Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая компетентность / студент / колледж / информационно-коммуникационная технология / средство обучения / образовательный процесс / environmental competence / student / college / information and communication technology / learning tool / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магамедов Зайнди Аладиевич

В статье рассматривается сущность информационных технологий, а также специфика их объединения с коммуникационной составляющей. Раскрывается особенность формирования информационно-коммуникационных технологий посредством создания информационных систем и инфраструктуры. Определяется образовательная ситуация, в рамках которой педагог осуществляет приоритеты при формировании у студентов искомой компетентности. Приводится аргументация необходимости развития экологической компетентности студентов на фоне выраженных глобальных экологических проблем. На примере педагогического колледжа показана возможность применения информационно-коммуникационных технологий в целях формирования у студента экологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магамедов Зайнди Аладиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence of information technologies, as well as the specifics of their integration with the communication component. The peculiarity of the formation of information and communication technologies through the creation of information systems and infrastructure is revealed. The educational situation is determined, within which the teacher carries out priorities in the formation of the desired competence among students. The argumentation of the need to develop students' environmental competence against the background of pronounced global environmental problems is given. Using the example of a pedagogical college, the possibility of using information and communication technologies in order to form a student's environmental competence is shown.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

проектов, продолжительность выполнения студентом проектной работы.

Выводы. Таким образом, использование информационных технологий может помочь студентам выполнить индивидуальный проект любой сложности и по любому направлению образовательного процесса. Для того, чтобы индивидуальный проект стал источником получения новых знаний для студентов, педагогу необходимо учитывать обязательность совершенствования искомых компетенций посредством информационных технологий. При этом выполнение индивидуальных проектов предполагает управление данным процессом при помощи инструмента, к примеру, специальной ИТ-платформы, позволяющей систематизировать выполнение индивидуальных проектов всех студентов в течение всего периода их обучения.

Литература:

1. Брагин, A.B. Современный университет: постмодернистские изыски или классика / A.B. Брагин // Ноосферные исследования. - 2021. - №1. - С. 27-32

2. Гарипова, Г.М. Технология группового обучения как средство реализации компетентностного подхода / Г.М. Гарипова, Г.Ф. Дульмухаметовна, Е.К. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№79-1. -С. 116-118

3. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 16.11.2023)

4. Довыденко, В.М. Применение информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов / В.М. Довыденко, А.Г. Мельгунова//Baikal Research Journal. -2021. -№3. -С. 8-15

5. Пгнатенко, П.П. Проектное обучение в формировании индивидуальной образовательной траектории / ИИ Пгнатенко // Наука и школа. - 2023. - №2. - С. 139-143

6. Имакаев, В.Р. Образовательная парадигма: два масштаба рассмотрения / В.Р. Имакаев // Педагогика: история, перспективы. -2021. -№5. - С. 78-90

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 16.11.2023)

8. Прохорова, М.П. Цифровые инструменты обучения проектной деятельности студентов вуза / М.П. Прозорова, ПС. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. - №79-4. - С. 154-159

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 3759-р:сайт. - 2023.-URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112250002?ysclid=lp4kq909vfl20454992 (дата обращения: 16.11.2023)

10. Чеченскийгосударственныйпедагогический университет: сайт. - 2023,-URL: https://chspu.ru/(flaTa обращения: 16.11.2023)

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Магамедов Зайнди Аладиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность информационных технологий, а также специфика их объединения с коммуникационной составляющей. Раскрывается особенность формирования информационно-коммуникационных технологий посредством создания информационных систем и инфраструктуры. Определяется образовательная ситуация, в рамках которой педагог осуществляет приоритеты при формировании у студентов искомой компетентности. Приводится аргументация необходимости развития экологической компетентности студентов на фоне выраженных глобальных экологических проблем. На примере педагогического колледжа показана возможность применения информационно-коммуникационных технологий в целях формирования у студента экологической компетентности.

