Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная технология / студент / индивидуальный проект / ИТ-платформа / компетенция / университет / information technology / student / individual project / IT platform / competence / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лугуева Ариза Садыковна, Закарияева Айшат Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна

В статье рассматривается специфика применения информационных технологий на примере реализации студентами индивидуальных проектов. Раскрывается важность применения информационных технологий для совершенствования искомых компетенций студентами. Рассматривается выполнение индивидуальных проектов студентами с точки зрения их постепенного погружения в ИТ-решения. Уточняется роль педагога при формировании компетенций посредством информационных технологий. Раскрывается сущность выполнения индивидуальных проектов студентом в течение всего обучения по принципу наращивания знаний. На примере двух вузов Республики Дагестан и Чеченской Республики рассматривается возможность создания ИТ-платформы для управления индивидуальными проектами студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лугуева Ариза Садыковна, Закарияева Айшат Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the specifics of the use of information technology on the example of the implementation of individual projects by students. The importance of using information technologies to improve the desired competencies of students is revealed. The implementation of individual projects by students is considered from the point of view of their gradual immersion in IT solutions. The role of the teacher in the formation of competencies through information technology is clarified. The essence of the implementation of individual projects by a student during the entire training on the principle of knowledge building is revealed. Using the example of two universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, the possibility of creating an IT platform for managing individual projects of students is considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

краткосрочные программы, вебинары, наставничество (опрашиваемые отметили, что в коллективе есть педагоги, от которых они могли бы получить профессиональную помощь), консультации, встречи с интересными людьми. Меньшим спросом пользуются онлайн-курсы, курсы от ИРО, знакомство с инструкциями и памятками.

Выводы. Интерес к профессии, стремление к овладению педагогическими знаниями и умениями формируются, в том числе, в процессе грамотно организованной профессиональной подготовки. Оптимальным является подход к организации процесса повышения квалификации, который опирается на следующие принципы:

- выбор содержания обучения педагогов и ФОПД на основе анализа диагностики готовности педагога к повышению квалификации и выявленных дефицитов формирования компетенций,

- опора на опыт, который становится постоянно расширяющимся источником обучения как самого педагога, так и его коллег,

- совместная деятельность обучающегося и обучающего, создающая условия для самостоятельности, самореализации, самоуправления,

- приоритет активным и интерактивным методам обучения, когда обучающегося равноправный субъект процесса повышения профессиональной компетентности.

Литература:

1. Золотарёва, A.B. Реализация сетевых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей / A.B. Золотарёва // Научно-методический журнал «Образование личности». -№2.-2016.-С. 19-30

2. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная монография/ под ред. A.B. Золотарёвой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 444 с.

3. Лекомцева, E.H. Организация переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования / E.H. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. -2016. -№1. - С. 154-161

4. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей 2-е изд., испр. и доп.: Учебное пособие / под ред. A.B. Золотарёвой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 322 с.

5. Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования: коллективная монография / под науч. ред. A.B. Золотаревой, Н.П. Ансимовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. - С. 340.

6. Федеральный проект «Современная школа. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 25.01.2023)

7. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 25.01.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Лугуева Ариза Садыковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

студентка 4 курса направления «Социальная работа»

социального факультета Закарияева Айшат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Аннотация. В статье рассматривается специфика применения информационных технологий на примере реализации студентами индивидуальных проектов. Раскрывается важность применения информационных технологий для совершенствования искомых компетенций студентами. Рассматривается выполнение индивидуальных проектов студентами с точки зрения их постепенного погружения в ИТ-решения. Уточняется роль педагога при формировании компетенций посредством информационных технологий. Раскрывается сущность выполнения индивидуальных проектов студентом в течение всего обучения по принципу наращивания знаний. На примере двух вузов Республики Дагестан и Чеченской Республики рассматривается возможность создания ИТ-платформы для управления индивидуальными проектами студентов.

Ключевые слова: информационная технология, студент, индивидуальный проект, ИТ-платформа, компетенция, университет.

Annotation. The article discusses the specifics of the use of information technology on the example of the implementation of individual projects by students. The importance of using information technologies to improve the desired competencies of students is revealed. The implementation of individual projects by students is considered from the point of view of their gradual immersion in IT solutions. The role of the teacher in the formation of competencies through information technology is clarified. The essence of the implementation of individual projects by a student during the entire training on the principle of knowledge building is revealed. Using the example of two universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, the possibility of creating an IT platform for managing individual projects of students is considered.

