Организация управления учебно-методической деятельностью вуза в аспекте повышения качества образования
Павлова Эржена Тугденовна,
кандидат химических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой неорганической и органической химии, Бурятский государственный университет имени Д. Банзарова E-mail: [email protected]
Одним из базовых условий модернизации образования является обеспечение комплексной оценки качества образования на всех уровнях. От качества предоставляемого образования напрямую зависит эффективность работы и востребованность вуза. Одним из основных факторов повышения качества образовательной деятельности вуза является учебно-методическая работа преподавателя, которая выступает в качестве важнейшего средства повышения профессионализма и мастерства профессорско-преподавательского состава вуза, что в свою очередь оказывает существенное влияние на повышение качества и эффективности осуществляемого образовательного процесса. Статья посвящена разработке основ организации учебно-методической работы преподавателя вуза на примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» с учетом модернизации высшего образования, которая в свою очередь требует формирования высокого уровня образованности, компетентности и развития профессиональных способностей специалистов. Предложена модель организации методической службы университета, направленная на создание в вузе условия для повышения качества учебно-методической деятельности преподавателя, при этом работа методической службы как целостной системы должна проходить непрерывно, систематично и последовательно и должна быть направлена на обучение преподавателя. Планирование учебно-методической работы в вузе должно учитывать профессиональные затруднения коллектива, обсуждение актуальных проблем современного образования, введение ФГОС нового поколения, апробация новых учебно-методических комплексов дисциплин.
Ключевые слова: качество образования, преподаватель, учебно-методическая деятельность, модернизация образования.
Учебно-методическая работа (УМР) преподавателя всегда остается предметом пристального внимания из-за своего особого места в системе образования: она выступает в качестве важнейшего средства и мастерства профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза, что в свою очередь оказывает существенное влияние на повышение качества и эффективности осуществляемого образовательного процесса.
Обеспечение комплексности оценки качества образования на всех уровнях, в том числе и на уровне государственных и негосударственных учреждений высшего образования, является одним из базовых условий модернизации российского образования [1].
Анализ определений качества образования, данных в современной литературе, приводит к выводу, что под качеством образования подразумевают даже не столько качество процесса обучения и воспитания, сколько результат этого процесса [2], и важнейший компонент в обеспечении качества образовательной деятельности - это преподаватель. Основой достижения профессионализма преподавателя вуза является его учебно-методическая работа. Поэтому без понимания сущности, структуры и содержания учебно-методической деятельности преподавателя нельзя говорить о повышение уровня педагогического мастерства [3-8].
От качества учебно-методической деятельности преподавателя вуза зависит качество методического обеспечения реализуемых в вузе образовательных программ, поэтому в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (ФГБОУ ВО БГУ) систематически проводится мониторинг УМР преподавателей, который включает в себя мониторинг компетентности и уровня квалификации педагогических работников университета. Проводимое при этом анкетирование преподавателей по вопросам реализации основных направлений учебно-методической деятельности преподавателя позволяет решать проблемы, связанные с организацией УМР в вузе, и определять степень удовлетворенности преподавателей и позитивные элементы, способствующие дальнейшему росту их профессионализма.
Результаты анкетирования, проведенного в 2021 году показали, что главными факторами, стимулирующими преподавателей к участию в учебно-методической работе вуза являются: интерес к работе (86%), пример и влияние коллег
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
(71%), организация УМР (65%), возрастающая доля ответственности при выполнении заданий (52%). Среди факторов, способствующих эффективной УМР преподаватели выделили: связь с федеральными учебно-методическими объединениями, ведущими вузами страны, открытые занятия; самообразование; повышение квалификации; наличие научной и методической литературы; квалификация руководства вуза/факультета; наличие наглядных материалов; консультативная помощь учебно-методического управления, учебно-методического совета; наличие свободного времени. К факторам, препятствующим эффективной УМР преподаватели отнесли: слабое материальное обеспечение за творческую инициативность; ограниченные средства на приобретение передовой методической литературы; собственная инерция, а также ограниченность ресурсов, стесненные жизненные обстоятельства.
