Научная статья на тему 'Управление таможенным делом: алгоритм, постановка и формализация задач'

Управление таможенным делом: алгоритм, постановка и формализация задач Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3725
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ / CUSTOMS ADMINISTRATION / STRATEGIC CUSTOMS MANAGEMENT / UNIFIED MANAGEMENT MODEL / CUSTOMS MANAGEMENT ALGORITHM / MANAGEMENT TASKS FORMALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макрусев Виктор Владимирович, Юсупова Савда Ярагиевна, Любкина Екатерина Олеговна

В статье представлены алгоритм, постановка и формализация задач управления таможенным делом, основанные на единой модели внешнеэкономической, внешнеторговой и таможенной деятельности. Модель рассматривается как базовый компонент таможенного менеджмента и ориентирована на повышение эффективности всех видов деятельности за счет согласованного воздействия на них всей совокупности действующих регуляторов. Развитие таможенной службы России на основе такой модели позволит сформировать адаптивные механизмы управления таможенными органами, ориентированные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макрусев Виктор Владимирович, Юсупова Савда Ярагиевна, Любкина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs management: algorithm, formulation and formalization of tasks

The article contains algorithm, formulation and formalization of customs management tasks based on a unified model of foreign economic, trade and customs activities. We consider this model as the main component of customs management. The model aims to improve the efficiency of all activities at the expense of impact of all regulative factors. The Russia’s customs system development based on this model allows formation of customs managment adjustment mechanisms focused on efficiency and quality service improvement.

Текст научной работы на тему «Управление таможенным делом: алгоритм, постановка и формализация задач»



РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 4 • февраль 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

управление таможенным делом: алгоритм, постановка и формализация задач

Макрусев В.В.1, Юсупова С.Я.1, Любкина Е.0.1

1 Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлены алгоритм, постановка и формализация задач управления таможенным делом, основанные на единой модели внешнеэкономической, внешнеторговой и таможенной деятельности. Модель рассматривается как базовый компонент таможенного менеджмента и ориентирована на повышение эффективности всех видов деятельности за счет согласованного воздействия на них всей совокупности действующих регуляторов. Развитие таможенной службы России на основе такой модели позволит сформировать адаптивные механизмы управления таможенными органами, ориентированные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: таможенное дело, стратегический таможенный менеджмент, единая модель управления, алгоритм управления таможенным делом, формализация задач управления

customs management:

algorithm, formulation and formalization of tasks

Makrusev V.V.1, Yusupova S.Ya.1, Lyubkina E.0.1

1 The State educational institution of the higher professional education "The Russian Customs Academy", Russia

введение

Разработка теории предполагает наличие в ее основе идеализированного объекта - теоретической модели. Построение такого объекта - необходимый этап создания любой теории, в том числе и теории таможенного менеджмента.

Таможенный менеджмент представляет собой теорию управления таможенным делом - таможенными организациями (органами), процессами (функциями, процедурами, операциями), технологиями, ресурсами (кадровыми, информационными и др.), услугами.

В свою очередь таможенное дело в определенной мере объединяет и регулирует отношения двух сфер - внешнеэкономической и таможенной деятельности (ВЭиТД). В этой связи создание и разработка теоретической модели является фундаментальным условием органи-

зации и проведения системных исследований, основанием для подготовки и принятия различного рода эффективных оперативных, тактических и стратегических решений в этих областях деятельности.

Теоретическая модель управления таможенным делом

При создании теоретической модели управления таможенным делом необходимо учитывать следующие системообразующие условия. Первое: глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему. И второе как следствие: эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного регулирования, но в значительной мере (непосредственно и опосредованно) от качества инструментов таможенного администрирования, от уровней технологизации и информатизации деятельности [1] (Мактшву У.У., 2015).

В этой связи центральным вопросом в решении проблемы управления таможенным делом является вопрос о представлении сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности как единого теоретического объекта. Предлагаемая ниже формализация рассматривается как базовое условие для ее решения.

Структура единой теоретической модели представлена нами в статье [2] (Мактшву У.У., 2012). В модели сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности взаимоувязаны относительно системы товарных и финансовых потоков (ТиФП), механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и соответствующих каналов информационно-аналитического взаимодействия. Теоретическая модель

ABSTRACT:_

The article contains algorithm, formulation and formalization of customs management tasks based on a unified model of foreign economic, trade and customs activities. We consider this model as the main component of customs management. The model aims to improve the efficiency of all activities at the expense of impact of all regulative factors. The Russia's customs system development based on this model allows formation of customs managment adjustment mechanisms focused on efficiency and quality service improvement.

