Научная статья на тему 'Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы "один пояс, один путь" в России'

Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы "один пояс, один путь" в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ И КИТАЙ / RUSSIA AND CHINA / ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС / ONE ROAD" INITIATIVE / ОДИН ПУТЬ" / ИНВЕСТИЦИЯ В КИТАЙ / ИНВЕСТИЦИЯ В РОССИЮ / "ONE BELT / INVESTMENTS IN CHINA / INVESTMENTS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цию Минфэн, Чэнь Сюэ

В статье рассматриваются возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в России. Авторы предлагают России и Китаю рекомендации для совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь». Делается вывод, что обе страны должны продвинуть интеграции стран вдоль одного пояса и одного пути и совершенствовать структуру национальной экономики, улучшить способность бороться с рисками и повышать новый импульс экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and challenges in the process of promoting the "One belt, one road initiative" in Russia

The article discusses the opportunities and challenges in the process of promoting the "One belt, one road" initiative in Russia. The authors propose to Russia and China recommendations for the joint construction of "Оne belt, one road". It is concluded that both countries should promote the integration of countries along the same belt and one road and improve the structure of the national economy, improve the ability to deal with risks and increase the new impetus for economic development.

Текст научной работы на тему «Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы "один пояс, один путь" в России»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 4 • апрель 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «один пояс, один путь» в россии

Цию Минфэн 1, Чэнь Сюэ 2

1 Институт финансов и налогов Центрального Университета Финансов и Экономики, Пекин, КНР

2 Институт бухгалтерии Яньцзинского технического университета, Пекин, КНР

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в России. Авторы предлагают России и Китаю рекомендации для совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь». Делается вывод, что обе страны должны продвинуть интеграции стран вдоль одного пояса и одного пути и совершенствовать структуру национальной экономики, улучшить способность бороться с рисками и повышать новый импульс экономического развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Россия и Китай, инициатива «Один пояс, один путь», инвестиция в Китай, инвестиция в Россию.

opportunities and challenges in the process of promoting the «one belt, one road initiative» in Russia

Tsiyu Minfen 1, Chen Syue 2

1 Institute of Finance and taxes, Central University of Finance and Economics,

2 Yanjing technical University Institute of accounting,

введение

Экономический рост КНР сопровождается устойчивым расширением масштабов экономики и ее последовательной рыночной трансформацией. В начале XXI века две страны установили всестороннее стратегическое партнерство. В настоящее время двусторонние отношения между Китаем и Россией находятся в лучшем периоде истории [3]. В марте 2015 года правительство Китая опубликовало инициативу под названием «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века». Это первая глобальная инициатива, которую выдвинул Китай. Эта инициатива соответствует фундаментальным интересам стран, расположенным вдоль одного пояса, одного пути в области экономического развития и улучшения условий жизни. Целью работы является максимальное осуществление интересов России под

этой инициативой. Авторы первый раз использовали анализ метода SWOT как фактор научной новизны, сравнительно анализировали возможности и вызовы и представили несколько рекомендаций для сотрудничества Китая и России.

К началу 2018 года инициатива получила поддержку более чем от 100 стран и международных организаций, а возможности сотрудничества между странами вдоль одного пояса, одного пути значительно возросли1. Инициатива «Один пояс, один путь» не является международной организацией и не является организацией, стремящейся создать наднациональное государство. Это гибкий способ сотрудничества и платформа для совместного развития и сотрудничества между всеми странами мира. Инициатива «Один пояс, один путь» придерживается принципа «совместное обсуждение, совместное создание и совместное использование» и концепции «мир, взаимовыгодность и всеобъемлемость».

