Не хватает времени из-за собственной неорганизованности и неумения планировать его
Объективно не хватает времени
Недостаточная физическая подготовка
Сложные взаимоотношения с начальством
Сложные взаимоотношения с коллегами
Недостаточная оплата
Чрезмерно интенсивный режим работы
Наличие опасности
Иное
8 Кто из должностных лиц оказал Вам наибольшую помощь в адаптации? Непосредственный начальник
Руководитель подразделения
Наставник
Коллеги по службе
Руководители и сотрудники отдела кадров
Психолог
Иное
возможности
И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОЛИГРАФА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ
Канд. психол. наук СР. К. Свободный, ст. преподаватель Барнаульский юридический институт МВД России
В условиях активной криминализации общества, появления новых видов преступлений, усиливающейся профессионализации преступности деятельность правоохранительных органов требует использования, наряду с известными методами раскрытия преступлений, внедрения новых достижений науки и техники.
Одним из методов, эффективно используемых в правоохранительной деятельности многих государств, является опрос граждан с использованием полиграфа (ОИП).
Полиграф - многоцелевой прибор, предназначенный для одновременной регистрации дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатур и т. п.) и других физиологических процессов. Он применяется в клинической медицине, медико-биологических и психологических исследованиях. Специализированный полиграф (синонимы: полевой полиграф, "детектор лжи") предназначен для целей выявления, возможно, скрываемой человеком информации путем контроля его физиологических реакций в ответ на задаваемые вопросы. (Далее под полиграфом мы подразумеваем именно специализированный полиграф). Приборы этого класса -в силу своих конструктивных особенностей - не используют в медицинской (клинической) практике и эпизодически применяют в психологии или психиатрии в исследовательских целях. Опрос с использованием полиграфа (ОИП) - частная форма опроса, осуществляемая исключительно с добровольного согласия опрашиваемого лица, с применением безвредных для здоровья технических средств, направленная на выявление у человека, возможно, скрываемой им информации.
Опрос с использованием полиграфа позволяет выявить вероятную причастность (или непричастность) опрашиваемого к совершенному преступлению, определить его роль в преступной цепи, установить организаторов, соучастников совершения преступления, найти вещественные доказательства и другие важные детали и обстоятельства, способствующие объективному расследованию уголовного дела. Кроме того, применение ОИП позволяет значительно сократить временные, физические и материальные затраты на раскрытие преступлений.
Внедрение ОИП в деятельность органов внутренних дел России стало возможным после принятия Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в котором в качестве одного из оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено проведение опросов граждан, в том числе с применением технических средств, не наносящих вреда жизни и здоровью человека, каковым и является полиграф.
Сегодня ОИП активно применяют при проведении оперативно-розыскных мероприятий для получения вероятностной, ориентирующей информации. На настоящий момент в МВД России действует система применения полиграфа для раскрытия преступлений, создана нормативная база, разработаны квалификационные требования к специалистам, проводящим опросы, отработаны методические приемы проведения опросов. Регламентация ОИП осуществляется рядом инструкций, утвержденных приказами МВД России от 28 декабря 1994 г. № 437 и от 12 сентября 1995 г. № 353. Существуют также временные документы МВД России, регламентирующие и обеспечивающие подготовку специалистов, использующих полиграф при опросе граждан. Во ВНИИ МВД России, являющемся головной организацией в части научно-методического обеспечения ОИП, разработан ряд методических пособий и рекомендаций по проведению ОИП при раскрытии различных видов преступлений.
В настоящее время методика ОИП внедряется в практику центров психодиагностики и групп психологического обеспечения (ГПО), в учебных заведениях системы МВД при отборе кандидатов на службу в оперативные подразделения органов внутренних дел, учебу в образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов для оперативных подразделений, при перемещении сотрудников по службе и в иных целях. ОИП направлен на уточнение представляемой или выявление скрываемой информации, имеющей значение для общей оценки кандидата по следующим направлениям: выявление отрицательных мотивов поступления на службу; выявление расстройств поведения, связанных с упот-
92
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, N92(24)
реблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотические вещества, отдельные лекарственные средства и др.); уточнение анкетных данных (наличие второго гражданства, использование фальшивых документов и т. д.); выявление возможных контактов с криминальными элементами или противостоящими разведывательными службами зарубежных стран, выявление вредных наклонностей и некоторых особенностей поведения (склонность к садизму и т. д.) и фактов совершения в прошлом антисоциальных поступков и различных преступлений.
Таким образом, на настоящий момент в органах внутренних дел России созданы базовые правовые и организационные предпосылки применения полиграфа в сфере оператив-но-розыскной деятельности и работы с кадрами.
Вместе с тем до настоящего времени не сформирована единая комплексная система использования полиграфных устройств в органах внутренних дел, и в частности, не определены возможности и перспективы использования специализированного полиграфа в деятельности высших образовательных учреждений МВД России.