Из форм повышения квалификации наиболее приемлемыми отмечены постоянно действующие методические семинары; стажировка в других учебных и иных заведениях, включая научную; выделение времени для индивидуальной творческой работы; участие в работе учебно-методического объединения; изучение новой литературы, участие в конференциях. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что преподаватели тяготеют к публичным формам повышения квалификации, когда есть возможность общения с коллегами не только своего вуза.
Среди видов деятельности преподавателя вуза опрошенные наиболее важными выделяют научную; учебно-методическую; воспитательную и профориентационную. при этом отмечают, что активная научная деятельность всегда является неотъемлемой составляющей работы преподавателя, как и привлечение магистрантов и аспирантов к совместным научным разработкам на базе университета.
В ходе опроса выявлены основные причины профессионального «самовыгорания» преподавателей: снижение самооценки (как следствие, такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию, что со временем может перейти в агрессию и отчаяние, смену места работы); одиночество (люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт ни с обучающимися, ни с другими педагогами и администрацией, даже любой совет будет восприниматься в "штыки", не говоря уже о замечаниях в адрес их педагогической деятельности); эмоциональное истощение, соматизация (усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьёзным физическим недомоганиям).
Загруженность работой, неудовлетворённость 5 качеством деятельности могут привести к эмо-§ циональным срывам, которые влияют не только й на здоровье преподавателя, но и здоровье окру-еЗ жающих. Поэтому в задачи организации поддержав ки деятельности преподавателей входит создание
максимально комфортных оптимальных и достаточных условий в БГУ.
В условиях информатизации общества меняются приоритеты высшего образования, обновляется содержание, виды и формы деятельности преподавателя, включая учебно-методическую работу, в которой первостепенное значение приобретает технологическая компетентность, которая интегрирует такие профессиональные качества научно-педагогического работника как знание психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания и развития личности; задача образовательной подготовки с индивидуальными особенностями студентов, их профессиональными интересами и образовательными запросами; умение проектировать учебно-воспитательный процесс, предвидеть результаты учебно-познавательной деятельности студентов; опыт планирования, организации и проведения учебных занятий разных типов и форм; способность к педагогическому самоанализу.
Результативность УМР во многом зависит от характера ее организации в вузе, четкого осознания основной цели, задач и направленности этой работы, качества подготовки ППС и мотивации его деятельности. Роль УМР значительно возросла в современных условиях в связи с внедрением ФГОС 3++ и необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Направления УМР в БГУ, выбранные нами в качестве основных, представлены на рис. 1 [9].
Каждое направление может быть кратко охарактеризовано следующим образом:
1) Разработка, планирование и реализация учебного процесса, в том числе, учебно-методических комплексов дисциплин образовательных программ реализуемых направлений подготовки, специальностей в соответствии с требованиями качества, предъявляемыми ФГОС, работодателями, Рособрнадзором, достижениями современной науки и практики предполагает активное включение всех преподавателей в создание и актуализацию локальных нормативно-правовых актов вуза, регламентирующих учебный процесс; деятельность по учебно-методическому обеспечению дисциплин; работа над созданием дидактического материала, отвечающего требованиям ФГОС.
2) Подбор и применение технологий обучения, частных методик преподавания учебных дисциплин, методик организации различных видов учебных занятий, направленных на формирование профессионально значимых качеств выпускников предполагает разработку и внедрение методик, ориентированных на совершенствование профессиональной компетентности выпускников; реализацию образовательных проектов, направленных на решение методических проблем, активное использование современных педагогических технологий с проведением мониторинга для установления наличия позитивных изменений в качестве обучения обучающихся и т.д.
Рис. 1. Основные направления учебно-методической работы в Бурятском государственном университете имени
Доржи Банзарова [9]
3) Изучение различных форм учебного процесса, традиционных и инновационных методик преподавания и управления учебным процессом в системе высшего образования предполагает сложность и многогранность образовательной ситуации, требующей от педагога внутреннего обновления, готовности к творческому развитию, решению воспитательно-образовательных задач.
