Научная статья на тему 'Возможности и проблемы создания инициативы "один пояс, один путь" в Китае пример для России'

Возможности и проблемы создания инициативы "один пояс, один путь" в Китае пример для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ И КНР / СООБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цию Минфэн, Чэнь Сюэ, Чжан Сюэцзюнь

В статье представлен оригинальный взгляд на анализ настоящей ситуации развития экономики Китая после опубликования инициативы «Один пояс, один путь» в 2015 году. По данным статистики, до начала 2018 года более 100 стран и международных организаций участвовали в различных проектах и программах инициативы «Один пояс, один путь». Авторы анализируют возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Китае, чтобы способствовать процветанию и развитию экономики и торговли между КНР и РФ. В статье рассматриваются некоторые рекомендации для соответствующих ведомств и отраслей Китая и России. В частности, рекомендации касаются того, как придерживаться принципа «совместное обсуждение, совместное создание и совместное использование», усилить механизм межправительственного сотрудничества и обмена; активно проводить культурные обмены, создавать политическую обстановку взаимного доверия и решать разногласия и недоразумения и сосредоточиться на стыковке стратегий и планов развития всех стран для достижения взаимной выгоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и проблемы создания инициативы "один пояс, один путь" в Китае пример для России»

Возможности и проблемы создания инициативы «Один пояс, один путь» в Китае - пример для России

Цию Минфэн

аспирант, Институт финансов и налогов Центрального Университета Финансов и Экономики Китая, qiumingfeng313@126.com

Чэнь Сюэ

к.э.н., младший научный сотрудник, Институт бухгалтерии Яньцзинского технического университета, 235375558@qq.com

Чжан Сюэцзюнь

к.э.н., младший научный сотрудник, Институт промышленной политики Академии развития электронной информационной промышленности Китая, alexrucom@mail.ru

В статье представлен оригинальный взгляд на анализ настоящей ситуации развития экономики Китая после опубликования инициативы «Один пояс, один путь» в 2015 году. По данным статистики, до начала 2018 года более 100 стран и международных организаций участвовали в различных проектах и программах инициативы «Один пояс, один путь». Авторы анализируют возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Китае, чтобы способствовать процветанию и развитию экономики и торговли между КНР и РФ. В статье рассматриваются некоторые рекомендации для соответствующих ведомств и отраслей Китая и России. В частности, рекомендации касаются того, как придерживаться принципа «совместное обсуждение, совместное создание и совместное использование», усилить механизм межправительственного сотрудничества и обмена; активно проводить культурные обмены, создавать политическую обстановку взаимного доверия и решать разногласия и недоразумения и сосредоточиться на стыковке стратегий и планов развития всех стран для достижения взаимной выгоды.

Ключевые слова: Россия, Китай, инициатива «Один пояс, один путь», экономическое сотрудничество РФ И КНР, сообщество человеческой судьбы.

Введение. В 21-ом веке отношения Китая и России играют важную роль в современном мире, в настоящее время двусторонние отношения между Китаем и Россией находятся в лучшем периоде истории [4]. Фактором научной новизны выступает использование комплексного анализа метода SWOT, авторы впервые анализируют реальные проблемы и шансы в Китае для соответствующих российских ведомств или отраслей, предлагают рекомендации и меры для всех стран, особенно для России на пути к использованию возможностей для международного сотрудничества.

В марте 2015 года правительство Китая опубликовало инициативу под названием «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века». «Один пояс, один путь» стал горячей темой для многих стран, многие международные СМИ сообщали об этом. «Один пояс, один путь» включает в себя «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» [9].

Инициатива «Один пояс, один путь» является концепцией развития сотрудничества, а не традиционной моделью развития реальной экономики. Она полностью полагается на существующие двусторонние и многосторонние механизмы в Китае и в других странах с помощью существующих эффективных платформ регионального сотрудничества, используя исторические символы «Шелкового пути» в древнем Китае, придерживается принципа мирного развития, активно развивает экономическое партнерство со странами вдоль одного пояса и одного пути. Кроме того, инициатива предлагает совместно создавать сообщество интересов взаимного доверия, экономической интеграции, охватывающей культуры, сообщество ответственности и сообщество судьбы.

