Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / социальное развитие / талант / талантливые обучающиеся / педагогический колледж / development / social development / talent / talented students / pedagogical college

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна, Щербинина Ольга Станиславовна, Сергеева Оксана Александровна

В условиях профессиональной образовательной организации особые категории обучающихся требуют специфики психолого-педагогического сопровождения, с учетом особенностей и трудностей их развития. Одной из таких категорий являются талантливые обучающиеся. Яркие, инициативные, они уже имеют реальные практически достижения в интересующей их сфере деятельности. При этом особое значение имеет создания условий для раскрытия их возможностей и полноценного развития способностей. К сожалению, не всегда талантливые обучающиеся реализуют себя в полной мере. По результатам наших исследований, нередко причиной этому становятся сложности в сфере социального развития молодых людей. Трудности социального развития могут стать фактором виктимизации. Изучению этой проблемы посвящено наше исследование. В статье актуализированы вопросы развития личности талантливых обучающихся, их становления в процессе включения в деятельность педагогического колледжа. Цель статьи: выявить и проанализировать личностные особенности талантливых обучающихся, особенности их коммуникации, межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна, Щербинина Ольга Станиславовна, Сергеева Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the conditions of a professional educational organization, special categories of students require specific psychological and pedagogical support, taking into account the peculiarities and difficulties of their development. One of these categories is talented students. Bright, proactive, they already have real practical achievements in the field of activity they are interested in. At the same time, it is of particular importance to create conditions for the disclosure of their capabilities and the full development of their abilities. Unfortunately, talented students do not always realize themselves to the fullest. According to the results of our research, difficulties in the field of social development of young people are often the reason for this. Difficulties of social development can become a factor of victimization. Our research is devoted to the study of this problem. The article actualizes the issues of personality development of talented students, their formation in the process of inclusion in the activities of the pedagogical college. The purpose of the article: to identify and analyze the personal characteristics of talented students, the peculiarities of their communication, interpersonal interaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Статья обсуждает внедрение ИТ в образование на школьном и университетском уровне, а также подчеркивает их особую полезность для людей с ограниченными возможностями, обучающихся вне учебных заведений.

Кроме того, в статье освещается фрагментация учебного процесса и контроль знаний для учащихся, что позволяет учитывать их индивидуальные особенности и работать в индивидуальном темпе. Это также устраняет вопросы о субъективном отношении преподавателей к ученикам.

Мы так же считаем крайне важным разработку методических рекомендаций и их применению в образовательной практике системы управления внутренней психологической деятельности обучаемых в образовательном процессе, основанном на информационных и компьютерных технологиях.

Литература:

1. Алборова, С.З. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза / С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 4 (101). - С. 120-123

2. Алисултанова, Э.Д. Исследование и разработка автоматизированной системы поддержки обучения в вузе (на примере ИПИТ) / Э.Д. Алисултанова, H.A. Моисеенко, Д.М. Намаева, М.М. Намаева, А.Р. Магомадова, Л.С.А. Хасухаджиева / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023613308, 14.02.2023. Заявка № 2022682096 от21.11.2022.

3. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. —Москва: Издательство Юрайт, 2023. -372 с.

4. Савенков, А.И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов / А.И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 400 с.

5. Сорокопуд, Ю.В. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы / Ю.В. Сорокопуд, A.C. Канюк, Г.С.Х. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 3 (100). - С. 332-334

6. Чаусов, Д.Н. Технология "Web-квест" как инновационный инструмент подготовки кадров для цифровой экономики / Д.Н. Чаусов, Л.А. Терехова, B.C. Гринева // Экономика образования. - 2023. - № 1(134). - С. 56-69

Педагогика

УДК 376.545

кандидат педагогических наук, доцент Грушецкая Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома); кандидат педагогических наук, доцент Щербинина Ольга Станиславовна ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома); преподаватель Сергеева Оксана Александровна

