КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 8 • август 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «один пояс, один путь» в китае
Чэнь Сюэ 1, Цию Минфэн 2
1 Институт бухгалтерии Яньцзинского технического университета, Пекин, КНР
2 Институт финансов и налогов Центрального университета финансов и экономики, Пекин, КНР
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Китае. Авторы представили рекомендации для строительства «Один пояс, один путь»: придерживаться принципа «совместное обсуждение, совместное создание и совместное использование»; усилить механизм межправительственного сотрудничества и обмена; активно проводить культурные обмены, создавать политическую обстановку взаимного доверия и решать разногласия и недоразумения; сосредоточиться на стыковке стратегий и планов развития всех стран для достижения взаимной выгоды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Россия и Китай, инициатива «Один пояс, один путь», экономическое сотрудничество РФ и КНР
opportunities and challenges in promoting the «one belt, one road» initiative in China
Chen Syue 1, Tsiyu Minfen2
1 Yanjing technical University Institute of accounting, China
2 Institute of Finance and taxes, Central University of Finance and Economics, China
введение
В марте 2015 года правительство Китая опубликовало инициативу под названием «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века». «Один пояс, один путь» стал горячей темой для многих стран, многие международные СМИ сообщили об этом. «Один пояс, один путь» включает в себя «Экономичес кий пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» [3]. Инициатива «Один пояс, один путь» является концепцией развития сотрудничества, а не традиционной моделью развития реальной экономики. Она полностью полагается на существующие в Китае и в других странах двусторонние и многосторонние эффективные платформы
регионального сотрудничества, использует исторические символы «Шелкового пути» в Древнем Китае, придерживается принципа мирного развития, активно развивает экономическое партнерство со странами вдоль одного пояса и одного пути. Совместно создает сообщество интересов взаимного доверия, экономической интеграции, охватывающей культуры, сообщество ответственности и сообщество судьбы. С постепенным продвижением инициативы «Один пояс, один путь» страны, которые раньше редко сотрудничали, и страны, которые сотрудничают многосторонне, еще больше укрепили свои сотрудничества. По состоянию на январь 2018 года более 100 стран и международных организаций участвовали в различных проектах и программах инициативы «Один пояс, один путь» [4]. Китай и Россия являются важными странами в странах БРИК. Сотрудничество между двумя странами является неотъемлемой частью в строении «Один пояс, один путь», продвижение инициативы «Один пояс, один путь» более эффективно в углублении сотрудничества между Китаем и Россией.
По предварительным оценкам общая численность населения стран по линии «Один пояс, один путь» составляет около 4,4 млрд, что составляет 63% от мирового населения, экономика - около 21 трлн долл., что составляет около 29% мировой экономики [5]. Инициатива «Один пояс, один путь» - это первая инициатива в области глобального сотрудничества, предложенная Китаем, она имеет большое значение для содействия модернизации Китая. Инициатива «Один пояс, один путь» отражает общие потребности стран вдоль одного пояса, одного пути, соответствует их сравнительным преимуществам. Она открывает новые возможности для открытия и развития всех стран и является совершенно новой платформой для всех стран на пути к использованию возможности для международного сотрудничества. Инициатива «Один пояс,
ABSTRACT:_
The article discusses the opportunities and challenges in the process of promoting the «One belt, one road» initiative in China. The authors presented recommendations for the construction of «One belt, one road»: to adhere to the principle of «joint discussion, joint creation and joint use»; to strengthen the mechanism of intergovernmental cooperation and exchange; to actively pursue cultural exchanges, create a political environment of mutual trust and resolve differences and misunderstandings; to focus on the interface of development strategies and plans of all countries to achieve mutual benefit.
KEYWORDS: Russia and China, One belt - one road initiative, economic cooperation between Russia and China
JEL Classification: N15, N25, N45, N75 Received: 05.03.2018 / Published: 31.08.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tsiyu Minfen (alexrucom0mail.ru)
CITATION:_
Chen Syue, Tsiyu Minfen (2018) Vozmozhnosti i vyzovy v protsesse prodvizheniya initsiativy «Odin poyas, odin put» v Kitae [Opportunities and challenges in promoting the «One belt, one road» initiative in China]. Kreativnaya ekonomika. 12. (8). - 1065-1072. doi: 10.18334/ce.12.8.39275
один путь» планирует перспективу сотрудничества и развития, воплощает в себе дух «мир, взаимовыгодность и всеобъемлемость», в соответствии с принципом политического общения, взаимопроникающей дороги, беспрепятственной торговли, валютного обращения и взаимосвязанной воли народа. Инициатива «Один пояс, один путь» унаследовала традицию открытия «Шелкового пути» в Древнем Китае. Ее продвижение также поможет Китаю создать новую модель открытия, реализации концепции взаимовыгодного сотрудничества.
