Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ВНЕДРЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / смешанное обучение вуз / студент / ИКТ-технологии / интернет-технологии / distance learning / blended learning university / student / ICT technologies / Internet technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Исаева, Х.Э. Мамалова, А.В. Коркмазов

В статье проведен теоретический анализ понятия феномена смешанного обучения, определены его признаки, раскрыты особенности и факторы развития смешанного обучения, а также отражены проблемы реализации смешанного обучения в вузе. Сделан вывод о том, что смешанное обучение является одним из приоритетных и перспективных направлений в образовании. Под смешанным обучением понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием информационно-коммуникационных технологий. Смешанное образование сохраняет традиционные принципы обучения, но с включением элементов интернет-ресурсов. Соотнеся эти две формы обучения, высшая школа готова к такому построению учебного процесса, но при этом вуз должен обеспечить техническую поддержку. Авторы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет чёткого определения понятия «смешанное обучение». В связи с этим под смешанным обучением понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING BLENDED LEARNING INTO THE WORK OF A MODERN UNIVERSITY

The article provides a theoretical analysis of the concept of blended learning, defines its features, reveals factors of the development of blended learning, reflects on problems of implementing blended learning in a university. It is concluded that blended learning is one of the priority and promising areas in education. By blended learning the authors mean integration of a classroom traditional form of education and distance learning using information and communication technologies. Blended education retains the traditional principles of education, but with the inclusion of elements of Internet resources. Correlating these two forms of education, the higher school is ready for such a construction of the educational process, but at the same time the university must provide technical support. The authors conclude that to date, there is no clear definition of the concept of blended learning. In this regard, by mixed learning the researchers understand the integration of classroom traditional form of training and distance learning using ICT.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

10. Закиева РР, Рыжиков С.Н., Сулейманов РА. Реальный проект: взаимодействие профессионального образования с рынком труда. Инновационные проекты и программы в образовании. 2020; № 1: 13-18.

11. Родионова В.Н., Туровец О.Г, Шотыло Д.М. Применение проектного метода обучения в создании магистерского курса по организации высокотехнологичных производств. Организатор производства. 2019; Т. 27, № 1: 90-102.

12. Балтина А.М. Проектное обучение в магистратуре как метод создания инноваций. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017, № 2: 8-11.

References

1. Sitnikova A.A. Specifika prepodavaniya inostrannogo yazyka v medicinskih universitetah soglasno obnovlennym trebovaniyam standarta. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 9: 43-47.

2. Bashirova H.A., Magomedova M.A., Ragimova V.M. Rol' inostrannogo yazyka v formirovanii professional'noj kompetentnosti studentov-medikov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 219-222.

3. Pyatyaeva I.V., Mihajlova E.B. Proektirovanie kursa inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze v sootvetstvii s FGOS VO Э++. Gumanizaciya obrazovaniya. 2018; № 5: 94-102.

4. Potapova V.Yu. Otbor predmetno-tematicheskogo soderzhaniya obucheniya inostrannomu yazyku dlya professional'nogo obscheniya v medicinskom vuze v ramkah predmetno-integrirovannogo obucheniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; T. 26, № 193: 29-37.

5. Karceva E.Yu., Babinceva E.A., Formirovanie professional'no orientirovannoj angloyazychnoj chitatel'skoj kompetentnosti buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 135-138.

6. Bajlepisova A. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniyu. Norwegian Journal of development of the International Science. 2022; № 86: 23-25.

7. Miheeva C.V. Prepyatstviya na puti konstruktivnogo obscheniya i sposoby ih preodoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 35-37.

8. Soboleva O.S., Kazaryan O.V. Metodiki, imitiruyuschie estestvennuyu professional'nuyu kommunikaciyu, pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; № 3: 109-116.

9. Baldanova E.A., Dondokova N.B. Metody formirovaniya klyuchevyh kompetencij u studentov posredstvom inostrannogo yazyka. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 1: 1-10.

10. Zakieva R.R., Ryzhikov S.N., Sulejmanov R.A. Real'nyj proekt: vzaimodejstvie professional'nogo obrazovaniya s rynkom truda. Innovacionnye proeHy i programmy v obrazovanii. 2020; № 1: 13-18.

11. Rodionova V.N., Turovec O.G., Shotylo D.M. Primenenie proektnogo metoda obucheniya v sozdanii magisterskogo kursa po organizacii vysokotehnologichnyh proizvodstv. Organizator proizvodstva. 2019; T. 27, № 1: 90-102.

