Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВПРИ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВПРИ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Сергей Георгиевич, Минеев-Ли Виталий Евгеньевич, Коллегов Артем Константинович

Данная статья посвящена самостоятельной деятельности студентов-педагогов при смешанной модели образовательного процесса. Проблемой исследования является то, что смешанное обучение является достаточно новым форматом для российской системы образования и что большая часть образовательных учреждений Российской Федерации по необходимости была переведена на дистанционное обучение, в связи с чем перед будущими педагогами стоит задача максимально полно и эффективно развивать навыки самостоятельной работы, чтобы успешно реализовывать смешанную модель обучения. В статье предлагается понятие смешанной модели обучения и его особенности; характеризуется самостоятельная деятельность студентов-педагогов; проводится анализ роли навыков самостоятельной работы будущих педагогов при реализации смешанной модели организации образовательного процесса, в том числе и при дистанционном обучении. Методология. В качестве основных методов исследования выступают аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования), а также метод обобщений. Результаты заключаются в том, что осуществляемое преподавателем руководство самостоятельной работой обучающихся должно постепенно трансформироваться в самоорганизацию и самоуправление студента, выступающего субъектом процесса обучения. Заключение. Авторами отмечается, что навыки самостоятельной работы, будучи сформированными у студентов педагогических вузов в условиях смешанной модели организации образовательного процесса, в дальнейшем могут быть с успехом использованы ими в их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Сергей Георгиевич, Минеев-Ли Виталий Евгеньевич, Коллегов Артем Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT ACTIVITY OF FUTURE TEACHERSIN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF A MIXED MODELOF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Introduction. This article is devoted to the analysis of the role of independent activity skills of students-future teachers in the implementation of a mixed model of the educational process organization. The problem of the study is that the model of mixed learning is quite new for the Russian education system, as well as the fact that most of the educational institutions of the Russian Federation are transferred to distance education, in connection with which future teachers need to fully and effectively develop the skills of independent activity in order to successfully implement the mixed model of the organization of the educational process. The main research methods are: analytical (analysis of theoretical and methodological literature on the topic of research), the method of pedagogical modeling, as well as the method of generalizations. The results of the study are as follows: the concept and characteristics of mixed learning are given; the characteristics of independent activity of students - future teachers are given; the role and place of skills of independent activity of future teachers in the conditions of realization of the mixed model of the organization of educational process, including in the conditions of distance learning are analyzed. Summing up the study, the author concludes that under a mixed model of organization of educational process (mixed learning, ML) you should understand this type of training in which combines instructor led training with learning using information technology, which is becoming increasingly popular on the modern stage of development of education systems, and information technology. In addition, the author came to the conclusion that the skills of independent activity, being formed by students of pedagogical universities - future teachers, can be successfully used by students in the future in the course of their professional activities in the conditions of implementation of a mixed model of the organization of the educational process. Methodology. The main research methods are: analytical (analysis of theoretical and methodological literature on the topic of research), the method of pedagogical modeling, as well as the method of generalizations. Results are that the teacher’s guidance of independent work of students should gradually transform into self-organization and self-management of the student, who is the subject of the learning process. Conclusion. The author notes that the skills of independent activity, being formed in students of pedagogical universities-future teachers, can later be successfully used by students in the course of their professional activities in the conditions of implementation of a mixed model of the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВПРИ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 378 С. Г. Дмитриев, В. Е. Минеев-Ли, А. К. Коллегов

S. Dmitriev, V. Mineev-Li, A. Kollegov

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

INDEPENDENT ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF A MIXED MODEL OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. Данная статья посвящена самостоятельной деятельности студентов-педагогов при смешанной модели образовательного процесса. Проблемой исследования является то, что смешанное обучение является достаточно новым форматом для российской системы образования и что большая часть образовательных учреждений Российской Федерации по необходимости была переведена на дистанционное обучение, в связи с чем перед будущими педагогами стоит задача максимально полно и эффективно развивать навыки самостоятельной работы, чтобы успешно реализовывать смешанную модель обучения. В статье предлагается понятие смешанной модели обучения и его особенности; характеризуется самостоятельная деятельность студентов-педагогов; проводится анализ роли навыков самостоятельной работы будущих педагогов при реализации смешанной модели организации образовательного процесса, в том числе и при дистанционном обучении.