ОГПОУ «Галичский педагогический колледж» (г. Кострома)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В условиях профессиональной образовательной организации особые категории обучающихся требуют специфики психолого-педагогического сопровождения, с учетом особенностей и трудностей их развития. Одной из таких категорий являются талантливые обучающиеся. Яркие, инициативные, они уже имеют реальные практически достижения в интересующей их сфере деятельности. При этом особое значение имеет создания условий для раскрытия их возможностей и полноценного развития способностей. К сожалению, не всегда талантливые обучающиеся реализуют себя в полной мере. По результатам наших исследований, нередко причиной этому становятся сложности в сфере социального развития молодых людей. Трудности социального развития могут стать фактором виктимизации. Изучению этой проблемы посвящено наше исследование. В статье актуализированы вопросы развития личности талантливых обучающихся, их становления в процессе включения в деятельность педагогического колледжа. Цель статьи: выявить и проанализировать личностные особенности талантливых обучающихся, особенности их коммуникации, межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: развитие, социальное развитие, талант, талантливые обучающиеся, педагогический колледж.

Annotation. In the conditions of a professional educational organization, special categories of students require specific psychological and pedagogical support, taking into account the peculiarities and difficulties of their development. One of these categories is talented students. Bright, proactive, they already have real practical achievements in the field of activity they are interested in. At the same time, it is of particular importance to create conditions for the disclosure of their capabilities and the full development of their abilities. Unfortunately, talented students do not always realize themselves to the fullest. According to the results of our research, difficulties in the field of social development of young people are often the reason for this. Difficulties of social development can become a factor of victimization. Our research is devoted to the study of this problem. The article actualizes the issues of personality development of talented students, their formation in the process of inclusion in the activities of the pedagogical college. The purpose of the article: to identify and analyze the personal characteristics of talented students, the peculiarities of their communication, interpersonal interaction.

Key words: development, social development, talent, talented students, pedagogical college.

Исследование выполнено за счет грантаРоссийского научного фонда № 23-28-01034, https://rscf.ru/project/23-28-01034/

Введение. Важным стратегическим направлением развития системы образования в нашей стране является работа с талантливой молодежью. Концепция государственной молодежной политики РФ и ряд других законодательных актов в сфере образования определяют значимым направлением работы системы профессионального образование развитие потенциала обучающихся, обеспечение поддержки студентов в социальном, личностном, профессиональном развитии [1].

Согласно Стратегии государственной молодежной политики под категорией «талантливая молодежь» мы будем понимать молодых людей в возрасте 14-30 (35) лет, обладающих исключительными творческими способностями, добивающихся высоких результатов в разных областях науки и практики, являющихся получателями грантов, стипендий, лауреатами конкурсов, победителями олимпиадно-конкурсного движения и т.д. [2].

По результатам наших исследований одним из определяющих факторов успешности талантливых обучающихся является благополучие в сфере социального развития [3].

Феномен «социальное развитие» с точки зрения социологического подхода может быть определен как процесс, в котором происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни

или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах [7].

В психологии социальное развитие понимается как развитие его психики и личности в целом в процессе установления многообразных социальных отношений [7].

A.M. Щетинина, видит смысл социального развития ребенка в присвоении общественной сущности человека - от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем [8].

Социальное развитие личности определяется знанием основных правил общения; умением общаться со сверстниками и взрослыми людьми, умением ориентироваться не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; чутким реагированием на изменение отношения, настроения, умением управлять своим поведением.

Талантливые молодые люди могут столкнуться с такими трудностями в сфере социального развития, как: сложности во взаимоотношениях со сверстниками, которые могут быть связаны с недостаточно сформированными навыками поведения в учебной и внеучебной деятельности; непринятие социальных норм и требований коллектива, где они учатся; слабая рефлексия своего поведения и своей деятельности [5]. Помимо этого в юношеском возрасте талантливые молодые люди часто испытывают трудности профессионального самоопределения и выбора будущей профессии [6].

Перечисленные трудности социального развития такой категории обучающихся проявляются в различных формах дезадаптивного поведения (неудовлетворенность самим собой и своими взаимоотношениями с другими людьми, неустойчивая самооценка, мотивация к деятельности и другие). Результаты наших исследований (2017-2023) подтверждают существование перечисленных проблем и говорят о необходимости особого внимания кданной категории молодежи [1].

