VAGANOVA Olga Igorevna and others Karelian Scientific Journal. 2021. Т. 10. № 3(36) FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE..._ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772
УДК 378 4:QQ4 Fl rî^fSs 02021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.Q
J /о.ч-.иич- |(сс) I Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOr 10 26140/knz4-2021-1003-0002 iMiw(https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 552980 SPIN: 9176-6390 ResearcherID: J-3277-2017 ORCID: 0000-0002-9928-9451 ScopusID: 57191840566
БУЛАЕВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail:[email protected]) AuthorID: 1077588 SPIN: 6549-9515 ORCID: 0000-0001-5367-4293
ЖИДКОВ Алексей Андреевич, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0003-1616-925Х
КАРПОВА Мария Александровна, преподаватель Российский университет кооперации, Поволжский кооперативный институт (филиал) (4I3I00, Россия, Энгельс, ул. Красноармейская, 24, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматривается разработка формирования информационной компетентности педагога профессионального обучения. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и аспектов формирования информационной компетентности педагога. Определено понятие «информационная компетентность педагога профессионального обучения», его структура и состав. Раскрыты уровни формирования компонентов информационной компетентности и уровни сформированности информационной компетентности педагога профессионального обучения в целом. Было выявлено, что при формировании общих, культурных, личностных и профессиональных компетенций у педагогов особое положение занимает информационная компетенция. За информационную компетентность говорит умение специалиста работать с информацией, информационными и цифровыми технологиями, информационными ресурсами, интерактивным и мультимедийным оборудованием и применять инновационные формы и методы организации образовательного процесса. Информационная компетентность педагога профессионального обучения представляет собой умение специалистом работать с различными видами информации, информационными технологиями и ресурсами, а также оптимально подбирать их применение на учебных занятиях для наиболее эффективного прохождения образовательного процесса и повышения результатов обучения студентов. Выявлены компоненты информационной компетентности педагога: деятельностный, мотивационный, когнитивный. Были выделены и определены уровни сформированности информационной компетентности педагога профессионального обучения: недостаточный уровень, минимальный уровень, достаточный уровень, максимальный уровень.
Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, информационные средства обучения, компетентность, педагог профессионального обучения, среднее профессиональное образование, компетенции, педагогическая деятельность.
FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER OF
PROFESSIONAL TRAINING
О The Author(s) 2021
VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems"
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) BULAEvA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: e-mail:[email protected]) ZHIDKOV Aleksey Andreevich, undergraduate Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) KARPOVA Maria Alexandrovna, teacher Russian University of Cooperation, Volga Cooperative Institute (branch) (4I3I00, Russia, Engels, Krasnoarmeyskaya st., 24, e-mail: [email protected]) Abstract. This article discusses the development of the formation of information competence of a teacher of professional training. The purpose of the article is to reveal the possibilities and aspects of the formation of the information competence of the teacher. The authors of the article analyzed the research devoted to the formation of information competence. The concept of "information competence of a teacher of professional training", its structure and composition is defined. The levels 10 OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA
Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772
ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ...
of formation of the components of information competence and the levels of formation of the information competence of the teacher of professional training in general are disclosed. It was revealed that information competence occupies a special position in the formation of general, cultural, personal and professional competencies of teachers. The information competence is defined by the ability of a specialist to work with information, information and digital technologies, information resources, interactive and multimedia equipment and to apply innovative forms and methods of organizing the educational process. Information competence of a teacher of professional training is the ability of a specialist to work with various types of information, information technologies and resources, as well as to optimally select their use in training sessions for the most effective passage of the educational process and improving the learning outcomes of students. The components of the teacher's information competence are identified: activity-based, motivational, and cognitive. There were 4 levels of formation of the information competence of the teacher of professional training: insufficient level, minimum level, sufficient level, maximum level.
