Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная компетенция / повышение профессиональной компетенции / дополнительное образование / information competence / increasing professional competence / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна

В статье, на основе анализа диагностики сформированное™ информационной компетенции педагогов дополнительного образования, рассматривается проблема организации повышения профессиональной компетенции педагогов. Для изучения сформированное™ информационной компетенции у педагогов дополнительного образования г. Ярославля, были использованы различные диагностические методики. В анкетировании принимали участие педагоги дополнительного образования г. Ярославля. Проведённое исследование позволило выявить уровень сформированное™ информационной компетенции. Кроме того, были выявлены дефициты формирования информационной компетенции и мотивация использования информационно-компьютерных технологий на занятиях в организациях дополнительного образования детей. В статье представлены результаты опроса, выявляющего отношение педагогов к повышению профессиональной компетенции. Были выявлены мотивы, которые побуждают педагогов повышать уровень профессиональной компетенции. Большая часть опрашиваемых педагогов нуждаются в обучении для того, чтобы чувствовать себя более уверенными и уметь преодолевать трудности в педагогической деятельности. Самыми популярными формами повышения профессиональной компетенции являются мастер классы. Кроме того, педагоги отметили наставничество как предпочтительную форму повышения профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, based on an analysis of the diagnostics of the formation of information competence of teachers of additional education, the problem of organizing the improvement of professional competence of teachers is considered. To study the development of information competence among teachers of additional education in Yaroslavl, various diagnostic techniques were used. Teachers of additional education in Yaroslavl took part in the survey. The conducted research made it possible to identify the level of development of information competence. In addition, deficiencies in the formation of information competence and motivation for the use of information and computer technologies were identified. The article presents the results of a survey revealing the attitude of teachers towards improving professional competence. The motives that encourage teachers to improve their professional competence were identified. Most of the teachers surveyed need the process of improving professional competence in order to feel more confident and be able to overcome difficulties in carrying out teaching activities. The most popular forms of improving professional competence are master classes. In addition, teachers noted mentoring as a preferred form of improving professional competence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

года. - Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования". - 2021. - С. 265-269

2. Арифулина, Р.У. История развития психолого-педагогических классов в России / Р.У. Арифулина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2018. - № 4(46). -С. 75-79

3. Булыгина, М.В. К вопросу о методологии региональных историко-педагогических исследований / М.В. Булыгина // Язык и культура. - 2008. - № 2. - С. 74-85

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Педагогический дизайн» как системообразующая категория: подходы и определения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.О. Воробчикова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т.11 - № 1. - С. 3.

5. Ворохобов, A.B. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды / A.B. Ворохобов, Е.В. Плисов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 3,- С. 5.

6. Крупченко, А.К. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога / А.К. Крупченко, Х.-А.С. Халадов, Т.Ю. Медведева, Г.А. Папуткова, И.В. Головина // Вестник Мининского университета,- 2023. - Т. 11.-№3.-С. 1.

7. Митросенко C.B. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии / C.B. Митросенко, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова // Проблемы современного педагогического образования. -2016. -№ 51-3. - С. 204-211

8. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 392 с.

9. Повшедная, Ф.В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в условиях субъектно-ориентированного образовательного процесса / Ф.В. Повшедная // Субъектно-ориентированный образовательный процесс: история, теория, инновационная практика. Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера: материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Владимир, 26 ноября 2021 года / Международная академия наук педагогического образования, Институт теории и истории педагогики и научный проблемный совет по дидактике РАО, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2021. - С. 216-218

10. Слепенкова, Е.А. Психолого-педагогический класс как воспитательная система: страницы истории и развитие в настоящее время / Е.А. Слепенкова, С.И. Аксенов // Воспитание школьников. - 2023. - № 3. - С. 33-40

Педагогика

УДК 376.2

кандидат педагогических наук, доцент Лекомцева Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье, на основе анализа диагностики сформированности информационной компетенции педагогов дополнительного образования, рассматривается проблема организации повышения профессиональной компетенции педагогов. Для изучения сформированности информационной компетенции у педагогов дополнительного образования г. Ярославля, были использованы различные диагностические методики. В анкетировании принимали участие педагоги дополнительного образования г. Ярославля. Проведённое исследование позволило выявить уровень сформированности информационной компетенции. Кроме того, были выявлены дефициты формирования информационной компетенции и мотивация использования информационно-компьютерных технологий на занятиях в организациях дополнительного образования детей. В статье представлены результаты опроса, выявляющего отношение педагогов к повышению профессиональной компетенции. Были выявлены мотивы, которые побуждают педагогов повышать уровень профессиональной компетенции. Большая часть опрашиваемых педагогов нуждаются в обучении для того, чтобы чувствовать себя более уверенными и уметь преодолевать трудности в педагогической деятельности. Самыми популярными формами повышения профессиональной компетенции являются мастер классы. Кроме того, педагоги отметили наставничество как предпочтительную форму повышения профессиональной компетенции.

Ключевые слова: информационная компетенция, повышение профессиональной компетенции, дополнительное образование.

