10. Integration of motor and cognitive activities of children at preschool age / M. Pravdov, E. Shmeleva, V. Kartashev, D. Pravdov, Yu. Nikiforov, L. Luneva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). conference proceedings. - Volume XLIII. 2018. - С. 374-378.
REFERENCES
1. Voloshin, L.N. and Galimskaya O.G. (2017), Motor activity as a source of social experience of a preschooler: monograph, GIK, Belgorod.
2. Igonova, E.S. (2017), Preparation of preschoolers for sports by means of basic gymnastics of a coordination and developmental orientation, dissertation, Moscow.
3. Pravdov, D.M., Pravdov, M.A., Zhalilov A.V. and Shchepelev A.A. (2020), "Organization of the training process with children 5-7 years old on the basis of the integration of motor-cognitive activity", Man. Sport. Medicine. Vol. 20, No S2, pp. 84-89.
4. Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2017), "Integration of the content of educational areas of the preschool education program as a condition for the motor-cognitive development of children", Scientific Notes of the Russian State Social University, Vol. 16, No. 6 (145). pp. 161-169.
5. Prokopenko, V.I. and Metelkin, V.P. (2011) "Technical training of children 6-7 years old going in for mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 137-140.
6. Chernichkina, Yu.M. and Chepik, V.D. (2016), "Additional education for preschoolers of older age groups in the formation of initial ideas about sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (136), pp.180-186.
7. Chistyakova, A.A. and Pravdov, M.A. (2011), "Integration of motor and cognitive activity in the process of forming the foundations of safe life in older preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (71), pp. 136-139.
8. Shchepelev, A.A., Pravdov M.A. and Pravdov, D.M. (2018), "Analysis of temporal parameters of movements in the structure of athletics exercises in older preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 315-320.
9. Eidelman, L.N. (2020), Integration of dance and physical culture and health-improving activities in the system of additional education for children, dissertation, St. Petersburg.
10. Pravdov, M.A. Shmeleva, E., Kartashev, V., Pravdov, D.M., Nikiforov, Yu. and Luneva, L (2018), "Integration of motor and cognitive activities of children at preschool age", European Proceedings of Social and Behavioral Sciences (EpSBS), conference proceedings, Volume XLIII, pp. 374-378.
Контактная информация: [email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2021
УДК 378.14:796
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация
Сложившаяся ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 г. обусловила переход образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации на дистанционное обучение, которое включало обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Реализация образовательных программам для всех форм обучения в удалённом режиме потребовала существенной перестройки работы всех структурных подразделяй высших учебных заведений, организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, наличие готовых и размещённых в электронной информационно-образовательной среде вуза электронных учебных курсов, использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии). В контексте этого в данной работе представлен опыт организации дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура и
спорт» в период пандемии, проведён анализ проблем, связанных с внедрением дистанционного обучения в вузах, а также обозначены положительные результаты, обусловленные введением данной формы обучения.
Ключевые слова: вуз, дисциплина, физическая культура и спорт, организация, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, практические и лекционные занятия, пандемия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p507-514
ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY FOR THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS" IN THE PANDEMIC
PERIOD
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk
Abstract
The situation with the spread of the new coronavirus infection in 2020 led to the transition of educational institutions of higher education in the Russian Federation to distance learning, which included ensuring the implementation of educational programs using e-learning and distance learning technologies. The implementation of educational programs for all forms of education in a remote mode required a significant changing of the work of all structural subdivisions of higher educational institutions, the organization of contact work of students and teachers exclusively in the electronic educational environment, the availability of prepared and placed in the electronic educational environment of the University of electronic training courses, the use of various educational technologies that allow students and teaching staff interact indirectly (at a distance). In this context the experience of organizing distance learning at the University for the discipline "Physical education and sports" during a pandemic is presented in the paper, analysis of the problems associated with the implementation of distance learning in Universities is conducted and positive results of implementation of this form of education are reflected.
Keywords: University, discipline, physical education and sports, organization, e-learning and distance educational technologies, practical and lecture classes, pandemic.
ВВЕДЕНИЕ
Сложившаяся ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 г. обусловила переход образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации, в том числе находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказы Минобрнауки РФ от 14.03.2020 г. № 397; от 02.04.2020 г. № 545; от 08.05.2020 г. № 648; от 28.05.2020 г. № 692; от 11.11.2020 г. № 1402), на дистанционное обучение, которое включало обеспечение реализации образовательных программ, в том числе прохождение обучающимися промежуточной и итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1, 2, 3 и
др.].
