Научная статья на тему 'Российско-китайское сотрудничество в рамках "Полярного шелкового пути"'

Российско-китайское сотрудничество в рамках "Полярного шелкового пути" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
265
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ПОЛЯРНЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" / "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / АРКТИКА / RUSSIAN-CHINESE COOPERATION / POLAR SILK ROAD / BELT AND ROAD INITIATIVE / THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скопцова Анастасия Алексеевна

В данной статье представлено одно из направлений Российско-Китайского сотрудничества в рамках китайской глобальной инициативы «Один пояс один путь». Коммерческая деятельность Китая в арктическом регионе нацелена на строительство «Полярного шелкового пути», который рассматривается обеими сторонами как часть проекта «Один пояс-один путь», и по средством которого Китай сможет установить прочную связь с европейскими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Скопцова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE COOPERATION ON A "POLAR SILK ROAD"

The article presents one of the fields of Russian Chinese cooperation in the framework of the Chinese global initiative, namely «One Belt, One Road». The Chinese commercial activities aim to build a “Polar Silk Road,” as a part of the Belt and Road Initiative, and by that to connect Chia with Europe via the Arctic.

Текст научной работы на тему «Российско-китайское сотрудничество в рамках "Полярного шелкового пути"»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 327 ББК 66.4 (2Рос)

Дата направления в редакцию: 25-09-2019 Дата рецензирования: 26-09-2019 Дата публикации: 20-12-2019

Скопцова Анастасия Алексеевна

Студент Факультета Международных отношений,

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, г. Санкт-Петербург эл.почта: [email protected]

Skoptcova Anastasiia Alekseevna

Student of School of International relations

Saint-Petersburg

State University,

Russia, St. Petersburg

e-mail: [email protected]

РОССИИСКО-КИТАИСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ «ПОЛЯРНОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

RUSSIAN-CHINESE COOPERATION ON A «POLAR SILK ROAD»

Аннотация (нарус). В данной статье представлено одно из направлений Российско-Китайского сотрудничества в рамках китайской глобальной инициативы «Один пояс - один путь». Коммерческая деятельность Китая в арктическом регионе нацелена на строительство «Полярного шелкового пути», который рассматривается обеими сторонами как часть проекта «Один пояс-один путь», и по средством которого Китай сможет установить прочную связь с европейскими странами.

Ключевые слова:российско-китайское сотрудничество, «Полярный шелковый путь», «Один пояс - один путь», Арктика.

Abstract (in Eng). The article presents one of the fields of Russian - Chinese cooperation in the framework of the Chinese global initiative, namely «One Belt, One Road». The Chinese commercial activities aim to build a "Polar Silk Road," as a part of the Belt and Road Initiative, and by that to connect Chia with Europe via the Arctic.

Keywords: Russian-Chinese cooperation, Polar Silk Road, Belt and Road Initiative, the Arctic.

Вследствие глобального потепления, Арктика становится новой ареной для международного сотрудничества и противостояния. Открытие арктического региона затронуло интересы не только арктических государств, но и привлекло тех, кто желает посредством доступа к новым ресурсам укрепить свое экономическое и политическое положение на мировой арене. Такое явление противоречит сложившейся традиции, в рамках которой правом контроля над территорией и использование ее земель в своих интересах обладают только те государства, которые сохраняют постоянное присутствие на данной территории. Китай, в

отличии от арктических государств, не обладает территориальным суверенитетом и тем самым не имеет суверенных прав для того, чтобы принимать участие в международном управлении данного региона. Столкнувшись с таким минимальным набором прав не арктического государства, он поставил себе цель разработать стратегию, при помощи которой бы смог преодолеть юридические ограничения на реализацию своих интересов в Арктике.

В 2018 году информационное бюро Госсовета КНР опубликовало Белую Книгу об арктической политике, в которой были определены цели и направления стратегии Китая

в данном регионе [9]. Несмотря на то, что в Белой Книге Китая не содержится прямого доказательства его намерений распространить влияние своей инициативы «Один пояс - один путь» на арктический регион, намека на это трудно не заметить. Предпринимая попытки узаконить свою новую идентичность как «близ-арктическое государство» [16], Китай встретил сильный отпор со стороны Арктического Совета. В такой ситуации Россия, являясь членом Арктического Совета, одновременно участвуя в китайской инициативе «Один пояс-один путь» и к тому же, обладая наиболее протяженной территорий в Арктике, стала для Китая наиболее очевидным партнером. Таким образом, российско-китайское сотрудничество в рамках «Полярного шелкового пути» стало новой фазой взаимоотношений между двумя государствами.