Россия является одной из стран БРИКС и также является одной из важных стран вдоль одного пояса и одного пути. Китай и Россия имеют сильную взаимодополняемость в отрасли источника энергии и много общих экономических интересов [2] (Lu, 2013). Строительство «Один пояс, один путь» неразрывно связано с российским сотрудничеством и также соответствует основным интересам России и Китая. Согласно данным двусторонней торговли, выпущенными Главным таможенным управлением Китая в январе 2018 года, объем торговли между Китаем и Россией в 2017 году составил 84,071 млрд долларов США. Среди них общий экспорт Китая в Россию составил 42,876 млрд долларов США, что на 14,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года; общий импорт Китая из России составил 41,195 млрд долларов

1 Данные по странам // Официальный сайт «Один пояс, один путь» КНР. 2018. URL: https://www. yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?cat_id=10037 (дата обращения: 02.03.2018).

ABSTRACT:_

The article discusses the opportunities and challenges in the process of promoting the "One belt, one road" initiative in Russia. The authors propose to Russia and China recommendations for the joint construction of "One belt, one road". It is concluded that both countries should promote the integration of countries along the same belt and one road and improve the structure of the national economy, improve the ability to deal with risks and increase the new impetus for economic development.

KEYWORDS: Russia and China, "One belt, one road" initiative, investments in China, investments in Russia

JEL Classification: E22, F21, o40 Received: 05.03.2018 / published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Tsiyu Minfen (alexrucomBmail.ru, qiumingfeng3130126.com)

CITATION:_

Tsiyu Minfen, Chen Syue (2018) Vozmozhnosti i vyzovy v protsesse prodvizheniya initsiativy «Odin poyas, odin put» v Rossii [Opportunities and challenges in the process of promoting the one belt, one road initiative in Russia]. Kreativnaya ekonomika. 12. (4). - 459-466. doi: 10.18334/ce.12.4.39050

США, что на 27,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года2Н. В энергетике, науке и технике, туризме, сельском хозяйстве и других областях разный уровень сотрудничества. Россия связана с Евразией и имеет стратегическое географическое расположение. Активное участие России в инициативе «Один пояс, один путь» будет способствовать ее экономическому развитию и углубит сотрудничество со странами, расположенными вдоль «Одного пояса, одного пути».

Экономическая глобализация является мощным стимулом для мирового экономического роста. Несмотря на нынешние потрясения в процессе глобализации, Китай и Россия являются важными силами для продвижения нового раунда глобализации и имеют основные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Как представители стран с развивающейся экономикой, Китай и Россия имеют много общего: статус и ситуация на международной арене; являются центральными в регионе и играют важную роль в региональном управлении; находятся на одном этапе развития и в процессе перехода к странам с высоким уровнем дохода; активно требуют политического плюрализма, усиливают влияние [1] (Оы, 2016); выступают за переговоры и дипломатические решения международных споров и выступают против применения силы во внутренних делах других стран; демократизируют международные отношения и выступают против гегемонии и недобросовестной международной политики, международных экономических порядков; они не хотят иметь прямые конфликты с развитыми странами на Западе, особенно с США.

SW0T-анализ России в процессе создания «Один пояс, один путь» 1. Преимущества

Россия очень богата различными природными ресурсами. Доказанные запасы нефти составляют 12-13% мировых запасов и занимают второе место в мире. Площадь леса в 867 млн га занимает первое место в мире. Запасы природных газов в 48 трлн м3 составляют 1/3 мировых запасов, занимая первое место в мире. Уголь, железо, алюминий, золото, уран и другие запасы очень велики. Промышленная база развитая, основные индустрии: машиностроение, сталь, металлургия, нефть, природный газ,

2 Данные торговли КНР и РФ в 2017 г. // Сайт спутники КНР. 2018. URL http://sputniknews.cn/ politics/201801121024464345/ (дата обращения: 12.01.2018).

