Научная статья на тему 'Эффективность выполнения таможенных операций с использованием контроллинга и цифровых технологий'

Эффективность выполнения таможенных операций с использованием контроллинга и цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегические цели таможенной службы / таможенные операции / гибкие системы управления и контроля / цифровые технологии / интенсификация / информационная поддержка / методы и инструменты контроллинга. / strategic goals of the customs service / customs operations / flexible management and control systems / digital technologies / intensification / information support / methods and tools for controlling
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Политковская И. В., Хвичия Д. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность выполнения таможенных операций с использованием контроллинга и цифровых технологий»

Политковская И.В., Хвичия Д. Т.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТРОЛЛИНГА И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: стратегические цели таможенной службы, таможенные операции, гибкие системы управления и контроля, цифровые технологии, интенсификация, информационная поддержка, методы и инструменты контроллинга.

Keywords: strategic goals of the customs service, customs opérations, flexible management and control systems, digital technologies, intensification, information support, methods and tools for controlling.

Введение

В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»2 «стратегическими целями таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования». Кроме этих целей перед таможенной службой стоят задачи интеграции внешнеэкономической политики страны с мировой экономикой, активизации экспортно-импортной деятельности и государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства; «повышение качества предоставляемых таможенных услуг и снижение затрат на осуществление внешнеэкономических операций и таможенных формальностей»3; создание благоприятных условий для законной торговли и ускорения внешнеторгового оборота; выполнения таможенных операций с максимальной комфортностью для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности4.

Несмотря на важность стоящих перед таможенной службой задач, в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» отмечается, что под влиянием основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности возникает опасность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства. Так «в 2015 году внешнеторговый оборот Российской Федерации по сравнению с 2014 годом сократился на 33%. В 2016 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп снижения замедлился и составил 11%. При этом в данном периоде сокращение, в первую очередь, обусловлено снижением экспорта (в 2016 году - на 17%). Стоимостной объем экспорта в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 31%. В 2016 году данное снижение продолжилось, составив к «досанкционному» 2014 году 43%»5.

Негативные процессы, наблюдаемые в современной общемировой экономической и политической среде, заставили государственные учреждения создавать и внедрять внутренние гибкие системы управления, позволяющие быстро адаптироваться к активно изменяющимся внешним условиям. Активно предпринимают различные меры в этом направлении и органы Федеральной таможенной службы. Так, «по состоянию на 28 декабря 2018 года объем доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей превысил отметку в 6 трлн. руб. Прогноз по формированию доходов бюджета РФ выполнен таможенными органами на 101,5%. Платежи от импорта товаров составили 2931,8 млрд. руб., или 48,7% от общего объема перечислений ФТС России. В том числе НДС на ввозимые товары составил

1 Политковская Ирина Валентиновна - к.т.н., профессор кафедры финансов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Хвичия Даниил Тариелович - старший преподаватель кафедры финансов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

2 Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р. -http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375

3 Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. - М., 2012. - С. 53-57. -http://novaum.ru/public/p666

4 Мамедова Л.Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / Отв. ред. Н.С. Яшин. - Саратов, 2016. - Ч. 1. - С. 141-142.

5 Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. - http://customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=25512&Itemid=2727

2245,6 млрд. руб. (37,3%). Вывозная таможенная пошлина составила 3005,7 млрд. руб., или 49,9% от общего объема перечислений ФТС России, а за три месяца 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 1308,97 млрд. рублей»1. Данные цифры свидетельствуют о повышении эффективности работы организаций ФТС за предшествующий год и первый квартал текущего года. Повышению результативно -сти работы способствовало более ответственное отношение руководителей к выполнению таких показателей работы, как:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям2.

Оценка эффективности деятельности организаций таможенной службы в рамках исполнения таможенной политики государства во многом определяется скоростью и эффективностью принятия управленческих решений, а также результативностью применения различных инструментов управления внутренней средой. Повышения скорости выполнения заказов, расширения выполняемых операций в целях удовлетворения запросов клиентов и охвата этими процессами организации в целом, информирования и вовлечения в активную работу всего персонала можно добиться применением инструментов эффективного менеджмента с использованием цифровых технологий.

Несмотря на то, что Россия, согласно вышедшему недавно официальному статистическому сборнику «Цифровая экономика России», заметно отстает от многих стран мира по степени развитости и проникновению цифровых технологий в различные сферы деятельности, в том числе в организации таможенной службы, «занимая лишь 40-50-е место среди других стран, отмечается постепенное увеличение удельного веса сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП РФ, составлявшего в 2017 году 2,9%»3.

