1) Интерактивных методов, то есть взаимодействия между преподавателем и студентами. Данные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.
а) Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
б) Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения;
2) Использования новых технологий в обучении, например: лекции-презентации, построение компьютерных графиков и схем и многое другое;
Благодаря данным методам, студенты намного легче усваивают математические дисциплины.
На основе анализа опыта применения интерактивных методов в процессе преподавания математических дисциплин. можно отметить, что эти методы достаточно эффективны. Например, достаточно интересен студентам такой интерактивный метод, как Круглый стол. Рассмотрим методику его применения при изучении темы «Интегрирование тригонометрических функций».
Ход проведения занятия:
Вводное слово преподавателя о ходе проведения занятия (5 мин.).
Группой студентов докладывается основной вопрос (20 мин.).
Студенты делятся на подгруппы (4-6 чел.). Им предлагается выдвинуть для обсуждения основные виды интегралов от тригонометрических функций (10 мин.).
Преподавателем формируется банк вопросов для обсуждения и подводится итог, формируются вопросы для обсуждения (10 мин.).
В течение 30 мин. проводится обсуждение вопросов, связанных с различными способами вычислений интегралов от тригонометрических функций. Каждая из групп приводит свои аргументы.
Преподаватель одновременно со студентами задаёт вопросы и, наблюдая за дискуссией, оценивает активность студентов,
Библиографический список
их знание приемов вычисления интегралов и аргументированность доводов.
Преподаватель подводит итог, аргументируя свои выводы (15 мин.).
Так же круглый стол можно применять при изучении темы «Интегрирование дифференциальных биномов».
Ход проведения занятия:
Вводное слово преподавателя о ходе проведения занятия (5 мин.). Раздача кар-точек для выставления оценок группам).
Три группы студентов докладывают основной вопрос (по 10 мин.). Группам предлагается подготовиться по заранее заявленному вопросу, выбрав одну из трех случаев теоремы Чебышева.
Группа предлагает для обсуждения подстановку, которая выражает рассматриваемый интеграл через конечное число элементарных функций.
Студентам предлагается оценить выступления конкурентов по 10-балльной шкале. Обсуждение в группах длится 15 мин. (по 5 мин. после выступления каждой группы). Своя группа не оценивается.
Преподавателем формируется банк вопросов для обсуждения и подводится итог (10 мин.).
Проводится обсуждение вопросов, связанных с вычислениями рассматрива-емых интегралов. Каждая из групп приводит свои аргументы (15 мин.).
Преподаватель одновременно со студентами задает вопросы и, наблюдая за дискуссией, оценивает активность студентов и их аргументы.
Преподаватель подводит итог, аргументируя свои выводы (15 мин.) [4].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что математика представляет собой целый пласт культуры всего человечества. Эта прекрасная наука всесторонне развивает интеллект человека, а значит, ее необходимость в учебной программе студентов высших учебных заведений очень велика. Ведь именно математика помогает студентам научиться рационально и логически мыслить, анализировать различные ситуации в условиях будущей профессиональной деятельности.
1. Мелехина Е.А. Инновационная деятельность преподавателя как актуальная проблема в контексте реформирования системы высшего профессионального образования. Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды междунар. науч.- практ. интернет-конф. Ростов на-Дону: Аркоп, 2008. Сб. 6; Ч. 1.
2. Зенкина С.В., Панкратова О.П., Молчанов А.С. Средства информационнокоммуникационной среды в образовательной деятельности вуза. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012; 24: 84 - 92.
3. Черноморченко С.И., Потапенко О.А. Использование инновационных методов обучения в преподавании управленческих дисциплин. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014; Т. 3; № 3: 119 - 129.
4. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18; № 3 (76): 65 - 70.
References
1. Melehina E.A. Innovacionnaya deyatel'nost' prepodavatelya kak aktual'naya problema v kontekste reformirovaniya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya. Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke: trudy mezhdunar. nauch.- prakt. internet-konf. Rostov na-Donu: Arkop, 2008. Sb. 6; Ch. 1.