Key words: information technology, student, individual project, IT platform, competence, university.

Введение. Информационные технологии расширяют функционал, которым может воспользоваться студент при выполнении индивидуального проекта. В настоящее время складывается двойственная образовательная ситуация, когда

информационные технологии становятся обязательными для освоения студентами в рамках профиля обучения и в тоже время они позволяют проявлять студентам творческий потенциал.

Под информационными технологиями принято понимать процессы для работы с информацией и ее распространением посредством коммуникативных инструментов, в том числе технических устройств.

В дополнение к федеральным образовательным программам [7] в настоящее время функционирует специальное Распоряжение Правительства Российской Федерации (РФ) от 21.12.2021 г. №3759-р, в котором отображена стратегическая политика и процедура цифровизации высшего образования [9]. Данная стратегия ориентируется на важности повсеместного использования в образовательном процессе информационных технологий, что является логичным способом реализации на примере индивидуальных проектов студентов.

Изложение основного материала статьи. Выполнение некоторых практических заданий педагога может быть реализовано студентом с применением творческого подхода в сфере информационных технологий. Отдельные педагоги приветствуют проявление студентом инициативы, которая заключается в том, что для индивидуального проекта используется программное обеспечение, находящееся вне поля образовательного процесса.

Другие педагоги стремятся контролировать применение студентом информационных технологий, так как считают, что он должен качественно ознакомится с функционалом программного обеспечения, входящего в содержание учебной программы. Если рассматривать обозначенный аспект в расширенном формате, то главенствующий критерий выполнения индивидуального проекта студентом должен оставаться в рамках необходимости достижения искомой цели. Применение информационных технологий в некоторой степени может напоминать способность учащегося в общеобразовательной школе осваивать школьный предмет более углубленно, чем это было бы заявлено соответствующей учебной программой.

В частности, педагоги В.М. Довыденко и А.Г. Мельгунова считают, что в образовательном процессе должен быть предусмотрен механизм для правильной реализации студентами проектной деятельности [4,С. 11]. Педагоги Г.М. Гарипова, Г.Ф. Дальмухаметова и Е.К. Кузьмина рассматривают проектную деятельность студентов с точки зрения необходимых инновационных подходов, одним из проявлений которых выступают информационные технологии [2, С. 116].

И.И. Игнатенко считает, что индивидуальному проектированию студентов с использованием информационных технологий должно изначально способствовать электронное обучение в университете [5, С. 139].

Использование информационных технологий в образовательном процессе университета вызвано сложностью процесса обучения и разнообразием компетенций, которые должен освоить каждый студент. В сущности, студент совершенствует информативно-познавательную компетенцию, когда пробует свои силы при освоении новых информационных технологий и находится в постоянном поиске для нахождения сервисов, в том числе различных онлайн конструкторов, способных решить тактическую задачу.

Представляется возможным обозначить, что студент совершенствует когнитивную компетенцию, если в процессе получения опыта при взаимодействии с информационными технологиями формирует собственную позицию выбора оптимального ИТ-решения. Кроме того, студент получает уникальную возможность значительно совершенствовать коммуникативную компетенцию, так как склонен обсуждать среди однокурсников, с педагогом и в любой другой специализированной среде о преимуществах и недостатках определенной информационной технологии. Стоит отметить, что коммуникативная компетенция выступает дополнительным усиливающим фактором при совершенствовании упомянутых информативно-познавательной и когнитивной компетенций.

Среда, в которой постоянно функционирует студент, существенно влияет на его индивидуальные подходы при использовании информационных технологий. Различные представители общества могут как корректно направить студента по пути искомого ИТ-решения, так и оказать деструктивное влияние при выборе информационных технологий для выполнения индивидуального проекта. Данный аспект требует от педагога более внимательного отношения, так как информационные технологии в настоящее время служат основным ресурсом получения информации, в том числе образовательного характера. Для того, чтобы в полном объеме совершенствовались упомянутые компетенции, освоение информационных технологий и их использование должно предполагать совершенствование рефлексивной компетенции. Студент на собственном опыте должен утверждаться в полученных знаниях, преимуществах программного обеспечения и его недостатках, а также в целесообразности применения определенной технологии для выполнения индивидуального проекта [8, С. 156].