Keywords: information technologies, educational process, information means of training, competence, teacher of vocational training, secondary vocational education, competencies, pedagogical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Сегодня человечество находится на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. Отличительным признаком постиндустриального общества является особое место информации и информационных технологий в процессе жизнедеятельности общества. Использование информационных ресурсов и модернизация всех сфер и процессов в обществе [1]. При таком интенсивном развитии общественных отношений и динамике роста информационных процессов во всех сферах необходимо обеспечить качественную подготовку современных специалистов, которые будут обладать всеми необходимыми компетенциями для качественного и оптимального использования и проведения всех возможных операций над информацией и применения информационных ресурсов в процессе своей профессиональной деятельности [2]. На данный момент в России происходит комплексный пересмотр результатов образовательной деятельности, знаний и умений, которыми должен обладать специалист [3]. Ведутся активные обсуждения об изменении подхода к образованию, определение объема минимальных требований к выпускникам образовательных учреждений и пути их достижения. Вводятся вместе с новыми компетенциями также требования к личностным качествам обучающихся, которыми они должны обладать, что обеспечит наиболее целостную профессиональную подготовку будущих специалистов [4]. Данные требования предъявляются также и к педагогам профессионального обучения, так как именно от их профессионализма и квалифицированности зависит качество подготовки и работоспособности будущих специалистов среднего звена и рабочих профессий [5]. Поэтому при формировании общих, культурных, личностных и профессиональных компетенций у педагогов особое положение занимает информационная компетенция. За информационную компетентность говорит умение специалиста работать с информацией, информационными и цифровыми технологиями, информационными ресурсами, интерактивным и мультимедийным оборудованием и применять инновационные формы и методы организации образовательного процесса [6]. Также эксперты в изучении аспектов формирования информационной компетенции у педагогов относят к ней компьютерную грамотность, умение обрабатывать, находить, передавать и демонстрировать информацию для наиболее наглядного и эффективного ее усвоения обучающимися.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В среде научно-исследовательских работ в последнее время становится все актуальнее вопрос о формировании информационной компетентности педагога профессионального обучения, который изучают Петрова П.К., Емельянова В.Е., Лавина Т.А. Аспекты психологической составляющей в формировании информационной
компетенции у педагогов профессионального обучения отражены в трудах Шмелевой С.В., Бочаровой Л.В., Шевченко Е.М., Достоваловой Е.В., Овчарова А.В., Качалова Н.А. и др. На данный момент нам известны также исследования посвященные технологиям формирования информационной компетенции у бакалавров, специалистов и магистрантов различных педагогических направлений подготовки, которые отражены в работах таких авторов, как: Силасте Г.Г., Богдановой А.В., Розина И.Н., Лукичева Г. А. и других [7].
Существуют также и исследования, посвященные комплексной информатизации общества и различных производственных и социальных процессов, которые изучают Полат Е.С., Андреева В.И., Колина К.К., Атаяна А.М., Каракозова С.Д., Ершова А.П., Уварова А.Ю., Роберт И.В., Тихонова А.Н., Гершунского Б.С. и другие. Немалую роль играют исследования концепции информатизации образования и образовательных процессов, в которых заключается сущность социальной и культурной составляющей информатизации, а также научные труды, в которых отражены признаки и условия формирования информационного общества, данные исследования проводили как отечественные (Урсул А.Д., Абдеев Р.Ф., Моисеева Н.Н., Абрамов Ю.Ф., Копылова В.А., Воронина Т.П.), так и иностранные исследователи (Тоффлер О., Белл Д., Кан Г., Дайзард У и др.) [8].
Проанализировав научные труды, можно сделать вывод, что информационная компетентность педагога профессионального обучения представляет собой умение специалистом работать с различными видами информации, информационными технологиями и ресурсами, а также оптимально подбирать их применение на учебных занятиях для наиболее эффективного прохождения образовательного процесса и повышения результатов обучения студентов.
Обосновывается актуальность исследования.
В нашей современной ситуации динамичного развития цифровых, компьютерных, коммуникационных и мультимедийных технологий, постоянного изменения социальных и производственных процессов как никогда остро востребованы специалисты способные быстро оптимизироваться в меняющихся условиях и различных рабочих ситуациях. Также имеющие навыки по работе с информационными и компьютерными технологиями и способные самообучаться новым компетенциям и незамедлительно применять их в своей профессиональной деятельности. Что повышает требования к образовательным организациям, которые должны подготовить и наделить студентов всеми необходимыми в современном мире компетенциями для успешной и качественной будущей трудовой деятельности. Таким образом, педагогическое образование, которое является неотъемлемой и важной составляющей российского образования, призвано разрешить проблему кадрового обеспечения организаций и предприятий на территории России. Педагоги и преподаватели в данной системе необходимы для повышения уровня и качества образовательных процессов и образования в целом, которое строится на международ-
VAGANOVA Olga Igorevna and others
FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE...
Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772
ном педагогическом опыте и на основе модернизации и в то же время сохранения отечественных образовательных начал и традиций [9]. Успех в подготовке специалистов в различных отраслях и направлений подготовки по большей части зависит от педагогических кадров, которые реализуют намеченную политику государства в сфере образования. Так как использование инновационных образовательных технологий, методов и средств обучения, построение индивидуальной образовательной среды, формирование компетенций и личностных качеств будущих специалистов требует высокой профессиональной готовности педагогического кадра к эффективному выполнению своих профессиональных задач.
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении процесса формирования информационной компетентности педагога профессионального обучения.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие информационной компетентности педагога;
- рассмотреть компоненты информационной компетентности педагога профессионального обучения;
- определить уровни сформированности информационной компетентности педагога профессионального обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Проведя анализ федерального образовательного стандарта и профессионального стандарта по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», учебно-образовательных программ, рабочих планов можно резюмировать, что одним из условий формирования информационной компетентности педагога профессионального обучения является включение в содержание учебных предметов, курсов, дисциплин, организацию учебно-образовательного процесса элементы инновационных, интерактивных и компьютерных технологий обучения. С целью установления межпредметных связей и получения практических навыков работы с информацией и информационными ресурсами. Так обучающиеся в процессе обучения профессиональным дисциплинам изучают также теорию применения информационных технологий, их разновидности, способы применения на учебных занятиях, выбору оптимальных сочетаний мультимедийных, компьютерных и демонстрационных информационных технологий в соответствии с поставленной целью учебного занятия. Это может быть прохождение новой темы, закрепление материала или проверка ранее полученных знаний. Так вместе с профессиональными знаниями и компетенциями студенты формируют информационную компетентность, что позволяет им изучать новые образовательные технологии и учебные дисциплины.
Для полного понимания сущности информационной компетентности педагога профессионального обучения необходимо изучить его состав. Изучив труды исследователей и выявив схожие и различные моменты, выделяемые ими при определении состава информационной компетентности мы выделили следующие компоненты информационной компетентности педагога:
- деятельностный, включающий имеющийся опыт при работе с информацией и ее применения для решения поставленных учебных задач в процессе образования;
- мотивационный, включающий ценностное отношение к информации и осознании ее роль в образовании и образовательном процессе, а также при осуществлении самообразования и получения самостоятельно дополнительных компетенций;
- когнитивный, совокупность всех имеющихся знаний и теоретических аспектах использования и представления информации в образовательном процессе и умения оптимального использования информационных
технологий на учебных занятиях для наиболее эффективного их прохождения.
Формирование данных компонентов у педагога профессионального обучения происходит последовательно. Соответственно формируемым компонентам информационной компетентности педагога можно выделить 3 этапа ее формирования: мотивационный, когнитивный и деятельностный.
При формировании компетенции у педагога профессионального обучения, важно также выявить и отметить уровень ее сформированности. Таким образом, было выделено 4 уровня сформированности информационной компетентности педагога профессионального обучения:
- недостаточный уровень сформированности;
- минимальный уровень;
- достаточный уровень;
- максимальный уровень.
Недостаточный уровень, у педагога отсутствует сформированность какого-либо компонента информационной компетентности, отсутствует ценностное отношение к информации, наблюдается скепсис к информационным технологиям в образовании и их применения в образовательном процессе, отсутствует мотивация к осуществлению самообразования и повышению своих педагогических компетенций, нет необходимых навыков по работе с информацией и информационными образовательными технологиями.
Низкий уровень, отличается тем, что у педагога сформированы некоторые компоненты информационной компетентности, присутствуют теоретические знания работы с информацией и ее применения в образовательном процессе. Применение этих знаний достаточно для ограниченного использования информационных технологий в образовательном процессе.
Средний уровень, заключается в достаточном уровне сформированности всех трех компонентов информационной компетентности педагога профессионального обучения, и эффективном применении полученных знаний оптимальном использовании их на учебно-образовательных занятиях.
Высокий уровень характерен тем, что у педагога профессионального обучения наблюдается полная сформированность всех компонентов информационной компетентности, грамотное применение полученных знаний в образовательной деятельности и организации образовательного процесса, а также использование информационных технологий в самообразовании и самостоятельном активном формировании дополнительных компетенций и педагогических навыков.
При определении уровня сформированности компонентов информационной компетентности педагога профессионального обучения используется 3 уровня, таких как: минимальный, достаточный и максимальный уровень сформированности.