SW0T-анализ России в процессе создания «Один пояс, один путь»
Преимущества
Китай осуществляет политику реформ и открытия уже в течение 40 лет и сложил себе хороший международный имидж. Это важная причина, по которой экономика Китая стала ярким пятном в мировом экономическом развитии. Без хорошего международного имиджа и стабильной среды для развития не будет многих выдающихся иностранных компаний, инвестирующих в Китай.
Китай имеет совершенную производственную систему, которая обеспечивает базу комплексных оборудований и инновационной практики для глобальных потребностей бизнеса. В очень трудных условиях начала 1950-х годов он изучил советскую модель, принял стратегию первоочередного развития тяжелой промышленности, создал относительно полную промышленную систему. Китай стал «фабрикой мира» к концу 20-го века, и теперь он постепенно превратился в «производственный центр в мире» и надеется превратиться в «центр создания в мире». Все эти достижения являются накоплением развития промышленности за последние несколько десятилетий. Производственная промышленность Китая находится на подъеме и постепенно превращается в полную систему, которая создала условия для сотрудничества между Россией и остальными странами в мире и Китаем.
Китай имеет свои преимущества с точки зрения факторов производства, особенно себестоимости рабочей силы. Китай в качестве самой густонаселенной страны в мире имеет абсолютное преимущество в рабочей силе за прошедшие 30 лет. В последние годы, с развитием экономики Китая, социальным прогрессом и ростом затрат на рабочую силу, многие трудоемкие продукты постепенно переместились в такие страны, как Африка и Вьетнам. Однако при промышленной реструктуризации и модернизации в Китае технологический уровень продуктов продолжает расти, а затраты на рабочую
ОБ АВТОРАХ:_
Чэнь Сюэ, младший научный сотрудник (2353755580qq.com) Цию Минфэн, аспирант (к.э.н.) (a1exrucom0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Чэнь Сюэ, Цию Минфэн Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Китае // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 8. - С. 1065-1072. Сог 10.18334/се.12.8.39275
силу выросли значительно. По сравнению с развитыми странами и регионами, такими как США, Западная Европа и Япония, они по-прежнему имеют относительные преимущества.
Невыгодное положение
Прошло уже 10 лет после международного финансового кризиса, но нынешний мировой экономический рост все еще медленный, а спрос относительно слабый. Инициатива «Один пояс, один путь» действительно предоставила хорошую возможность для некоторых отраслей промышленности в Китае переварить избыточные мощности в краткосрочной перспективе. Она может временно решить проблему избыточных мощностей в Китае. С реалистической точки зрения больше инфраструктурных предприятий проводят инвестиции в другие страны посредством инициативы «Один пояс, один путь» для аналогичных отраслей, таких как инфраструктура, инвестиции в нее осуществляются в стране назначения. Это приведет к увеличению промышленного развития и экономических выгод для страны назначения, они являются долгосрочными бенефициарами, и эти преимущества являются недостатком для Китая.
Возможности
1. Возможности, связанные с промышленными инновациями, приносят шансы. Промышленные инновации включают в себя преимущества промышленной реструктуризации. С развитием «Один пояс, один путь» некоторые высококачественные избыточные мощности в Китае будут переданы странам и регионам вдоль одного пояса, одного пути, которые в ней нуждаются. Особо следует отметить, что Китай твердо поддерживает ликвидацию отсталых производственных мощностей, проведение модернизации промышленности и выступает против передачи отсталых производственных мощностей [6]. В ходе международного сотрудничества, в связи с изменениями спроса и предложения на рынке, некоторые из высококачественных избыточных мощностей в Китае вполне могут быть оценены в других странах и иметь неожиданные последствия и выгоды. В Китае некоторые продукты потеряли свое конкурентное преимущество в цене из-за роста стоимости производственных факторов. Тем не менее в других странах могут быть более низкие затраты на производственные факторы, такие как более низкие затраты на рабочую силу, и заставят эти продукты восстановить свое преимущество. Например, некоторые предприниматели в текстильной промышленности Китая переместили свои заводы в другие страны, например, в Юго-Восточную Азию и Африку, из-за более низких затрат на рабочую силу и льготной налоговой политики в этих областях.
