Научная статья на тему 'Существующие технологии интернет-рекламы для повышения конкурентоспособности услуг в области ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса'

Существующие технологии интернет-рекламы для повышения конкурентоспособности услуг в области ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1923
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ / ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА / ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ / ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / КОНТЕКСТНАЯ РЕКЛАМА / INTERNET ADVERTISING / SOCIAL NETWORKING / COMPETITIVE SERVICES / CATERING ENTERPRISE / INTERNET COMMUNICATIONS TRENDS / ENTERPRISE ENTERTAINMENT BUSINESS / TARGET AUDIENCE / CONTEXTUAL ADVERTISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Аристов Павел Олегович

Актуальность исследования обусловлена ростом числа пользователей Интернета, увеличением потенциальной целевой аудитории и популяризацией интернет-коммуникаций. Выбор наиболее эффективных средств коммуникации с потребителем определяет конкурентоспособность услуг предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса. В современном мире интернет-коммуникации выходят на первый план в продвижении и успешной реализации ресторанных и досугово-развлекательных услуг, поэтому в рамках публикации определяется актуальность проведения анализа существующих средств интернет-рекламы, используемых предприятиями ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса, с целью нахождения эффективных каналов коммуникаций с конечными потребителями и повышения конкурентоспособности предприятий рассматриваемой отрасли. В статье приведена классификация основных средств и технологий интернет-рекламы, используемых предприятиями ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса; рассмотрена практика интернет-продвижения ресторанных и досугово-развлекательных услуг; определены критерии оценки эффективности интернет-рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Аристов Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet advertising technologies for boosting the competitiveness of services in restaurant and leisure/entertainment businesses

The current research is motivated by the growing number of Internet users, expansion of the target audience as well as by promotion of Internet communications. Efficient means of communications with a user determine the competitiveness of restaurant and leisure/entertainment businesses. Today, Internet communications play a key role in promoting and implementing restaurant and leisure/entertainment services. Therefore, this paper presents analysis of the existing means of Internet advertising used by restaurant and entertainment enterprises and aims to find the most efficient ways of communication with the ultimate customer and increase the competitiveness of the enterprises. We offer a classification of the basic tools and technologies of Internet advertising used by restaurant and leisure/entertainment businesses, consider internet promotion of restaurant and leisure/entertainment services, and define evaluation criteria for the Internet advertising efficiency.

Текст научной работы на тему «Существующие технологии интернет-рекламы для повышения конкурентоспособности услуг в области ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

УДК 347.2

DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(4).566-572

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ В ОБЛАСТИ РЕСТОРАННОГО И ДОСУГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА

М. А. Морозов1, П. О. Аристов2

1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 17 мая 2016 г.

Дата принятия к печати

1 июня 2016 г.

Дата онлайн-размещения

2 августа 2016 г.

Ключевые слова

Интернет-реклама; социальные сети; конкурентоспособность услуг; предприятия ресторанного бизнеса; тенденции интернет-коммуникаций; предприятия развлекательного бизнеса; целевая аудитория; контекстная реклама

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена ростом числа пользователей Интернета, увеличением потенциальной целевой аудитории и популяризацией интернет-коммуникаций. Выбор наиболее эффективных средств коммуникации с потребителем определяет конкурентоспособность услуг предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса. В современном мире интернет-коммуникации выходят на первый план в продвижении и успешной реализации ресторанных и досугово-развлекательных услуг, поэтому в рамках публикации определяется актуальность проведения анализа существующих средств интернет-рекламы, используемых предприятиями ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса, с целью нахождения эффективных каналов коммуникаций с конечными потребителями и повышения конкурентоспособности предприятий рассматриваемой отрасли. В статье приведена классификация основных средств и технологий интернет-рекламы, используемых предприятиями ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса; рассмотрена практика интернет-продвижения ресторанных и досугово-развлекательных услуг; определены критерии оценки эффективности интернет-рекламы.