Реализация образовательных программам для всех форм обучения в удалённом режиме потребовала существенной перестройки работы всех структурных подразделяй высших учебных заведений, организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде (далее - ЭИОС), наличие готовых и размещённых в ЭИОС вуза электронных учебных курсов, консультационное и техническое сопровождение формирования преподавателями электронных учебных курсов, использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии).
В контексте этого в данной работе представлен опыт организации дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в период пандемии, про-
ведён анализ проблем, связанных с внедрением дистанционного обучения в вузах, а также обозначены положительные результаты, обусловленные введением данной формы обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для организации дистанционного режима работы в период пандемии в Тихоокеанском государственном университете (далее - ТОГУ) на основании федеральных нормативных документов были утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию деятельности работников университета и обеспечивающие безопасные условия реализации основных образовательных программ.
Существенное внимание при этом было уделено вопросам разработки и размещения в Системе электронного обучения ЭИОС университета электронных учебных курсов. Для этого был представлен алгоритм разработки электронного учебного курса (размещён курс «Создание электронного учебного курса») с возможностью поэтапного его введения и размещения (в соответствии с порядком освоения разделов дисциплины, предусмотренным рабочей программой дисциплины). Было организовано проведение консультаций и локальных видеоконференций (в соответствии с расписанием для отдельных структурных подразделений на платформе Zoom) по обмену опытом и решению проблем, возникающих при создании электронных учебных курсов. Была создана команда «цифровых волонтеров» по оказанию преподавателям помощи в размещении учебных курсов в ЭИОС и обеспечении им технической поддержки по вопросам функционирования технологий дистанционного обучения студентов.
Безусловно, основная работа по организации дистанционного обучения студентов в период пандемии легла на заведующих кафедрами и преподавателей кафедр, в наибольшей степени отвечающих за качество образования по дисциплине в вузе.
С переходом с середины марта на удалённый режим работы электронные учебные курсы физкультурных кафедр университета, отвечающих за организацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для студентов 1-3-х курсов, стали пополняться учебными материалами (лекции по курсу «Физическая культура и спорт», методические рекомендации по организации самостоятельных занятий, учебные пособия и др.) и заданиями для студентов, что включало написание реферативной работы, конкурс эссе, составление и выполнение комплекса упражнений, составление кроссворда, прохождение теоретического теста и другие задания. Преподаватели самостоятельно отвечали за выбор учебного материала и заданий для студентов для прохождения ими аттестации по дисциплине. Задания предполагали самостоятельную работу студентов при консультационной поддержке преподавателей и оценке ими работ. Необходимо отметить, что в соответствии с порядком освоения разделов дисциплины «Физическая культура и спорт» в весеннем семестре обычного учебного года для всех студентов предусмотрены только практические учебные занятия (лекционные занятия для студентов 1-го курса проводятся в осеннем семестре учебного года).
Важно было систематизировать задания для студентов и упорядочить сроки их выполнения. Наиболее удобной формой, на наш взгляд, стала рассылка информационных писем студентам своих групп с корпоративной электронной почты преподавателя (в расписании преподавателя в его Личном кабинете стоят учебные группы, при выборе группы выпадает список электронных адресов студентов). При такой форме все студенты получают подробную информацию, также они всегда могут написать на почту преподавателю, уточнить интересующие вопросы.
Корпоративная электронная почта, являющаяся одним из структурных элементов электронной информационно-образовательной среды ТОГУ (приказ от 04.04.2018 г. № 001/89), функционирует уже несколько лет, обеспечивая синхронное и асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса (профессорско-
преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, обучающиеся и др.). ЭИОС университета обеспечивает возможность доступа к ней обучающихся из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вход в Личный кабинет пользователя осуществляется на соответствующей странице портала путём внесения в специальные поля учётных данных. Для снятия вопросов в университете организована работа Службы технической поддержки.
С использованием электронной корпоративной почты университета в весеннем семестре студентам были отправлены следующие информационные письма:
1) О начале с 06.04.2020 г. учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в соответствии с приказом Минобр-науки РФ от 25.03.2020 г. № 484 студентам были предоставлены каникулы с 28 марта по 5 апреля 2020 г. в связи в реализацией Указа Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней») и необходимости работать с учебными материалами, представленными в электронном учебном курсе по дисциплине «Физическая культура и спорт» (базовая и элективная).
2) Пояснения по алгоритму действий студентов и выполнению учебных заданий для прохождения рубежного контроля.
3) О критериях для получения зачёта за семестр; информация о проводимом спортивном конкурсе в условиях самоизоляции.