В целях эффективного достижения стратегических целей в последние годы активно применяет передовые цифровые технологии и таможенная служба. В организациях ФТС создаются и внедряются новые автоматизированные системы, позволяющие повысить скорость и объективность принимаемых решений. «Согласно современной стратегии развития таможенных органов определены целевые индикаторы в области реализации мер с применением цифровых технологий»4. К 2020 г. ожидается довести показатель автоматической регистрации безрисковых поставок до 99%, в то время как сегодня количество автоматически выпущенных деклараций доходит лишь до 80%. Электронное декларирование является неким фундаментом функционирования «электронной таможни» и неотъемлемой частью механизма «единого окна»5.

«ФТС России проводится большая работа по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия. Таможенные органы получают в электронном виде от различных министерств и ведомств актуальные и заверенные электронной подписью сведения и документы, необходимые для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций. Получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов, а не от участников ВЭД, снижает риски заявления недостоверных сведений и существенно сокращает время проведения таможенных операций. Большая часть таможенных деклараций регистрируется таможенными органами в автоматизированном транспарентном режиме.

Введение обязательного электронного декларирования дало возможность сначала перейти к технологии удаленного выпуска товаров, а спустя несколько лет к технологии автоматического выпуска. После полного перехода на электронное декларирование, отработки технологии удаленного выпуска товаров ФТС России приняла решение о целесообразности сконцентрировать таможенное оформление в специальных центрах электронного декларирования (далее - ЦЭД). В настоящее время в России действует 672 места таможенного оформления»6. Полномасштабное внедрение цифровых технологий позволит значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличит товарооборот и приведет к экономическому росту государства. Однако не следует забывать о том, что с внедрением цифровых технологий возникают проблемы незащищенности всей системы перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в цифровом виде. В целях устранения этих проблем ФТС России применяются: административные меры защиты цифровой информации; правовые средства защиты и меры уголовно-правового характера; а также внедряются системы управления рисками (СУР)7.

1 Сведения о деятельности ФТС России. - http://customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=185&Itemid=

2099

2 Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 №311-ФЗ // ИКП «Кон-сультантПлюс». - http://www.consultant.ru

3 Шпилькина Т. А., Жидкова М.А. Рыбьякова О.И. Роль цифровых технологий в стратегии развития страны 2024 // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: материалы X Международной конференции. - М.: Спутник+, 2018. - С. 116-118.

4 Мамедова Л.Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / Отв. ред. Н.С. Яшин. - Саратов, 2016. - Ч. 1. - С. 141-142.

5 Смирнова И.А. Таможенные инструменты содействия внешней торговле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. - № 2 (3). - С. 19. - https:/customs.esrae.ru/15-58

6 Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Тарасова Н. Л. Цифровые технологии в таможенном деле. - https://cyberleninka.rU/article/n/tsi frovye-tehnologii-v-tamozhennom-dele

7 Значение информационных технологий и роль компьютерной безопасности в таможенном деле. - https://cyberleninka.ru/arti cle/n/tsifrovye-tehnologii-v-tamozhennom-dele

Значительное ускорение внешнеторгового оборота требует интенсификации процессов развития таможенной системы, подразумевающей не только внедрение инновационных цифровых технологий обработки информации и оформления заказов, но и дальнейшее использование проверенных мировым опытом современных технологий и инструментов управления, планирования и контроля, способствующих эффективному достижению стратегических целей1. К числу этих технологий относится контроллинг, основанный на анализе совокупности информационных потоков организаций ФТС с использованием цифровых технологий. Особую актуальность приобретают в условиях применения цифровых технологий финансовый контроллинг и внутрифирменное бюджетирование, в функции которых входят планирование денежных потоков; анализ отклонений фактических финансовых результатов деятельности от плановых; формирование управленческих решений; управление движением денежных средств. Именно в организациях ФТС особое внимание уделяется управлению денежными потоками, чтобы вовремя предсказывать и предупреждать кассовые разрывы.

Контроллинг, представляющий собой комплекс организационных, методологических и методологических, технических, технологических и информационных средств, поддерживает руководителей информацией и методиками, необходимыми для оперативного решения возложенных задач, развивает процессы автоматизации управления, способствует разрешению возникающих у таможенных органов проблем2. Выявляя, идентифицируя и анализируя проблемы и отклонения, принимая соответствующие управленческие решения по устранению возникающих отклонений от плановых заданий, препятствующих достижению стратегических целей, контроллинг в таможенных органах позволяет наиболее полно реализовать одну из основных функций ФТС.