INTERNET ADVERTISING TECHNOLOGIES FOR BOOSTING THE COMPETITIVENESS OF SERVICES

IN RESTAURANT AND LEISURE/ENTERTAINMENT BUSINESSES

Mikhail A. Morozov1, Pavel O. Aristov2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

2 Synergy Moscow University for Finance and Industry, Moscow, Russian Federation

Article info

Received May 17, 2016 Accepted June 1, 2016 Available online August 2, 2016

Keywords

Internet advertising; social networking; competitive services; catering enterprise; Internet communications trends; enterprise entertainment business; target audience; contextual advertising

Abstract

The current research is motivated by the growing number of Internet users, expansion of the target audience as well as by promotion of Internet communications. Efficient means of communications with a user determine the competitiveness of restaurant and leisure/entertainment businesses. Today, Internet communications play a key role in promoting and implementing restaurant and leisure/entertainment services. Therefore, this paper presents analysis of the existing means of Internet advertising used by restaurant and entertainment enterprises and aims to find the most efficient ways of communication with the ultimate customer and increase the competitiveness of the enterprises. We offer a classification of the basic tools and technologies of Internet advertising used by restaurant and leisure/entertainment businesses, consider internet promotion of restaurant and leisure/entertainment services, and define evaluation criteria for the Internet advertising efficiency.

© M. А. Морозов, П. О. Аристов, 2016

ISSN 1993-3541

Если обратиться к истории, то маркетинговые коммуникации с конечными потребителями предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса изменялись на протяжении последних десяти лет. Эволюция маркетинга в любой сфере бизнеса в первую очередь связана с развитием рынков, поэтому концепции маркетинга находятся в постоянном развитии [1]. Современный маркетинг призван обеспечить успешную рыночную политику компании в условиях развития инновационной экономики, где знание становится ведущей производительной силой, информация услуги по ее обеспечению — полноправным товаром, а информационные технологии — инновационным маркетинговым каналом.

Целью исследования в данной статье является анализ используемых средств интернет-рекламы предприятиями ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса для повышения эффективности своей деятельности и конкурентоспособности на рынке.

Достижение цели исследования связано с решением следующих задач:

- изучение основных тенденций использования средств рекламы на рынке ресторанных и досугово-развлекательных услуг;

- анализ эффективности средств интернет-рекламы и их влияния на повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг;

- исследование средств интернет-коммуникаций, характерных для услуг предприятий ресторанного и досугово-развлекатель-ного бизнеса;

- обзор подходов к оценке эффективности их использования.

Гипотеза исследования: выбор средств интернет-рекламы и оценка эффективности их использования, а также влияние на повышение конкурентоспособности российского рынка ресторанных и досугово-развлекатель-ных услуг должны учитывать интересы целевой аудитории и быть направленными как на привлечение конечного потребителя сферы услуг, так и на увеличение количества контактов конечного потребителя с предприятием.

Реклама завоевывает Интернет и постепенно перемещается на интернет-площадки, выбирая данное средство коммуникации с конечным потребителем как основное и наиболее эффективное — этому есть подтверждение. Оборот российского рынка интернет-рекламы, по данным компании «Dentsu Aegis Network», составляет 3 млн дол. ежедневно1

1 Интернет-реклама в России приносит $3 млн в сутки. URL : http://www.sostav.ru/publication/ oborot-internet-reklamy-v-rossii-v-sutki-sostavlyaet-3-mln-19288.html.

Согласно курсу доллара на текущий момент российский рынок цифровой рекламы за сутки генерирует порядка 186 млн р., или 68 млрд р. в год при сохранении неизменного курса. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом полугодии 2015 г. рынок интернет-рекламы в России составил 42 млрд р., в 2014 г. — 84,6 млрд р. Аналитики американского агентства «eMarketer» весь объем цифровой рекламы в России оценили в 87,4 млрд р.2

Если рассматривать интернет-рекламу по ключевым почтовым сайтам, то, к примеру, оборот электронной почты «Mail.ru» в III кв. 2015 г. составил 9,5 млрд р., в сравнении с показателям 2014 г. выручка выросла на 13 %3. Локомотивом роста доходов почтового сервера «Mail.ru» стала социальная сеть «ВКонтакте». Ее выручка увеличилась больше чем на 55 %. Во многом рост обусловлен размещением наивной рекламы, которая вплетается в поток контента таким образом, чтобы не вызывать отторжения у пользователя. Этот подход продемонстрировал высокие показатели на мобильных устройствах. К слову, дневная мобильная аудитория социальных сетей «Mail.ru» (т. е. «Вконтакте» и «Одноклассники») впервые превысила аудиторию пользователей «Фейсбук». Так, в III кв. сетевой ресурс «Вконтакте» принес почтовому серверу «Mail.ru» 1,5 млрд р. [2, с. 22].

