Возможности и ограничения нормативного определения статуса преподавателя вуза как государственного служащего
Апоревич Вера Николаевна,
к.ю.н., доцент кафедры «Гражданское, предпринимательское и транспортное право», Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]
Представленная статья посвящена проблеме правового перехода наиболее важных для государства сфер деятельности в категорию государственной службы с целью обеспечения работников данной сферы большими гарантиями и правами. К таким категориям работников относятся преподаватели вузов, которые являются не просто субъект, умеющий передать информацию, владеющий современными технологиями, науками, методами, это субъект, на которого государство возлагает функцию воспитания всесторонней личности. Преподавательская деятельность в современных условиях является одной из самых сложных и ответственных видов деятельности. Преподаватель передает не только свои знания по дисциплине, но и формирует определенное ответственное отношение к дисциплине и к своей профессии. Таким образом и закон, и общество определяет преподавателя вуза как субъекта, который выполняет очень важную для государства роль. И можно сказать выполняет такую важную функцию государственной службы, как целеполагание - это одна из основных (первая) функций управления.
Ключевые слова: преподаватель вуза, правовой статус педагогических работников, учебная деятельность, учебно-методическая деятельность, воспитательная деятельность, научная деятельность, функции преподавателя вуза, государственный служащий, государственная власть.
S2
см о см
03
В статье рассматриваются мало разработанные в науке трудового права способы перехода наиболее важных для государства сфер деятельности в категорию государственной службы с целью обеспечения работников данной сферы большими гарантиями и правами. Автор анализирует причины перехода наиболее важных для государства сфер деятельности в категорию государственной службы и высказывает свое мнение по поводу проблем, связанных правовым регулированием перехода преподавателя вуза в категорию государственного служащего.
Роль преподавателя вуза в современном мире постепенно меняется. Преподаватель сегодня не просто личность, умеющая передать информацию, владеющая современными технологиями, науками, методами, это личность, на которую государство возлагает функцию воспитания всесторонней личности. Преподавательская деятельность в современных условиях является одной из самых сложных видов деятельности, так ка включает в себя и учебную деятельность, и воспитательную, и научную.
Под преподавателем вуза в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5], являются преподавательские кадры вузов, т.е. все лица в образовательных организациях, осуществляющих реализацию образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программами, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и (или) научной работой и (или) исследованиями. Это определение дает преподавателю вуза закон, общество же вкладывает в это понятие большее значение. Общественное значение преподавателя предполагает, что преподаватель сможет передать не только свои знания по дисциплине, но и сможет сформировать определенное отношение к дисциплине, сможет заинтересовать специальностью и сформирует специалиста, который уже работая по полученной профессии будет качественно и ответственно к ней относится. Таким образом и закон, и общество определяет преподавателя вуза как субъекта, который выполняет очень важную для государства роль. И можно сказать выполняет такую важную функцию государственной службы, как целеполагание - это одна из основных (первая) функций управления [4].
Ее предназначение состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития. Эта функция осуществляется посредством влия-
ния на студентов. Именно студенты, прошедшие хорошее обучение в вузе, получившие качественное высшее образование станут основой оптимального функционирования общества в будущем.
Правовой статус педагогических работников определен статьей 47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5], в соответствии с которой преподаватель вуза -педагогический работник осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. Таким образом служит на благо государства, обучая и воспитывая студентов, которые должны стать в будущем надежной его опорой.
Учебная деятельность в вузе является для преподавателя вуза основной - главной. Она заключается в обучении студентов определенным в рабочей программе дисциплины компетенциям, знаниям, умениям и навыкам. Основной задачей сегодня в учебном процессе является обеспечение освоения студентами современными знаниями, умениями и навыками, которые позволят им стать конкурентными специалистами на рынке труда. Хорошие специалисты - это сильное государство, которое самостоятельно сможет функционировать и создавать материальную и духовную основу. Для этого преподавателю вуза необходимо владеть современными знаниями по преподаваемой дисциплине и уметь преподать их посредством современных педагогических технологий. Обучение сегодня ориентировано на формирование продуктивного мышления, на формирование организованного процесса развития учащихся, на постоянное совершенствование навыков и умений.
Кроме этого, современный преподаватель сегодня - это не просто специалист в своей сфере, это человек который постоянно учиться сам, что требует и времени и сил.
Учебно- методическая деятельность преподавателя вуза заключается в разработке современных учебно-методических разработок в виде методических указаний, пособий, практикумов, деловых игр, тестов, которые должны максимально обеспечить учебный процесс по дисциплине. Причем все сегодня очень быстро все меняется, появляются новые информационные технологии, меняется и содержание дисциплин особенно по юридическим дисциплинам. Поэтому постоянно требуется разрабатывать новое методическое обеспечение. Это безусловно требует больших затрат времени. Но без методической деятельности невозможно представить учебную деятельность. Качественное методическое обеспечение позволяет на высоком уровне преподать свою дисциплину, а студентам позволяет хорошо ее освоить и в дальнейшем быть
максимально полезным для своего государства и его граждан.