KEYWORDS: customs administration, strategic customs management, unified management model, customs management algorithm, management tasks formalization

Received: 02.02.2017 / Published: 28.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Makrusev V.V. (makrusev0mai1.ru)

CITATION:_

Makrusev V.V., Yusupova S.Ya., Lyubkina E.O. (2017) Upravlenie tamozhennym delom: algoritm, postanovka i formalizatsiya zadach [Customs management: algorithm, formulation and formalization of tasks]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (4). - 685-692. doi: 10.18334/rp.18.4.37493

построена с позиций повышения эффективности всех сфер деятельности путем согласованного воздействия на ТиФП всех существующих регуляторов.

Объектом управления (регулирования, администрирования, контроля) является система товарных и финансовых потоков. Основное же содержание управления связано с формированием адекватного механизма и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей деятельности.

Все ситуации, возникающие в системе, соответствующие механизмы и стратегия регулирования представлены во взаимосвязи трех уровней, оказывающих действенное влияние на систему: международного (межгосударственного), государственного и таможенного.

Центральным объектом регулирования в модели является система ТиФП, основное же содержание регулирования - поиск эффективной альтернативы такой системы и реструктуризация существующей платформы.

Модель взаимоотношений, согласованного взаимодействия всех сфер деятельности, абстрактный образ такого взаимодействия представлены как объект теории таможенного менеджмента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволяет решать вопросы теории и практики таможенного дела, формировать адаптивную организационную структуру, разрабатывать соответствующие алгоритмы и технологии управления [3] (Makrusev V.V., 2001).

Алгоритм управления таможенным делом

Алгоритм формирования механизма и стратегии управления представляется в виде алгоритмической последовательности оценки исходного состояния международной, государственной и таможенной сфер, идентификации проблем, возникающих в системе ТиФП, решения проблем регулирования и таможенного администрирования, адаптации механизма и стратегии управления.

В исходном устойчивом состоянии все взаимодействующие сферы деятельности (мировая (межгосударственная), государственная и таможенная [4] (Boykova M.V., 2015)) характеризуется:

ОБ АВТОРАХ:_

Макрусев Виктор Владимирович, профессор кафедры управления, доктор физико-математических наук, профессор (makrusev0mai1.ru)

Юсупова СавдаЯрагиевна, профессор кафедры управления, доктор экономических наук, профессор Любкина Екатерина Олеговна, старший преподаватель кафедры управления (ekaterina.1yubkina0 gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Макрусев В.В., Юсупова С.Я., Любкина Е.О. Управление таможенным делом: алгоритм, постановка и формализация задач // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 4. - С. 685-692. doi: 10.18334/rp.18.4.37493

• целями регулирования (деятельности) и системой ТиФП с соответствующим набором показателей их эффективности;

• составом и структурой механизмов регулирования соответствующих сфер деятельности;

• стратегией регулирования деятельности - алгоритмом целенаправленной реструктуризации системы ТиФП;

• информационно-аналитическим обеспечением и информационными каналами взаимодействия сфер деятельности;

• длительностью временного интервала деятельности.

Наличие критического рассогласования между целями и результатами деятельности рассматривается как проблема. Ее решение осуществляется на основе имеющегося информационно-аналитического обеспечения по следующим направлениям: анализ системы ТиФП; корректировка или синтез модели ТиФП; реструктуризация механизмов регулирования и таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности; адаптация существующих или формирование новых стратегий регулирования и (или) таможенного администрирования ВЭД; реализация стратегий (рис. 1).

На этапе анализа реализуется процедура идентификации и исследуется проблемная ситуация в системе ТиФП, формулируется проблема как производная от ситуаций, сложившихся или прогнозируемых на мировом, государственном и таможенном уровнях соответственно.

Исследование представляет собой качественную или количественную оценку результатов воздействия существующих механизмов регулирования и таможенного администрирования на экономические или другие показатели в системе ТиФП.

Процедура корректировки модели ТиФП сводится к ее параметрической оптимизации, синтез же связан с формированием новой модели и ее структурно-параметрической оптимизацией.