Проблема применения ОИП в вузах МВД России приобретает особую актуальность в связи с современными нормативными предписаниями, регламентирующими деятельность всех подразделений Министерства внутренних дел. Так, в Директиве МВД России от 23 марта 2004 г. "Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2003 году и задачах на 2004 год" указывается: "в целях повышения эффективности системы психологического отбора сотрудников на службу, усиления требований к морально-психологическим качествам сотрудников организовать мероприятия по применению специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа".
В связи со сказанным представляется целесообразным обозначить основные направления применения специализированного полиграфа в высших образовательных учреждениях МВД России. К таким направлениям можно отнести использование полиграфа:
1) в учебном процессе, на лекционных и практических занятиях в рамках дисциплин и спецкурсов "Юридическая психология", "Психология и педагогика в деятельносги ОВД", "Оперативно-розыскная психология (психология оперативно-розыскной деятельности)", "Специальная техника", "ОРД", "Психология лжи";
2) при проведении служебных проверок по фактам нарушений различного рода среди переменного состава;
3) для определения среди переменного состава лиц, употребляющих (распространяющих) наркотические вещества;
4) в психокоррекционной и психореабилитационной работе с постоянным составом, при обучении сотрудников навыкам релаксации;
5) в научно-исследовательской деятельности вуза, в том числе по заявкам сторонних организаций на договорной основе;
6) при разрешении споров различной тематики, возникающих как среди переменного, так и среди постоянного состава, для установления достоверности сведений, излагаемых противоположными сторонами.
Указанные направления реализуются автором в деятельности Барнаульского юридического института МВД России. При этом работа по проведению опросов с использованием полиграфа приказом начальника института включена в учебно-методическую нагрузку кафедры управления и психологии БЮИ МВД России.
Опыт работы автора показывает, что применение специализированного полиграфа в деятельности высшего образовательного учреждения МВД России по указанным направлениям является актуальным, перспективным и требует дальнейшего развития.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В СТРОЕВОМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
(НА ПРИМЕРЕ ОБКСМ УВД)
А. А. Панин, ст. психолог
ОБОКПО УВД Омской области
Ог благоприятного социально-психологического климата (СПК) зависит эффективность деятельности любого коллектива. Поэтому важны сведения о его состоянии для руководителей коллективов, в том числе и для командования Отдельного батальона коньойной службы милиции.
С целью получения информации психологом подразделения периодически проводятся исследования состояния СПК, как правило, ежегодно в каждой роте. Для исследования микроклимата в коллективе и качеств непосредственных командиров используется комплексный опросный лист, включающий в себя опросник, состоящий из вопросов, касающихся различных сторон жизни и деятельносги сотрудников. Учитывая специфику деятельности подразделения, перечень вопросов составляется с учетом наиболее значимых направлений. Это в первую очередь касается вопросов служебной дисциплины и субординации, поэтому в анкете блок, затрагивающий указанную тему, занимает значительную часть, что позволяет отслеживать в этом направлении наиболее слабые места
Например, проведя анализ первых исследований в батальоне (1999-2000 гг.), психолог привлек внимание руководства к вопросам состояния дисциплины. Вызывал беспокойство тот факт, что примерно 35% личного состава подразделения совершали дисциплинарные проступки, и их за это не наказывали, в то время как количество дисциплинарных нарушений имело тенденцию к росту - от 19 случаев в 1996 г. до 25 в 1999 г. При этом большинство участников исследований сознавали, что причины, побуждающие нарушать дисциплин}; кроются в личной недисциплинированности и низких моральных качествах некоторых сотрудников. Это причины, которые были на поверхности и видны без проведения глубокого анализа. Однако психологом подразделения были озвучены еще несколько: во-первых, упущения в воспитательной работе командно-руководящего состава рот, которые заключались в небольшом выборе методов в работе с личным составом. Во-вторых, по мнению психолога, слабая работа института наставничества также повлияла на сложившееся к тому времени тревожное положение в вопросах дисциплины. Заостряя внимание на этих проблемах, выявляя причины дисциплинарных нарушений и предлагая способы их устранения, удалось методично снизить количество дисциплинарных нарушений с 25 в 1999 г. до И в 2003 г. (18 нарушений в 2002 г.).
При проведении исследований нельзя забывать о том, что служба в конвойном батальоне несколько отличается от других подразделений милиции, из этого вытекает необходимость специфического подхода к подготовке вновь принятых на службу сотрудников. Период подготовки полноценного конвоира занимает промежуток времени не менее одного года, и в этот период выполнение служебных обязанностей этого человека распределяется дополнительной нагрузкой на других сотрудников. Из чего следует, что в работе с кадрами необходимо непрерывно отслеживать складывающуюся ситуацию по линии численного некомплекта в подразделении и текучести кадров. Своевременно реагировать на возможное
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №2(24)
93