Научная статья на тему 'Возможности и перспективы использования контроллинга в таможенной службе России'

Возможности и перспективы использования контроллинга в таможенной службе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / РИСК-КОНТРОЛЛИНГ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / CONTROLLING / RISK-CONTROLLING / CUSTOMS ADMINISTRATION / INNOVATIVE MANAGEMENT / FOREIGN EXPERIENCE / MANAGEMENT DECISIONS / LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородушко И.В.

В статье рассмотрены проблемы внедрения контроллинга в деятельность российских таможенных служб. Определено состояние научно-методологической и нормативно-правовой базы. Сформулированы положения в пользу целесообразности формирования целостной системы контроллинга в совершенствовании таможенного дела в стране. Автором также дана оценка подходов к признанию эффективности методов контроллинга в деятельности государственных органов в России и зарубежных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION CONTROLLING IN THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article considers the problems of implementation controlling in the activities of Customs Service of Russia. The status of scientific, methodological and legal framework is determined. Provisions are outlined in favour of feasibility of forming an integral controlling system in the national customs service. The author gives the evaluation of approaches to the recognition of the effectiveness of controlling methods in the activities of public authorities in Russia and foreign countries

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы использования контроллинга в таможенной службе России»

УДК 339.9.01

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ

Бородушко Ирина Васильевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой международных экономических отношений, д.э.н., доцент, e-mail: bi08@me.com

В статье рассмотрены проблемы внедрения контроллинга в деятельность российских таможенных служб. Определено состояние научно-методологической и нормативно-правовой базы. Сформулированы положения в пользу целесообразности формирования целостной системы контроллинга в совершенствовании таможенного дела в стране. Автором также дана оценка подходов к признанию эффективности методов контроллинга в деятельности государственных органов в России и зарубежных странах

Ключевые слова: контроллинг; риск-контроллинг; таможенное администрирование; инновационное управление; зарубежный опыт; управленческие решения; нормативно-правовая база

POSSIBILITIES AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION CONTROLLING IN THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Borodushko Irina V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of International Economic Relations, Doctor of Economic Sciences, Docent, e-mail: bi08@me.com

The article considers the problems of implementation controlling in the activities of Customs Service of Russia. The status of scientific, methodological and legal framework is determined. Provisions are outlined in favour of feasibility of forming an integral controlling system in the national customs service. The author gives the evaluation of approaches to the recognition of the effectiveness of controlling methods in the activities of public authorities in Russia and foreign countries

Keywords: controlling; risk-controlling; customs administration; innovative management; foreign experience; management decisions; legal framework

Для цитирования: Бородушко И.В. Возможности и перспективы использования контроллинга в таможенной службе России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 47-50.

> «

H

А

>

сг X

Е

hi

Я ^

О

Е

M

п о

са

Е

М hi X X О

s

Э

Н

X

И

s «

s

Современные общественные отношения во всех сферах экономики, и в таможенном деле в том числе, все более усложняются и требуют, одновременно, обеспечения оперативности, оптимальности, обоснованности, прозрачности, взаимосогласованности принимаемых управленческих решений тактической и стратегической направленности. Не менее актуальна ориентация управленческих решений на предотвращение таких возможных их последствий, как нарушение сбалансированности экономической системы любого уровня. Данный вопрос глубоко раскрыт, например, в статье Е.С. Янковской [1]. Для оптимизации управленческих решений необходимо внедрять наиболее современные и перспективные механизмы и технологии генерирования нестандартных и обоснованных идей в сфере управления.

Мировой и отечественный опыт использования контроллинга в качестве одного из инструментов управления убедительно доказал его эффективность и возможность адаптации к самым различным сферам, направлениям и видам экономической деятельности.

