Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримулаева Эльмира Магомедовна, Курбанова Аминат Магомедовна, Алиханова Сайкинат Арсланалиевн

Цель - рассмотреть некоторые вопросы методики преподавания обществоведческих дисциплин с помощью информационно-коммуникационных технологий. Методы. Анализ научно-педагогической литературы, обобщение, наблюдение, сопоставление. Результат. Для достижения задач образования учителям обществоведческих дисциплин необходимо точно и правильно применять информационные технологии. Первостепенной задачей при этом выступает формирование у учащихся мотивации к самостоятельному поиску знаний, навыка самостоятельного приобретения знаний. Выводы. ИКТ позволяют педагогу сделать учебную работу интересной, активизировать деятельность учащихся, повысить мотивацию ученика к самостоятельной работе. Внедрение информационных технологий в учебный процесс будет способствовать развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и ключевых компетенций у них в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE MODERN TEACHERS’ WORK

Aim. The article deals with topical issues of the methodology of teaching individual subjects through the use of information and communication technologies in the work of a modern teacher. Methods. Analysis, generalization, observation, questioning, pedagogical experience. Results. The primary task of teachers of social sciences is the accurate and correct application of modern innovations included in school life. In modern times, the primary task of education is the formation of students' skills and abilities to acquire knowledge in an independent form. Conclusions. The conducted studies demonstrate that those students who work with a computer have a higher degree of self-educational skills. They are able to navigate a large amount of information and choose from this information array the most necessary. For this reason, the role of a modern teacher in discovering the possibilities of new computer technologies becomes very important.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 1-2. 2022

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-38-41

Информационно-коммуникационные технологии в работе современного учителя

© 2022 Каримулаева Э. М., Курбанова А. М., Алиханова С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, almara-2010@yandex.ru, tutor2014@mail.ru, 5021976@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть некоторые вопросы методики преподавания обществоведческих дисциплин с помощью информационно-коммуникационных технологий. Методы. Анализ научно-педагогической литературы, обобщение, наблюдение, сопоставление. Результат. Для достижения задач образования учителям обществоведческих дисциплин необходимо точно и правильно применять информационные технологии. Первостепенной задачей при этом выступает формирование у учащихся мотивации к самостоятельному поиску знаний, навыка самостоятельного приобретения знаний. Выводы. ИКТ позволяют педагогу сделать учебную работу интересной, активизировать деятельность учащихся, повысить мотивацию ученика к самостоятельной работе. Внедрение информационных технологий в учебный процесс будет способствовать развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и ключевых компетенций у них в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, инновации, информационно-коммуникационные технологии, обучение, познавательная деятельность педагога

Формат цитирования: Каримулаева Э. М., Курбанова А. М., Алиханова С. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 38-41. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-38-41_

Using the Information and Communication Technologies in the Modern Teachers' Work

© 2022 Elmira M. Karimulayeva, Aminat M. Kurbanova, Saykinat A. Alikhanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, almara-2010@yandex.ru, tutor2014@mail.ru, 5021976@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The article deals with topical issues of the methodology of teaching individual subjects through the use of information and communication technologies in the work of a modern teacher. Methods. Analysis, generalization, observation, questioning, pedagogical experience. Results. The primary task of teachers of social sciences is the accurate and correct application of modern innovations included in school life. In modern times, the primary task of education is the formation of students' skills and abilities to acquire knowledge in an independent form. Conclusions. The conducted studies demonstrate that those students who work with a computer have a higher degree of self-educational skills. They are able to navigate a large amount of information and choose from this information array the most necessary. For this reason, the role of a modern teacher in discovering the possibilities of new computer technologies becomes very important.

Keywords: modern educational technologies, innovations, information and communication technologies, training, cognitive activity of a teacher

For citation: Karimulayeva E. M., Kurbanova A. M., Alikhanova S. A. Using the Information and Communication Technologies in the Modern Teachers' Work. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 38-41. DOI: 10.31161/1995-06592022-16-1-2-38-41 (in Russian)_

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

Важными объектами процесса информатизации современного общества выступают система образования и наука. Настоящее постиндустриальное общество высоко ценит роль информационных технологий в процессе интеллектуализации общества, развития системы образования и культуры. Информатизация образования, как особый процесс, требует соответствующей отработки применяемых информационных технологий и их массового распространения. Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса. Она основана на использовании компьютерных и других информационных средств и направлена на достижение заданных целей путем активного включения обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечения мотивации и творческого овладения основными способами учебной и будущей профессиональной деятельности. Думается, что активное применение современных информационных технологий в сфере образования в первую очередь должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов в области образования [4, с. 87].

Многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики процесса внедрения информационно-

коммуникационных технологий в учебный процесс подтверждает актуальность данного направления развития образования и все больше приближает нас к пониманию сущности использования информационно-коммуникативных технологий обучения как одного из современных способов получения качественного образования.

Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение и воспитание подрастающего поколения зависит от того, как современный педагог воспримет эти новшества, осознает важность и ценность применения этих новейших (мультимедийных) технологий в образовании и овладеет ими. Поэтому сегодня важно обеспечить повышение статуса педагога, всяческое содействие в его профессиональной деятельности, поддержку в его стремлении профессионально обучаться и развиваться

Формирование информационной культуры учащихся стало предметом педагогических исследований ряда отечественных ученых, таких как Л. А. Басурматова,

М. А. Викулина, Е. Ю. Кулик, Л. Н. Бахти-ярова, Г. А. Кручинина, Л. А. Шевцова, С. Н. Майорова, С. М. Маркова и т. д. Они отмечают, что процесс внедрения и формирования такой культуры есть забота педагогов всех предметных областей.

Всем очевидна та огромная роль, которую играют информационно-коммуникационные технологии во всех сферах нашей жизни, в том числе в образовании и профессиональной деятельности. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает школьникам возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, онлайн-тестов, справочных и обучающих программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.

Применение ИКТ-технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Поэтому сегодня трудно себе представить проектную деятельность без применения информационных технологий. На каком бы этапе работы вы ни находились, компьютер не только можно, но и нужно применять, так как его использование значительно экономит время, упрощает и совершенствует выполнение многих процессов [3, с. 266].

В настоящее время в современной системе образования особый интерес представляют информационно-коммуникационные технологии в преподавании обществоведческих дисциплин. Целью исследования являлось рассмотреть роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин, например права, истории и обществозна-ния. В работе использовались такие методы, как анализ научно-педагогической литературы, обобщение, наблюдение, сопоставление.

Результаты и обсуждение

Как было отмечено выше, важным фактором различных изменений в обществе является информатизация, или проникновение информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники, телекоммуникаций во все сферы человеческой жизни. Применение ИКТ в качестве средства производства

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 1-2. 2022

оказывает определенное влияние на структуру занятости населения.

Проблема развития и повышения ИКТ-компетентности современного педагога является актуальной для российского образования. Высокие показатели познавательной деятельности учащихся в большей степени зависят от того, в какой форме организован учебный процесс. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую, аудио- и видеоинформацию, применять самые различные источники информации (презентации, интернет-ресурсы и т. д.).

Как отмечают специалисты в этой области, ИКТ позволяют организовать урок таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в учебный процесс, тем самым активно стимулируется познавательный интерес к изучению обществоведческих дисциплин, обучающиеся из пассивных слушателей превращаются в активных деятелей, урок приобретает творческий характер [2].

Необходимо отметить, что такие предметы, как история, право и обществозна-ние, являясь предметами гуманитарного цикла, в первую очередь требуют развития способностей устной речи, приобщения к книжной, учебной форме изложения материала. В этой связи даже самый усовершенствованный компьютер не способен заменить устное слово учителя, преподавателя. И поэтому первостепенной задачей учителей обществоведческих дисциплин является точное и правильное применение нововведений, входящих в школьную жизнь.

Современный учитель может использовать ИКТ-технологии в различных направлениях работы, например, при создании мультимедийного сценария урока, при подготовке к ЕГЭ, в ходе проверки знаний, во внеурочной деятельности [4, с. 88].

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания делает возможным знакомство с различными историческими, правовыми и обществоведческими понятиями и фактами посредством демонстрации фотографий, коротких видеороликов, показа графического материала. Как отмечает О. А. Мартьянова, основной целью современного учителя на уроке истории является стремление предоставить материал урока в необычной и интересной форме [3, с. 265]. Это достигается применением на уроке мультимедийных технологий, среди которых наиболее удобной

формой для современного педагога являются мультимедийные презентации, которые можно создать при помощи программы MS PowerPoint.

