Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленкова Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению метакогнитивных навыков как важнейших компонентов, обеспечивающих успешность самостоятельной познавательной деятельности. Показана важность обучения самостоятельной познавательной деятельности и пути развития самостоятельности студентов. Описаны актуальность проблемы и педагогические условия обучения, необходимые для формирования и развития метакогнитивных навыков и рефлексии. Освещена актуальность проблемы поиска эффективных средств обучения и развития метакогнитивных навыков студентов. Обосновывается необходимость создания оптимальных условий для управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. В статье анализируются теоретические аспекты рефлексии и метакогнитивных навыков, которые обеспечивают эффективность самообразования. Основой самообразования являются метакогнитивные навыки. Навыки самостоятельного планирования и успешного осуществления познавательной деятельности основываются на метапознавательных стратегиях. Регулятором этой деятельности является рефлексия. Рефлексия выполняет регуляционную функцию в процессе применения метакогнитивных навыков и получения образования в целом. Успех и эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от организации этой деятельности. Целью данного исследования является определить теоретические основы, выявить специфику и педагогические условия успешного формирования метакогнитивных навыков и рефлексии, выявить эффективные стратегии для повышения качества обучения и формирования готовности к самообразованию. Проведено исследование для определения уровня рефлексии и метапознавательной осознанности студентов на основе метода оценки знания мониторинга и анкетирования. Результаты показали низкий уровень владения метакогнитивными навыками и рефлексией, а также низкий уровень метапознавательной осознанности. В статье представлены итоги проведённого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY BASED ON THE DEVELOPMENT OF METACOGNITIVE SKILLS

The paper analyzes the reflection and metacognitive skills as the most important elements for ensuring the success of self-education process. The paper shows the ways of developing students' autonomy in education and the importance of teaching self-learning skills. The question of how to organize metacognitive processes during students' independent activity is also considered. The relevance of searching for effective means of education and university students’ metacognitive skills developing is emphasized. The theoretical aspects of reflection as well as metacognitive skills that also affect the success of self-education were reviewed. The basis of self-education is metacognitive skills. They are self-planning skills for successful strategy-based cognitive activity. The regulator of this activity is reflection, which performs a regulatory function in metacognitive processes and education. The success and effectiveness of students' independent work largely depends on the organization of this activity. The purpose of this study is to determine the theoretical foundation, to identify the specificity and conditions for metacognitive skills’ formation, to determine the efficient learning strategies. The role of metacognitive processes in students’ self-education is significant. Due to the metacognitive skills, a learner develops an open cognitive position, ability to choose an appropriate learning strategy and readiness for self-education. The knowledge monitoring assessment instrument and questioning were used to determine the level of students’ reflection and metacognitive awareness. The results of our research has shown a low level of students’ metacognitive skills and reflection, as well as a low level of metacognitive awareness. The results of the research are presented.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ»

- офисные стулья;

- детектор денежных купюр;

- настенные часы;

- кулер.

Материально-техническая база мастерской используется сотрудниками вуза, с целью обучения студентов высшего и среднего профессионального образования по компетенции «Администрирование отеля».

Выводы. Хочется отметить, что студенты института получают не только практические навыки в мастерской «Администрирование отеля», но и практический опыт в гостиничной сфере Нижнего Новгорода. Так, в ноябре-декабре студенты 2-ого курса проходили учебную практику в следующих гостиницах города, являющимися нашими партнерами: «AZIMUT - Гостиница Нижний Новгород», Гостиница «Волна», «Маринс Парк отель Нижний Новгород». Руководители-отельеры высоко оценили интерес практикантов к работе и отличную мотивацию трудиться в гостиничной сфере бизнеса.

Также, необходимо выделить, международную деятельность вуза, которая координируется Центром международных связей и развивается по трём основным направлениям:

1. Развитие академической мобильности студентов, путем прохождения зарубежных стажировок (договор с туристическим холдингом Турецкой Республики (KilitGlobal), в рамках которого студенты находились на практике в Турции).

Так, с 4 по 10 октября состоялся форум партнерских образовательных организаций туристического холдинга «Kilit Global» (г. Анталья, Турецкая Республика), куда были приглашены представители вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Владикавказа, Владимира, а также Княгининского университета. Делегатами нашего ВУЗа стали: первый проректор А.Н. Смирнов, декан факультета сервиса Е.Ю. Саляева и начальник управления по молодёжной политике и международной деятельности Н.Н. Игнатьева. Программа форума включала в себя мероприятия, направленные на обсуждение перспектив сотрудничества туристического сектора бизнеса Турции и образовательных организаций Российской Федерации в рамках реализации профессиональных стажировок для студентов.