В Москве китайская инициатива «Один пояс - один путь» была первоначально воспринята ни как возможность, а скорее как попытка подорвать роль и влияние России в Центральной Азии. Российское государство не желало становиться свидетелем Евразийской интеграции под лидерством Китая. Решение об официальном включении территории российской Арктики в часть китайской инициативы указывает на кардинальное изменение России в ее отношении, а также о необходимости укрепить российско-китайское сотрудничество в Арктике.

Основные сферы деятельности, которые будут рассмотрены в рамках российско-китайского сотрудничества в Арктике: 1) сотрудничество в энергетической сфере (проект «Ямал СП1 »); 2) Северный морской путь; 3) сотрудничество в научной и военной сферах. Последние две сферы рассмотрены в рамках данной статьи вместе, так как во многих использованных источниках приводится тесная связь между открытием российско-китайских научных центров и ростом российско-китайского военного присутствия в арктическом регионе.

Российско-китайское сотрудничество в арктическом регионе

Россия - одно из восьми государств Арктического Совета, обладающее наиболее протяженной территорией в Арктике, и имеющая в данном регионе национальные интересы.

_ 7

Однако, падение цен на нефть совместно с санкциями со сторон Запада уменьшили возможности российской экономики и сократили доступ России к капиталу и технологиям Запада, а именно, к бурильному оборудованию, которое не производится в России [7].

Таким образом, увеличение объема китайских инвестиций в арктическую территорию России делает возможным проникновение Китая в те сферы российской экономики, где раньше предпочтение отдавалась Западу, а именно, в сферу, затрагивающую проекты по вопросам нефти, газа и других природных ресурсов Арктики.

Все более активное сотрудничество между двумя государствами постепенно вовлечет Россию в сферу влияния Китая, и возникнет ситуация, когда в партнерских отношениях руководящая роль будет принадлежать Китаю. В контексте таких отношений, он будет определять условия партнерства, а Россия будет только лишь реагировать на них. Несмотря на такой перевес в отношениях, путем сотрудничества государства добьются большего нежели встав на путь конфронтации

Следует отметить растущее экономическое влияние Китая в арктическом регионе и в России. Наряду с санкционной политикой Запада, в результате которой Россия стала менее привлекательной для ведения бизнеса, возможности для европейских государств инвестировать в Россию постепенно уменьшаются. В качестве примера можно привести энергетический и инфраструктурный сектор. Главным экспортером в Россию различного вида техники стал Китай, опередив Германию.

Китайское присутствие в регионе дает Пекину возможность активнее продвигать свою инициативу, и, тем самым, повышать свою роль на мировой арене.

Российско-китайское сотрудничество, несмотря на определенные сложности, видится как взаимовыгодное. Однако, многие проекты, по вопросам энергетики, технологического сотрудничества и морских перевозок с 2012 года были приостановлены или отменены по причине того, что сторон не разделяли общих взглядов относительно важности некоторых проектов. Стоит отметить, что китайские инвесторы не желают вкладывать деньги в проекты, сопряженные с высоким риском,

8 _

если только китайская сторона не обладает в нем ведущей позицией в руководящем органе или не имеет решающего права голоса.

Проект «ЯМАЛ СПГ»

На данный момент, наиболее высоких результатов в рамках российско-китайского сотрудничества в Арктике достиг проект «Ямал СПГ». Он реализуется на полуострове Ямал в российской арктической зоне. Завод Ямал располагает ресурсами около 90% российского газа, а также играет ведущую роль в процессе сжижения природного газа и его транспортировки на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы [1].

Такой крупномасштабный проект, был совместно запущен Россией и Китаем в 2017 году. Распределение акций между ОАО «НО-ВАТЭК» (50.1 %) , Китайской Национальной Нефтяной Корпорации (20 %), Фонда Шелкового пути (9.9 %) и французского концерна T0TAL(20 %) делает Китай вторым по важности заинтересованным субъектом, тем самым уменьшая влияния TOTAL и подчеркивая, что данный проект является важной частью российско-китайского сотрудничества [14].

Ожидается, что проект «ЯМАЛ СПГ» будет добывать около 5.5 миллионов тонн газа в год, а к 2019 году этот показатель достигнет 16.5 миллионов тонн в год [18]. В результате, около 4 миллионов тонн сжиженного газа будет отправляться в Китай. Проект так же открывает новые возможности в плане транспортировки между азиатско-тихоокеанским регионом (АТР) и европейскими странами через Арктику. «Станет возможным транспортировка сжиженного газа из России в Норвегию за 17 дней, без необходимости использования ледоколов. Весь проект изменит структуру мировых энергетических поставок» [33].

