Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедьярова Наталья Андреевна

Статья посвящена проблеме формирования метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей (ДОД). Актуальность обозначенной темы обусловлена стремительным развитием сферы ДОД как неотъемлемой части системы непрерывного образования, ключевую роль в котором выполняют педагогические кадры. Результаты проведенного пилотажного исследования уровня сформированности метапредметных компетенций у педагогических работников системы дополнительного образования детей (198 человек) вскрыли проблему во владении такими важнейшими из них, как информационные, исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие и компетенции самоорганизации и саморазвития. Эти и многие другие метапредметные компетенции необходимо формировать в процессе обучения будущих педагогов системы дополнительного образования детей, а также в процессе их дальнейшего профессионального развития. В работе автор раскрывает сущность и структуру метапредметных компетенций педагога ДОД, которые были выявлены в результате теоретического и практического анализа особенностей современной системы ДОД, требований к профессии «педагог ДОД» и специфики его педагогической деятельности. В состав метапредметных компетенций вошли информационная, исследовательская, коммуникативная, организационно-управленческая и компетенция самоорганизации и саморазвития. В статье указывается, что результативность процесса формирования метапредметных компетенций определяется комплексом организационно-педагогических условий: внутридисциплинарной, междисциплинарной и трансдисциплинарной интеграцией профессионального развития и обучения педагогов. Представлено описание данных условий, их основное содержание. Автор описывает основные результаты проведенного исследования, констатировав проблемы и дефициты в сформированности метапредметных компетенций у будущих педагогов. Из всех изучаемых компетенций только информационная оказалась на продвинутом уровне, исследовательская, коммуникативная, организационно-управленческая компетенции и компетенция самоорганизации и саморазвития - на начальном. После опытной работы, реализации организационно-педагогических условий, выявлена положительная динамика в формировании компетенций, респонденты достигли высокого уровня. Выводы, изложенные в статье, могут быть полезны для руководителей и профессорско-преподавательского состава организаций высшего и среднего профессионального образования, для общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (ОДОД), а также для учреждений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедьярова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF METASUBJECT COMPETENCIES IN FUTURE TEACHERS OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of formation of metasubject competences among teachers of the system of additional education for children (DOD). The relevance of this topic is due to the rapid development of the field of preschool education as an integral part of the system of continuous education, where the key role is played by the teaching staff. The results of a pilot study of the level of formation of metasubject competencies among pedagogical workers of the system of additional education for children (198 people) revealed the problem of mastering the most important of them such as information, research, communicative, organizational and managerial and competencies of self-organization and self-development. These and many other metasubject competencies need to be formed in the process of teaching future teachers of the system of additional education for children, as well as in the process of their further professional development. In this work, the author reveals the essence and structure of the metasubject competencies of a teacher of educational institutions, which were identified as a result of a theoretical and practical analysis of the features of the modern system of educational institutions, requirements for the «teacher of educational institutions» profession and the specifics of his pedagogical activity. The metasubject competences included information, research, communication, organizational and management, and the competence of self-organization and self-development. The article indicates that the effectiveness of the process of forming metasubject competencies is determined by a complex of organizational and pedagogical conditions: intradisciplinary, interdisciplinary and transdisciplinary integration of professional development and training of teachers. The description of these conditions, their main content is presented. The author describes the main results of the study, stating the problems and deficiencies in the formation of metasubject competencies among future teachers. Among all the studied competencies, only the informational one turned out to be at an advanced level, research, communication, organizational and managerial and the competence of self-organization and self-development are at the initial level. After the experimental work, having realized the organizational and pedagogical conditions, a positive dynamics in the formation of competencies was shown, the respondents reached a high level. The conclusions stated in the article can be useful for managers and teaching staff of institutions of higher and non-university professional education, for general educational organizations, organizations of additional education for children, as well as for institutions of additional professional education (advanced training).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 378

doi: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-18-26

Организационно-педагогические условия формирования метапредметных компетенций у будущих педагогов системы дополнительного образования

Наталья Андреевна Мухамедьярова

Старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1 fominan.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9768-2164

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей (ДОД). Актуальность обозначенной темы обусловлена стремительным развитием сферы ДОД как неотъемлемой части системы непрерывного образования, ключевую роль в котором выполняют педагогические кадры. Результаты проведенного пилотажного исследования уровня сформированности метапредметных компетенций у педагогических работников системы дополнительного образования детей (198 человек) вскрыли проблему во владении такими важнейшими из них, как информационные, исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие и компетенции самоорганизации и саморазвития. Эти и многие другие метапредметные компетенции необходимо формировать в процессе обучения будущих педагогов системы дополнительного образования детей, а также в процессе их дальнейшего профессионального развития.

В работе автор раскрывает сущность и структуру метапредметных компетенций педагога ДОД, которые были выявлены в результате теоретического и практического анализа особенностей современной системы ДОД, требований к профессии «педагог ДОД» и специфики его педагогической деятельности. В состав метапредметных компетенций вошли информационная, исследовательская, коммуникативная, организационно -управленческая и компетенция самоорганизации и саморазвития.

