Научная статья на тему 'Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза'

Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1805
1467
Поделиться
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CHINA / RUSSIA / "ONE BELT ONE ROAD" / UNEVENNESS OF DEVELOPMENT / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хань Лихуа

В статье рассматривается новая экономическая стратегия Китая под названием «Один пояс один путь», целями которой являются развитие северо-восточных регионов Китая и интеграция сопредельных евразийских государств. Автор говорит о стыковке проектов «Один пояс один путь» и Евразийского экономического союза как возможности для всех участников и анализирует выгоды, которые это принесет, уделяя особенное внимание России.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хань Лихуа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prospect of the Correlation of the Strategy «One Belt - One Road» and the Eurasian Economic Union

In the article new economic strategy of China named «One Belt One Road» is considered. Its purposes are development of northeast regions of China and integration of the adjacent Eurasian states. The author speaks about joining of the projects «One Belt One Road» and the Eurasian Economic Union as opportunities for all participants and analyzes benefits which it will bring, paying special attention to Russia.

Текст научной работы на тему «Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза»

g Хань Лихуа

i Перспектива стыковки стратегии i «Один пояс — один путь»

| и Евразийского экономического союза

<

^ Хань Лихуа

ш Старший научный сотрудник Института международной коммерции при Университете внешней экономики и торговли Китая

Директор с китайской стороны Института Конфуция при Российском государственном гуманитарном

университете

confucius.inst@gmail.com

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается новая экономическая стратегия Китая под названием «Один пояс — один путь», целями которой являются развитие северо-восточных регионов Китая и интеграция сопредельных евразийских государств. Автор говорит о стыковке проектов «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза как возможности для всех участников и анализирует выгоды, которые это принесет, уделяя особенное внимание России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Китай, Россия, «Один пояс — один путь», неравномерность развития, устойчивое развитие, региональное сотрудничество

Han Lihua

Prospect of the Correlation of the Strategy «One Belt — One Road» and the Eurasian Economic Union

Han Lihua

Senior research associate of institute of the international Commerce at university of External Economy and Trade of China

Director from the Chinese party of institute of Confucius at Russian State Humanitarian university confucius.inst@gmail.com

ABSTRACT

In the article new economic strategy of China named «One Belt — One Road» is considered. Its purposes are development of northeast regions of China and integration of the adjacent Eurasian states. The author speaks about joining of the projects «One Belt — One Road» and the Eurasian Economic Union as opportunities for all participants and analyzes benefits which it will bring, paying special attention to Russia.

KEYWORDS

China, Russia, «One Belt — one Road», unevenness of development, a sustainable development, regional cooperation

Инициатива по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI в.» (далее обобщенно — «Один пояс — один путь»), выдвинутая осенью 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином, стала стратегией экономической открытости нового этапа. Каким же образом будет связана данная стратегия с экономическим развитием стран евразийского региона? Проанализируем.

1. Предпосылки зарождения стратегии «Один пояс — один путь»

Стратегия «Один пояс — один путь» прежде всего отвечает на вызовы нового периода. Тот факт, что политика реформ и открытости в Китае вошла в новую фазу, требует от Китая выработать новую стратегию.

35 лет назад Китай открыл дверь навстречу внешнему миру с целью привлечения ^ иностранных инвестиций, передовых технологий и опыта в управлении. Китай в со- « ответствии с общими законами мировой экономики и торговых правил урегулиро- т вал и упорядочил все внутренние отношения, интегрировав свою экономику с мировой экономикой. В этом отношении Китай приложил большие усилия и добился ^ огромных достижений, а вступление в ВТО стало важным показателем слияния >| экономики Китая с мировой экономикой. ™

В течение 35 лет бурно развивалась национальная экономика Китая. В 1978 г. ^ Китай по показателю ВВП находился лишь на 10-м месте, в 2008 г. он уже пре- ш взошел Германию и занял 3-е место, а в 2010 г. по общему объему экономики Китай обошел и Японию, заняв 2-е место в мире. Доход на душу населения с 1978 г. по 2012 г. вырос со 190 до 5680 долл., в настоящее время он достиг почти 7500 долл. В соответствии с международными стандартами Китай уже вошел в ряд стран мира со средним уровнем доходов.

Но в силу особенностей, связанных с географическим расположением страны, обеспеченностью ресурсами, общим фундаментом развития и степенью открытости к внешнему миру в целом Китай развивался неравномерно, т. е. наблюдалась ситуация, когда в восточном регионе Китая (в его прибрежной зоне) развитие шло быстро, а в западном регионе (внутренние районы страны) — заметно отставало.

