Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (HARD SKILLS) / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ / САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ / ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квашко Людмила Павловна, Казеева Галина Геннадьевна

Цель статьи - осветить результаты исследования по созданию педагогических условий проведения диагностики готовности будущих учителей информатики использовать информационно-коммуникационные технологии в школе с применением одного из метакогнитивных навыков - оценки собственной профессиональной значимости. Основные методы: педагогический эксперимент; опросные методы (анкетирование, беседа); метод сравнения самооценок студентов с оценками преподавателей, обучающих этих студентов. Были выявлены следующие педагогические условия: постановка задачи перед студентами, осуществление ими деятельности самоконтроля и самооценки, сравнение самооценок студентов с оценками преподавателей и их обсуждение. Практическая значимость работы выразилась в приобретении опыта самооценки своих профессионально значимых навыков у студентов, участвующих в исследовании. Ценность работы: данное исследование показывает, что формирование метакогнитивных навыков происходит в специально организованной деятельности самооценки в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Квашко Людмила Павловна, Казеева Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ASSESSING THE READINESS OF PRE-SERVICE IT TEACHERS TO WORK AT SCHOOL WITH THE USE OF METACOGNITIVE SKILLS

The purpose of the article is to highlight the results of a study on the creation of pedagogical conditions for assessing the readiness of pre-service IT teachers to use information and communication technologies at school using one of the metacognitive skills -the assessment of their own professional significance. Main methods: pedagogical experiment; survey methods (questionnaire, conversation); method of comparing students’ self-assessments with the assessments of these students’ teachers. The following pedagogical conditions were identified: setting students a task, their self-control and self-assessment activities, comparing students’ self-assessments with teachers’ assessments and discussing them. The practical significance of the work was expressed in the acquisition of experience in self-assessment of their professionally significant skills by students participating in the study. The value of the work: this study shows that the development of metacognitive skills happens in a specially organized self-assessment activity during the period of study at the university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ»

УДК 378.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-209-222

ББК 74.489

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ASSESSING THE READINESS OF PRE-SERVICE IT TEACHERS TO WORK AT SCHOOL WITH THE USE OF METACOGNITIVE SKILLS

Квашко Людмила Павловна

Доцент кафедры высшей математики, Приморский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Уссурийске, кандидат педагогических наук; магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток E-mail: lkvashko@mail.ru

Kvashko Lyudmila P.

Assistant Professor at the Department of Higher Mathematics, Primorsky Institute of Railway Transport, a Branch of the Far Eastern State Transport University (Ussuriysk), PhD in Education; student in the master's program, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University, Vladivostok E-mail: lkvashko@mail.ru

Казеева Галина Геннадьевна

Старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» E-mail: kgg@bk.ru

Kazeeva Galina G.

Senior Lecturer at the Department of Computer Science and Methods of Teaching Computer Science, Blagoveshchensk State Pedagogical University (BSPU) E-mail: kgg@bk.ru

Аннотация. Цель статьи - осветить результаты исследования по созданию педагогических условий проведения диагностики готовности

Abstract. The purpose of the article is to highlight the results of a study on the creation of pedagogical conditions for

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Квашко Л. П., Казеева Г. Г., 2023

будущих учителей информатики использовать информационно-коммуникационные технологии в школе с применением одного из метакогнитивных навыков - оценки собственной профессиональной значимости. Основные методы: педагогический эксперимент; опросные методы (анкетирование, беседа); метод сравнения самооценок студентов с оценками преподавателей, обучающих этих студентов. Были выявлены следующие педагогические условия: постановка задачи перед студентами, осуществление ими деятельности самоконтроля и самооценки, сравнение самооценок студентов с оценками преподавателей и их обсуждение. Практическая значимость работы выразилась в приобретении опыта самооценки своих профессионально значимых навыков у студентов, участвующих в исследовании. Ценность работы: данное исследование показывает, что формирование метакогнитивных навыков происходит в специально организованной деятельности самооценки в период обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональные навыки (hard skills), метакогнитивные навыки, самооценка студентов, готовность к работе в школе, обучение в вузе, образовательный процесс, учителя информатики.

