О. Н. ФАБЛИНОВА
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена вопросам использования индивидами интернет-технологий в процессе осуществления ими досуговой деятельности. Дается определение термина «досуг», приводится его типология, излагаются основные черты. Рассматриваются коммуникативная, развлекательная и познавательная функции Интернета в процессе проведения индивидом своего досуга.
Ключевые слова: интернет-технологии, досуг, социальные сети, функции Интернета в сфере досуга.
В современном информационном обществе важная роль принадлежит Интернету, который может использоваться индивидами как для выполнения возложенных на них трудовых обязанностей, получения образования и/или повышения образовательного уровня, так и для проведения индивидами своего свободного времени и, в частности, досуга.
Для определения сути терминов «свободное время» и «досуг» необходимо обратиться к такому понятию, как «бюджет времени». Под бюджетом времени понимается система показателей, характеризующая распределение временных затрат по видам его использования. В структуре бюджета времени возможно выделение рабочего времени (учебного времени для обучающихся) и внерабочего времени, включающего в себя необходимое время и свободное время [1]. Рабочее время (учебное время для обучающихся) представляет часть общего бюджета времени, определяемую уставами, правилами распорядка, определенными предписаниями, которые детерминируют порядок трудовой и учебной деятельности. Необходимое внерабочее время есть часть внерабочего времени, затрачиваемая на исполнение непреложных непроизводственных обязанностей, таких как:
удовлетворение физиологических и санитарно-гигиенических потребностей (сон, прием пищи и т. д.);
транспортные временные расходы (передвижения к месту работы или учебы и обратно);
подготовка к работе, выполнение домашних заданий по учебе, другие временные затраты, вытекающие из профессионально-трудовой/учебной деятельности индивида;
самообслуживание, оказание содействия семье/друзьям/знакомым/коллегам, другие виды хозяйственно-бытовой деятельности.
Внерабочее время не имеет такой жесткой регламентации, как рабочее время, но вместе с тем зависит от ряда социально-экономических и физиологических факторов, а также находится в непосредственной взаимосвязи с рабочим временем.
Свободное время - это та часть внерабочего времени, которая остается у индивида после исполнения им непреложных непроизводственных обязанностей.
В рамках данной статьи под досугом мы будем понимать часть свободного времени, не связанную с удовлетворением индивидом физиологических, бытовых потребностей, а также с выполнением домашнего труда и характеризующейся, с одной стороны, наличием выбора, добровольностью и отсутствием принуждения, с другой - регулируемостью определенными социальными институтами.
Если обратиться к этимологическому словарю, то слово «досуг» является старославянским и формируется от той же основы, что и слово «досягать». Изначально значение слова - «то, что можно достать рукой», далее - «то, что достигнуто», а также «умение, ловкость, способность». Впоследствии слово обрело значение «свободное время; отдых как следствие окончания работы в результате достижения чего-либо». Английское слово «досуг» (leisure) произошло от латинского licere, означающего «быть разрешенным» или «быть свободным». От латинского licere произошло и французское слово loisir, означающее «свободное время», а также английское слово license (лицензия), изначально означающее «освобождение от общественных обязанностей», а также liberty (свобода). Все эти слова являются родственными и предполагают наличие свободного выбора и отсутствие принуждения [2; 3].
По мнению американского социолога М. Каплан, для досуга характерно семь существенных элементов, таких как:
1) полная противоположность работе как экономической функции;
2) приятное ожидание и воспоминание;
3) минимум ненамеренных социально-ролевых обязательств;
4) психологическое ощущение свободы;
5) тесная связь с ценностями культуры;
6) включение целого диапазона от непоследовательности и незначительности до весомости и значимости;
7) часто, но не обязательно, деятельность характеризуется игровым элементом [4].
Досуг как социальное явление выполняет ряд функций. По мнению французского социолога Ж. Дюмазедье, к основным функциям досуга относятся развлекательная, релаксирующая, информационная и образовательная. Ж. Дюма-зедье говорит также об экономической функции досуга, так как значительную часть своего досуга индивиды тратят на приобретение и потребление различного рода товаров и услуг.
По мнению М. Фридмена, основная функция досуга - компенсаторная. С. Р. Паркер, в свою очередь, выделял социализирующую и солидаризиру-ющую функции (но только в случае созидательного досуга) [5].
В целом, целесообразно выделение следующих функций досуга: восстанавливающей, развивающей, игровой, развлекательной, экологической, эвристической, образовательной, воспитательной, социализирующей, информационной, познавательной, организаторской, самореализационной, творческой, оздоровительной, коммуникативной, культурной, компенсаторной и др.