В статье указывается, что результативность процесса формирования метапредметных компетенций определяется комплексом организационно-педагогических условий: внутридисциплинарной, междисциплинарной и трансдисциплинарной интеграцией профессионального развития и обучения педагогов. Представлено описание данных условий, их основное содержание. Автор описывает основные результаты проведенного исследования, констатировав проблемы и дефициты в сформированности метапредметных компетенций у будущих педагогов. Из всех изучаемых компетенций только информационная оказалась на продвинутом уровне, исследовательская, коммуникативная, организационно-управленческая компетенции и компетенция самоорганизации и саморазвития - на начальном. После опытной работы, реализации организационно-педагогических условий, выявлена положительная динамика в формировании компетенций, респонденты достигли высокого уровня.

Выводы, изложенные в статье, могут быть полезны для руководителей и профессорско-преподавательского состава организаций высшего и среднего профессионального образования, для общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (ОДОД), а также для учреждений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).

Ключевые слова: педагог дополнительного образования, метапредметные компетенции, организационно -педагогические условия, внутридисциплинарная интеграция, междисциплинарная интеграция, трансдисциплинарная интеграция, формирование метапредметных компетенций

Для цитирования: Мухамедьярова Н. А. Организационно-педагогические условия формирования метапредметных компетенций у будущих педагогов системы дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 18-26. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-18-26.

Original article

Organizational and pedagogical conditions for formation of metasubject competencies in future teachers of the system of additional education

Nataliya A. Mukhamediarova

Senior lecturer of the department of theory and history of pedagogy, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 fominan.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9768-2164

© Мухамедьярова Н. А., 2021

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of metasubject competences among teachers of the system of additional education for children (DOD). The relevance of this topic is due to the rapid development of the field of preschool education as an integral part of the system of continuous education, where the key role is played by the teaching staff. The results of a pilot study of the level of formation of metasubject competencies among pedagogical workers of the system of additional education for children (198 people) revealed the problem of mastering the most important of them such as information, research, communicative, organizational and managerial and competencies of self-organization and self-development. These and many other metasubject competencies need to be formed in the process of teaching future teachers of the system of additional education for children, as well as in the process of their further professional development.

In this work, the author reveals the essence and structure of the metasubject competencies of a teacher of educational institutions, which were identified as a result of a theoretical and practical analysis of the features of the modern system of educational institutions, requirements for the «teacher of educational institutions» profession and the specifics of his pedagogical activity. The metasubject competences included information, research, communication, organizational and management, and the competence of self-organization and self-development.

The article indicates that the effectiveness of the process of forming metasubject competencies is determined by a complex of organizational and pedagogical conditions: intradisciplinary, interdisciplinary and transdisciplinary integration of professional development and training of teachers. The description of these conditions, their main content is presented. The author describes the main results of the study, stating the problems and deficiencies in the formation of metasubject competencies among future teachers.

Among all the studied competencies, only the informational one turned out to be at an advanced level, research, communication, organizational and managerial and the competence of self-organization and self-development are at the initial level. After the experimental work, having realized the organizational and pedagogical conditions, a positive dynamics in the formation of competencies was shown, the respondents reached a high level.

The conclusions stated in the article can be useful for managers and teaching staff of institutions of higher and non-university professional education, for general educational organizations, organizations of additional education for children, as well as for institutions of additional professional education (advanced training).

Keywords: teacher of additional education, metasubject competencies, organizational and pedagogical conditions, intradisciplinary integration, interdisciplinary integration, transdisciplinary integration, formation of metasubject competencies

For citation: Mukhamediarova N. A. Organizational and pedagogical conditions for formation of metasubject competencies in future teachers of the system of additional education. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2021 ;(5):18-26. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-18-26

Введение

В российской государственной образовательной политике развитие дополнительного образования является «зоной особого внимания и масштабных экспериментов» [Дополнительное образование ... , 2019], о чем свидетельствуют многообразные реализуемые федеральные проекты, государственные инициативы, созданные для этой системы. Дополнительное образование детей сегодня - это полифункциональная, интегра-тивная, вариативная, многомерная, гибкая сфера. Ее можно рассматривать и как уникальный феномен системы образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей [Бруднов, 1996]; и как сферу самореализации детей и молодежи, способную предоставлять и создавать необходимые условия для личностной, профессиональной, социальной и творческой самореализации, обеспечивать развитие самостоятельности и инициативности; и наконец, как

личное образовательное пространство детства, обладающее полифункциональностью, междис-циплинарностью, включающее множество процессов, происходящих за пределами образовательного стандарта и образовательного труда ребенка, в том числе продуктивную организацию его свободного времени [Голованов, 2016]. Для реализации обозначенной многозадачности необходимы профессиональные кадры, совмещающие в одном лице высококлассного профессионала в области профиля деятельности, конкретного предмета (техника, спорт, искусство, краеведение и т. д.) и профессионального педагога, обладающего необходимыми компетенциями [Концепции и модели ... , 2014].