ОБ АВТОРАХ:_

Цию Минфэн, аспирант (alexrucomßmail.ru, qiumingfeng3130126.com) Чэнь Сюэ, младший научный сотрудник (2353755580qq.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Цию Минфэн, Чэнь Сюэ Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в России // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 4. - С. 459-466. doi: 10.18334/ce.12.4.39050

угольная, лесная и химическая промышленность, текстильная, пищевая и иная легкая промышленность. В сельскохозяйственных культурах преобладают лен, подсолнечник и свекла. В животноводстве - разведение крупного рогатого скота, овец, свиноводство. Основными экспортными товарами являются военная продукция, нефть, природный газ, электроэнергия, уголь, механическое оборудование и черные металлы. Импортными товарами являются оборудование, автомобили, грузовики, продукты питания, текстиль и другие легкие промышленные товары. Россия, обладающая богатыми природными ресурсами, имеет важнейшее преимущество в строительстве «Один пояс, один путь».

2. невыгодное положение

После международного финансового кризиса в 2008 году страны Еврозоны, такие как Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания и Кипр, последовательно столкнулись с долговым кризисом. Чтобы помочь этим странам, Еврозона приняла некоторые меры и добилась определенных результатов. Долговой кризис в Европе сейчас находится в целом на управляемом уровне. Однако непрерывный экономический спад и медленный экономический рост в Еврозоне в сочетании со сложными политическими и социальными ситуациями в некоторых странах могут вызвать ухудшение долгового кризиса в некоторых странах с крупной задолженностью, новые политические и социальные проблемы и влиять на Еврозону. Например, инцидент в Британии, инцидент с беженцами в Германии и террористические инциденты во многих европейских странах отрицательно влияют на экономическое развитие в Еврозоне. Россия является основным поставщиком энергии ЕС: более 50% внешней торговли приходится на Европу. Неопределенность вышеуказанных вопросов напрямую скажется на экономическом развитии России.

3. возможности

Предлагаемая инициатива «Один пояс, один путь» приносит возможности для реструктуризации экономики России. Очевидно, что модель экономического развития, опираясь на экспорт нефти и природного газа, не соответствует реальным требованиям. России необходимо изменить свою модель экономического развития. Важной дилеммой, стоящей перед нынешней трансформацией модели экономического развития, является отставание в развитии инфраструктуры. Политические, экономические и торговые отношения между Китаем и Россией на современном этапе находятся в лучшем периоде истории, что создает предпосылки для расширения сотрудничества в области инфраструктуры. В то же время инициатива «Один пояс, один путь» более благоприятствует развитию Дальнего Востока России. Однако без развития инфраструктуры экономическое строительство на Дальнем Востоке будет еще более медленным. Стратегия развития Дальнего Востока России и китайская инициатива «Один пояс, один путь» в Китае имеют схожие характеристики. Китай и Россия имеют

широкие перспективы развития в сфере строительства инфраструктуры на Дальнем Востоке. В последние годы лидеры Китая и России выражали мнение, что соединение стратегии развития Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь» принесет огромные возможности для развития странам и регионам вдоль него.

4. Угрозы

Казахстан, Узбекистан и другие страны Центральной Азии вдоль «Одного пояса, одного пути» являются бывшими странами Советского Союза. Они всегда сотрудничали с Россией в военной, экономической и торговой сферах. Китай предложил инициативу «Один пояс, один путь» и активизировал сотрудничество со странами Центральной Азии в таких областях, как энергетика, экономика, торговля и инфраструктура. Россия обеспокоена тем, что китайские силы будут расширяться в Центральной Азии и Китай заменит Россию в будущем, станет ведущей страной в регионе. Теперь Китай стал крупнейшим партнером по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии. В то же время после крымского и украинского кризиса страны Центральной Азии беспокоятся о том, что подобные инциденты будут повторяться в их собственных странах, тем самым углубилось их беспокойство по отношению к России. С геополитической точки зрения или из экономического и торгового масштаба в будущем страны Центральной Азии будут предпочитать сотрудничать с Китаем, это будет вызывать конфликты между Россией и Китаем.

Анализ показывает, что в настоящее время рыночной трансформации и реформ для текущей ситуации России можно предложить следующие рекомендации и меры.