В структуре досуга возможно выделение нескольких уровней:
1. Отдых (самый простой вид досуга).
Активный отдых - воспроизводство сил индивида «с превышением исходного уровня», дающее работу мышцам и психическим функциям, которые не были использованы в процессе трудовой деятельности. К активному отдыху относятся занятия физической культурой, спортом, туризм, путешествия, игры.
Пассивный отдых - состояние покоя, снимающее усталость и восстанавливающее силы. К данному виду досуга можно отнести сон, чтение книг, просмотр фильмов, прослушивание музыки, нахождение в Интернете.
2. Развлечения. К развлечениям относятся те виды деятельности, которые позволяют повеселиться, отдохнуть от забот, рутины повседневной жизни, получить удовольствие. При этом развлечения всегда требуют активности (в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным). Кроме того, если отдых направлен на восстановление физического состояния индивида, то развлечения необходимы для эмоционального выплеска.
3. Познавательная деятельность. Представляет собой систематическое чтение серьезной, глубокой литературы, посещение различного рода культурно-просветительских заведений (библиотек, музеев, кинотеатров, театров, выставок), которые позволяют индивиду расширять кругозор, самосовершенствоваться. В основе познавательной деятельности лежит активный отдых. В отличие от развлечения познавательная деятельность направлена не на эмоциональную разрядку, а на обогащение внутреннего мира, расширение кругозора, интеллектуальную активность, овладевание культурными ценностями.
4. Творчество (самый серьезный способ проведения досуга). Это вид деятельности, направленный не на потребление, а на созидание. Именно творчество приносит индивиду максимальное удовлетворение, являясь средством духовного развития и самосовершенствования [6].
Интересная типология досуга была предложена Р. Стеббинсом. По его мнению, досуг делится на «серьезный» и «обычный». Под «серьезным досугом» понимаются устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist) или участника общественной (само)деятельности - волонтера (volunteer), которые заинтересовывают индивида многочисленными возможностями и комплексностью. Р. Стеббинс выделил пять основных типов любителей хобби: коллекционеры; изготовители и ремесленники; участники (само)деятельности; участники спортивных состязаний, игр и турниров, носящих профессиональный харак-
тер; любители, увлекающиеся разными областями искусства. «Обычный» досуг предлагает меньше возможностей для самореализации, прост по структуре и редко предполагает совершенство исполнения. К обычному досугу относятся: игра (в случае, если она не носит профессионального характера); расслабление (прогулки, дневной сон и т. д.); пассивное развлечение (просмотр телевизионных передач, прослушивание музыкальных записей, чтение книг и т. д.); активное развлечение (розыгрыши, посещение баров, клубов и т. д.); оживленные беседы; сенсорное возбуждение (секс, еда и т. д.) [7].
Многие российские авторы (Е. Б. Груздева, А. М. Нуксунова, Н. Н. Седова. И. Шмерлина, В. М. Иванов, Т. Ю. Денщикова и др.) [8-12] обращают внимание на тенденцию к увеличению временных затрат на пассивный или (в терминах Р. Стеббинса) «обычный» досуг.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Республике Беларусь. Согласно результатам мониторинговых и оперативных социологических исследований, проведенных управлением социологических исследований Информационноаналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь в 2009 г., 85,3% населения Республики Беларусь смотрят телевизор практически ежедневно. В молодежной среде число тех, кто ежедневно смотрит телевизор, меньше - 75,5%. Однако среди молодежи выше, чем среди всего населения Беларуси, процент тех, кто проводит время в сети Интернет (35,1 и 13,7% соответственно), занимающей особое место среди других средств массовой коммуникации [13, с. 43].
К основным функциям сети Интернет относятся коммуникативная, развлекательная и познавательная. Из них лидирующая функция - коммуникативная. Согласно М. Кастельсу: «Интернет - это коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе. Если распространение печатных изданий на Западе привело к созданию того, что Маклюэн окрестил «галактикой Гутенберга», то мы сейчас вступаем в новый мир коммуникаций - галактику Интернет» [14, с. 15].
Жизнь современного человека уже практически невозможно представить без Интернета, открывающего новые возможности как в процессе осуществления индивидом своих трудовых обязанностей, так и проведения им своего свободного времени, досуга. Следует отметить, что черты, присущие интернет-коммуникации во время выполнения индивидами своих служебных обязанностей, имеют как нечто общее, так и отличное от черт, характерных для интернет-коммуникации в досуговое время.