12. Baltina A.M. Proektnoe obuchenie v magistrature kak metod sozdaniya innovacij. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-'ekonomicheskogo universiteta. 2017, № 2: 8-11.

Статья поступила в редакцию 16.02.23

УДК 378

Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: isaeva_m_a@mail.ru

Mamalova Kh.E, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: mamalova_1964@list.ru

Korkmazov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Grozny, Russia), E-mail: korkmaz.alim@mail.ru

INTRODUCING BLENDED LEARNING INTO THE WORK OF A MODERN UNIVERSITY. The article provides a theoretical analysis of the concept of blended learning, defines its features, reveals factors of the development of blended learning, reflects on problems of implementing blended learning in a university. It is concluded that blended learning is one of the priority and promising areas in education. By blended learning the authors mean integration of a classroom traditional form of education and distance learning using information and communication technologies. Blended education retains the traditional principles of education, but with the inclusion of elements of Internet resources. Correlating these two forms of education, the higher school is ready for such a construction of the educational process, but at the same time the university must provide technical support. The authors conclude that to date, there is no clear definition of the concept of blended learning. In this regard, by mixed learning the researchers understand the integration of classroom traditional form of training and distance learning using ICT. Key words: distance learning, blended learning university, student, ICT technologies, Internet technologies

М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isaeva_m_a@mail.ru Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

А.В. Коркмазов, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Грозный, E-mail: korkmaz.alim@mail.ru

ВНЕДРЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье проведен теоретический анализ понятия феномена смешанного обучения, определены его признаки, раскрыты особенности и факторы развития смешанного обучения, а также отражены проблемы реализации смешанного обучения в вузе. Сделан вывод о том, что смешанное обучение является одним из приоритетных и перспективных направлений в образовании. Под смешанным обучением понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием информационно-коммуникационных технологий. Смешанное образование сохраняет традиционные принципы обучения, но с включением элементов интернет-ресурсов. Соотнеся эти две формы обучения, высшая школа готова к такому построению учебного процесса, но при этом вуз должен обеспечить техническую поддержку. Авторы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет чёткого определения понятия «смешанное обучение». В связи с этим под смешанным обучением понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием ИКТ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение вуз, студент, ИКТ-технологии, интернет-технологии

Актуальность научного исследования вызвана необходимостью непрерывного формирования профессиональной и общекультурной компетенции специалистов. При этом применяется весь материал, который доступен для использования учащимися и позволяет совершенствовать профессиональную и общекультурную грамотность. В настоящее время в высших учебных заведениях активно используются такие виды обучения, как дистанционные и смешанные формы. Данные виды обучения получили широкое распространение по всей России. Это связано, прежде всего, с тем, что весь мир, в том числе и Россия, столкнулся с эпидемией. Одним из наиболее мобильных, гибких и незатратных

методов обучения становится дистанционное обучение. Смешанное обучение -это инновационная форма, которая в настоящее время является объектом многочисленных научных исследований.

Цель данной статьи состоит в изучении процесса внедрения смешанного обучения в работу современного вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить сущность понятия «смешанное обучение»; определить признаки смешанного обучения, раскрыть особенности и факторы развития смешанного обучения, а также выявить проблемы реализации смешанного обучения в вузе.

Методы исследования: основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в раскрытии особенностей и факторов развития смешанного обучения в вузе.

Теоретическая значимость статьи состоит в изучении сущности_феномена смешанного обучения, его признаков, раскрытии особенностей и факторов развития смешанного обучения в вузе.

Практическая значимость заключается в рассмотрении опыта внедрения смешанного обучения, который может быть полезен в работе современного вуза.

В настоящее время в образовательной практике имеет место преобладание технологий обучения, связанных с информационными и коммуникационными решениями различных проблем. Именно эти технологии являются доминирующими в современной педагогической деятельности и в то же время существующими сами по себе, они также способствуют развитию традиционных подходов в образовательном процессе. Современная тенденция развития общества говорит о том, что большое количество людей стараются получить высшее образование, в частности, насколько это возможно, в минимальный промежуток времени. Это явление имеют многие причины, и очное обучение в таком формате является не совсем результативным и эффективным.

Изменения, которые происходят в системе высшего образования в нашей стране, в последние годы нашли отражение в документах, касающихся организации образовательного процесса [1].

