Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Т.А., Щербинина О.С.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения психолого-педагогических условий для формирования внутренней мотивации к деятельности одаренных учащихся. Одним из необходимых условий развития одаренных детей является наличие грамотно организованной образовательной среды, при взаимодействии с которой будет обеспечиваться самореализация одаренного ребенка, происходить совершенствование умений и навыков, удовлетворение его познавательных потребностей, достижение высоких результатов в изучаемой области знаний и самораскрытие новых способностей. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что не во всех образовательных организациях создана развивающая образовательная среда, до сих пор преобладают традиционные формы и методы обучения, ориентация на «среднего» ученика, низкий темп организации образовательного процесса. Такая специфика препятствует развитию внутренней мотивации к обучению, а также затрудняет формирование важных личностных характеристик, отсутствие которых усложняет процесс развития и реализации своего таланта, к таким характеристикам можно отнести: нацеленность на преодоление трудностей, упорство в достижении цели, способность к саморефлексии. В статье определены психолого-педагогические условия, при которых развитие мотивации к учебной деятельности у одаренных школьников будет осуществляться более эффективно: насыщенная ресурсным потенциалом образовательная среда для активизации познавательного интереса одаренных школьников; образовательная среда способствует межличностному взаимодействию между субъектами учебно-воспитательного процесса; обеспечивается индивидуальный подход на основе рефлексии, изучения результатов исследования мотивационной сферы одаренных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Т.А., Щербинина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FEATURES OF THE SOCIAL DEVELOPMENT OF GIFTED HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION

The relevance of the article is due to the need to study the psychological and pedagogical conditions for the formation of internal motivation for the activities of gifted students. One of the necessary conditions for the development of gifted children is the presence of a competently organized educational environment, in interaction with which the self-realization of a gifted child will be ensured, skills and abilities will be improved, his cognitive needs will be met, high results will be achieved in the field of knowledge studied and self-disclosure of new abilities. The results of numerous studies indicate that not all educational institutions have created a developing educational environment, traditional forms and methods of teaching still prevail, orientation to the "average" student, low pace of the educational process organization. Such specificity hinders the development of internal motivation to learn, and also complicates the formation of important personal characteristics, the absence of which complicates the process of developing and realizing one's talent, such characteristics include: focus on overcoming difficulties, perseverance in achieving goals, the ability to self-reflection. The article defines the psychological and pedagogical conditions under which the development of motivation for learning activities among gifted schoolchildren will be carried out more effectively: an educational environment saturated with resource potential to activate the cognitive interest of gifted schoolchildren; the educational environment promotes interpersonal interaction between the subjects of the educational process; an individual approach is provided based on reflection, studying the results of the study of the motivational sphere of gifted students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.1, 159.9228.22

Исследование особенностей социального развития одаренных старшеклассников в образовательной среде организации

The study of the features of the social development of gifted high school students in the educational environment of the organization

Белова Т.А., Костромской государственный университет, Институт педагогики и психологии, tanyabelova17@gmail. com

Щербинина О.С., Костромской государственный университет, Институт педагогики и психологии, shcherbinina-olga@list.ru

Belova T., Kostroma State University, Institute of Pedagogy and Psychology, Kostroma, tanyabelova17@gmail.com

Shcherbinina O., Kostroma State University, Institute of Pedagogy and Psychology, shcherbinina-olga@list.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.027