Это свидетельствует о том, что предприятия выбирают наиболее эффективные интернет-коммуникации. Что же касается предприятий ресторанного и досугово-раз-влекательного бизнеса, то Интернет и интернет-коммуникации становятся наиболее актуальными для рассматриваемой сферы бизнеса. Сегодня при вводе в строку поиска Google.com фразы «Предприятия ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса г. Москвы» выходит более 74 тыс. релевантных ссылок с предприятиями рассматриваемой индустрии. Развлекательный бизнес изначально подразумевает использование новых гаджетов. Этот бизнес высокотехнологичен. Использование средств интернет-рекламы позволяет организовать как адресную рекламу, к примеру, директ-мейл, так и объединять конечных потребителей в группы, например, в социальных сетях. При этом набирают популярность тематические

2 Brand Analytics: Российская аудитория социальных сетей весной 2015 года. URL : http://adindex.ru/ news/researches/2015/05/25/123830.phtml.

3 Вести.net: рынок интернет-рекламы в России восстанавливается. URL : http://33live.ru/novosti/27-10-2015-vestinet-rynok-internet-reklamy-v-rossii-vosstanavlivaetsya.html.

Ф П ч

п *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

10

е> —

а ч м

интернет-ресурсы, которые объединяют на своих площадках предприятия досугово-раз-влекательного бизнеса и клиентов, публикуют фотоотчеты, события и т. д.

Расширение сферы применения маркетинга сопровождается развитием и изменением концепций, методов и инструментария [3; 4]. Сегодня можно выделить следующие средства интернет-рекламы, используемые компаниями ресторанного и досугово-раз-влекательного бизнеса:

1. Собственный сайт предприятия, содержащий постоянно обновляемую информацию об услугах, предоставляемых компанией — для ресторанного и досугово-раз-влекательного бизнеса важно показать само предприятие, организовать виртуальную экскурсию по ресторану, клубу и т. д. Клиент имеет возможность ознакомиться с меню, забронировать место в ресторане или клубе, в современном мире становится популярным онлайн-бронирование услуг, блюд, онлайн-о-плата. В случае с ресторанным бизнесом также достаточно востребованной является услуга доставки блюд клиенту (в офис или на дом). Таким образом, собственный сайт компании — это не только возможность оценить уровень цен, ознакомиться с предложениями ресторана и предприятий досугово-раз-влекательного бизнеса, но и площадка для интернет-заказов. Фотоотчеты с мероприятий, проводимых на данном предприятии, привлекают клиентов и увеличивают частоту посещения сайта компании.

2. Контекстная реклама — второе из известных средств рекламы в Интернете, в том числе активно используемое для ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса. Это инструмент, направленный на увеличение продаж и привлечение новых клиентов через Интернет. Контекстное объявление видят пользователи, которые ищут в Интернете то, что предлагает рекламодатель. Таким образом, рекламное сообщение воспринимается пользователем как ответ на заданный вопрос и помогает найти нужный ему товар или услугу [5, с. 84]. Даже если товар ищет всего один пользователь из миллиона, контекстная реклама позволяет показать предложение именно ему. Контекстная реклама, размещаемая в Интернете, при релевантных запросах, например о предприятиях ресторанного и до-сугово-развлекательного бизнеса, выводит на страницу компании, что также повышает посещаемость фирменного сайта предприятия, привлекает целевую аудиторию и формирует лояльность клиентов.