На минимальном уровне у педагога присутствует интерес к применению информационных технологий в учебно-образовательном процессе, знания и умения по наиболее простым операциям работы с информацией и информационными технологиями, но отсутствует представление по оптимизации их применения в педагогической деятельности и навыки по сочетанию различных информационных технологий в образовательном процессе.
На достаточном уровне у педагога профессионального обучения наблюдается положительное отношение и интерес к применению информационных технологий в педагогической деятельности, наличие навыков по организации самостоятельного обучения и освоения различных информационных технологий и программ, применение полученных знаний по использованию информационных технологий, ресурсов и возможностей информационных средств обучения в образовательном процессе.
На максимально уровне сформированности педагог
12
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-Q1Q4; ISSN online: 2712-9772
самостоятельно улучшает уровень изучения и овладения каждым компонентом информационной компетентности [10].
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Идея использования информационных технологий в образовании и формирования навыков работы с информацией у студентов пришла от технологического прогресса и интегративно-информационного процесса, который только набирает обороты. Это решение стало очевидным тогда, когда информационные технологии завоевали почти все сферы жизнедеятельности современного общества. Многие производственные операции или другая отраслевая профессиональная деятельность проводятся либо при использовании информационных технологий человеком, либо они полностью заменили его деятельность и выполняют свою роль самостоятельно. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному обусловило наделение новыми определениями понятия «информация», так как все инновационные процессы, исследования и прогрессивные разработки так или иначе связаны именно с информацией. А процесс интеграции информационных систем и технологий в социальную, профессиональную, производственную и иную деятельность стал называться информатизацией.
Улучшение процесса формирования информационной компетентности у педагога профессионального обучения может быть достигнуто при достижении таких условий, как:
- применение в процессе образования всех возможных информационных технических средств обучения;
- предоставление возможности ознакомиться и работать с новейшими техническими средствами;
- формирование у студентов знаний о спектре возможностей применения информационных технологий обучения;
- предоставить возможность постоянного доступа к техническим средствам обучения для самостоятельного изучения аспектов их применения в образовательной деятельности и самостоятельного формирования педагогических и информационных компетенций;
- рассмотрение информационной компетентности как совокупности составляющих ее компонентов, то есть мотивационного, когнитивного и деятельностного;
- реализовать курсы дополнительного образования для студентов по формированию информационной компетентности и обучению применения образовательных технологий в профессиональной педагогической деятельности.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, на сегодняшний день формирование информационной компетентности педагога профессионального обучения непрерывно связано с использование информационных технологий при подготовке будущих педагогов и реализации дополнительных курсов по повышению навыков работы с информацией и информационными ресурсами, которые должны проходить как студенты так и преподаватели вузов, которые реализуют образовательную программу по подготовке будущих специалистов в сфере среднего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ivanova, N., & Korostelev, A. (20I9). The impact of competitive approach on students' motivation in sport. Amazonia Investiga, 8(I8), 483490. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/ article/view/362
2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 20I9. Т. 7, №3. С 3.
3. Pinkovetskaia, I., Arbeláez Campillo, D., Rojas Bahamón, M., Gromova, T., & Nikitina, I. (20I9). Female entrepreneurship development in the Russian Federation. Amazonia Investiga, 8(I8), III-II8. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/287
ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ...
4. Sergeeva, M., Bondarenko, N., Shebzuhova, T., Solovyov, B., Parinov, D., Shvedov, L., & Ovchinnikov, A. (2019). Verification of management-support ofprofessional and educational trajectory of students in the socio-cultural educational environment of the university. Amazonia Investiga, 8(18), 5-14. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index. php/amazonia/article/view/251
5. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.
6. Vaganova, O., Rudenko, I., Markova, S., Smirnova, Z., & Kutepov, M. (2019). The use of educational video materials in educational process of a higher educational institution. Amazonia Investiga, 8(22), 216-222. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/ view/308
7. Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Сумина Т. Г. Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания? // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 13-22. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id= 28158848 (дата обращения: 19.10.2017).
8. Гаджимагомедова Д. Б. Формирование информационной компетентности студентов магистратуры в процессе разработки электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 89-90.
9. Кузнецов А. А. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. 2014. № 7. С. 88-96.
10. Лапчик М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 20.10.2017).
Статья поступила в редакцию 02.04.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021