К общим особенностям интернет-коммуникации относятся: опосредован-ность общения техническими средствами; трудность осуществления невербальной коммуникации; изменения в порождении и восприятии текста из-за гипертекстовых и интерактивных возможностей Интернета; восполнение недостатка информации о собеседнике за счет внимания к метатекстовой информации и достраивания вымыслов; возможность управления впечатлениями
о себе; неограниченность контактов; отсутствие временных и территориальных границ; возможность неадекватного понимания поступающей информации в связи с отсутствием/недостаточным присутствием невербальной компоненты; возникновение коммуникативных барьеров; наличие сетевого этикета («нэтикета»), включающего в себя как нормы традиционного этикета, так и нормы, связанные со спецификой канала коммуникации - Интернета. К последним относятся эмоциональные (форма обращения к собеседнику, отношение к новичкам и т. д.), оформительские (способы оформления набираемого текста: длина строк, использование различных вариантов форматирования и т. д.) и административные нормы (соблюдение правил цитирования, необходимость придерживаться обозначенной тематики и т. д.).
Разница между коммуникацией во время выполнения индивидами своих служебных обязанностей и коммуникацией в досуговое время во многом зависит от вида деятельности индивида. Однако чаще всего интернет-коммуникация, связанная с выполнением индивидом своих служебных обязанностей, носит формальный, официально-деловой характер (четкость, строгость подачи информации, сухость, необходимость сообщения собеседнику своей фамилии, имени, иногда - отчества, занимаемой должности и т. п.).
Интернет-коммуникация, осуществляемая индивидами во время досуга, характеризуется следующими чертами:
возможностью оставаться анонимным;
демократичностью;
раскрепощенностью, раскованностью коммуникантов;
добровольностью вступления в коммуникацию, возможностью выйти из нее в любой момент;
конструированием социальных идентичностей, возможностью предстать кем угодно: любого пола, возраста, национальности, социальной группы, с любым уровнем дохода и т. д., т. е. возможностью прожить несколько жизней, иметь несколько образов, играть несколько ролей;
появлением особого языка, а также знаковых средств передачи своего эмо -ционального состояния (смайлики, использование верхнего регистра для обозначения повышенного тона, вербальное описание эмоционального состояния в скобках). Кроме того, отсутствие невербальной компоненты частично решается посредством визуализации (аудио- и видеоконференции).
Интернет-коммуникация осуществляется посредством:
1) электронной почты;
2) систем мгновенного обмена сообщениями (ICQ; Skype, Yahoo, Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM);
3) чатов;
4) блогов;
5) интернет-форумов;
6) сайтов знакомств;
7) социальных сетей;
8) интернет-конференций.
Наибольшую популярность среди различных средств осуществления коммуникации (почта, блоги, чаты, форумы, wikiwiki и т. д.) приобрели социальные интернет-сети (услуга или сервис в Интернете, направленные на построение сообществ).
Начало широкого использования социальных сетей как услуг/сервисов в Интернете связано с созданием в 1995 г. Р. Конрадом портала Classmates. com. В 1999 г. появился Livejournal, но наибольшую популярность социальные сети получили в 2002-2004 гг., что связано с возникновением таких социальных сетей, как LinkedIn (2002 г.), MySpace (2003 г.) и Facebook (2004 г.). На постсоветском пространстве наибольшее распространение получили такие социальные сети, как «Одноклассники» и «ВКонтакте», появившиеся в 2006 г. Так, по данным лаборатории «Сарафанное Радио» за сентябрь 2010 г., TOP-5 наиболее популярных социальных сетей в России следующий: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», Facebook и Twitter [15]. Стоит отметить, что. по данным ВЦИОМА, 52% российских пользователей посещают социальные сети. Социальную сеть «ВКонтакте» ежедневно посещают 31% пользователей Интернета, а еще 23% посещают ее еженедельно, социальную сеть «Одноклассники» - 21 и 28% пользователей Интернета соответственно [16]. Данные социальные сети являются безусловными лидерами и Беларуси. Согласно данным лаборатории «Сарафанное Радио», доля пользователей в социальной сети «ВКонтакте» из Беларуси составляет 2,8%, в сети «Одноклассники» - 2,9%. На третьем месте находится социальная сеть LiveJournal (2,5%), на четвертом - «Мой Мир» (2,3%). При этом стоит отметить, что социальная сеть «Мой мир» находится на домене третьего уровня my. mail. ru, в то время как ранг посещаемости рассчитывается только по доменам второго уровня. В связи с этим данные представлены не по социальной сети «Мой мир», а по ресурсу Майл. Ру в целом [17]. Данные, предоставленные лабораторией «Сарафанное Радио», отражают ситуацию по количеству пользователей определенной социальной сети из Беларуси. Для полноты картины необходима информация по частоте посещения конкретной социальной сети ее пользователями.