Сложившаяся ситуация в энергетической сфере доказывает то, что Китай становится доминирующим игроком. В 2018 году с началом работы второй и третьей линии «Ямал СПГ» китайская нефтегазовая компания Pet-roChina увеличила свое присутствие в Европе, путем продажи около 20 % своего природного сжиженного газа [18]. Более того доля импорта буровых китайских установок в Россию выросло до 60%.

Даже несмотря на то, что проект «ЯМАЛ

СПГ» выгоден как для России, так и для Китая, он был воспринят в этих государствах по-разному. Президент России Владимир Путин в своих вступлениях подчеркивает успехи данного проекта, который приведет к созданию новых рабочих мест и модернизации технологий в экономически отсталых северных регионах России. Одной из основных целей проекта является утверждение России, как ключевой страны на Востоке, и возможность обезопасить свое экономическое будущее. Большинство продукции «ЯМАЛ СПГ» будет транспортироваться в регион Азии по Северному морскому пути, тем самым подчеркивая его стратегическую важность и намерение России активно развивать судоходство в этой части.

Китай же подчеркивает, что их вклад в проект и участие в нем на таком высоком уровне является доказательством успешной стратегии Китая в Арктике, как части их инициативы «Один пояс - один путь».

Северный морской путь

Открывая 8 декабря 2017 года первую технологическую линию по производству сжиженного природного газа, президент России Владимир Путин сказал, что «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем и Северный морской путь сделаем Шелковым». Северный морской путь является центральным для морского судоходства в арктическом регионе России и обладает огромным экономическим и политическим потенциалом. Суммы, выделенной из бюджета российского правительства (587.5 миллиардов рублей) не достаточно, чтобы полностью реализовать проект Северного морского пути, следовательно, необходимы иностранные инвестиции [29]. В такой ситуации, Китай мог бы инвестировать не только в восстановление, модернизацию и строительство новой инфраструктуры, но также активно использовать Северный морской путь для достижения экономической выгоды.

Для России активное участие Китая в разработке Северного морского пути важно из-за поступающих инвестиций, а также в данном регионе Китай активно пользуется услугами, предоставляемыми российской стороной: начиная с использования незамерзающих портов и заканчивая транзитными перевозками.

Таким образом, включение Северного морского пути в китайскую инициативу «Один пояс-один путь» представляет собой логическое продолжение в укреплении российско-китайских отношений.

Китай видит такое совмещение проектов, как важную часть китайской стратегии по диверсификации его морских торговых путей, а открытие арктического пути представляет собой уникальную возможность догнать другие страны с позиций технологического развития. С экономической точки зрения, Северной морской путь, при определенных обстоятельствах, станет наиболее короткой дорогой для осуществления связи между Европой и Азией, которая на данный момент проходит через Малаккский пролив и Суэцкий канал. В рамках реализации проекта Пекин вложил один триллион долларов и соединил серию экономических и транспортных коридоров между Западом и Азией посредством Северного морского пути [9].

Положительные результаты от российско-китайского сотрудничества по данному проекту трудно предсказать.

Во-первых, несмотря на оптимистические ожидания глав государств обеих сторон, эффективность в использовании Северного морского пути все еще зависит от модернизации его инфраструктуры вдоль арктических территорий России. Это включает в себя реконструкцию глубоководных портов, связанных со значительными нефтегазовыми месторождениями в регионе, создание транспортных узлов при помощи сети дорог и использования железнодорожного транспорта, строительство судов ледового класса и ледоколов, создание оперативной поисково-спасательной и коммуникативной систем.

Во-вторых, хотя Россия готова принять факт расширения китайского проекта «Один пояс-один путь» на Север, Москва не чувствует себя в полной безопасности, позволяя Пекину держать в своих руках средства контроля, влияющих на экономическое развитие российской арктической территории.

Российско-китайское сотрудничество в научной и военной сферах

У Китая много причин для присутствия в Арктике и глобальное потепление лишь одна из них. На настоящий момент, Китай имеет

_ 9

научно-исследовательские центры на территории Исландии и норвежского острова Свальбард. В апреле 2019 года Национальная Лаборатория по морской науке и технике Циндао и Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН подписали соглашение о создании объединенного научно-исследовательского центра [31]. Его основной целью будет прогнозирование состояния ледяного покрова на Северном морском пути и предоставление рекомендаций по вопросам арктического экономического развития, тем самым вынося российско-китайское научное сотрудничество на новый уровень.