2. Zenkina S.V., Pankratova O.P., Molchanov A.S. Sredstva informacionnokommunikacionnoj sredy v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2012; 24: 84 - 92.
3. Chernomorchenko S.I., Potapenko O.A. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov obucheniya v prepodavanii upravlencheskih disciplin. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2014; T. 3; № 3: 119 - 129.
4. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18; № 3 (76): 65 - 70.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF MODERN HIGH SCHOOL.
In the educational space of a modern higher education institute the position of a teacher greatly changes. A teacher provides support and educational activities to a student, that is, he acts as a consultant, moderator, facilitator, tutor. One of the important characteristics of educational space of modern higher education school is the introduction of learning technologies that are relevant to implementation of the competence approach. In educational process it is necessary to apply interactive teaching methods that facilitate active cognitive activity of future specialists. The author concludes that in a modern university teachers need to use new ways of interacting with students. The learning process is created in a special educational environment, aimed at formation of future specialists with the necessary general cultural and professional competences.
Key words: educational space of modern school, new role of a teacher, advisor, moderator, facilitator, tutor.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В образовательном пространстве современного вуза изменяется позиция преподавателя. Преподаватель осуществляет сопровождение и поддержку образовательной деятельности студента, то есть выполняет функции консультанта, модератора, фасилитатора, тьютора. Одной из важных характеристик образовательного пространства современного вуза является внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода. В учебном процессе необходимо применять интерактивные методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности будущих специалистов.
Ключевые слова: образовательное пространство, современный вуз, новые функции преподавателя, консультант, модератор, фасилитатор, тьютор.
Основой обеспечения качества образования на современном этапе можно считать взаимоотношения участников образовательного процесса. При этом характер взаимоотношений зависит от ряда условий, прежде всего, от личностных и профессиональных качеств каждого участника педагогического коллектива, индивидуальных особенностей обучающихся, педагогической культуры родителей.
Отношения между всеми участниками образовательного процесса являются равноправными, основанными на гуманистических принципах.
Особую ценность для образовательной организации представляет умение работать в команде, в случае возникновения конфликтных ситуаций соблюдать интересы и поддерживать имидж образовательной организации в целом и каждого участника образовательного процесса в честности.
Важным условием эффективности образовательного процесса является обязательство не допущения ситуаций унижения личности, проявлений дискриминации по половому, национальному и религиозному признаку в отношении других участников образовательного процесса. Сплочённость и соучастие участников образовательного процесса, позволяет быстро, с низкими затратами решать возникающие проблемы, что повышает конкурентоспособность образовательной организации и её и привлекательность в образовательном пространстве. Образовательный процесс как взаимодействие представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон. Особое значение приобретает этика делового общения.
Продуктивно организованный образовательный процесс подразумевает высокий уровень педагогического общения между педагогом и обучающимся. Современный стиль общения педагога при этом характеризуется [2]:
1) доброжелательностью, позиция заинтересованности старшего коллеги в успехе обучающегося;
2) вниманием к мыслительному процессу обучающегося;
3) наличием у преподавателя эмпатии — умения поставить себя на место обучающегося, понять цели, мотивы его деятельности, а значит, и его самого, что позволяет в определенной степени прогнозировать деятельность ученика;
4) сформированностью у преподавателя педагогической рефлексии - способности к анализу собственной профессионально-педагогической деятельности и введение максимально быстрых поправок в образовательный процесс.
Взаимодействие преподавателя и студентов протекает в условиях вузовского образовательного пространства. Рассмотрим его основные характеристики:
- направленность на обеспечение деятельностного характера образования, приобретение опыта совместной деятельности;
- ориентация образовательного пространства на создание условий для саморазвития и самоопределения обучающихся;
- открытость образовательного пространства и его инновационный характер.
С.Е. Старостина к основным характеристикам образовательного пространства современного вуза относит:
- направленность на формирование у студентов компетенций;
- увеличение доли самостоятельной работы студентов;
- изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор);
- внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода [3, с. 116 - 117].