Формирование актуальных для современного педагога дополнительного образования детей компетенций происходит в течение всей жизни, имеет непрерывный характер [Непрерывное педагогическое ... , 2018]. Оно может начаться в период обучения в школе в виде допрофессио-нальной педагогической подготовки (например, в педагогических, психолого-педагогических классах или в творческих объединениях в ОДОД в рамках социально-гуманитарной направленно-

сти). Далее, в системах среднего профессионального, высшего образования будущий педагог приобретает компетенции в процессе теоретической и практической деятельности, выполнения творческих, научно-исследовательских работ, во внеучебной деятельности. Получив квалификацию и приступив к педагогической деятельности, формирование и развитие компетенций педагог может осуществлять в рамках системы дополнительного профессионального образования.

Сегодня имеются нормативные основания, определяющие набор и структуру компетенций педагога дополнительного образования детей, раскрывающие содержание его трудовых функций и действий. Речь идет о федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 3++, направления подготовки «Педагогическое образование», определяющем требования к образовательным результатам будущих педагогов в виде сформированных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [Федеральный государственный ... , 2018], и о профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который включает в себя перечень профессиональных и личностных требований к работнику, описывает его трудовые действия и функции, является основополагающим для осуществления кадровой политики в системе ДОД. Анализ указанных документов позволил увидеть некоторые особенности, актуализирующие необходимость формирования у педагогов, помимо перечисленных компетенций, компетенций метапредметных, таких как широкая компе-тентностная среда (спектр знаний, умений и действий педагога относится к абсолютно различным видам деятельности, связанным с необходимостью разрабатывать, организовывать, проводить, анализировать, консультировать, контролировать, создавать условия, устанавливать взаимоотношения, взаимодействовать, соблюдать требования, выявлять, оценивать); междисци-плинарность, полисферность знаний, умений и действий (компетентность педагога относится к таким наукам и разделам, как педагогические, психологические, методические, научные, управленческие, социально-педагогические, нормативно-правовые, медицинские, искусствоведческие); ролевое многообразие педагога (трудовые действия, заложенные в стандарте, говорят о том, что педагог ДОД - это не только учитель, но и воспитатель, тьютор, наставник, партнер, эксперт, консультант, руководитель, помощник, тренер, организатор, психолог, ученый) [Профессиональный стандарт ... , 2018].

Теоретические основания исследования

Для решения поставленных задач нами были выбраны компетентностный и метапредметный подходы, ключевые идеи и положения которых позволяют сделать процесс формирования мета-предметных компетенций у педагогов результативным.

Последние десятилетия внимание ученых к понятийному аппарату компетентностного подхода позволяет констатировать высокий уровень разработанности и определенности по многим позициям. Учеными раскрыто содержание понятий «компетенция» и «компетентность», выявлено соотношение между ними (В. И. Байденко, А. Л. Бусыгина, М. Е. Бершадский, Н. М. Борыт-ко, А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, Н. А. Селезнева, Л. М. Спенсер, Л. И. Фишман, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов), обоснована структура компетенций (В. С. Воровщиков, Н. Ф. Ефремов, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, Б. Оскарссон, Л. А. Петровская, Л. И. Фишман, Г. А. Цукерман).

Метапредметный подход является актуальным в пространстве основного общего образования, благодаря ФГОС ООО, где официально закреплены метапредметные результаты как один их трех уровней освоения образовательной программы. Его распространение на другие области и сферы образования только начинается, о чем свидетельствует активизация за последние годы научных исследований и практических разработок по различным аспектам данного подхода. Сущность и содержание метапредметного подхода является объектом внимания таких ученых, как А. Г. Асмолов, О. И. Глазунова, Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко, Е. О. Дубровская, Н. А. Зубарева, К. Ю. Колесина, М. Р. Леонтьева, Г. В. Ми-сюля, Е. П. Позднякова, М. В. Половкова, Н. Ф. Радионова, Ю. В. Скрипкина, Т. И. Фисен-ко, А. В. Хуторской и др.

Взаимосвязь компетентностного и метапред-метного подходов в контексте нашего исследования определяется тем, что компетентностный подход предъявляет требования к образовательному результату, способности и готовности педагога действовать в процессе профессиональной деятельности, а метапредметный подход дополняет содержание подготовки педагога требованиями универсальных способов деятельности, отвечающих за междисциплинарные, надпредмет-ные умения и навыки [Метапредметный подход ... , 2020]. Компетентностный подход предполагает смену акцента с приоритета знаний на приоритет действий, причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в

новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств [Компетентность и проблемы ... , 2006]; метапредметный подход способствует формированию умений, интегрирующих в себе способности и готовности междисциплинарного уровня, уровня «мета».

