Научная статья УДК 376.545
doi: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-111-122
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности
Щербинина Ольга Станиславовна1^, Грушецкая Ирина Николаевна2
1Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психо лого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома. 2Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома. 1 shcherЫmm-olga@Иstmн, http://orcid.org/0000-0001-8203-0489 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8361-7513
Аннотация. Результаты многочисленных исследований в области педагогики и психологии свидетельствуют об особенностях развития одаренных детей и специфике их взаимодействия с микросоциумом. Данная специфика влияет на успешность своевременного решения задач социализации одаренных детей. Проблемы в решении того или иного блока задач могут привести к дезадаптации или даже виктимизации обучающихся. Актуальность вопроса успешного решения задач социализации одаренных детей стоит на всех возрастных этапах и на каждом имеет свою специфику.
В период младшего школьного возраста не всегда можно говорить об одаренности ребенка. Скорее речь идет о признаках одаренности. При этом особенно важной становится поддержка и сопровождение таких детей для раскрытия их потенциалов и развития способностей в условиях кризиса адаптации к школе и в ходе дальнейшего обучения в ученическом коллективе. При этом остается исключительно важным создание условий для гармоничного развития всех сфер ребенка и своевременного решения всех блоков задач социализации.
Цель статьи: определить особенности решения социально-культурных задач социализации детей младшего школьного возраста с признаками одаренности.
Для решения представленной цели нами проведено исследование на базе двух общеобразовательных организаций города Костромы, которым было охвачено 217 учащихся. На основании разработанных показателей (познавательные интересы, креативность, успеваемость и победы в
© Щербинина О. С., Грушецкая И. Н., 2022
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности 111
конкурсах) была выявлена группа обучающихся младшего школьного возраста с признаками одаренности, которая и стала основной выборкой нашего исследования (n=61). Данная группа детей участвовала в исследовании, направленном на изучение особенностей решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач социализации детей младшего школьного возраста с признаками одаренности. В данной статье мы представляем результаты изучения особенностей решения социально-культурных задач социализации обучающихся младшего школьного возраста с признаками одаренности.
Ключевые слова: одаренность; одаренный ребенок; социализация; задачи социализации; учащиеся; младший школьный возраст
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656
Для цитирования. Щербинина О. С., Грушецкая И. Н. Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 111-122. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-111-122
Original article
Features of the socialization of younger schoolchildren with giftedness signs Olga S. Shcherbinina1H, Irina N. Grushetskaya2
1Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychological and pedagogical education, Kostroma State University, Kostroma. 2Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychological and pedagogical education, Kostroma State University, Kostroma. 1 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8203-0489 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8361-7513
Abstract. The results of numerous studies in the field of pedagogy and psychology indicate the peculiarities of the development of gifted children and the specifics of their interaction with the microsocium. This specificity affects the success of timely solving the problems of socializing gifted children. Problems in solving a block of problems can lead to maladaptation or even victimization of students. The relevance of the issue of solving the problems of socializing gifted children successfully is at all age stages and at each has its own specificity.
During primary school age, it is not always possible to talk about the gifted child. Mostly we are talking about signs of giftedness. At the same time, the support and assistance of such children become especially important for the disclosure of their potential and the development of abilities in the context of
112
О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая
the crisis of adaptation to school and during further training in the student community. At the same time, the creation of conditions for the harmonious development of all spheres of the child and the timely solution of all blocks of socialization tasks remains extremely important.
The purpose of the article is to determine the features of solving socio-cultural problems in socialization of primary school age children with giftedness signs.
To solve the presented goal, we conducted a study on the basis of two general education organizations in the city of Kostroma, which covered 217 students. Based on the developed indicators (cognitive interests, creativity, performance and victories in competitions), a group of primary school-age students with signs of giftedness was identified, which became the main sample of our study (n=61). This group of children participated in a study aimed at studying the features of solving natural-cultural, socio-cultural and socio-psychological problems of socializing children of primary school age with signs of giftedness. In this article, we present the results of studying the peculiarities of solving the socio-cultural problems of primary school age students by socializing younger schoolchildren with signs of giftedness.