По предварительным оценкам, население стран по линии «Один пояс, один путь» насчитывает около 4,4 млрд. чел., что составляет 63% от мирового населения, экономика составляет около 21 трлн. долларов (около 29% мировой экономики) [10]. Инициатива «Один пояс, один путь» - это первая инициатива в области глобального сотрудничества, предложенная Китаем, и она имеет большое значение для содействия модернизации Китая. Данная инициатива отражает общие потребности стран вдоль одного пояса, одного пути соответствует сравнительным преимуществам вдоль одного пояса, одного пути. Она открывает новые возможности для развития всех стран и является совершенно новой платформой для стран на пути к использованию возможностей для международного сотрудничества.

Инициатива «Один пояс, один путь» предполагает перспективу сотрудничества и развития, воплощая в себе дух «мира, взаимовыгодности и всеобъемлемости» в соответствии с принципом политического общения, взаимопроникающей дороги, беспрепятственной торговли, валютного обращения и взаимосвязанной воли народа. Инициатива «Один пояс, один путь» унаследовала традицию открытия «Шелкового пути» в древнем Китае. Его продвижение также поможет Китаю углубить открытия по всем направлениям, создать новую модель открытия, реализации концепции взаимовыгодного сотрудничества.

SWOT-анализ в процессе создания инициативы «Один пояс, один путь»

Преимущества. Китай осуществляет политику реформ и открытия уже в течение 40 лет, и сложился его хороший международный имидж. Это важная причина, по которой экономика Китая стала ярким пятном в мировом экономическом развитии. Без хорошего международного имиджа и стабильной среды для развития не будет много выдающихся иностранных компаний, инвестирующих в экономику Китая [5].

Китай имеет совершенную производственную систему, которая обеспечивает базу комплексных оборудований и инновационной практики для глобальных потребностей бизнеса. В очень трудных условиях начала 1950-х годов, Китай изучил советскую модель экономики, принял стратегию первоочередного развития тяжелой промышленности, создал относительно полную промышленную систему. Китай стал «фабри-

© 3

Ю

5

г

2 а

8

сч из £

Б

а

2 о

кой мира» к концу 20-го века, и теперь он постепенно превратился в «производственный центр в мире», надеясь превратиться в «центр создания в мире». Все эти достижения являются накоплением развития промышленности за последние несколько десятилетий. Производственная промышленность Китая находится на подъеме и постепенно превращается в полную систему, которая создала условия для сотрудничества между Россией и остальными странами в мире и Китаем.

Китай имеет свои преимущества с точки зрения факторов производства, особенно себестоимости рабочей силы. Китай в качестве самой густонаселенной страны в мире имеет абсолютное преимущество со стороны рабочей силы за прошедшие 30 лет. В последние годы с развитием экономики Китая, социальным прогрессом и ростом затрат на рабочую силу, многие трудоемкие продукты постепенно переместились в такие страны, как Африка и Вьетнам. Однако при промышленной реструктуризации и модернизации в Китае технологический уровень продуктов продолжает расти, а затраты на рабочую силу значительно выросли. По сравнению с развитыми странами и регионами, такими как США, Западная Европа и Япония, они по-прежнему имеют относительные преимущества.

Невыгодное положение. Прошло уже 10 лет после международного финансового кризиса, но нынешний мировой экономический рост все еще медленен, а спрос относительно слаб. Инициатива «Один пояс, один путь» предоставила хорошую возможность для некоторых отраслей промышленности в Китае переварить избыточные мощности в краткосрочной перспективе. Это важно, потому что давление трансформации и модернизации для китайских предприятий снижается и энергия недостаточная, что не способствует дальнейшему развитию промышленности Китая и трансформации и модернизации. С реалистической точки зрения, все больше инфраструктурных предприятий осуществляет инвестиции в других странах посредством инициативы «Один пояс, один путь». Для аналогичных отраслей инвестирование осуществляется в стране назначения. Это приведет к увеличению промышленного развития и экономических выгод для страны назначения, страны назначения являются долгосрочными бенефициарами, и эти преимущества являются недостатком для Китая.

Возможности. 1. Возможности, связанные с промышленными инновациями,

приносят шансы. Промышленные инновации включают в себя преимущества промышленной реструктуризации. С развитием инициативы «Один пояс, один путь», некоторые высококачественные избыточные мощности в Китае будут переданы странам и регионам вдоль одного пояса, одного пути, которые в ней нуждаются. Особо следует отметить, что: Китай твердо поддерживает ликвидацию отсталых производственных мощностей, проведение модернизации промышленности и выступает против передачи отсталых производственных мощностей. В ходе международного сотрудничества, в связи с изменениями спроса и предложения на рынке, некоторые из высококачественных избыточных мощностей в Китае вполне могут быть оценены в других странах и иметь неожиданные последствия и выгоды. В Китае некоторые продукты потеряли свое конкурентное преимущество в цене из-за роста стоимости производственных факторов. Тем не менее, в других странах могут быть более низкие затраты на производственные факторы, такие как более низкие затраты на рабочую силу, что позволит этим продуктам восстановить свое преимущество. Например, некоторые предприниматели в текстильной промышленности Китая переместили свои заводы в некоторые страны в Юго-Восточной Азии и Африки из-за более низких затрат на рабочую силу и льготной налоговой политики в этих государствах мира.