Метапредметные компетенции педагога мы определяем как интегративный результат образования, представляющий собой освоенные универсальные способы педагогической деятельности по решению профессиональных надпредмет-ных, межпредметных, полисферных задач в системе дополнительного образования детей [Му-хамедьярова, 2013].

Результаты теоретического исследования показали, что метапредметные компетенции педагога ДОД представляют собой не какое-то одно умение или навык, связанный с конкретной работой, а целый комплекс взаимосвязанных компетенций, относящихся к разным видам деятельности, которые можно представить с помощью их кластеризации. В структуру кластера метапред-метных компетенций педагога ДОД входят [Му-хамедьярова, 2018]

— информационная компетенция, включающая метазнания об источниках информации и различных способах ее переработки, о методах и приемах обучения с использованием современных программных продуктов, об особенностях информационно-коммуникационного контента в педагогической деятельности, ориентированного на формирование умения самостоятельно приобретать знания; метаумения (находить, преобразовывать, критически оценивать, передавать информацию; создавать обучающие ресурсы, информационные продукты, способствующие решению профессиональных надпредметных, межпредметных, полисферных задач в сфере ДОД) и мотивационно-ценностного отношения к современным информационным контентам, стремления повышать свою информационную грамотность; демонстрировать ответственное поведение в информационно-коммуникационной сфере;

— исследовательская компетенция, содержащая метазнания о сущности исследовательской деятельности в работе педагога, процессе исследования, об особенностях создания и сопровождения исследовательской деятельности обучающихся; метаумения (планировать и организовывать педагогическое исследование, направленное на решение профессиональных надпредметных, межпредметных, полисферных задач в сфере ДОД; применять технологии сопровождения процесса и результата исследовательской дея-

тельности обучающихся) и мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности для решения задач в системе ДОД; стремления обосновывать цели и задачи исследовательской деятельности в сфере ДОД;

— коммуникативная компетенция, состоящая из метазнаний об особенностях педагогической коммуникации в сфере ДОД, различных способах коммуникационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса; метаумений (управлять процессом коммуникации; демонстрировать навыки работы с различными средствами коммуникации при решении профессиональных задач в сфере ДОД) и мотивационно-ценностного отношения к правилам педагогической этики в общении;

— организационно-управленческая компетенция, включающая метазнания о процессе управления, управленческих функциях; методах организации и управления коллективом; метаумения (реализовывать управленческие функции при решении профессиональных надпредметных, межпредметных, полисферных задач в сфере ДОД, владеть методами эффективного управления) и мотивационного-ценностного отношения к роли педагога ДОД как роли управленца, руководителя детского творческого объединения;

— компетенция самоорганизации и саморазвития, содержащая метазнания о методах самодиагностики, самооценки, самоанализа; способах самоорганизации и саморазвития; сущности тайм-менеджмента; метаумения (разрабатывать программу саморазвития, управлять своим временем) и мотивационно-ценностное отношение и осознание важности самоорганизации и саморазвития для своего образования.

Формирование кластера метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей является процессом, который предполагает постепенное целостное становление профессионального работника с высоким уровнем развития метапредметных компетенций. Данный процесс представляется как наращивание (развитие) нового профессионального качества педагога (педагог со сформированными метапредметными компетенциями), который ранее целенаправленно не осуществлялся, берет свое начало во время педагогического образования и продолжается в профессиональной деятельности педагога, имеет уровни сформиро-ванности, свидетельствующие об определенной степени владения компетенциями.

Далее мы опишем исследование процесса формирования метапредметных компетенций у будущих педагогов дополнительного образова-

ния детей, которое проводилось на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в период с 2014 по 2019 г.

Методы и организация исследования

С целью формирования метапредметных компетенций у будущих педагогов ДОД нами была разработана модель, в основе которой организационно-педагогические условия, реализация которых позволила достичь результативности рассматриваемого процесса:

— обеспечение внутридисциплинарной интеграции, в основе которой лежит дифференциация учебного материала, усиление взаимосвязи между его теоретическим и практическим содержанием, учет преемственности знаний, умений и навыков, выделение профессионального контекста (сфера дополнительного образования) в содержании дисциплины;

— обеспечение междисциплинарной интеграции, основанной на согласовании дисциплин/модулей по всем компонентам процесса обучения (цели, содержание, методы, результаты обучения);

— обеспечение трансдисциплинарной интеграции, основанной на использовании различных видов деятельности образовательного процесса (внеурочная деятельность, производственные практики, научно-исследовательская работа, проектная деятельность и др.).

Поскольку метапредметные компетенции не формируются в рамках какой-то одной дисциплины, важны интеграционные усилия не только учебного процесса, но и всей образовательной среды вуза, где возможна организация деятельности будущих педагогов [Valeyeva, 2017].