Keywords: endowments; gifted child; socialization; goals of socialization; students; primary school age
The study was carried out with the financial support of RFFI, project No. 20013-00656
For citation: Shcherbinina O. S., Grushetskaya I. N. Features of the socialization of younger schoolchildren with giftedness signs. Social and political researches. 2022;1(14):111-122. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-111-122
Введение
Талантливые, одаренные люди являются главным ресурсом инновационного развития страны, ведь именно одаренные дети рассматриваются как будущие «двигатели прогресса», потенциал которых даст возможность развития и достижения новых идей в различных сферах жизни [Байбородова, 2020; Лунякова, 2021].
Социальная составляющая жизни одаренных детей привлекает
внимание зарубежных психологов в течение длительного времени. Среди зарубежных исследований интересными представляются подходы К. Петрович, Х. Пейер, Ф. Реймнес, М. Мельхиор, А. Форхейн, Б. Хэде к проблеме изучения детской одаренности, актуализации внимания к трудностям в развитии одаренного ребенка [Ре^оую, 2014; Реуге, 2016]. Результаты исследований Дж. С. Рензулли, Е. Ричардс, К. Б. Роджерс подтверждают необ-
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности 113
ходимость удовлетворения потребностей такой категории детей, а также организации специальной работы педагогов по их социальному развитию [Renzulli, 2000; Rogers, 2014].
Не менее важными представляются результаты российских исследователей. Так, в трудах Д. Б. Богоявленской, Л. И. Ларионовой, В. И. Панова, А. И. Савенкова, В. С. Юркевич и других проанализированы особенности развития одаренных детей, рассмотрены подходы к решению задач их обучения и воспитания [Богоявленская, 2005; Панов, 2019; Психология одаренности ... , 2017; Савенков, 2010; Юркевич, 2018].
Исследования российских ученых (Л.А. Леутина, Е.И. Щебланова Н. Б. Шумакова, М. А. Холодная) говорят о необходимости создания в образовательной среде условий для социализации обучающегося, проявления его субъектности в поиске знаний, развития социально-коммуникативной компетентности [Холодная, 2011; Шумакова, 2004; Шумакова, 2020; Щебланова, 2004].
Методологической основой сопровождения одаренных детей является «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д. Б. Богоявленской), в которой дано определение феномену одаренности; представлена классификация ее видов, путей идентификации; раскрыты особенности выявления, развития и воспитания детей.
Дети с признаками одаренности характеризуются нами как личности, которые отличаются от сверстников яркими, очевидными достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, проявляют собственную активность и дивергентное мышление в решении практических задач.
Младший школьный возраст является тем важным периодом развития ребенка, когда в полной мере нельзя однозначно говорить о его одаренности. Яркие проявления способностей по-прежнему (как и в дошкольном возрасте) могут иметь проходящий характер и могут быть связаны с сензитивностью данного возрастного этапа и подготовленностью ребенка. В этом случае уместнее употреблять термин «ребенок с признаками одаренности».
Признаки одаренности могут определятся как особенности развития ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и в сравнении со сверстниками, могут быть оценены на уровне наблюдения или с помощью других форм диагностики.
Как показывают результаты наших исследований (О.С. Щербинина, И. Н. Грушецкая), преимущественно работа с одаренными детьми на разных возрастных этапах и в разных образовательных организациях направлена на развитие специальных способностей, подготовку к конкурсам и олимпиадам разного уровня [Щербинина, 2021].
114
О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая
Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми, эффективной деятельности ряда организаций, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, на сегодняшний день существуют трудности не только в выявлении и поддержке одаренных детей, но и в вопросах их успешной социализации [Мищенко, 2017; Савенков, 2019; Щебланова, 2011].