Подобного рода информация может быть получена на основе данных синдикативного исследования МедиаМикс, проводимого частным предприятием «МАСМИ БИ» с 2005 г. (территориальный охват - Минск и областные города, размер выборки - 2500 респондентов в возрасте 16 лет и старше, метод сбора информации - face-to-face интервью по структурированному опроснику). Данные МедиаМикса содержат информацию по посещаемости таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир», LiveJournal. Среди интернет-пользователей 29,5% реcпондентов за последнюю неделю хотя бы раз посещали сайт Vkontakte.ru, 11,5% - сайт Odnoklassniki.ru, 9,7% - «MoM мир@mail.ru» и 1,6% - LiveJournal [18]. Что касается социальных сетей-ли-деров на белорусском рынке («Одноклассники» и «ВКонтакте»), то сайт Odnoklassniki.ru посещают значимо больше респондентов в возрасте 25-34 лет, чем в целом по республике. Сайт Vkontakte.ru можно назвать более «мо-
лодежным»: его посещают значительно больше респондентов в возрасте 16-24, 25-34 лет и гораздо меньше, чем в целом по республике, - респонденты в возрасте 35-54 лет [18]. Важно отметить, что в мае 2010 г. процент интернет-пользователей, утвердительно ответивших на вопрос о том, посещали ли они сайт Odnoklassniki.ru, значительно меньше, чем аналогичный процент в мае 2009 г., -
11,5 и 19,5% соответственно. В свою очередь, процент респондентов, посещавших сайт Vkontakte.ru за последнюю неделю мая 2010 г. увеличился на 3% по сравнению с данными за май 2009 г. [18].
О широкой популярности социальных сетей говорит и тот факт, что, согласно данным исследования Opera на основе анализа трафика браузера Opera Mini в 20 крупнейших странах мира (по числу пользователей Opera Mini), социальные сети служат основным двигателем мобильного Интернета: именно общение в социальных сетях является основной причиной использования мобильного браузера. При этом представители разных регионов отдают предпочтение разным интернет-сайтам. Всемирным лидером является социальная сеть Facebook, следом идет социальная сеть «ВКонтакте» за счет высокой активности интернет-пользователей из стран СНГ (России, Украины, Беларуси и Казахстана). Стоит отметить, что среди белорусов количество пользователей мобильного Интернета составляет от 1,6 до 2,378 млн (такая разница объясняется несколькими подсчетами: во-первых, подсчетом проекта IT. TUT.BY на основании информации, полученной от мобильных операторов, во-вторых, данными всемирной рейтинговой системы StatCounter по использованию браузера Opera в мобильных устройствах) [19; 20]. К основным преимуществам, предоставляемым социальными интернет-сетями, можно отнести поддержание и увеличение социального капитала индивида, возможность самоидентификации, возможность самореализации и самопрезентации, возможность познания чего-то нового посредством общения, возможность быть в курсе тех событий, которые значимы для «друзей», широкий спектр развлечений. Однако в гонке за увеличением социального капитала индивид может потерять ценность собеседника как Другого. Общаясь со всеми, индивид по-настоящему не общается ни с кем, что таит в себе опасность «одиночества в Сети».
Помимо коммуникативной функции Интернет выполняет также и развлекательную функцию, предоставляя индивиду целый спектр иных возможностей проведения досуга, что стало возможным посредством создания и развития интернет-магазинов и интернет-аукционов, интернет-библиотек, интернет-кинотеатров, интернет-музеев, интернет-лотерей, интернет-казино и т. д. Так, согласно данным европейского агентства по интернет-исследованиям Gemius Belarus (метод - личный опрос по месту проживания, выборка составляет приблизительно 1500 человек, репрезентативна населению Беларуси в возрасте 15-74 лет) за октябрь 2008 г., 12,0% интернет-пользователей использовали Интернет в целях загрузки музыки, 7,1% - загрузки видео, 2,9% -просмотра видео, 6,2% - в целях совершения покупки, 3,7% пользовались
Интернетом в игровых целях (интернет-игры). Как видно из представленных данных, 19,1% пользователей использовали Интернет в целях загрузки аудио-и видеофайлов [21]. О широком использовании Интернета в целях загрузки аудио- и видеофайлов можно судить (несмотря на различия в методиках проведения опроса) по данным частного предприятия «МАСМИ БИ» (территориальный охват - Минск и областные города, размер выборки - 2500 респондентов в возрасте 16 лет и старше, метод сбора информации - face-to-face интервью по структурированному опроснику). По состоянию на май 2010 г. 36,5% пользователей сети Интернет, на вопрос, с какой целью они используют Интернет, выбрали следующий вариант ответа: «скачивание аудио/видео материалов, программ» [18].