3. Директ-мейл, или адресная рассылка по базе клиентов информации о предприятиях ресторанного и досугово-развлека-тельного бизнеса специальных предложений [6, с. 31]. Директ-маркетинг помогает компании адресно воздействовать на целевую аудиторию (конечного покупателя услуг) и использовать как собственную базу клиентов, которую ведут предприятия ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса, так и заимствованную (например, база клиентов партнеров, страховых компаний, автомобильных салонов, строительных компаний).

4. Страницы и организуемые группы в различных социальных сетях — с учетом интересов целевой аудитории являются эффективным средством рекламы. Как уже отмечалось, аудитория Интернета расширяется, и во многом этому способствует популяризация социальных сетей среди населения разного возраста. Реклама переходит в социальные сети. Отметим, что социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Instagram», «Twitter», «Мой мир» (mail. ru) — основные, в которых активно идет продвижение брендов компаний, в том числе предприятий ресторанного и досугово-раз-влекательного бизнеса [7, с. 29].

Что касается популярных в настоящее время социальных сетей, то можно сформулировать следующие выводы по их использованию в рекламной деятельности предприятий ресторанного и досугово-развлекатель-ного бизнеса:

- взрывной рост Instagram в России (эта сеть впервые попала в исследования TNS по аудитории, а по числу активных авторов вышла на вторую строчку после Вконтакте);

- традиционно популярные в России социальные сети взрослеют — происходит одновременное сокращение доли пользователей младше 18 лет и увеличение числа старшей аудитории;

- гендерная структура социальных сетей стабильна и практически неизменна — во всех сетях, кроме Живой Журнал преобладают женщины (интересно, что самая женская соцсеть «Instagram» одновременно является и самой позитивной, тогда как «мужской» социальный интернет-проект «Живой Журнал» — самая негативная социальная сеть);

- тренд на позитив сохраняется во всех социальных сетях, несмотря на сложную экономико-политическую ситуацию в стране, доля позитива в среднем увеличилась на 10 %4.

4 Посещаемость «Вконтакте» достигла 70 миллионов уникальных пользователей в день. URL : http:// lenta.ru/news/2015/01/16/ok/.

Популярность социальных сетей позволяет использовать их для повышения конкурентоспособности предприятий и непосредственно товаров и услуг. Предлагаем следующий алгоритм продвижения предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса в социальных сетях:

1. Определение социальных сетей в соответствии с целевой аудиторией и интересами потенциальных клиентов.

2. Разработка наполнения (контента).

3. Приглашение в группу потенциальной целевой аудитории.

4. Ежедневная работа с контентом, новостными сообщениями, организация коммуникации с клиентами.

5. Связь группы с сайтом компании (ссылки, баннеры) для повышения посещаемости фирменного сайта.

В последнее время появляется средство интернет-коммуникаций, сочетающее в себе группы в социальных сетях и фирменный сайт компании — виртуальные площадки, на пространстве которых собраны предприятия по темам: это может быть портал индустрии развлечений, ресторанного бизнеса, клубная площадка и т. д. [8, с. 24].

Таким образом, если раньше основным каналом коммуникаций с клиентами у предприятий была наружная реклама или реклама в средствах массовой информации, то сейчас выходит на первый план пространство Интернета, позволяющее максимально использовать возможности воздействия на клиента: визуальные, аудиальные, коммуникативные

и т. д. В особенности это актуально для предприятий ресторанного и досугово-развлека-тельного бизнеса, где визуальное впечатление о предприятии и услугах, предлагаемых им, является двигателем, побуждением к «покупке», т. е. пользованию услугами этого предприятия. Виртуальная площадка становится для современных российских предприятий средством для налаживания обратной связи с потребителем-клиентом нового поколения.

Для предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса использование средств интернет-рекламы становится актуальным и необходимым с целью привлечения большей целевой аудитории, роста лояльности клиентов и, как следствие, повышения конкурентоспособности бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптированный комплекс маркетинга для ресторанного и досугово-развлекатель-ного бизнеса в сфере интернет-рекламы позволяет отметить, что рынок услуг имеет явные особенности в способах и методах их продвижения (табл. 1). По нашему мнению, акцент в рекламе для рынка ресторанных и досугово-развлекательных услуг должен строиться на наглядности и визуализации результата. Знание бренда компании на рынке услуг играет важную роль, так как оно повышает доверие к предлагаемой услуге. Интернет-реклама является универсальным средством, позволяющим наглядно представить компанию конечному потребителю, адресно воздействовать на клиента и объединять клиентов в группы в соответствии с их интересами и потребностями.