Участники делегаций смогли ознакомиться с отельной и туристической инфраструктурой таких регионов, как Белек, Кемер, Анталья, посмотреть, в каких условиях проживают, работают и питаются практиканты, а также встретиться с теми студентами вуза, которые все еще находятся в Турции. Ребятам, в целом, нравится работа на морском побережье.

2. Развитие академического обмена.

3. Расширение сотрудничества с международными вузами (Университет Леон, Испания; Университет Сянтань, Китайская Народная Республика).

На базе мастерской «Администрирования отеля» вуза проводятся собеседования студентов для стажировки в зарубежные отели. Например, туристическая компания ООО «Антаре» второй раз провела подбор студентов для весенней стажировки 2022 г. в отели Антальи. Турецкая стажировка, по словам студентов, прошедших летнюю практику, позволила им получить практическую информацию о гостиничном секторе и повысить знания по английскому языку.

Таким образом, обучение студентов по стандартам WorldSkills в рамках компетенции «Администрирование отеля» позволит им достичь дальнейшего сотрудничества с известными отельерами международных гостиничных сетей и повысить академическую мобильность.

Литература:

1. Волочай, Р.В. Условия подготовки конкурентоспособного выпускника по стандартам Ворлдскиллс / Р.В. Волочай, И.А. Михайловский, А.С. Савина // Образование. Карьера. Общество. - 2020. - №4 (67). - С. 15-18.

2. Демина, С.Н. Развитие движения «молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) в городе Севастополе: проблемы, перспективы / С.Н. Демина // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2019. - №1. - С. 119-124.

3. Ишкильдина, С.А. Технология реализации коммерческих образовательных программ Ворлдскиллс / С.А. Ишкильдина, М.С. Фомина, А.Х.К. Наджафова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №31. - С. 1021-1025.

4. Маргиева, А.В. Под знаком Ворлдскиллс / А.В. Маргиева // Среднее профессиональное образование. - 2020. - №10 (302). - С. 12-16.

5. Николенко, П.Г. Администрирование отеля / П.Г. Николенко, Т.Ф. Гаврильева. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 451 с.

6. Николенко, П.Г. Организация гостиничного дела / П.Г. Николенко, Е.А. Шамин, Ю.С. Клюева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 449 с.

7. Пясецкая, И.Ш. Из опыта проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по компетенции «Администрирование отеля» в частном образовательном учреждении высшего образования «Международный институт дизайна и сервиса» / И.Ш. Пясецкая // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - № 4 (46). - С. 109-117.

8. Чикунов, И.М. Ворлдскиллс как фактор развития вуза / И.М. Чикунов // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №3. - С. 158.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Беленкова Юлия Сергеевна

Самарский государственный технический университет (г. Самара)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ

НАВЫКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению метакогнитивных навыков как важнейших компонентов, обеспечивающих успешность самостоятельной познавательной деятельности. Показана важность обучения самостоятельной познавательной деятельности и пути развития самостоятельности студентов. Описаны актуальность проблемы и педагогические условия обучения, необходимые для формирования и развития метакогнитивных навыков и рефлексии. Освещена актуальность проблемы поиска эффективных средств обучения и развития метакогнитивных навыков студентов. Обосновывается необходимость создания оптимальных условий для управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. В статье анализируются теоретические аспекты рефлексии и метакогнитивных навыков, которые обеспечивают эффективность самообразования. Основой самообразования являются метакогнитивные навыки. Навыки самостоятельного планирования и успешного осуществления познавательной деятельности основываются на метапознавательных стратегиях. Регулятором этой деятельности является рефлексия. Рефлексия выполняет регуляционную

функцию в процессе применения метакогнитивных навыков и получения образования в целом. Успех и эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от организации этой деятельности. Целью данного исследования является определить теоретические основы, выявить специфику и педагогические условия успешного формирования метакогнитивных навыков и рефлексии, выявить эффективные стратегии для повышения качества обучения и формирования готовности к самообразованию. Проведено исследование для определения уровня рефлексии и метапознавательной осознанности студентов на основе метода оценки знания мониторинга и анкетирования. Результаты показали низкий уровень владения метакогнитивными навыками и рефлексией, а также низкий уровень метапознавательной осознанности. В статье представлены итоги проведённого исследования.