4) Внедрение новых технологий и форм обучения, анализ их эффективности, оценка качества подготовки студентов и управления учебным процессом основано на мониторинге, оценке и анализе результатов образовательной деятельности, предполагает внедрение в практику учебно-методической работы педагогической диагностики.
5) Изучение, обобщение и распространение положительного опыта учебно-методической работы подразделений и отдельных сотрудников вуза рассматривается как выявление эффективных подходов к организации образовательной деятельности обучающихся для распространения и заимствования другими педагогами, проведение мастер-классов, предполагающих поиск и презентацию новых методов, приемов, средств обучения, апробированных в образовательном учреждении, отслеживание динамики профессионального роста преподавателей; определение степени подготовленности преподавателей к педагогической инновационной деятельности.
В целях реализации основных направлений УМР преподавателя нами разработана структурно-функциональная модель организации методической службы вуза, представляющая собой систему элементов, помогающая наглядно представить исследуемый процесс [9] (рис. 2).
Важной особенностью любого процесса является его процессуальность, т.е. возможность осуществления пошаговой реализации. Предложенная модель организации методической службы ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени
Доржи Банзарова» направлена на обеспечение модернизации педагогической и учебно-методической деятельности преподавателей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и повышение качества учебно-методической деятельности преподавателя и включает в себя следующие этапы: целевой, мотивационно-ориентировочный, содержательный, организационно-методический и рефлексивно-результативный.
Начальным этапом приведенной модели является целевой этап, который включает в себя цель, задачи, принципы, теоретико-методологические подходы и диагностику уровня учебно-методической работы преподавателей вуза.
Основой нашей модели является цель - обеспечение модернизации педагогической и учебно-методической деятельности преподавателей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Целевой компонент модели сформирован с учетом нормативных документов: Федерального Закона «Об образовании», ФГОС 3++, стратегии развития образования в России до 2025 г.
Цель определила поставку задач:
1) Формирование единого образовательного пространства с учебно-методическим сопровождением учебного процесса во всех структурных подразделениях вуза.
2) Актуализация нормативно-правовой базы вуза, регламентирующей учебно-методическую деятельность преподавателей.
3) Разработка и обновление (по требованиям вводимых новых ФГОС ВО) программно-методической документации, актуальных учебных материалов по направлениям и специальностям подготовки, реализуемым в вузе.
4) Повышение педагогического мастерства преподавателей через внутренние и внешние резервы.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
5) Изучение и распространение инновационного 6) Совершенствование форм и методов организа-опыта. ции учебно-методического процесса в вузе.
о с
о
Учебно-методическая деятельность преподавателя, направленная на повышение качества образования
1. Целевой этап
I 2. Мотивационно- 13. Содержательный П уориентировочный =р> этап V _этап_ |
Цель: обеспечение
модернизации педагогической и учебно-методической деятельности преподавателей
4.Организационно-методический этап
5. Рефлексивно-результативный
Формирование
мотивации преподавателя вуза по повышению качества учебно-методической деятельности
Задачи
Принципы
Подходы
Ж
Формирование и внедрение учебно-методических комплексов
Формы учебно-методической деятельности
Оценка профессиональной деятельности
«Благоприятный климат» в вузе
Оснащенность учебных и внеучебных аудиторий
Методическая, педагогическая помощь
Переход на новые ФГОС ВО
Освоение новых
технологий (педагогические, информационные)
Апробация новых
методик, эксперимент и т.п.
Самооценка преподавателя
Внутренняя независимая оценка качества работы
Коллективные (практические семинары, методические комиссии, круглые столы, тренинги и т.п.)
Индивидуальные: (самоорганизация, портфолио)
Внутривузовские конкурсы Аттестация Портфолио Анкетирование студентов и т.п.