Для цитирования: Квашко Л. П., Казеева Г. Г. Педагогические условия диагностики готовности будущих учителей информатики к работе в школе с использованием метакогнитивных навыков // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 209-222. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-209222.

assessing the readiness of pre-service IT teachers to use information and communication technologies at school using one of the metacognitive skills -the assessment of their own professional significance. Main methods: pedagogical experiment; survey methods (questionnaire, conversation); method of comparing students' self-assessments with the assessments of these students' teachers. The following pedagogical conditions were identified: setting students a task, their self-control and self-assessment activities, comparing students' self-assessments with teachers' assessments and discussing them. The practical significance of the work was expressed in the acquisition of experience in self-assessment of their professionally significant skills by students participating in the study. The value of the work: this study shows that the development of metacognitive skills happens in a specially organized self-assessment activity during the period of study at the university.

Keywords: professional skills (hard skills), metacognitive skills, students' self-assessment, readiness for work in school, university education, an educational process, IT teachers.

Cite as: Kvashko L. P., Kazeeva G. G. Pedagogical conditions for assessing the readiness of pre-service it teachers to work at school with the use of metacognitive skills. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 2, pp. 209-222. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-209-222.

Введение

Одним из направлений улучшения подготовки учителей информатики в вузе является модернизация образовательного процесса, которая включает в себя насыщение и «использование инструментов и сервисов информационно-образовательной среды» [1, с. 74], а также информатизация и применение цифровых технологий [2]. Вопросы применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности педагогов интересуют исследователей как в нашей стране, так и за рубежом [3]. Имеются работы, в которых рассматриваются основные компетенции педагогов для успешного осуществления профессиональной деятельности [4], часть из них формируется в вузе [5]. В нашей стране и за рубежом создается новая педагогическая реальность, которая изменяется по мере изменения ИКТ и электронных средств обучения [6].

Авторы указанных публикаций рассматривали проблемы учителей информатики с технической точки зрения, потому что для учителей ИКТ являются одновременно средством и предметом обучения. Исследование К. В. Розова [7] показало, что эффективность обучения будущих учителей информатики в вузе повышается, если, наряду с изменением содержания образования, внедрением в учебный процесс аудиовизуальных технических средств, обеспечением самостоятельной работы студентов, применением продуктивных методов обучения и изучением актуального языка программирования, осуществляется текущий контроль успеваемости через самопрезентацию результата обучения. В данном контексте усматривается развитие метанавыков студентов, которое происходит в учебной деятельности.

Ряд исследователей [8-12] ставит вопрос о необходимости присутствия в современной школе учителей, компетентных не только в области применения ИКТ-техноло-гий, то есть имеющих так называемые «жесткие навыки» (hard skills), но и обладающих «гибкими навыками» (soft skills), а также владеющих «метакогнитивными навыками» (metacognitive skills). Это связано с тем, что в современном обществе востребованы не только специалисты, имеющие прочные навыки для выполнения профессиональных задач (hard skills), но и те, которые могут непрерывно развиваться в выбранной профессии, наращивая свой потенциал. В педагогическом вузе учебный процесс нацелен на развитие у студентов hard skills в течение всего периода обучения в вузе. Для этого существуют учебные программы, по которым учатся студенты, и целый штат преподавателей, осуществляющий реализацию учебных программ в учебных аудиториях.

Под «гибкими» или «мягкими» навыками (softs kills) [8] понимается умение будущих учителей эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, а в будущем найти подход к ученикам в ходе педагогического влияния. Формирование и развитие softs kills происходит при изучении отдельных дисциплин гуманитарного направления (например, педагогика, психология, социология) или в междисциплинарном пространстве, вне учебной аудитории, во время участия студентов в культурно-массовых, спортивных или просветительских мероприятиях.

Третий вид навыков, востребованных у специалистов на рынке труда и являющихся неотъемлемой частью личности учителя, - это метакогнитивные навыки (metacognitive

skills). Их формирование никак не учитывается в учебных планах и программах вузов, не проводятся специальные мероприятия по развитию этих навыков. Умение оценить свои преимущества и найти возможности исправить свои недостатки могут далеко не все. Исследование, проведенное Ю. С. Беленковой, показало «низкий уровень владения метакогнитивными навыками и рефлексией, а также низкий уровень метапознаватель-ной осознанности» студентов [9, с. 37].

Особенностью деятельности учителя информатики является еще и то, что он находится в быстро меняющейся когнитивной среде, связанной с появлением новых ИКТ, требующих от учителя их освоения и применения в образовательной практике. Критический обзор метакогнитивных аспектов смарт-образования, проведенный Е. В. Батае-вой [10], обнаружил «недостаточную развитость у обучающихся... необходимых качеств и навыков, таких как самоконтроль и самомониторинг результативности процесса обучения» [10, с. 55].