В действительности под индивидуальным проектом может выступать любая реализация практического задания студентом на индивидуальной основе. Студент может изучить определенный проблемный вопрос, осуществить мероприятие и достигнуть искомых результатов, а впоследствии отобразить осуществленную деятельность в виде презентации. В тоже время презентация может выступать конечной технологией в череде других информационных технологий, которые применяет студент в рамках индивидуального проекта. К примеру, студент может применять различные графические программы в целях обеспечения большей наглядности в рамках презентации. Однако степень глубины использования информационных технологий на данном этапе не исчерпывается, так как для индивидуального проекта студент может использовать различные аналитические ИТ-решения для работы с большими данными и выявления искомых закономерностей в рамках индивидуального проекта.

Стоит отметить, что умение работать с большими данными в настоящее время для студента означает освоение дополнительных навыков или получение дополнительной квалификации. Указанные навыки и квалификация во многих российских университетах обеспечиваются специальными цифровыми кафедрами, что существенно расширяет возможности студентов при выполнении ими различных индивидуальных проектов.

Образовательный процесс университетов в целом построен таким образом, что студент на третьем-четвертых курсах обучения рассматривается как потенциальный автор новых научных и образовательных проектов. Подготовленный студент в состоянии моделировать при помощи информационных технологий все существующие проявления повседневной жизни, начиная с создания модели детали и завершая модели развития общественной тенденции. Таким образом, расширяется понятие индивидуального проекта, подразумевающего получение студентом разнообразных результатов для последующего применения в образовании, науке и повседневной жизни.

Практика университетов показывает, что наиболее активное применение информационных технологий наблюдается в рамках направлений обучения, связанных с ИТ-сферой. Такие студенты выполняют курсовые проекты с использованием технологий продвинутого уровня, специфика которых может отличаться в зависимости от целевого назначения профиля подготовки. Данная практика требует значительного распространения среди других профилей подготовки, так как действительность демонстрирует активную цифровизацию всей повседневной жизни человека. К примеру, подготовка будущих педагогов может подразумевать умение студентом пользоваться международными источниками научных трудов, оцифрованными архивами профильных библиотек, а также ИТ-способами конструирования занятия при помощи интерактивных инструментов.

Педагог как современный специалист должен обладать сопутствующими инструментами для оптимизации

профессиональной деятельности. Соответственно, индивидуальный проект может выступить для будущего педагога рациональной возможностью овладеть необходимыми цифровыми навыками для предполагаемой деятельности. Студенты педагогических направлений могут создавать собственные педагогические мобильные приложения при помощи специальных конструкторов и шаблонов, разработанных ведущими ИТ-организациями. Кроме того, студенты могут в качестве индивидуального проекта создать и наполнить педагогическим контентом собственный сайт, который послужит в будущем его способом взаимодействия с потенциальными учащимися и другими заинтересованными в процессе получения образования лицами.

Индивидуальные проекты в рамках педагогического направления могут представлять собой расширенный формат реализации и обнародования научно-исследовательских идей, индивидуальных студенческих подходов и других проявлений творческого потенциала. Данный аспект предполагает, что к применению информационных технологий в педагогике должно осуществляться студентами постепенно, начиная с первого курса. На первом курсе обучения студенты могут выполнять небольшие индивидуальные проекты на краткосрочной основе с применением информационных технологий.

Одним из требований к проявлению творческого подхода и применению разнообразных технологий выступает обязательное обеспечение наглядности транслируемой студентом информации. На втором курсе обучения к требованию об обязательности в отношении наглядности информации должно быть добавлено требование в отношении полноты транслируемой информации, подразумевающей применение студентом технологий более углубленного порядка. К таким технологиям можно отнести графические и вычислительные технологии. Третий и четвертые курсы обучения должны отличаться дополненным требованием в отношении интерактивности информации, добытой в ходе выполнения индивидуального проекта при помощи различных источников.