Ключевые слова: познавательная деятельность, самообразование, рефлексия, метапознавательная осознанность, метакогнитивные навыки.

Annotation. The paper analyzes the reflection and metacognitive skills as the most important elements for ensuring the success of self-education process. The paper shows the ways of developing students' autonomy in education and the importance of teaching self-learning skills. The question of how to organize metacognitive processes during students' independent activity is also considered. The relevance of searching for effective means of education and university students' metacognitive skills developing is emphasized. The theoretical aspects of reflection as well as metacognitive skills that also affect the success of self-education were reviewed. The basis of self-education is metacognitive skills. They are self-planning skills for successful strategy-based cognitive activity. The regulator of this activity is reflection, which performs a regulatory function in metacognitive processes and education. The success and effectiveness of students' independent work largely depends on the organization of this activity. The purpose of this study is to determine the theoretical foundation, to identify the specificity and conditions for metacognitive skills' formation, to determine the efficient learning strategies. The role of metacognitive processes in students' self-education is significant. Due to the metacognitive skills, a learner develops an open cognitive position, ability to choose an appropriate learning strategy and readiness for self-education. The knowledge monitoring assessment instrument and questioning were used to determine the level of students' reflection and metacognitive awareness. The results of our research has shown a low level of students' metacognitive skills and reflection, as well as a low level of metacognitive awareness. The results of the research are presented.

Key words: cognitive activity, self-education, reflection, metacognition, metacognitive skills.

Введение. Образование в интересах устойчивого развития, образования через всю жизнь является серьезной задачей для современного общества. В связи с этим самообразование приобретает важное значение. Самообразование - это целенаправленная, осознанная познавательная деятельность, направленная на решение задач, возникающих на разных этапах профессиональной и какой-либо другой деятельности, совершаемой в целях удовлетворения своих потребностей и потребностей общества.

Современные исследования описывают следующие виды самообразования:

1) базовое самообразование, которое включает в себя духовное, нравственное и эстетическое самообразование;

2) эзотерическое или внутреннее самообразование, которое предполагает овладение знаниями о самом процессе самообразования и самопознпния (метакогнитивное самообразование), овладение знаниями о здоровье и здоровом образе жизни (валеологическое самообразование);

3) экзотерическое или внешнее самообразование: профессиональный аспект, общественно-политический, правовой, экономический, семейный, бытовой и другие. Таким образом, самообразование - это сознательная, самоуправляемая репродуктивно-познавательная деятельность человека, направленная на освоение знаний и опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей [1].

В современных исследованиях самообразование называют организованное приобретение знаний и умений посредством самостоятельной учебной деятельности. Именно самостоятельная познавательная деятельность формирует готовность к самообразованию и является неотъемлемой частью непрерывного образования. Самостоятельная работа важный компонент профессионального образования и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа студента - это организованная учебная деятельность, которая мотивирует самостоятельную познавательную деятельность, направленную на углубление в изучаемой области. Качественное выполнение самостоятельной работы предполагает высокий уровень рефлексии, самосознания и самоорганизации. Самостоятельная работа является важным компонентом в системе высшего профессионального образования, и правильная организация самостоятельной работы влияет на развитие познавательной самостоятельности студентов как основы дальнейшего самообразования и саморазвития [6]. Самостоятельность и креативность важна при принятии карьерных и профессиональных решений, креативность - это ресурс для разработки жизненных и карьерных путей. Проведённые исследования продемонстрировали, что студенты с низком уровнем креативности и самостоятельности чаще сталкиваются с нерешительностью в карьере. Так как для эффективного осуществления дальнейшей профессиональной деятельности студенты должны усваивать дополнительные объёмы информации, приобретать умения и навыки в соответствие с требованиями общества. Одной из главных задач высшего профессионального образования является научить самостоятельно учиться и приобретать новые знания и умения, сформировать способность к сознательной самообразовательной деятельности. Самообразование тесно связано с самовоспитанием, так как вырабатывает целеустремленность, настойчивость, ответственность.