2. Возможности, связанные с финансовыми инновациями. Продвижение инициативы «Один пояс, один путь» требует достаточных средств. Финансовые инновации могут решить большое количество потребностей в финансировании, страны и реги-
оны вдоль одного пояса, одного пути будут реализовывать множество финансовых инноваций, таких как выпуск различных типов ценных бумаг, создание различных видов фондов и финансовых продуктов, дивиденды и возможности в этот период большие. Банки БРИКС и инвестиционный банк, в которых Китай и Россия участвуют в инвестировании и создании, могут играть активную роль.
3. Возможности региональной инновации. Инициатива «Один пояс, один путь» - это международная региональная экономическая проблема, которая была решена и одновременно стала инновационным источником механизмов сотрудничества [1] (Gao, 2012). Развитие «Один пояс, один путь», безусловно, вызовет новаторство механизмов регионального сотрудничества в разных странах и регионах, это включает в себя режим регионального развития, стратегический выбор региональной промышленности, технологический путь региональной экономики и способ сотрудничества между регионами. Каждая инновация имеет огромные возможности.
Угрозы
1. Обращать внимание на успешное завершение инвестиций в инфраструктуры соответствующих стран. Во многих областях одного пути уровень экономического развития относительно отсталый, качество рабочей силы невелико, а базовая инфраструктура плохая. В то же время развитие правовой системы, деловой среды и контрактного духа значительно отстает от уровня развития развивающихся стран, даже в тех странах, которые переживают политические потрясения и частые смены лидеров, поэтому успешное завершение инвестиционных контрактов в инфраструктуру этих стран является первым риском, с которым сталкиваются китайские предприниматели. Инвестиции в инфраструктуру - это долгосрочный процесс. Реализация этой инициативы заключается не только в содействии развитию инфраструктуры, но, что более важно, в экспорте поддерживающих методов управления и систем соответствующих стран, такие как поощрение зарубежных инвестиций, снижение торговых барьеров и направление соответствующих стран для создания надлежащей инвестиционной среды. Хотя некоторые из этих методов являются общими, они имеют решающее значение для интересов китайских предпринимателей в инвестиционных странах. Однако из-за различных этапов развития, религиозных убеждений, культурных традиций, языков и законов в разных странах китайским предприятиям особенно сложно управлять своими системами за рубежом.
2. Теория угроз Китая. Некоторые страны вдоль одного пояса, одного пути сомневаются в исходной точке данной инициативы. За прошедшие 40 лет Китай добился значительных успехов в своем экономическом развитии. Постоянно высказывается «Теория угрозы Китая», проповедуемая Соединенными Штатами. Некоторые страны убеждены в том, что Китай будет рассматривать это как средство политической экспансии, политизировать свои экономические проблемы, они сомневаются в совмест-
ном строении сетевой инфраструктуры, что вызовет различные трудности для Китая в продвижении «Один пояс, один путь».
3. Огромный вызов внешней политике Китая. В некоторых смежных странах политическая суматоха и сильный религиозный экстремизм представляли собой большую угрозу плавному движению экономических каналов. Некоторые территориальные споры между странами Юго-Восточной Азии и Китаем, безусловно, создадут различные препятствия для международного сотрудничества. На этом этапе китайское правительство всегда поощряло предприятия инвестировать за границу и изыскивать больше возможностей для развития. Инвестиции Китая за рубежом уже превысили приток иностранного капитала в Китай. Несколько лет назад большая часть китайских инвестиционных моделей была сосредоточена вокруг товаров, но теперь Китай уже участвует в торгах по инфраструктурным проектам в некоторых странах. Поскольку политическая ситуация в некоторых странах не очень стабильна, мнения и убеждения между сторонами очень разные. Если происходят политические изменения, они могут изменить прошлую внешнюю политику. Все эти неопределенности представляют большой риск для инвестиций китайских предпринимателей.