Изложение основного материала статьи. Изучение особенностей социального развития талантливых обучающихся проводилось нами на базе ОГБОУ СПО «Галичский педагогический колледж».

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.

Существует стереотип о том, что колледж - низкая ступень образования, что в корне неверно. Отличие колледжа в том, что оно обеспечивает профессиональные знания, главная задача колледжа - подготовка компетентных и грамотных специалистов-практиков [4].

В педагогическом колледже г. Галича ведется подготовка будущих педагогов по следующим направлениям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование».

Всего в колледже обучается 160 человек. Выборка нашего исследования составила 20 человек, обучающиеся 2-4 курсов - победители олимпиад профессионального мастерства и творческих конкурсов различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский), исследование проходило в ноябре 2023 года.

С целью выявления особенностей социального развития молодежи нами использовались следующие методики:

1. Методика диагностики готовности к саморазвитию;

2. Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеева);

3. Диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер);

4. Анкета для друзей (О.С. Щербинина, И.Н. Грушецкая).

Результаты диагностики показали, что 40% испытуемых обладают высоким уровнем готовности к саморазвитию, склонны к рефлексии, осознанию своих мыслей, чувств, поступков. Инициативны, открыты новому опыту, целеустремлены, имеют четкое представление о своем будущем, стремятся к самопознанию, умеют брать на себя ответственность. Стараются не сдаваться в случае трудностей и неудач, верят в свои силы. В решении задач полагаются на собственные способности, не рассчитывая на помощь окружающих. Обучающиеся умеют работать над собой, осознают свои недостатки и стремятся их исправить.

55% опрошенных показали средней уровень готовности к саморазвитию, но со средним баллом близкому к высокому уровню. Такие обучающиеся отличаются стремлением приобретать новые знания по интересующим темам, проявлением настойчивости и упорством в достижении значимых для него целей. В случае необходимости готовностью взять на себя ответственность. Знанием своих достоинств и недостатков, но не всегда имеющим желание и возможность что-то в себе менять. Студенты со средним уровнем готовности к саморазвитию характеризуются достаточно хорошим умением осознавать свои мысли и чувства, но не склонным к глубокому и тщательному обдумыванию собственных действий, поступков.

Лишь 5% студентов отметились низким уровнем готовности к саморазвитию. При данных показателях проявляется пассивность, умение полагаться скорее на обстоятельства и других людей, чем на собственные силы. Довольствуется готовыми шаблонами и имеющимися знаниями, не стремится приобретать новые, не склонен к самоанализу. Старается избегать ответственности. Возможные препятствия и неудачи могут заставить отступить от поставленной цели. Не в полной мере признает свои недостатки или не считает нужным над ними работать. Стоит отметить, что результаты данных опрошенных являются «пограничными» со средним уровнем.

Результаты диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер) показали, что 35% опрошенных обладают высоким коммуникативным контролем, что характеризует сдержанного человека, следящего за собой и своей речью, управляющего выражением своих эмоций. У 60% испытуемых отмечается средний уровень коммуникативного контроля. Люди искренне относящиеся к другим, сдержанные в эмоциональных проявлениях, соотносящие свои реакции с поведением окружающих людей. 5% испытуемых отметились низким уровнем коммуникативного контроля, что характеризуется высокой импульсивностью в общении, открытостью, раскованностью, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

«Диагностика телесного Я» - методика, разработанная И.В. Лыбко направлена на самоотношение и самовосприятие. Методика диагностики ранжируется по шкалам: самоприятие телесного я и влияние другого на отношение к собственному телу. Достоверность результатов опросника контролировалась применением шкалы коррекции (шкалы лжи) на основе вопросов о социальной желательности. Если респондентом набирается 5-6 баллов по данной шкале, результат опросника данного респондента считается недостоверным.

Исходя из результатов диагностики, 65% испытуемых принимают образ телесного Я, испытывают чувство симпатии к себе и своему телу, принимают себя, прислушиваются к информации, исходящей изнутри тела. Тело в таком случае не рассматривается как объект или имущество, испытуемые воспринимают его как часть собственного Я.

