, может выполнить его из дома.

Тоже самое касается и преподавателей, находящихся на больничном или в командировках. Для того чтобы не делегировать свои классы и обязанности другим преподавателем. Они могут отправлять задания и методические рекомендации, также теоретический материал.

Одной из главной особенностей подобного обучения является фрагментация всего учебного процесса, составление циклов. Каждый подобный этап должен завершаться контролем знаний, например, тестирование вопросами, совокупностью задания, в некоторых случаях - контрольными работами. При правильном выполнении и отсутствие ошибок у учащихся они получают новую дозу информации и могут приступить к исполнению следующей фракции обучения если же большой процент обучающихся совершает большое количество ошибок он предлагается помощь и дополнительные объяснения [4].

При таком подходе учитываются индивидуальные особенности каждого обучаемого, и они могут работать самостоятельно овладевать любым учебным материалом в посильном для них темпе результатами выполнения таких контрольных заданий фиксируется то на сколько подготовлены индивидуально.

Таким образом мы можем убрать любые вопросы личного отношения между преподавателем и студентом, так как благодаря использования информационных технологий. Студенты получают возможность выполнять задания, которые идут в зачёт, накапливаются и в результате к экзамену или зачёту студент подходит уже имея определённый балл, выставленный по совокупности выполненных заданий. При этом на экзамене или зачёте студент может или согласиться с полученным баллом или улучшить его на экзамене или зачёте путём ответа на билет. Такая система практикуется в Московский финансово-промышленный университет "Синергия" [1].

При этом, используя возможности образовательной среды вуза, каждый обучающийся получает доступ ко всей информации, которую он мог упустить при работе на изначальном этапе.

С точки зрения преподавателя он становится организатором обучения, может предоставлять дополнительную информацию студентам, а также для него упрощается любая деятельность, связанная с проверками необходимых заданий, которые должен выполнить каждый студент для допуска к зачёту или экзамену. Подобный подход к контролю знаний студентов практикуется во многих вузах страны, в частности, в Московском финансово-промышленном университете "Синергия".

Вся же лекционная информация будет уже хранится из года в год на платформах по обучению, единственным важным аспектом для преподавателя будет являться её актуализации - модернизация.

Подобное программное обучение возникло ещё в начале 50 годов 20 века.

Американский психолог Б. Скинер предложил повысить эффективность управления усвоения материала и построить его как программу подачи порции информации и их контроля далее Н. Краудер разработал разведённые программы, в которых зависимость результатов контроля предлагали ученикам дополнительный материал для индивидуального изучения, такое развитие технологий будет зависеть от разработки путей управления внутренней психологической деятельности человека. В частности, необходимы разработки , направленные на повышение эффективности информационных технологий в образовательном процессе [3].

Хотелось бы так отметить, что практическое влияние информационных технологий касается не только образовательного процесса.

Так, в Грозненском государственном нефтяном техническом университете им. М.Д. Миллионщикова была разработана Автоматизированная система поддержки обучения в вузе (на примере ПППТ) [2].

Данная компьютерная Программа предназначена для поддержки учебного процесса в вузе, в частности:

- для размещения контента учебных дисциплин;

- для возможности проведения обсуждений на занятиях в интерактивном режиме с применением Интернет-технологий;

- выставления оценок;

- записи лекций и синхронного обучения.

Данная компьютерная программа представляет собой веб-платформу для онлайн тестирования обучающихся в вузе по профильным дисциплинам, которая помогает преподавателю оценить степень усвоения студентами материала дисциплины.

Тем самым создаются условия для организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе с максимальным использованием информационных технологий в образовательном процессе современного вуза, с учётом социокультурных реалий и технологического уровня развития нашей страны [5].

В результате, активное развитие в вузах страны образовательных платформ будет способствовать подготовке будущих специалистов современного типа, свободно владеющих информационными технологиями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности (не только в образовании, но ив других отраслях) [6].

Выводы. Статья рассматривает значимость информационных технологий (ИТ) для образования. Она подчеркивает важность знания педагогами всех доступных средств обучения, гибкость и обновление информационных источников, а также активное применение приобретенных умений в реальной деятельности.

Статья обсуждает внедрение ИТ в образование на школьном и университетском уровне, а также подчеркивает их особую полезность для людей с ограниченными возможностями, обучающихся вне учебных заведений.

Кроме того, в статье освещается фрагментация учебного процесса и контроль знаний для учащихся, что позволяет учитывать их индивидуальные особенности и работать в индивидуальном темпе. Это также устраняет вопросы о субъективном отношении преподавателей к ученикам.