Так, например, в федеральном государственном образовательном стандарте появились изменения, касающиеся принципов организации образовательного процесса, в частности учебного процесса, и, таким образом, появились условия, позволяющие говорить о внедрении в образовательный процесс персонализированного активного обучения.

В частности, можно отметить, что в Федеральном законе от 29.12.2012 г в статье 15 было узаконено применение электронного образования и различных дистанционных форм обучения, когда мы говорим о реализации учебных программ [2].

Если мы рассмотрим статью 16 федерального государственного образовательного стандарта, то увидим, что в ней предпринята попытка определить понятие, новое для системы образования, а именно - «электронное обучение». Там, в частности, прописано, что возможно использование различной информации в процессе организации педагогической деятельности, причём информации, которая содержится в различных базах данных, и информации, которая уже внедрена в учебные программы. Если эту информацию возможно обработать, то есть она поддаётся обработке на основе использования информационных технологий, различных технических средств, коммуникаций, телекоммуникационных и информационных сетей, то всё это в совокупности получает название «электронное обучение» [2].

Смешанное обучение, или blended learning является одной из последних, можно сказать, новейших, технологий образования. Существует несколько различных формулировок, позволяющих определить термин или понятие «смешанное обучение», причём авторами всех этих формулировок являются зарубежные учёные-исследователи. Так, первая из них принадлежит учёным Хизеру Стейкеру и Майклу Хорну, которые в 2012 году определили смешанное обучение как программу образования, для реализации которой применяются разнообразные формы, обеспечивающие интегрированный учебный опыт, причём реализация программы осуществляется под контролем, связанным со сроками, ходом, темпом обучения, причём студенты частично проходят обучение в электронном формате и частично обучаются дома [3].

Вторая формулировка имеет название «Sloan Consortium» и предполагает объединение педагогически ценных и запланированных типов обучения, имеется в виду объединение традиционной и электронной форм обучения.

По третьей формулировке смешанное обучение предполагает комбинирование всех возможных ресурсов, как электронного обучения, так и традиционных форм, так называемых учебных сессий (MacMillan Dictionary) [4].

Одновременное использование очной и электронной форм обучения, а также соответствующих им методов, применяемых в процессе обучения, и использование технологии вполне приемлемо. Для повышения мотивации обучения студентов, конечно, важными остаются элементы очной формы обучения, поскольку происходит личное общение между учащимся и педагогом, что является типичным и свойственным моментом для традиционной формы обучения.

Сочетание очных и дистанционных форм обучения, естественно, позволяет сам процесс обучения сделать более продуктивным, более удобным и, если можно так выразиться, выгодным для всех сторон образовательного процесса. Так, в первую очередь технологии электронного обучения, связанные с использованием сети Интернет, приносят, конечно, большую пользу обучающимся с разными способностями и запросами, поскольку они предоставляют мультимедийный контент, определяющий содержание образования и способный удовлетворить потребности каждого обучающегося. Кроме того, как уже было сказано выше, что этот процесс не привязан к какому-либо конкретному месту или конкретному времени, и в этом случае процесс обучения продолжает оставаться быть личностно ориентированным, адаптивным для любого обучающегося и интерактивным.

В большинстве образовательных организаций отсутствует установленная и чёткая технология, связанная с повышением качества образовательного процесса именно в условиях использования смешанного обучения вообще и электронных технологий в частности ввиду отсутствия разработанных на законодательном уровне систем поощрения.

И, наконец, важная причина связана с низкой культурой работы всех участников образовательного процесса вузов, как студентов, так преподавателей, и касается трудностей в работе с информационными системами и различными современными техническими средствами.

По сравнению с традиционными моделями обучения и электронной моделью обучения, смешанная модель представляется наиболее выигрышной, поскольку она позволяет совмещать технологии традиционного и электронного обучения. В таком случае существуют возможности для последовательного создания и дополнения уже существующего курса, поскольку сам феномен «смешанное обучение» не требует полностью стопроцентного использования мультимедийных интерактивных материалов. В то же время само явление «смешанное обучение» вольно или невольно позволяет больше времени уделять как студентам, так и преподавателям изучению современных технологий, стало быть, у обеих сторон образовательного процесса появляются дополнительные большие возможности. Так, например, для первоначального этапа введения инновационных технологий как одного из аспектов смешанного обучения можно ограничиться текстами, макетами, использованием чатов, форумов, эффективно использовать существующие системы тестирования, применять файлообменные ресурсы и т. д.