В изучении социализации одаренных детей мы опираемся на теорию А. В. Мудрика о необходимости своевременного решения задач социализации применительно к проблеме выбора одаренными детьми жизненного сценария и поиску источника трудностей в этом вопросе. В рамках своей теории А. В. Мудрик говорит о необходимости своевременного решения трех групп задач социализации: естественно-
культурных, социально-культурных и социально-психологических. Отставание в их решении или отсутствие решения одной из задач может стать причиной процесса виктими-зации, препятствуя успешному социальному развитию одаренного ребенка в будущем [Берн, 2015; Ко-чемирова, 2020].
Смысл социального развития ребенка А. М. Щетинина определяет в присвоении общественной сущности человека - от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, инте-риоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации
своих возможностей [Щетинина, 2004].
Блок естественно-культурных задач социализации может включать в себя сформированные нравственные ценности, интересы и увлечения детей, обучающихся в начальной школе.
В этой связи наше исследование посвящено изучению особенностей решения социально-культурных задач социализации учащихся младшего школьного возраста с признаками одаренности.
Методы исследования
Эмпирическим исследованием были охвачены 217 детей младшего школьного возраста из двух общеобразовательных организаций города Костромы.
В процессе выявления детей младшего школьного возраста с признаками одаренности мы применяли следующие методики:
Анкета «Познавательные интересы» (В. С. Юркевич);
Методика исследования индивидуальных особенностей воображения;
Анкета «Анализ успеваемости и побед в конкурсах и соревнованиях разного уровня (во всех областях)».
На основании учета уровня познавательной потребности, креативности, успеваемости и побед в конкурсах и олимпиадах мы выявили группу детей младшего школьного возраста с признаками одаренности в количестве 61 ребенка, которая и стала основной выборкой нашего исследования.
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности 115
Изучение блока социально-культурных задач социализации детей младшего школьного возраста проводилось на основе применения следующего диагностического инструментария:
Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щурковой;
Методика «Попроси волшебника» (А. Д. Чиплиевой);
Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова.
Исследование проводилось нами в 2020 году.
Результаты исследования
Изучение особенностей решения учащимися младшего школьного возраста с признаками одаренности блока социально-культурных задач социализации проводилось на основе диагностики ряда показателей (см. табл. 1).
Таблица 1.
Показатели диагностики социально-культурного блока задач социализации детей младшего школьного возраста
Социально-культурные Нравственность Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щурковой
Ценности Методика «Попроси волшебника» (А. Д. Чиплиевой)
Интересы и увлечения Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова
Тест «Размышляем о жизненном получить нам результаты, пред-опыте» Н. Е. Щурковой позволил ставленные в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты диагностики детей младшего школьного возраста с признаками одаренности с помощью теста «Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щурковой (п=61)
Уровень нравственной воспитанности и сформированном^ ориентации на другого человека Количество %
Высокий 17 28
Достаточный 24 39
Эгоистичный 4 7
Безнравственный 16 26
На основании полученных данных можно увидеть, что большая часть опрошенных имеет достаточную нравственную воспитанность и сформированность ориентации на
П6
другого человека. Однако 16 человек из выборки (26 %) показали результаты, свидетельствующие о некоторой безнравственной ориента-
О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая
ции, неустойчивом импульсивном для выявления особенностей цен-поведении. ностных отношений у детей млад-Методика «Попроси волшебни- шего школьного возраста с признака» (А. Д. Чиплиевой) использована ками одаренности (см. табл. 3).
Таблица 3.
Результаты диагностики детей младшего школьного возраста с признаками одаренности с помощью методики «Попроси волшебника» (А. Д. Чиплиевой) (п=61)
Ценности Количество %
Развлечения 84 49,4
Здоровье и благополучие семьи 27 15,8
Материальный достаток 20 11,7
Забота о животных 10 5,8
Общение со сверстниками 7 4,11
Желание хорошо учиться 7 4,11
Профессиональное будущее 7 4,11
Саморазвитие 8 4,7
Среди желаний детей выделяется процент желаний, связанный с развлечениями (49,4 %): «хочу, чтобы конфеты не были вредными»; «хочу новый телефон»; «хочу 4 раза в год день рождение»; «хочу поехать с семьей в Египет» и т. д.