Создание открытой экономики, интеграция экономики Китая с мировой экономикой является одним из самых важных результатов политики реформ и открытости Китая за последние 35 лет, можно сказать, что это одно из основных достижений Китая. Первоначально Китай проводил политику открытости в основном в прибрежных регионах, а также вдоль пограничных зон. Через 35 лет развитию китайской экономики все больше и больше мешают занятость, рост дохода и факторы окружающей среды. С целью создания благоприятных условий для всестороннего углубления реформ, в настоящее время экономика Китая переходит от быстрых темпов развития к стабильным темпам, т. е. переходит в новое устойчивое состояние. Китаю необходимо преодолеть препятствия, обусловленные различиями в структуре и уровне развития разных регионов. Китай должен отказаться от экстенсивного способа стимуляции экономического роста и вместо этого ускорить регулирование своей экономической структуры, перейти к трансформации традиционных отраслей, тем самым гарантировав дальнейшее устойчивое экономическое развитие. В связи с этим Китай выдвинул стратегию «Один пояс — один путь», целью которого является осуществление развития западной части Китая и возрождение северо-восточных регионов Китая.

Развитие международной политической и экономической ситуации требует не только разработки глобальной стратегии Китая, но и регулирования национальной, региональной и внешней политики в отношении сопредельных стран. В настоящее время развитие экономической глобализации только усиливается, развитие региональной экономической интеграции также ускоряется, назревают глубокие изменения как в росте мировой экономики и торговли, так и в структуре инвестиций. Все страны Евразии находятся в ключевой стадии трансформации и модернизации своих экономических систем, для осуществления всего этого необходимо дополнительно стимулировать процесс развития и потенциал сотрудничества в регионе. И именно стратегическая концепция «Один пояс — один путь» сможет, с одной стороны, удовлетворить потребность Китая во внутренней экономической его трансформации, а с другой стороны, — удовлетворить экономические потребности стран Евразии, находящихся вдоль «Шелкового пути». Стратегия «Один пояс — один путь» открывает новые пути и возможности для взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и странами Евразии.

§ 2. Экономическое содержание стратегии «Один пояс — один путь»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т В последние годы в странах и районах вокруг Китая планируются различные мо-| дели интеграции и регионального сотрудничества. Инициатива по созданию «эко-^ номического пояса Шелкового пути» демонстрирует желание и намерение Китая >| наладить сотрудничество со странами данного региона.

В соседних с Китаем регионах, особенно в Центральной Азии и СНГ, в послед-^ ние годы стали появляться различные инициативы по сотрудничеству, стали пред-ш лагаться разнообразные модели экономического сотрудничества. Это и различные евразийские модели, и Американский «План большой Центральной Азии», и «План нового Шелкового пути», и прочие стратегии и инициативы, выдвинутые Японией и ЕС. В отличие от стратегий, выдвинутых Америкой, Ираном, Японией и другими странами, в стратегии «Один пояс — один путь» не содержится так называемого компонента геополитических игр, напротив — данная стратегия предполагает идею равенства и взаимной выгоды, учитывает принцип толерантности и возможность обучения друг у друга, что должно привести в итоге к взаимовыгоде и совместному развитию.

Инициатива по созданию «Шелкового пути» была выдвинута с учетом принципа взаимного дополнения экономик, с учетом различий между Китаем и соседними странами, а также с учетом всех существующих недостатков в инфраструктуре всех предполагаемых участников данного экономического проекта. Такая взаимодополняемость обеспечивает важную основу для долгосрочного делового сотрудничества Китая с соседними странами, и даже создание Евразийского союза не смогло повлиять на взаимодополняемость экономических систем Китая и сопредельных с ним стран, ведь только в процессе совместных усилий по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» будет возможным в полной мере преодолеть неразвитость инфраструктуры в этом регионе.

Инициатива по созданию «Шелкового пути» основана именно на такой реальности. «Экономический пояс Великого шелкового пути» для Китая является стратегией развития реформ и открытости нового этапа, а для внешнего мира она является инициативой по сотрудничеству на основе взаимной выгоды и общего выигрыша. Предложенные Китаем проекты экономических коридоров между Китаем, Индией, Мьянмой и республикой Бангладеш, а также проект китайско-пакистанского экономического коридора в полной мере демонстрируют реальное значение «Экономического пояса Шелкового пути».

