Психолого-педагогические науки ••• Psychological and Pedagogical Sciences •• 41 •
им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, [email protected] Фомин Андрей Петрович, доктор философских наук, профессор, кафедра гуманитарного образования и педагогических технологий, Волховский филиал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, [email protected] Herzen State Pedagogical University of Russia, [email protected]
Принята в печать 28.05.2023 Received 28.05.2023
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378 DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-41-46
Основы формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих бакалавров педагогического образования
© 2023 Курбанова А. М., Алиханова С. А., Куччаев Р. М., Дибирова К. С.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности бакалавров педагогического образования. Методы. Анализ научной и научно-методической литературы, обобщение, систематизация полученных результатов. Результаты. Обоснована необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров педагогического образования, определены направления, методы и формы работы по ее формированию в ходе изучения дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение». Выводы. Возрастание интереса и мотивации студентов к изучению предмета «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» показало, что использованные нами технологии обеспечивают развитие у бакалавров педагогического образования информационно-коммуникационной компетентности как способности к поиску и преобразованию информации и применению информационных и коммуникационных технологий с целью создания и передачи нового знания.
Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, информационные и коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, социально-гуманитарный модуль
Формат цитирования: Курбанова А. М., Алиханова С. А., Куччаев Р. М., Дибирова К. С. Основы формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих бакалавров педагогического образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 41-46. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-41-46_
Fundamentals of Developing the Information and Communication Competence of Future Bachelors of Pedagogical Education
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023
© 2023 Aminat M. Kurbanova, Saykinat A. Alikhanova, Rasul M. Kuchchaev, Kamilya S. Dibirova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim is to consider the theoretical and practical aspects of the formation of information and communication competence of bachelors of pedagogical education. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization, systematization of the results obtained. Results. The necessity of the developing the information and communication competence of bachelors of pedagogical education is substantiated, the directions, methods and forms of work on its development during the study of the discipline "Regulatory and legal bases of professional activity and anti-corruption behavior" are determined. Conclusions. The growing interest and motivation of students to study the subject "Regulatory and legal foundations of professional activity and anti-corruption behavior" showed that the technologies we used ensure the development of information and communication competence of bachelors of pedagogical education as the ability to search and transform information and the use of information and communication technologies in order to create and transfer new knowledge.
Keywords: bachelor of pedagogical education, information and communication technologies, information and communication competence, social and humanitarian module
For citation: Kurbanova A. M., Alikhanov S. A., Kuchchaev R. M., Dibirova K. S. Fundamentals of developing the information and communication competence of future bachelors of pedagogical education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and pedagogical sciences, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 4146. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-41-46 (in Russian)
Введение
Решение проблем, связанных с развитием информационного общества, лежит в формировании информационно-коммуникационной грамотности человека. Важным объектом внедрения информационных и коммуникационных технологий в современном обществе является система высшего образования, которая обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Так как профессиональные качества во многом основываются на способностях, опыте, знаниях и умениях, соответствующих современному уровню развития науки, техники, ИКТ, то информационно-коммуникационная компетентность выступает значимой составляющей профессионализма педагога, а ее формирование у обучающихся - важным аспектом процесса образования в педагогическом вузе.
Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании дисциплин в обязательной части социально-гуманитарного модуля (История (история России, всеобщая история), Философия, Финансово-экономический практикум, Нормативно-правовые основы
профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение) создает благоприятные условия для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов.
Целью исследования явилось изучение возможностей формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров педагогического образования при изучении дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение», которая обеспечивает готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
Материалы и методы
В основе исследования лежит теоретический анализ научной, научно-методической литературы, обобщение и систематизация полученных результатов.
Многолетний интерес ученых к вопросам теории и практики внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс подтверждает актуальность данного направления развития высшего образования, все
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
больше приближая нас к пониманию сущности использования информационно-коммуникативных технологий обучения как одного из современных способов получения качественного образования [3].
При рассмотрении содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности исследователи подчеркивают разные аспекты. Например, к числу значимых признаков относят использование в профессиональной деятельности компьютера как необходимого технического средства; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационно-коммуникационная компетентность; моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ИКТ [1; 2; 6].
В теории образования под компетентностью в сфере информационно-коммуникационных технологий понимается: компьютерная грамотность; информационная культура; информационно-коммуникационная компетентность; компетентность в сфере новых информационных технологий (НИТ); информационная коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность); информационная компьютерная компетентность. В общем характеризуя одну и ту же проблему, эти категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Однако под всеми указанными понятиями подразумевается актуальное употребление средств информационно-коммуникационных технологий в трудовой деятельности человека [7]. Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль не только в образовательной и профессиональной деятельности, но и во всех сферах нашей повседневной жизни.