Достаточно весомый процент занимают желания, связанные со здоровьем и благополучием семьи (15,8 %): «хочу хорошее зрение»; «хочу, чтобы мой брат хорошо учился»; «я хочу долго жить» и т. д.
11,7 % занимают желания, связанные с материальным достатком: «хочу дом»; «хочу ни от кого не зависеть, когда мне будет 18 лет»; «хочу, чтобы моя семья была самой богатой» и т. д.
Забота о животных занимает среди желаний 5,8 %: «хочу собаку
добермана»; «хочу щенка/котенка»; «хочу кошачий домик» и т. д.
Схожий процент (4,11 %) занимают желания общения со сверстниками («хочу дружить с Валей»; «хочу виртуального друга» и т. д.); желание хорошо учиться («хочу учиться на 5»; «хочу стать умной»); желания, связанные с профессиональным будущим («хочу стать президентом»; «хочу набор для рисования» и т. д.).
Самый маленький процент желаний (4,7 %) занимают желания, связанные с саморазвитием («хочу много книг»; «хочу энциклопедию про всё живое» и т. д.).
Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова позволяет выявить склонность ребенка к успешности в определенной области деятельности (см. табл. 4).
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности 117
Таблица 4.
Результаты диагностики детей младшего школьного возраста с признаками одаренности с помощью методики «Карта одаренности» (А. И. Савенкова) (п=61)
Вид одаренности Количество %
Спортивная 31 17,2
Художественно -изобразительная 28 15,5
Лидерская 23 12,7
Интеллектуальная 22 12,2
Творческая 17 9,4
Артистическая 14 7,7
Техническая 13 7,2
Академическая (научная) 13 7,2
Музыкальная 10 5,5
Литературная 9 5
Наибольшую склонность дети младшего школьного возраста проявили к таким видам деятельности, как: спортивная (17,2 %); художественно-изобразительная (15,5 %); лидерская (12,7 %); интеллектуальная (12,2 %). По сравнению с результатами детей дошкольного возраста с признаками одаренности (исследование 2020 г.) более выражена была артистическая область, а менее выражены художественно-изобра-зительная и лидерская области.
Заключение
По итогам изучения особенностей решения блока социально-культурных задач социализации можно говорить об определенной специфике, свойственной социализации детей младшего школьного возраста с признаками одаренности: - большая часть опрошенных имеет достаточную нравственную
воспитанность и сформированность ориентации на другого человека, но 26 % опрошенных показали результаты, свидетельствующие о некоторой безнравственной ориентации, импульсивном поведении;
- по результатам проведения методики «Попроси волшебника» для изучения особенностей ценностных отношений детей выявлен наибольший процент ценностей, связанный с развлечениями (49,4 %); значимый процент ценностей, связанных со здоровьем и благополучием семьи (15,8 %). Самый низкий процент ответов составляют желания, связанные с саморазвитием (4,7 %);
- по результатам методики А. И. Савенкова «Карта одаренности» наиболее активно проявляют себя дети младшего школьного возраста в спортивной, художественно-изобразительной, лидерской и интеллектуальной деятельности.