Реализации обозначенных условий в вузе предшествовала работа по выявлению уровня сформированности метапредметных компетенций у студентов-первокурсников будущих педагогов ДОД. Для осуществления оценочно-результативной работы по формированию мета-предметных компетенций были определены критерии и показатели измерения компетенций, уровни их сформированности. Для оценки компетенций использовался авторский компетент-ностно-ориентированный тест, состоящий из 66 вопросов, которые блоками относятся к структурным компонентам метапредметных компетенций: информационной, исследовательской, коммуникативной, организационно-

управленческой, компетенции саморазвития и самоорганизации. Результаты тестирования были переведены в баллы, определяющие уровень сформированности той или иной компетенции: начальный, продвинутый, высокий.

Анализ результатов исходного состояния позволил сделать вывод о начальном уровне сфор-мированности метапредметных компетенций. Следует отметить, что из всех компетенций ме-тапредметного кластера, информационная компетенция сформирована у студентов лучше остальных (продвинутый уровень - 64 %), хуже всех - исследовательская (начальный уровень -80 %), коммуникативная, организационно-управленческая компетенции и компетенция самоорганизации и саморазвития сформированы на начальном уровне.

Далее была организована опытная работа по реализации организационно-педагогических условий с 1 курса обучения будущих педагогов до 4 (для однопрофильного бакалавриата) и, соответственно, 5 курсов (для двухпрофильных бакалавров).

При реализации первого условия - обеспечение внутридисциплинарной интеграции содержания - было осуществлено структурирование учебного материала по принципу дифференциации таким образом, чтобы дидактические единицы курсов отражали интегрированные знания смежных дисциплин в законченных самостоятельных комплексах, системе, содержащей наиболее важные идеи, понятия, стержневые линии дисциплин, входящих в состав модуля [Насырова, 2011]. В результате была обеспечена преемственность знаний и умений с предшествующими и последующими дисциплинами. Усилена взаимосвязь между теоретическим и практическим содержанием материала за счет выделения профессионального контекста в дисциплинах (трудовые функции, действия, необходимые знания, умения из профстандарта педагога отражены в компонентах рабочих программ через планируемые результаты, дидактические единицы, средства формирования и оценивания). Используемые преподавателями методы и технологии были пересмотрены с позиции метапред-метности - возможности достигать, помимо предметной цели (связанной с темой или разделом дисциплины), цели метапредметной - в виде сформированности метапредметных компетенций [Современные педагогические ... , 2018]. Кроме того, с 1 курса в учебные планы была включена авторская сквозная надпредметная образовательная программа междисциплинарного курса «Формирование кластера метапредметных компетенций педагога», состоящая из четырех дисциплин, распределенных по годам обучения (общая трудоемкость - 144 час./4 з. е.): «Мета-предметный подход в образовании», «Метапред-метные компетенции педагога сферы дополни-

тельного образования детей», «Формы, методы и условия формирования метапредметных компетенций у педагога ДОД», «Подходы к оценке ме-тапредметных компетенций у педагогов ДОД и обучающихся».

Второе условие - обеспечение междисциплинарной интеграции содержания дисциплин - было направлено на согласование дисциплин/модулей по всем компонентам процесса обучения: цели, содержание, методы, результаты обучения [Жук, 2014]. Работа предполагала нахождение объединяющего начала, которое присутствует в разном содержании образования [Курбонова, 2013]. В результате были определены интегрированные цели для ключевых модулей исследуемых профилей подготовки, выделено интегрированное содержание на основе междисциплинарных связей, использованы интегрированные технологии, способствующие формированию интегративного образовательного результата - метапредметных компетенций. На уровне междисциплинарной интеграции использовались такие образовательные технологии, способствующие формированию метапредметных компетенций, как интегрированные занятия и интегрированные междисциплинарные проекты.

Третье условие - обеспечение трансдисциплинарной интеграции - реализовывалось за счет использования различных видов деятельности учебно-воспитательного процесса: внеурочной деятельности, производственных практик и научно-исследовательской работы студентов. Данный уровень интеграции позволил использовать потенциал всех компонентов образовательной среды вуза, выйти за пределы изучения дисциплин, привлечь широкие возможности внеаудиторной работы студентов [Солодова, 2014]. Формирование метапредметных компетенций в процессе воспитательной деятельности осуществлялось посредством участия студентов в социальных проектах, волонтерской деятельности, конкурсах, фестивалях. На данном этапе исследования использовался монографический метод изучения студентов, в результате которого были составлены монографические характеристики, отражающие ряд выводов: большинство форм воспитательной деятельности комплексно влияют на формирование метапредметных компетенций; особые улучшения зафиксированы в коммуникативной, организационно-

управленческой компетенциях и компетенции самоорганизации и саморазвития; выявлено влияние успехов студента во внеучебной работе на учебную деятельность (повысилась успеваемость, улучшились результаты аттестационных

недель). Формирование метапредметных компетенций в процессе производственных практик осуществлялось посредством включения в программы практик практических заданий мета-предметного уровня. Формирование метапред-метных компетенций в процессе научно-исследовательской деятельности студентов было реализовано посредством их включения в научные исследования кафедры, отдельного преподавателя, участие в научно-исследовательских лабораториях и в работе студенческих кружков, подготовку курсовых проектов, выпускных квалификационных работ; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в студенческих научных конференциях.