Методология. В качестве основных методов исследования выступают аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования), а также метод обобщений.

Результаты заключаются в том, что осуществляемое преподавателем руководство самостоятельной работой обучающихся должно постепенно трансформироваться в самоорганизацию и самоуправление студента, выступающего субъектом процесса обучения.

Заключение. Авторами отмечается, что навыки самостоятельной работы, будучи сформированными у студентов педагогических вузов в условиях смешанной модели организации образовательного процесса, в дальнейшем могут быть с успехом использованы ими в их профессиональной деятельности.

Introduction. This article is devoted to the analysis of the role of independent activity skills of students-future teachers in the implementation of a mixed model of the educational process organization. The problem of the study is that the model of mixed learning is quite new for the Russian education system, as well as the fact that most of the educational institutions of the Russian Federation are transferred to distance education, in connection with which future teachers need to fully and effectively develop the skills of independent activity in order to successfully implement the mixed model of the organization of the educational process. The

main research methods are: analytical (analysis of theoretical and methodological literature on the topic of research), the method of pedagogical modeling, as well as the method of generalizations. The results of the study are as follows: the concept and characteristics of mixed learning are given; the characteristics of independent activity of students -future teachers are given; the role and place of skills of independent activity of future teachers in the conditions of realization of the mixed model of the organization of educational process, including in the conditions of distance learning are analyzed. Summing up the study, the author concludes that under a mixed model of organization of educational process (mixed learning, ML) you should understand this type of training in which combines instructor led training with learning using information technology, which is becoming increasingly popular on the modern stage of development of education systems, and information technology. In addition, the author came to the conclusion that the skills of independent activity, being formed by students of pedagogical universities - future teachers, can be successfully used by students in the future in the course of their professional activities in the conditions of implementation of a mixed model of the organization of the educational process.

Methodology. The main research methods are: analytical (analysis of theoretical and methodological literature on the topic of research), the method of pedagogical modeling, as well as the method of generalizations.

Results are that the teacher's guidance of independent work of students should gradually transform into self-organization and self-management of the student, who is the subject of the learning process.

Conclusion. The author notes that the skills of independent activity, being formed in students of pedagogical universities-future teachers, can later be successfully used by students in the course of their professional activities in the conditions of implementation of a mixed model of the organization of the educational process.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная деятельность, смешанная модель обучения, будущие педагоги, информатизация образования, информационные технологии, дистанционное обучение.

Keywords: educational process, independent activity, mixed learning model, future teachers, informatization of education, information technologies, distance learning.

Введение

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что информатизация образования в современных условиях может быть отнесена к объ-

ективным процессам. Подобная тенденция широко представлена повсеместно в развитых странах, что обусловливает исследовательский интерес к данной проблематике. Процесс информатизации образования выступает как непреодолимый и целостный. Однако открывающиеся перспективы сочетаются с целым рядом сложностей. В процессе информатизации образования необходимо строго соблюдать баланс достоинств и недостатков. В случае игнорирования недостатков и трудностей информатизации возникает целый комплекс негативных проявлений, которые могут значительно снизить эффективность образовательного процесса, поэтому недопустимо внедрение приемов и методов информатизации без их критического осмысления и адаптации к конкретным педагогическим условиям.

Негативные и спорные последствия внедрения информационных технологий (далее - ИТ) в педагогическое пространство имеют целый комплекс разнонаправленных причин и предпосылок, которые должны быть детально изучены и проанализированы. Одной из ключевых предпосылок подобных негативных явлений в настоящее время можно считать сужение и ограничение внешних стимулов, жизненно необходимых для когнитивного, социального и эмоционального развития учащихся. В результате рассмотренных негативных явлений отмечается недостаточность опыта учащихся в самостоятельном инициативном принятии решений, речевой деятельности, замедляется личностное развитие. При этом в аспекте личностного развития правомерно говорить о многоаспектном процессе развития эмоционально-волевого, когнитивного и социального интеллекта. Вследствие сужения внешних стимулов, необходимых для личностного роста учащихся, отмечается целый комплекс тенденций, характеризующих современного ученика с самой негативной стороны: клиповое мышление, географический кретинизм, коммуникативные сложности, вирус цифрового слабоумия и т. п. Представляется, что помимо перечисленных выше проблем одной из наиболее угрожающих негативных тенденций становится неспособность ученика формулировать образовательные цели и достигать поставленной цели путем осознанного и последовательного решения задач.