Таблица 1

Комплекс маркетинга рынка услуг

Элемент Характеристика

маркетинг-микса

Product На уровне «продукт» особое внимание должно быть уделено качеству оказания услуги, уровню сервиса, скорости обслуживания, названию и фирменному стилю компании

Price На уровне «цена» особое внимание необходимо уделить специальным предложениям, стимулирующим спрос и пробные покупки. В последнее время большой популярностью пользуются абонементы, позволяющие продлить использование, например, досугово-раз-влекательной услуги

Place Элемент «место продажи» для рынка ресторанных и досугово-развлекательных услуг значимо отличается от товарного рынка. На данном уровне необходимо отразить требования к работе с входящими звонками, способы продаж, необходимость открытия интернет-точек доступа к услугам, способы облегчения доступа к услугам

Promotional Фокус в продвижении услуги должен быть сделан на двух вещах: повышение наглядности услуги для клиента и снижение страха неправильного выбора

People Человеческий фактор играет важную роль на рынке ресторанных и досугово-развле-кательных услуг. Важные моменты: качество любого контакта персонала и клиентов, внешний вид персонала говорит о качестве услуги, максимальное удовлетворение желаний клиентов и оперативная работа с отзывами

Process Использование эффективной технологии обслуживания клиентов позволяет оказывать качественную услугу при низком уровне затрат

Physical Evidence Создание правильной «атмосферы качества» вокруг услуги помогает продать продукт (современная обстановка, опрятный внешний вид персонала, качественное и располагающее обслуживание, чистота помещений и т. д.)

ф п ч

п *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

ю о

2 Z

10 р

в) —

а ч м

Инвесторов на рынке ресторанных и досугово-развлекательных услуг привлекают современные методы ведения бизнеса. Для оценки часто используют показатель успешности интернет-проекта — рост посещаемости проекта. Как результат — направленность рекламы на привлечение интернет-пользователей любыми средствами. Показатель CTR (синоним — кликабельность, от англ. click-through rate — показатель кликабельности) также является самым популярным средством оценки эффективности интернет-рекламы (процентное отношение числа переходов к числу показов рекламы), а также показания счетчиков о том, какое количество аудитории было привлечено. Эксперты на первых этапах развития интернет-рекламы считали, что интернет-проекты смогут окупить себя за счет размещаемой рекламы, при этом главное — иметь наибольшую посещаемость [9, с. 118]. В период интернет-бума это и происходило, но только средства на рекламу и продвижение приходили не из реального сектора экономики, а со стороны таких же интернет-компаний, которые финансировали западные инвесторы. Агентства интернет-рекламы имели большой успех.

Эффективность вложений в интернет-рекламу можно рассмотреть на примере ресторана «Прага» в г. Москве (табл. 2).

Таблица 2

Эффективность вложений в интернет-рекламу

Годы Затраты, тыс. р. Количество клиентов, чел. Эффективность (затраты/количество клиентов), р.

2013 116,1 3 178 36,53

2014 78,0 2 189 35,60

2015 95,8 2 895 33,10

Видим, что вложения в рекламу, размещаемую в Интернете, напрямую влияют на количество клиентов ресторана.

Итак, с точки зрения маркетинга, реклама — вид маркетинговых коммуникаций, направленный на привлечение внимания к товарам посредством убеждения потребителей совершить покупку. Лояльность — более глубокое проникновение в человеческую деятельность и мысли. Это способность возвращать к себе человека за покупкой не единожды; более того, рекламировать предприятие своим знакомым [10, с. 51].