Результаты исследования

Заключительная диагностика уровня сформи-рованности метапредметных компетенций студентов проводилась на последнем году обучения бакалавров. Анализируя результаты, можно увидеть положительную динамику развития во всех компетенциях метапредметного кластера [Лш> mova, 2017].

Информационная компетенция до опыта была сформирована на продвинутом уровне, после -на высоком. Исследовательская компетенция хуже всех была сформирована при начальной диагностике, после опыта ее показатели выросли до продвинутого уровня [Золотарева, 2017]. Наибольший прирост произошел в формировании коммуникативной компетенции: большинство студентов достигли высокого уровня, никто не показал результатов, соответствующих начальной сформированности. Организационно-управленческая компетенция и компетенции самоорганизации и саморазвития сформированы на высоком уровне.

Полученные значения Тэмп всех компетенций метапредметного кластера не превышают Ткр (для п = 50) и попадают в «зону значимости» для Р < 0,01 (Тэмп < Ткр (0,01): информационная (Т = = 91), исследовательская (Т = = 98,5), коммуникативная (Т = = 25), организационно-управленческая (Т = = 118), самоорганизации и саморазвития (Т = = 102). Таким образом, интенсивность положительных сдвигов после проведения опытной работы превосходит интенсивность отрицательных сдвигов, что говорит о действенности реализуемых нами в процессе исследования организационно-педагогических условий.

Для более глубокого изучения процесса формирования метапредметных компетенций нами использовались монографический метод иссле-

дования отдельных респондентов (5 человек), выбранных на 1-м курсе обучения и работавших с нами до выпуска; компетентностно-ориентированное тестирование будущих педагогов из другого вуза, где нами не осуществлялась опытная работа; исследование и анализ отсроченных результатов формирования метапредмет-ных компетенций у выпускников, работающих педагогами ДОД.

После обработки результатов исследования были сделаны следующие выводы:

— На формирование метапредметных компетенций влияет не какой-то один фактор, не отдельная дисциплина в учебном плане, а совокупность факторов и условий. Реализовыванная нами внутридисциплинарная, междисциплинарная и трансдисциплинарная интеграция позволила обеспечить вариативность для обучающихся. Каждый студент находил для себя те виды деятельности, которые комплексно влияли на повышение уровня метапредметных компетенций. Внутридисциплинарная интеграция помогла улучшить успеваемость респондентов, повысилось качество студенческих работ. Междисциплинарная интеграция способствовала определению индивидуальных траекторий развития в профессии педагога ДОД: обучающиеся участвовали в интегрированных занятиях, привлекались к интегрированным проектам, которые продолжали изучать от курса к курсу (некоторые выбирали темы для курсовых и ВКР именно благодаря включению в данный вид деятельности). Трансдисциплинарная интеграция позволила предоставить каждому выбора, создать пространство, в котором каждый мог найти себя.

— Существует взаимосвязь успеваемости обучающихся с уровнем сформированности мета-предметных компетенций. Данный вывод был подтвержден в результате монографического исследования отдельных респондентов на протяжении всего их периода обучения.

— Формирование одной метапредметной компетенции из кластера влияет на развитие другой. Было выявлено комплексное взаимовлияние всех компетенций кластера друг на друга.

Заключение

Профессионализм и компетентность современного педагога дополнительного образования детей сегодня не дает гарантии качественного и полноценного удовлетворения интересов и потребностей подрастающего поколения. Требования к дополнительным образовательным услугам со стороны основных социальных заказчиков в лице детей и родителей настолько разнообразны,

индивидуальны, полисферны, междисциплинарны, изменчивы, что соответствовать им и гибко реагировать на заказ сможет только тот педагог, у которого сформированы метапредметные компетенции. Кроме того, достигать метапредметных результатов в процессе обучения, которые обозначены в федеральных образовательных стандартах основного общего образования, - одна из целевых установок педагогов ДОД. Необходимо начинать формирование метапредметных компетенций в период получения образования по профессии «педагог ДОД». Модель изучаемого процесса была апробирована и доказала свою результативность, благодаря тому, что в образовательном пространстве вуза были реализованы организационно-педагогические условия, позволившие использовать потенциал учебной, внеучебной, воспитательной, практической, научно-исследовательской деятельности для формирования метапредметных компетенций.

Наше исследование показало, что основные положения метапредметного подхода в образовании, больше рассматриваемого в рамках общего образования, перспективны и для уровня высшей школы, занимающейся подготовкой педагогов, которым в реальной педагогической практике предстоит озадачиться формированием мета-предметных компетенций у воспитанников.

Библиографический список

1. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996. № 31. С. 2-8.