Воспитательная деятельность преподавателя вуза заключается в постоянной работе со студентами с целью формирования гармоничной личности. Основными направлениями воспитательной работы как правило считают культивирование навыков здорового образа жизни, формирование этических принципов личности, воспитание патриотических качеств. Ошибочно было бы предполагать, что преподаватель вуза только дает знания. Собственный пример в воспитании всегда имеет большое значение, т.е. внешность, поступки, отношения к своим коллегам и студентам, внутренняя культура и самоорганизация в личности преподавателя оказывает большое значение для правильного воспитания личности студента.
Преподаватель в вузе выполняет такую важную функцию государственной службы, как целепола-гание - это одна из основных (первых) функций управления. Ее предназначение состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития. Эта функция осуществляется посредством влияния на студентов. Именно студенты, прошедшие хорошее обучение в вузе, получившие качественное высшее образование и хорошее воспитание станут основой оптимального функционирования общества в будущем.
И научная деятельность является для преподавателя важнейшей составляющей его деятельности. В процессе работы преподаватели проводят различные исследования, опыты, эксперименты, анализируют и систематизируют полученные знания, ездят в научные командировки по стране и за рубеж, выступают на конференциях и симпозиумах.
Причем научную деятельность, поскольку она является творческой деятельностью, очень сложно регулировать.
Таким образом преподаватель в вузе в соответствии с правовым статусом, определенным действующим законодательством выполняет целый ряд функций. Преподаватели вуза занимаются обучением студентов, т.е. проводят лекционные и практические занятия, принимают зачеты и экзамены, используя самые современные педагогические технологии. Преподаватели вузов занимаются научной деятельностью, т.е. исследуют актуальные научные для государства темы, на основе которых разрабатывают и публикуют научные статьи, пособия, разрабатывают практикумы, методические указания, пособия,тесты,учебники.В процессе работы преподаватели проводят различные исследования, опыты, эксперименты, анализируют и систематизируют полученные знания, ездят в научные командировки по стране и за рубеж, выступают на конференциях и симпозиумах. Преподаватели вуза создают модель будущего общества, т.е. выполняют такую важную функцию государственной службы, как целеполагание - это одна из основных (первых) функций управления. Ее предна-
5 -о
сз ж
■с
см о см
значение состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития. Эта функция осуществляется посредством влияния на студентов. Именно студенты, прошедшие хорошее обучение в вузе, получившие качественное высшее образование и хорошее воспитание станут основой оптимального функционирования общества в будущем.
Поэтому каждый преподаватель вуза - это личность, которая по содержанию своей преподавательской деятельности должна обладать качествами, соответствующими требованиям государства, т.е. универсальными качествами достойных государственного служащего.
Он должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога, тренера, пользоваться логикой педагогического процесса и воспитания, устной и письменной речью, быть высококомпетентным экспертом в своей области и эрудитом в различных областях знаний. Преподавательская деятельность требует от человека наличие таких важных качеств как: самообладание, стрессоустойчивость, целеустремленность, умение находить общий язык с разными типами собеседников, организаторские и лидерские способности, грамотная письменная и устная речь, ораторские способности, развитые внимание, память, аналитическое мышление и еще многие другие качества.
Вуз обеспечивает преподавание в соответствие с образовательными стандартами, поэтому для вуза очень важно, чтобы каждый преподаватель обладал перечисленными качествами. Но не смотря на высокие требования к преподавателю вуза, данная категория работников не относится к государственным служащим. А отнесение их к государственным служащим предоставило бы преподавателям определенные льготы, например получение пенсии за выслугу лет.
Но преподаватели вузов не осуществляют законодательную, исполнительную или судебную власть, не относятся к сотрудникам правоохранительных органов и контролирующих органов, т.е. государственную власть не осуществляют и в статус государственного служащего не переходят. Несмотря на всю важность и ответственность их деятельности они не обладают всеми признаками государственного служащего в период ведения занятий, написания статей и методических указаний, воспитательных мероприятий. Но в период сессии у преподавателя вуза появляются признаки государственного служащего - должностного лица. Как известно должностное лицо определено в ст. 285 УК РФ [2], как лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной и муниципальной власти. Но на практике, например функция принимать экзамены и зачеты признается организационно-распорядительной функцией.
Таким образом только на период сессии преподаватель вуза переходит в статус должностного лица, т.е. государственного служащего. Из буквального смысла конституционной нормы, содержащейся в ч. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации [1], следует, что лица, занимающиеся оплачиваемой преподавательской и научной деятельностью, к числу государственных служащих не относятся. Таким образом, нет оснований считать преподавателей государственных вузов государственными служащими ввиду отсутствия универсального для последних признака - содержания их за счет только соответствующего бюджета.
Литература
1. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / НПП «Консультант». - Последнее обновление 21.05.2024.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / НПП «Консультант». - Последнее обновление 21.05.2024.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / НПП «Консультант». - Последнее обновление 21.05.2024.