Ключевые слова: экологическая компетентность, студент, колледж, информационно-коммуникационная технология, средство обучения, образовательный процесс.

Annotation. The article examines the essence of information technologies, as well as the specifics of their integration with the communication component. The peculiarity of the formation of information and communication technologies through the creation of information systems and infrastructure is revealed. The educational situation is determined, within which the teacher carries out priorities in the formation of the desired competence among students. The argumentation of the need to develop students' environmental competence against the background of pronounced global environmental problems is given. Using the example of a pedagogical college, the possibility of using information and communication technologies in order to form a student's environmental competence is shown.

Key words: environmental competence, student, college, information and communication technology, learning tool, educational process.

Введение. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования служит источником обеспечения качественного обучения. Обязательность использования обозначенной технологии указана во многих нормативных документах ряда профильных ведомств, что определяет характер подачи и распространения информации. В настоящее время дискутируется вопрос о прикладной целесообразности применения ИКТ.

В аспекте обострившихся экологических проблем в педагогическом сообществе формируется обеспокоенность, затрагивающая развитие компетентности в сфере экологии. Экологически направленное образование обозначено во всех федеральных образовательных стандартах, в том числе для учебных заведений среднего профессионального образования [8].

Предметом обеспокоенности педагогического сообщества выступает применение ИКТ в целях обеспечения условий для развития искомой экологически направленной компетентности среди студентов. Данный вопрос необходимо рассмотреть с точки зрения специфики ИКТ в образовании, целевого назначения экологической компетентности, что впоследствии предоставит возможность обозначить подходы к аккумулированию возможностей ИКТ для всестороннего развития студентов с точки зрения экологической осознанности.

Изложение основного материала статьи. Применение ИКТ предполагает для сферы образования использование

инструментов и подходов, которые позволяют совместно с другими образовательными и иными организациями, также лицами реализовать образовательные мероприятия и элементы коммуникационных процессов. В качестве информационных технологий выступают любые технологии, которые предполагают объединение технических средств в целях трансляции и ретрансляции информационного сообщения, а также обработки определенных видов информации.

Для сферы образования представляет главенствующей такая информация, которая подразумевает сведения образовательного характера об окружающей действительности. Данная информация участвует в соответствующей информационной системе, в рамках которой она применяется и обрабатывается с целью распространения для неограниченного круга лиц. Для того, чтобы информационная система в образовательной среде отвечала искомым образовательным целям, в учебном заведении необходимо предусмотреть условия для создания соответствующей информационной структуры [9, С. 112].

При этом следует отметить, что информационная структура в образовательной среде обеспечивает функционирование не одной информационной системы, а множество взаимосвязанных систем, которые в совокупности приводят процесс обучения к совершенствованию искомых компетенций. В частности, ИКТ предполагают не только информационные технологии в аспекте информационных систем образовательного характера, но также инструменты для развития коммуникативной компетенции.

Такие инструменты входят в коммуникационную инфраструктуру, уникальность которой состоит в возможности соблюдения сетевого принципа трансляции информации. Коммуникационная инфраструктура предполагает процесс взаимодействия между участниками образования, предметом которого выступает искомая информация. Таким образом, ИКТ для сферы образования выступают оптимальным вариантом распространения искомых знаний и формирования образовательного процесса как деятельности, нацеленной на достижение совокупности компетенций.

ИКТ расширяют образовательный процесс посредством подхода, при котором средством обучения выступает коммуникация, а не учебники, учебные пособия и др. Если рассматривать коммуникацию с точки зрения средства обучения, то в данном случае следует отметить расширение доступа к знаниям и формирование более доверительной обстановки в процессе проведения образовательных мероприятий с учетом возможности обеспечить равноправный диалог между педагогом и студентом. ИКТ выходят за рамки учебных и практических занятий, однако продолжают оставаться инструментом реализации образовательной программы дисциплины предполагая расширенную источниковедческую базу и формы проведения образовательных мероприятий.