В настоящее время в качестве одного из эффективных методов компенсации и преодоления описанных негативных тенденций выступает смешанное обучение (от англ. Blended Learning).

В силу того, что модель смешанного обучения является достаточно новой для российской системы обра-

зования и что необходимость в дистанционном образовании появилась в большей части образовательных учреждений Российской Федерации, будущим педагогам необходимо максимально полно и эффективно развивать навыки самостоятельной работы, чтобы успешно реализовывать смешанную модель обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе проведен детальный анализ роли навыков самостоятельной работы будущих педагогов при реализации смешанной модели организации образовательного процесса, в том числе и в условиях дистанционного обучения.

Целью исследования является анализ роли навыков самостоятельной деятельности будущих педагогов в условиях реализации смешанной модели организации образовательного процесса, в том числе и в условиях дистанционного обучения. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

- дано понятие и охарактеризованы особенности смешанного обучения;

- дана характеристика самостоятельной деятельности студентов - будущих педагогов;

- проанализированы роль и место навыков самостоятельной деятельности будущих педагогов в условиях реализации смешанной модели организации образовательного процесса, в том числе и в условиях дистанционного обучения.

Методология

Авторы применили комплекс методов исследования: анализ методической и теоретической литературы по поднятой в работе проблеме, метод обобщений. В процессе работы над данной темой были использованы труды многочисленных методистов и практикующих преподавателей, в качестве основных можно отметить работы таких исследователей, как: Н. В. Андреева [1], М. Г. Артюхина [2], А. В. Бол-дырева-Вараксина [3], Е. Л. Вартанова [4], К. Г. Кре-четников [5], И. В. Лебедева [6], Г. В. Нарыкова [7], Е. С. Полат [8], И. Н. Семенова [9], Е. С. Тришина [10], А. В. Федоров [11], М. К. Халимов [12], И. В. Янченко [13], C. E. Dann [14], F. Han [15] и др.

Результаты

Согласно современному научному пониманию, смешанное обучение (далее - СО) - это образовательный подход, сочетающий в своей методологии непосредственный «живой» образовательный процесс и обучение с применением методов и приемов информационных технологий. Смешанное обучение в его современном виде сочетает достоинства тра-

диционного аудиторного образовательного процесса с интерактивными формами. К данным интерактивным педагогическим формам и приемам предъявляются жесткие требования, исходящие от необходимости их мотивационной проработанности и в соответствии с современными нормативными образовательными нормами. При использовании педагогами приемов и методов смешанного обучения необходимо учитывать, что оно выступает как целостная система, составные части которой находятся во взаимодействии и тесно взаимосвязаны. Интегральные возможности данной системы не сводимы к простой сумме ее отдельных компонентов [1, с. 45]. Следовательно, в современном образовательном пространстве система смешанного обучения наряду с традиционными педагогическими методами и приемами предоставляет возможности электронного обучения (аудио-фрагменты, компьютерная графика, интерактивные поисковые элементы, видео и пр.).

Смешанное обучение открывает обширные возможности для обучающихся в сфере самостоятельного инициативного управления собственным образовательным маршрутом. В связи с этим повышается степень индивидуализации образовательного процесса для каждого обучаемого, который получает возможность выбирать соответствующий темп обучения, место и время учебы.

Баланс между информационными и традиционными педагогическими приемами устанавливается в процессе согласования педагога с учащимся. Необходимо при этом учитывать индивидуальные и психолого-педагогические особенности субъекта образования [13, с. 3]. Для того чтобы обучение было причислено к смешанным формам, оно должно отвечать ряду современных нормативных требований. В частности, удельный вес электронного обучения должен достигать отметки в 30-80 % от общей доли образовательных методик и технологий. При использовании в образовательном процессе свыше 80 % электронных образовательных методик и технологий правомерно вести речь о полной замене традиционных форм электронным обучением.