Рассмотрим, каким образом может происходить процесс внедрения смешанного обучения в образовательный процесс для достижения целей, поставленных перед различными субъектами образовательного процесса в вузе: студентами, с одной стороны, преподавателями, с другой стороны, и какую пользу это принесёт самому образовательному процессу

Отметим, какая может быть польза для обучающихся в системе университетского образования:

- смешанное обучение позволяет внедрять индивидуальные учебные планы, которые обеспечивают студентам свободу выбора уровня образования, изучаемых дисциплин, методов образовательной деятельности;

- использование элементов смешанного обучения позволяет учитывать наиболее ярко выраженные индивидуальные образовательные потребности каждого студента, учитывая темп освоения материала, поскольку он у всех обучающихся различный, ритм освоения учебного материала, то есть обеспечивается тем самым гибкость доступности образования;

- в образовательном процессе очень важное место отводится проблеме ликвидации недостатка знаний, которые естественным образом складываются в организации образовательного процесса и в освоении учебных материалов, и для помощи и ликвидации тех пробелов, которые появляются у обучающихся в условиях смешанного обучения. Индивидуальные консультации со стороны преподавателей представляются наиболее эффективным и результативным средством в ликвидации данной проблемы;

- смешанное обучение позволяет разработать большое количество различных оценочных процедур, что позволяет своевременно увидеть полученные результаты, делать соответствующие контрольные срезы, осуществлять аттестацию обучающихся с целью корректировки организации образовательного процесса для получения максимально хороших результатов;

- в случае использования смешанного обучения происходит дальнейшее развитие и формирование самостоятельности обучающихся, совершенствование их познавательной деятельности, что, в конечном итоге, направлено на формирование субъектной позиции обучающегося;

- очень важный аспект связан с персонализацией учебного процесса. Персонализация учебного процесса позволяет учащимся выстраивать, формулировать, определять собственные образовательные цели, намечать пути их достижения с учётом своих потребностей и возможностей смешанного обучения [5].

Рассмотрим, в чём состоит преимущество смешанного обучения, если речь идёт о преподавателях вузов:

- конечно, по сравнению с традиционным обучением изменяется формат коммуникаций, контроля, то есть появляются совершенно новые их виды, что является существенно важным дополнением самого процесса организации обучения в вузе;

- получение квалификации для введения ФГОС нового поколения;

- предоставление возможности для качественной работы с мотивированными учениками;

- изменение стиля работы преподавателя: переход от передачи знаний к онлайн-взаимодействию с учащимися и возможности собственного конструирования знаний;

- повышение квалификации преподавателей;

- повышение продуктивности образовательной деятельности для достижения новых образовательных результатов [6].

Для организации учебного процесса:

- вовлечение в учебный процесс больше учащихся за счёт многопрофильного обучения;

- за счёт повышения уровня продуктивности образования снижаются затраты на обучение;

- решение вопроса дефицита педагогического состава;

- расширение учебной деятельности, чтобы уделять больше времени другим культурным и образовательным потребностям [6].

Примерами организации смешанного обучения являются:

- дизайн и проектная работа,

- практические занятия с применением мобильных устройств, интернет-технологий и т. д.,

- интернет-курсы,

- специальная ротация рабочих мест с учётом возможности использования цифровых ресурсов,

- разработанные электронные книги по различным дисциплинам и наличие методических разработок по их использованию в образовательном процессе,

- мобильное обучение,

- педагогический коучинг в том числе с применением информационных ресурсов,

- использование в образовательном процессе различных цифровых под-кастов,

- возможность проведения полевых тренингов,

- формальное обучение с сертификациями,

- обучающие игры и симуляции [7].

Таким образом, форумы, чаты и электронная почта выступают как элементы взаимодействия и работы посредством информационных и коммуникацион-

Библиографический список

ных ресурсов. Их отличия от личного общения состоят в асинхронности, отсутствии очного общения, анонимности и работе с большой аудиторией [7].

Модель смешанного образования направлена на самостоятельное изучение учебного материала. Задание должно быть выполнено в определённый промежуток времени. Преподаватель даёт возможность студентам выбрать тему самостоятельно или предложить их. Во время онлайн-лекции обсуждается тема и даётся практическое задание для выполнения. Работы студентов, зачёты и экзамены сдаются в режиме онлайн. При онлайн-режиме организуются коллективные работы студентов в различных интерактивных ресурсах, например, Zoom, Microsoft Teams и другие. При таком образовании изменяются технологии обучения:

- расширяются рамки учебного процесса;

- используются различные интернет-ресурсы;

- студенты выполняют совместные проекты в режиме онлайн, где происходит взаимодействие друг с другом;

- традиционные способы образования трансформируются применительно к современным требованиям.