У 35% опрошенных всё же преобладает фактор «Влияние другого на отношение к собственному телу», данный фактор характеризуется тенденцией к неприятию собственной телесности и высокому уровню зависимости эмоционального отношения и оценки собственного тела от оценки окружающих людей.

Стоит отметить, что результаты каждого респондента являются достоверными, так у всех опрошенных результаты по шкале лжи не превышали 4 баллов. Для определения выраженности коммуникативных и организаторских способностей была проведена методика КОС (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).

В ходе обработки результатов данной методики мы получили следующие сведения (табл. 1):

Таблица 1

Результаты методики коммуникативных и организаторских способностей (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Коммуникативные способности Организаторские способности

Низкий уровень 1 человек 2 человека

Ниже среднего 1 человек 1 человек

Средний уровень 7 человек 9 человек

Высокий уровень 8 человек 6 человек

Очень высокий уровень 3 человека 2 человека

Средний уровень коммуникативных способностей составил - 0,61. Средний уровень организаторских способностей составил - 0,72.

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Результаты респондентов представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по Методике исследования самоотношения Р.С. Пантелеева

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Шкала «Закрытость» 9 7 4

Шкала «Самоуверенность» 3 8 9

Шкала «Саморуководство» 2 6 12

Шкала «Отраженное самоотношение» 1 11 8

Шкала «Самоценность» 4 7 9

Шкала «Самопринятие» 2 7 11

Шкала «Самопривязанность» 3 11 6

Шкала «Внутренняя конфликтность 5 12 3

Шкала «Самообвинение» 7 12 1

Также нами была проведена авторская методика «Анкета для друзей» (авторы О.С. Щербинина, И.Н. Грушецкая) с целью выявления особенностей межличностных отношений талантливых обучающихся со сверстниками и взрослыми.

Результаты анкетирования показали, что большинство талантливых обучающихся педагогического колледжа считают себя полностью здоровыми (65%), периодически возникают проблемы со здоровьем (20%), есть наследственные и хронические заболевания (15%).

Стоит отметить, что будущие педагоги готовы поделиться своим секретом с близкими друзьями.

У большинства респондентов друзья живут в других городах (45%), у 25% опрошенных есть друзья в группе. При этом подавляющее большинство студентов отмечают, что имеют лишь два-три близких друга преимущественно из другого города. С одногруппниками у большинства испытуемых складываются доверительные отношения, они отмечают, что их мнение в учебной группе принимают и ценят, но 5% испытуемых всё же не общаются со своими одногруппниками.

Подавляющее большинство испытуемых (75%) отмечают преподавателей как наставников и авторитетов, что указывает на доверительные взаимоотношения между педагогами и студентами. Мнения в вопросе общения с родителями

разделились, двумя преобладающими выборами являются: «Родители - близкие друзья» (45%) и «Уважаю и ценю своих родителей» (45%), позицию «Родители меня не понимают» выбрали 10% опрошенных.

Выводы. Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей социального развития талантливых молодых людей. Полученные результаты показали, что:

1. Талантливые молодые люди показывают хороший уровень готовности к саморазвитию, признавая его значимость. Большинство опрошенных продемонстрировали высокий и средний уровень готовности к саморазвитию.

2. Значительное количество респондентов отличается достаточным уровнем коммуникативного контроля.

3. «Диагностика телесного Я» показала, что 35% опрошенных характеризуются тенденцией к неприятию собственной телесности и высокому уровню зависимости эмоционального отношения и оценки собственного тела от оценки окружающих людей.

4. Результаты исследования продемонстрировали достаточно высокие показатели коммуникативных и организаторских способностей у опрошенных молодых людей. Средний уровень коммуникативных способностей - 0,61. Средний уровень организаторских способностей - 0,72.

5. Методика исследования самоотношения P.C. Пантелеева показала высокие показатели открытости и самоуверенности талантливых молодых людей. Данные студенты сориентированы на саморуководство в свое жизни и деятельности, имеют свою точку зрения. Наряду с этими показателями талантливые обучающиеся продемонстрировали высокие показатели внутренней конфликтности и самообвинения. Это свидетельствует о наличии негативного фона по отношению к себе и говорит о необходимости психолого-педагогического сопровождения данных молодых людей в процессе становлении собственного «Я» и социальном развитии.