2. Возможности, связанные с финансовыми инновациями. Продвижение инициативы «Один пояс, один путь» требует достаточных финансовых средств. Финансовые инновации могут решить большое количество потребностей в финансировании, страны и регионы вдоль одного пояса, одного пути будут реализо-вывать множество финансовых инноваций, таких как выпуск различных типов ценных бумаг, создание различных видов фондов и финансовых продуктов. Стоит отметить, что дивиденды и возможности в этот период являются большими. Банки БРИКС и инвестиционный банк, в которых Китай и Россия участвуют в инвестировании и создании, могут также играть активную роль.

3. Возможности региональной инновации. Инициатива «Один пояс, один путь» - это международная региональная экономическая проблема, которая была решена и одновременно стала инновационным источником механизмов сотрудничества [1]. С развитием инициативы «Один пояс, один путь», безуслов-

но, развивается новаторство механизмов регионального сотрудничества в разных странах и регионах, это включает в себя режим регионального развития, стратегический выбор региональной промышленности, технологический путь региональной экономики и способ сотрудничества между регионами. Каждая инновация имеет огромные возможности.

Угрозы. 1. Обращать внимание на успешное завершение инвестиций для инфраструктуры соответствующих стран. Глядя на страны и регионы вдоль одного пояса, одного пути, во многих областях их уровень экономического развития является относительно отсталым, качество рабочей силы невеликим, а базовая инфраструктура - плохой. В то же время развитие правовой системы, деловой среды и контрактного духа значительно отстает от уровня развития развивающихся стран, даже в некоторых странах, где имеют место политические потрясения и частые смены лидеров, поэтому успешное завершение инвестиционных контрактов в инфраструктуру этих стран является первым риском, с которым сталкиваются китайские предприниматели. Инвестиции в инфраструктуру - это долгосрочный процесс, который еще предстоит увидеть, чтобы принести экономические выгоды китайским компаниям. Реализация этой инициативы заключается не только в содействии развитию инфраструктуры, но, что более важно, в экспорте поддерживающих методов управления и систем соответствующих стран, такие, как поощрение зарубежных инвестиций, снижение торговых барьеров и направление соответствующих стран для создания надлежащей инвестиционной среды. Хотя некоторые из этих методов являются общими, они имеют решающее значение для интересов китайских предпринимателей в инвестиционных странах. Однако из-за различных этапов развития, религиозных убеждений, культурных традиций, языков и законов в разных странах, особенно сложно китайским предприятиям управлять своими системами за рубежом.

2. Теория угроз Китая. Некоторые страны вдоль одного пояса, одного пути сомневаются в исходной точке данной инициативы. За прошедшие 40 лет Китай добился значительных успехов в своем экономическом развитии. Постоянно высказывается «Теория угрозы Китая», проповедуемая Соединенными Штатами. Некоторые страны полагают, что Китай будет рассматривать это как средство политической экспансии, политизиро-

вать свои экономические проблемы, они сомневаются в совместном строении сетевой инфраструктуры, предоставленной Китаем, что вызовет различные трудности для Китая в продвижении строения «Один пояс, один путь».

3. Будет приносить огромный вызов внешней политике Китая. В некоторых смежных странах политическая суматоха и сильный религиозный экстремизм представляли собой огромную угрозу плавному движению экономических каналов [2]. Поскольку ведутся некоторые территориальные споры между странами Юго-Восточной Азии и Китаем, безусловно, создадутся различные препятствия для международного сотрудничества. На данном этапе Китайское правительство всегда поощряло предприятия инвестировать средства за границу и изыскивать больше возможностей для развития. Иностранные инвестиции Китая за рубежом уже превысили приток иностранного капитала в Китай. Несколько лет назад большая часть китайских инвестиционных моделей была сосредоточена вокруг товаров, но теперь Китай уже участвует в торгах по инфраструктурным проектам в некоторых странах. Поскольку политическая ситуация в некоторых странах не очень стабильна, мнения и убеждения между сторонами весьма разные. Если происходят политические изменения, они могут изменить прошлую внешнюю политику. Все эти неопределенности представляют большой риск для инвестиций китайских предпринимателей.