Проанализировав большое количество вариантов, приходим к выводу что на сегодняшний день нет чёткого определения понятия «смешанное обучение». В связи с этим под смешанным обучением мы понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием ИКТ. В свете вышеизложенного возрастает роль профессиональной подготовки будущих преподавателей [8; 9; 10], которые должны учитывать современные реалии организации учебного процесса.

1. Орешкина А.К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений. Инновационные образовательные технологии. 2014; № 2 (38): 4-7.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

3. Сталкер Х., Хорн М.Б. Классификация смешанного обучения K-12. Маунтин-Вью, Калифорния: Innosight Institute, 2012. Available at: https://www.christenseninstitute.org/ wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf

4. Белавски Л., Меткалф Д. Смешанное электронное обучение: интеграция знаний, производительности, поддержки и онлайн-обучения. Развитие человеческих ресурсов. 2003.

5. Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013; № 3-4 (16-17): 31-37.

6. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности. Available at: https://yaznanie.ru/a/iKfO3wIZ

7. Реализация модели смешанного обучения: один учитель - разные дети: Всероссийский семинар. Available at: https://aneks.center/index.php/services/workshops/all-russia/705-20-01-2016-vserossijskij-seminar-realizatsiya-modeli-smeshannogo-obucheniya-odin-uchitel-raznye-deti

8. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва, 2022.

9. Исайкин И.В., Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В. Эффективные способы использования информационно-коммуникативных технологий для повышения самообразовательной мотивации у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 384-387.

10. Алексеева Е.Н., Лапшин В.А., Сорокопуд Ю.В. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 217-219.

References

1. Oreshkina A.K. Teoreticheskie osnovy razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v kontekste ego social'nyh izmerenij. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii. 2014; № 2 (38): 4-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ (red. ot 03.02.2014). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

3. Stalker H., Horn M.B. Klassifikaciya smeshannogo obucheniya K-12. Mauntin-V'yu, Kaliforniya: Innosight Institute, 2012. Available at: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf

4. Belavski L., Metkalf D. Smeshannoe 'elektronnoe obuchenie: integraciya znanij, proizvoditel'nosti, podderzhki i onlajn-obucheniya. Razvitie chelovecheskih resursov. 2003.

5. Nagaeva I.A. Setevoe obuchenie: stanovlenie i perspektivy razvitiya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2013; № 3-4 (16-17): 31-37.

6. Nagaeva I.A. Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatel'nom processe: neobhodimost'i vozmozhnosti. Available at: https://yaznanie.ru/a/iKfO3wIZ

7. Realizaciya modeli smeshannogo obucheniya: odin uchitel'-raznye deti: Vserossijskij seminar. Available at: https://aneks.center/index.php/services/workshops/all-russia/705-20-01-2016-vserossijskij-seminar-realizatsiya-modeli-smeshannogo-obucheniya-odin-uchitel-raznye-deti

8. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2022.

9. Isajkin I.V., Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V. 'Effektivnye sposoby ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tehnologij dlya povysheniya samoobrazovatel'noj motivacii u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 384-387.

10. Alekseeva E.N., Lapshin V.A., Sorokopud Yu.V. Sovremennye podhody k formirovaniyu lichnosti buduschih molodyh specialistov v usloviyah vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 217-219.

Статья поступила в редакцию 20.02.23

УДК 378

Krutko E.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: eakrutko@fa.ru

Bezmaternykh N.A., senior teacher, Moscow State University Business School (Moscow, Russia),

E-mail: n.bezmaternyh@edu.mgubs.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL THINKING OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF LANGUAGE TRAINING. The article examines problems of the essence, role and significance of professional thinking in the course of professional formation of students, special emphasis is placed on the analysis of the specifics of the development of professional thinking of students in the framework of language learning. The relevance of this research topic lies in the fact that the tendency to maximize the effectiveness of higher education is expressed in the requirement for graduates to have professional thinking and be able to demonstrate it. In this regard, it is important to explore effective ways of forming and developing professional thinking among students in the framework of language learning. The task of the article is a theoretical and empirical study of the specifics of the development of professional thinking of students within the framework of language learning, attention is drawn to the structure and features of professional thinking of students as a special professionally important quality.

Key words: thinking, professional thinking, formal logical thinking, language training, psychological and pedagogical approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.