4. О системе государственной службы РФ: Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / НПП «Консультант». - Последнее обновление 21.05.2024.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / НПП «Консультант». - Последнее обновление 21.05.2024.
6. Апоревич, В.Н. Образовательно-воспитательные функции лекции при подготовке юристов / Апоревич В.Н. В сборнике: Актуальные проблемы развития профессионального образования в России. материалы межрегиональной научно-методический конференции, Хабаровск, 22-24 ноября 2010 г.: [в 2 т.]. М-во транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство ж.-д. транспорта, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения»; под ред. А.Н. Гануса. - Хабаровск: Издательство ДвГУПС, 2010. С. 4-6.
7. Апоревич, В.Н. Современные тенденции развития юридического образования в России / Апоревич В.Н. В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в технических вузах: Сборник материалов научно-методической
конференции, посвященной памяти В.Г. Гри-горенко / Под редакцией А.Н. Гануса. -Хабаровск: Издательство ДвГУПС, 2016. С. 7-11.
8. Апоревич, В.Н. Некоторые правовые проблемы аттестации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу / Апоревич В.Н. -Альманах мировой науки, 2015. № 2-3 (2). С. 147-150.
9. Железнов, Д.В. Поддержка принятия решения по представлению научно-педагогических работников к награждению / Железнов Д.В., Аса-бин В.В., Гаранин М.А. - Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 321-327.
10. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловского. -М., ИНФРА-М, 2023. - 665с.
POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE NORMATIVE DEFINITION OF THE STATUS OF A UNIVERSITY TEACHER AS A CIVIL SERVANT
Aporevich V.N.
Far Eastern State University of Railways
The presented article is devoted to the problem of the legal transition of the most important spheres of activity for the state into the category of public service in order to provide workers in this field with greater guarantees and rights. Such categories of employees include university professors, who are not just a subject who knows how to transmit information, who owns modern technologies, sciences, methods, this is a subject on whom the state assigns the function of educating a comprehensive personality. Teaching in modern conditions is one of the most difficult and responsible activities. The teacher transmits not only his knowledge of the discipline, but also forms a certain responsible attitude to the discipline and to his profession. Thus, both the law and society define a university teacher as an entity that performs a very important role for the state. And it can be said that it performs such an important function of public service as goal setting - this is one of the main (first) functions of management.
Keywords: university teacher, legal status of teaching staff, educational activities, educational and methodological activities, educational activities, scientific activities, functions of a university teacher, civil servant, state power.
References
1. The Constitution of the Russian Federation [electronic resource]: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020 //Legal reference system "Consultant Plus" [Electronic resource] / NCE "Consultant". - Last updated on 05/21/2024.
2. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law No. 63-FZ of 06/13/1996 // Legal reference system "Consultant Plus" [Electronic resource] / NCE "Consultant". - Last updated on 05/21/2024.
3. The Labor Code of the Russian Federation: Federal Law No. 197-FZ dated 12/30/2001 // Legal reference system "Consultant Plus" [Electronic resource] / NPP "Consultant". - Last updated on 05/21/2024.
4. On the civil service system of the Russian Federation: Federal Law No. 58-FZ of 05/27/2003 // Legal reference system "Consultant Plus" [Electronic resource] / NCE "Consultant". - Last updated on 05/21/2024.
5. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 Legal reference system "Consultant Plus" [Electronic resource] / NPP "Consultant". - Last updated on 05/21/2024.
6. Aporevich, V.N. Educational and educational functions of lectures in the training of lawyers / Aporevich V.N. In the collection: Actual problems of the development of professional education in Russia. materials of the interregional scientific and methodological conference, Khabarovsk, November 22-24, 2010: [in 2 volumes]. Ministry of Transport of the Russian Federation, Federal Agency for Railway Transport, State Educational Institution of Higher Education. education "Far Eastern State University of Railways"; edited by A.N. Ganus. Khabarovsk: DVGUPS Publishing House, 2010. pp. 4-6.
7. Aporevich, V.N. Modern trends in the development of legal education in Russia / Aporevich V.N. In the collection: Problems and prospects of education development in technical universities: A collection of materials of a scientific and methodological conference dedicated to the memory of V.G. Grigorenko / Edited by A.N. Ganus. Khabarovsk: DVGUPS Publishing House, 2016. pp. 7-11.
8. Aporevich, V. N. Some legal problems of certification of teaching staff related to the teaching staff / Aporevich V.N. -Almanac of World Science, 2015. No. 2-3 (2). pp. 147-150.
9. Zheleznov, D.V. Support for adoption decisions on the presentation of scientific and pedagogical workers for awarding / Zheleznov D.V., Asabin V.V., Garanin M.A. - Samara Scientific Bulletin. 2018. Vol. 7. No. 3 (24). pp. 321-327.
10. Commentary on the Labor Code of the Russian Federation / edited by Yu.P. Orlovsky. - M., INFRA-M, 2023. - 665c.