118
О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая
На основании полученных результатов нами сформулированы следующие рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с признаками одаренности для успешного решения задач их социализации:
1. в работе с детьми младшего школьного возраста с признаками одаренности важно применять разнообразные формы учебной и внеучебной работы для того, чтобы учащиеся могли проявить свои потенциалы и развивать способности, попробовать себя в разных социальных ролях и в разных видах деятельности. Содержание образовательного процесса должно быть направлено на
самореализацию одаренного ребенка, на получение образования, соответствующего его интересам, склонностям и способностям;
2. организация учебного процесса должна носить проблемный, инновационный характер, который содействует получению новых продуктов и результатов в сфере образования;
3. результаты диагностики свидетельствуют о необходимости повышения культурного уровня учащихся младшего школьного возраста и их представлений об этикете, о необходимости проведения работы по развитию их нравственных качеств и корректировке ценностных ориентаций.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности : учеб. для студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» / Л. В. Байбородова , М. И. Рожков. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 367 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва : Эксмо, 2015. 288 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности. Москва : МИОО, 2005. 176 с.
4. Кочемирова Н.Ф. Развитие психосоциальной чувствительности одаренных детей // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 519-521.
5. Лунякова Л. Г. Одаренные дети - ресурс человеческого потенциала современной России. URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti. (Дата обращения: 12.06.2021).
6. Мищенко Е. Ю. Основные проблемы психологической социализации одаренных детей // Евразийский научный журнал. 2017. № 11. С. 6-7.
7. Панов В. И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одаренности // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54969_iull.shtml. (Дата обращения: 15.12.2021).
8. Психология одаренности и творчества / под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2017. 288 с.
9. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва : Гардарики, 2010. 232 с.
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности 119
10. Савенков А. И. Психология детской одаренности. Москва : Юрайт, 2019. 334 с.
11. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детей к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. № 5. С. 69-78.
12. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин.-та; Воронеж, 2004. 334 с.
13. Шумакова Н. Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1, № 1. 334 с.
14. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2004. С. 34-46.
15. Щебланова Е. И. Неуспешные одарённые школьники. Москва : Изд-во БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011. 245 с.
16. Щербинина О. С. Трудности решения задач социализации одаренными детьми: поддержка и сопровождение : учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов образовательных организаций / О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая. Кострома : КГУ, 2021. 104 с.
17. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учеб. пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.
18. Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28-38.
19. Petrovici C., Masari G.-A. Aligning the academic teacher training curriculum for preschool and primary school education to the requirements of the RNCIS. Procedia - Social and behavioral sciences. 2014. 14 August, 142. P. 731-737.
20. Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, behavioral and social difficulties among High-IQ children during the preschool period: Results of the EDEN mother-child cohort. Procedia - Social and behavioral sciences. 2016. 233. 17 October. P. 333-337.
21. Renzulli J. S., Richards S. Gifted in the middle: Addressing the needs of gifted middle schools students // Principal. 2000. № 79(4).
22. Rogers K. B. Full-time ability grouping of gifted students: Impacts on social selfconcept and school-related attitudes // Gifted child quarterly. 2014. January 1, 58. P. 51-68.
Reference list
1. Bajborodova L. V Cennostno-smyslovye osnovy vospitatel'noj dejatel'nosti = Values and meanings of educational activity: ucheb. dlja studentov bakalavriata napravlenija «Pedagogicheskoe obrazovanie» i «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» / L. V Bajborodova , M. I. Rozhkov. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. 367 s.
2. Bern Je. Igry, v kotorye igrajut ljudi = Games played by people Moskva : Jeksmo, 2015. 288 s.
3. Bogojavlenskaja D. B. Psihologija odarennosti = Psychology of giftedness Moskva : MIOO, 2005. 176 s.
120
О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая
4. Kochemirova N. F. Razvitie psihosocial'noj chuvstvitel'nosti odarennyh detej = Developing the psychosocial sensitivity of gifted children // Molodoj uchenyj. 2020. № 49 (339). S. 519-521. ' '
5. Lunjakova L. G. Odarennye deti - resurs chelovecheskogo potenciala sovremennoj Rossii = Gifted children are a resource of the human potential of modern Russia URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti. (Data obrashhenija: 12.06.2021).
6. Mishhenko E. Ju. Osnovnye problemy psihologicheskoj socializacii odarennyh detej = Main problems of psychological socialization of gifted children // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. 2017. № 11. S. 6-7.