Этот же факт подтверждают А. Вербицкий и Ю. Кофейникова [11], различая два аспекта «метакогниции»: рефлексивный и регулятивный. Первый аспект - это знание человека о своих знаниях, а второй аспект - «навыки, при помощи которых человек контролирует свое собственное познание и управляет им» [11, с. 124]. Говоря о структуре метакогнитивных навыков, исследователи выделяют две составляющие: метакогни-тивные знания и метакогнитивные процессы [12, с. 10]. Первые отражают знания человека о собственном познании, среди вторых указывают оценку и мониторинг, контроль и регуляцию. Обе эти составляющие развиваются в процессе обучения отдельным дисциплинам [13] и, как результат, формируют представление человека о результатах своего собственного обучения.

Исследователь О. Дарханчимэг установил, что составляющие метакогнитивного навыка (планирование, самоконтроль и самооценка) дают положительную корреляцию между собой, поэтому применение соответствующих стратегий делает процесс развития метакогнитивных навыков более эффективным [14, c. 78]. Метакогнитивные навыки можно сформировать, если использовать не только правильно выбранные стратегии поведения в учебной деятельности, но и целенаправленное моделирование и оценку. Важно, чтобы метакогнитивный навык тренировался в диалогическом общении, систематически и эксплицитно [15, с. 12]. Одной из метакогнитивных стратегий, примененных в данном исследовании, является самоконтроль и самооценка готовности будущих учителей к работе в школе.

Проблема в том, что в образовательном процессе вуза не предусмотрено создание условий, направленных на формирование метакогнитивных навыков у студентов. Чтобы решить эту проблему и направить процесс их развития в сторону осмысления своей готовности к профессиональной деятельности, было проведено исследование с целью создания педагогических условий, способствующих развитию метакогнитивного навыка у студентов - самооценка готовности к применению ИКТ в учебном процессе школы.

Было выдвинуто предположение о том, что если поставить перед студентами задачу оценить свою готовность к профессиональной деятельности в школе, сравнить эти оценки с оценками преподавателей и обсудить полученные результаты со студентами,

то тем самым можно породить либо диссонанс, либо консонанс между явным и желаемым. Возникший диссонанс порождает мотив к саморазвитию и самосовершенствованию в будущей профессии учителя, а консонанс индуцирует чувство удовлетворенности результатом своей учебной деятельности, порождает уверенность в себе. Данный эксперимент позволил создать педагогические условия для реализации метакогнитив-ной стратегии: через проявление одной из составляющих метакогнитивных навыков -оценки собственной готовности к работе в школе учителем информатики - вызвать процесс личностно-профессионального саморазвития [16].

Наличие знаний и умений студентов в области ИКТ и их готовность совершенствовать эти знания и умения для выполнения профессиональной деятельности признают многие исследователи [5; 7], но работ, посвященных созданию условий для оценивания собственной готовности у будущих учителей информатики к работе в школе, не обнаружено.

Материалы и методы

На этапе констатирующего эксперимента был проведен анализ учебных программ и курсов, по которым осуществлялась подготовка студентов в области информационных технологий, вычленение из них тем, которые изучались студентами на занятиях и во внеурочное время, а также установление соответствующих компетенций, формируемых в ходе реализации этих программ.

Подготовка будущих учителей информатики в педагогическом вузе охватывает следующие области: работа с большими данными (хранение, поиск, отбор, защита информации), с системами беспроводной связи и дополненной реальности; осуществление программирования (интерфейсное и отдельных устройств), создание искусственного интеллекта, проектирование и создание робототехнических устройств и пр.

Из общего перечня профессиональных компетенций была выделена группа тех компетенций, которые формируются у будущих учителей по направлению «Педагогическое образование» с разными профилями подготовки. Эти компетенции направлены на умение осуществлять педагогическую деятельность по организации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня, организовывать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области, организовывать сотрудничество обучающихся в рамках учебной и научно-практической деятельности, использовать возможности образовательной среды на базе ИКТ для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Анализ учебных планов и программ изучаемых дисциплин показал, что в них рассматриваются операционные системы и компьютерные сети, в том числе работа с локальной сетью, создание сайтов, возможности интерактивных досок; ИКТ в учебном процессе, интернет-технологии и мультимедиатехнологии, а также теория и методика обучения информатике и использование ИКТ в образовании, где изучается методика обучения в режиме онлайн и офлайн. В рамках этих курсов студентам предоставлялась возможность выполнить систему лабораторных работ и создать свои творческие проекты по разным функциональным и педагогическим проблемам. В ходе изучения

перечисленных вопросов студентам предоставлялась возможность создавать свои программы, накопить достаточный багаж знаний и достигнуть нужной компетентности для уверенного решения педагогических задач в школе.