Письма включали подробное описание того, что нужно сделать, с указанием сроков выполнения для тех студентов, у кого в расписании стоит физическая культура и спорт как базовая и как элективная дисциплина.
Студентам было необходимо:
- самостоятельно заниматься дома физической культурой (ежедневно по 15-30 мин как разминка; или как тренировка по 1 часу 2-3 раза в неделю). Для этого составить комплекс индивидуальных упражнений (10-15 упражнений) на разные группы мышц в зависимости от своего состояния здоровья (заболевания), группы здоровья (основная, специальная медицинская группа), физической подготовленности. Этот комплекс необходимо было позже записать (описать упражнения, количество повторений) и представить в электронном виде на проверку в конце месяца (желательно сопроводив фото- или видеофиксацией);
- ознакомиться с лекционным курсом на сайте и пройти тестирование до указанной контрольной даты;
- выполнить реферативную работу. Была определена примерная тема для написания реферата (физическая культура, спорт, здоровье, здоровый образ жизни, студенчество и пр.), который необходимо было подготовить в соответствии с указанными требованиями по содержанию и оформлению, проверив реферат на плагиат. Рефераты высылались на электронный корпоративный адрес преподавателю до указанной даты;
- на основе своего реферата или по другой теме написать небольшое эссе и сделать по нему презентацию. Тему студент выбирал самостоятельно. Как было оговорено в рекомендациях к эссе на сайте университета, студентам можно было представить свое видение того, как изменится отношение людей к своему здоровью после пандемии и какая роль будет отведена в этом процессе физической активности. Работы студентов участвовали в конкурсе эссе.
По желанию студенты могли принять участие в спортивном конкурсе, проводимом отделом физического воспитания и спорта университета. В программу конкурса входило выполнение общеразвивающих и специализированных упражнений в домашних условиях. Каждый участник мог принять участие в любой из заявленных номинаций конкурса.
Анализ самостоятельной работы студентов показал, что в общем, они хорошо отнеслись к ней (были написаны интересные рефераты, эссе, представлены комплексы упражнений), но не все студенты работали с электронным учебным курсом и выполняли
задания. Некоторые аргументировали невыполнение заданий отсутствием или плохой работой Интернета, а также большой загруженностью по другим дисциплинам. Из представленных заданий студентам легче всего было пройти теоретический тест на портале. Самым сложным для многих оказалось выполнение реферативной работы. Так, рефераты представлялись без соблюдения требований по оформлению, отсутствовала индивидуальная работа с литературными источниками (был выявлен низкий уровень оригинально -сти при проверке на плагиат) и др. Такие рефераты отправлялись студентам на доработку.
С начала работы в очном формате со студентами дневного отделения с сентября 2020/21 уч.г. мы столкнулись с тем, что, несмотря на рекомендации самостоятельно заниматься и поддерживать свою физическую форму в период удалённой работы, многие студенты не занимались в системе физкультурой, что отразилось на снижении их физической подготовленности. Так, у девушек при сдаче тестов двигательной подготовленности в показателях выносливости (бег на 1 км, 2 км), силовой выносливости мышц живота (подъём туловища), силовых показателей мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине), гибкости - показатели снизились.
В связи, с чем с переходом в ноябре 2020 г. повторно на дистанционный режим работы и организацию контактной работы с обучающимися только в ЭИОС университета (приказ от 03.11.2020 г. № 001/654 общ.), мы посчитали целесообразным давать студентам вторых-третьих курсов не теоретические задания и рекомендации по самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома, а проводить практические занятия по расписанию в своих учебных группах посредством видеоконференций Zoom. Ссылка на видеоконференцию размещалась в электронном учебном курсе дисциплины, а также осуществлялась информационная групповая рассылка о ней студентам. Обучающиеся были заранее информированы о необходимости сдачи контрольных тестов по физической подготовке для получения зачёта.
Организация учебно-тренировочных занятий для девушек основной и специальной медицинских групп включала выполнение комплексов упражнений из различных исходных положений на основные группы мышц на основе фитнеса и коррекционной гимнастики, которые показывал преподаватель. Преподаватель и студентки группы могли видеть всех занимающихся на экранах своих компьютеров (в среднем группа включала 20 человек), также была возможность давать рекомендации по выполнению упражнений. Выполнение контрольных нормативов для получения зачёта тоже проводилось в режиме онлайн. Те студентки, у которых не было возможности выхода в Интернет для присутствия на занятиях, тренировались самостоятельно и присылали для получения зачёта записанное видео выполнения нормативов.