Необходимо также отметить возможности и перспективы компьютерного тестирования в преподавании истории. В настоящее время имеется множество программ, благодаря которым можно создавать интересные тестовые задания и применять их для закрепления или проверки знаний и умений учащихся по истории. Наиболее простой и доступной программой является программа MyTest, удобная для разработки тестов по истории, проведения тестирования на компьютере, сбора и анализа результатов и выставления оценок. Программа позволяет создать различные типы заданий по истории, например, задание с одиночным выбором ответа или задание с множественным выбором ответов, задание на установление последовательности и др. [1, с. 348]. При этом для каждого задания устанавливается свой уровень сложности и время выполнения. После выполнения заданий автоматически проставляется оценка по пятибалльной шкале, что значительно облегчает проверку и экономит время учителя. В программе также можно посмотреть, какую ошибку допустил ученик.

Выводы

ИКТ в образовательном процессе - это норма жизни современной школы. Использование ИКТ делает урок наглядным, красочным, информативным, интерактивным, экономит учебное время, дает возможность учителю и ученику работать в нужном темпе, дифференцированном и индивидуальном, а также оперативно контролировать и оценивать результаты обучения.

Применение ИКТ на уроках истории, права и обществознания предоставляет современному учителю возможность повысить качество учебного процесса, усилить образовательные эффекты, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся.

Итак, ИКТ позволяют учителю истории, права и обществознания изменить форму традиционных уроков, сделать учебную работу интересной, активизировать деятельность учащихся, повысить мотивацию ученика к самостоятельной работе. Внедрение информационных технологий в учебный процесс будет способствовать развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и ключевых компетенций у них в соответствии с требованиями ФГОС.

Психолого-педагогические науки ••• 41

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Антонова А. В. Использование инфор- на уроках истории и обществознания как сред-

мационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 347-351. URL: http://e-koncept.ru/2016/76492.htm (дата обращения 20.01.2022).

2. Ефимова Г. З. Учитель и современные информационно-коммуникационные технологии // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. URL: http://naukovedenie.ru/ (дата обращения 20.01.2022).

3. Мартьянова О. А. Использование информационно-коммуникационных технологий

kommunikacionnyh tekhnologij v rabote sov-remennogo uchitelya istorii [The use of information and communication technologies in the work of a modern history teacher]. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2016, vol. 43, pp. 347-351, available at: http://e-koncept.ru/2016/76492.htm (accessed 20 January 2021).

2. Efimova G. Z. Uchitel' i sovremennye infor-macionno-kommunikacionnye tekhnologii [Teacher and modern information and communication technologies]. Online journal "Science Studies", 2015, vol. 7, no. 5, available at: http://naukovedenie.ru/ (accessed 20 January 2021).

3. Martianova O. A. Ispol'zovanie infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij na

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Каримулаева Эльмира Магомедовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, almara-2010@yandex.ru

Курбанова Аминат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных и коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, tutor2014@mail.ru

Алиханова Сайкинат Арсланалиевна, кандидат политических наук, доцент кафедры социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия,

5021976@mail.ru

Принята в печать 25.02.2022

ство формирования информационных компетенций // Исследователь/Researcher. 2012. № 1-2. С. 264-266. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-kak-sredstvo-formirovaniya (дата обращения 21.01.2022).

4. Маркова Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории // Инновационная наука. 2020. № 1. С. 87-89.

formirovaniya informacionnyh kompetencij [The use of information and communication technologies in the work of a modern history teacher]. Scientific and methodological journal "Researcher". 2012. № 1-2, pp. 264-266, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-kak-sredstvo-formirovaniya (accessed 21 January 2021).

4. Markova L.V. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij na urokah istorii [The use of information and communication technologies in history lessons]. Innovative Science, 2020, no. 1, pp. 87-89 (in Russian).

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Elmira M. Karimulaeva, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, almara-2010@yandex.ru

Aminat M. Kurbanova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, tutor2014@mail.ru

Saykinat A. Alikhanova, Ph. D. (Political Science), Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, 5021976@mail.ru

Received 25.02.2022

References

1. Antonova A. V. Ispol'zovanie informacionno- urokah istorii i obshchestvoznaniya kak sredstvo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.