Обозначенный подход через критерии может обеспечить постепенное погружение студента в сферу информационных технологий без препятствий для совершенствования информативно-познавательной и когнитивной компетенций. К концу обучения информационные технологии должны выполнять роль продолжения личности студентам. Согласно педагогу Х.М. Мак-Люэну, информационные технологии, как способ обеспечения массовых коммуникаций в образовании, для студента могут стать неразрывной связью с культурой цифровизации действительности. Отчасти, подход Х.М. Мак-Люэна способствует достижению коммуникативной компетенции через информационные технологии, однако данная тенденция возможна, если результаты индивидуального проекта студентов нацелены на распространение среди неограниченного круга лиц или на оптимизацию общественных отношений. Если рассматривать точку зрения педагога А.П. Ершова, то выполнение индивидуального проекта с использованием информационных технологий должно становиться очередной ступенью профессионального развития студентов [1, С. 28]. Следовательно, для индивидуальных проектов с обозначенным подходом в образовательном процессе должны быть предусмотрены автономные методики обучения и система управления проектами студентов в рамках программы обучения. Указанная система должна подразумевать дополнительный слой образовательного характера, обеспечивающий совершенствование информативно-познавательной компетенции по принципу ядра, предложенного философом науки Т. Куном [6, С. 79].

В рамках формирования системы управления индивидуальными проектами педагог должен учитывать, что каждая технология выступает не только инструментом, но также источником новых знаний. Вторым обязательным компонентом управления рассматриваемой системы выступает обязательное соблюдение принципа наращивания информационных возможностей, которые в действительности являются способом наращивания углубленных знаний.

Один индивидуальный проект, к примеру, формирование доклада после небольшой исследовательской деятельности на первом курсе обучения, должен имплементироваться в другой индивидуальный проект студента, к примеру, подготовка предложений на основе предыдущего доклада по решению педагогической проблемы с применением информационных технологий. В тоже время система управления проектами должна предполагать постепенное расширение знаний студентов за счет затрагивания смежных отраслей при помощи технологий. К примеру, студент может выполнять научно-исследовательскую работу на индивидуальной основе, посвященную качественному обучению иностранному языку старшеклассников, при этом аккумулировать результаты возрастной психологии и подходы к страноведению. Данный индивидуальный проект может быть выполнен студентом при помощи различных информационных технологий, к примеру, программного обеспечения для создания электронной рабочей тетради по иностранному языку.

Создание системы управления проектами потенциально может решить две педагогические задачи, а именно осуществление контроля совершенствования компетенций студентами и разработка специальной ИТ-платформы для управления индивидуальными проектами студентов, которая в настоящее время отсутствует в образовательной среде университетов. Данная ИТ-платформа может быть создана изначально на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) [3] и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) [10].

Ценность предложенной ИТ-платформы состоит в способности планировать и прогнозировать индивидуальные проекты студентов по различным дисциплинам в рамках профилей обучения двух университетов. Индивидуальные проекты могут быть размещены на обозначенную ИТ-платформу как практические задания и соотнесены с календарным учебным планом в рамках каждой дисциплины и каждого года обучения. Тематика индивидуальных проектов может быть предложена студентами в рамках направлений отдельной дисциплины. Педагог регулирует формы выполнения индивидуального проекта, к примеру, курсового или дипломного проекта, а также определяет сроки выполнения проекта и дает рекомендации для оптимизации действий студента при достижении искомых результатов по проекту.

ИТ-платформа может также содержать рекомендуемую литературу, создаваемую как авторские учебники и учебные пособия в рамках дисциплин преподавателями ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ЧГПУ. Кроме того, для обеспечения постоянной коммуникации между педагогом и студентом на ИТ-платформе могут быть размещены ссылки на личные страницы и контакты педагогов, которые пополняются ими на платформе по принципу социальной сети.

Таким образом, будет совершенствоваться коммуникативная компетенция студентов путем обеспечения возможности реализации индивидуального проекта под руководством педагога, предоставляющего постоянную обратную связь. Дополнительной ценностью ИТ-платформы может выступить возможность загрузки получаемых и формируемых баз данных студентов и преподавателей, которые впоследствии могут быть использованы в рамках других индивидуальных проектов студентов, к примеру, исследовательского характера.

ИТ-платформа в перспективе является главенствующим ресурсом для студентов ФГБОУ ВО ЧГПУ и ФГБОУ ВО ДГУ при выполнении индивидуальных проектов различной направленности. Кроме того, ИТ-платформа может содержать модули и компоненты для проведения педагогом аналитической работы по разным показателям выполнения индивидуальных проектов студентов. К примеру, педагог может оценить активность выполнения проектов студентов по разным дисциплинам, частоту коммуникаций данного студента с педагогами, наиболее предпочтительные направления

проектов, продолжительность выполнения студентом проектной работы.