Укрепление сотрудничества в научной сфере между Китаем и западными странами в Арктике является той сферой, где возможно построить достаточно крепкие отношения. В области науки не принимаются во внимание политические и национальные противоречия, и таким образом происходит свободный обмен информаций, и укрепление доверия между странами.

Однако со стороны некоторых стран, особенно США, высказываются сомнения, что Китай использует свою научно-исследовательскую деятельность как прикрытие для все большего продвижения своей военной и экономической мощи. Так создание «Полярного шелкового пути» для судоходства и торговли может помочь усилить военное присутствие Китая в Северном Ледовитом океане.

Северный морской путь привлекает Китай, так как он является единственным каналом, по которому Россия экспортирует добытый на Ямале сжиженный природный газ в Китай, и средством торгового судоходства в северную Европу. Если российско-китайский проект Северного морского пути в дальнейшем будет иметь успех, то передвижение через него потребует дополнительно защиты со стороны военных сил для уверенности в полной охране судов и перевозимых грузов.

Некоторые эксперты принимают во внимание вероятность того, что российско-китайское сотрудничество может распространиться на военно-промышленную сферу. Однако власти Китая заявляют, что военное присутствие в Арктике не входит в их планы, а Россия обладает достаточными возможностями, чтобы обеспечить охрану своей территории в

10 _

Арктике. Российские эксперты также ожидают, что военное присутствие Китая в Арктике будет минимальным. Помощь Китая в вопросах вооружения данного региона ограничится дополнительными инвестициями в оборонную технику, специально спроектированную под условия работы в Арктике.

Для России крайне нежелательно, чтобы Китай имел свой военный плацдарм на и без того уязвимой российской территории. Китайские эксперты с самого начала рассматривали Арктику как зону активного российско-китайского сопротивления американскому давлению, именно поэтому Китай проявляет большой интерес к возможности прохождения подводных лодок через данную территорию.

Китайский концерн COSCO, владеющий сотнями сухогрузов завил, что он начнет активно использовать Северный морской путь для торговли с Европой [3]. В январе 2019 первый построенный китайцами танкер совершил плавание с территории китайского морского порта Гуанчжоу, до российского морского порта в Мурманске. Прошлой весной, Китай начал строительство своего второго ледокола «Сюэлун 2» или «Снежный дракон 2» [16]. За последующие несколько лет Китай планирует построить несколько атомных ледоколов и патрульных судов, спо-

собных пересечь Северный Ледовитый океан.

Стоит признать, что волнения со стороны США, имеют под собой логическое обоснование с точки зрения ядерной и морской стратегии. Осуществляя свою деятельность в Арктике, Китай решает сразу две проблемы. Он значительно сокращает количество уязвимых мест в своей политике и одновременно сокращает дистанцию до США в 3.5 раза.

В будущем Россия и Китай могут даже попытаться создать общую систему противоракетной обороны и противозенитные системы в Арктике. Такое сотрудничество в сфере воздушной и противоракетной обороны может также привести к включению подводных лодок в сферу российско-китайского стратегического партнерства в Арктике.

Однако, несмотря на все разработанные российско-китайские проекты, не стоит преувеличивать связь между этими двумя государствами. Наиболее важные цели, которые ставит перед собой Россия, не могут полностью реализоваться в рамках российско-китайского сотрудничества. Москва будет проводить преобразования в Арктике при помощи умеренного капитала и технологической помощи со стороны Китая. Пекин в ответ этому приобретет надежный способ, чтобы нанести удар по США и тем самым усилить свое ядерное присутствие.

Библиография

1. Магдалинская, Юлия. "На белых просторах Арктики." Российская газета, Спецвыпуск № 67(7530), 29.03.2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2018/03/29/knr-demonstriruet-svoiu-gotovnost-k-mezhdunarodnomu-sotrudnichestvu.html // (дата обращения 15.08.2019).

2. Макаренко, Георгий. "Добрались до Арктики: как Китай собирается освоить Северный морской путь". РБК, 30.10.2015 // [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/30/10/2015/563342c a9a794776d49eb0ee //(дата обращения 30.08.2019).

3. РСМД, Институт ДВ РАН, Институт международных исследований Фуданьского университета. "Российско-китайский диалог: модель 2019: доклад № 46/2019 / "[С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.; гл. ред. И.С. Иванов]; М.: НП РСМД, 2019. 200 с., // [Электронный ресурс] // URL: https:// russiancouncil.ru/papers/Russia-China-Report46-Ru.pdf // (дата обращения 21.08.2019).