Данная информация была использована для создания анкеты, которая явилась педагогическим средством осуществления деятельности самоконтроля и самооценки готовности студентов к работе в школе. В качестве опросных методов исследования применялись анкетирование студентов и беседа с этими же студентами по результатам сравнительного анализа.

Критерием сравнения выступила оценка уровня готовности студентов к применению ИКТ в учебном процессе в школе в качестве учителя информатики. Показателем проявления этого критерия стали три уровня готовности: высокий, средний, низкий. В баллах это соответствует отметкам - «5», «4», «3». Применение сравнительного метода исследования позволило установить разницу между оценками студентов своего собственного уровня профессиональной подготовки, степени готовности их к работе в школе и оценками преподавателей по тому же критерию. Разница между этими оценками обсуждалась со студентами с целью выяснения причин расхождения этих оценок. Целью проведенной беседы было обсуждение возможных путей совершенствования профессиональной подготовки студентов и рождения мотивации к саморазвитию, а также к появлению чувства удовлетворенности своей учебной деятельностью.

Нами уже проводилось исследование [17], которое доказало педагогическую эффективность и перспективность применения уже сформированных метакогнитивных навыков студентов при анализе своей компетентности. Поэтому мы также применили его в данном исследовании. Другое исследование [19], посвященное проблеме понимания учебного материала на занятиях по математике, убедило в педагогической целесообразности применения уже сформированных метакогнитивных навыков студентов и создания условий их развития. Повторное исследование [19] подтвердило уже полученные выводы. Обобщение, систематизация и визуализация результатов показали достаточный уровень готовности студентов к работе в школе в условиях ее информатизации, что согласуется с уже полученными нами данными [20].

Для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента была подготовлена анкета, содержащая 10 вопросов (табл. 1). Эти вопросы отражают основные профессиональные компетенции студентов. При опросе студент должен был оценить свои возможности по каждому навыку в соответствии с тремя уровнями владения.

Высокий уровень («владею в полной мере») означает, что студент имеет достаточную базу теоретических знаний и может без особых трудностей самостоятельно использовать их на практике, навык прочно закреплен. Этот уровень соответствует оценке «5» или «отлично» по четырехбалльной шкале, принятой в вузах РФ.

Средний уровень («владею неуверенно») означает, что у студента недостаточно теоретических знаний и практических навыков для успешного самостоятельного достижения цели, требуется незначительная помощь другого лица или нужны инструкции, справочные материалы, навык находится в стадии формирования. Этот уровень соответствует оценке «4» или «хорошо» по той же четырехбалльной шкале.

Низкий уровень («владею слабо, но готов учиться») означает, что у студента низкая теоретическая подготовка и слабые навыки для самостоятельного использования ИКТ, при этом он не может быстро достигать цели даже при наличии справочных материалов. Такой студент отдает себе отчет, что данный навык необходим при работе в учебном учреждении, но он еще не сформирован в достаточной мере. Этот уровень соответствует оценке «3» или «удовлетворительно» по этой же четырехбалльной шкале.

Анкета была размещена на сайте ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» в Системе Электронного Обучения БГПУ (рис. 1) и привлекла к анкетированию 57 студентов V и IV курсов физико-математического факультета по направлению подготовки «Педагогическое образование» с профилями подготовки «математика-информатика» и «физика-информатика». После проведения процедуры анкетирования были составлены ведомости результатов. Эти результаты сравнивались с результатами сдачи сессионных экзаменов дисциплин, содержание которых было отражено в вопросах анкеты.

^ ^ с а

3) Авиабилеты а Яндлкс % Н|ч«лна> cips-m

= | СЭО БГПУ Русский (ru) -

О & https^/'moodle,bflpo.ni/mod/qL)Ktionnaire/fflport.phD?instan«=378igroup=iO

9096 ф ©

CD Друг«

ф Казеева Галина Геннадьевна

информационно-коммуникационных

ШНОЛОГИЙ ■ образовании (¿4.03.05-ИнфМат)

* У

(I Значки ® Компетентности Я Оценки Сэ Общее

С] Практические ра6<

О Тема 1.