Под ИКТ в сфере образования представляется возможным выделить различные виды телемостов, онлайн-конференций, лекционные и семинарские занятия дистанционного формата, онлайн-консультации, а также любые другие групповые и коллективные мероприятия целью которых является обмен информацией и знаниями. Таким образом. ИКТ позволяют совершенствовать одновременно две компетенции в равноценной степени, а именно информативно-познавательной и коммуникативной.

Исходя из преимуществ ИКТ, следует обозначить целесообразность создания в учебном заведении искомых условий для реализации рассматриваемого средства обучения. Согласно концепции развития ИКТ, предусмотренной в Цифровом кодексе РФ и предложенной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры РФ), каждое учебное заведение в настоящее время должно предусматривать изначально техническую сторону реализации исследуемых технологий [10]. С точки зрения руководства учебного заведения, реализация ИКТ осуществляется путем создания инфраструктуры. Однако с точки зрения педагогического коллектива, ИКТ предполагают применение узкоспециализированных образовательных инструментов, в том числе программного обеспечения.

Перед педагогом стоит задача научить и обучить в рамках искомых компетенций, однако образовательные решения данный педагог принимает самостоятельно. В настоящее время отсутствует процедура согласования на педагогических собраниях подобранные педагогом способы реализации ИКТ в рамках образовательных мероприятий [1, С. 73]. Данный аспект возможен в системе образования лишь в том случае, если профильные ведомства разработают механизмы и критерии, определяющие выбор педагога программного обеспечения в качестве ИКТ.

В то же время перед педагогом стоит другая задача, базирующаяся на обеспечении компетентности при обучении студентов. Под компетентностью подразумевается определенный объем знаний и практических навыков, которые впоследствии студент может трансформировать в предполагаемой профессиональной деятельности и повседневной жизни. Данный аспект не носит абстрактный характер, так как обучение, в частности, в колледже построено на целевом принципе, что предусматривает подготовку будущих специалистов в определенной профессиональной сфере [10, С. 46].

Несмотря на то, что компетентность относится к нескольким направлениям, а именно к психологии воспитания, социологии обучения и психологии творчества, в прикладном аспекте компетентность также затрагивает различные научные направления. Если рассматривать такое направление, как экология, то экологическая компетентность в обязательном порядке должна подразумевать наличие у студентов объема знаний об окружающей среде, ключевых закономерностях природного характера и проявления личной ответственности перед окружающей средой. Кроме того, экологическая компетентность предполагает, что педагог сумеет обучить студентов мерам и действиям, направленным на охранную окружающей среды и осознанное отношение к природным изменениям и катаклизмам. При этом срок обучения студентов, к примеру, в колледже предполагает, что выраженным проявлением экологической компетентности станет наличие у них экологически направленного опыта.

Педагог Гордеева И.В. считает, что в настоящее время студенты колледжей воспринимают экологическое направление как второстепенное [4, С. 82]. По ее утверждению среди них отсутствует ассоциативная взаимосвязь между экологической осознанностью и предполагаемой профессиональной деятельностью. Педагоги Бусыгина А.Л., Бакулина С.Ю. и др. исходят из важности формирования экологической культуры среди будущих педагогов, так как данный аспект выступает обязательным компонентом личностного развития студентов [2, С. 253]. Педагог Огородникова К.С. определяет важность эколого-центрического сознания, что неизбежно приводит к целесообразности экологически направленной профессиональной деятельности вне зависимости от профиля обучения [7, С. 116].

Современные экологические проблемы затрагивают не только вредные производства или небрежное отношение к окружающей среде, но также такие природные изменения, которые ранее не акцентировались в образовательном процессе. Современная экологическая компетентность должна в обязательном порядке учитывать такие глобальные проблемы как потепление климата и дефицит пресной воды. Это значит, что в рамках образовательного процесса студенту необходимо получить объем знаний, достаточный для понимания сущности потепления климата и факторов повышения температуры, в том числе в результате выбросов углекислого газа [5, С. 38].