Современная концепция системы контроллинга в наиболее обобщенном виде заключается в следующем:

- контроллинг является эффективным инструментом формирования информационно-

аналитического механизма, построенного с ориентацией на функции контроля, планирования, координации, предназначенным для оптимизации принимаемых управленческих решений. Контроллинг органично взаимосвязан и интегрирован с другими компонентами механизма управления экономической системой, обеспечивая синергетический эффект, минимизацию «конфликта интересов» разных задач управления, организационно-методологическое единство технологий управленческого процесса;

- контроллинг способствует выявлению и устранению «узких мест» в деятельности экономической системы, обнаружению и оценке внешних и внутренних рисков;

- контроллинг способствует наиболее рациональному и скоординированному планированию, распределению и использованию всех видов реальных и потенциальных ресурсов экономической системы;

- эволюция принципов и методов контроллинга направлена на их унификацию с последующей диверсификацией (в рамках общих начал) по различным сферам и видам управленческой деятельности в экономике;

- при организации контроллинга необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии нового поколения,

применять методы риск-контроллинга, действовать в рамках правового поля и официальных обязательных стандартов, предусмотренных для соответствующей категории экономических систем;

- единство теории и практики является необходимым условием реализации функций контроллинга при управлении экономической системой.

Российское таможенное дело, с одной стороны, активно развивается и совершенствуется, а с другой -не удается пока устранить ряд серьезных проблем организационно-методического и правового характера.

Главная проблема - недостаточная эффективность таможенной деятельности. В этой связи необходимо расширить применение новейших технических средств контроля, позволяющих повысить качество процесса выявления и предупреждения нарушений таможенных правил со стороны объектов и субъектов таможенного контроля. Важными задачами являются минимизация сроков проведения различных видов таможенных процедур, повышение уровня их прозрачности, стандартизации и унификации. Немаловажную роль в успешном решении указанных проблем таможенного дела в Российской Федерации может сыграть использование такого инновационного инструмента управленческой деятельности, как контроллинг.

Наиболее полно все аспекты возможного применения контроллинга в таможенном деле изложены в учебнике В.В. Макрусева «Таможенный менеджмент» в теме 12 «Контроллинг как интегративная функция и инструментальная среда управления». Предварительно автор обращается к более общему вопросу - актуальности применения контроллинга в сфере государственного управления в целом -и справедливо отмечает: «Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе в обозримой перспективе, является контроллинг» [2, с. 301].

Попутно отметим, что еще в 2005 г. автором была опубликована монография «Методология формирования системы контроллинга как инструмента государственного регулирования экономики» [3]. В данной работе были сформированы концептуальные основы контроллинга в сфере государственного управления, определены его функции и необходимое нормативно-правовое, организационно-методологическое обеспечение. В развитие этой темы целесообразно обратиться к вопросам риск-контроллинга [4].

Проблемам применения контроллинга при осуществлении стратегического планирования посвящена работа «Стратегическое планирование и контроллинг [5].

Применение контроллинга могло бы способствовать более успешной реализации целей и задач, предусмотренных утвержденным 28.12.2012 распоряжением Правительства РФ № 2575-р документом - «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия).

Как отмечено в первом разделе Стратегии, совершенствование таможенной деятельности «обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства» [6].

К числу ключевых перспективных условий и приоритетов совершенствования таможенной службы относится повышение качества и результативности таможенного администрирования. Оно составляют основу для достижения следующих стратегических целей таможенной службы России и способствует:

1) обеспечению экономической безопасности России в сфере внешнеэкономической деятельности и полному поступлению предусмотренных законом доходов от ВЭД в федеральный бюджет;

2) максимальному содействию внешней торговли и привлечению инвестиций в экономику страны;

3) защите отечественных производителей, охране объектов интеллектуальной собственности.

Указанные стратегические цели таможенной службы определяются согласованными действиями по пяти основным направлениям развития таможенной службы РФ, это:

- таможенное регулирование,

- осуществление фискальной функции,

- правоохранительная деятельность,

- предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций,

- содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.

Вспомогательными направлениями, необходимыми для реализации основных направлений, являются:

- таможенная инфраструктура,

- кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность,

- социальная сфера.

В Стратегии, в разделе 11 «Совершенствование организационно-управленческой деятельности», в качестве одной из задач в данной области названо «развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга (выделено автором) деятельности таможенной службы Российской Федерации» [6]. Таким образом, официально было принято решение о применении контроллинга в таможенном деле России.

