УДК 332
Чжан Сюэцзюнь
кандидат экономических наук, младший научный сотрудник, Институт промышленной политики, Академия развития электронной информационной промышленности Китая alexrucom@mail.ru
Ма Тянь
,
,
Центральный университет финансов и экономики Китая, г. Пекин mark8938@163.com
Zhang xuejun
candidate of economic sciences, junior researcher, Institute of Industrial Policy, Academy of e-Development information industry in China alexrucom@mail.ru
Ma Tian
graduate student, Institute of Finance, central university
Finance and Economy of China, Beijing mark8938@163.com
Шанс и риски инициативы «один пояс и один путь»
в процессе международного сотрудничества - служение примером для россии
The chance and risks of
the one-belt and one-way initiative in the process of international cooperation is an example for russia
Аннотация. Инициатива «Один пояс и один путь» - концепция китайского правительства, выдвинутая на фоне серьезного упорядочения и преобразования глобальной и китайской экономики в посткризисном периоде. В 2017 г. вступление Китая в новый период придало инициативе «Один пояс и один путь» обильное содержание. Продвижение инициативы необходимо не только для развития всех стран вдоль пути, но и для принесения нового шанса восстановлению мировой экономики. С точки зрения глобализации, авторы впервые подмечают, что инициатива принесет шанс для международного сотрудничества, и некоторые риски должны быть преодолены в процессе реализации этого проекта. В статье авторы предлагают рекомендации к продвижению инициативы «Один пояс и один путь» как новой модели инвестиционного сотрудничества, предполагающей следующее:
- поощрение совместного строительства зарубежных зон торгово-экономического сотрудничества;
- активизацию свободного перемещения финансовых средств между участвующими странами вдоль пути;
- приложение усилий по созданию устойчивых и эффективных многосторонних механизмов сотрудничества между участвующими странами.
Ключевые слова: один пояс и один путь, Китай и Россия, международное сотрудничество, шелковый путь, международные отношения.
Annotation. The «One Belt and One Path» initiative is a concept of the Chinese government, put forward against the backdrop of a serious ordering and transformation of the global and Chinese economy in the post-crisis period. In 2017, China's accession to the new period gave the initiative «One belt and one way» abundant content. Promotion of the initiative is necessary not only for the development of all countries along the way, but also for bringing a new chance to the restoration of the world economy. From the point of view of globalization, the authors for the first time note that the initiative will bring a chance for international cooperation, and some risks must be overcome in the process of implementing this project. In the article the authors offer recommendations for the promotion of the One-Belt and One-Way initiative as a new model of investment cooperation, which presupposes the following:
- encouragement of joint construction of foreign zones of trade and economic cooperation;
- activation of free movement of financial resources between the participating countries along the way;
- application of efforts to create sustainable and effective multilateral mechanisms for cooperation between the participating countries.
Keywords: One belt and one way, China and Russia, international cooperation, the silk way, international relations.
Введение. 28 марта 2015 г. Китайский Государственный комитет по делам развития и , -
нистерство коммерции совместно опубликовали официальный документ под названием «О видении перспектив и действиях в совместном строи-
тельстве Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» [3]. Простое его название - Инициатива «Один пояс и один путь». Фактически - это не китайское «соло», а величественная «симфония» многих ,
, «
», , ,
числе, Китай и Россия, играющие важную роль в формировании инициативы «Один пояс и один ».
В последние годы Китай является двигателем развития мирового экономики. На фоне глобализации появилась инициатива «Один пояс и один путь» китайского правительства. При ее выдвижении брался в расчет Китай и весь Азиатско-, -
нием они сильно влияют на ход мирового развития и сотрудничества.
Предложенная концепция способствует взаимосвязи и осознанию общности интересов, общности судьбы и поднимет региональное сотрудничество на новую степень и высоту, даст шанс для участвующих стран и регионов, а также целого мира.
