Научная статья на тему 'Полярная политика Китая: набирая обороты, обретая рамки, умножая векторы'

Полярная политика Китая: набирая обороты, обретая рамки, умножая векторы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
529
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Антарктика / «Пояс и путь» / Север􏰀 ный морской путь / Северо􏰀Западный проход / инвестиции / иссле􏰀 дования. / Arctic / Antarctic / Belt and Road Initiative (BRI) / Northern Sea Route / Northwest Passage / investments / research

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Криворотов Андрей Константинович

Рассмотрены важнейшие события 2017 — начала 2018 гг. в деятельности КНР в полярных регионах: формальное включение Арктики в инициативу «Пояс и путь», реализация знако􏰀 вых инфраструктурных проектов, расширение присутствия в Ан􏰀 тарктиде и др. Эти процессы создают новые возможности для Рос􏰀 сии, но их практическая реализация потребует целенаправленных усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S POLAR POLICY: GAINING MO􏰀 MENTUM, SHAPING FRAMEWORK, MULIPLYING VECTORS

The paper reviews the key highlights of Chinese activities in polar regions in 2017􏰀early 2018: formal incorporation of the Arctic into the Belt and Road Initia􏰀 tive, progress of milestone infrastructure projects, increased Antarctic presence, etc. These developments open up new opportunities for Russia, but dedicated action is needed to turn them into practice.

Текст научной работы на тему «Полярная политика Китая: набирая обороты, обретая рамки, умножая векторы»

DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10014

А.К. Криворотов

ПОЛЯРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: НАБИРАЯ ОБОРОТЫ, ОБРЕТАЯ РАМКИ, УМНОЖАЯ ВЕКТОРЫ

Аннотация. Рассмотрены важнейшие события 2017 — начала 2018 гг. в деятельности КНР в полярных регионах: формальное включение Арктики в инициативу «Пояс и путь», реализация знаковых инфраструктурных проектов, расширение присутствия в Антарктиде и др. Эти процессы создают новые возможности для России, но их практическая реализация потребует целенаправленных усилий.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, «Пояс и путь», Северный морской путь, Северо-Западный проход, инвестиции, исследования.

Период 2017 — начало 2018 гг. был отмечен резкой активизацией деятельности Китая в Арктике и в Антарктике и углублением ее идейной проработки. Настоящая статья характеризует лишь наиболее значимые события этого времени и этого контекста, но в совокупности их уже сейчас можно рассматривать как свидетельство перехода полярной политики КНР в некое новое качество.

Концептуализация арктической политики Китая

Важнейшим доктринальным итогом 2017 — начала 2018 гг. стало, очевидно, официальное оформление и окончательное закрепление концепции «Один пояс, один путь» (она же инициатива «Пояс и путь») как на международном уровне, прежде всего в декларации Пекинского саммита от 16 мая 2017 г.,1 так и внутри Китая, через включение положений о ней в Устав КПК и Конституцию КНР. «Пояс и путь» предстает как открытая, инклюзивная альтернатива глобализации, построенная на принципах неисключительности, взаимной выгоды (win-win) и, хотя это прямо не подчеркивается, при самой активной роли Китая, обеспечиваемой прежде всего благодаря его финансовым инструментам.

Вскоре после саммита «Один пояс, один путь» в Пекине (май 2017 г.), 20 июня того же года власти Китая опубликовали документ «Видение сотрудничества на море в рамках инициативы «Пояс и путь»», где были определены три «синих экономических маршрута»: «Китай—Индийский океан—Африка—Средиземное море» (главная современная торговая трасса КНР), «Китай—Океания—Юг Тихого океана» и маршрут «в Европу через Ледовитый океан»2. В конце 2017 г. о Северном морском пути (СМП) в контексте «Пояса и пути» высказались главы России и КНР: Си Цзиньпин — на встрече с председателем правительства России Д.А. Медведевым 1 ноября, В.В. Путин — на своей пресс-конференции 14 декабря.

Наконец, 26 января 2018 г. Управление информации Госсовета КНР впервые в истории страны опубликовало Арктическую политику Китая3. Несмотря на ряд конкретных положений, например, о проведении ежегодных арктических экспедиций, в целом она сформулирована весьма широко и, видимо, более в расчете на внешнюю аудиторию. Так, на пресс-конференции, устроенной Управлением информации, зам. министра иностранных дел КНР Кун Сюанью, представляя этот документ, попытался, как и китайские ученые, развеять сомнения международного сообщества в миролюбивом и экологически ответственном подходе страны к ее деятельности в Арктике.