Обновление структуры и функций методической службы вуза
Рис. 2. Модель организации методической службы вуза, направленной на повышение качества учебно-
методической деятельности [9]
Обновление структуры и функций методической службы БГУ, построение модели организации методической службы вуза, направленной на повышение эффективности учебно-методической деятельности преподавателя, требует учета ряда теоретико-методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, интегративного, процессного, компетентностного.
Системный подход к организации и управлению учебно-методической работой связан с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов, вносящих вклад в результативность и эффективность образовательного учреждения при достижении ее целей; предполагающий соблюдение единства цели, задач, средств, содержания, форм, методов учебно-методической работы и мониторинга ее результатов и эффективности.
Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для творческого и профессионального роста и самоактуализации преподавателя с учетом его личностных особенностей, интересов, способностей и факторов мотивации и т.д.
Интегративный подход заключается в интеграции сотрудничества с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного, высшего профессионального образования, научными учреждениями и т.д.
Процессный подход, при котором для каждого осуществляемого преподавателями процесса должны быть обеспечены основные характеристики: входы и выходы (результаты) процесса четко обозначаются и измеряются; определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их
требования и изучается их удовлетворенность результатами процесса (деятельности); устанавливается их взаимодействие с другими процессами (педагогической практикой, воспитательной работой и т.д.), устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом и т.д.
Во всех осуществляемых процессах есть составляющие: планирование, осуществление, проверка, действие. Особое внимание при этом уделяется документированию процессов в форме положений, программ, планов, аналитических справок, отчетов и т.д., в которых представляются результаты диагностических измерений.
Компетентностный подход, при осуществлении которого деятельность компетентного педагогического коллектива характеризуется следующими параметрами: проектирование целеобразо-вания, логики и дозирования учебных дисциплин, различных видов практики; диагностика этапов реализации учебного процесса; определение ин-струментальности всех этапов и видов деятельности в рамках образовательного процесса; кор-рекционные мероприятия по результатам образовательной деятельности. Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, где в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего специалиста (педагога) действовать в различных ситуациях.
Предложенная модель построена на основе требований, вытекающих из следующих принципов:
1. принцип проблемности, предполагающий организацию работы временных объединений, решающих определенные учебно-методические проблемы, которые устанавливаются по каждому
направлению учебно-методической работы исходя из особенностей конкретного образовательного учреждения;
2. принцип индивидуализации содержания учебно-методической работы, позволяющий раскрыть знание индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его профессиональной подготовки, что позволит более точно и конкретно определить содержание, пути и средства осознания необходимой ему помощи;
3. принцип коллективности форм учебно-методической работы является условием и одновременно показателем эффективности ее организации;
4. принцип перспективности учебно-методической работы связанный с видением перспективы и возможных путей совершенствования качества образовательной деятельности, выстроенной на основе самоанализа;
5. принцип конкретности и актуальности содержания учебно-методической работы обусловливает рациональность использования времени и руководителей, и преподавателей;
6. принцип преемственности, обеспечивающий эффективность всех компонентов системы методической работы: целеполагания, ресурсов и условий обеспечения методического процесса, его содержания, организационных форм, контроля и диагностичности процесса и результатов, регулирования и коррекции;
7. принцип научности, опирающийся на рекомендации педагогической и психологической науки.
Мотивационно-ориентировочный этап предполагает осознанную деятельность по учебно-методической деятельности. С этой целью организуется мотивированное отношение преподавателя к данному процессу. Вопрос мотивации не ослабевает не только для молодых преподавателей, но и для преподавателей, имеющих большой стаж работы. Это связано с проблемой профессионального выгорания, когда снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. В целом для всех категорий преподавателей, независимо от пола и возраста, вопрос мотивации, часто формирование устойчивой мотивации, остаётся актуальным.
Для формирования устойчивой мотивации преподавателя вуза по повышению качества учебно-методической деятельности необходимо:
1) вовлечение преподавателей в процесс обсуждения и выбора показателей и их балльного эквивалента для проведения комплексной оценки профессиональной деятельности;
2) организация благоприятного микроклимата на кафедре, факультете, способствующего продуктивной профессиональной деятельности;
3) материально-техническая оснащенность учебных аудиторий, кабинетов и лабораторий, кафедр, библиотек, дополнительных помещений
профессиональной деятельности преподавателя;
4) организация методической, педагогической помощи.