Предложенная инициатива предполагает взаимное дополнение преимуществ, продвижение -
ускорение региональной интеграции, особенно
для Азии и Европы. Проект «Один пояс и один » -
сии, соединил экономический круг Азиатско-Тихоокеанского региона с экономическим кругом Европы. Среди стран вдоль пути есть как развитые страны Европы, так и обширные развиваю, ,
4,6 млрд. человек и экономику с объемом 21 трилл долларов США, занимающие во всем
мире 63 % и 29 % соответственно. Каждая стра--
. , , -
ра стран вдоль пути обладают собственными чертами и имеют свои традиции. В рамках структуры экономики и инвестиций участвующих стран имеется сильная взаимодополняемость.
Сотрудничество в сфере региональной безопасности и борьба с терроризмом. Азиатско-Тихоокеанский регион стоит перед сложной проблемой обеспечения безопасности, сложностью поддержания долгосрочной стабилизации на границах периферии - это одна из причин, ограничивающих развитие экономики и прочих областей в этом регионе. В настоящее время среди стран Азии и Европы террористическая угроза -большая проблема для безопасности и мирного .
испытывают на себе действие террористических
,
религиозного экстремизма, из-за чего относительно сильному влиянию подвергается не только инвестиционная среда, но и национальная безопасность и стабильность в регионах. Если раньше политическое сотрудничество и взаимодействие между этими странами было слабым,
то в последние годы ШОС постепенно становится основой для механизмов региональной безопасности в совместной борьбе с терроризмом.
« » -
жет быть как ШОС в качестве платформы сотрудничества и увеличит количество партнеров внутри региона и за его пределами, стимулирует эффект совместных действий в противостоянии .
Интеграция евразийских рынков и продвижение евразийского сотрудничества. В последние годы современная технология и наука переживают глубокие и сложные изменения из-за транспорта, логистики и ряда других факторов, поэтому взаимное сообщение между экономическим кругом Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы представляется относительно недостаточным. Инициатива «Один пояс и один путь» предоставляет отличный шанс для углубленного
развития интеграции азиатских и европейских
,
- . , -тайской таможни, в 2017 г. объем торговли между Россией и Китаем достиг 84,07 млрд долл. США, увеличившись на 20,8 % по сравнению с предыду-. , обучается около 100 тыс. студентов из Китая, ежегодный поток китайских туристов в Россию составил около полутора миллионов человек [8]. Сейчас введен в эксплуатацию новый Евразийский сухопутный мост: Лунхайская железнодорожная магистраль и железная дорога - Ланьчжоу - Синьцзян Китая стыкуются с железными дорогами Казахстана, путь проходит через территорию России, Белоруссии, Польши, Германии, до порта Роттердам в Нидерландах. Регион Центральной и Восточной Европы (особенно России) и регион Центральной Азии на базе более полной подготовки транспортных объектов могут стать узлами проекта «Один пояс и один путь». Теперь этот путь является наиболее быстрым и удобным транзитным путем между востоком и западом .
Улучшение отношений между Европой и Россией. НАТО недвусмыслен но считает необходимым сдерживать Россию своей стратегической целью, сегодняшний украинский кризис - это не обоюдный взаимовыгодный результат такого . -это краеугольный камень европейской стабильности. В инициативе «Один пояс и один путь» особый акцент делается на том, чтобы согласовать проекты развития Дальнего Востока России и через Москву, добиться их совмещения с ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и с прочими региональными структурами, цель которого заключается в привлечении России к этому проекту. По древней пословице Китая соседа не выбирают, поэтому реализация стыковки Евразийского экономического союза и Европейского союза - это взаимовыгодная мера для разрешения украинского кризиса и достижения Европой долговременного порядка и долгосрочной стабильности.
Реализация инициативы «Один пояс и один »
других стран, вызовет большое развитие, инте-
,
, -
леть встречные преграды. В процессе продвижения инициатива «Один пояс и один путь» может столкнуться со следующими видами рисков.
Политические риски главным образом касаются государственных отношений и глобальных стратегий других стран. Геополические риски способны вести относительно мощную экономическую борьбу. Особенно необходимо содействие Европы в регулировании взаимоотношений треугольника КНР-РФ-США. США имеют сильное влияние в целом мире, однако, можно действовать вне их влияния. Россия, страны Персидского залива, Индия, Иран, Турция являются ключевыми партнерами. Евросоюз представляет собой главное направление для приложения усилий, это другой конец «Шелкового пути» в Европе, поэтому требуются положительные отклики со стороны стран Европы [1]. Политические риски влияют на конкретные методы безопасности и относятся к рискам безопасности.
Традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности. Под традиционными угрозами безопасности понимаются военно-политические и внешнеполитические угрозы безопасности, которые связаны с военными конфликтами. На Ближнем Востоке и в ряде других стран он может столкнуться с вызовами, вызванными вооруженными конфликтами в странах региона, из-
за чего строительство «Один пояс и один путь» .
касаются широких областей социально-экономической сферы, кроме военных, например, борьбы с терроризмом, загрязнения окружающей среды, областей информатики, энергетики и т.д. Вдоль «Одного пояса и одного пути» имеется большое число экстремистских сил, некоторые из которых обладают соответствующим влиянием и военным опытом. В Центральной Азии и на Ближнем Востоке превалируют фанатичные религиозные организации, в Юго-Восточной Азии и в Африке - светские экстремистские организации [2].
Экономические риски в валютной сфере. В
последние годы рост глобальной экономики был
,
в сторону дифференциации валютной политики.
2008 .
смягчение валютной политики развитыми странами привело к массовому вливанию международного капитала в развивающиеся рынки. Если только ФРС повысит процентные ставки, развивающиеся экономики столкнутся с оттоком капи-,
,
по развивающимся экономикам. Вдоль «Одного
пояса и одного пути» расположены в основном , -
нансовые инфраструктуры, некачественные управление и надзор за капиталом и прочие [6].
изменений валютной политики развитых стран. Валютные политики развитых стран меняются неожиданно, возможно, они принесут огромный
ущерб рынкам капиталов и риски для трансграничных потоков капитала вдоль пути стран. Россия и большинство других стран вдоль пути
стран относятся к странам, контролирующим
,
количество финансовых инструментов.
. -
трудничества под инициативой «Один пояс и » -
тельств участвующих стран, поэтому реализация инициативы должна гарантироваться законодательством. Фактически, некоторые страны и регионы вдоль «Одного пояса и одного пути» не относятся к одинаковой правовой системе. Большая часть стран принадлежат к континентальной правовой системе, например: Монголия, Корея, Япония, Россия и т. д. В Китае отдельная социалистическая правовая система. Несмотря на близость к системе континентального права, она имеет большие отличия от правовой системы прочих стран. Страны с англо-американской системой права включают Индию, Пакистан и прочие страны Азии, Великобританию и Ирландию. К мусульманской системе стран принадле-, :
Иран, Сирия, Саудовская Аравия, Турция и т.д. Различия правовых систем приводят к разным методам решения правовых споров между странами, применимость законов ухудшается, что приводит к ряду правовых рисков.
Современный мир переживает неожиданные из:
кризиса продолжает давать о себе знать, мировая экономика восстанавливается медленно и разви-.
, -
родных инвестиций и торговли [5].
Совместное строительство «Одного пояса и од» -
мирования многополярного мира, экономической
глобализации, культурного многообразия и ин-
, -
тость в развитии регионального сотрудничества, сохранение системы глобальной свободной торговли и открытости мировой экономики.
В целях наилучшего продвижения инициативы «Одного пояса и одного пути», можем предложить следующие рекомендации для стран-участниц.
Следует искать новую модель инвестиционного сотрудничества, поощрять совместное строительство зарубежных зон торгово-экономического сотрудничества, трансграничных парков, что поспособствует развитию промышленного кластера и парка. Нужно оптимизировать распределение и расположение производ-,
развитие на верхнем и нижнем уровнях, поощрять создание системы исследования и дизайна,
разработки, производства, маркетинга и обслу-
,
производства и общую конкурентоспособность региона. В процессе инвестирования и произ-
водства следует усиливать сотрудничество по
защите окружающей среды, создания биологи, -
« ».