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01034, https://rscf.ru/project/23-28-01034/.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, мотивация, образовательная среда, обучение. Keywords: giftedness, gifted children, motivation, educational environment, training.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения психолого-педагогических условий для формирования внутренней мотивации к деятельности одаренных учащихся. Одним из необходимых условий развития одаренных детей является наличие грамотно организованной образовательной среды, при взаимодействии с которой будет обеспечиваться самореализация одаренного ребенка, происходить совершенствование умений и навыков, удовлетворение его познавательных потребностей, достижение высоких результатов в изучаемой области знаний и самораскрытие новых способностей. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что не во всех образовательных организациях создана развивающая образовательная среда, до сих пор преобладают традиционные формы и методы обучения, ориентация на «среднего» ученика, низкий темп организации образовательного процесса. Такая специфика препятствует развитию внутренней мотивации к обучению, а также затрудняет формирование важных личностных характеристик, отсутствие которых усложняет процесс развития и реализации своего таланта, к таким характеристикам можно отнести: нацеленность на преодоление трудностей, упорство в достижении цели, способность к саморефлексии. В статье определены психолого-педагогические условия, при которых развитие мотивации к учебной деятельности у одаренных школьников будет осуществляться более эффективно: насыщенная ресурсным потенциалом образовательная среда для активизации познавательного интереса одаренных школьников; образовательная среда способствует межличностному взаимодействию между субъектами учебно-воспитательного процесса; обеспечивается индивидуальный подход на основе рефлексии, изучения результатов исследования мотивационной сферы одаренных учащихся.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the psychological and pedagogical conditions for the formation of internal motivation for the activities of gifted students. One of the necessary conditions for the development of gifted children is the presence of a competently organized educational environment, in interaction with which the self-realization of a gifted child will be ensured, skills and abilities will be improved, his cognitive needs will be met, high results will be achieved in the field of knowledge studied and self-disclosure of new abilities. The results of numerous studies indicate that not all educational institutions have created a developing educational environment, traditional forms and methods of teaching still prevail, orientation to the "average" student, low pace of the educational process organization. Such specificity hinders the development of internal motivation to learn, and also complicates the formation of important personal characteristics, the absence of which complicates the process of developing and realizing one's talent, such characteristics include: focus on overcoming difficulties, perseverance in achieving goals,

the ability to self-reflection. The article defines the psychological and pedagogical conditions under which the development of motivation for learning activities among gifted schoolchildren will be carried out more effectively: an educational environment saturated with resource potential to activate the cognitive interest of gifted schoolchildren; the educational environment promotes interpersonal interaction between the subjects of the educational process; an individual approach is provided based on reflection, studying the results of the study of the motivational sphere of gifted students.

Введение. Одаренность остается одним из феноменов человеческой природы, который привлекает внимание множества ученых и практиков, и остается не до конца определенным. Данное явление является многомерным по своему характеру. Существует множество подходов различных авторов к определению понятия и видам одаренности.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, активно занимающийся вопросами способностей, рассматривал понятие

одаренности, как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [11]. Важно отметить, что Б.М. Теплов первым отметил значимость качественных характеристик одаренности, тем самым опередив разработки зарубежных коллег, которые большое количество времени были сконцентрированы лишь на количественных и интеллектуальных компонентах одаренности.

Так, в 1950-х годах зарубежные исследователи преимущественно определяли одаренность с точки зрения высокого бала по тесту но позже многие ученые отказались от данного подхода и стали рассматривать одаренность как с точки зрения интеллекта, так и с точки зрения таких характеристик как креативность, мотивация, вклад человека в культуру и общество [15].

В своей работе мы берем за основу определение, выраженное в Рабочей концепции одаренности, где одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Богоявленская Д.Б., входящая в авторский коллектив разработчиков Рабочей концепции одаренности, обращает внимание на мотивацию одаренных детей, подчеркивая то, что внутренняя мотивация значительно преобладает над внешней, а именно уровень и направленность мотивации является основополагающими показателями феномена одаренности: «...характер мотивационного профиля, за которым стоит система личностных ценностей,

может быть, как стимулирующим фактором, так и фактором, тормозящим развитие способностей одарённого ребенка.» [1;3].

Признаками одаренности являются особенности ребенка, выделяющие его в какой-либо области, а также поднимающие его над общим уровнем. Это высокая степень предрасположенности к усвоению, а также к творческим проявлениям, необычным достижениям в каком-либо виде деятельности [6].

Для многих одаренных детей характерны такие особенности как:

низкий интерес к школе; несовпадение игровых интересов со сверстниками;

- неконформность;

- увлеченность философскими вопросами;

- диссинхрония в сфере физического, интеллектуального, социального и эмоционального развития [1].