Стоит отметить, что для сферы ресторанных и досугово-развлекательных предприятий лояльность клиентов играет стратегическое значение. Например, три

компании, задействованные в сфере развлечений, на внедрение программы лояльности потратили 341,5; 478,4; 412,9 тыс. р. соответственно (рис.) и в результате повысили свой доход в пределах 10-15 %, что свидетельствует об эффективности данного метода продвижения услуг и повышении конкурентоспособности предприятия в современных условиях рынка. 40 000

35 632

31 785

24 511

22 458

31 047

27 965

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000

0

Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3

■ Доход от реализации услуг

□ Доход после внедрения программы лояльности с помощью сети Интернет

Результаты внедрения программ лояльности посредством сети Интернет

в фирмах сферы развлечений, тыс. р.

Составлено по: URL: http://www.sostav.ru/ publication/oborot-internet-reklamy-v-rossii-v-sutki-sostavlyaet-3-mln-19288.html

Для оценки эффективности интернет-проектов как элементов интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо задать направления, которые нужны для целеполагания в компании при внедрении интегрированных маркетинговых коммуникаций [11-13].

Сформулируем основные направления оценки эффективности интернет-коммуникаций с клиентом:

- привлечение целевой аудитории;

- повышение осведомленности о предприятии, рост его конкурентоспособности;

- увеличение числа лояльных клиентов, совершающих «повторные покупки» и пользующихся услугами предприятия на регулярной основе;

- рост показателей выручки и прибыльности предприятия.

Таким образом, главным и определяющим фактором экономического благополучия компании сферы услуг становится эффективность маркетинговых коммуникаций, которые будут направлены на максимальное удовлетворение потребностей покупателей в услугах компании.

Думается, с учетом перспектив направления интернет-рекламы и роста числа активных пользователей Интернета, предприятиям

ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса необходимо особое внимание уделять коммуникациям с конечными потребителями в Интернете. Это, во-первых, собственный сайт предприятия, контекстная и баннерная реклама, директ-маркетинг, реклама и группы в социальных сетях. Во-вторых, универсальным средством интернет-рекламы может являться портал, который на своей площадке организует коммуникации предприятий сферы досуга

и клиентов. Такая площадка интересна как с точки зрения привлечения более широкого круга клиентов для предприятия, так и для аудитории с целью оценки возможностей предприятий индустрии досугово-развлека-тельного бизнеса.

Необходимо также не только разнообразить подходы к повышению конкурентоспособности с помощью интернет-технологий, но и оценивать их эффективность в количественном и качественном измерениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яковлев А. В. Маркетинг 21 века / А. В. Яковлев. — СПб. : Нева, 201 3. — 456 с.

2. Попова М. А. Интернет-продвижение услуг / М. А. Попова // Маркетинговые коммуникации. —

2014. — № 11. — С. 29-33.

3. Дейнекин Т. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности в сфере интернет-рекламы / Т. В. Дейнекин // Маркетинг. — 2015. — № 4. — С. 23-26.

4. Цуладзе А. И. Отечественные предприниматели не выживут без интернета / А. И. Цуладзе // Сегодня. — 2015. — № 28. — С. 17.

5. Морозов М. А. Повышение конкурентоспособности в сфере ресторанного и досугово-развлекательно-го бизнеса посредством использования интернет-рекламы / М. А Морозов, П. О. Аристов // Вестник Российского нового университета. Серия : Человек и общество. — 2015. — Вып. 4, № 8. — С. 109-113.

6. Морозов М. А. Российский рынок интернет-рекламы и возможности его применения для предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса / М. А Морозов, П. О. Аристов // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. — 2014. — № 12 (91). — С. 70-80.

7. Платонова Е. И. Интернет-реклама как объект и субъект культуротворчества : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Е. И. Платонова. — Саранск, 2012. — 153 с.

8. Предеин А. М. Эффективность маркетинговых коммуникаций в сети Интернет : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. М. Предеин. — Екатеринбург, 2013. — 23 с.

9. Маркетинг : учебник / под общ. ред. В. В. Герасименко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М, 2009. — 541 с.

10. Мишутов А. В. Реклама в социальных сетях и ее особенности / А. В. Мишутов // Маркетинг. —

2015. — № 3. — С. 21-24.