1. Россия активно продвигает свою стратегию Азиатско-Тихоокеанского региона. В ответ на изменения в международной обстановке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе России следует продолжить корректировку своей стратегии развития [3]. Путин В. указал: России нужен процветающий и стабильный Китай, а Китаю нужна сильная и успешная Россия3. Инициатива «Один пояс, один путь» соответствует стратегическому направлению России, уделяя приоритетное внимание развитию Азиатско-Тихоокеанских отношений. Следует воспользоваться инициативой «Один пояс, один путь», чтобы продвигать развитие Сибири и Дальнего Востока [6] (Tszyan, 2016). Обладая геополитическими и экономическими преимуществами, Россия может активно интегрироваться в политическое и экономическое развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и способствовать созданию мирных условий для национальной безопасности и экономического развития.

2. Продолжить укрепление режима экономического сотрудничества между Китаем и Россией «модель, ориентированная на правительство» [5] (Tyan, 2015). С

3 Путин указал: России нужен процветающий и стабильный Китай, а Китаю нужна сильная и успешная Россия // Сайт Хуаньцию КНР. 2017. URL: http://world.huanqiu.com/roll/2012-02/2475922_3.html (дата обращения:27.02.2012).

помощью дипломатических усилий высокого уровня двух стран и взаимодействий высокого уровня, активно обсудили вопросы, которые могут возникнуть в процессе строительства «Один пояс, один путь», и выдвинули эффективные меры. В последние годы значительно увеличилось число визитов и обменов на высоком уровне между двумя странами, и многие важные достижения в области сотрудничества были достигнуты. В то же время необходимо укреплять обмены между научно-исследовательскими институтами и аналитическими центрами, культурой и наукой, технологиями, промышленностями, торговыми ассоциациями, средствами массовой информации и неправительственными организациями. В январе 2015 года посольство Китая в России провело симпозиум «Один пояс, один путь» в Москве и пригласило для участия в обсуждениях ряд правительственных учреждений, в том числе Министерство иностранных дел и Министерство экономического развития, и представителей научно-исследовательских учреждений и предпринимателей. Обе стороны обсудили и углубили взаимное доверие и понимание. В то же время китайское правительство согласилось сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в целом по инициативе «Один пояс, один путь» вместо того, чтобы отдельно сотрудничать со всеми странами региона.

3. Укрепление сотрудничества в области энергии. Китай и Россия являются партнерами. Существуют разные структурные и сравнительные преимущества, возможность для международного сотрудничества в области энергии. Промышленные структуры Китая и России совершенно различны: российская тяжелая и военная промышленности относительно сильные, у Китая сильны легкая промышленность и производство потребительских товаров. Поэтому Китай и Россия могут дополнять друг друга и совместно работать над улучшением структуры промышленности, содействовать сотрудничеству в области науки, техники, военной промышленности, аэрокосмической, сельскохозяйственной, лесной и энергетической и в других областях для повышения международной конкурентоспособности двух стран.

4. В области финансов Китай и Россия поддерживают друг друга. Россия объявила о своем вступлении в AIIB в 2015 году как член-учредитель AIIB. Это действие обеспечило политическое доверие китайских инвесторов к России и дало российским компаниям возможность участвовать в инфраструктурных проектах в Азии. Китай и Россия стали сообществом интересов. Сейчас Всемирный банк и Азиатский банк развития не могут удовлетворить огромных потребностей развивающихся стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе в области финансирования. Предложение Китая о создании AIIB является полезным дополнением к существующей международной финансовой системе. Банки БРИКС и AIIB, в которых участвовали Китай и Россия, воплощают понимание создания справедливого международного финансового порядка и также являются мерой для развивающихся стран, позволяющей участвовать в международном финансовом управлении. Из-за введенных для России Западом санкций, увеличивших риск экономического спада, инициатива «Один пояс, один

путь» создаст благоприятные условия и окажет сильную поддержку России для выхода из экономических трудностей.