7. Panov V. I. Jekopsihologicheskij vzgljad na razvitie i sohranenie detskoj odarennosti = Ecopsychological view of the development and preservation of child talent // Psihologija obrazovanija v XXI veke: teorija i praktika. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54969_full.shtml. (Data obrashhenija: 15.12.2021). '
8. Psihologija odarennosti i tvorchestva = Psychology of giftedness and creativity / pod red. prof. L. I. Larionovoj, prof. A. I. Savenkova. Moskva; Sankt-Peterburg : Nestor-Istorija, 2017. 288 s.
9. Savenkov A. I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole = Gifted children in kindergarten and school : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva : Gardariki, 2010. 232 s.
10. Savenkov A. I. Psihologija detskoj odarennosti. Psychology of childhood giftedness Moskva : Jurajt, 2019. 334 s.
11. Holodnaja M. A. Jevoljucija intellektual'noj odarennosti ot detej k vzroslosti: jeffekt inversii razvitija = The evolution of intellectual talent from children to adulthood: the effect of developmental inversion // Psihologicheskij zhurnal. 2011. № 5. S. 69-78. '
12. Shumakova N. B. Obuchenie i razvitie odarennyh detej = Education and development of gifted children Moskva : Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in.-ta ; Voronezh, 2004. 334 s.
13. Shumakova N. B. Obuchenie odarennyh i talantlivyh detej v kontekste dokazatel'noj praktiki = Educating gifted and talented children in evidence-based practices // Social'nye nauki i detstvo. 2020. T. 1, № 1. 334 c.
14. Shheblanova E. I. Psihologicheskaja diagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul'taty issledovanij i praktiki = Psychological diagnosis of schoolchildren's giftedness: problems, methods, research and practice results Moskva : Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-t; Voronezh : MODJeK, 2004. S. 34-46.
15. Shheblanova E. I. Neuspeshnye odarjonnye shkol'niki = Unsuccessful gifted schoolchildren Moskva : Izd-vo BINOM, Laboratorija znanij, 2011. 245 s.
16. Shherbinina O. S. Trudnosti reshenija zadach socializacii odarennymi det'mi: podderzhka i soprovozhdenie = Difficulties in solving problems of socialization by gifted children: support and assistance: : uchebno-metodicheskoe posobie dlja pedagogov i specialistov obrazovatel'nyh organizacij / O. S. Shherbinina, I. N. Grusheckaja. Kostroma : KGU, 2021. 104 s.
Особенности социализации младших школьников с признаками одаренности 121
17. Shhetinina A. M. Socializacija i individualizacija v detskom vozraste = Socialization and individualization in childhood : ucheb. posobie. Velikij Novgorod : NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2004. 132 s.
18. Jurkevich V. S. Intellektual'naja odarennost' i social'noe razvitie: protivorechivaja svjaz' = Intellectual talent and social development: a contradictory connection // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2018. T. 7, № 2. S. 28-38.
19. Petrovici C., Masari G.-A. Aligning the academic teacher training curriculum for preschool and primary school education to the requirements of the RNCIS. Procedia - Social and behavioral sciences. 2014. 14 August, 142. P. 731-737.
20. Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, behavioral and social difficulties among High-IQ children during the preschool period: Results of the EDEN mother-child cohort. Procedia - Social and behavioral sciences. 2016. 233. 17 October. P. 333-337.
21. Renzulli J. S., Richards S. Gifted in the middle: Addressing the needs of gifted middle schools students // Principal. 2000. № 79(4).
22. Rogers K. B. Full-time ability grouping of gifted students: Impacts on social selfconcept and school-related attitudes // Gifted child quarterly. 2014. January 1, 58. P. 51-68.
Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 09.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.
The article was submitted on 13.01.2022; approved after reviewing 09.02.2022; accepted for publication on 10.02.2022.
122
О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая