Научная статья на тему 'Полиграф в правоохранительных органах'

Полиграф в правоохранительных органах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1876
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИГРАФА / РАБОТНИК / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шоронов Олег Валентинович, Коновалов Андрей Николаевич

В статье рассмотрены вопросы применения полиграфа в правоохранительных органах. Проанализированы направления и ограничение его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиграф в правоохранительных органах»

УДК 343.982

О. В. Шоронов, А. Н. Коновалов

ПОЛИГРАФ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения полиграфа в правоохранительных органах. Проанализированы направления и ограничение его использования.

Ключевые слова: применение полиграфа, работник, Трудовой кодекс РФ, квалификационные требования.

В любом типе государственного устройства, при любой организации человеческого общества широко распространено явление, когда один индивид владеет той или иной принадлежащей ему информацией, приносящей ему определенные блага и преимущества пред другими членами общества, а другие индивиды стремятся получить ее для того, чтобы самим извлекать из нее прибыль. В этой связи имеющий эту информацию индивид зачастую сознательно искажает или вовсе скрывает ее, чтобы сохранить перед другими свое преимущество. Данное сокрытие информации весьма широко распространено в человеческом обществе. При этом владелец информации в своем противостоянии с теми, кто хочет ее получить, тем или иным способом защищает ее, зачастую прибегая к такой форме защиты, как ложь, которая, по сути, является намеренным искажением или утаиванием истины, а также сообщением сведений, не соответствующих действительности, и делает это умышленно, имея осознанное намерение создать у другого человека иллюзию того, что это сообщение соответствует действительности, т.е. является правдивым.

Итак, один человек стремится получить информацию, которой владеет другой, зачастую прибегающий при этом ко лжи [1, 2]. Уже в глубокой древности люди заметили, что страх перед разоблачением этой лжи и, соответственно, наказанием за нее сопровождается целым рядом определенных изменений некоторых физиологических функций жизнедеятельности человеческого организма, доступных пытливому наблюдателю. Вот почему разные народы в разные эпохи пытались использовать возможность уличить лжеца в обмане, т.е. прибегали к тому или иному способу детекции (от латинского detection - открывать, обнаруживать, разоблачать) лжи.

Таким образом, психофизиологический метод выявления скрываемой информации до появления технических средств детекции лжи основывался на определяемой неаппаратными средствами устойчивой связи скрыто протекающих психических процессов с параллельно им протекающими физиологическими процессами, поддающимися объективной регистрации с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние и т.п.). Однако до того, как человечество научилось определять проявления этих психологических процессов через сопровождающие их физиологические реакции путем технических средств, оно прошло на этом пути достаточно долгий путь [3].

Так, в Соединенных Штатах Америки из-за ряда случаев ущерба, нанесенного шпионажем, увеличилось число федеральных служащих, прошедших тестирование на полиграфе; в результате этого большинство военных служб начало вводить в практику программы, основанные на применении этого технического средства. Количество специалистов, подготовленных правительством, увеличилось почти в три раза. Расширившаяся правительственная деятельность в сфере применения полиграфа не ограничивается проверкой на благонадежность. В семидесятые годы восемь правительственных департаментов имели свои полиграфные службы. На сегодняшний день к ним относятся следующие ведомства США:

- Армия;

- Воздушные силы;

- Флот;

- Морской корпус;

- Федеральное бюро расследований;

- Центральное разведывательное управление;

- Агентство национальной безопасности;

- Почтовая служба;

- Администрация по борьбе с наркотиками;

- Секретная служба;

- Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию;

- Маршальская служба США;

- Американская таможня;

- Оборонная разведывательная служба.

Не удивительно, что в настоящее время США являются мировым лидером в данной области и выполняют ежегодно не менее миллиона проверок на полиграфе, т.е. больше, чем все остальные страны мира.

В 1992 г. была создана соответствующая группа в МВД России, которая также использует полиграф в оперативно-розыскной деятельности. В 1993 г. Министерство юстиции РФ провело совещание по проблеме полиграфа с участием представителей всех силовых структур, а также Верховного суда России. В результате Минюст зарегистрировал первую ведомственную «Инструкцию о порядке применения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа федеральными органами государственной безопасности» [4]. Вскоре аналогичные инструкции были приняты в МВД и Федеральной службе налоговой полиции России. В 1995 г. в Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» были внесены поправки, которые официально разрешили сотрудникам милиции использовать полиграф в расследовании преступлений и правонарушений [5].

С этого же года в Федеральной службе налоговой полиции также стало работать подразделение высококвалифицированных операторов полиграфа. Своих специалистов, помимо указанных ведомств, сегодня имеют Служба военной разведки России и Главное разведывательное управление Генштаба Министерства обороны России.

Главное, что следует сказать, освещая вопрос правомочности применения полиграфа в нашей стране, - в настоящее время в России использование контактного полиграфа для гласного получения информации законом не запрещено, в частности получение лицензии на его приобретение и использование не требуется. При этом единого нормативного акта, регулирующего применение полиграфа в различных сферах общественной жизни, в России пока нет.

Не существует и государственных стандартов по применению полиграфа в РФ. Есть лишь стандарт СТО РАЭБУР 51-02-99 «Порядок проведения опросов с использованием полиграфа», разработанный Институтом криминалистики ФСБ РФ совместно с Российским агентством экономической безопасности при Торгово-промышленной палате в 1999 г., т.е. стандарт общественной организации, который носит рекомендательный характер [3].

Кроме того, имеются различные ведомственные акты, регламенты, инструкции, касающиеся применения опроса с использованием полиграфа (ОИП). И хотя прямое законодательное регулирование использования полиграфа в деятельности государственных и коммерческих структур отсутствует, анализ российского законодательства позволяет говорить о наличии серьезных и правомочных оснований применения полиграфа в частном секторе. В частности, Министерство юстиции России проводило правовую

экспертизу соответствующих нормативных документов, касающихся применения ОИП, в результате чего начиная с 1993 г. этот метод получил «право гражданства» в России. Вот почему ОИП с этого времени все активнее внедряется на ее территории.

Что же касается основных направлений применения ОИП в современной России, то их несколько:

1) оперативно-розыскная деятельность (ОРД);

2) судебные экспертизы в рамках уголовного, гражданского, арбитражного и административного процесса;

3) профессиональный отбор и кадровые проверки в различных государственных ведомствах;

4) служебные проверки в коммерческих организациях.

Статья 2 Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Государства». Вместе с тем Конституция РФ утверждает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» [6, ст. 17, ч. 3].

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) предоставляет работодателю право осуществлять отбор нанимаемого на работу персонала и прямо указывает, что «не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральными законами» [7, ст. 3, ч. 3]. На необходимость проведения отбора работников указывает п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, согласно которому Закон дает работодателю право расторгнуть Трудовой договор в случае «предоставления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении Трудового договора».

Закон РФ «О государственной тайне» установил, что «допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий» [8, ст. 21, ч. 3].

Федеральный закон «О коммерческой тайне» существенно расширил правовую основу опроса с использованием полиграфа (ОИП) при защите коммерческих интересов предприятий различных форм собственности. Закон предоставил обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, право «определять порядок и условия доступа к этой информации» [9, ст. 7, ч. 3], устанавливать систему «контроля за соблюдением такого порядка» [9, ст. 10 ч. 1. п. 2] и применять в этих целях при необходимости любые «не противоречащие законодательству РФ меры» [9, ст. 10, ч. 4].

Если говорить о трудовых правоотношениях, то правовой основой применения полиграфа можно считать положения Трудового кодекса РФ, прежде всего гл. 14, где разъясняется понятие персональных данных работника (ст. 85). В этой же главе, п. 7, указывается на то, что работник защищен от неправомерного использования персональных данных работодателем. Это касается и сведений, полученных с помощью полиграфа.

Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности. Кроме того, ТК РФ предоставляет работодателю право собирать персональные данные работника: информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (гл. 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных: «Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование

персональных данных работника» [7, ст. 85]. Сюда же можно отнести и данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе.

В статье 86 ТК РФ (пп. 1, 3-5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных. ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на их передачу работодателю, запрещение получать их через третьих лиц без письменного согласия работника.

Получение персональных данных работника, как это явствует из статей ТК РФ, осуществляется от него самого и необходимо работодателю для решения вопросов о трудоустройстве, продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, сохранности имущества.

Согласно комментарию к Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе) признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (гл. 11 «Заключение трудового договора») [7]. Поэтому соответствует ТК РФ включение в Трудовой договор положения о том, что «работник обязан активно содействовать проводимым работодателем служебным разбирательствам и в случае необходимости проходить опрос с использованием полиграфа (ОИП)» [2, с. 10, 29].

Итак, внесение данных положений в трудовые договоры и локальные правовые нормативные акты делает применение ОИП государственными и негосударственными пользователями вполне легитимным в рамках действующего отечественного законодательства.

В связи с этим вопрос: «Применять или не применять полиграф при работе с кадрами?» - носит уже не столько правовой, сколько эмоциональный характер.

Помимо добровольного ОИП в коммерческих и некоммерческих организациях для контроля сохранения государственной тайны в государственных учреждениях целесообразно применять обязательный ОИП, в том числе и в правоохранительных органах.

Направлениями применения полиграфа в правоохранительной деятельности можно считать [1, с. 4]:

- расследование преступлений, отбор персонала;

- организацию мониторинга при обучении персонала правоохранительных органов навыкам психологической саморегуляции;

- клиническую экспертизу наличия у сотрудника полиции посттравматического стрессового расстройства;

- психолого-физиологическую диагностику агрессивности и тревожности личности.

За последние годы в России разработана система применения полиграфа в оперативно-розыскной деятельности - создана нормативная база, разработаны квалификационные требования к специалистам, проводящим опросы [4, с. 24; 10, с. 67].

Вместе с тем использование полиграфа по-прежнему остается научной, нравственной и практической проблемой, а именно:

- вероятностный характер результатов ОИП ограничивает их доказательную силу;

- существует проблема соблюдения методических принципов проведения ОИП, а именно добровольности;

- большое значение имеет подготовка специалистов (90 % успеха зависит от полиграфолога);

- при обвинительном характере результатов ОИП не ясно, что делать;

- отсутствует закон о полиграфе, где закреплены критерии и границы применения, технологии (методики).

Список литературы

1. Варламов, В. А. Детектор лжи / В. А. Варламов. - М. : ПЕРСЭ-Пресс, 2004. - 352 с.

2. Харин, Ю. Л. Детектор лжи: как это делается / Ю. Л. Харин. - М. : Эксмо, 2006. - 352 с.

3. Шлыкова, А. В. Специальная техника, применяемая при совершении преступлений / А. В. Шлыкова, А. Хаитжанов // Наука. Общество. Государство. - 2014. - № 2 (6). - URL: http://esj.pnzgu.ru

4. Правовые аспекты применения полиграфа при работе с кадрами / Ю. Холодный, В. В. Дятлен-ко, А. С. Подшибякин, А. С. Перелыгин // Политика. - 2005. - № 72. - Июнь. - С. 6-13.

5. Репьев, А. Г. Правовые категории «законность» и «дисциплина»: опыт системного исследования / А. Г. Репьев, А. М. Репьева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 1. - С. 22-32.

6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - URL: http://www.consultant.ru

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 4 нояб. 2014 г.). -URL: http://www.consultant.ru

8. Закон РФ от 21 июля 1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 21 дек. 2013 г.). - URL: http://www.consultant.ru

9. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. 12 марта 2014). -URL: http://www.consultant.ru

10. Угодников, К. Соврамши вас!.. / К. Угодников // Итоги. - 2006. - 20 марта. - С. 64-67.

Шоронов Олег Валентинович

кандидат военных наук, доцент, кафедра правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет, Е-mail: Shoronovo@mail.ru

Коновалов Андрей Николаевич

студент,

Пензенский государственный университет E-mail: vortexni222@mail.ru

Shoronov Oleg Valentinovich

candidate of military sciences, associate professor, sub-department of law enforcement, Penza State University

Konovalov Andrey Nikolaevich

student,

Penza State University

УДК 343.982 Шоронов, О. В.

Полиграф в правоохранительных органах / О. В. Шоронов, А. Н. Коновалов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 4 (8). - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.