Следующим этапом является содержательный этап, который является важным компонентом педагогического процесса. Содержательный компонент модели направлен на освоение преподавателями актуальных проблем современного высшего образования, переход на новые ФГОС ВО; освоение новых педагогических технологий; разработку и внедрение новых учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, программ информатизации; апробацию методик, технологий, УМК на практике, постановке экспериментов; способствует внедрению новых методик и технологий в практику преподавания, обмену опытом с коллегами в ходе проведения открытых занятий, мастер-классов, практических семинаров, круглых столов.
Следующим компонентом модели является организационно-методический этап, который включает в себя выбор форм учебно-методической деятельности преподавателя.
Учебно-методическая работа достаточно подвижна в содержании, которое постоянно обновляется в зависимости от изменений системы образования, но она сравнительно устойчива в организационных формах, которые при планировании учебно-методической работы отбираются с учетом их возможности решать основные образовательные задачи и реализовывать содержание выбранных направлений. В качестве основных форм организации методической работы выступают коллективные (корпоративные, групповые) и индивидуальные формы, которые предполагают организацию самообразования преподавателей. Теория и практика психологии утверждает, что развитие личностных качеств, наиболее эффективные изменения в психике человека происходят не в индивидуальной деятельности, а в групповом взаимодействии. Следовательно, задача университета организовать групповые формы обучения, обеспечивающие совместно-разделенную деятельность участников. Обязательным условием повышения квалификации преподавателя вуза на рабочем месте является взаимодействие с коллегами, сотрудничество при выполнении совместных проектов. При этом изменяется не столько вид деятельности преподавателя, сколько способ ее организации.
Основными формами организации корпоративной работы являются: работа в командах переменного состава, в группах по профилю, в парах, индивидуально, фронтально. В ходе работы над методической темой преподаватели вуза включаются в процесс разработки конкретного продукта (пакета разнообразных учебно-методических материалов, составления учебно-методического комплекса, разработки оценочных средств). Разработанный продукт апробируется в практической деятельности, затем полученные результаты обсуждаются и вносятся необходимые коррективы.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
Для подготовки преподавателей вуза должны быть организованы обучающие практические семинары, педагогический лекторий, круглые столы, тематические семинары, тренинги. Для экспертизы разработанных продуктов в университете должен быть создан экспертный совет. На наш взгляд, корпоративное обучение является эффективным, поскольку проходит в рамках обсуждения и решения педагогических проблем, необходимых для развития университета и организации дальнейшей инновационной деятельности. Преподаватели вуза получают возможность свободно высказывать свою точку зрения, предлагать варианты решения педагогических проблем, обсуждать их с коллегами в поисках рационального решения.
Средствами самообразования преподавателя высшей школы являются: нормативные документы, акты; презентации; литература по проблеме; раздаточные материалы (анкеты, тесты, карта личностного роста); сайты; курсы; СМИ. Применение данных средств будет способствовать успешной реализации содержания методической службы БГУ, направленной на саморазвитие и самообразование преподавателя.
Не так давно появился новый подход к оценке и планированию деятельности преподавателя - портфолио, имеющий хороший потенциал для поддержки и сопровождения современных образовательных инициатив, определения профессиональных целей и направлений профессионального развития преподавателя. Составление педагогического портфолио позволяет преподавателю вуза проанализировать и представить значимые профессиональные и личностные результаты своей работы, обеспечить мониторинг профессионального роста. Чем богаче и разнообразнее портфолио, тем больше шансов у преподавателя участвовать в различных конкурсах, программах и получать большее стимулирование труда.