Мы так же считаем крайне важным разработку методических рекомендаций и их применению в образовательной практике системы управления внутренней психологической деятельности обучаемых в образовательном процессе, основанном на информационных и компьютерных технологиях.

Литература:

1. Алборова, С.З. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза / С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 4 (101). - С. 120-123

2. Алисултанова, Э.Д. Исследование и разработка автоматизированной системы поддержки обучения в вузе (на примере ИПИТ) / Э.Д. Алисултанова, H.A. Моисеенко, Д.М. Намаева, М.М. Намаева, А.Р. Магомадова, Л.С.А. Хасухаджиева / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023613308, 14.02.2023. Заявка № 2022682096 от21.11.2022.

3. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. —Москва: Издательство Юрайт, 2023. -372 с.

4. Савенков, А.И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов / А.И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 400 с.

5. Сорокопуд, Ю.В. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы / Ю.В. Сорокопуд, A.C. Канюк, Г.С.Х. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 3 (100). - С. 332-334

6. Чаусов, Д.Н. Технология "Web-квест" как инновационный инструмент подготовки кадров для цифровой экономики / Д.Н. Чаусов, Л.А. Терехова, Г.С. Гринева // Экономика образования. - 2023. - № 1(134). - С. 56-69

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 376.545

кандидат педагогических наук, доцент Грушецкая Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома); кандидат педагогических наук, доцент Щербинина Ольга Станиславовна ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома); преподаватель Сергеева Оксана Александровна

ОГПОУ «Галичский педагогический колледж» (г. Кострома)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В условиях профессиональной образовательной организации особые категории обучающихся требуют специфики психолого-педагогического сопровождения, с учетом особенностей и трудностей их развития. Одной из таких категорий являются талантливые обучающиеся. Яркие, инициативные, они уже имеют реальные практически достижения в интересующей их сфере деятельности. При этом особое значение имеет создания условий для раскрытия их возможностей и полноценного развития способностей. К сожалению, не всегда талантливые обучающиеся реализуют себя в полной мере. По результатам наших исследований, нередко причиной этому становятся сложности в сфере социального развития молодых людей. Трудности социального развития могут стать фактором виктимизации. Изучению этой проблемы посвящено наше исследование. В статье актуализированы вопросы развития личности талантливых обучающихся, их становления в процессе включения в деятельность педагогического колледжа. Цель статьи: выявить и проанализировать личностные особенности талантливых обучающихся, особенности их коммуникации, межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: развитие, социальное развитие, талант, талантливые обучающиеся, педагогический колледж.

Annotation. In the conditions of a professional educational organization, special categories of students require specific psychological and pedagogical support, taking into account the peculiarities and difficulties of their development. One of these categories is talented students. Bright, proactive, they already have real practical achievements in the field of activity they are interested in. At the same time, it is of particular importance to create conditions for the disclosure of their capabilities and the full development of their abilities. Unfortunately, talented students do not always realize themselves to the fullest. According to the results of our research, difficulties in the field of social development of young people are often the reason for this. Difficulties of social development can become a factor of victimization. Our research is devoted to the study of this problem. The article actualizes the issues of personality development of talented students, their formation in the process of inclusion in the activities of the pedagogical college. The purpose of the article: to identify and analyze the personal characteristics of talented students, the peculiarities of their communication, interpersonal interaction.

Key words: development, social development, talent, talented students, pedagogical college.

Исследование выполнено за счет грантаРоссийского научного фонда № 23-28-01034, https://rscf.ru/project/23-28-01034/

Введение. Важным стратегическим направлением развития системы образования в нашей стране является работа с талантливой молодежью. Концепция государственной молодежной политики РФ и ряд других законодательных актов в сфере образования определяют значимым направлением работы системы профессионального образование развитие потенциала обучающихся, обеспечение поддержки студентов в социальном, личностном, профессиональном развитии [1].

Согласно Стратегии государственной молодежной политики под категорией «талантливая молодежь» мы будем понимать молодых людей в возрасте 14-30 (35) лет, обладающих исключительными творческими способностями, добивающихся высоких результатов в разных областях науки и практики, являющихся получателями грантов, стипендий, лауреатами конкурсов, победителями олимпиадно-конкурсного движения и т.д. [2].

По результатам наших исследований одним из определяющих факторов успешности талантливых обучающихся является благополучие в сфере социального развития [3].

Феномен «социальное развитие» с точки зрения социологического подхода может быть определен как процесс, в котором происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.