Annotation. In the article, based on an analysis of the diagnostics of the formation of information competence of teachers of additional education, the problem of organizing the improvement of professional competence of teachers is considered. To study the development of information competence among teachers of additional education in Yaroslavl, various diagnostic techniques were used. Teachers of additional education in Yaroslavl took part in the survey. The conducted research made it possible to identify the level of development of information competence. In addition, deficiencies in the formation of information competence and motivation for the use of information and computer technologies were identified. The article presents the results of a survey revealing the attitude of teachers towards improving professional competence. The motives that encourage teachers to improve their professional competence were identified. Most of the teachers surveyed need the process of improving professional competence in order to feel more confident and be able to overcome difficulties in carrying out teaching activities. The most popular forms of improving professional competence are master classes. In addition, teachers noted mentoring as a preferred form of improving professional competence.

Key words: information competence, increasing professional competence, additional education.

Введение. Система дополнительного образования владеет уникальными возможностями расширения пространства и условий для развития творческой, активной умственной деятельности, повышения мотивации обучающихся, создает среду для самосовершенствования, самопознания, реализации лучших идей и проявления таланта. Оптимальное функционирование системы дополнительного образования детей (далее ДОД) и информационная компетентность педагогов находятся в определённом соотношении, т.е. педагоги с высоким уровнем развития информационной компетентности оптимизируют процесс развития ДОД.

Научные и технические достижения открыли широкие возможности, для изменений в образовании, что отражается в целом ряде документов об образовании. В качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере

реализации государственной программы РФ «Развитие образования» выступает «устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе», что невозможно осуществить без развития информационных технологий, создания новейших компьютеров и разработки их программного обеспечения.

Особая роль в продвижении ориентиров государственной политики отводится системе образования.

Изложение основного материала статьи. Современное общество, ведущую роль в развитии которого играют информационные технологии, предъявляет заказ на воспитание многогранной, творческой личности, способной ориентироваться в информационном потоке, владеть коммуникационной культурой. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» на 20172030 годы, Концепция развития дополнительного образования, Национальный проект «Образование», и профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», определяют необходимость создания единой информационной образовательной среды, качественно иной подготовки педагогов, что представляет собой главные условия обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Федеральным проектом «Современная школа» предусматривается «обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а [6] одним из условий повышения качества обучения и воспитания является «обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников» [6].

В рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» ведется работа по оснащению образовательных организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности, созданию верифицированных учебных материалов электронного формата, чтобы педагоги могли их использовать для проведения офлайновых уроков и сделать их интереснее [7]. Естественно, что без специальной подготовки, направленной на формирование информационной компетенции педагогов, решение поставленных задач затруднительно.

Для изучения сформированности информационной компетентности у педагогов дополнительного образования г. Ярославля, нами были использованы две методики:

- тест для выявления дефицитов сформированности информационной компетентности у педагогов дополнительного образования» [5];

- анкета «Информационная компетентность педагога дополнительного образования». Цель данной анкеты -выявление мотивации использования информационно-компьютерных технологий у педагога.

В анкетировании принимало участие 93 педагога дополнительного образования.

Целью первого этапа нашего исследования было выявление уровня сформированности информационной компетентности.

Анализ полученных результатов показал:

- У 73% участников был выявлен уровень знаний «профи» и у 27% участников был выявлен уровень знаний «мастер», что говорит о профессиональном уровне подготовки специалистов. Такой показатель следует из того, что современные стратегии развития образования требуют от педагогов качественной подготовки, поэтому они постоянно посещают курсы повышения квалификации и поддерживают свои профессиональные знания на высоком уровне.

Целью второго этапа исследования было выявление мотивации использования информационно-компьютерных технологий у педагога. Анализ полученных результатов показал:

- У 57% участников был выявлен высокий уровень мотивации использования информационно-компьютерных технологий, это говорит о том, что большая часть педагогов понимают полезность современных технологий и используют их в своей работе. Но, в тоже время, 43% участников имеют средний уровень мотивации, что, как показала уточняющая беседа, связано с низким уровнем материально-технического обеспечения учреждений. Такой показатель можно соотнести с тем, что не все программы по повышению квалификации педагогов включают в себя информацию о практическом применении разнообразных информационно-компьютерных технологиях в образовательном процессе.

Далее мы выяснили отношение педагогов к повышению профессиональной компетентности.

Анализ полученных результатов в рамках проведения диагностики «Отношение педагогов к повышению профессиональной компетентности» показал:

- 100% опрашиваемых положительно относятся к повышению профессиональной компетентности и считают, что это необходимо делать на регулярной основе.

- 90% опрашиваемых готовы принять участие в процессе повышения профессиональной компетентности в рамках программы на базе учреждения».

- На вопрос «стимулирует ли руководство вас к участию в процессе повышения профессиональной компетентности?» 63% педагогов ответили отрицательно и 37% положительно.

В рамках опроса мы выявили основные мотивы, которые побуждают педагогов повышать профессиональную компетентность. 100% педагогов отметили, что они повышают профессиональную компетентность для того, чтобы получить профессиональные знания, которых им не хватает для осуществления педагогической деятельности. 65% педагогов оценивают важность получения документа о прохождении профессиональной компетентности. Для 55% педагогов мотивом является самообразование и самосовершенствование. 40% подчеркивают обмен опытом и профессиональное развитие, 25% опрошенных учатся потому, что этого требует руководство В меньшей мере, как показали результаты анкетирования, педагоги думают о карьерном росте (15%) и поиске новых профессиональных связей (5%).