4. Balmforth, Tom and Soldatkin, Vladimir. "Russia's Novatek ships forst LNG cargo to China vie Arctic." Reuters, Reported by Denis Pinchuk and Vladimir Soldatkin in Moscow and Meng Meng and Aizhu Chen in Beijing, 19 July, 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.reuters.com/article/us-novatek-cnpc-lng-idUSKBN1K90YN // (дата обращения 17.09.2019).

5. Camilla, Sшrensen T.N. and Katerina, Klimenko, "Emerging Chinese - Russian Cooperation in the Arctic." SIPRI Policy Paper, no. 46, June 2017. // [Электронный ресурс] // URL: https://www.sipri.org/ publications/2017/sipri-policy-papers/emerging-chinese-russian-cooperation-arctic //(дата обращения 26.08.2019).

6. Hsiung, Christopher W., "Facing the "new normal": The strong and enduring Sino-Russian relationship and its implications for Europe." Utriketspolitiska Institute, Published by the Swedish institute of international affairs, March 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.ui.se/globalassets/ui.se-eng/publications/

ui-publications/2019/ui-paper-no.-3-2019.pdf // (дата обращения 15.08.2019).

7. Grieger, Gisela, "China's Arctic policy. How China aligns rights and interests." EPRS, May 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.iberchina.org/files/2018/artic_policy_china.pdf // (дата обращения 17.09.2019).

8. Gao, Charlotte, "China Issues Its Arctic Policy." The Diplomat, 26 Jan. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2018/01/china-issues-its-arctic-policy/ // (дата обращения 12.09.2019).

9. The State Council Information Office of the People's Republic of China, "China's Arctic Policy." ENGLISH.GOV.CN, 26 Jan. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: http://english.gov.cn/archive/white_ paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm // (дата обращения 15.08.2019).

10. Lassere, Frederic and Alexeeva, Olga, "An analysis on Sino - Russian cooperation in the Arctic in the BRI era." ResearchGate, 19 Sep. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.researcgate.net/ publication/330354805 // (дата обращения 28.08.2019).

11. Cornet, Alexandre, "From the "Polar Silk Road" to the Arctic Rimland: a case study of the Belt and Road challenges from the European Union." IRIS, Oct. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www. iris-france.org/wp-content/uploads/2018/10/Asia-Focus-90-Anglais-1.pdf // (дата обращения 30.08.2019).

12. Pezard, Stephanie, "The new geopolitics of the Arctic. Russia's and China's Evolving Role in the Region." RAND Corporation, 26 Nov. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.rand.org/content/dam/ rand/pubs/testimonies/CT500/CT500/RAND_CT500.pdf // (дата обращения 15.09.2019).

13. Eiterjord, Trym A., "The Growing Institutionalization of China's Polar Silk Road." The Diplomat, 07 Oct. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2018/10/the-growing-institutionalization-of-chinas-polar-silk-road/ // (дата обращения 04.08.2019).

14. Kravtosova, Ekaterina, "Russia's Yamal LNG plant ships record gas volumes to Europe." Business Day, 28 Feb, 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.businesslive.co.za/bd/companies/energy/2019-02-28-russias-yamal-lng-plant-ships-record-gas-volumes-to-europe/ // (дата обращения 13.09.2019).

15. Ching, Nike. "US Wary of Chinese, Russian Military Presence in Arctic." VOA News, 06 May, 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.voanews.com/a/us-wary-of-chinese-and-russian-military-presence-in-the-arctic/4905879.html // (дата обращения 01.09.2019).

16. Gasper, Donald, "China and Russia want to develop Arctic energy resources together, and US disapproval may not deter them." South China Morning Post, 12 Sep. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https:// www.scmp.com/comment/insight-opinion/asia/article/2163719/china-and-russia-want-develop-arctic-energy-resources // (дата обращения 15.08.2019).

17. Liyeu, "China, Russia jointly launch Yamal LNG project in the Arctic" Belt and Road Portal, 11 Dec,

2017, // [Электронный ресурс] // URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/qwyw/rdxw/39154.htm // (дата обращения 09.08.2019).

18. Filimonova, Nadezhda and Krivokhizh, Svetlana, "China's Stakes in the Russian Arctic." The Diplomat, 18 Jan. 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2018/01/chinas-stakes-in-the-russian-arctic/ // (дата обращения 08.09.2019).

19. Woodhouse, Alice, "China outlines plans for "Polar Silk Road" in Arctic." Financial Times, 26 Jan,

2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.ft.com/content/a53ebabc-0268-11e8-9650-9c0ad2d7c5b5 // (дата обращения 29.08.2019).

20. Gallo, Ernesto and Biava, Giovanni, "A new energy frontier called 'Polar Silk Road': China Daily contributors" The Straits Times, 12 April 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.straitstimes. com/asia/east-asia/a-new-energy-frontier-called-polar-silk-road-china-daily-contributors //(дата обращения 05.09.2019)

21. Xin, Liu, "China proposes 'Polar Silk Road' cooperation in Arctic region" Global Times, 26 Jan, 2018, // [Электронный ресурс] // URL: http://www.globaltimes.cn/content/1086740.shtml // (дата обращения 08.09.2019).

22. Jordan, Sonja, "China, Russia Cooperating in Arctic As Region Gains Strategic Importance." NDIA's Business and Technology Magazine, 20 June 2018, // [Электронный ресурс] // URL: http://www.nationalde-fensemagazine.org/articles/2018/6/20/china-russia-cooperating-in-arctic-as-region-gains-strategic-importance // (дата обращения 09.09.2019).

23. Wong, Andrew, "China: We are a 'Near-Arctic State' and we want a 'Polar Silk Road'" Asia - Pacific News, 14 Feb, 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.cnbc.com/2018/02/14/china-we-are-a-near-arctic-state-and-we-want-a-polar-silk-road.html // (дата обращения 13.09.2019).

24. Zoltay, Alexandra. "Polar Sulk Road." PAGEO Geopolitical Institute, 08 June, 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.geopolitika.hu/en/2018/08/22/polar-silk-road/ // (дата обращения 11.09.2019).

25. Scrafton, Mike, "Grand strategy: all along the polar silk road." Australian Strategic Policy Institute, 27 April, 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.aspistrategist.org.au/grand-strategy-along-polar-silk-road/ // (дата обращения 14.09.2019).

26. Sukhankin, Sergey, "China' Polar Silk Road' versus Russia's Arctic Dilemmas." The Jamestown Foundation, Published by Eurasia Daily Monitor, vol. 15, issue. 159, 7 Nov, 2018, // [Электронный ресурс] // URL: https://jamestown.org/program/chinas-polar-silk-road-versus-russias-arctic-dilemmas/ //(дата обращения 02.092019).

27. Ehret, Metthew J.L., "The Russian-China Polar Silk Road Challenges British Geopolitics." Strategic Culture Foundation, 23 April, 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://www.strategic-culture.org/ news/2019/04/23/russian-china-polar-silk-road-challenges-british-geopolitics/ // (дата обращения 05.09.2019).

28. Trickett, Nicholas, "Putin in Beijing: What Drives China-Russia Relations?" The Diplomat, 01 May 2019, // [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2019/05/putin-in-beijing-what-drives-china-russia-relations/ // (дата обращения 02.09.2019).

29. Kuersten, Andreas, "Russian Sanctions, China, and the Arctic." The Diplomat, 03 Jan, 2015, // [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2015/01/russian-sanctions-china-and-the-arctic/ // (дата обращения 10.09.2019).

30. Nilsen, Thomas, "Iceland President Jуhannesson to meet Putin as country prepares to chair Arctic Council." Eye on the Arctic, 3 April, 2019, // [Электронный ресурс] // URL: http://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2019/04/03/iceland-arctic-council-president-putin-johannesson-meeting/ // (дата обращения 06.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Yamal LNG (2019), About the project, // [Электронный ресурс] // URL: http://yamallng.ru/en/project/ about// // (дата обращения 12.09 2019).

32. URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Focean.ru%2Findex.php%2Fnovosti-left%2Fnovosti-instituta%2Fitem%2F1304-soglashenie-o-sotrudnichestve&cc_key= // (дата обращения 21.08.2019).

33. URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?tm_id=139&cat_id=10058&info_id=39154 // (дата обращения 20.08.2019).

References (transliterated)

1. Magdalinskaya, Yuliya. "Na belyh prostorah Arktiki." Rossijskaya gazeta, Specvypusk № 67(7530), 29.03.2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://rg.ru/2018/03/29/knr-demonstriruet-svoiu-gotovnost-k-mezhdunarodnomu-sotrudnichestvu.html // (data obrashcheniya 15.08.2019).

2. Makarenko, Georgij. "Dobralis' do Arktiki: kak Kitaj sobiraetsya osvoit' Severnyj morskoj put'". RBK, 30.10.2015 // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rbc.ru/economics/30/10/2015/563342ca9a794776d49eb 0ee //(data obrashcheniya 30.08.2019).