Но дальнейшие события стали развиваться по иному сценарию. В принятом документе ФТС от 17.07.2017 г. «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года», определяющем порядок реализации Стратегии развития ФТС, задача развития механизмов контроллинга уже не упоминается [7]. Также обойден молчанием вопрос и о применении контроллинга в Итоговом докладе от 28.02.2018 о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году [8].

По результатам проведенного сравнительного анализа Стратегии и Комплексной

Программы развития ФТС России да 2020 года, В.В. Макрусев и его соавторы констатируют тот факт, что «В Стратегии развития есть два направления, которые не попали в Комплексную Программу, а именно:

1) Совершенствование таможенного регулирования;

2) Совершенствование организационно-управленческой деятельности» [9]. Именно по направлению «Совершенствование организационно-управленческой деятельности» было предусмотрено Стратегией в редакции 2012 г. применение контроллинга в таможенном деле России. Сделаем попытку сориентироваться в целесообразности отказа в действующей редакции Стратегии от решения задач совершенствования организационно-управленческой деятельности ФТС и внедрения контроллинга в том числе.

Прав Макрусев В.В., указывая в упомянутом выше учебнике: «В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в государственных службах. В частности, в процессе управления происходит постановка целей, составляются планы, закрепляются соответствующие процедуры контроля» [2, с. 263].

Несмотря на определенное движение в направлении освоения некоторых методов контроллинга и их применения в государственных органах вполне очевидно, что в полной мере потенциал контроллинга может раскрыться только в условиях его целостности и завершенности.

В связи с неопределенностью ситуации в отношении перспектив использования контроллинга в управлении таможенным делом в России рассмотрим данный вопрос в теоретическом и прикладном аспектах.

Распространенным подходом при ситуационном анализе организации управления экономическими системами является обращение к опыту развитых стран мира. Следуя этим путем, при оценке зарубежной практики использования контроллинга и ее сравнения с ситуацией в России, надо признать, что:

- тщательно разработанные модели контроллинга активно применяются компаниями в экономически развитых странах как инструмент координации и интеграции управленческих функций в целях повышения их эффективности и обеспечения конкурентоспособности в условиях нарастания факторов неопределенности рыночной экономики;

- в зарубежной практике применение контроллинга ограничено сферой предпринимательской деятельности и, насколько можно судить по доступной информации, не ставится задача его использования в деятельности органов государственной власти.

Проиллюстрируем эти выводы несколькими конкретными примерами. В монографии М.В. Бойковой, посвященной вопросам таможенного администрирования в зарубежных странах, отсутствует информация о применении контроллинга, за исключением упоминания одного его частного аспекта в связи с практикой таможенных

органов США. Как отмечено в монографии, в структуре системы таможенного контроля США функционирует подсистема «зеленый коридор» (BRASS), «...позволяющая реализовать таможенное оформление и таможенный контроллинг (выделено автором) импортной сделки в течение 5-10 секунд» [10, с. 71].

Исследуя теорию и практику контроллинга в России и зарубежных странах С.Я. Юсупова делает вывод о том, что контроллинг, в качестве инструмента управления бизнесом, используют во всех развитых странах мира при сохранении национальных особенностей модели контроллинга [11; 12]. Однако в публикациях этого автора отсутствуют какие-либо упоминания о применении контроллинга в работе государственных служб.

В международных документах, посвященных вопросам таможенного администрирования, отсутствуют какие-либо рекомендации или упоминания об использовании методов контроллинга.

В Российской Федерации постепенно нарастает интерес к контроллингу в деловых и научных кругах. В стране действует некоммерческое партнерство «Объединение контроллеров», официально зарегистрированное 21.03.2001 г. Решение о его создании было принято в 2000 г. на симпозиуме «Контроллинг как философия и методология эффективного управления государственных организаций и частного бизнеса». Объединение контроллеров является членом организации «Международная группа контроллинга» (IGC) и издает с 2001 г. журнал «Контроллинг», кроме того регулярно организует международные научно-практические конференции.