6. По результатам диагностики большинство опрошенных имеют друзей, однако есть обучающиеся, которые не общаются с однокурсниками и имеют недопонимания и сложные отношения с педагогами и родителями. Эти данные также подтверждают необходимость особого внимания к данной категории обучающихся и значимости осуществления их психолого-педагогического сопровождения.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: МИОО, 2005. - 176 с.

2. Грушецкая, И.Н. Особенности решения задач социализации одаренными детьми и талантливой молодежью в организациях различного типа: монография / И.Н. Грушецкая; науч. ред. М.И. Рожков. - Кострома: Костромской государственный университет, 2022. - 163 с.

3. Литвинова, Т.И. Развитие творческой активности студенческой молодежи: опыт внучебной деятельности / Т.И. Литвинова // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». - 2020. - № 2(21). - С. 69-75

4. Сергеева, O.A. Конкурсы профессионального мастерства как условие развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа / O.A. Сергеева // Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми и талантливой молодежью: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (г. Кострома, 15 декабря 2022 г.) / науч. ред. и сост. О.С. Щербинина. - Кострома: Костромской государственный университет, 2023. -С. 179-183

5. Сотникова, Б.Н. Выявление и поддержка одарённых обучающихся в учреждениях СПО (на примере ГБПОУ РС(Я) «ЯКСТ») / Б.Н. Сотникова, A.A. Кычкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. -С. 317-320,-URL: http://e-koncept.ru/2016/56647.htm

6. Федорищева, Б.В. Проблемы работы с одаренными детьми в системе СПО / Б.В. Федорищева // Педагогические технологии при работе с одарёнными обучающимися: материалы педагогических чтений, 15 января 2015 г. - Челябинск: Издательство учебно-методического отдела «ЧКИПТиХП», Выпуск 2. - 74 с.

7. Щербинина, О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: теоретико-методические основания: монография / О.С. Щербинина. - Кострома: Костромской государственный университет, 2021. - 297 с.

8. Щетинина, A.M. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учеб. пособие / A.M. Щетинина. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.

Педагогика

УДК 376.545

кандидат педагогических наук, доцент Грушецкая Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома); кандидат педагогических наук, доцент Щербинина Ольга Станиславовна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТАЛАНТЛИВОЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. Особым средством самореализации и самосовершенствования в обществе, многие люди считают труд на благо других. В учебном заведении обучающиеся имеют возможность участия в различных видах деятельности, в том числе - в волонтерской деятельности. Волонтерское движение является актуальной формой привлечения обучающихся в социальную активность. Особенностями социального развития талантливых обучающихся часто может быть недостаточная уверенность в себе. В связи с чем, деятельность на благо других является для них мощным ресурсом для личностного роста и самореализации. В статье раскрыты потенциалы волонтерской деятельности для обучающихся в условиях вуза. Представлены исследовательские материалы проведенного опроса, участниками которого стали 59 студентов волонтёрского объединения «Атлас добра». В ходе исследования выявлены личные цели, мотивы и особенности участия в социально-значимой деятельности. Исследование показало заинтересованность студентов участия в волонтерской деятельности. Вовлечение в волонтерскую деятельность открывает для талантливых обучающихся новые горизонты возможностей, способствует формированию и расширению социального и профессионального опыта.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерское объединение, волонтерская деятельность, учащаяся молодежь, студенчество, талантливая молодежь, самореализация, вуз, волонтеры в вузе.

Annotation. Many people consider work for the benefit of others to be a special means of self-realization and self-improvement in society. At the educational institution, students have the opportunity to participate in various types of activities, including volunteer activities. The volunteer movement is a relevant form of involving students in social activity. Features of the social development of talented students can often be a lack of self-confidence. In this connection, activities for the benefit of others are for them a powerful resource for personal growth and self-realization. The article reveals the potential of volunteering for students in a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.