3. RSMD, Institut DV RAN, Institut mezhdunarodnyh issledovanij Fudan'skogo universiteta. "Rossijsko-kitajskij dialog: model' 2019: doklad № 46/2019 / "[S. G. Luzyanin (ruk.) i dr.; H. Chzhao (ruk.) i dr.; gl. red. I S. Ivanov]; M.: NP RSMD, 2019. 200 s., // [Elektronnyj resurs] // URL: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-Report46-Ru.pdf // (data obrashcheniya 21.08.2019).

4. Balmforth, Tom and Soldatkin, Vladimir. "Russia's Novatek ships forst LNG cargo to China vie Arctic." Reuters, Reported by Denis Pinchuk and Vladimir Soldatkin in Moscow and Meng Meng and Aizhu Chen in Beijing, 19 July, 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.reuters.com/article/us-novatek-cnpc-lng-idUSKBN1K90YN // (data obrashcheniya 17.09.2019).

5. Camilla, S0rensen T.N. and Katerina, Klimenko, "Emerging Chinese - Russian Cooperation in the Arctic." SIPRI Policy Paper, no. 46, June 2017. // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.sipri.org/publications/2017/ sipri-policy-papers/emerging-chinese-russian-cooperation-arctic //(data obrashcheniya 26.08.2019).

6. Hsiung, Christopher W., "Facing the "new normal": The strong and enduring Sino-Russian relationship and its implications for Europe." Utriketspolitiska Institute, Published by the Swedish institute of international affairs, March 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.ui.se/globalassets/ui.se-eng/publications/ui-publications/2019/ui-paper-no.-3-2019.pdf // (data obrashcheniya 15.08.2019).

7. Grieger, Gisela, "China\'s Arctic policy. How China aligns rights and interests." EPRS, May 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.iberchina.org/files/2018/artic_policy_china.pdf // (data obrashcheniya 17.09.2019).

8. Gao, Charlotte, "China Issues Its Arctic Policy." The Diplomat, 26 Jan. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://thediplomat.com/2018/01/china-issues-its-arctic-policy/ // (data obrashcheniya 12.09.2019).

9. The State Council Information Office of the People's Republic of China, "China's Arctic Policy." ENGLISH.GOV.CN, 26 Jan. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: http://english.gov.cn/archive/white_ paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm // (data obrashcheniya 15.08.2019).

10. Lassere, Frederic and Alexeeva, Olga, "An analysis on Sino - Russian cooperation in the Arctic in the BRI era." ResearchGate, 19 Sep. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.researcgate.net/ publication/330354805 // (data obrashcheniya 28.08.2019).

11. Cornet, Alexandre, "From the "Polar Silk Road" to the Arctic Rimland: a case study of the Belt and Road challenges from the European Union." IRIS, Oct. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.iris-france. org/wp-content/uploads/2018/10/Asia-Focus-90-Anglais-1.pdf // (data obrashcheniya 30.08.2019).

12. Pezard, Stephanie, "The new geopolitics of the Arctic. Russia's and China's Evolving Role in the Region." RAND Corporation, 26 Nov. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rand.org/content/dam/ rand/pubs/testimonies/CT500/CT500/RAND_CT500.pdf // (data obrashcheniya 15.09.2019).

13. Eiterjord, Trym A., "The Growing Institutionalization of China's Polar Silk Road." The Diplomat, 07 Oct. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://thediplomat.com/2018/10/the-growing-institutionalization-of-chinas-polar-silk-road/ // (data obrashcheniya 04.08.2019).

14. Kravtosova, Ekaterina, "Russia's Yamal LNG plant ships record gas volumes to Europe." Business Day, 28 Feb, 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.businesslive.co.za/bd/companies/energy/2019-02-28-russias-yamal-lng-plant-ships-record-gas-volumes-to-europe/ // (data obrashcheniya 13.09.2019).

15. Ching, Nike. "US Wary of Chinese, Russian Military Presence in Arctic." VOA News, 06 May, 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.voanews.com/a7us-wary-of-chinese-and-russian-military-presence-in-the-arctic/4905879.html // (data obrashcheniya 01.09.2019).

16. Gasper, Donald, "China and Russia want to develop Arctic energy resources together, and US disapproval may not deter them." South China Morning Post, 12 Sep. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.scmp. com/comment/insight-opinion/asia/article/2163719/china-and-russia-want-develop-arctic-energy-resources // (data obrashcheniya 15.08.2019).

17. Liyeu, "China, Russia jointly launch Yamal LNG project in the Arctic" Belt and Road Portal, 11 Dec,

2017, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/qwyw/rdxw/39154.htm // (data obrashcheniya 09.08.2019).

18. Filimonova, Nadezhda and Krivokhizh, Svetlana, "China's Stakes in the Russian Arctic." The Diplomat, 18 Jan. 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://thediplomat.com/2018/01/chinas-stakes-in-the-russian-arctic/ // (data obrashcheniya 08.09.2019).