2. Голованов В. П. Дополнительное образование детей как сфера личностного развития : сборник статей / науч. ред. и сост. В. П. Голованов. Москва : Новое образование, 2016. 119 с.

3. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др. ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.

4. Жук О. Л. Междисциплинарная интеграция в вузе ка условие повышения качества профессиональной подготовки специалистов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч. -практ. конф., 17-18 апреля 2014 г. Москва : РУДН, 2014. С. 76-81.

5. Золотарева А. В. Результаты исследования уровня сформированности кластера метапредметных компетенций у педагогических работников сферы дополнительного образования детей / А. В. Золотарева, Н. А. Мухамедьярова // Образование личности. 2017. № 4. С. 59-70.

6. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз -послевузовское образование) : материалы XVI Всерос. науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций» / ред. И. А. Зимняя ; науч. ред. И. А. Зимняя. Москва : ИЦПКПС, 2006. 130 с.

7. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 443 с.

8. Курбонова Г. Н. Интеграция и взаимодействие учебных дисциплин в структуре компетентностной модели профессиональной подготовки педагога-музыканта // Педагогика искусства. 2013. № 3. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine

9. Непрерывное педагогическое образование: результаты работы кафедр института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского : коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, Т. Н. Гущиной, А. М. Ходырева. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2018. 276 с.

10. Метапредметные компетенции педагога : монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. 320 с.

11. Метапредметный подход в дистанционном обучении / И. А. Донина, К. Р. Хачатурова, Р. М. Шерайзина, М. С. Задворная, О. В. Алексеева // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и подростков в России и за рубежом : коллективная монография / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, И. П. Борисова, С. Г. Чигрина и др. ; отв. редактор А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2020. С. 24-33.

12. Мухамедьярова Н. А. Особенности реализации метапредметного принципа при подготовке педагогических кадров в вузе // Инновации в образовании. 2013. № 1. С. 72-79.

13. Мухамедьярова Н. А. Формирование мета-предметных компетенций у будущих педагогов сферы дополнительного образования детей // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Ч. 3. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. C. 264-271.

14. Насырова Э. Ф. Интеграция содержания дисциплин при подготовке будущих учителей технологии // Омский научный вестник. 2011. № 3. С. 182-184.

15. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н).

16. Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов // Сборник материалов областных педагогических чтений (Белгород, 19 мая 2016 г.) / под общ. ред. Е. В. Посохиной,

Н. В. Немыкиной, Е. В. Прокопенко. Белгород : БелИ-РО, 2018. 458 с.

17. Солодова Е. А. Трансдисциплинарность - современная педагогическая технология интеграции знаний / Е. А. Солодова, П. П. Ефимов // Интеграция образования. 2014. № 2 (75). С. 20-24.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121).

19. Ansimova N. P., Zolotareva A. V, Mukha-med'yarova N. A., Pikina A. L., Tikhomirova N. G. Study of the meta-subject competencies cluster of teachers working with gifted children // JOURNAL OF FUNDAMENTAL AND APPLIED SCIENCES. J Fundam Appl Sci. 2017, 9 (2S). 1562-1581 р. ISSN: 1112-9867.

20. Valeyeva N. S., Valeyeva E. R., Kupriyanov R. Metacognition and metacognitive skills: intellectual skills development technology // Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education. 2017. P. 63-84.

Reference list

1. Brudnov A. K. Ot vneshkol'noj raboty k dopolnitel'nomu obrazovaniju = From extracurricular work to additional education // Vneshkol'nik. 1996. № 31. S. 2-8.

2. Golovanov V P. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak sfera lichnostnogo razvitija = Additional education of children as a sphere of personal development : sbornik statej / nauch. red. i sost. V. P. Golovanov. Moskva : No-voe obrazovanie, 2016. 119 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe = Additional education of children in Russia: unified and diverse / S. G. Kosareckij, M. E. Goshin, A. A. Belikov i dr. ; pod red. S. G. Kosareckogo, I. D. Frumina ; nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki», In-t obrazovanija. Moskva : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2019. 277 s.

4. Zhuk O. L. Mezhdisciplinarnaja integracija v vuze ka uslovie povyshenija kachestva professional'noj podgo-tovki specialistov = Interdisciplinary integration in the university as condition for improving the quality of professional training of specialists // Vysshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 17-18 aprelja 2014 g. Moskva : RUDN, 2014. S. 76-81.

5. Zolotareva A. V. Rezul'taty issledovanija urovnja sformirovannosti klastera metapredmetnyh kompetencij u pedagogicheskih rabotnikov sfery dopolnitel'nogo obra-zovanija detej = The results of the study of the level of formation of a cluster of metasubject competencies among pedagogical workers in the field of additional education of children / A. V Zolotareva, N. A. Muhamed'jarova // Obrazovanie lichnosti. 2017. № 4. C. 59-70.