5. Проекты сотрудничества работают как движущие силы, обе стороны должны продвинуть соединение Стратегии развития Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь». Обе программы должны быть реализованы с помощью конкретных проектов, и многие области сотрудничества и проекты в обеих программах находятся в одном ряду [4] 2015). Предполагается, что правительствам Китая и России следует помогать предприятиям сотрудничать и найти точки соединения между проектами строительства инфраструктуры, чтобы способствовать реализации проектов и улучшить жизненные условия для народа. Развитие «Один пояс, один путь» и продвижение будущих азиатско-европейских скоростных железнодорожных проектов будут способствовать дальнейшему экономическому подъему России и в то же время углублять масштабы сотрудничества России и других стран в Евразийском экономическом союзе.

заключение

В соответствии с инициативой «Один пояс, один путь», Россия как транспортный узел и энергетическая база может сотрудничать с Китаем и другими странами центральной Азии, а также со странами Европы и Африки. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» есть возможность сотрудничества во многих областях, инициатива дает преимущества для стран вдоль одного пояса и одного пути [7] (Скгкап, 2017). Китай и Россия должны стремиться избегать разногласий и совместно строить «Один пояс, один путь», продвинуть интеграцию стран и совершенствовать структуры национальных экономик, улучшить способность бороться с рисками и дать новый импульс экономического развития.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гу Юнфэнь. Китай, Россия и Индия: исследование сотрудничества экономики и тор-

говли. - Пекин: Изд.Эконоимика и Менеджмент, 2016. - 288 с.

2. Лу Наньцюань. О экономике СССР и России. - Пекин: Изд. КСиН, 2013. - 483 с.

3. Путин В.В. Сборник статей Путина (2012-2014) (на китайском языке). - Пекин: Изд.

Шицзе чжиши, 2014. - 676 с.

4. Си Цзиньпин. О государственном управлении (на русском языке). - Пекин: Изд.

Литература на иностранных языках, 2015. - 642 с.

5. Тянь Чуньшэн. Экономика и дипломатия, модель сотрудничества КНР И РФ. -

Пекин: Изд.КСиН, 2015. - 340 с.

6. Цзян Чжэньцзюнь. Исследование экономики и развития восточного района РФ. -

Пекин: Изд. СиН, 2016. - 230 с.

7. Чжан Сюэцзюнь. Сравнительное исследование оценочной отрасли между КНР и

РФ. - Пекин: Изд. Экономики и науки, 2017. - 237 с.

REFERENCES:

Chzhan Syuetszyun (2017). Sravnitelnoe issledovanie otsenochnoy otrasli mezhdu KNR i RF [Comparative study of the appraisal industry between China and Russia] Pekin: Ekonomiki i nauki. (in Russian).

Gu Yunfen (2016). Kitay, Rossiya i Indiya: issledovanie sotrudnichestva ekonomiki i torgovli [China, Russia and India: study of economic and trade cooperation] Pekin: Izd.Ekonoimika i Menedzhment. (in Russian).

Lu Nantsyuan (2013). O ekonomike SSSR i Rossii [On the economy of the USSR and Russia] Pekin: Izd.KSiN.KNR. (in Russian).

Putin V.V. (2014). Sbornik statey Putina (2012-2014)(na kitayskom yazyke) [Collection of articles by Putin (2012-2014) (in Chinese)] Pekin: Izd. Shitsze chzhishi. (in Russian).

Si Tszinpin (2015). O gosudarstvennom upravlenii (na russkom yazyke) [About public administration (in Russian)] Pekin: Izd. Literatura na inostrannyh yazykakh. (in Russian).

Tszyan Chzhentszyun (2016). Issledovanie ekonomiki i razvitiya vostochnogo rayona RF [Study of economy and development of the Eastern region of the Russian Federation] Pekin: Izd. SiN KNR. (in Russian).

Tyan Chunshen (2015). Ekonomika i diplomatiya, model sotrudnichestva KNR I RF [Economy and diplomacy, model of cooperation between China and Russia] Pekin: Izd.KSiN.KNR. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.