Важное значение приобретает проблемное обучение, в ходе которого студенты учатся решать поставленные задачи и достигать желаемых результатов. Студентам предлагаются задачи с возрастающей сложностью, при этом систематически оказывается необходимая поддержка. При таком подходе развиваются навыки, позволяющие успешно справляться с задачами в нестандартных ситуациях и решать проблемы. Полученный опыт и сформированные убеждения управляют их действиями в личностном развитии, профессиональной жизни и обществе [8]. Подобные методы и задания развивают навыки рефлексии и объясняют логику выполнения действий, что является важным для развития способности к саморегуляции и самообразованию.

В психологии и педагогике рефлексия рассматривается как средство самоконтроля и саморазвития человека, как осознание своих психических состояний и процессов, как познание самого себя. Рефлексии обучения представляет собой мыслительный процесс, который направлен на анализ своей учебно-познавательной деятельности. С помощью рефлексии студент способен выбирать способы и приемы осуществления учебно-познавательной деятельности, оценивать эффективность действий для достижения результатов своей деятельности, анализировать своё психоэмоциональное состояния и взаимоотношения с другими. Таким образом, студент, осуществляя познавательную деятельность, осознаёт сам процесс и анализирует полученные результаты [5].

В педагогическом процессе можно выделить четыре типа рефлексии, которые могут проявляться в коллективной и индивидуальной формах деятельности: 1) индивидуальная, 2) личностная, 3) коллективная, 4) репродуктивная. Когда студент самостоятельно осознаёт и анализирует свою деятельность, он осуществляется индивидуальную рефлексия. Когда

процесс рефлексии протекает в присутствии другого участника учебного процесса, но без его участия, можно говорить о личностном типе рефлексии. Анализ способов и результатов деятельности в коллективе предполагает коллективный тип рефлексии, а под руководством учителя - репродуктивный. Рефлексия является показателем способности к саморазвитию, самообразованию, саморегуляции. Рефлексия является важным компонентом в структуре личности студента, следовательно при организации образовательного процесса следует учитывать необходимость формирования и развития рефлексии [4].

Процесс формирования рефлексии включает в себя несколько важных этапов. На первом этапе осуществляется анализ осуществлённой деятельности, оценка полученных результатов. На втором этапе выделяются компоненты и основные действия, выполненные в ходе учебно-познавательной деятельности. Третий этап - это оценка эффективности выполненных действий в соответствии с поставленными целями. На четвёртом этапе подводятся итоги и оцениваются результаты самой деятельности, способов и приёмов её осуществления и эмоциональной составляющей этого процесса [3]. На всех этапах развития рефлексии важно задавать наводящие вопросы студентам: «Какие способы и приёмы работы были более эффективными?», «На каком этапе ваша деятельность была более успешной?», «Что было понятным, а что вызвало затруднения?», «Что кажется наиболее важным?». Рисование при изучении нового материала, составление схем и эскизов повышает точность мониторинга, оценки понимания и способствует повышению уровня познавательной мотивации и прилагаемых умственных усилий, побуждают к повторному изучению информации в случае необходимости [7].

Обучение метапознанию является сложным процессом, но для достижения результатов и повышения эффективности самостоятельной деятельности необходимо включить метакогнитивные навыки в реальный процесс обучения. Процесс рефлексии, как метакогнитивный процесс, заключается в осознании собственных мыслей и действий, он позволяет осознанно контролировать и регулировать свои познавательные процессы и осуществлять познавательную деятельность [2]. Но при оценке метакогнитивных навыков и уровня метакогнитивной осознанности могут возникнуть сложности. Тобиас и Эверсон предложили метод оценки метапознания на основе знания мониторинга, так называемый метод оценки знания мониторинга. Сначала проводится опрос учащихся по поводу их знаний об определённой метапознавательной активности, далее предлагается вопрос, который показывает правильно ли они оценивают свои знания. По результатам опроса все студенты делятся на четыре группы. В первую группу а включают студентов, которые утверждают, что знают и подтверждают свое знание. Ко второй группе Ь относят студентов, которые утверждают, что не знают и подтверждают. В третьей группе с студенты, утверждающие, что знают, но не могут этого подтвердить. В четвёртую группу d включают студентов, которые утверждают, что не знают и подтверждают это. Результат подсчитывается по формуле Е =(a+d) - (Ь+с) / (a+d) + (Ь+с). Значение Е находится между -1 и 1. Значение приближено к 1, когда студенты не ошибается в оценке своих знаний, и приближено к -1, когда студенты неверно оценивают свои знания [10].