6. Kompetentnost' i problemy ee formirovanija v sisteme nepreryvnogo obrazovanija (shkola - vuz -

poslevuzovskoe obrazovanie) = Competence and problems of its formation in the system of continuing education (school - university - postgraduate education) : mate-rialy XVI Vseros. nauch.-metod. konf. «Aktual'nye prob-lemy kachestva obrazovanija i puti ih reshenija v kontek-ste evropejskih i mirovyh tendencij» / red. I. A. Zimnjaja ; nauch. red. I. A. Zimnjaja. Moskva : ICPKPS, 2006. 130 s.

7. Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Concept and models of training, retraining and further training of personnel for additional education of children : monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. 443 s.

8. Kurbonova, G. N. Integracija i vzaimodejstvie uchebnyh disciplin v strukture kompetentnostnoj modeli professional'noj podgotovki pedagoga-muzykanta = Integration and interaction of educational disciplines in the structure of the competent model of professional training of a teacher-musician // Pedagogika iskusstva. 2013. № 3. URL : http ://www.art-education. ru/AE-magazine

9. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: rezu-l'taty raboty kafedr instituta pedagogiki i psihologii Jaro-slavskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. K. D. Ushinskogo = Continuing pedagogical education: results of the departments of the Institute of Pedagogy and Psychology in Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. L. V Bajborodovoj, T. N. Gushhinoj, A. M. Hodyreva. Jaroslavl' : JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2018. 276 s.

10. Metapredmetnye kompetencii pedagoga = Metasubject competencies of the teacher : monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo GAU DPO JaO IRO, 2018. 320 s.

11. Metapredmetnyj podhod v distancionnom obuchenii = Metasubject approach in distance learning / I. A. Donina, K. R. Hachaturova, R. M. Sherajzina, M. S. Zadvornaja, O. V Alekseeva // Aktual'nye voprosy obuchenija i vospitanija detej i podrostkov v Rossii i za rubezhom : kollektivnaja monografija / N. V Tarasova, I. P. Pastuhova, I. P. Borisova, S. G. Chigrina i dr. ; otv. redaktor A. Ju. Nagornova. Ul'janovsk : Zebra, 2020. S. 24-33.

12. Muhamed'jarova N. A. Osobennosti realizacii metapredmetnogo principa pri podgotovke pedagog-icheskih kadrov v vuze = Features of the implementation of the metasubject principle in the training of pedagogical personnel at the university // Innovacii v obrazovanii. 2013. № 1. S. 72-79.

13. Muhamed'jarova N. A. Formirovanie metapred-metnyh kompetencij u budushhih pedagogov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Formation of

metasubject competencies in future teachers in the field of additional education of children // Pedagogika i psihologi-ja sovremennogo obrazovanija: teorija i praktika : materi-aly nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo». Ch. 3. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. C. 264-271.

14. Nasyrova Je. F. Integracija soderzhanija disciplin pri podgotovke budushhih uchitelej tehnologii = Integration of discipline content in the training of future technology teachers // Omskij nauchnyj vestnik. 2011. № 3. S. 182-184.

15. Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh» (utv. pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 5 maja 2018 g. № 298n) = Professional standard «Teacher of additional education of children and adults» (confirmed by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on May 5, 2018 № 298n).

16. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii i dosti-zhenie metapredmetnyh rezul'tatov = Modern pedagogical technologies and achievement of metasubject results // Sbornik materialov oblastnyh pedagogicheskih chtenij (Belgorod, 19 maja 2016 g.) / pod obshh. red. E. V Posohinoj, N. V Nemykinoj, E. V Prokopenko. Belgorod : BelIRO, 2018. 458 s.

17. Solodova, E. A. Transdisciplinarnost' - sov-remennaja pedagogicheskaja tehnologija integracii znanij = Transdisciplinary - modern pedagogical technology of knowledge integration / E. A. Solodova, P. P. Efimov // Integracija obrazovanija. 2014. № 2 (75). S. 20-24.

18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po naprav-leniju podgotovki 44.03.01. «Pedagogicheskoe obra-zovanie» (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 22 fevralja 2018 g. № 121) = The federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of 44.03.01 training. «Pedagogical education» (confirmed by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 22, 2018 № 121).

19. Ansimova N. P., Zolotareva A. V, Mukha-med'yarova N. A., Pikina A. L., Tikhomirova N. G. Study of the meta-subject competencies cluster of teachers working with gifted children // JOURNAL OF FUNDAMENTAL AND APPLIED SCIENCES. J Fun-dam Appl Sci. 2017, 9 (2S). 1562-1581 r. ISSN: 1112-9867.

20. Valeyeva N. S., Valeyeva E. R., Kupriyanov R. Metacognition and metacognitive skills: intellectual skills development technology // Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education. 2017. P. 63-84.

Статья поступила в редакцию 26.08.2021; одобрена после рецензирования 02.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.

The article was submitted on 26.08.2021; approved after reviewing 02.09.2021; accepted for publication on 25.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.