Информатизация образования: основные понятия определения.

Б1.В.14 Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании (44.03.05-ИнфМат)

6 начало / Мои курсы Бакалавриат Физико-математический факультет ,' 44.03.05 Педагогическое обраювание (с двумя специальностями) ■ информатика, математика . Использование икформациоино-коммучикациоинь» технологий в образовании (44,оз.о5-ИнфМат)

/ Порядок по умолчанию

Расширенные настройки Вопросы Отзыв Предпросмотр Просмотр ш Сводка Список ответов

Порядок по умолчанию По возрастанию По убыванию Шалить ВСЕ ответ Изолированные группы | Все участники - Ц м Просмотр всех oi

опрос

1 Владеете ли Вы общими педагогическими навыками

Загрузить В

г Все участники. Порядок по/мол

т I N s с »

Рис. 1. Анкета, размещенная в Системе Электронного Обучения БГПУ

Заключительный этап исследования состоял из обсуждения со студентами полученных результатов, поиска возможных путей развития профессиональных навыков, в том числе метакогнитивных (планирования, мониторинга и оценки).

Результаты и их обсуждение

Результаты анкетирования приведены в табл. 1. Указаны данные в процентном отношении от общего числа студентов, прошедших анкетирование, и фактическое количество человек, владеющих, по мнению анкетируемых, тем или иным навыком.

Таблица 1

Результаты опроса студентов по основным навыкам владения ИКТ

Номер вопроса Вопрос Владею в полной мере (высокий уровень), оценка «5» Владею неуве -ренно (средний уровень), оценка «4» Владею слабо, но готов учиться (низкий уровень), оценка «3»

% чел. % чел. % чел.

1 Владеете ли Вы общими педагогическими навыками? 65 37 35 20 0 0

2 Владеете ли Вы навыками работы с локальной сетью? 59 34 39 22 2 1

3 Владеете ли Вы навыками работы с интерактивной доской? 63 36 37 21 0 0

4 Владеете ли Вы навыками создания сайтов (персональных, корпоративных)? 17 10 68 38 15 9

5 Владеете ли Вы навыками дистанционного обучения? 49 28 39 22 12 7

6 Владеете ли Вы навыками использования ИКТ как средства мониторинга успеваемости учащихся и работы педагогического коллектива? 51 29 44 25 5 3

7 Владеете ли Вы навыками развития мышления, речи учащихся с использованием ИКТ? 46 26 44 25 10 6

8 Владеете ли Вы навыками использования ИКТ как средства научного познания? 66 38 32 18 2 1

9 Владеете ли Вы навыками развития творчества учащихся на основе ИКТ? 58 33 32 18 10 6

10 Владеете ли Вы умением увидеть проблему и наметить пути ее решения, спланировать и провести исследование, проанализировать результаты с использованием ИКТ? 39 22 51 29 10 6

Составлено авторами

Анализ полученных данных показал, что навыки по созданию персональных или корпоративных сайтов сформированы только у 17% респондентов. Остальные студенты неуверенно владеют навыком и готовы совершенствоваться в этом вопросе.

Наиболее подготовленными считают себя студенты в работе с локальной сетью и интерактивной доской, а также они широко используют ИКТ как средство научного познания. Среди опрошенных только один человек слабо владеет ИКТ для расширения своего кругозора и практически не умеет работать с локальной сетью.

Вопросы №№ 5, 6, 7 охватывают целый комплекс методических умений студентов, которыми они должны обладать при обучении школьников в современных условиях. Результаты опроса показали, что от 5% до 12% студентов слабо владеют навыками дистанционного обучения, неуверенно применяют ИКТ для мониторинга успеваемости учащихся и работы всего коллектива, не могут развивать речь и мышление учащихся средствами ИКТ и готовы совершенствовать свои знания в этом направлении. При этом около половины опрошенных студентов уверенно владеют перечисленными навыками.

Развитие творчества детей является сложной и многогранной проблемой как в психолого-педагогических науках, так и в реальной школьной практике. Но среди опрошенных студентов только шесть человек указали на то, что они не уверены в своих навыках и готовы развиваться в этом направлении, зато 58% уже получили, по их мнению, уверенные навыки в опыте развития творчества детей.