Гильбух ЮЗ. предложил свою систему взглядов на особенности одаренных детей:

- ярко выраженная любознательность и познавательная потребность, проявляющаяся в раннем возрасте;

- хорошо развитая память и навыки внимательности, позволяющие быстро выполнять умственные задачи;

развитая

логика

высокие

коммуникативные способности, вербальная креативность;

- творческий подход к выполнению предлагаемых заданий;

сильно развитое творческое мышление и

воображение [2].

Зачастую одаренные дети характеризуются обостренной чувствительностью,

восприимчивостью. Одаренный больше видит, тоньше чувствует, а также могут наблюдать за несколькими явлениями сразу и при этом находить их сходства и различия.

Можно говорить об особенностях развития одаренных детей в трех сферах:

- познавательная - широта восприятия, хорошая память, большой словарный запас, способность к классификации и др.;

- психосоциальная - обостренное чувство справедливости, развитое чувство юмора,

и

соревновательность, преувеличение страхов и повышенная чувствительность и др.;

- сфера физического развития - высокий уровень работоспособности, нестабильность зрения, несоответствие психомоторного развития и познавательных способностей.

Изучая феномен одаренности, важно определить некоторые трудности, возникающие вслед за многочисленными особенностями развития одаренных детей. В выделении трудностей социального развития одаренных детей мы опираемся на взгляды Дж. Уитмора, который выделяет следующие личностные проблемы одаренных: перфекционизм, чувство неудовлетворенности, нереалистичные цели, сверхчувствительность, нетерпимость, трудности взаимоотношений со сверстниками, нахождению близких по духу людей, зачастую нарушение навыков поведения в условиях учебной и внеучебной деятельности [9].

Также стоит отметить ряд признаков дезадаптации одаренных детей:

- неприязнь школы, причиной которой может являться скука на уроках, легкое нахождение ответов на вопросы;

- игровые интересы, несовпадающие со сверстниками. Одаренные дети предпочитают выбирать более сложные и интеллектуальные игры, вследствие чего может оказаться в изоляции от сверстников и зачастую уйти в себя;

- конформность, особенно в те моменты, когда требования взрослых не совпадают с интересами одаренного;

- ранний интерес к философским вопросам;

- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Представленные особенности и трудности оказывают влияние на все сферы развития одаренного ребенка, в том числе и сферу социального развития.

В психолого-педагогической литературе данный феномен рассматривается в широком и узком смысле [4].

В широком смысле социальное развитие - это процесс становления человека как социального существа под влиянием общества, в котором развивается ребенок, усваивает нормы, правила, ценности, традиции культуры и общества [13]. В узком смысле социальное развитие рассматривается как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.

Таким образом, в процессе своего социального развития ребенок активно участвует в жизни социума, выстраивает умение строить социальные отношения с окружающими,

взаимодействует со значимыми людьми ближайшего окружения [12].

С точки зрения А.В. Мудрика своевременному решению задач социального развития способствуют социальная поддержка, референтные группы и потребности личности [7]. М.И. Рожков раскрывает условия успешного социального развития в теории «социального закаливания», то есть включение воспитанников в ситуации, требующие приложения волевых усилий для преодоления негативных влияний социума, способствуя формированию стрессоустойчивости [10].

В психологии под развитием личности понимается формирование социальных качеств индивида в результате его социализации и воспитания и особое значение в этом имеет ближайшее окружение (родители, сверстники, педагоги) [8].

Для полноценного развития особенного ребенка необходимо взаимодействие с социумом, которое в большей степени он получает, находясь в образовательных организациях [5]. Эффективность воспитания и развития одаренного ребенка во многом зависит от продуктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, в которой ребенок пребывает (организации дошкольного, основного, дополнительного образования). Большую роль играет не только взаимодействие педагогов и родителей, но и взаимодействие педагогов внутри коллектива, совместная работа всех специалистов, направленная на развитие и воспитание детей.

Таким образом, для успешного социального развития одаренного ребенка в образовательной организации должна быть выстроена развивающая образовательная среда.

В понимании данного феномена мы опираемся на определение В.А. Ясвина, который понимает образовательную среду как пространственно и/или событийно ограниченную совокупность возможностей для развития личности, возникающих при её взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением [14].