На следующем этапе исследования проведён опрос педагогов, целью которого было выявление затруднений при реализации педагогической деятельности. Анализ результатов опроса показал: 65% опрашиваемых ответили, что иногда сталкиваются с трудностями, лишь 25% ответили, что не испытывают трудности и 10% довольно часто сталкиваются с трудностями в реализации педагогической деятельности. Что свидетельствует о том, что 75% педагогов нуждаются в процессе повышения профессиональной компетентности, для того, чтобы чувствовать себя более уверенными и уметь преодолевать трудности в осуществлении педагогической деятельности.

На вопрос «С чем связаны данные трудности?» 65%, а среди них 20% - молодые специалисты, ответили, что им не хватает наставника или куратора со стороны более опытных педагогов; 55% опрошенных указали на нехватку методического обеспечения профессиональной деятельности; 45% указывают на недостаточный уровень знаний нормативных документов в области образования; 25% считают, что им не хватает знаний в области использования современных технологий и методик обучения и воспитания.

Данные затруднения являются наиболее актуальными для педагогов, именно на них стоит обратить внимание при составлении программы повышения профессиональной компетенции.

Для того, чтобы понять каким формам организации обучения педагоги отдают предпочтение, мы включили вопрос о предпочтительных формах организации познавательной деятельности (далее ФОПД) в анкету и сделали его открытым. Оказалось, что самыми популярными являются мастер классы (75%), далее шли тренинги, педагогические конкурсы,

краткосрочные программы, вебпнары, наставничество (опрашиваемые отметили, что в коллективе есть педагоги, от которых они могли бы получить профессиональную помощь), консультации, встречи с интересными людьми. Меньшим спросом пользуются онлайн-курсы, курсы от ИРО, знакомство с инструкциями и памятками.

Выводы. Интерес к профессии, стремление к овладению педагогическими знаниями и умениями формируются, в том числе, в процессе грамотно организованной профессиональной подготовки. Оптимальным является подход к организации процесса повышения квалификации, который опирается на следующие принципы:

- выбор содержания обучения педагогов и ФОПД на основе анализа диагностики готовности педагога к повышению квалификации и выявленных дефицитов формирования компетенций,

- опора на опыт, который становится постоянно расширяющимся источником обучения как самого педагога, так и его коллег,

- совместная деятельность обучающегося и обучающего, создающая условия для самостоятельности, самореализации, самоуправления,

- приоритет активным и интерактивным методам обучения, когда обучающегося равноправный субъект процесса повышения профессиональной компетентности.

Литература:

1. Золотарёва, A.B. Реализация сетевых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей / A.B. Золотарёва // Научно-методический журнал «Образование личности». -№2.-2016.-С. 19-30

2. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная монография/ под ред. A.B. Золотарёвой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 444 с.

3. Лекомцева, E.H. Организация переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования / E.H. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. -2016. -№1. - С. 154-161

4. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей 2-е изд., испр. и доп.: Учебное пособие / под ред. A.B. Золотарёвой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 322 с.

5. Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования: коллективная монография / под науч. ред. A.B. Золотаревой, Н.П. Ансимовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. - С. 340.

6. Федеральный проект «Современная школа. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 25.01.2023)

7. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 25.01.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Лугуева Ариза Садыковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

студентка 4 курса направления «Социальная работа»

социального факультета Закарияева Айшат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Аннотация. В статье рассматривается специфика применения информационных технологий на примере реализации студентами индивидуальных проектов. Раскрывается важность применения информационных технологий для совершенствования искомых компетенций студентами. Рассматривается выполнение индивидуальных проектов студентами с точки зрения их постепенного погружения в ИТ-решения. Уточняется роль педагога при формировании компетенций посредством информационных технологий. Раскрывается сущность выполнения индивидуальных проектов студентом в течение всего обучения по принципу наращивания знаний. На примере двух вузов Республики Дагестан и Чеченской Республики рассматривается возможность создания ИТ-платформы для управления индивидуальными проектами студентов.

Ключевые слова: информационная технология, студент, индивидуальный проект, ИТ-платформа, компетенция, университет.

Annotation. The article discusses the specifics of the use of information technology on the example of the implementation of individual projects by students. The importance of using information technologies to improve the desired competencies of students is revealed. The implementation of individual projects by students is considered from the point of view of their gradual immersion in IT solutions. The role of the teacher in the formation of competencies through information technology is clarified. The essence of the implementation of individual projects by a student during the entire training on the principle of knowledge building is revealed. Using the example of two universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, the possibility of creating an IT platform for managing individual projects of students is considered.

Key words: information technology, student, individual project, IT platform, competence, university.

Введение. Информационные технологии расширяют функционал, которым может воспользоваться студент при выполнении индивидуального проекта. В настоящее время складывается двойственная образовательная ситуация, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.