На основе метода оценки знания мониторинга мы провели опрос студентов о знании понятий и роли самообразования и саморазвития в учебном процессе. Результаты исследования были получены и подсчитаны по формуле Е = (5+1) - (21+33) / (5+1) + (21+33) = -0,8, что показывает низкий уровень метакогнитивной осознанности, то есть студенты часто ошибаются в оценке своих знаний.

На данном этапе исследования проводилась оценка результатов обучения в контрольной группе. Для оценки результатов обучения мы использовали беседу и тестирование, как эффективные формы контроля. Оценивая результаты контроля рекомендуется считать не ошибки, а количество правильных ответов. Если правильных ответов более 50%, то результат будем считать удовлетворительным, более 75% - хорошим. Мы отдаём предпочтение цифровым показателям, т. е. количество баллов будет соответствовать количеству правильных ответов предложенного теста. Для проведения контроля нами были разработаны тесты на основе следующих методов:

1. метод выбора из нескольких вариантов предложенных;

2. метод дополнения (необходимо заполнить пропуски);

3. метод установки соответствия;

4. метод определения истинности или ложности формулируемых суждений; метод свободного изложения.

В нашем исследовании в рамках изучения роли рефлексии и оценки метакогнитивной осознанности для успешного обучения решались следующие задачи:

1. Определить уровень рефлексии и метакогнитивной осознанности студентов на основе метода оценки знания мониторинга.

2. Выявить взаимосвязь между успешным обучением и уровнем развития метакогнитивной осознанности и рефлексии.

Выводы. Проведённое исследование продемонстрировало различия в уровне рефлексивных способностей и

метакогнитивной осознанности у студентов, принимающих участие в исследовании. А также можно сделать вывод, что общий уровень метакогнитивной осознанности достаточно низкий, так как студенты не осознают и часто неправильно оценивают свои знания. Так же исследование показало наличие взаимосвязи между успеваемостью и уровнем метакогнитивной осознанности и рефлексивных способностей у студентов, что объясняется тем, что рефлексия является важным компонентом успешного обучения студентов и выполняет регулятивную функцию самостоятельной познавательной деятельности.

Основой самообразования являются метакогнитивные навыки, навыки самостоятельного планирования и успешного осуществления познавательной деятельности на основе метапознавательных стратегий [9]. Эффективность процесса формирования метакогнитивных навыков студентов и навыков рефлексии зависит от педагогических условий, которые представляют собой совокупность внешних и внутренних факторов. Студенты должны быть вовлечены в самостоятельный поиск новых знаний и выбор эффективных способов их приобретения; принимать обоснованные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Поэтому одной из актуальных проблем становится развитие метакогнитивных навыков и рефлексии на основе метапознавательных стратегий. Приоритетным направлением является обучение студентов умению учиться, осознанию собственных целей и постановке конкретных задач, умению использовать различные стратегии, выбирать наиболее эффективные. Метакогнитивные навыки и рефлексия являются важными компонентами обеспечения успешности обучения и самообразования.

Литература:

1. Баилук, В.В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха: моногр. / В.В. Баилук. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2012. - 154 с.

2. Беленкова, Ю.С. Роль рефлексии и метакогнитивных навыков в процессе обучения и самообразования / Ю.С. Беленкова // Инновационное развитие: Международный научный журнал. - 2018. - № 4(21). - С. 199-200.

3. Полькина, С.Н. Развитие рефлексии у школьников в процессе обучения литературе на основе деятельностного подхода / С.Н. Полькина // Наука и школа. - 2015. - №5. - С. 121-126.

4. Рослякова, Н.И. Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста / Н.И. Рослякова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. -С. 75-78.

5. Самойличенко, А.К. Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля) / А.К. Самойличенко, Токмакова А.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - №4 (21). - С. 272-275.

6. De Valverde, J. Self-Construction and CTeative "Life Design." / J. De Valverde, L. Sovet, T. Lubart // The Creative Self. Effect of Beliefs, Self-Efficacy, Mindset, and Identity, Explorations in Creativity Research. - 2017. - P. 99-115.

7. Kostons, D. Does visualization affect monitoring accuracy, restudy choice, and comprehension scores of students in primary education? / D. Kostons, B.B. Koning // Contemporary Educational Psychology. - 2017. - №51. - P. 1-10.

8. Mohd-Yusof, K. Inculcating sustainability among first-year engineering students using cooperative problem-based learning / K. Mohd-Yusof, S. R. Wan Alwi, A. N. Sadikin, A. Abdul-Aziz // Sustainability in Higher Education. - 2015. - P. 67-95.