В основу нашей работы было положено понимание информационно-коммуникационной компетентности как способности эффективно работать с информацией, ре-
шать конкретные/практические повседневные задачи, при умелом использовании возможностей информационно-коммуникационных технологий и соблюдении при этом этических и правовых норм, для того чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества [5].
Результаты и обсуждение
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания основано на применении компьютерных технологий и информационных средств и направлено на активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечение мотивации и творческое овладение основными навыками, которые понадобятся в профессиональной деятельности [4].
Изучение дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» с привлечением информационно-коммуникационных технологий формирует у обучающихся способность понимать принципы работы с информацией и использовать их для решения задач профессиональной деятельности; умения выбирать современные информационные технологии и программные средства, применять цифровые ресурсы в решении задач профессиональной деятельности в нормативно-правовом аспекте.
При проведении лекционных и практических занятий в ходе изучения дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» мы опирались на информационно- коммуникационные технологии в различных формах, которые можно представить в виде следующих блоков:
1) мультимедийный (видео, презентации);
2) творческий (проектная работа обучающихся);
3) тестирование.
Использование этих блоков на занятиях обеспечивает наглядность, информативность, интерактивность обучения, позволяет студентам работать как индивидуально, так и в группе, дает им возможность для размышления и участия в создании элемента темы, к примеру презентации,
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023
••• йЭРиЮийЫАи Vol. 17. No. 2. 2023
которая способствует развитию интереса к предмету.
В процессе организованного обучения формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов было основано:
- на решении в ходе занятий учебных теоретических и практических задач, условия которых соответствовали будущей профессиональной деятельности и предполагали использование компьютера и других современных ИКТ;
- на выполнении самостоятельной работы в аудитории, домашних заданий, направленных на развитие умений получать информацию из различных источников (интернета, текстовых редакторов, презентаций, графиков, таблиц и др.) и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; тестовых заданий на основе цифровых технологий;
- на проведении исследовательской деятельности посредством метода проектов, работы в малых группах в целях развития коммуникативных навыков и культуры общения, в частности умения кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировать свою позицию, уважительно относиться к мнению другого и др.
Необходимо подчеркнуть, что дисциплина «Нормативно-правовые основы
профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» является предметом гуманитарного цикла и направлена на развитие у обучаемых навыков осознанного чтения, работы с книгой, умения слушать. В этой связи даже самые усовершенствованные информационные и коммуникационные технологии не заменят устное слово преподавателя, работу с учебными текстами (поиск главной информации, структурирование ее), с теоретическими источниками и нормативными, справочными материалами. Поэтому в учебном процессе важно организовать точное и правильное применение современных информационных и коммуникационных технологий, в соответствии с целями и этапами обучения.
На основе деятельностного подхода были выделены следующие компоненты готовности формирования информационно-коммуникационной компетентности: когнитивный, процессуальный, технический, аксиологический, психологический. В ходе работы было определено, на основе каких компонентов какие формируются компетенции и в совокупности -информационно-коммуникационная компетентность (табл.).
Таблица
Модель формирования информационно-коммуникационной компетентности при изучении предмета «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение»
Компоненты Компетенции
Когнитивный Формирует знания и умения в области информатизации (поиск и отбор информации для процесса обучения, ее анализ, сравнение, обобщение, определение способов использования информации, прогнозирование результатов ее применения в учебной ситуации и др.)
Процессуальный Учит применять информационные технологии (умения работать с информацией с помощью средств информационных технологий, организовать хранение и восстановление информации и др.)
Технический Позволяет узнать возможности компьютера и других технических устройств для поиска, обработки и применения информации (понимание возможностей технических устройств в осуществлении педагогической деятельности; умение решать профессиональные задачи на основе определённого технического средства и др.)
Аксиологический Составляет мнение о качестве, ценности, полезности информации и источников ее получения, определяет ценностные ориентиры в работе с информацией (обеспечение профессиональной деятельности, направленной на достижение гуманистических идей и др.)
Психологический Обеспечивает способность и готовность к применению разных средств коммуникаций в процессе передачи и обработки информации
Профессионально-деятельностный Формирует готовность к применению разных средств коммуникаций в процессе передачи информации в профессиональной деятельности
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
В процессе организованного обучения бакалавров педагогического образования по формированию и развитию у них информационно-коммуникационной компетентности в ходе изучения дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» было отмечено, что студенты стали проявлять заинтересованность в изучении предмета, активность и ответственность при выполнении групповой работы, добросовестно выполнять домашние задания, задавать больше вопросов при обсуждении проблем, посещать консультации. Обучающиеся осознали важность умения анализировать нормативно-правовые документы, понимать их общий контекст и содержание, делать логические выводы, а также отметили, что информационные и коммуникационные технологии нужны будущему педагогу для получения новых знаний, осуществления коммуникации и проведения исследований в цифровой среде.