Сегодня практически все

общеобразовательные организации призваны создавать условия для выявления и развития способных и одаренных детей. Для выстраивания эффективной модели работы в данном направлении необходимо использовать знания о компонентах образовательной среды, каждый из которых выполняет свою роль в развитии личности одаренных детей. К таким компонентам относятся пространственно-предметный,

информационный, организационный,

технологический и социальный компонент. Несомненно, что в каждой образовательной среде имеются схожие черты, но всё-таки в каждой образовательной организации существуют свои традиции и условия (организационные, кадровые, финансовые), которые придают каждой модели образовательной среды индивидуализацию. Но во всех ли образовательных организациях данная образовательная среда является эффективной, и насколько в ней созданы психолого-педагогические условия для развития интеллектуально-творческого и личностного потенциала одарённых учащихся?

Обозначенная проблема позволила сформулировать цель нашего исследования: выявить особенности социального развития одаренных старшеклассников, обучающихся в различных образовательных организациях.

Методология исследования. В статье предоставлены результаты исследования, направленные на изучения личностных характеристик одаренных детей, обучающихся в определенной образовательной среде и наличие взаимосвязи между ними.

Методология исследования основывается на научных трудах в области общей и возрастной психологии, педагогики одаренных школьников, теории мотивации поведения и деятельности.

Для изучения заявленной проблемы нами применялся следующий диагностический инструментарий:

- Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина.

- Методика исследования самоотношения СР. Пантилеева.

- Опросник «Субъектная позиция» В.К. Зарецкого.

- Изучение активности ребенка по отношению к школьной и внешкольной деятельности В.С. Юркевич.

- Анкета профессиональных ориентаций.

- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Базами исследования выступили три образовательных организации: Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус» г. Сочи, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Академия Талантов» г. Санкт-Петербург и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» г. Омск. Общая выборка составила 80 человек 14 - 17 лет

(участники образовательных программ в данных организациях).

Результаты исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что одаренные школьники обладают высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, что указывает на умение работать в команде, разделять обязанности в коллективе и организовывать продуктивную работу группы. Средние итоговые показатели коммуникативных и организаторских способностей одаренных обучающихся представляются следующим образом: результаты обучающихся

Образовательного центра «Сириус» имеют самые высокие средние значение - 0,76 балла; средние значения обучающихся Омского

государственного технического университета составляют 0,68 баллов; результаты Регионального центра «Академия талантов» остаются выше нормы - 0,59 баллов.

Подводя итоги по Методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, можно сделать вывод, что большинство испытуемых обладают внутренней честностью, открытостью отношений с самим собой. Обладают глубокой рефлексией, пониманием себя и контролем над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Респонденты чувствуют себя принятыми окружающими за личностные качества, за совершаемые поступки и действия. Большая часть одаренных подростков высоко оценивают ряд своих качеств, собственную неповторимость, но присутствует и те опрошенные, которые имеют глубокие сомнения в своей личности и недооценке собственного «Я». Такое проявление может характеризоваться чрезмерной чувствительностью одаренных детей к замечаниям и критике окружающих в свой адрес, что делает его обидчивым и ранимым и как следствие не доверять своей индивидуальности.

Важную роль играет способность справляться со внешними раздражителями, результаты диагностики свидетельствуют, о том, что не каждый опрошенный имеет навык быстрой адаптации к изменяемым условиям, что может подвергнуть сомнениям собственную значимость. По нашему мнению, данное явление можно объяснить особенностями подросткового возраста. Также можно отметить, что большой уровень испытуемых осознает личную значимость, свой успех и достижения, отмечается готовность совершенствовать себя. Ряд испытуемых критично относится к собственным неудачам, что можно объяснить особенностями одаренных детей, ведь зачастую им свойственно ставить перед собой высокие цели.

Несмотря на высокие показатели по шкалам «Самоценность» и «Самоуверенность» мы отметили достаточно высокие показатели по шкале «Внутренняя конфликтность», что указывает на постоянный контроль над собственным «Я» со стороны одаренного

учащегося, на глубокую оценку всего происходящего с ним, это еще раз подтверждает тот факт, что одаренные дети отличаются высокими требованиями к себе и собственным результатам.