Выводы. Таким образом, использование информационных технологий может помочь студентам выполнить индивидуальный проект любой сложности и по любому направлению образовательного процесса. Для того, чтобы индивидуальный проект стал источником получения новых знаний для студентов, педагогу необходимо учитывать обязательность совершенствования искомых компетенций посредством информационных технологий. При этом выполнение индивидуальных проектов предполагает управление данным процессом при помощи инструмента, к примеру, специальной ИТ-платформы, позволяющей систематизировать выполнение индивидуальных проектов всех студентов в течение всего периода их обучения.

Литература:

1. Брагин, A.B. Современный университет: постмодернистские изыски или классика / A.B. Брагин // Ноосферные исследования. - 2021. - №1. - С. 27-32

2. Гарипова, Г.М. Технология группового обучения как средство реализации компетентностного подхода / Г.М. Гарипова, Г.Ф. Дульмухаметовна, Е.К. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№79-1. -С. 116-118

3. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 16.11.2023)

4. Довыденко, В.М. Применение информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов / В.М. Довыденко, А.Г. Мельгунова//Baikal Research Journal. -2021. -№3. -С. 8-15

5. Игнатенко, И.И. Проектное обучение в формировании индивидуальной образовательной траектории / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2023. - №2. - С. 139-143

6. Имакаев, В.Р. Образовательная парадигма: два масштаба рассмотрения / В.Р. Имакаев // Педагогика: история, перспективы. -2021. -№5. - С. 78-90

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 16.11.2023)

8. Прохорова, М.П. Цифровые инструменты обучения проектной деятельности студентов вуза / М.П. Прозорова, И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. - №79-4. - С. 154-159

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 3759-р:сайт. - 2023.-URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112250002?ysclid=lp4kq909vfl20454992 (дата обращения: 16.11.2023)

10. Чеченскийгосударственныйпедагогический университет: сайт. - 2023,-URL: https://chspu.ru/(flaTa обращения: 16.11.2023)

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Магамедов Зайнди Аладиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность информационных технологий, а также специфика их объединения с коммуникационной составляющей. Раскрывается особенность формирования информационно-коммуникационных технологий посредством создания информационных систем и инфраструктуры. Определяется образовательная ситуация, в рамках которой педагог осуществляет приоритеты при формировании у студентов искомой компетентности. Приводится аргументация необходимости развития экологической компетентности студентов на фоне выраженных глобальных экологических проблем. На примере педагогического колледжа показана возможность применения информационно-коммуникационных технологий в целях формирования у студента экологической компетентности.

Ключевые слова: экологическая компетентность, студент, колледж, информационно-коммуникационная технология, средство обучения, образовательный процесс.

Annotation. The article examines the essence of information technologies, as well as the specifics of their integration with the communication component. The peculiarity of the formation of information and communication technologies through the creation of information systems and infrastructure is revealed. The educational situation is determined, within which the teacher carries out priorities in the formation of the desired competence among students. The argumentation of the need to develop students' environmental competence against the background of pronounced global environmental problems is given. Using the example of a pedagogical college, the possibility of using information and communication technologies in order to form a student's environmental competence is shown.

Key words: environmental competence, student, college, information and communication technology, learning tool, educational process.

Введение. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования служит источником обеспечения качественного обучения. Обязательность использования обозначенной технологии указана во многих нормативных документах ряда профильных ведомств, что определяет характер подачи и распространения информации. В настоящее время дискутируется вопрос о прикладной целесообразности применения ИКТ.

В аспекте обострившихся экологических проблем в педагогическом сообществе формируется обеспокоенность, затрагивающая развитие компетентности в сфере экологии. Экологически направленное образование обозначено во всех федеральных образовательных стандартах, в том числе для учебных заведений среднего профессионального образования [8].

Предметом обеспокоенности педагогического сообщества выступает применение ИКТ в целях обеспечения условий для развития искомой экологически направленной компетентности среди студентов. Данный вопрос необходимо рассмотреть с точки зрения специфики ИКТ в образовании, целевого назначения экологической компетентности, что впоследствии предоставит возможность обозначить подходы к аккумулированию возможностей ИКТ для всестороннего развития студентов с точки зрения экологической осознанности.

Изложение основного материала статьи. Применение ИКТ предполагает для сферы образования использование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.