В журнале «Контроллинг» публикуются статьи по вопросам теории, методики и практики контроллинга в различных сферах экономики, в разрезе разных функций управления, применительно к стратегическому и оперативному контроллингу. Следует отметить, что доминируют публикации, в которых рассматриваются проблемы контроллинга на уровне предприятий и организаций. Особое внимание уделяется вопросам применения контроллинга в сферах деятельности, имеющих приоритетное значение для обороны страны, для инновационного развития, для реализации социальных программ. Так, например, в номерах журнала за 2017 г. представлены материалы о проблемах контроллинга на высокотехнологичных предприятиях наукоемких отраслей, в области переработки твердых коммунальных отходов, в деле управления выполнением оборонных заказов, на предприятиях среднего бизнеса, на предприятиях ракетно-космической отрасли.

Значительно реже «Объединение контроллеров» России пытается приблизиться к обсуждению проблем контроллинга применительно к различным аспектам государственного управления. Например, в 2017 г. журнал «Контроллинг» опубликовал статью, в которой, с позиций использования инструментов контроллинга, рассматривались вопросы

принятия управленческих решений в области промышленной политики государства [13]. Другим примером может служить организованная Объединением контроллеров и состоявшаяся 26.05.2017 г. в Рязани VI международная научно-практическая конференция на тему «Интеграция контроллинга в экономику, организацию производства и менеджмент», где, в частности, был поднят вопрос о контроллинге в территориальном управлении.

Вопрос о внедрении контроллинга в деятельность таможенных служб, к сожалению, активно не обсуждается Объединением контроллеров России. Можно отметить лишь публикацию 2016 г. в журнале «Контроллинг» [14].

К числу наиболее убедительных аргументов в пользу перспективности применения контроллинга в таможенных органах можно отнести:

- высокий уровень внешних и внутренних факторов неопределенности и риска при осуществлении контроля за международными перемещениями товаров, транспортных средств и физических лиц;

- использование контроллинга могло бы содействовать снижению потенциальных угроз информационной безопасности, усиливающихся по мере развития системы комплексной автоматизации и информатизации всех направлений деятельности таможенных органов;

- необходимость повышения оперативности выполнения таможенных процедур и качества информационно-аналитического обеспечения в таможенном деле.

Библиографический список:

1. Янковская Е.С. Теория макроэкономического равновесия и экономические дисбалансы // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 2 (19). С. 84-90.

2. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев. М.-Берлин: Директ-Медиа. 2015. 401 с.

3. Бородушко И.В. Методология формирования системы контроллинга как инструмента государственного регулирования экономики. СПб. СПбГУЭФ. 2005. 226 с.

4. Бородушко И.В. Риск-контроллинг и его место в системе обеспечения экономической безопасности организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4 (64). С. 117-120

5. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб. Питер. 2006. 192 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2557 (ред. от 10.02.2018) «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» / СЗ РФ, 14.01.2013, № 2, ст. 109.

7. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»» (документ опубликован не был, URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgiTreq =doc;base=EXP;n=700493#0807284373127569 дата обращения: 12.04.2018).

8. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году // URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view = article&id = 26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 12.04.2018).

9. Боненко Т.А., Макаренко С.А., Макрусев В.В. Сравнительный анализ стратегии и комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года // Стратегия бизнеса. 2017. № 12 (44). С. 30-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Байкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования. Монография. М. РТА. 2017. 130 с.8. Макрусев В.В., Юсупова С.Я., Любкина Е.О. Теорети -ческие задачи таможенного менеджмента // Потенциал современной науки. 2017. № 1 (27). С. 93-98.

11. Юсупова С.Я., Теория и практика внедрения системы контроллинга в условиях информационного общества: Автореф. дис. ... д.э.н. М. Финансовая академия при Правительстве РФ. 2008. 37 с.

12. Юсупова С.Я., Макрусев В.В. Контроллинг в системе международных экономических отношений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 5 (99) URL: https:// elibrary.ru/contents.asp?issueid=1831557 (дата обращения: 11.04.2018).

13. Боровский В.Г. Промышленная политика государства: проблемы, задачи, управленческие решения // Контроллинг. 2017. № 1. С. 6-11.

14. Попович Л.Г., Любкина Е.О. Концепция контроллинга в управлении компетентностным потенциалом должностных лиц таможенных органов // Контроллинг. 2016. № 1. С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.