Реструктуризация механизма регулирования представляет собой процедуру создания нового механизма, обеспечивающего реализацию рациональной (приемлемой, оптимальной) модели ТиФП. В результате такой процедуры формируются:

1. На мировом (межгосударственном) уровне:

• принципы международного права, отраслевые принципы международного экономического права, двухсторонние и многосторонние договоры по регулированию внешнеэкономической деятельности и др.;

• комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования в мировой сфере внешнеэкономической деятельности и рекомендации по их применению;

• система информационного мониторинга сферы мировой торговли, включая средства сбора данных и подготовки решений по регулированию ВЭД;

• международно-правовая система регулирования международной торговли.

Анализ системы ТиФП: 1) идентификация и анализ проблемной ситуации в системе ТиФП; 2) качественная или количественная оценка результатов воздействия существующих механизмов регулирования на экономические или другие показатели деятельности

Корректировка или синтез модели ТиФП: параметрическая оптимизация существующей модели или формирование новой модели и ее структурно-параметрическая оптимизация

Реструктуризация механизмов регулирования и таможенного администрирования ВЭД

Корректировка/формирование новых стратегий регулирования и таможенного администрирования ВЭД:

1) локальные изменения в системе ТиФП; 2) синтез стратегий, обеспечивающих глобальные структурно-параметрические изменения

Реализация стратегий: обеспечение непосредственного или опосредованного воздействия механизмов регулирования и таможенного администрирования на систему ТиФП

Рисунок 1. Алгоритм управления системой ТиФП в сфере ВЭД Источник: составлено авторами

2. На государственном уровне:

• система мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, система таможенных процедур;

• комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования внешнеэкономической деятельности и рекомендации по их применению;

• состав институтов и организаций государственного регулирования;

• система информационного мониторинга внешнеэкономической деятельности, включая средства сбора данных, подготовки и принятия стратегических решений;

• система правого регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности государства.

3. На уровне таможенного администрирования:

• система таможенных методов и средств администрирования внешнеэкономической и торговой деятельности;

• научно-методическое обеспечение для подготовки и обоснования принимаемых решений;

• комплекс таможенных функций, услуг, процедур, операций и технологий [5] (Simakhin O.G., Chernysh A.Ya., 2012);

• система мер межведомственного информационного взаимодействия для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами [6] (Bormotova E.G., Lipatova N.G., 2014);

• система таможенной информации;

• правовое обеспечение деятельности таможенных органов.

В нашем случае предметом рассмотрения является, прежде всего, парадигма внешнеэкономической деятельности, формируемая методами и средствами таможенного администрирования. В этой связи практическое решение проблемы эффективного регулирования ВЭД требует также учета исходных (главных) факторов, определяющих структуру и параметры товарных и финансовых потоков: облик и специфику государственности и ее стабильность; экономическую модель хозяйственного устройства страны и степень ее развития; интересы государства в сфере внешнеэкономической деятельности; существующий уровень информационно-аналитического обеспечения и информационных коммуникаций в такой сфере.

Формализация задач управления таможенным делом

В общем виде теоретическая модель управления таможенным делом определяется системой функциональных зависимостей следующего вида:

где: т,8Д - уровни регулирования (администрирования) ТиФП - международный (межгосударственный), государственный и таможенный, соответственно; Мт (У), Мз (У), М1 (У) - механизмы регулирования -международный, государственный, таможенный; Мтн, Мзн, МШ - действующие механизмы регулирования; У - рассматриваемый интервал времени; Рт, Рз, Р1 - проблемные ситуации; 7т, - цели деятельности; От, Оз, - системы ТиФП; Б - структура, Ш - система показателей эффективности и Я - стратегия регулирования ТиФП.

Система функциональных зависимостей (1) устанавливает размерность задач управления. В самом общем случае это поиск результативных (в зависимости от постановки задачи - эффективных, оптимальных или рациональных) механизмов регулирования, например, внешнеэкономической или таможенной деятельности. В соответствии с уровнем их решения и определяются взаимосвязи между задачами различных уровней. Это позволяет ставить и решать задачи управления как задачи анализа и синтеза механизмов и стратегии регулирования для любого из уровней регулирования. По существу выражение (1) является формализацией базовой модели таможенного

Mm (Y) = М{Мтн, Pm[Gm(Sm, Rm, Wm), Zm, Y], Ms(Y), Mt(Y)},

(1)

менеджмента. Из анализа такой модели следует, что функционалы, характеризующие международное (межгосударственное) и государственное регулирование, зависят от проблемной ситуации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД, и от возможностей, взаимодействующих с ней механизмов регулирования. В свою очередь проблемная ситуация в любой из сфер деятельности определяется соответствующими целями деятельности, а также структурно-параметрическими характеристиками ТиФП и стратегией регулирования.