4. Строительство «Один пояс, один путь» должно соответствовать внутренним экономическим условиям. Перепроизводство Китая только относительное. На самом деле Китай по-прежнему нуждается в большой напряженной работе по строительству инфраструктуры, особенно в западных регионах. Если мы игнорируем эти внутренние требования и постоянно инвестируем и передаем имущество за рубеж, это может отрицательно сказаться на внутренних инвестициях. Это требует внимания китайского правительства.
Выводы и рекомендации
1. Придерживаться принципа «совместное обсуждение, совместное создание и совместное использование». Продвижение и реализация инициативы «Один пояс, один путь» не только в интересах Китая, но и стран всего мира. «Один пояс, один путь» является долгосрочным делом, его предварительный анализ и процесс развития открыты для внешнего мира, активно выслушиваются конструктивные мнения от соответствующих стран, непрерывно совершенствуются теоретические рамки инициативы, будущие структуры и план сотрудничества, чтобы совместно создать сообщество человеческой судьбы.
2. Усилить механизм межправительственного сотрудничества и обмена [2] (Туап, 2015). Полностью мобилизовать посольства за рубежом и силы мозговых центров в стране и за рубежом, укрепить понимание и углубленное изучение национальных условий стран назначения и обеспечить всестороннюю и надежную информационную поддержку международного сотрудничества.
Правительство поощряет и поддерживает участников и своевременно принимает законы, положения и налоговую политику стран назначения, чтобы избежать ненужных потерь из-за изменений в их государственной политике. Поощрять предприятия и неправительственные организации проводить полевые исследования и обмен за границей для понимания местной деловой среды и дальнейшего использования потенциала для сотрудничества.
3. Активно проводить культурный обмен, создавать политическую обстановку взаимного доверия и решать разногласия и недоразумения. Хотя более 100 стран в настоящее время участвуют в инициативе «Один пояс, один путь», все еще есть много замечаний, которые искажают намерения развития. Мы должны активно укреплять международные гуманитарные обмены и сотрудничество и подготовить талантов многонационального управления, которые владеют языками; организовывать обмены между мозговыми центрами, деловыми кругами, торговыми ассоциациями, наукой и техникой и средствами массовой информации для совместного изучения «Один пояс, один путь»; развивать проект культурного обмена инициативы «Один пояс, один путь», чтобы представить ее и Китай через китайское посольство в других странах, Институт Конфуция и другие учреждения.
4. Сосредоточиться на стыковке стратегий и планов развития всех стран для достижения взаимной выгоды. Укреплять диалоги и обмены между всеми странами и регионами, используя существующие механизмы многостороннего сотрудничества, такие как CICA, ШОС, саммит БРИКС, Азиатско-европейское совещание. Уделять внимание проблемам всех сторон, поддерживать прозрачность и открытость, уделять внимание фактическому статусу всех стран, понимать стратегии, программы и планы, осуществляемые в других странах, и активно участвовать в инициативе «Один пояс, один путь». Постоянно совершенствовать и внедрять инновации на основе существующего механизма сотрудничества и активно продвигать проект, чтобы приносить пользу людям.
ИСТОЧНИКИ:
1. Гао Цзисян. Региональное развитие экономики и социологии: практики России. -
Пекин: Изд. КСиН. КНР, 2012.
2. Тянь Чуньшэн. Экономика и дипломатия, модель сотрудничества КНР И РФ. -
Пекин: Изд. КСиН. КНР, 2015.
3. Общий раздел 2017 г. // Сайт «Один пояс, один путь», КНР.
4. Раздел «международное сотрудничество» 2017 г. // Сайт «Один пояс, один путь»,
КНР.
5. Раздел «базовых данных» 2017 г. // Сайт «Один пояс, один путь», КНР.
6. Раздел «финансов»: Инициатива «Один пояс, один путь» поддерживает китайские
предприятия инвестировать в другие страны (21.04.2015 г.) // Сайт Жэньминь, КНР.
REFERENCES:
Gao Tszisyan (2012). Regionalnoe razvitie ekonomiki i sotsiologii: praktiki Rossii [Regional development of economics and sociology: Russian practices] Pekin: Izd.KSiN.KNR. (in Russian). Tyan Chunshen (2015). Ekonomika i diplomatiya, model sotrudnichestva KNR I RF [Economy and diplomacy, model of cooperation between China and Russia] Pekin: Izd.KSiN.KNR. (in Russian).