Завершающим этапом в представленной модели является рефлексивно-результативный этап. На этом этапе преподаватели вуза учатся анализировать (рефлексировать) и оценивать собственную деятельность по УМР, сопоставляя ее результаты с поставленными основными и частными задачами. Данный этап включает в себя: повышение качества обучения; наличие интереса у преподавателя к осуществлению инновационной деятельности; владение спектром педагогических технологий; рост числа мероприятий, способствующих повышению своей квалификации; результативное участие в профессиональных конкурсах; рост числа преподавателей-участников экспертиз, имеющих благодарности, награды в профессиональной деятельности; количество преподавателей, транслирующих свой опыт на открытых мероприятиях; применение в практике преподавания 5 информационно-коммуникационных технологий § и удовлетворенность преподавателем своей про-й фессиональной деятельностью. еЗ Разработанная модель организации методиче-ав ской службы университета, направленной на по-
вышение качества учебно-методической деятельности преподавателя, предполагает решение следующих основных задач:
- изучение и распространение передового педагогического опыта;
- оказание систематически действенной помощи преподавателям в улучшении организации обучения и воспитания обучающихся;
- проведение диагностических и экспертных процедур для объективного анализа результатов деятельности преподавателей, объективной оценки эффективности управления УМР для последующего выбора оптимальной её структуры;
- обеспечение воспитательно-образовательного процесса актуальным учебно-методическим материалом;
- координация действий организаторов воспитательно-образовательного процесса, направленных на его оптимизацию и интенсификацию;
- совершенствование методической и методологической культуры, т.е. компетентности преподавателей;
- содействие развитию творческой инициативы, методической и исследовательской активности преподавателей;
- обеспечение методической поддержки инновационной деятельности преподавателей, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации образовательных стандартов;
- обеспечение информационной и экспертной поддержки поисковой деятельности преподавателей, направленной на их профессиональный рост, на становление преподавателя-исследователя.
Внедрение модели, влияющей на повышение качества учебно-методической деятельности преподавателя, возможно при создании комплекса необходимых условий, к которым мы отнесли:
- работа методической службы как целостной системы должна быть направлена на обучение преподавателя и проходить непрерывно, систематично и последовательно;
- работа методической службы должна планироваться с учетом профессиональных затруднений коллектива, обсуждения актуальных проблем современного образования, введения ФГОС нового поколения, апробации новых учебно-методических комплексов дисциплин;
- преподаватель должен быть заинтересован в своем профессиональном развитии и мотивирован на самообразование;
- результаты учебно-методической деятельности преподавателя должны способствовать развитию системы поощрений инициативы преподавателя;
- преподавателю для повышения мастерства преподавателя, приобретения уверенности в своих силах, повышения качества преподавания своего предмета, а вместе с этим и каче-
ства знаний обучающихся необходимо участвовать в конкурсах педагогических достижений;
- использование различных технических средств должно быть непременным условием работы, т.е. преподаватели должны грамотно работать в ЭИОС вуза.
Литература
1. Щипачева Н.В. Качество образования в системе высшей школы: социологический аспект// Автореферат на соиск. ... канд. соц. наук, Екатеринбург, 2005 г.
2. Пугач В.Н. Качество образования: приглашение к размышлению: Монография / В.Н. Пугач, К.А. Кирсанов, Н.К. Алимова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. С. 26-27.
3. Городецкая Е.Я., Трубникова Э.И. Системный подход к организации и управлению самостоятельной работой студентов // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. - Владивосток: Издательство ДВГТУ. - 2004. - С. 44-51.
4. Кодесь Л.Г. Система внутривузовского контроля качества образования в Приморской государственной сельскохозяйственной академии // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. - Владивосток: Издательство ДВГТУ. - 2004. - С. 54-65.
5. Осин А.Я., Садова Н.Г., Анцупов С.Н. Организация и содержание методической работы в медицинском вузе: Учебное пособие / Под. ред. Ю.В. Каминского - Владивосток, 2004. -102 с.