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,83

0,76

0,68

Коммуникативные Организаторские

и Сириус и Академия Талантов и Омск

Рисунок 1. - Результаты диагностики с помощью Методики «Коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин, (п=80)

Самообвинение Внутренняя конфликтность Самопривязанность Самопринятие Самоценность Отраженное самоотношение Саморуководство Самоуверенность Закрытость

9,8

н ОмГТУ

п Академия талантов □ Сириус

9,7

10

Рисунок 2. - Результаты диагностики с помощью Методики исследования самоотношения

С.Р. Пантелеева (п=80)

Результаты Методики исследования субъектной позиции учащихся указывают на то, что большинство одаренных учащихся (65%, 52 школьника) обладают субъектной позицией, то есть отношение к учебной деятельности у одаренных школьников осознанное, они

принимают активное участие в активностях учебной деятельности, способны определить цели и смыслы на будущее, но при этом и находить удовольствие от процесса обучение в настоящем, 33% (26 учащихся) находятся в объектной позиции, такие обучающиеся выполняют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

5

поручения учителей и/или родителей и имеют нацеленность на похвалу взрослых. Лишь 2% (2 человека) оказались в негативной позиции:

обучающиеся способны отрицать важность и ценность обучения, им не важны ни достижения, ни содержательный процесс.

Рисунок 3. - Результаты Методики

Диагностика изучения активности ребенка по отношению к школьной и внешкольной деятельности В.С. Юркевич является одной из самых важных методик диагностики на данном этапе исследования, так как позволяет определить уровень мотивации школьников, обучающихся в определенной образовательной среде. По результатам диагностики изучения активности ребенка по отношению к школьной и внешкольной деятельности В.С. Юркевич видно, что 23% испытуемых обладают высоким уровнем

Ъвания субъектной позиции (п=80)

школьной мотивации, стремятся выполнять все требования и имеют высокие познавательные мотивы. 76% учащихся обладают средним уровнем школьной мотивации. Данный результат является нормой, результаты показывают преобладание познавательных мотивов над социальными. Лишь 1% испытуемых показали низкий уровень, то есть негативное отношение к школе. Такой результат характерен для учеников с низкой мотивацией и психологической неготовностью к школе.

Рисунок 4. - Результаты диагностики изучения активности ребенка по отношению к школьной и внешкольной деятельности (п=80)

Заключение. Проведенное исследование позволило нам определить следующие особенности социального развития одаренных старшеклассников: высокий уровень

коммуникативных и организаторских способностей, внутренняя честность, открытость отношений с самим собой, глубокая рефлексия, пониманием себя и контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу собственной личности, установление высоких целей в деятельности, высоких требований к себе и собственным результатам, что зачастую приводит к негативному отношению к собственным ошибкам и неудачам, это подтверждают высокие результаты по шкале «Внутренняя конфликтность», что указывает на постоянный контроль над собственным «Я» со стороны одаренного учащегося, на глубокую оценку всего происходящего с ним. Стоит отметить, что одаренные обучающиеся высоко оценивают ряд своих качеств и собственную неповторимость, обладают чрезмерной чувствительностью к замечаниям и критике окружающих в свой адрес. Отличительной особенностью одаренных учащихся является активность и осознанность по отношению к учебной деятельности, понимание баланса между удовольствием от процесса и наличием смысла в будущем, наличие высокой мотивации к обучению.

Мы считаем, что для работы с одаренными обучающимися, обладающими такими особенностями социального развития необходима особая образовательная среда, имеющая

следующие условия и характеристики:

- создана насыщенная ресурсным потенциалом образовательная среда для активизации познавательного интереса одаренных школьников;

- образовательная среда способствует межличностному взаимодействию между субъектами учебно-воспитательного процесса;

- обеспечивается индивидуальный подход на основе рефлексии, изучения результатов исследования мотивационной сферы одаренных учащихся.

Эффективность перечисленных условий будет определена нами в ходе психолого-педагогического эксперимента, результаты которого будут представлены в последующих публикациях. Планируемое исследование поможет сформулировать рекомендации по организации образовательной среды, условия которой будут способствовать всестороннему развитию одаренных обучающихся.