Выводы
Возрастание интереса и мотивации студентов к процессу обучения показало, что использованные нами технологии позволяют развить у бакалавров педагогического образования при изучении предмета «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» информационно-ком-
1. Адольф В. А., Степанов И. Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. 2006. № 4. С. 2-7.
2. Гербеков Х. А., Сурхаев М. А. Развитие системы подготовки педагогических кадров в условиях модернизации системы образования. Карачаевск: КЧГУ, 2018. 159 с.
3. Каримулаева Э. М., Курбанова А. М., Алиханова С. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе современного учителя // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 38-41.
4. Курбанова А. М. Компьютерные средства измерения и контроля результатов обуче-
муникационной компетентности как способности к поиску и преобразованию информации и применению информационных и коммуникационных технологий с целью создания и передачи нового знания.
Применение информационных и коммуникационных технологии в преподавании гуманитарных предметов обеспечивает нацеленность будущих педагогов на обогащение знаний, использование соответствующих технологий в профессиональной деятельности, овладение учебными программными средствами.
Информационно-коммуникационная компетентность бакалавра проявляется в знаниях, умениях работать с информацией, во владении технологиями применения информации в учебной деятельности и умениях взаимодействовать с аудиторией и определяет эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Эта компетентность необходима студенту при изучении дисциплин в вузе, прохождении практики в общеобразовательных учреждениях на старших курсах и в будущей профессиональной деятельности.
Формирование данной компетентности как значимой составляющей будущего учителя выступает одной из важных задач современного высшего педагогического образования.
ния // Молодежь и наука: реальность и перспективы развития. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: ДГПУ, 2019. С. 63-73.
5. Оценка информационно-коммуникационной компетентности IC Literacy Test. Руководство для координатора тестирования. М.: [б. и.], 2020. 41 с.
6. Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 22 с.
7. Толкачева А. А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 176-184.
Список источников
46 ••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023
References
1. Adolf V. A., Stepanov I. Yu. Metodologiches- and science: reality and prospects of develop-
kie podhody k formirovaniyu informacionnoj kul'turypedagoga. [Methodological approaches to the formation of an information culture of a teacher]. Journal "Informatika i obrazovanie", 2006, no. 4, pp. 2-7 (in Russian).
2. Gerbekov Kh. A., Surkhaev M. A. Razvitie sistemy podgotovki pedagogicheskih kadrov v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya. [Development of the system of teacher training in the conditions of modernization of the education system]. Karachaevsk, Karachay-Cherkess State University Publ., 2018, 159 p. (in Russian)
3. Karimulayeva E. M., Kurbanova A. M., Alikhanova S. A. Informacionno-kommu-nikacionnye tekhnologii v rabote sovremennogo uchitelya. [The use of information and communication technologies in the work of a modern teacher]. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 38-41 (in Russian).
4. Kurbanova A. M. Komp'yuternye sredstva iz-mereniya i kontrolya rezul'tatov obucheniya. [Computer tools for measuring and monitoring learning outcomes]. In: Surkhaev M. A., ed. Youth
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Курбанова Аминат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра информационных и коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Алиханова Сайкинат Арсланалиевна, кандидат политических наук, доцент, кафедра социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Куччаев Расул Магомедрасулович, старший преподаватель, кафедра информационных и коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический университет, [email protected]
Дибирова Камиля Солтахановна, старший преподаватель, кафедра информационных и коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический университет, [email protected]
ment. Proceedings of the 6th All-Russian Scientific and Practical Conference. Makhachkala, Dagestan State Pedagogical University Publ., 2019, pp. 63-73 (in Russian).
5. Ocenka informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti IC Literacy Test. Rukovodstvo dlya koordinatora testirovaniya. [Assessment of information and communication competence IC Literacy Test. Guide for the testing coordinator]. M., [s. n.], 2020, 41 p. (in Russian)
6. Pyanykh E. G. Razvitie informacionno-kom-munikacionnoj kompetentnosti upravlencheskih kadrov sistemy obrazovaniya v processe pov-ysheniya kvalifikacii. [Development of information and communication competence of managerial personnel of the education system in the process of professional development]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 2007, 22 p. (in Russian)
7. Tolkachyova А. А. Razvitie informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti klassnyh rukovoditelej. [Supervising Instructors' Information-communicative competence development]. Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2009, no. 6, pp. 176-184 (in Russian).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Aminat M. Kurbanova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Saykinat A. Alikhanova, Ph. D. (Politics), associate professor, chair of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Rasul М. Kuchchaev, senior lecturer, chair of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University, [email protected]
Kamilya S. Dibirova, senior lecturer, chair of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University, [email protected]
Принята в печать 25.04.2023
Received 25.04.2023