4. Строительство инициативы «Один пояс, один путь» должно соответствовать внутренним экономическим условиям. Перепроизводство Китая только относительное. На самом деле, Китай по-прежнему нуждается в большой напряженной работе по строительству инфраструктуры, особенно в западных регионах. Если мы не увидим эти внутренние требования и постоянно инвестируем и передаем имущество за рубеж, это может приносить отрицательный эффект для внутренних инвестиций. Данный факт требует внимания китайского правительства.

Проведя вышеуказанный анализ, мы можем предложить следующие рекомендации для будущего международного сотрудничества, особенно между Россией и Китаем.

Придерживаться принципа «совместное обсуждение, совместное создание и совместное использование». Продвижение и реализация инициативы «Один

пояс, один путь» преследует не только интересы Китая, но и интересы всех стран мира. «Один пояс, один путь» является долгосрочным делом, его предварительный анализ и процесс развития открыты для внешнего мира. При этом необходимо активно слушать конструктивные мнения соответствующих стран, непрерывно совершенствовать теоретические рамки инициативы, будущую структуру и план сотрудничества, совместно создавать сообщество человеческой судьбы.

На уровне государства необходимо усилить механизм межправительственного сотрудничества и обмена [6]. Следует полностью мобилизовать посольства за рубежом и силы мозговых центров в стране и за рубежом, укрепить понимание и усилить изучение национальных условий стран назначения и обеспечить всестороннюю и надежную информационную поддержку международного сотрудничества. Правительство стран должно поощрять и поддерживать соответствующих участников как можно больше и своевременно изучать законы, положения и налоговую политику стран назначения, чтобы избежать ненужных потерь из-за изменений в их государственной политике. Следует поощрять предприятия и неправительственные организации, проводить полевые исследования и обмен за границей для понимания местной деловой среды и дальнейшего использования потенциала для сотрудничества.

Необходимо активно проводить культурные обмены, создавать политическую обстановку взаимного доверия и решать разногласия и недоразумения. Хотя более 100 стран в настоящее время участвуют в инициативе «Один пояс, один путь», все еще есть много замечаний, которые искажают намерения развития в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Мы должны активно укреплять международные гуманитарные обмены и сотрудничество и подготовить талантов многонационального управления, которые владеют другими языками; организовывать обмены между такими объектами, как двойные многосторонние мозговые центры, деловые круги, торговые ассоциации, организации науки и техники и средства массовой информации для совместного изучения инициативы «Один пояс, один путь»; развивать проект культурного обмена инициативы «Один пояс, один путь», чтобы представить данную инициативу и Китай через китайское посольство в других странах и Институт Конфуции и другие учреждения.

Следует сосредоточиться на стыковке стратегий и планов развития всех стран для достижения взаимной выгоды. Также нужно укреплять диалоги и обмены между всеми странами и регионами, используя существующие механизмы многостороннего сотрудничества, такие как CICA, ШОС, саммит БРИКС, Азиатско-европей-ское совещание [3]. Необходимо уделять внимание проблемам всех сторон, а также внимание фактическому статусу всех стран, поддерживать прозрачность и открытость, понимать стратегии, программы и планы, осуществляемые в других странах, то есть, активно участвовать в инициативе «Один пояс, один путь». Также нужно постоянно совершенствовать и внедрять инновации на основе существующего механизма сотрудничества и активно продвигать проект, чтобы приносить пользу людям отдельных стран и мира в целом.

Заключение. С постепенным продвижением инициативы «Один пояс, один путь», страны мира, которые раньше редко сотрудничали, сейчас активизировали экономическое и научное сотрудничество, и те стороны, которые умеют налаживать многостороннее сотрудничество, еще более укрепили его. По состоянию на январь 2018 года более 100 стран и международных организаций участвовали в различных проектах и программах инициативы «Один пояс, один путь»[8]. Китай и Россия являются важными государствами в странах БРИК. Сотрудничество между РФ и КНР является неотъемлемой частью построения инициативы «Один пояс, один путь». В будущем продвижение инициативы «Один пояс, один путь» будет содействовать достижению эффективного сотрудничества данных держав мира.

Литература

1. Гао Цзисян. Региональное развитие экономики и социологии: практики России. Пекин: Изд. СиН КНР. 2012. С.299.