Выделяют следующие факторы, способствующие повышению эффективности приемов смешанного обучения:

- ориентацию на высокие достижения, что ведет в перспективе к существенному повышению мотивации учащихся;

- персонализацию образовательного процесса, его адаптацию к нуждам и образовательным запросам каждого отдельного учащегося;

- обучение, базирующееся на мастерстве и принципах преемственности с уже освоенным учащимися учебным материалом;

- ориентацию на отношения между учащимися и педагогом, а также внутри учебного коллектива;

- личная ответственность учащихся, высокая степень индивидуального контроля эффективности образовательного процесса выбора педагогической траектории [15, с. 14].

В рамках современной концепции смешанного обучения педагог принимает на себя качественно иные функции и роли, чем при традиционных формах. Уходит в прошлое роль передачи готовых знаний в их конечном виде. Педагог становится тьютором, консультантом, организатором самостоятельной инициативной деятельности учащегося.

В связи с широтой трактовок смешанного обучения в современном научном обороте используется целый комплекс наименований для данной категории: комбинированное обучение (combined instruction), интегрированное обучение (integrated learning), веб-расширенное обучение (web-enhanced instruction), гибридное обучение (hybrid learning) [14, с. 216].

В рамках современной концепции смешанного обучения учебный процесс выступает как последовательность стадий электронного и традиционного обучения:

1) инструктирующая фаза, на которой происходит установление общих принципов предстоящей учебной деятельности;

2) ориентирующая фаза, на которой происходит постановка целей и задач предстоящей учебной деятельности, чаще всего в форме вводных лекций;

3) демонстрационная фаза, на которой происходит анализ наглядного материала и конкретных ситуаций;

4) закрепляющая фаза, на которой происходит выполнение упражнений, практическая работа с основными учебными категориями, выработка соответствующих компетенций;

5) итоговая фаза, на которой происходит контроль и рефлексия полученных в ходе учебной деятельности результатов [5, с. 88].

Первая, вторая и пятая стадии предполагают активное участие тьютора, тогда как третью и четвертую стадии целесообразно перенести в сферу электронного обучения.

В рамках современной концепции смешанного обучения роль педагога получает новую трактовку:

- изменение изложения преподавателем учебного материала - от традиционного объяснения к проработке отдельных проблемных зон;

- изменение деятельности педагога - от использования устойчивых к варьируемым учебным группам;

- изменение роли педагога - от лектора к фаси-литатору, который транслирует учащимся их задачи, организует их самостоятельное обучение от выполнения широких универсальных задач к узкой специализации;

- изменение задач педагога - от осваивания знаний к получению и тренировке компетенций и навыков [9, с. 70].

На современном этапе смешанное обучение является перспективной формой педагогических технологий, в которой сочетаются достоинства традиционного и электронного обучения. В связи с этим принципы смешанного обучения повсеместно приобретают повышенную актуальность. В 2000 г. в школах США смешанное обучение использовали 45 тысяч школьников, а в 2009 г. их число достигло трех миллионов [8, с. 200].

Далее представляется целесообразным перейти к особенностям самостоятельной деятельности студентов - будущих педагогов с точки зрения их учета в рамках смешанной модели обучения. Следует отметить, что самостоятельная работа нередко представляет трудности для студентов, обучающихся по программе подготовки педагогических кадров. Организация своей учебной деятельности во времени и пространстве выступает сложной задачей, особенно на ранних курсах обучения. В связи с этим в адаптационный период от педагога требуется особенное внимание к организации учебного процесса [12, с. 845].

Сложности, встающие перед студентами, чаще всего связаны с недостаточным развитием у них навыков планирования времени, анализа и систематизации информации, работы с литературой, умения выражения мыслей в устной и письменной форме. Помимо этого, студентам сложно адекватно оценить собственные физиологические и интеллектуальные возможности, чтобы составить верный план работы. В связи с этим от педагога требуется обучение студентов навыкам оптимизации и рационализации учебной деятельности.

Самостоятельная деятельность студента в любой учебной области предполагает прежде всего подготовительную работу по восприятию учебного материала. Для этого педагог актуализирует проблему в виде инструкции преподавателя. На основе поставленной проблемы учащимся необходимо запомнить базовый материал по теме, что также нередко вызывает трудности. В связи с этим от преподавателя тре-

буется обучить студентов навыкам и приемам прочного запоминания [10, с. 15].