В Стратегии, помимо прочего, повторен известный тезис о КНР как «приарктическом государстве» (или «околоарктическом» государстве в зависимости от перевода), определены главные политиче-

ские цели страны в регионе — понимать, оберегать, развивать Арктику и участвовать в ее управлении в интересах всего мирового сообщества. Китай «как ответственная крупная держава» призвал все заинтересованные стороны к совместной работе по достижению этих целей и сотрудничеству по вопросам Арктики в рамках инициативы «Пояс и путь».

«Ямал СПГ» — первый китайский мегапроект в Арктике

Концептуальное оформление китайских арктических планов шло параллельно с их практической реализацией. Так, в ямальском порту Са-бетта 8 декабря 2017 г. был пущен завод сжиженного природного газа — «Ямал СПГ», совместное предприятие российского «НОВАТЭКа», китайских инвесторов и французской «Тоталь». В полуофициальном русскоязычном журнале «Китай» этот завод был назван первым сверхкрупным зарубежным проектом КНР, реализуемым после выдвижения инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

С российской точки зрения, «Ямал СПГ» примечателен прежде всего как зримое свидетельство присутствия РФ в Арктике и на перспективном мировом рынке сжиженного газа, а также как будущий главный источник формирования грузовой базы для судоходства по Севморпути. Каждая из трех линий завода в Сабетте должна будет производить по 5,5 млн т СПГ в год, что превышает весь объем перевозок по СМП до начала строительства завода (5,4 млн т в рекордном 2015 г.).

Интерес Китая также представляется многоплановым. Российские СМИ обычно упоминают лишь то, что 20 % «Ямал СПГ» принадлежат Китайской национальной нефтегазовой компании и еще 9,9 % — Фонду Шелкового пути. Но участие китайской стороны значительно шире: она обеспечила 63 % финансирования проекта (включая кредиты Экспортно-импортного банка и Банка развития Китая на общую сумму свыше 12 млрд долл.), а 45 промышленных компаний страны поставили 85 % модулей теплообменников для сжижения газа, более 20 % транспортных судов, 14 из 15 танкеров для перевозки СПГ4. Причем, по признанию производителя модулей — компании Chinese Offshore Oil Engineering Co., Ltd. (СООЕС), они были изготовлены в Китае впервые. «Иными словами, «Ямал

СПГ» профинансировал формирование новых технологических компетенций у китайских подрядчиков и помог им выйти на международный рынок. При этом возможность кооперации с российскими компаниями ни одной из сторон не рассматривалась», — отмечали сибирские ученые В.А. и Я.В. Крюковы5.

Отметим также символический момент: «Ямал СПГ» — трехсторонний (российско-китайско-французский) проект. Войдя в число его акционеров, Фонд Шелкового пути не только укрепил в нужный момент его финансовую базу на 301 млн долл., улучшив соотношение собственных и заемных средств, но и довел соотношение капиталов трех сторон (50,1:29,9:20) до близкого к идеальному, построенному на золотом сечении (50:31:19), что важно именно для китайской бизнес-философии.

Китайская сторона с выгодой использует момент, когда российский ТЭК из-за санкций лишился доступа к западным технологиям и финансовым ресурсам. В этом же контексте следует упомянуть и другие новости 2017 г.: покупку китайцами 10 % акций компании нефтехимической компании «Сибур», меморандум «НОВАТЭКа» с Эксим-банком КНР о кредитовании его нового проекта Arctic LNG 26, работу на арктическом шельфе России буровой платформы «Нанхай-8», а также сорвавшуюся в последний момент сделку по приобретению за 7,7 млрд евро 14,6 % акций крупнейшего нефтяного оператора в российской Арктике — «Роснефти» — частной CEFC China Energy1.

Один китайский профессор в беседе с автором заявил в связи с этим: «Россия сейчас скачет на китайской лошади, но, как только ее отношения с Западом улучшатся, она снова пересядет на западную. Поэтому наша задача — максимально укорениться в России, пока она не поменяла коней». С этой точки зрения, инвесторы из КНР через «Ямал СПГ» прочно закрепились в сердце российской Арктики и получили рычаг долгосрочного влияния на судоходство по Севмор-пути (включая планируемое перевооружение ледокольного флота)8.