Если ранее проблема потепления климата освещалась исключительно в научных кругах, а позднее распространялась усилиями экологов, то в настоящее время она широко дискутируется в общественном пространстве и становится наглядной на примере отдельных государств и континентов. Таким образом, экологическая компетентность студента предполагает не столько подготовку для его сведения, но в большей степени весомые знания для выживания человечества.

Изменение климата затрагивает многие страны и частично наглядно в субъектах Российской Федерации (РФ). Для студента колледжа данная проблема должна означать потенциальное возникновение других проблем, в том числе проблему обучения школьников бережному отношению к природе и проблемам обеспечения экологической безопасности в образовательной среде.

Дефицит пресной воды как проблема также не представлял значительную важность в образовательном процессе предыдущих лет. Принято было считать, что данная проблема характерна преимущественно для стран Африки, половины Австралии и части Латинской Америки. Однако изменение течения Гольфстрима постепенно приводит к таянию ледников в Арктике, что создает потенциальную проблему с достаточным объемом пресной воды для многих стран. Данная проблема существенно дополняет содержание экологической компетентности и подразумевает наличие знаний студента относительно качества воды и ее источников.

Как в случае с потеплением климата, проблема дефицита пресной воды для студента колледжа также означает дополнительные педагогические проблемы, затрагивающие подходы к учащимся образовательных организаций к бережному отношению к воде. Обозначенные аспекты предполагается возможным урегулировать путем применения ИКТ.

Таким образом, экологическая компетентность при помощи ИКТ может обеспечиваться за счет проведения онлайн-мероприятий, подразумевающих получение студентами новых важных знаний о потеплении климата и дефиците пресной воды, обмен мнениями и потенциальное проведение студентами колледжа специальных исследований в целях поиска педагогических решений для обеспечения важности рассматриваемых экологических проблем при обучении школьников.

ИКТ также могут послужить повышению компетентности экологической направленности путем проведения открытых учебных занятий для студентов, в том числе с привлечением экологов, метеорологов и других профильных специалистов. Изначально для развития экологической компетентности необходимо предусмотреть образовательные мероприятия посредством ИКТ общего характера, обеспечивающие студентам представление относительно экологической безопасности.

По мере реализации образовательной программы по различным профилям подготовки целесообразно внедрять ИКТ и развитие экологической компетентности с учетом тематических направлений изучаемых дисциплин. К примеру, в рамках философии колледж может провести онлайн-конференцию, посвященную хронологии акцентирования внимания различных философов на изменения в окружающем мире. В рамках педагогики при помощи ИКТ представляется возможным провести лекцию о методах обучения дошкольников, учащихся начальных классов или старшеклассников осознанному отношению к экологии.

Постепенное погружение в проблемы экологии в рамках образовательного процесса и с использованием ИКТ позволит сформировать компетентность студентов как компоненты их личности. Для студентов колледжа экологическая повестка дня в образовательном процессе должна подразумевать часть естественной среды. Это значит, что проблемы экологии прививаются студентам в контексте различных аспектов образовательного процесса и не выступают выраженной темой изучения определенной дисциплины. Естественный подход к развитию экологической компетентности позволит сформировать у студентов корректное восприятия проблемы потепления климата и дефицита пресной воды, что способствует интенсивной адаптации студентов к экологической повестке дня.

Соответственно, посредством ИКТ необходимо предусмотреть не более треть от общих образовательных мероприятий тематических, групповых и коллективных онлайн-встреч, выраженных в форме онлайн-конференций или лекций. Оставшееся информационное пространство посредством ИКТ может затрагивать экологическую повестку дня лишь опосредованно. К примеру, на официальной странице колледжа в социальных сетях целесообразно размещать с определенной периодичностью содержательные инфографики, включающие занимательную статистику экологической направленности, нестандартные результаты опросов, интервью с авторитетными представителями сферы образования об экологических проблемах и другие виды распространения экологически направленной информации.