Последний вопрос из данного списка требует от студентов оценить умение использовать ИКТ в решении различных психологических и педагогических проблем. Только 39% опрошенных утверждают, что они могут использовать ИКТ для решения трудных психолого-педагогических задач. При этом более 10% студентов нужно совершенствовать навык в данном направлении.

Следующим этапом педагогического эксперимента было проведение индивидуальных бесед со студентами по результатам анкетирования и обсуждение оценок преподавателей в сравнении с самооценками. В ходе собеседования студенты демонстрировали уверенность в своих ответах. По широкому спектру вопросов они выражали личную готовность к обучению школьников. Несмотря на общий достаточный уровень подготовки, студенты объясняли свой невысокий уровень в некоторых компетенциях. Те студенты, которые отмечали свой высокий уровень компетентности, объясняли это личной заинтересованностью в знаниях. Для приобретения более широкого круга навыков они искали другие способы их пополнения: самостоятельные дополнительные занятия, посещение образовательных курсов в других учреждениях.

По мнению одних студентов, расширить кругозор и приобрести необходимые навыки в применении ИКТ им помогла работа над курсовыми проектами. Другие заявляли, что приобрести умения и отработать навыки использования ИКТ им помогла практическая деятельность при общении с друзьями и родственниками. Высокий процент студентов, уверенно владеющих технологиями работы с интерактивной доской и навыками использования ИКТ как средства научного познания, самими студентами объяснялся тем, что эти направления были представлены с разных точек зрения в нескольких курсах, поэтому они хорошо усвоили этот материал.

В индивидуальных беседах студенты отмечали, что высокий уровень компетенций по вопросам №№ 8, 9, 10 им помогли сформировать дополнительные занятия с детьми в Школе программирования и робототехники Центра организации довузовского образования Благовещенского педагогического университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оцифруем качественные оценки студентов и получим средние оценки компетентности, выставленные студентами себе, исходя из их представления о своей готовности к применению ИКТ в школе, и отметки, полученные этими же студентами от преподавателей во время сессии по тем же навыкам, отраженным в анкете (табл. 2).

Таблица 2

Средняя оценка уровня готовности студентов к применению ИКТ в учебном процессе

в школе в качестве учителя информатики

Оценки выставили Балльная оценка, по шкале от 3,0 до 5,0 с шагом 0,1

3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 5,0

Студенты 1 0 5 8 4 3 1 5 3 0 5 11 7 4 0

Преподаватели 0 0 12 0 5 0 9 0 15 0 6 0 6 0 4

Составлено авторами

Исходя из данных, представленных в табл. 2, получаем среднюю оценку, взвешенную по частотам, для студентов равную 4,37 и для преподавателей - 4,31. Разница составила 0,06, что в процентном выражении будет 1,4%. Если перевести качественную оценку из табл. 1 в балльную и вычислить среднюю взвешенную оценку по шкале 3-4-5, то получим величину этой средней оценки равной 4,45. Разница составила 0,08 балла, что в процентном выражении будет 1,8%.

Таким образом, проведя анкетирование студентов на предмет их готовности к работе в школе в современных условиях, мы установили, что мнения студентов и мнения преподавателей совпадают.

Главным педагогическим результатом проведенного педагогического эксперимента явилось не совпадение оценок преподавателей и студентов, а те психолого-педагогические процессы, которые были запущены в образовательной деятельности выпускников университета, нацеленные на саморазвитие. В результате обсуждения готовности студентов к применению ИКТ в учебном процессе школы выяснилось, что не все студенты согласны как с высокими, так и с низкими оценками преподавателей. Необходимый диссонанс был получен.

Выводы

В процессе проведенного исследования были созданы необходимые педагогические условия, в которых студенты не только применили свои уже сформировавшиеся метакогнитивные навыки, но и могли их развить. Следующие условия легли в основу педагогического эксперимента: 1) постановка задачи перед студентами - оценить свои

навыки использования ИКТ для работы с учениками в школе; 2) проведение анкетирования по вопросам, охватывающим весь курс подготовки использования ИКТ в учебном процессе школы, и осуществление метакогнитивной деятельности самоконтроля и самооценки; 3) сравнительный анализ самооценок и оценок, полученных от преподавателей; 4) обсуждение результатов сравнения со студентами. Результатом проведенного педагогического эксперимента стало не столько получение данных о совпадении мнений студентов и преподавателей, сколько побуждение студентов к метаактивности (активности в деятельности самоконтроля и самооценки) педагогическими средствами, а также установление доверительных отношений между преподавателями и студентами-старшекурсниками.