Активизация в североамериканской Арктике

Впрочем, интерес китайской стороны к газовым ресурсам Арктики явно не исчерпывается Ямалом. В ходе дебютного визита в Пе-

кин президента США Д. Трампа китайские Sinopec, CIC Capital Corp. и Bank of China подписали 8 ноября 2017 г. с компанией Alaska Gasline Development Corp. и правительством штата Аляска соглашение о сотрудничестве в маркетинге, финансировании, инвестировании и поставках китайского оборудования по проекту Alaska LNG9. Этот проект ориентировочной стоимостью 43,4 млрд долл. предусматривает освоение арктического месторождения газа (за что активно выступает Д. Трамп), строительство 1300—километрового трубопровода с арктического на южное побережье штата и завода СПГ (3 линии мощностью по 6,7 млн т СПГ в год) в порту Никиски близ Анкорид-жа. Хотя соглашение с китайцами носит предварительный характер, жители Аляски рассказывали автору, какое воодушевление вызвала у них эта новость, особенно учитывая, что в 2016 г. из проекта вышел оператор и главный акционер, крупнейшая нефтегазовая компания мира ExxonMobil. По новой бизнес-модели, 75 % производимого СПГ будет направляться в КНР по контракту с китайской гос-компанией10.

Аналогичным образом упомянутый «синий экономический маршрут в Европу через Ледовитый океан» вовсе необязательно означает (как иногда трактуют в России) именно Северный морской путь (хотя китайские компании в 2017 г. и увеличили число транзитных плаваний по нему до 12 против 5 годом ранее). Этим маршрутом потенциально могут быть и высокоширотная трансполярная трасса, и Северо-Западный проход (СЗП) через воды Канадского Арктического архипелага.

Как известно, Оттава весьма настороженно относится к появлению иностранных судов в СЗП из-за многолетнего «вялотекущего» спора с США: по мнению Канады, это ее исторические воды, плавание в которых возможно лишь с ее разрешения. Американцы же, напротив, считают их международными проливами, открытыми для судоходства других стран. Однако, несмотря на свои принципиальные разногласия, обе страны избегают обострений для поддержания добрососедских союзнических отношений11.

В связи с этим у канадцев вызвало серьезную озабоченность то обстоятельство, что Управление безопасности мореплавания КНР выпустило в апреле 2016 г. на китайском языке подробную, 365-стра-ничную лоцию по СЗП в расчете на его коммерческое освоение по

мере таяния арктических льдов12. Представитель МИД КНР Хуа Чуньин признала тогда, что Китаю известны политико-правовые сложности этой акватории, но воздержалась, однако, от формулирования какой-либо официальной позиции на сей счет13.

Практическое изучение вопроса состоялось в ходе 8-й китайской арктической экспедиции, проведенной единственным в Китае ледоколом «Сюэлун» («Снежный дракон») 20 июля — 6 сентября 2017 г. До этого лишь 5-я экспедиция 2012 г. выходила за пределы Чукотского и Берингова морей: «Сюэлун» впервые прошел тогда по трассе Севморпути до Исландии, провел исследования в международных водах Северной Атлантики (за пределами 200-мильных экономических зон прибрежных государств) и вернулся в Китай по приполярному маршруту, покрыв 18,5 тыс. морских миль. На сей раз ледокол, преодолев более 20,5 тыс. миль, проследовал из Шанхая в тот же район Северной Атлантики через приполярные области, а обратно, обогнув с юга Гренландию, впервые в китайской истории прошел Северо-Западным проходом по извилистому южному фарватеру, сталкиваясь с туманами, плавучими льдами и айсбергами.

Таким образом, отмечали китайские комментаторы, теперь «Сюэлун» приобрел опыт плавания по всем трем потенциальным трансарктическим маршрутам14. Причем это обстоятельство имеет откровенно прикладной характер: по оценке агентства Синьхуа, ледокол «приобрел богатейший опыт, полезный для китайских судов, которые будут следовать по СЗП в будущем»15.

О том, насколько замысловато китайцы действуют в североамериканской Арктике, свидетельствует разнобой в оценках крупнейших канадских специалистов по арктической проблематике. Профессор Роб Хюберт из Центра военно-стратегических исследований Университета Калгари заявил, что КНР явно намерена наладить регулярное плавание по СЗП своих контейнеровозов, увидел в этом потенциальную угрозу эрозии канадского суверенитета и призвал срочно строить патрульные корабли для контроля над таким судоходством. В то же время профессор Университета Британской Колумбии Майкл Байерс (автор широко известной монографии «Кто владеет Арктикой?») подчеркнул, что китайцы заранее запросили у канадских властей разрешение на экспедицию в СЗП и целую неделю дожидались его, не заходя в спорные воды. «Каждый раз, когда

другое государство работает с нами, оно косвенно признает, что наше государство управляет Северо-Западным проходом, что у нас есть на него права»,— отметил он, добавив, что своим поведением китайская сторона подкрепляет и собственные аналогичные, так же не признаваемые США, претензии на Хайнаньский пролив16.

Так же — энергично, но осторожно — строится и политика КНР в Гренландии. Премьер-министр острова Ким Кильсен нанес визит в Пекин в конце 2017 г. Китайские госкомпании, действуя через Сянган/Гонконг или австралийских партнеров, строят в поселке Кванефьельд шахту по добыче руд редкоземельных металлов, урана и цинка, проектируют рудники в Цитронен-фьорде (цинк) и Исуа (железо).

Датские специалисты отмечают стремление китайцев заручаться поддержкой своих гренландских проектов в Копенгагене17. Однако в 2016 г. правительство Дании под нажимом США отказалось продать сянганской горнорудной компании General Nice Group бывшую военно-морскую базу Грённедал (Кангилиннгуит)18. Опасения Копенгагена вызывают и планы КНР открыть на острове научную станцию, и приглашение китайских строительных фирм к реконструкции всех трех аэропортов Гренландии (Нуук, Какорток и Илу-лиссат). МИД КНР и островные власти, со своей стороны, заявляли, что эти страхи беспочвенны19.

Европейский Север: проекты в сфере транспорта и связи

В описываемый период резко активизировалась также проработка совместных инфраструктурных проектов, позволяющих соединить КНР с Северо-Западом России, Скандинавией и Финляндией. Они хорошо вписываются в логику инициативы «Пояс и путь», ключевым словом которой является «связность», «связуемость» (англ. connectivity). Политическим обеспечением этой работы послужили поездка вице-премьера Госсовета КНР Вань Яна на конференцию «Арктика — территория диалога» в Архангельске, первый с 1995 г. визит председателя КНР в Финляндию и визит премьер-министра Норвегии в Пекин, нормализовавший двусторонние отношения (март-май 2017 г.)20. Рассматриваются транспортные коридоры как

по суше, так и по Северному Ледовитому океану; они закольцовываются, стыкуясь в арктических портах России и Скандинавии.

В частности, в рассматриваемый период китайская China Poly Group активно прорабатывала варианты финансирования (даже в полном объеме на условиях концессии) строительства железной дороги Белкомур («Соликамск—Сыктывкар—Архангельск») и модернизации Архангельского морского порта21. Компания Cosco Shipping Lines (Russia) готовила детальный доклад о строительстве в Архангельске глубоководного порта22.

Параллельно с этим в ноябре 2017 г. Сиань (КНР) и южнофинский г. Коувола связало регулярное железнодорожное сообщение через Россию и Казахстан (в обход Транссиба, но по уже имеющимся железнодорожным путям). Западные наблюдатели отмечают, что это первый реализованный на Севере Европы проект в рамках «Пояса и пути». Расстояние в 8 тыс. км грузовые составы преодолевают за 10 дней, что существенно быстрее традиционных морских маршрутов и (с учетом китайских субсидируемых тарифов) вполне конкурентоспособно по цене23. Казахстан же полагает, что маршрут Коувола (Финляндия)—Бусловская (Россия)—Алтынколь (Казахстан)—Си-ань (Китай) стал 5-м трансграничным коридором, который налажен страной в рамках инициативы президента РК Н. Назарбаева — новой экономической политики «Нурлы жол» («Светлый путь») и ее сопряжения с китайской инициативой «Пояс и путь»24.

Одновременно китайская сторона проявила большой практический интерес к проекту строительства 520-километровой железной дороги «Рованиеми (север Финляндии) — Киркенес (Норвегия)». Она позиционируется финнами как способ для ЕС «обеспечить собственный логистический доступ к Северному Ледовитому океану», позволяя вывозить грузы из стран Северной, Центральной и Восточной Европы по трассе Севморпути. Характерно, что финны первоначально склонялись строить ветку в Мурманск (тем более, что совпадает ширина колеи), но отказались от этой идеи из-за бездействия

ч 25

российской стороны .

В декабре 2017 г. появились сообщения, что «профильное китайское министерство» и корпорация China Telecom предметно обсуждают с финской госкомпанией Cinia Group Oy еще один масштабный (стоимостью 700 млн евро) проект в том же коридоре «Финлян-

дия—Киркенес—трасса Севморпути—Китай и Япония». Речь идет о прокладке подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) длиной 10,5 тыс. км, которая призвана стать самым высокоскоростным кабелем компьютерной связи между Европой и Азией. Проект может быть реализован уже в 2020 г.; анализ, проведенный под руководством бывшего премьера Финляндии П. Липпонена, показал, что он «политически и технически реализуем» и поддерживается всеми затронутыми странами, включая РФ26. Последнее особенно интересно в свете планов России проложить вдоль той же трассы СМП (с ответвлениями к арктическим островам) засекреченную военную ВОЛС27.

Усиление политики Китая в Антарктике

Говоря о полярной политике КНР, необходимо упомянуть и ее

деятельность в Антарктике, которая уже рассматривалась на страни-

20

цах настоящего издания .

История и масштабы китайского присутствия в южных полярных районах, несмотря на их значительную отдаленность от КНР — кратно больше, чем в северных: 34 ежегодных антарктических экспедиций и 4 научных станций (в 2018 г. была заложена 5-я) против 8 нерегулярных арктических экспедиций и 1 станции. По меньшей мере одна из причин связана с различиями правового статуса двух полюсов. Арктика — океан, по большей части подпадающий под зоны юрисдикции прибрежных государств, куда КНР приходится проникать на основе особых договоренностей. Антарктика, напротив, — материк, открытый для деятельности любого заинтересованного государства в рамках соответствующего договора 1959 г. Китай является его участником с 1983 г., и, как показывают исследования,

его интересы на ледяном континенте вполне совместимы с интере-

29

сами других крупных держав .

В мае-начале июня 2017 г. Пекин впервые принял у себя 40-е консультативное совещание стран-участниц Договора об Антарктике. На мероприятии выступил вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли, особо подчеркнувший следующие принципы: мирное использование континента и укрепление взаимного доверия в духе

формирования сообщества общей судьбы человечества; укрепление системы Договора об Антарктике; развитие взаимовыгодного сотрудничества; активизация научных исследований; отыскание разумного баланса между защитой природной среды и использованием Антарктики30. Налицо почти текстуальное сходство с рядом базовых положений Арктической политики.

Первостепенное внимание в обеих полярных областях Китай уделяет НИОКР (тем более, что на разработку природных ресурсов Антарктики действует мораторий до 2048 г.). Перед совещанием Государственное океанологическое управление КНР опубликовало доклад о деятельности страны в Антарктике, где заявило о планах строительства новой научной станции и современных ледоколов, модернизации авиапарка на континенте и др. Кроме того, 26 мая 2017 г. Управление заключило соглашения о сотрудничестве в полярных исследованиях с шестью заграничными учреждениями, включая санкт-петербургский Арктический и Антарктический НИИ31.

Как и в Арктике, растущая активность КНР в районе Южного полюса порой воспринимается с недоверием. Так, в 2017 г. внимание привлек опубликованный в Австралии доклад новозеландской исследовательницы Энн-Мэри Брейди, по сути обвинившей китайскую сторону в проведении в Антарктиде тайных военных операций и разведке полезных ископаемых, прямо запрещенных Договором 1959 г. и Мадридским протоколом 1991 г. к нему. Брейди отметила, что почти все китайские научные станции размещены в секторе Антарктиды, на который претендует Австралия, и своей деятельностью

32

подрывают австралийские интересы .

Многогранный полярный туризм

Две полярные области роднит еще одна тенденция — взрывной рост китайского туризма.

В сезон 2017 г. на КНР пришлось 12 % всего потока туристов в Антарктику (5 тыс. человек), 18 % — в национальный парк «Русская Арктика»33. О наплыве туристов из Китая автору рассказывали жители Мурманской области, финской Лапландии, Северной Норвегии. В марте 2018 г. компания China Merchants Industry Holdings при-

ступила к строительству первого в стране круизного лайнера длиной 104 м для туристических вояжей в полярные области. Судно должно быть готово к спуску на воду уже в 2019 г.34

С позиций международной политики развитие туризма привлекательно в нескольких аспектах.

Во-первых, это не просто «низкобюджетный», а прибыльный (для государства и инвесторов) способ обеспечения национального присутствия в Арктике — причем воочию видимого, с учетом нетипичной для региона внешности китайских туристов.

Во-вторых, «пропуская» через полярные области большое число своих граждан, государство радикально повышает степень осведомленности о них населения. В совокупности два этих обстоятельства мощно работают на формирование имиджа КНР как «приарктиче-ского государства» вне и внутри страны.

В-третьих, массовое присутствие китайских туристов создает основания для регулятивной деятельности государства (пусть и ограниченной лишь природоохранными вопросами и относящейся только к собственным гражданам и юридическим лицам). В новой редакции правил поведения китайских граждан за рубежом, недавно выпущенной Государственным управлением по делам туризма КНР, появились специальные нормы в отношении Арктики и Антарктики. В начале 2018 г. Государственное океанологическое управление

обнародовало проект специального регламента по туризму в Антарк-

35

тике, который предусматривал и санкции за его нарушение .

С учетом этих обстоятельств можно прогнозировать как дальнейший рост китайского туристического потока в полярные области, так и совершенствование его регулирования, позволяющего государству заявлять о своем участии в управлении процессами в данных регионах.

Заключение

Анализ вышеописанных событий позволяет сделать следующие основные выводы.

Период первичного накопления Китаем знаний и опыта в полярных областях можно считать завершенным. Страна публично

заявила о намерении играть важную роль в изучении и управлении как Антарктикой, отнесенной к общему наследию человечества, так и Арктикой, пространства которой по большей части разделены между прибрежными государствами.

В то же время свои интересы в Арктике Китай сформулировал весьма (и, видимо, намеренно) широко, оставляя за собой богатую возможность выбора содержательных, географических и отраслевых приоритетов. В этом смысле самый факт появления документально закрепленной Арктической политики оказался, пожалуй, важнее ее конкретного содержания.

Но еще важнее, вероятно, международная реакция на это событие: если 10 лет назад появление такого документа было бы воспринято с удивлением, то сейчас оно стало, можно сказать, долгожданным. Специалисты других стран сами призывали китайскую сторону назвать, наконец, свои цели и задачи в регионе36. Это лучше всего подтверждает, что Китай стал признанным и очень значимым игроком в полярных районах.

Подчеркивая миролюбивый характер своих устремлений, китайская сторона делает упор на научные, а в Арктике — и на хозяйственные проекты. В то же время в действиях китайских инвесторов, приходящих в мировое Заполярье, наблюдается подлинно государственно-политический подход. Своим появлением они нередко «спасают» проекты, причем стратегически значимые для принимающих стран. Инвестиционные соглашения подписываются в присутствии первых лиц государств, обеспечивая им надежную политическую поддержку. При этом китайские компании с успехом максимизируют эффект от каждой инвестиции и для себя, и для своей страны, обеспечивая поставки в КНР сырья, загрузку производственных мощностей и обретение новых технологических навыков, а также «демонстрацию флага» в Арктике. Одновременно идет практическое продвижение концепции «Пояс и путь», представляемой как гуманная (и близкая по духу самим северянам) альтернатива жесткой глобализации по американским лекалам.

Хороший промежуточный итог «полярным» усилиям Пекина подвела упомянутая Э.-М. Брейди в своей книге «Китай как великая полярная держава», вышедшей в 2017 г. в Кембриджском университете: «Быстрое восхождение Китая в полярных регионах шло парал-

1 а) __ б) _ в) в „ 2 а) б) ✓ ** в) ф

Рис. Китайские научные и инвестиционные проекты в Арктике. 1 — железные дороги: а) Коувола — Сиань; б) основные магистрали; в) проектируемые; 2 — маршруты китайских арктических экспедиций: а) 5-й, 2012 г., б) 8-й, 2017 г.; в) места основных стоянок для проведения исследований.

лельно с развитием китайской экономики, усилением политической и военной мощи Китая. Если Китаю удастся добиться в Заполярье своих основных целей, то он несомненно состоится как новая глобальная великая держава. Складывается новый миропорядок, и Ки-

37

тай намерен находиться в самом его сердце» .

В связи с этим нельзя не отметить, что кратчайшие пути из КНР в Арктику пролегают через Сибирь и Дальний Восток России. Навигация по Северному морскому пути, природные ресурсы российского Заполярья, наш мощный технологический задел и вековой опыт освоения Арктики представляют несомненные конкурентные преимущества нашей страны.

Тем не менее, России, несмотря на успешное развитие двустороннего сотрудничества на Севере, нельзя считать его чем-то незыблемым и предопределенным. Китай и концептуально, и на практике сопоставляет различные варианты реализации своих интересов, выбирая оптимальные. В частности, число проектов в Арктике, которые сейчас прорабатываются потенциальными китайскими инвесторами, представляется несколько избыточным. Вероятно, что в конечном итоге для реализации будут выбраны лишь некоторые из них, и необязательно российские (в качестве примеров можно назвать срыв попыток завести китайский транзит на тот же Транссиб или планов строительства высокоскоростной магистрали «Москва— Казань»).

Реализация открывающихся возможностей потребует, таким образом, от России реальных, целенаправленных усилий. При этом опыт полярной политики Китая заслуживает серьезного прикладного анализа благодаря таким его аспектам, как высокая эффективность, долгосрочное планирование, экономичность и согласованность действий всех звеньев.

Примечания

1 Joint Communique of the Leaders Roundtable of the Belt and Road Forum for International Cooperation. URL: http://www.beltandroadforum.org/english/n100/201 7/0516/c22-423.html

2 Vision for Maritime Cooperation under the Belt and Road Initiative. URL: http:// www.xinhuanet.com/english/2017-06/20/c_136380414.htm

3 China's Arctic Policy. The State Council Information Office of the People's Republic of China. January 2018. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-01/ 26/c_136926498.htm

4 Цзун Хэ. Проект в рамках «Ледового Шелкового пути» // Китай. 2018. № 1. С. 46—47.

5 Крюков В.А., Крюков Я.В. Как раздвинуть рамки арктических проектов // ЭКО. 2017. № 8. С. 16.

6 Novatek inks Arctic LNG 2 deals with Chinese partners. URL: https://www.lng worldnews.com/novatek-inks-arctic-lng-2-deals-with-chinese-partners

7 Петлевой В. Раскрыта точная сумма покупки китайцами доли в «Роснефти» // Ведомости. 16.10.2017; Trickett N. Russia's Unhappy Energy Marriage with China. URL: https://thediplomat.com/2018/03/russias-unhappy-energy-marriage-wi th-china

8 Российско-китайские отношения на современном этапе. К 15-летию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 4. С. 32.

9 Snow N. Chinese, Alaskan officials sign LNG project development agreement // Oil & Gas Journal. 20.11.2017. P. 19—20.

10 Meyer K., Richards F, Wilcox L. Alaska LNG. Joint Senate Resources and Finance Committee. URL: http://alaska-lng.com/wp-content/uploads/2018/03/Senate-Resources-Committee-2.28.2018.pdf

11 Максимова Д.Д., Соколов В.И. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады. М.: ИСКРАН, 2015. С. 58—72.

12 Peng Yining. China charting a new course. URL: http://www.chinadaily.com. cn/china/2016-04/20/content_24679000.htm; Vanderklippe N. China reveals plans to ship cargo across Canada's Northwest Passage // The Globe and Mail. 2016. April 20.

13 Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying's Regular Press Conference on April 20, 2016. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401 /t1357177.shtml

14 Tang Shihua. Chinese Scientific Research Ship Xuelong Completes First Test Run Through Arctic Northwest Passage. URL: https://www.yicaiglobal.com/news/chin ese-scientific-research- ship-xuelong-completes-first-test-run-through-arctic-northwest

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Fife R., Chase S. China used research mission to test trade route through Canada's Northwest Passage // The Globe and Mail. 2017. September 10.

16 Fife R., Chase S. Chinese ship making first voyage through Canada's Northwest Passage // The Globe and Mail. 2017. August 31; Dives J., Byers M. Northern voyage opens a new channel in diplomacy with China // The Globe and Mail. 2017. November 15.

17 Sorensen, C. Promises and risks of Chinese investments in Greenland seen from Nuuk, Copenhagen and Beijing // Greenland and International Security in a Changing Arctic. Oxford: Routledge, 2017. P. 90—97.