2. Гу Юнфэнь. Китай, Россия и Индия: исследование сотрудничества экономики и торговли. Пекин: Изд.Эконои-мика и менеджмент. 2016. С.288.

3. Ли Юнцюнь. Росиия, Воточная Европа, Средняя Азиа и Мир под зрениями «Один пояс, один путь».Пекин: Изд. СиН КНР. 2017. С.139.

4. Путин В.В. Сборник статей Путина (2012-2014) (на китайском языке). Пекин: Изд. Шицзе чжмши. 2014. С.676.

5. Си Цзиньпин. О государственном управлении (на русском языке). Пекин:

О

3

ю i

г

2 е

8

Изд. Литература на иностранных языках. 2015. С.642.

6. Тянь Чуньшэн. Экономика и дипломатия, модель сотрудничества КНР И РФ. Пекин: Изд.КСиН.КНР. 2015. С.416.

7. Чжан Сюэцзюнь. Сравнительное исследование оценочной отрасли между КНР и РФ. Пекин: Изд. Экономики и науки. 2017.С.237.

8. Данные по странам // Официальный сайт «Один пояс, один путь» КНР. 2018. https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/ iList.jsp?cat_id=10037 (дата обращения: 01.03.2018).

9. Мнения специалистов. // Официальный сайт «Один пояс, один путь» КНР. 2018. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/ info/iList.jsp?cat_id=10025 (дата обращения: 06.03.2018).

10. Макроэкономический анализ // Официальный сайт «Один пояс, один путь» КНР. 2018. URL: https:// www.yidaiyilu.gov.cn/info/ iIndex.jsp?cat_id=10018 (дата обращения: 02.02.2018).

Opportunities and challenges in the process of establishing the "One belt one way" in China - to set an example for Russia Qiu Mingfeng, Chen Xue, Zhang Xuejun Institute of Finance and Tax of the Central University

of Finance and Economics of China The article presents an original view on the analysis of the present situation of the development of China's economy after the publication of the One-Belt, One Way initiative in 2015. According to statistics, before the beginning of 2018 more than 100 countries and international organizations participated in various projects and programs of the «One belt, one way» initiative. The authors analyze the opportunities and challenges in the process of promoting the One-Way, One-Way initiative in China to promote the prosperity and development of the economy and trade between China and Russia. The article reviews some recommendations for relevant departments and industries in China and Russia. In particular, the recommendations concern how to adhere to the principle of «joint discussion, joint creation and sharing», strengthen the mechanism of intergovernmental cooperation and exchange; actively conduct cultural exchanges, create a political environment of mutual trust and resolve differences and misunderstandings and focus on joining the strategies and development plans of all countries to achieve mutual benefits. Key words: Russia, China, the initiative "one belt one way", economic cooperation of Russia and China, the Community of human destiny

References

1. Gao Jixiang. Regional development of economy and sociology: practicians of Russia. Beijing:

Prod. SIN People's Republic of China. 2012. Page 299.

2. Gu Yongfen. China, Russia and India: research

of cooperation of economy and trade. Beijing: Prod. Ekonoimika and management. 20l6. Page 288.

3. Li Yongqun. Russia, Votochnaya Europe, Average

Azia and the World under zreniye «One belt, one way». Beijing: Prod. SIN People's Republic of China. 2017. Page 139.

4. Putin V.V. The collection of articles of Putin

(2012-2014) (in Chinese). Beijing: Prod. Shitsze of a chzhmsha. 2014. Page 676.

5. Xi Jinping. About public administration (in

Russian). Beijing: Prod. Literature in foreign languages. 2015. Page 642.

6. Tian Chunsheng. Economy and diplomacy, model

of cooperation of the People's Republic of China And Russian Federation. Beijing: Prod.KSIN. People's Republic of China. 2015. Page 416.

7. Zhang Xuejun. A comparative research of

estimated branch between the People's Republic of China and the Russian Federation. Beijing: Prod. Economies and sciences. 2017. Page 237.

8. Data on the countries//Official site «One belt,

one way» People's Republic of China. 2018. https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp? cat_id=10037 (date of the address: 3/1/2018).

9. Opinions of experts.//Official site «One belt,

one way» People's Republic of China. 2018. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/ iList.jsp? cat_id=10025 (date of the address: 3/6/2018).

10. Macroeconomic analysis//Official site «One belt, one way» People's Republic of China. 2018. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/ iIndex.jsp? cat_id=10018 (date of the address: 2/2/2018).

см

CS £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.