3. Перспектива слияния проекта «Один пояс — один путь» с Евразийским экономическим союзом

Россия всегда очень бдительно следит за всеми политическими и экономическими процессами в субъектах бывшего СССР, в которых сама Россия не является ведущей. По этой причине у России есть два основных фактора, вызывающих опасения относительно перспектив развития «Экономического пояса Шелкового пути». Во-первых, существует опасение относительно того, что строительство «Экономического пояса Шелкового пути» может в той или иной степени нанести ущерб Евразийскому экономическому союзу и процессу евразийской интеграции. Во-вторых, у России есть опасения, связанные с тем, что «Экономический пояс Шелкового пути» в перспективе может создать конкуренцию в сфере использования и эксплуатации некоторых российских инфраструктур, в основном это касается Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали и морского потока на севере.

Экономическое развитие России, находясь под воздействием санкций Запада и падения цен на нефть, испытывает серьезные затруднения. В то же время, раз-

витие инфраструктуры в России осуществляется относительно медленно и сила ее ^ экономического развития пока недостаточна. Это заставляет различные обще- « ственные круги России по-новому оценить перспективы слияния двух грандиозных т проектов экономического развития: китайского проекта «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза, возглавляемого Россией. Российские ана- ^ литики считают, что эффективная стыковка этих двух проектов может стимулировать >| экономическое развитие стран вдоль всего шелкового пути, и особенно инфра- « структурное строительство на территории стран-членов ШОС. ^

Лидеры России придают большое значение стыковке проектов «Один пояс — ш один путь» с Евразийским экономическим союзом и рассматривают ее в качестве важного фактора роста российской экономики. Президент России Владимир Владимирович Путин на состоявшемся Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2015 г. отметил, что укрепление отношений партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является залогом скорейшего развития Дальнего Востока РФ.

Говоря о значении стыковки проектов «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза, Путин отметил, что интеграция этих двух больших стратегий развития будет способствовать укреплению сотрудничества в области высоких технологий, транспорта, инфраструктуры и, в частности, такая интеграция будет содействовать развитию Дальневосточного региона России, это есть не только важнейший шаг на пути к интеграции Европы и Азии. Кроме того, благодаря такой интеграции страны Азии, Евразии и даже Европы получат хорошие возможности для своего развития.

Образование Евразийского экономического союза базируется на таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. 29 мая 2014 г. три государства подписали Договор о евразийском экономическом союзе. В соответствии с договором, цель Евразийского экономического союза заключается в реализации свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людских ресурсов в рамках союза до 2025 г., а также в осуществлении согласованной экономической политики.

Для России Евразийский экономический союз представляет открытую систему, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию прилегающих районов и создать условия для более эффективного развития связей со всеми возможными партнерами. В условиях политики и санкций Запада по отношению к России, Россия на дипломатическом уровне все более пристально присматривается к Востоку, а создание Евразийского союза также способствует более эффективному налаживанию торгово-экономических связей России с рядом азиатских государств.

Важно обратить внимание и на то, что Китай и Россия географически соседствуют друг с другом, развитие политических отношений между двумя странами достигло высокого уровня. Благодаря выдвинутой Китаем стратегии экономического развития «Один пояс — один путь» в первую очередь Россия получает благоприятные возможности для своего дальнейшего развития. Как заявил заведующий финансово-экономической кафедрой Института современного развития России Масленников, Китай и Россия являются двумя соседствующими странами, и это географическое преимущество позволят им расширять сотрудничество в области строительства инфраструктуры. Стратегический проект «Один пояс — один путь» отвечает интересам развития дальневосточного региона России. Ведь в настоящее время в дальневосточном регионе России отмечается относительное отставание в части автомобильных, железных дорог и других объектов инфраструктуры. Поэтому, если не будет развития самой инфраструктуры дальневосточного региона России, то невозможно будет планировать и его экономическое развитие. Таким образом, Россия нуждается в укреплении сотрудничества с Китаем, в частности в области инфраструктурного строительства на Дальнем Востоке в рамках проекта «Один пояс — один путь».

^ Стратегия «Один пояс — один путь», характеризуясь высокой степенью инклю-™ зивности, обнаруживает хорошую совместимость с национальными стратегиями т развития стран Евразии, включая и Россию. Экономический пояс «Шелкового пути» | в первую очередь является экономической инициативой, отражающей потребности ^ развития Китая, и естественной реакцией на новые экономические условия. Об->| ращенное к другим государствам предложение Китая присоединиться к этой ини-™ циативе вовсе не означает, что в обмен на экономическую выгоду им придется ^ отчасти пожертвовать своим суверенитетом.

ш Несомненно, что реализация стратегии «Один пояс — один путь» будет открывать широкую перспективу для экономического сотрудничества Китая с другими странами мира, особенно со странами Евразийского экономического союза. С этой точки зрения можно сказать, что стратегия «Один пояс — один путь» в полной мере выгодна как для Китая, так и для России, и полностью соответствует интересам всех государств Евразии.