Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метакогнитивные навыки / обучение / саморазвитие / самообучение / самоконтроль / метакогнитивный процесс / metacognitive skills / learning / self-development / self-learning / self-control / metacognitive process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Айзанат Халимбековна, Парсиева Лариса Касбулатовна

В статье представлен анализ понятия «метакогнитивные умения», выявлены ключевые элементы метакогнитивного процесса. Показана важность самостоятельной учебной деятельности и пути развития метакогнитивных умений обучающихся в образовательном процессе. Описана актуальность проблемы и условия развития метакогнитивных умений и рефлексии. Выделены и охарактеризованы основные этапы метакогнитивного процесса: планирование учебной цели, выбор стратегии достижения цели, управление выбранной стратегией, коррекция и замещение стратегий, анализ и активизации познавательного цикла. Работа педагога по развитию метакогнитивный умений у обучающихся. Приведены результаты опроса студентов относительно полученной ими информации о метакогнитивных процессах. Обосновано создание на занятиях метакогнитивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the concept of “metacognitive skills” and identifies the key elements of the metacognitive process. The importance of independent learning activities and ways of developing metacognitive skills of students in the educational process are shown. The relevance of the problem and the conditions for the development of metacognitive skills and reflection are described. The main stages of the metacognitive process are identified and characterized: planning an educational goal, choosing a strategy for achieving the goal, managing the chosen strategy, correcting and replacing strategies, analyzing and activating the cognitive cycle. The work of a teacher to develop metacognitive skills in students. The results of a survey of students regarding the information they received about metacognitive processes are presented. The creation of a metacognitive environment in classes isjustified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

4. Гордеева, И.В. Экологическая компетентность студенческой молодежи: причины формирования и выборочный анализ / И.В. Гордеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №. 12-1. - С. 80-85

5. Десненко, С.И. Условия цифровизации образования в аспекте проблемы формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа как будущих педагогов / С.И. Десненеко, Т.Е. Пахомова // Информатика и образование. -2020. -№. 4. - С. 37-45

6. Огородникова, К.С. Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологического сознания у студентов / К.С. Огородникова //Управление образованием: теория и практика. - 2022. - №. 7 (54). - С. 115-124

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 21.11.2023)

8. Федорова, Г.А. Развитие дистанционного взаимодействия студентов и учителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий / Г.А. Федорова //Science for Education Today. - 2019. - Т. 9. - №. 2. -С. 108-125

9. Цифровой кодекс России: сайт. - 2023. - URL: https://rg.ru/2023/04/09/ elektronnoe-pravo.html?ysclid=lp8rncsmct408108307 (дата обращения: 21.11.2023)

10. Яковлева, Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е.В. Яколвлева // Концепт. -2021.-№.4.-С. 46-57

Педагогика

УДК 37.03

ассистент кафедры общей и возрастной психологии Магомедова Айзанат Халимбековна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

доктор филологических наук, заведующий кафедрой педагогического образования Парсиева Лариса Касбулатовна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» ( г. Владикавказ)

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье представлен анализ понятия «метакогнитивные умения», выявлены ключевые элементы метакогнитивного процесса. Показана важность самостоятельной учебной деятельности и пути развития метакогнитивных умений обучающихся в образовательном процессе. Описана актуальность проблемы и условия развития метакогнитивных умений и рефлексии. Выделены и охарактеризованы основные этапы метакогнитивного процесса: планирование учебной цели, выбор стратегии достижения цели, управление выбранной стратегией, коррекция и замещение стратегий, анализ и активизации познавательного цикла. Работа педагога по развитию метакогнитивный умений у обучающихся. Приведены результаты опроса студентов относительно полученной ими информации о метакогнитивных процессах. Обосновано создание на занятиях метакогнитивной среды.

Ключевые слова: метакогнитивные навыки, обучение, саморазвитие, самообучение, самоконтроль, метакогнитивный процесс.

Annotation. The article presents an analysis of the concept of "metacognitive skills" and identifies the key elements of the metacognitive process. The importance of independent learning activities and ways of developing metacognitive skills of students in the educational process are shown. The relevance of the problem and the conditions for the development of metacognitive skills and reflection are described. The main stages of the metacognitive process are identified and characterized: planning an educational goal, choosing a strategy for achieving the goal, managing the chosen strategy, correcting and replacing strategies, analyzing and activating the cognitive cycle. The work of a teacher to develop metacognitive skills in students. The results of a survey of students regarding the information they received about metacognitive processes are presented. The creation of a metacognitive environment in classes isjustified.

Key words: metacognitive skills, learning, self-development, self-learning, self-control, metacognitive process.

Введение. В настоящее время исследователи отмечают усложнение образовательных программ на всех уровнях образования. Освоение сложных программ требуют от обучающихся более высокого уровня развития метакогнитивных умений. Следовательно, необходимо развивать у обучающихся не только умения, связанные с фактическими, но и метакогнитивными знаниями. Perkins D. [10] отмечает, что развитое мышление непосредственно связано с саморегуляцией, развитие способности к поисковым и эвристическим стратегиям. Автор подчеркивает, что метакогнитивные исследования -одно из разрабатываемых направлений в современной педагогике и психологии.