Для зачёта студенткам необходимо было сдать 2 норматива:
А) для основной группы:
1) «отжимания» из упора лёжа (оценка в баллах: «3» - 10 раз, «4» - 12 раз, «5» - 14 раз и более);
2) подъём туловища из положения, лёжа на спине. На выбор: или без учёта времени (соответственно: 40, 50, 60 раз) или подъём туловища за 1 мин (соответственно: 34, 40, 47 и более);
Б) для специальной медицинской группы:
1) «отжимания» из упора лёжа (оценка в баллах: «3» - 8 раз, «4» - 10 раз, «5» - 12 раз и более;
2) подъём туловища из положения, лёжа на спине без учёта времени (соответственно: 30, 40, 50 раз и более).
Предложенные нормативы студентки могли выполнить в домашних условиях. Для студенток, освобожденных от сдачи данных нормативов, были предложены альтернативные нормативы. Освобождённые от практических занятий студентки выполняли рефера-
тивную работу.
Анализируя выполнение студентками нормативов, можно констатировать, что более сложным для девушек как основной, так и специальной медицинской групп оказалось выполнение теста «подъём туловища». Этот тест сдали на удовлетворительно - 64,6%, на хорошо - 17,2%, на отлично - 10,1%; ряд студенток не смогли сдать тест (8,1%). При этом девушки основной группы в основном (74,3%) выбирали для сдачи подъем туловища без учёта времени как наиболее легко выполнимый. Даже те студентки, которые занимались в группах спортивного совершенствования, испытывали затруднения при выполнении теста (сдавали на оценку «удовлетворительно»). Что свидетельствует о недостаточной силе мышц живота студенток и необходимости дополнительно включать упражнения на её тренировку в самостоятельные комплексы упражнений.
В тесте сгибание и разгибание рук в упоре лёжа студентки имели более положительные результаты: сдали на удовлетворительно - 12,2%, на хорошо - 6,1%, на отлично - 79,6%; только 2,0% студенток не смогли сдать тест из упора лёжа и сдавали его из упора на коленях.
Проведение лекционных занятий для студентов первого курса посредством видеоконференции Zoom показало возможность такого проведения занятий: студенты воспринимают онлайн-лекции, участвуют в обсуждении тем. Для получения зачёта по лекционному курсу студенты писали эссе и делали презентацию к нему. Работы высылались на проверку преподавателю, а также прикреплялись в электронный учебный курс дисциплины на конкурс эссе.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализируя практику организации дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в период пандемии, можно констатировать, что такая форма обучения вполне допустима как временная. Студенты в целом положительно отнеслись к ней, выполняли задания, посещали лекционные и практические занятия. Можно отметить, что посещаемость некоторых студентов стала даже выше, что связано с удобством перемещения (нет необходимости добираться до университета). Студенты, которые ранее ответственно и добросовестно учились, также систематически посещали и дистанционные занятия.
Из приобретенного опыта можно сделать вывод, что если в будущем повторится дистанционное обучение, то оптимальной формой организации практических занятий студентов должно стать выполнение доступных комплексов упражнений в режиме онлайн. При составлении комплекса упражнений целесообразно включать только простые упражнения (сложнокоординационные нельзя). Оптимальным вариантом для девушек может стать комплекс на основе фитнеса, включающий силовые упражнения, координационные статические упражнения, упражнения на гибкость. При этом лучшим началом является комплекс дыхательных упражнений и упражнений для мелкой моторики рук на улучшение мозговой деятельности и тренировку памяти (что мобилизует, помогает сосредоточиться), затем включение упражнений, в положении стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, стоя на коленях, в положении седа ноги скрестно («по-турецки») на растяжку и расслабление.
Положительным результатом введения дистанционного обучения в вузе явилось то, что преподаватели и студенты освоили новые технологии и получили практический опыт, улучшилось электронное общение преподавателей со студентами через корпоративную почту, повысилось качество реферативных работ студентов. И что немаловажно, студенты стали больше заниматься научной работой и творчеством. Научная деятельность отражена в требованиях к квалификации бакалавров и специалистов в ФГОС ВО.
В то же время внедрение дистанционного обучения выявило ряд проблем. Прежде всего, это отсутствие опыта владения технологиями и нежелание их осваивать у некото-
рых преподавателей физкультурных кафедр, формальный подход к проведению учебных занятий, отсутствие у ряда преподавателей в домашних условиях необходимой техники для проведения дистанционных занятий и навыка работы с ней, несостыковка в расписании учебных групп.