Обозначенную образовательную практику представляется возможным осуществить в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Гудермесский педагогический колледж имени С.С.-А. Джунаидова» (ГБПОУ «ГПК им. С.С.-А.Джунаидова») [3]. В данном учебном заведении профессиональная подготовка осуществляется в рамках направлений преподавания в начальных классах и физической культуры.

Экологическая компетентность посредством ИКТ в ГБПОУ «ГПК им.С.С.-А.Джунаидова» может развиваться путем участия студентов во Всероссийских онлайн-конференциях, а также в круглых столах с участниками различных экспедиций на территории Чеченской Республики в дистанционном режиме. В частности, студенты могут получить знания об экологическом воспитании учащихся начальных классов и развитии необходимых для здоровья физических качеств. Также целесообразно проводить совместно со студентами других образовательных организаций Чеченской Республики совместные исследования для участия в международном интернет-пространстве, к примеру, Международной морской организации или Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Для проведения совместных исследований в целях совершенствования экологической компетентности студенты колледжа совместно со студентами других образовательных организаций Чеченской Республики могут использовать такие интернет-сервисы, как «Экоточки» для получения информации о реализации политики раздельного сбора отходов в субъектах РФ, «Карта климатических аномалий» для выявления актуальной температуры воздуха в разных субъектах РФ, «Глобальный пожарный дашборд» для определения термоточек на поверхности всей планеты в реальном времени, а также «Питьевая вода.рус» для выявления качества воды в любом месте на территории РФ. Кроме того, студенты колледжа могут стать активными участниками российских экологически-направленных сообществ, которые посредством ИКТ существенно дополнят знания и навыки относительно экологической безопасности.

Выводы. Таким образом, ИКТ выступают существенно расширяющим ресурсом образовательного характера, которые в настоящее время беспрепятственно адаптируются в образовательной программе. В частности, ИКТ чрезвычайно полезны для совершенствования экологической компетентности студентов и их погружения в сущность глобальных экологических проблем. Многие возможности ИКТ в сфере экологической безопасности целесообразно адаптировать в образовательной среде в рамках рациональной пропорции в целях естественного процесса развития экологической компетентности у студентов.

Литература:

1. Алехин, И.А. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность как ключевые индикаторы профессионального развития и роста преподавателя / И.А. Алехин // Мир образования-образование в мире. - 2019. - №. 2. - С. 73-84

2. Бусыгина, А.Л. Образовательная среда как способ формирования экологической культуры будущих учителей при изучении дисциплин естественнонаучного цикла / А.Л. Бусыгина, С.Ю. Бакулина, Л.В. Вершинина // Самарский научный вестник. - 2023. - Т. 12. -№. 1. - С. 250-255

3. ГБПОУ «ГПК имени С.С.-А. Джунаидова» :сайт,-2023,-ЦКГ: https://ped-college.prof95.ru/ (дата обращения: 21.11.2023)

4. Гордеева, И.В. Экологическая компетентность студенческой молодежи: причины формирования и выборочный анализ / И.В. Гордеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №. 12-1. - С. 80-85

5. Десненко, С.И. Условия цифровизации образования в аспекте проблемы формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа как будущих педагогов / С.И. Десненеко, Т.Е. Иахомова // Информатика и образование. -2020. -№. 4. - С. 37-45

6. Огородникова, К.С. Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологического сознания у студентов / К.С. Огородникова //Управление образованием: теория и практика. - 2022. - №. 7 (54). - С. 115-124

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 21.11.2023)

8. Федорова, Г.А. Развитие дистанционного взаимодействия студентов и учителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий / Г.А. Федорова //Science for Education Today. - 2019. - Т. 9. - №. 2. -С. 108-125

9. Цифровой кодекс России: сайт. - 2023. - URL: https://rg.ru/2023/04/09/ elektronnoe-pravo.html?ysclid=lp8rncsmct408108307 (дата обращения: 21.11.2023)

10. Яковлева, Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е.В. Яколвлева // Концепт. -2021.-№.4.-С. 46-57