19. Woodhouse, Alice, "China outlines plans for "Polar Silk Road" in Arctic." Financial Times, 26 Jan,

2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.ft.com/content/a53ebabc-0268-11e8-9650-9c0ad2d7c5b5 // (data obrashcheniya 29.08.2019).

20. Gallo, Ernesto and Biava, Giovanni, "A new energy frontier called \'Polar Silk Road\': China Daily contributors" The Straits Times, 12 April 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.straitstimes.com/ asia/east-asia/a-new-energy-frontier-called-polar-silk-road-china-daily-contributors //(data obrashcheniya 05.09.2019)

21. Xin, Liu, "China proposes \'Polar Silk Road\' cooperation in Arctic region" Global Times, 26 Jan, 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.globaltimes.cn/content/1086740.shtml // (data obrashcheniya 08.09.2019).

22. Jordan, Sonja, "China, Russia Cooperating in Arctic As Region Gains Strategic Importance." NDIA's Business and Technology Magazine, 20 June 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www. nationaldefensemagazine.org/articles/2018/6/20/china-russia-cooperating-in-arctic-as-region-gains-strategic-importance // (data obrashcheniya 09.09.2019).

23. Wong, Andrew, "China: We are a 'Near-Arctic State' and we want a 'Polar Silk Road'" Asia - Pacific News, 14 Feb, 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.cnbc.com/2018/02/14/china-we-are-a-near-arctic-state-and-we-want-a-polar-silk-road.html // (data obrashcheniya 13.09.2019).

24. Zoltay, Alexandra. "Polar Sulk Road." PAGEO Geopolitical Institute, 08 June, 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.geopolitika.hu/en/2018/08/22/polar-silk-road/ // (data obrashcheniya 11.09.2019).

25. Scrafton, Mike, "Grand strategy: all along the polar silk road." Australian Strategic Policy Institute, 27 April, 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.aspistrategist.org.au/grand-strategy-along-polar-silk-road/ // (data obrashcheniya 14.09.2019).

26. Sukhankin, Sergey, "China' Polar Silk Road' versus Russia's Arctic Dilemmas." The Jamestown Foundation, Published by Eurasia Daily Monitor, vol. 15, issue. 159, 7 Nov, 2018, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://jamestown.org/program/chinas-polar-silk-road-versus-russias-arctic-dilemmas/ //(data obrashcheniya

02.092019).

27. Ehret, Metthew J.L., "The Russian-China Polar Silk Road Challenges British Geopolitics." Strategic Culture Foundation, 23 April, 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.strategic-culture. org/news/2019/04/23/russian-china-polar-silk-road-challenges-british-geopolitics/ // (data obrashcheniya 05.09.2019).

28. Trickett, Nicholas, "Putin in Beijing: What Drives China-Russia Relations?" The Diplomat, 01 May 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://thediplomat.com/2019/05/putin-in-beijing-what-drives-china-russia-relations/ // (data obrashcheniya 02.09.2019).

29. Kuersten, Andreas, "Russian Sanctions, China, and the Arctic." The Diplomat, 03 Jan, 2015, // [Elektronnyj resurs] // URL: https://thediplomat.com/2015/01/russian-sanctions-china-and-the-arctic/ // (data obrashcheniya 10.09.2019).

30. Nilsen, Thomas, "Iceland President Johannesson to meet Putin as country prepares to chair Arctic Council." Eye on the Arctic, 3 April, 2019, // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2019/04/03/iceland-arctic-council-president-putin-johannesson-meeting/ // (data obrashcheniya 06.09.2019).

31. Yamal LNG (2019), About the project, // [Elektronnyj resurs] // URL: http://yamallng.ru/en/project/ about// // (data obrashcheniya 12.09 2019).

32. URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Focean.ru%2Findex.php%2Fnovosti-left%2Fnovosti-instituta%2Fitem%2F1304-soglashenie-o-sotrudnichestve&cc_key= // (data obrashcheniya 21.08.2019).

33. URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?tm_id=139&cat_id=10058&info_id=39154 // (data obrashcheniya 20.08.2019).

©А.А.Скопцова, 2019

Ссылка на статью: Скопцова A.A. - Российско-китайское сотрудничество в рамках «Полярного шелкового пути» // Вести научных достижений. - 2019. - №6. - С. 6-14. DOI: 10.36616/2618-7612-2019-6-6-14 URL: https:// vestind.ru/joumals/vestind/releases/6-2019/articles?pdfView&page=6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.