9. Schraw, G. (1995). Metacognitive theories / G. Schraw, D. Moshman // Educational Psychology Reviewrci - 1995. - № 7(4). - P. 351-371.

10. Tobias, S., Everson, H.T. (2002). Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring / S. Tobias, H.T. Everson // College Entrance Examination Board, 2002. - URL: http://professionals.collegeboard.com/profdownload/pdf/071623RDCBRpt02-3.pdf ( дата обращения 07.10. 2021)

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Беспятова Надежда Константинова

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево), Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Ориентиром воспитательной деятельности общеобразовательных школ в соответствии с разрабатываемой ими программой воспитания становится сегодня личностное развитие обучающихся. Однако постановка конкретных задач в достижении этой цели для педагогов весьма затруднительна. В определении задач воспитания авторы предлагают обратиться к педагогическому опыту прошлого. История образования неотделима от истории государств. Проблема развития личности интересовала прогрессивных ученых на протяжении многих веков. Прошлое и настоящее - это единый исторический процесс. В разные периоды истории были разные идеалы. Воспитание человека во многом обусловлено социальными причинами. Личностное развитие неотделимо от социокультурного контекста. Сегодня обнаруживается потребность изменения соотношения форм и методов, отвечающих актуальным требованиям общества и потребностям личности. Воспитывает семья. Современная семья нуждается в помощи профессионалов, которые могут помочь разобраться в причинах растущей бездуховности, беспринципности, утрате общечеловеческих ценностей. Однако история педагогики как предмет исчезает из образовательных программ университетов. Важно обратить внимание на подготовку педагогов, так как они должны уметь анализировать педагогический опыт прошлого, осмысливать его важность в создании условий развития личности и помогать в этом семье.

Ключевые слова: воспитание, педагогическое наследие прошлого, развитие личности, цель воспитания, социальные чувства, нравственность, задачи воспитания, воспитательная деятельность.

Annotation. The orientation of the educational activities of secondary schools in accordance with the educational program developed by them is now becoming the personal development of students. However, setting specific tasks to achieve this goal is very difficult for teachers. In determining the tasks of education, the authors propose to turn to the pedagogical experience of the past. The history of education is inseparable from the history of States. The problem of personality development has been of interest to progressive scientists for many centuries. The past and the present are a single historical process. There were different ideals in different periods of history. The upbringing of a person is largely due to social reasons. Personal development is inseparable from the socio-cultural context. Today, there is a need to change the ratio of forms and methods that meet the current requirements of society and the needs of the individual. Brought up by a family. The modern family needs the help of professionals who can help to understand the causes of growing lack of spirituality, unscrupulousness, loss of universal values. However, the history of pedagogy as a subject disappears from the educational programs of universities. It is important to pay attention to the training of teachers, as they should be able to analyze the pedagogical experience of the past, comprehend its importance in creating conditions for personal development and help the family in this.

Key words: education, pedagogical heritage of the past, personality development, the purpose of education, social feelings, morality, tasks of education, educational activity.

Введение. С первого сентября 2021 года все школы Российской Федерации начали реализацию рабочих программ воспитания. Цель воспитания сегодня - личностное развитие обучающихся. Это определяется и основными нормативными документами в сфере образования на уровне Федерации, это становится и ориентиром воспитательной деятельности общеобразовательных школ в соответствии с разрабатываемой ими программой воспитания.

Казалось бы, цель достаточно четкая, конкретная. Однако, готовя педагогический состав школ Подмосковья к разработке, а затем и реализации спроектированных ими рабочих программ, мы обнаружили, что содержание деятельности по реализации данной цели педагоги представляют весьма туманно. И также затруднительно для общеобразовательных школ определить конкретные задачи воспитания, и это несмотря на то, что специалистами РАО разработаны весьма подробные рекомендации.

Изложение основного материала статьи. Насколько новой является эта цель сегодня в условиях стандартизации образования? О личностном становлении и развитии молодого поколения говорили во все времена, с глубокой древности и до настоящего времени. Однако продукт - «личностное развитие молодежи» - представлялся неоднозначным. Вполне очевидно, все дело в том, что личностное развитие неотделимо от социокультурного контекста, от ценностей той эпохи, в которой эта личность растет и развивается. Уже Античность и Ренессанс обозначили основные стратегии развития личности, провозглашая идею гармонии, красоты души, разума и тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.