Педагогика

УДК 37.03

ассистент кафедры общей и возрастной психологии Магомедова Айзанат Халимбековна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

доктор филологических наук, заведующий кафедрой педагогического образования Парсиева Лариса Касбулатовна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» ( г. Владикавказ)

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье представлен анализ понятия «метакогнитивные умения», выявлены ключевые элементы метакогнитивного процесса. Показана важность самостоятельной учебной деятельности и пути развития метакогнитивных умений обучающихся в образовательном процессе. Описана актуальность проблемы и условия развития метакогнитивных умений и рефлексии. Выделены и охарактеризованы основные этапы метакогнитивного процесса: планирование учебной цели, выбор стратегии достижения цели, управление выбранной стратегией, коррекция и замещение стратегий, анализ и активизации познавательного цикла. Работа педагога по развитию метакогнитивный умений у обучающихся. Приведены результаты опроса студентов относительно полученной ими информации о метакогнитивных процессах. Обосновано создание на занятиях метакогнитивной среды.

Ключевые слова: метакогнитивные навыки, обучение, саморазвитие, самообучение, самоконтроль, метакогнитивный процесс.

Annotation. The article presents an analysis of the concept of "metacognitive skills" and identifies the key elements of the metacognitive process. The importance of independent learning activities and ways of developing metacognitive skills of students in the educational process are shown. The relevance of the problem and the conditions for the development of metacognitive skills and reflection are described. The main stages of the metacognitive process are identified and characterized: planning an educational goal, choosing a strategy for achieving the goal, managing the chosen strategy, correcting and replacing strategies, analyzing and activating the cognitive cycle. The work of a teacher to develop metacognitive skills in students. The results of a survey of students regarding the information they received about metacognitive processes are presented. The creation of a metacognitive environment in classes isjustified.

Key words: metacognitive skills, learning, self-development, self-learning, self-control, metacognitive process.

Введение. В настоящее время исследователи отмечают усложнение образовательных программ на всех уровнях образования. Освоение сложных программ требуют от обучающихся более высокого уровня развития метакогнитивных умений. Следовательно, необходимо развивать у обучающихся не только умения, связанные с фактическими, но и метакогнитивными знаниями. Perkins D. [10] отмечает, что развитое мышление непосредственно связано с саморегуляцией, развитие способности к поисковым и эвристическим стратегиям. Автор подчеркивает, что метакогнитивные исследования -одно из разрабатываемых направлений в современной педагогике и психологии.

Цель статьи - выявить и охарактеризовать основные этапы метакогнитивного процесса.

Методы исследования: анализ научных источников, синтез понятий и определений, систематизация, опрос студентов.

Задачи научной статьи: 1) рассмотреть структуру метакогнитивного процесса; 2) определить этапы метакогнитивного процесса; 3) определить метакогнитивные умения обучающихся; 4) обосновать создание метакогнитивной среды для развития метакогнитивных умений у обучающихся.

Практическая значимость статьи: выделены метакогнитивные умения обучающихся, обеспечивающие повышение познавательной активности и результативности учебной деятельности в процессе обучения.

Изложение основного материала статьи. Образование в любом обществе является источником устойчивого развития. Поэтому самообразование приобретает важное значение в современной жизни, в связи с постоянной потребностью в саморазвитии. В основе процесса самообразования лежать процессы метапознания. В связи с чем, возникает потребность в развитии у обучающихся метакогнитивных умений и навыков. Метакогнитивный процесс заключается в осознании собственных помыслов и действий, направлен на осознанный процесс контроля и регулирования своих познавательных процессов [4].

Впервые термин «metacognitive» (метакогнитивный) применен в 1976 году Джоном Флейвеллом и связано с умением человека оценивать, сдерживать, регулировать, корректировать свои мысли и мышление. По мнению автора, основными сторонами метакогнитивного процесса являются самопознание и рефлексия. Структуру метакогнитивного процесса в виде схемы представил Е. Батчулуун [1] (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.