Цель статьи - выявить и охарактеризовать основные этапы метакогнитивного процесса.

Методы исследования: анализ научных источников, синтез понятий и определений, систематизация, опрос студентов.

Задачи научной статьи: 1) рассмотреть структуру метакогнитивного процесса; 2) определить этапы метакогнитивного процесса; 3) определить метакогнитивные умения обучающихся; 4) обосновать создание метакогнитивной среды для развития метакогнитивных умений у обучающихся.

Практическая значимость статьи: выделены метакогнитивные умения обучающихся, обеспечивающие повышение познавательной активности и результативности учебной деятельности в процессе обучения.

Изложение основного материала статьи. Образование в любом обществе является источником устойчивого развития. Поэтому самообразование приобретает важное значение в современной жизни, в связи с постоянной потребностью в саморазвитии. В основе процесса самообразования лежать процессы метапознания. В связи с чем, возникает потребность в развитии у обучающихся метакогнитивных умений и навыков. Метакогнитивный процесс заключается в осознании собственных помыслов и действий, направлен на осознанный процесс контроля и регулирования своих познавательных процессов [4].

Впервые термин «metacognitive» (метакогнитивный) применен в 1976 году Джоном Флейвеллом и связано с умением человека оценивать, сдерживать, регулировать, корректировать свои мысли и мышление. По мнению автора, основными сторонами метакогнитивного процесса являются самопознание и рефлексия. Структуру метакогнитивного процесса в виде схемы представил Е. Батчулуун [1] (рис. 1).

Рисунок 1. Структура метакогнитивного процесса

Исследователи Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. [6, 7, 8] отмечают, что метакогнитивные навыки являются основой успешного обучения, поскольку помогают понять смысл изучаемого. Для обучающегося важно осознавать свои сильные и слабые стороны, поэтому навыки метапознания оказывают влияние на успешность процесса обучения. Поэтому, в педагогическом процессе важным является выявление способов обучения, на основе которых обучающиеся могут развивать свои метакогнитивные умения. Постепенно овладевая такими умениями, учащийся осознает, как именно функционирует его познание. Обучающийся может выявить ошибки своего мышления в восприятии информации и на основе этого поменять подход к обучению: подобрать новые подходы к решению задачи, выбрать новые стратегии учебной деятельности. Все это позволяет обучающимся усилить самоконтроль своей учебной деятельности, быть более гибким и определять эффективные стратегии процесса учения.

Основу учебной деятельности, по мнению В.В. Давыдова [2], составляют: умение планировать, рефлексия и анализ собственного процесса учения, что позволяет успешно осваивать материал различных дисциплин.

В.В. Давыдов предполагает, что метакогнитивный процесс может состоять из трёх этапов:

1) метакогнитивное знание о способах и методах обучения (metacognitive knowledge);

2) метакогнитивное понятие - осознание собственных способностей, возможностей, обязанностей, а также задач и направлений развития (metacognitive awareness);

3) метакогнитивный контроль: способность к самоконтролю, саморегуляции (metacognitive control).

Исследователь М.А. Холодная [9] отмечает, что метапознание не ограничивается осознанным контролем со стороны

личности. Автор выделяет в содержании метакогнитивных умений следующие элементы: непроизвольный контроль, произвольный контроль, метакогнитивную осведомленность и познавательную активность.

В целях развития метакогнитивных умений у обучающихся, педагогу необходимо научить своих учеников формулировать ответы на ряд вопросов:

1) какой метод обучения мне наиболее подходит?

2) что мне необходимо освоить на занятии сегодня?

3) каковы мои цели обучения?

4) Мои представления о себе через несколько лет. Что мне нужно для этого сделать?

Метакогнитивный процесс предполагает совокупность умений на пяти основных этапах:

- умения планирования индивидуальной учебной цели;

- умения выбора стратегии овладения учебным материалом;

- умения управления в выбранной учебной стратегии;

- умения координации и замещения стратегий;

- умения анализа и активизации познавательного цикла.

Первый этап - планирование индивидуальной учебной цели предполагает, что обучающийся может самостоятельно выбрать задание с учетом своих индивидуальных особенностей и ограничений. Метакогнитивные умения на данном этапе активизируются путем ответа на вопросы: какая основная трудность данного задания, как я могу его решить, какие «пробелы» в знаниях могут отрицательно повлиять на результат. Рефлексия собственного отношения к учебной деятельности, объяснения причин его достижения/не достижения помогает сконцентрировать усилия обучающихся на устранение многих недостатков и проблем.

Второй этап метакогнитивного процесса - выбор стратегии овладения учебным материалом - позволяет выбрать наиболее оптимальную стратегию в достижении поставленных целей, отвечающую индивидуальности обучающегося. На данном этапе необходимо осознать, что идеальных стратегий не существует, не стратегия сама по себе, а анализ заданных условий составляет метакогнитивную практику.