Широкую популярность начинают приобретать интернет-игры. Так, по оценкам компании J’son & Partners Consulting, изучавшей рынок онлайн-игр в России в 2009 г., 12,1 млн пользователей составили его активную аудиторию, что в 6 раз больше, чем российская аудитория онлайн-игроков в 2008 г. По мнению аналитиков, это стало возможным за счет появления и быстрого распространения социальных игр. В будущем прогнозируется дальнейший рост численности онлайн-игроков [22]. Интернет-игры позволяют индивидам расслабиться, развлечься, отойти от проблем повседневной жизни. Однако чрезмерное увлечение ими может привести к гиперзависимости от онлайн-игр, пагубно повлиять как на психическое, так и на физическое здоровье индивида.
Развитие интернет-технологий привело к созданию интернет-магазинов, позволяющих людям сделать заказ товара дистанционно. Косвенно о спросе на данную услугу говорит численность белорусских интернет-магазинов: так, по данным Министерства торговли Республики Беларусь, по состоянию на август 2010 г. в торговом реестре было зарегистрировано 2 954 интернет-магазина [23]. Третья функция Интернета - познавательная, несомненно, связана с двумя другими функциями Интернета (коммуникативной и развлекательной). В процессе общения с другими интернет-пользователями - просмотра видеоматериалов, аудиозаписей индивид обретает и новые знания. Более того, познавательная функция Интернета в процессе проведения индивидом своего досуга реализуется посредством просмотра новостей, чтения книг, статей, в целом интернет-серфинга (т. е. посещения различных сайтов).
Появление и широкое распространение Интернета привело к увеличению объема поступающей индивиду информации, к насыщенности информационной среды, с которой индивид не всегда способен справиться. В качестве «самозащиты», как ответная реакция индивиду стало присуще так называемое «клиповое мышление». При таком виде мышления социальная реальность превращается в совокупность фрагментированных, разрозненных фактов и событий. Для индивида становится обычным быстрая смена информации, несвязанность ее между собой. Более того, индивид стремится к получению все большего объема знаний посредством «короткометражных» сообщений, теряя способность работы со сложно структурированными текстами или же
текстами большого объема. Это вызвано невозможностью сосредоточения индивида на чем-то одном, его невнимательностью, слабой усидчивостью и стремлением долго не задерживаться на имеющемся материале, так как новая информация уже ждет работы с ней. О подобного рода воздействии Интернета на мышление индивида пишет в своей известной статье «Google делает нас глупее?» Н. Карр: «В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться» [24].
Такой способ мышления присущ индивиду мозаичной культуры, о которой писал А. Моль в своей работе «Социокультурная динамика» (1967 г.): «...знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования» [25, c. 45]. По мнению А. Моль, именно средства массовой коммуникации породили мозаичную культуру через непосредственное воздействие на индивида огромного потока информации, ими передаваемой. Появление и широкое распространение интернет-технологий лишь ускорили процесс перехода индивида к мозаичному мышлению, сделав его неизбежной реальностью.
Таким образом, появление и распространение Интернета имеет ряд социальных последствий, носящих как позитивный, так и негативный характер. Очевидно одно: Интернет изменил социальную реальность и продолжает ее менять. Однако необходимо осознание того, что Интернет - лишь средство в руках человека, от выбора которого зависит характер использования Интернета.
Литература
1. Маркович, М. Б. Бюджет времени / М. Б. Маркович // БСЭ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bse. sci-lib.com/article002538.html.- Дата доступа: 22.10.2011.
2. Досуг // Этимология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://etimology.net.ua/ index.php?id=463&action=show_one_man. - Дата доступа: 22.10.2011.
3. McLean, D. Basic concepts Philosophical analysis of play, recreation/ and leisure / D. McLean,
A. Hurd // Kraus’ Recreation and Leisure in Modern Society [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.jblearning.com/samples/0763749591/49591_Ch02_McLean.pdf. - Date of access: 15.07.2011.