6. Кононова О.В. Информационное и учебно-методическое обеспечение образовательных программ // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. -Владивосток: Издательство ДВГТУ. - 2004. -С. 59-65
7. Турмов Г.П., Белоусов А.А. Организация и методическое обеспечение учебного процесса в вузах ДФО // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. -Владивосток: Издательство ДВГТУ. - 2004. -С.83-97.
8. Фомичёва И.Г. Теоретико-методические основания структуризации педагогического знания // Педагогика - 2001. - № 9. - С. 11-19.
9. Павлова Э.Т. Учебно-методическая деятельность преподавателя как фактор повышения качества образования в вузе: дисс. . магистра педагогики/ Павлова Эржена Тугденов-на. - Улан-Удэ, 2021. - 89 с.
ORGANIZATION OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN THE ASPECT OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION
Pavlova E.T.
Banzarov Buryat State University
One of the basic conditions for the modernization of education is to provide a comprehensive assessment of the quality of education at all levels. The efficiency and demand of the university directly depends on the quality of the education provided. One of the main factors in improving the quality of the educational activities of the university is the educational and methodological work of the teacher, which acts as the most important means of improving the professionalism and skill of the teaching staff of the university, which in turn has a significant impact on improving the efficiency and quality of the educational process. The article is devoted to the development of the foundations for the organization of educational and methodological work of a university teacher on the example of the federal state budgetary educational institution of higher education "Dorzhi Banzarov Buryat State University" taking into account the modernization of higher education, which in turn requires the formation of a high level of education, competence and development of professional abilities of specialists. A model for organizing the methodological service of the university is proposed, aimed at creating conditions at the university for improving the quality of the teaching and methodological activities of the teacher, while the work of the methodological service as an integral system should be continuous, systematic and consistent and should be aimed at teacher training. The planning of educational and methodological work at the university should take into account the professional difficulties of the team, the discussion of topical problems of modern education, the introduction of a new generation of the Federal State Educational Standards, and the testing of new educational and methodological complexes of disciplines.
Keyword: quality of education, teacher, educational and methodological activities, modernization of education.
References
1. Shchipacheva NV The quality of education in the system of higher education: sociological aspect //Abstract on the competition. ... cand. social Sciences, Yekaterinburg, 2005.
2. Pugach V. N. The quality of education: an invitation to reflection: Monograph / V.N. Pugach, K.A. Kirsanov, N.K. Alimova. - M .: Publishing and Trade Corporation «Dashkov and Co», 2012. S. 26-27.
3. Gorodetskaya E. Ya., Trubnikova E.I. A systematic approach to the organization and management of independent work of students // Bulletin of the Far Eastern Regional Educational and Methodological Center. - Vladivostok: Publishing House of the FESTU. - 2004. - P. 44-51.
4. Kodes L.G. The system of intra-university quality control of education in the Primorsky State Agricultural Academy // Bulletin of the Far Eastern regional Educational and Methodological Center. - Vladivostok: DVSTU Publishing House. - 2004. -pp. 54-65.
5. Osin A. Ya., Sadova N.G., Antsupov S.N. Organization and content of methodological work in a medical university: Textbook / Pod. ed. Yu.V. Kaminsky - Vladivostok, 2004. - 102 p.
6. Kononova O.V. Information and educational and methodological support of educational programs // Bulletin of the Far Eastern Regional Educational and Methodological Center. - Vladivostok: Publishing House of the FESTU. - 2004. - S. 59-65.
7. Turmov G.P., Belousov A.A. Organization and methodological support of the educational process in the universities of the Far Eastern Federal District // Bulletin of the Far Eastern Regional Educational and Methodological Center. - Vladivostok: Publishing house of the FESTU. - 2004. - S.83-97.
8. Fomicheva I.G. Theoretical and methodological foundations for the structuring of pedagogical knowledge // Pedagogy - 2001. -No. 9. - P. 11-19.
9. Pavlova E.T. Educational and methodical activity of the teacher as a factor of improving the quality of education in the university: diss. ... Master of Pedagogy/ Pavlova Erzhena Tugdenovna. -Ulan-Ude, 2021. - 89 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со