Представленные функционалы взаимоувязывают все основные объекты управления, а также отражают место и роль таможенной службы при решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержательно синтез механизма регулирования ВЭД сводится к формированию модели регулирования параметров системы ТиФП. Создание такой модели позволяет осуществить переход от структурного описания системы ТиФП как объекта управления к параметрическому, оценивать изменения параметров такой системы и оптимизировать их.

Параметрическая модель регулирования отражает взаимосвязь двух основных функциональных элементов процесса регулирования: механизма регулирования (например, таможенного) и системы ТиФП. При этом система как объект регулирования характеризуется текущей информацией о состоянии ее параметров, а регулирующие воздействия механизма имеют свои количественные характеристики.

Наличие параметрической взаимосвязи механизмов регулирования со структурно-параметрическими характеристиками ТиФП и параметрами стратегии их регулирования позволяет формулировать и решать задачу синтеза рационального (эффективного) механизма регулирования, например, внешнеэкономической деятельности как задачу разработки требований к механизму регулирования ВЭД на основе исследования и оптимизации структурно-параметрической модели системы ТиФП. В частности, для уровня государственного регулирования России в виде задачи выбора и применения системы тарифных и нетарифных мер, например, в целях оптимизации финансово-товарных потоков ее внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Таким образом, нами представлены алгоритм, постановка и формализация задач управления таможенным делом, основанные на единой модели внешнеэкономической и таможенной деятельности. Модель рассматривается как базовый компонент таможенного менеджмента и ориентирована на повышение эффективности всех видов деятельности за счет согласованного воздействия на них всей совокупности действующих регуляторов. Развитие таможенной службы России на основе такой модели позволит сформировать адаптивные механизмы управления таможенными органами, ориентированные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Макрусев В.В. Системный анализ в таможенном деле. / учебник. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 97-98 с.

2. Макрусев В.В. Теоретическая модель таможенного дела и задачи таможенного менеджмента // Вестник Университета (Государственный университет управления).

- 2012. - № 6. - с. 53-61.

3. Макрусев В.В. Управление внешнеэкономической и таможенной деятельностью в условиях глобализации мировой торговли. / Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. - М.: РИО РТА, 2001. - 5-12 с.

4. Бойкова М.В. К вопросу об уровнях исследования таможенного дела // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. -2015. - № 1. - с. 30-35.

5. Симахин О.Г., Черныш А.Я. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга. - М.: Изд-во РТА, 2012. - 11-25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Межведомственное информационное взаимодейст-

вие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами.

- М.: Изд-во РТА, 2014. - 114-120 с.

REFERENCES:

Bormotova E.G., Lipatova N.G. (2014). Mezhvedomstvennoe informatsionnoe vzaimodeystvie dlya obespe^eniya vypolneniya kontrolnyh funktsiy tamozhennymi organami [Interagency rammunkation for rantrol fun^ions performing by rastoms authorities] M.: Izd-vo RTA. (in Russian). Boykova M.V. (2015). K voprosu ob urovnyakh issledovaniya tamozhennogo dela [On levels of rastoms research]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika. (1). 30-35. (in Russian). Makrusev V.V. (2001). Upravlenie vneshneekonomkheskoy i tamozhennoy deyatelnostyu v usloviyakh globalizatsii mirovoy torgovli [Foreign trade and rastoms operations management in the randitions of world trade globalization] M.: RIO RTA. (in Russian). Makrusev V.V. (2012). Teoretkheskaya model tamozhennogo dela i zada^i tamozhennogo menedzhmenta [Theoretkal model of rastoms and objetives of rastoms management]. Vestnik Universiteta. (6). 53-61. (in Russian). Makrusev V.V. (2015). Sistemnyy analiz v tamozhennom dele [System analysis in

rastoms] M., Berlin: Direkt-Media. (in Russian). Simakhin O.G., Chernysh A.Ya. (2012). Razvitie sistemy upravleniya gosudarstvennymi tamozhennymi uslugami na osnove tamozhennogo monitoringa [Development of the state rastoms servke management system on the base of rastoms monitoring] M.: Izd-vo RTA. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.