В ходе организации смешанного обучения педагогу необходимо использовать методы и приемы с учетом особенностей высших психических функций учащихся - мышления, памяти, речи и т. п. При организации самостоятельной работы учащихся необходимо сформировать у них навыки самоконтроля и саморегуляции. При этом существенное воздействие на учебный процесс оказывает уровень владения студентами речью.

Педагогу требуется научить студентов ряду основополагающих элементов, выступающих факторами эффективной учебной деятельности:

- основам самостоятельной работы с источниками информации;

- приемам запоминания информации;

- подготовке письменных работ;

- самоконтролю и самодисциплине;

- конспектированию и пр. [11, с. 300].

Для приобретения подобных навыков могут помочь:

- учебные пособия, включающие в себя, помимо изложения материала, индивидуальные задания, список литературы, вопросы для аттестации, даты консультаций и т. п.;

- коллективные формы учебной деятельности для повышения мотивации и взаимной поддержки учащихся;

- памятки обучающимся, как правильно конспектировать, запоминать и пр. [6, с. 4].

Одним из ключевых факторов, который должен быть учтен в ходе организации современного смешанного обучения, выступает внимание к психолого-возрастным особенностям студентов. Для данной категории обучаемых предъявляются достаточно высокие требования к произвольному вниманию, нахождению закономерностей и логических связей, концентрации интеллектуальных усилий и т. п. Ведущий мотив для учебной деятельности относительно категории студентов - это приобретение профессиональных навыков и мастерства. Этот мотив необходимо всемерно поддерживать и стимулировать.

Педагогическое руководство самостоятельной деятельностью студентов должно трансформироваться в самоорганизацию и самоконтроль. Когнитивную деятельность студента во многом обуславливают его личностные особенности. Если для учащегося характерен аналитический склад ума, в их работах отмечается внимание к деталям, а широта мышления отличается недостаточной развитостью.

Другая категория учащихся обладает синтетичным мышлением - они склонны к обобщениям и не придают должного значения деталям. Педагогу необходимо учитывать данные когнитивные особенности студентов для повышения эффективности образовательного процесса [1, с. 108].

Высокие результаты смешанного обучения в значительной мере обусловлены стилем педагогического руководства. При выборе педагогом авторитарного стиля используется система четких требований к выполняемой работе, реализуется жесткий контроль, устанавливаются строгие сроки [2, с. 322]. При выборе педагогом демократического стиля используется самостоятельное распределение учащимися времени и нагрузок, устных или письменных форм работы и т. п.

После того как у студентов - будущих педагогов -в полной мере сформированы навыки самостоятельной деятельности, у них появится возможность грамотно применять их в рамках смешанной модели обучения, в том числе и в условиях дистанционного обучения, которое вызвано объективными причинами, а именно пандемией коронавируса COVID-19, которая продолжается и по сей день.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что самостоятельная деятельность будущих педагогов в условиях смешанной модели организации образовательного процесса имеет ряд особенностей, учет которых повысит качество и эффективность обучения.

Под смешанной моделью организации образовательного процесса (смешанное обучение, СО) необходимо понимать такой вид обучения, в рамках которого органично сочетаются традиционное обучение с преподавателем и обучение с использованием информационных технологий, что становится все более востребованным на современном этапе развития как систем образования, так и информационных технологий.

Навыки самостоятельной деятельности, будучи сформированными у студентов педагогических вузов при смешанной модели обучения, в дальнейшем могут быть с успехом использованы будущими педагогами в своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг

школы в смешанное обучение. М., 2016. 280 с.

2. Артюхина М. Г. Ценности и приоритеты в современной парадигме образования // Социально-гуманитарные знания.

2012. № 1. С. 320-326.

3. Болдырева-Вараксина А. В. Организация самостоятельной работы студентов как фактор подготовки будущих педагогов-психологов к работе по реализации задач здоровье-сберегающего образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S4. С. 1-5. URL: URL: http://e-koncept.ru/2015/75072.htm.

4. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Российский модуль медиао-бразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5-10.

5. Кречетников К. Г Особенности организации смешанного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 88. URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=29019.