4. Leisure // Сitizendium [Electronic resource]. - 2009. - Mode of access: http://en.citizendium. org/wiki/Leisure. - Date of access: 21.06.2011.
5. Warnken, K. Vocation, avocation, vacation / K. Warnken // Chilit [Electronic resource]. -2001. - Mode of access: http://www. chilit. org/WARNKEN1. HTM.- Date of access: 28.08.2011.
6. Дедов, А. Структура и содержание досуга / А. Дедов // сайт А. Дедова [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/rest/rest09.htm. - Дата доступа: 20.10.2011.
7. Stebbins, R. A. The Leisure Industry and Positive Living: A Neglected Path to Community Development / R. A. Stebbins // Inter. J. of Tourism Sci. - 2009. - Vol. 9, N 3. - P. 73-92.
8. Груздева, Е. Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей / Е. Б. Груздева // www.a-z.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/ gruzd1r-1.htm. - Дата доступа: 16.10.2011.
9. Нуксунова, А. М. Досуговое поведение россиян / А. М. Нуксунова // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/96_1/2010_2(96)_11_ Nuksunova.pdf. - Дата доступа: 10.09.2011.
10. Седова, Н. Н. Досуговая активность граждан / Н. Н. Седова // Социол. исслед. - 2009. -№ 12. - C. 56-69.
11. Шмерлина, И. Свободное время навязанное пространство жизни? / И. Шмерлина // Социальная реальность. - 2007. - № 8. - С. 5-31.
12. Иванов, В. М. Досуг современных студентов как cфера социализации личности /
В. М. Иванов, Т. Ю. Денщикова // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. - 2009. - № 65. - С. 43-46.
13. Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социологических исследований за 2009 г.; под ред. О. В. Пролесковского. - Минск, 2009. - 89 с.
14. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
15. Мутовкина, Д. Социалки померились посещаемостью // Seo news. Поисковый маркетинг [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.seonews.ru/events/detail/121281.php. -Дата доступа: 05.11.2010.
16. Рейтинг популярности социальных сетей // Social Engine [Электронный ресурс]. - 2010. -Режим доступа: http://www.socialengine.ru/article/read/rating.html. - Дата доступа: 05.11.2010.
17. Первый рейтинг социальных сетей Беларуси // Marketing.by [Электронный ресурс]. -2009. - Режим доступа: http://marketing.by/main/market/analytics/0035586. - Дата доступа: 07.11.2010.
18. База данных исследования «МедиаМикс», проведенного частным предприятием «МАСМИ БИ» в мае-июне 2010 г.
19. Социальные сети доминируют в мобильном Интернете - исследование Opera // АРКА TELECOM [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://telecom.arka.am/rus/ internet/2011/05/24/7268.html. - Дата доступа: 18.10.2011.
20. Каждый четвертый белорус пользуется мобильным Интернетом / providers.by [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://telecom.arka.am/rus/internet/2011/05/24/7268. html. - Дата доступа: 20.10.2011.
21. Gemius: исследование интернет-аудитории в Беларуси // slideshare [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/gemius_belarus/ss-presentation-864805. -Дата доступа: 20.10.2011.
22. Аудитория онлайн-игроков Рунета выросла более чем в 6 раз // belinter. net [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://belinter.net/story/auditoriya-onlain-igrokov-runeta-vyrosla-bolee-chem-v-6-raz. - Дата доступа: 20.10.2011.
23. Янушевская, А. Минторг проведет мониторинг интернет-магазинов / А. Янушевская // tut.by [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://news. tut. by/it/193477.html. - Дата доступа: 20.10.2011.
24. Carr, N. Is Google Making Us Stupid? // The Atlantic [Electronic resourse]. - 2008. - Mode of access: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/6868/. -Date of access: 13.06.2011.
25. Моль, А. Социодинамика культуры / Под ред. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова, С. Н. Плотникова. - М.: Прогресс, 1973. - 407 с.
O. N. FABLINOVA
THE POSSIBILITIES AND CONSEQUENCES OF LEISURE BY THE USE OF INTERNET TECHNOLOGIES
Summary
The article is dedicated to the problems of Internet technologies usage in the leisure of individuals. In this article the definition of the term «leisure» is made, its typology is proposed and its main features are stated. Communicative, entertaining and informative functions of the Internet in the leisure sphere are also examined in the article.
Key words: Internet technology, leisure, social networks, the functions of the Internet in the field of leisure.
Поступила 14.11.2011 г.