Значительно увеличилась по времени работа преподавателей, связанная с проверкой реферативных и других работ студентов, а также с ответами на их вопросы по организации занятий, выполнению учебных заданий. Увеличился объём работ, связанный с заполнением электронных ведомостей студентов, потом распечаткой и проставлением зачётов в бумажные ведомости и в зачётки студентов в деканатах.
Дистанционное обучение выявило существовавшую и ранее проблему сниженной мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, что может отражаться на ухудшении их физической подготовленности.
Таким образом, пандемия только усилила те тенденции, которые уже были ранее. Качество образования зависит от того, как преподаватели ведут учебные занятия, так как учёба - это не только образование, но и воспитание, социализация. В процессе онлайн-обучения преподаватели тоже приобретали новые навыки. Необходимость перехода на удаленный режим учебы может повториться, поэтому в ситуации неопределенности обучение должно продолжаться непрерывно, в том числе и обучение цифровым технологиям. Главная компетенция для людей XXI века - это готовность и способность к переменам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 года № 397 // МИНОБРНАУКИ РОССИИ : [Официальный сайт]. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18515 (дата обращения: 22.02.2021).
2. О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 2 апреля 2020 г. № 545 // МИНОБРНАУКИ РОССИИ : [Официальный сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18450 (дата обращения: 22.02.2021).
3. О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 ноября 2020 года № 1402 // МИНОБРНАУКИ РОССИИ : [Официальный сайт]. -URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=25887 (дата обращения: 22.02.2021).
REFERENCES
1. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs in the face of preventing the spread of new coronavirus infection in the Russian Federation, the Order of dated March 14, 2020 No, 397, available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18515.
2. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On measures for the implementation by organizations of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of the Decree of the President of the Russian Federation of April 2, 2020 № 239 On measures to ensure sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in connection with the spread of new coronavirus infection (COVID-19)", The order of dated April 2, 2020 No. 545, available at: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18450.
3. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On measures to reduce the risks of the spread of a new coronavirus infection in educational institutions of higher education", The order of dated November 11, 2020 No. 1402, available at:
https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=25887.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.03.2021
УДК 378.147:004
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗНАНИЯ ПРИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Любовь Николаевна Эйдельман, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются особенности онлайн-обучения в высшей школе. Раскрываются специфические педагогические условия формирования интегративного знания при обучении с использованием дистанционных технологий. Доступ к электронным образовательным ресурсам и электронным научным библиотекам позволяет работать с качественными источниками информации; делает учебный процесс интересным, динамичным, целостным; способствует формированию требуемых компетенций, самомотивации и самостоятельности студентов. В результате чего обучающиеся развивают навыки научно-исследовательской деятельности, учатся прослеживать междисциплинарные связи, анализировать и системно излагать учебный материал. Регулярная обратная связь является ключевым условием, позволяющим формировать интегративное знание у обучающихся. Однако, это условие, как показали наши исследования, на данный момент реализовано не в полной мере. Наличие учебно-методического обеспечения способствует полноте и качеству интегративного знания у обучающихся. Критерии оценки качества выполненной самостоятельной работы обучающимися является «каркасом» для получения объективной и достоверной информации об уровне сформированности интегративного знания в условиях онлайн-обучения. Оценочный тест позволяет выявить уровень компетентности и знания предмета. Онлайн-занятия в индивидуальном темпе формируют индивидуальный стиль обучения, способствуют лучшему усвоению информации, формированию интегративного знания. Проведённые исследования позволили сделать вывод о том, что степень сформированности интегративного знания при онлайн-обучении в высшей школе недостаточно изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: интегративное знание, онлайн-обучение, дистанционное обучение, педагогические условия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p514-517
SPECIFIC PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF INTEGRATIVE KNOWLEDGE IN ONLINE LEARNING IN HIGHER SCHOOL
Lyubov Nikolaevna Eydelman, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Abstract
The article discusses the features of online education in higher education. The specific pedagogical conditions for the formation of integrative knowledge when teaching with using the distance technologies are revealed. Access to electronic educational resources and electronic scientific libraries allows you to work with the high-quality sources of information; it makes the educational process interesting, dynamic, holistic; it contributes to the formation of the required competencies, self-motivation and independence of students. As a result, the students develop research skills, learn to trace interdisciplinary connections, analyze and systematically present educational material. Regular feedback is a key condition for building up the integrative knowledge in learners. However, this condition, as our research has shown, is not fully implemented at the moment. The availability of educational and methodological support contributes to the completeness and quality of integrative knowledge among students. The criteria for assessing the quality of the completed independent work by students is a «frame» for obtaining objective and reliable information about the level of formation of integrative knowledge in the context of online learning. The as-