6. Лебедева И. В., Шоронова О. В. Организация самостоятельной учебной деятельности будущих педагогов в дистанционном режиме как реализация социального заказа [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.

2015. № 2-2. С. 1-8. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21924..

7. Нарыкова Г. В. Современные модели организации обучения // Инновационная наука. 2019. № 10. С. 94-99.

8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004. 416 с.

9. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 68-74.

10. Тришина Е. С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. 2010. № 9. С. 14-19.

11. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 с.

12. Халимов М. К. Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов // Молодой ученый.

2016. № 4 (108). С. 845-846.

13. Янченко И. В. Смешанное обучение в вузе: от теории к практике [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. C. 1-10. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25417.

14. Dann C.E. Blended learning 3.0: Getting students on board // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Vol. 99. P. 214-223.

15. Han F., Ellis R.A. Identifying consistent patterns of quality learning discussions in blended learning // Internet and Higher Education. 2019. Vol. 40. P. 12-19.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreeva N. V., Rozhdestvenskaya L. V., Yarmakhov B. B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie [Step of the school in mixed education]. Moscow, 2016, 280 p. (In Russian).

2. Artyukhina M. G. Cennosti i prioritety v sovremennoj paradigme obrazovaniya [Values and priorities in the modern paradigm of education]. Socio-humanitarian Knowledge, 2012, no. 1, pp. 320-326. (In Russian).

3. Boldyreva-Varaksina A. V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov kak faktor podgotovki budushchih pedagogov-psihologov k rabote po realizacii zadach

zdorov'esberegayushchego obrazovaniya [The organization of independent work of students as the factor of preparation of the future teachers-psychologists to work on realization of problems health saving up formations]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2015, no. S4, pp. 1-5. Available at: URL: http://e-koncept.ru/2015/75072.htm. (In Russian).

4. Vartanova E. L., Zasursky Ya. N. Rossijskij modul' mediaobrazovaniya: koncepcii, principy, modeli [The Russian module of media education: concepts, principles, models]. Information Society, 2003, no. 3, pp. 5-10. (In Russian).

5. Krechetnikov K. G. Osobennosti organizacii smeshannogo obucheniya [Features of the organization of blended learning]. Modern Problems of Science and Education, 2019, no. 4, pp. 88. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29019. (In Russian).

6. Lebedeva I. V., Shoronova O. V. Organizaciya samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti budushchih pedagogov v distancionnom rezhime kak realizaciya social'nogo zakaza [Organization of the independent training activity of future teachers in the remote regime as the realization of the social order]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2-2, pp. 1-8. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21924. (In Russian).

7. Narykova G. V. Sovremennye modeli organizacii obucheniya [Modern models of training organization]. Innovative Science, 2019, no. 10, pp. 94-99. (In Russian).

8. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya [Theory and practice of distance learning]. Moscow, 2004, 416 p. (In Russian).

9. Semenova I. N., Slepukhin A. V. Didakticheskijkonstruktor dlya proektirovaniya modelej elektronnogo, distancionnogo i smeshannogo obucheniya v vuze [Didactic constructor for producing the models of e-learning, distance and blended learning in higher education]. Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 8, pp. 68- 74. (In Russian).

10. Trishina E. S. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti budushchih pedagogov [Organizing independent students' work as a means for elevating vocational competence of teachers-to-be]. Secondary Vocational Education, 2010, no. 9, pp. 14-19. (In Russian).

11. Fedorov A. V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Development of media competence and critical thinking of students of a pedagogical university]. Moscow, 2007, 616 p. (In Russian).

12. Halimov M. K. Rol' samostoyatel'noj raboty v professional'noj podgotovke budushchih pedagogov [The role of independent work in the professional training of future teachers]. Young Scientist, 2016, no. 4 (108), pp. 845-846. (In Russian).

13. Yanchenko I. M. Smeshannoe obuchenie v vuze: ot teorii k praktike [From theory to practice]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 5, pp. 1-10. Available at: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=25417. (In Russian).

14. Dann C. E. Blended learning 3.0: Getting students on board. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2019, vol. 99, pp. 214-223. (In English).

15. Han F., Ellis R.A. Identifying consistent patterns of quality learning discussions in blended learning. Internet and Higher Education, 2019, vol. 40, pp. 12-19. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.