Так как современное состояние международных цифровых связей требует от всех участников таможенного процесса постоянного обмена данными, развитие контроллинга в организациях таможенной службы направлено на создание мощной информационно-технической системы, обеспечение ее квалифицированным кадровым составом.

Хотя контроллинг информационно поддерживает принятие руководителями управленческих решений, его функции не ограничиваются только информационным обеспечением данного процесса. Он включает также в себя и контроль над последующим исполнением принятых решений. По этой причине в качестве самостоятельных объектов управления в составе системы контроллинга выделяют методологию контроллинга, сам процесс принятия решений и последующий контроль. Взаимодействию между данными объектами способствуют прямые и обратные связи, налаженные с использованием цифровых технологий и позволяющие в организациях ФТС сделать информационный обмен наиболее точным, достоверным и прозрачным.

Качество контроллинга зависит от качества используемых методов и приемов, состояния механизмов планирования и контроля, а также качества информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процесса планирования и построения аналитических отчетов. «Наличие совокупности высококвалифицированных и узкоспециализированных специалистов, вычислительных сетей и центров, обеспечивающих бесперебойное функционирование ФТС (в том числе Единой автоматизированной информационной системы ФТС, Автоматизированной информационной системы таможенного оформления «АИСТ-М» и узлов связи, объединяющих все элементы иерархии системы таможенных органов) облегчает проведение контроллинга в таможенных органах, интегрируя всю необходимую информацию и обеспечивая свободный доступ к ней в рамках должностных полномочий»3.

Использование инструментов контроллинга в организациях ФТС, не только поддерживает принятие управленческих решений, но и повышает качество таможенных услуг за счёт наличия обратной связи с участниками внешнеэкономической деятельности, мониторинга информационных потоков и обнаружения возникающих проблем, исправления системных недочетов внутри таможенных организаций .

Система контроллинга в деятельности федеральных органов государственной службы, построенная на использовании инновационных цифровых технологий обработки информации и комплексной системы управления рисками, позволит в ближайшем времени обеспечить полномасштабное информационно-аналитическое обслуживание правоохранительной деятельности в таможенной сфере; повысить эффективность таможенного контроля и результативность борьбы с таможенными правонарушениями; сократить время на таможенное оформление и контроль; увеличить объем доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей5. Несмотря на то, что многие элементы контроллинга успешно интегрированы в деятельность таможенных органов, полного внедрения пока не произошло6.

1 Политковская И.В., Хвичия Д.Т. Финансовые аспекты осуществления инноваций на предприятиях транспорта: монография. - М.: МАДИ, 2015. - 156 с.

2 Иванова А.В. Контроллинг как комплексная система в управлении таможенным делом // Экономические науки. 2018. -№ 13. - http://novaum.ru/public/p666

3 Юсупова С.Я., Макрусев В.В., Бойкова М.В. Инновация в системе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. - № 2 (96). - С. 13.

4 Липчанская К.А. Подпригора А.А. Специфика контроллинга и мониторинга в таможенном деле // Евразийский научный журнал. 2017. - №10; Юсупова С.Я., Макрусев В.В., Бойкова М.В. Инновация в системе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. - № 2 (96). - С. 13.

5 Значение информационных технологий и роль компьютерной безопасности в таможенном деле. -https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-tamozhennom-dele

6 Иванова А.В. Контроллинг как комплексная система в управлении таможенным делом // Экономические науки. 2018. - № 13. - http://novaum.ru/public/p666; Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. 2012. - С. 53-57. - http://novaum.ru/public/p666

Одной из основных задач данных федеральных органов государственной службы, требующей использования цифровых технологий и контроллинга, является оптимизация деятельности и упрощение взаимодействия между всеми структурными единицами. Особое место в этом процессе стратегического развития занимает и подготовка кадров, являющихся главным активом процесса осуществления рассмотренных инновационных преобразований.

Дальнейшее развитие процессов внедрения цифровых технологий и оптимизации систем контроллинга в деятельности таможенных органов, направленное на полную автоматизацию информационных потоков и формирование наиболее эффективных технологий, приспособленных к специфике деятельности организаций таможенной службы, будет способствовать взаимодействию руководителей всех подразделений при принятии тактически и стратегически важных для государства задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.