Ограничением данного исследования следует считать небольшой объем выборки студентов одного вуза. Несомненно, это повлияло на обобщаемость результатов. Будущие исследования могут быть проведены на более широком круге участников. Данное исследование может быть распространено на изучение влияния метакогнитивных навыков на результаты обучения.

Проведенное исследование адресовано преподавателям вузов, студентам, учителям школ и тем, кто интересуется подготовкой студентов педагогических вузов к работе в школе в современных условиях.

Список литературы

1. Худолей Е. С. О готовности студентов профессиональных образовательных организаций к обучению в условиях цифровой трансформации образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 3 (27). С. 74-79.

2. Шадриков В. Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 2-10. URL: http://hetoday.org/magazine/2019/06.2019.pdf (дата обращения: 29.08.2022).

3. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 25-45. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045.

4. Жоламанова И. И. Информационная компетентность педагогических работников // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога. СПб.: Между-нар. образовательные проекты, 2019. С. 16-18. URL: https://portalsga.ru/data/3425.pdf (дата обращения: 29.08.2022).

5. Копышева Т. Н., Григорьев Ю. В. ИКТ-компетентность будущего учителя информатики в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 146-153.

6. Ионкина Н. А. Особенности отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогов к обучению робототехнике // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2018. Т. 15, № 1. С. 114-121.

7. Розов К. В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта // Информатика и

образование. 2022. Т. 37, № 2. С. 50-63. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-2-50-63.

8. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Softs kills как предикторы жизненного осуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89. DOI: https://doi.org/10.17853 / 1994-5639-2019-8-65-89.

9. Беленкова Ю. С. Самостоятельная познавательная деятельность на основе развития метакогнитивных навыков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 37-40.

10. Батаева Е. В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 36-59. DOI: https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-36-59.

11. Вербицкий А., Кофейникова Ю. Проблема формирования метакогниций студента в контекстном образовании // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 118-130.

12. Исследование метакогнитивной осознанности студентов университета / Н. Н. Баби-кова, О. А. Мальцева, Е. Н. Старцева, М. С. Туркина // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2018. Т. 12, № 3. С. 9-16. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-3-9-16.

13. Карпов А. А. Проблема формирования и развития метакогнитивных стратегий в процессе обучения в высших учебных заведениях // Вестник ЯрГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 4 (46). С. 92-96.

14. Дарханчимэг О. Исследование метакогнитивных навыков студентов // Вестн. Сибирского ун-та потребительской кооперации. 2020. № 4 (34). С. 73-79.

15. Протас О. С. Метакогнитивные навыки как условие профессионального саморазвития будущего педагога // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. Е: Педагогические науки. 2022. № 7. С. 11-13.

16. Квашко Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие педагогов: теория и практика: моногр. / под науч. ред. д-ра пед. наук Л. Н. Куликовой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. 143 с.

17. Квашко Л. П., Буркова И. Н., Савельева Е. В. Способы повышения эффективности обучения на лекции в вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN121.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

18. Kvashko L. P., Aleksandrova L. G., Santsevich Y. S. Understanding of educational material by students in math classes // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6 (120), Ч. 4 (июнь). С. 43-46 (англ. яз.). DOI: https://doi.org/10.23670/ IRJ.2022.120.6.140.

19. Квашко Л. П., Александрова Л. Г. Исследование понимания учебного материала при обучении математике // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 06/2. С. 62-67. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020.06-2.14.

20. Казеева Г. Г. Анализ подготовки будущих учителей физико-математических специальностей к работе в условиях цифровизации экономики // Современные проблемы профессионального образования: опыт и решения: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та. 2020. С. 254-258.

References

1. Khudoley E. S. O gotovnosti studentov professionalnykh obrazovatelnykh organizatsiy k obucheniyu v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya. 2020, No. 3 (27), pp. 74-79.

2. Shadrikov V. D. Kadry dlya innovatsionnoy ekonomiki: kak v deystvitelnosti obstoit delo s ikh podgotovkoy? Vysshee obrazovanie segodnya. 2019, No. 6, pp. 2-10. Available at: http:// hetoday.org/magazine/2019/06.2019.pdf (accessed: 29.08.2022).

3. Noskova T. N., Pavlova T. B., Yakovleva O. V. IKT-instrumenty professionalnoy deyatelnosti pedagoga: sravnitelnyy analiz rossiyskogo i evropeyskogo opyta. Integratsiya obrazovaniya. 2018. Vol 22, No. 1, pp. 25-45. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801. 025-045.