18 Matzen E. Denmark spurned Chinese offer for Greenland base over security: sources. URL: https://www.reuters.com/article/us-denmark-china-greenland-base/de nmark-spurned-chinese- offer-for-greenland-base-over-security- sources-idUSKBN1782EE

19 Mingming Shi, Lanteigne, Marc. The (Many) Roles of Greenland in China's Developing Arctic Policy. URL: https://thediplomat.com/2018/03/the-many-roles-of-greenland-in-chinas-developing-arctic-policy; Matzen E., Daly T. Greenland's courting of China for airport projects worries Denmark. URL: https://www.reuters.com/article/ us-china-arctic-greenland/greenlands-courting-of-china-for-airport-projects-worries-denmark-idUSKBN1GY25Y

20 Криворотов А.К., Виноградов А.О. К итогам нормализации китайско-норвежских отношений // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XXII. М.: ИДВ РАН, 2017. С. 197.

21 Плетнев С. Дорога к Белому морю. «Белкомур» ищет инвесторов. URL: http://www.gudok.ru/first_person/?ID=1406324

22 БашкатоваА. Китай ищет альтернативу Северному морскому пути. В Москве притязания Пекина считают нереалистичными // Независимая газета. 02.10.2017.

23 Suokas J. New Silk Road train link connects Finland, Nordic countries with China. URL: https://gbtimes.com/new-silk-road-train-link-connects-finland-nordic-countries-with-china

24 URL: https://bnews.kz/ru/news/tovari_iz_evropi_v_kitai_cherez_kazahstan_o tpravilis_po_novomu_zhd_marshrutu

25 Нильсен Т. Липпонен просит ЕС создать «недостающее звено» — железную дорогу до Киркенеса.URL: https://thebarentsobserver.com/ru/industry-and-en ergy-kirkenes/2016/10/lipponen-prosit-es-sozdat-nedostayushchee-zveno-zheleznuyu; Шимберг А. «Минус Мурманск»: как железная дорога из Финляндии ушла в Норвегию. URL: https://regnum.ru/news/2349590.html; Karijord C. Kina har tegnet inn Kirkenes-Rovaniemi-banen pa kart. URL: http://www.highnorthnews.com/kina-har-t egnet-inn-kirkenes-rovaniemi-banen-pa-kart

26 Suokas J. China, Finland in talks about Arctic telecom cable. URL: https://gbti mes.com/china-finland-in-talks-about-arctic-telecom-cable

27 Шимберг А. Трансарктическая линия связи: от врагов и для друзей. URL: https://regnum.ru/news/economy/2409026.html

28 Балакин В.И. Стратегия Китая в Арктике и Антарктике // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 236—240.

29 Комиссина И.Н. КНР усиливает стратегическое влияние в Антарктике. URL: https://riss.ru/analitycs/37121; Harrington J. China, Global Ecopolitics and Antarctic Governance: Converging Paths? // Journal of Chinese Political Science. 2017. Vol. 22. Issue 1. Р. 37—56.

30 Чжан Гаоли: цзяньчи наньцзи тяоюэ яньцзе цзиншэнь гэнхао жэньши баохо лиюн наньцзи (Чжан Гаоли: твердо придерживаться принципов и духа Договора об Антарктиде; еще лучше понимать, защищать и использовать Антарктику). URL: http://www.chinare.gov.cn/caa/gb_news.php?id=1984.

31 Раткогло А. Китай и Россия подписали международные соглашения по исследованию Арктики. URL: https://ria.ru/science/20170526/1495134430.html; China signs six polar research agreements. URL: http://www.chinare.gov.cn/english/ gb_news.php?id=1991 &modid=13001.

32 Brady A.-M. China's expanding Antarctic interests: Implications for Australia // Special Report. Barton: the Australian Strategic Policy Institute, 2017. 25 p.

33 Туристов из Китая все больше привлекают туры в Арктику и Антарктику. URL: http://www.visit-russia.ru/news/turistov-iz-kitaya-vse-bolshe-privlekayut-tury-v-arktiku-i-antarktiku; Штоль А. Китай наращивает присутствие в Арктике и Антарктике. URL: ???

34 Китай начал строительство первого круизного судна для полярных экспедиций. URL: https://ria.ru/world/20180317/1516585702.html

35 China mulls regulation on Antarctic activities. URL: http://english.china.com/ news/china/54/20180201/1195858.html

36 Goh Sui Noi. China's polar ambitions cause anxiety // The Straits Times. 2018. February 20.

37 Brady A.-M. China As a Polar Great Power. Cambridge: Woodrow Wilson Center Press and Cambridge University Press, 2017. P. 377.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.