Эффективное продвижение свободного перемещения финансовых средств является важной гарантией строительства «Одного пояса и одно». , -дует углублять финансовое сотрудничество, содействовать строительству стабильной азиатской валютной системы, финансово-инвестиционной и кредитной системы. Нужно расширять сферы и масштаб двухстороннего валютного свопа и расчетов в национальных валютах стран « ».
продвигать открытие и развитие азиатского рын-
,
,
обсуждение заинтересованными сторонами создания финансовых органов в рамках ШОС. Стоит укреплять сотрудничество в области финансового контроля и управления, усовершенствовать режим антикризисного управления и реагирования на риски, создать региональную систему раннего предупреждения финансовых рисков, сформировать механизмы обмена и сотрудничества для антикризисного управления и реагирования на трансграничные риски.
Литература:
1. Ван Ивэй. Один пояс и один путь: шанс и вызов. Пекин : Изд. Женьминь Китая. 2015. С. 249.
2. Гу Юнфэнь. Китай, Россия и Индия: исследование сотрудничества экономики и торговли под инициативой «Одного пояса и одного пути». Пекин: Изд.Эконоимика и Менеджмент. 2016. С. 288.
3. Полный текст «Цели и план действий по продвижению совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» // Сайт «Одного пояса и одного пути» КНР. 2018. URL: https:// www. yidaiyilu. gov.cn/ wcm .fil es/u pload/CMSydyl gw/201702/2017020705190 13. pdf (дата обращениям 9.03.2018).
4. .
(на русском языке). Пекин : Изд. Литература на иностранных языках. 2015. С. 642.
5. . : «
» -
ничество. Пекин: Изд. Цзисегуне. 2017. С. 518.
6. . :
« - - ».
Пекин : Изд. Женьминь Китая. 2016. С. 419.
7. : URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/302425 /738154/index.html(flaTa обращения:27.03.2018).
8. « , »: URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/
В ходе реализации инициативы необходимо совместно приложить усилия по созданию устойчиво,
сотрудничества. Здесь проявляется роль существующих многосторонних механизмов сотрудничества, таких как ШОС, Китай-АСЕАН, Азиатско-
Тихоокеанское экономическое сотрудничество ( ), « - » ( ) ( -
мер, Диалог по сотрудничеству в Азии, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и т. д.). В результате сотрудничества в 2017 г. из Китая в Европу было отправлено в общей слож-3676 ,
38 36 13
европейских стран [7]. Продолжает раскрываться
конструктивная роль соответствующих междуна-
, , -
, «
пояса и одного пути», а также таких платформ, как
Боаоский азиатский форум, ЭКСПО «Китай», ,
Китайская международная торгово-инвестицион-
ная ярмарка, ЭКСПО «Китай-Россия» и т.д.
« »
проект международного сотрудничества взаимного благоприятствования и взаимной выгоды на высоту «гаобщества с единой судьбой» [4] и должна продвинуть развитие и процветание гло-.
Literature:
1. Van Ivey. One belt and one way: chance and call. Beijing : Prod. >KeHbMMHb China. 2015. P. 249.
2. Gu Yongfen. China, Russia and India: a research of cooperation of economy and trade under an initiative of «One belt and one way». Pekin: izd. Ekonoimika and Management. 2016. P. 288.
3. Full text «Purposes and action plan for advance of joint construction of the Economic belt of the Silk way and Sea Silk way of the 21st century» // Website of «One belt and one way» People's // URL: www.yidaiyilu.gov.cn/wcm.files/upload/CMSydylgw/ 201702/201702070519013.pdf (date obrashcheni-ya:19.03.2018).
4. Xi Jinping. About public administration (in Russian). Pekin : izd. Literature in foreign languages. 2015. C. 642.
5. Xu Shaoshi. Enterprise: «One belt and one way» and international production cooperation. Pekin : izd. To Tsziseguna.2017. P. 518.
6. Jan Chenhua. Research of important problems: economic corridor of «China-Mongolia-Russia». Beijing : Prod.Zhenmin of China. 2016. P. 419.
7. Official site of the Chinese customs: URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/30242577 38154/index.html (Date obrashcheniya:27.03.2018).
8. Official site «One belt, one way»: URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/