11. Рекламная деятельность предприятий / под ред. А. И. Соловьева. — М. : Аспект Пресс, 2014. — 403 с.

12. Демина И. Н. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 187-199. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(2).187-199.

13. Демина И. Н. Методологические подходы к ценностям: основания экономической массовой коммуникации / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — С. 32-49.

REFERENCES

1. Yakovlev А. V. Marketing 21 veka [Marketing of the 21st century]. Saint Petersburg, Neva Publ., 2013. 456 p.

2. Popova M. A. Internet promotion of services. Marketingovye kommunikatsii = Marketing Communications, 2014, no. 11, pp. 29-33. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Deinekin T. V. Efficiency evaluation for the Internet advertising entrepreneurship. Marketing, 2015, no. 4, pp. 23-26. (In Russian).

4. Tsuladze A. I. Russian entrepreneurs will not make it without Internet. Segodnya =Today, 2015, no. 28, p. 17. (In Russian).

5. Morozov M. A., Aristov P. O. Improving the competitiveness in restaurant, leisure and entertainment business by using the Internet advertising technologies. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo = Vestnik of Russian New University. Series Human and Society, 2015. iss. 4, no. 8, pp. 109-113. (In Russian).

6. Morozov M. A., Aristov P. O. Russian market of internet advertising and opportunity its applications for the enterprises of restaurant and leisure and entertaining business. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2014, no. 12 (91), pp. 70-80. (In Russian).

7. Platonova E. I. Internet-reklama kak ob"ekt i sub"ekt kul'turotvorchestva. Kand. Diss. [Internet advertising as an object and a subject for cultural creativity. Cand. Diss.]. Saransk, 2012. 153 p.

8. Predein A. M. Effektivnost' marketingovykh kommunikatsii v seti Internet. Avtoref. Kand. Diss. [Efficiency of marketing communications in the Internet. Cand. Diss. Thesis]. Ekaterinburg, 2013. 23 p.

9. Gerasimenko V. V. (ed.). Marketing. 2nd ed. Moscow, Infra-M Publ., 2009. 541 p.

10. Mishutov A. V. Advertising in social networks and its features. Marketing, 2015, no. 3, pp. 21-24. (In Russian).

Ф П 4

n *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

ю о

2

Z

10

е> —

а ч м

11. Solov'ev A. I. (ed.). Reklamnaya deyatel'nost' predpriyatii [Advertising activity of enterprises]. Moscow, Aspekt Press, 2014. 403 p.

12. Demina I. N., Shkondin M. V. Russian media system: methodological aspects of optimization. Voprosy te-orii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 187-199. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).187-199. (In Russian).

13. Demina I. N. Methodological approaches to values: graunds of economic mass communication. Voprosy teo-rii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2012, no. 2, pp. 32-49. (In Russian).

Информация об авторах

Морозов Михаил Анатольевич — доктор экономических наук, профессор, кафедра гостиничного и туристического бизнеса, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mmorozov@bk.ru.

Аристов Павел Олегович — аспирант, кафедра рынка туристских услуг, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 125190, г. Москва, Ленинградский просп., 80, e-mail: pavel-aristov@bk.ru.

Authors

Mikhail A. Morozov — Doctor habil. (Economics), Professor, Professor, Department for the Hotel and Tourism Business, Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, 117997, Moscow, Russian Federation, e-mail: mmorozov@bk.ru.

Pavel O. Aristov — PhD Student, Department for Market Tourist Services, Synergy Moscow University for Finance and Industry, 80 Leningradskiy Prospekt, 125190, Moscow, Russian Federation, e-mail: pavel-aristov@bk.ru.

Библиографическое описание статьи

Морозов М. А. Существующие технологии интернет-рекламы для повышения конкурентоспособности услуг в области ресторанного и досуго-во-развлекательного бизнеса / М. А. Морозов, П. О. Аристов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 4. — С. 566-572. — DOI : 10.17150/2500-2759.2016.26(4).566-572.

Reference to article

Morozov M. A., Aristov P. O. Internet advertising technologies for boosting the competitiveness of services in restaurant and leisure/entertainment businesses. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekono-micheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 566-572. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(4).566-572. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.