Таким образом, нами выявлены особенности социального развития одаренных обучающихся, которые обуславливают их личностный, социальный и жизненный успех. Учет этих особенностей в ходе психолого-педагогического сопровождения позволит повысить

эффективность работы с данной нестандартной категорией детей. Особое значение в выстраивании перспектив всестороннего развития одаренных обучающихся имеет создание особой образовательной среды в образовательных организациях.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

3. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации / Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1(15).

4. Климова Н.В. Эти талантливые дети / Н.В. Климова. - М.: Сфера, 2011. - 112 с.

5. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных школьников / В.А. Лазарев. - Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - 272 с.

6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина. - М.: ИЦ Академия, 2009. - 416 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 688 с.

9. Одаренные дети; пер. с англ.; общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого; предисл. В.М. Слуцкого. - Москва: Прогресс, 1991. - 380 с.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

11. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. - 2014. - № 4. - С. 99105.

12. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 320 с.

13. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: монография / О.С. Щербинина; нау. ред. М.И. Рожков. - Кострома: Костромской государственный университет, 2019. -179 с.

14. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.

15. G. Kelemen. A personalized model design for gifted children' education // Procedia Social and Behavioral Sciences, 2010. - P. 3981-3987.

References:

1. Bogoyavlenskaya D.B. Paths to creativity / D.B. Bogoyavlenskaya. - M.: Znanie, 1981. - 96 p.

2. Gilbukh Yu.Z. Attention: gifted children / Yu.Z. Gilbukh. - M.: Znanie, 1991. - 80 p.

3. Gordeeva T.O. Motivational prerequisites of giftedness: from the model of J. Renzulli to the integrative model of motivation / T.O. Gordeeva // Psychological research: electron. scientific journal. - 2011. - № 1(15).

4. Klimova N.V. These talented children / N.V. Klimova. - M.: Sphere, 2011. - 112 p.

5. Lazarev V.A. Pedagogical support of gifted schoolchildren / V.A. Lazarev. - Yaroslavl: YARSPU named after K.D. Ushinsky, 2014. - 272 p.

6. Leites N.S. Psychology of giftedness of children and adolescents / N.S. Leites, T.M. Maryutina. - M.: IC Academy, 2009. - 416 p

. 7. Mudrik A.V. Social pedagogy: textbook for students of pedagogical universities / A.V. Mudrik. - M.: Academy, 2000. - 200 p.

8. Nemov R.S. Psychology / R.S. Nemov. - M.: VLADOS, 2012. - 688 p.

9. Gifted children; translated from English; general ed. by G.V. Burmenskaya, V.M. Slutsky; preface by V.M.

Slutsky. - Moscow: Progress, 1991. - 380 p.

10. Rozhkov M.I., Bayborodova L.V. Organization of the educational process at school / M.I. Rozhkov, L.V. Bayborodova. - M.: VLADOS, 2000. - 256 p.

11. Teplov B.M. Abilities and giftedness / B.M. Teplov // Messenger of Moscow. un-ty. Episode 20. Pedagogical education. - 2014. - №» 4. - Pp. 99-105.

12. Khutorskoy A.V. Development of the giftedness of schoolchildren: Methods of productive learning: a teacher's manual / A.V. Khutorskoy. - M.: Humanit. ed. center VLADOS, 2014. - 320 p.

13. Shcheibinina O.S. Overcoming the difficulties of social development of gifted children: monograph / O.S. Shcherbinina; nau. ed. M.I. Rozhkov. - Kostroma: Kostroma State University, 2019. - 179 p.

14. Yasvin V.A. School environment as a subject of measurement: expertise, design, management / V.A. Yasvin. - M.: Public education, 2019. - 448 p.

15. G. Kelemen. Personalized model design for teaching gifted children // Proceedings Social and Behavioral Sciences, 2010. - Pp. 3981-3987.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Сведения об авторах:

Белова Татьяна Алексеевна (г. Кострома, Россия), аспирант, Костромской государственный университет, Институт педагогики и психологии, e-mail: tanyabelova17@gmail.com

Щербинина Ольга Станиславовна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет, Институт педагогики и психологии, e-mail: shcherbinina-olga@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.