Третий этап - управление в выбранной учебной стратегии - предполагает самоконтроль своей учебной деятельности, выявление отклонений от поставленной цели.

Четвертый этап - координация и замещение стратегий - является самым сложным в метакогнитивном процессе, поскольку предполагает умение совмещать несколько стратегий или гибко перестроиться от одной стратегии к другой.

Пятый этап - анализ и активизация познавательного цикла - связан с рефлексией всех пройденных этапов. Рефлексия метакогнитивного процесса несколько отличается от обычной рефлексии, поскольку предполагает анализ оптимальности выбора индивидуальной цели и стратегии ее достижения с имеющимися обстоятельствами.

Развитие у обучающихся метакогнитивных умений способствует повышению познавательной активности, эффективности учебной деятельности, качеству усвоения учебного материала.

В целях выявления знаний о метакогнитивных процессах, нами была проведена беседа со студентами первого курса (64 чел.), обучающихся в Ставропольском государственном педагогическом институте по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. В ходе беседы продемонстрирована презентация об этапах метакогнитивного процесса. Далее студентам были заданы вопросы о метапознании. Результаты ответов студентов следующие: информация

была полезной для меня - 65,6% (42 чел.); информация бесполезна для меня - 0%; получил нужную информацию и буду использовать ее - 34,5% (22 чел.). По данным опроса можно заключить, что информация и метакогнитивных процессах интересна и полезна для обучающихся.

Ответы студентов позволили сделать вывод, что необходимо создавать матакогнитивную среду, в рамках которой происходит образовательный процесс. Согласно мнения Дж. Равена [5] образовательная среда влияет на личность обучающего прямо, косвенно и опосредовано. Прямое влияние проявляется через ограничения, которые налагаются на его деятельность. Опосредованное влияние - проявляется через представления и виды умений и навыков, которые есть возможность применять. Косвенное влияние - проявляется через мотивацию, самоанализ, направленность на саморазвитие.

По мнению Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатиной [7, 8] необходимо создавать метакогнитивную среду на занятиях предметного цикла, что позволит развивать навыки регуляции мышления у обучающихся и способности к выработке метакогнитивных стратегий, что позволит осознать себя субъектом учебной деятельности. Исследователи Л.П. Квашко, И.Н. Буркова [3], отмечают, что в ходе опроса обучающихся, можно развивать метакогнитивные умения, согласно трехэтапной структуры опроса, создавая тем самым метакогнитивную среду. Структура опроса представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура опроса, направленная на развитие метакогнитивных умений обучающихся

Первый этап - привлечение обучающихся к метакогнитивному мониторингу, реализуемого в течении всего занятия: вопросы по ходу изложения материала, ответы на сопутствующие вопросы обучающихся (реализуется в ходе всего занятия).

Второй этап - рефлексия учебного материала, самооценка уровня понимания изучаемого материала (реализуется за 5-6 минут до завершения занятия).

Третий этап - объективный контроль, который может включать неотсроченный, логический или подсказывающий опрос, т.е. проведение тестирования уровня усвоения материала (самотестирование, самооценка).

Выводы. Таким образом, можно заключить, что основой саморазвития являются сформированные у обучающихся метакогнитивные умения: умения выделять учебные цели, планировать, вытраивать стратегии достижения цели, рефлексии. Развитие метакогнитивных умений у обучающихся является важным компонентом в обеспечении успешности обучения и саморазвития личности. Создание в образовательном пространстве метакогнитивной среды позволит реализовать различные виды познавательной деятельности, развивать потребность в самообразовании.

Литература:

1. Батчулуун, Е. Понять матакогнитивный процесс / Е. Батчулуун // Актуальные проблемы образования: решения и способы. - Улан-Батор, 2017. -204 с.

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

3. Квашко Л.П. Развитие метакогнитивных навыков студентов на лекционных занятиях по дисциплине «Математика» / Л.П. Квашко, И.Н. Буркова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы X Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 10-11 ноября 2022 года / Отв. редактор Д.А. Погонышев. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. - С. 88-93

4. Магомедова, А.Х. Развитие креативности студентов-менеджеров в условиях профессионального образования / А.Х. Магомедова//Прикладная психология и психоанализ. -2016. -№ 1. - С. 8-12

5. Равен, Д. Компетентность в современном обществе / Джон Равен // Выявление, развитие и реализация. - М.: Изд-во Когито-Центр, 2002. - 253 с.

6. Саенко, Л.А. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. -№4(91).-С.260-265

7. Саенко, Л.А. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 4(38). - С. 68-75

8. Саенко, Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения / Л.А. Саенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018,- № 59-1. - С. 316-318

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Москва: Издательство: Юрайт, 2019.-334 с.

10. Perkins, D. (2008). Smart schools: From training memories to educating minds [Better Thinking and Teaming for Every Child], New York: Simon and Schuster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.