4. Zholamanova I. I. Informatsionnaya kompetentnost pedagogicheskikh rabotnikov. Tsifrovaya obrazovatelnaya sreda: novye kompetentsii pedagoga. St. Petersburg: Mezhdunar. obrazovatelnye proekty, 2019. Pp. 16-18. Available at: https://portalsga.ru/data/3425.pdf (accessed: 29.08.2022).

5. Kopysheva T. N., Grigoryev Yu. V. IKT-kompetentnost budushchego uchitelya informatiki v protsesse professionalnoy podgotovki v vuze. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. 2019, No. 1 (101), pp. 146-153.

6. Ionkina N. A. Osobennosti otechestvennogo i zarubezhnogo opyta podgotovki pedagogov k obucheniyu robototekhnike. Vestn. Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizatsiya obrazovaniya. 2018, Vol. 15, No. 1, pp. 114-121.

7. Rozov K. V. Formirovanie professionalnoy gotovnosti budushchikh uchiteley informatiki k primeneniyu tekhnologiy iskusstvennogo intellekta. Informatika i obrazovanie. 2022, Vol. 37, No. 2, pp. 50-63. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-2-50-63.

8. Stepanova L. N., Zeer E. F. Softs kills kak prediktory zhiznennogo osushchestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019, Vol. 21, No. 8, pp. 65-89. DOI: https://doi.org/10.17853 / 1994-5639-2019-8-65-89.

9. Belenkova Yu. S. Samostoyatelnaya poznavatelnaya deyatelnost na osnove razvitiya metakognitivnykh navykov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022, No. 74-1, pp. 37-40.

10. Bataeva E. V. Kognitivnye i metakognitivnye sposobnosti obuchayushchikhsya v kontekste smart-obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2019, Vol. 21, No. 4, pp. 36-59. DOI: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2019-4-36-59.

11. Verbitskiy A., Kofeynikova Yu. Problema formirovaniya metakognitsiy studenta v kontekstnom obrazovanii. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2017, No. 4, pp. 118-130.

12. Babikova N. N., Maltseva O. A., Startseva E. N., Turkina M. S. Issledovanie metakognitivnoy osoznannosti studentov universiteta. Vestn. Mariyskogo gos. un-ta. 2018, Vol. 12, No. 3, pp. 9-16. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-3-9-16.

13. Karpov A. A. Problema formirovaniya i razvitiya metakognitivnykh strategiy v protsesse obucheniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. Vestnik YarGU. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2018, No. 4 (46), pp. 92-96.

14. Darkhanchimeg O. Issledovanie metakognitivnykh navykov studentov. Vestn. Sibirskogo un-ta potrebitelskoy kooperatsii. 2020, No. 4 (34), pp. 73-79.

15. Protas O. S. Metakognitivnye navyki kak uslovie professionalnogo samorazvitiya budushchego pedagoga. Vestn. Polotskogo gos. un-ta. Ser. E: Pedagogicheskie nauki. 2022, No. 7, pp. 11-13.

16. Kvashko L. P. Lichnostno-professionalnoe samorazvitie pedagogov: teoriya i praktika: monogr. Ed. by L. N. Kulikova. Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2012. 143 p.

17. Kvashko L. P., Burkova I. N., Savelyeva E. V. Sposoby povysheniya effektivnosti obucheniya na lektsii v vuze. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2021, Vol. 9, No. 1. Available at: https:// mir-nauki.com/PDF/29PDMN121.pdf (accessed: 20.08.2022).

18. Kvashko L. P., Aleksandrova L. G., Santsevich Y. S. Understanding of educational material by students in math classes. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2022, No. 6 (120), part 4 (June), pp. 43-46 (in English). DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.140.

19. Kvashko L. P., Aleksandrova L. G. Issledovanie ponimaniya uchebnogo materiala pri obuchenii matematike. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2020, No. 06/2, pp. 62-67. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020.06-2.14.

20. Kazeeva G. G. Analiz podgotovki budushchikh uchiteley fiziko-matematicheskikh spetsialnostey k rabote v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki. In: Sovremennye problemy professionalnogo obrazovaniya: opyt i resheniya. Proceedings of the 5th All-Russian scientific-practical conference with international participation. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo gos. un-ta. 2020. Pp. 254-258.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 2

Статья поступила в редакцию 11.09.2022 The article was received on 11.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.