Описывая одну из характеристик образовательного пространства современного вуза - направленность на становление компетенций, отметим, что логика построения современного ФГОСа педагогического образования «задает» требования к уровню подготовки выпускников, конкретизирующие цели педагогического образования как ожидаемые результаты, сформулированные на языке компетентностей.
Подготовка выпускников к профессиональной деятельности предполагает увеличение доли самостоятельной работы студентов, при этом необходимо усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы и воспитание у студентов творческой активности и инициативы.
Тем самым, в образовательном пространстве современного вуза изменяется позиция преподавателя. Он теперь не просто «передает» знания, а осуществляет сопровождение и поддержку образовательной деятельности студента, то есть выполняет функции консультанта, модератора, фасилитатора, тьютора.
Также одной их характеристик образовательного пространства современного вуза является внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.).
Будучи преподавателем математики в аграрном вузе отметим, что большой потенциал в процессе преподавания математических дисциплин имеется у интерактивных технологий. Например, нами используется опыт М.Ю. Табачковой по применению интерактивных методов в процессе преподавания математики. В частности, нами используется метод Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) При изучении темы «Вычисление производных сложных функций» ход занятия следующий:
- Преподаватель рассказывает о порядке вычисления производных сложных функций (20 мин.), а затем наглядно демонстрирует, как проводятся вычисления таких функций (15 мин.).
- Студенты делятся на группы (по 4-6 чел.), каждая группа выполняет задание по вычислению производных сложных функций (30 мин.).
- группы докладывают о проделанной работе (20 мин.).
- Преподаватель подводит итог, делая замечания и аргументируя свои выводы (5 мин.).
При изучении темы «Степенно-показательные функции и их дифференцирование» ход занятия следующий:
- Преподаватель формулирует задание и дает пояснения (15 мин.).
- Преподаватель демонстрирует, что при помощи логарифмического дифференцирования можно дифференцировать не только степенно-показательные функции, но и сложные.
- Преподавателем выдается раздаточный материал с заданиями для вычисления производных вышеназванных функций.
- Студенты делятся на группы (по 4-6 чел.) и каждая группа самостоятельно выполняет задания (40 мин.).
- Группы освещают свои результаты вычислений (по 5 мин.).
- Преподавателем организуется дискуссия студентов по поводу правильности расчетов (10 мин.) [4].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что в современном вузе реализуются новые способы взаимодействия со студентами [5]. В процессе обучения создаётся специальная образовательная среда, направленная на формирование у будущих специалистов необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.
Библиографический список
1. Жеребятникова Г.В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012.
2. Зенкина С.В., Панкратова О.П., Молчанов А.С. Средства информационнокоммуникационной среды в образовательной деятельности вуза. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012; 24: 84 - 92.
3. Старостина С.Е. Естественно-научное образование: теоретический аспект. Новосибирск, 2010.
4. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18; № 3 (76): 65 - 70.
5. Коломина М.В., Кирилина Ю.П., Везиров Т.Г. Опыт реализации кейс-метода на уроках информатики в Астраханском колледже культуры и искусств. Педагогический журнал. 2017; Т. 7; № 2A: 278 - 291.
6. Kolomina M.V., Vezirov T.G. Kirilina. Experience of a case-method on the lessons of Informatics in Astrakhan College of culture and arts. Pedagogical magazine. 2017; T. 7. No. 2A: 278 - 291.
References
1. Zherebyatnikova G.V. Obrazovatel'noe prostranstvo vuza: sovremennoe osmyslenie ponyatiya. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogikiipsihologii: sb. st. po mater. XX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: SibAK, 2012.
2. Zenkina S.V., Pankratova O.P., Molchanov A.S. Sredstva informacionnokommunikacionnoj sredy v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2012; 24: 84 - 92.
3. Starostina S.E. Estestvenno-nauchnoe obrazovanie: teoreticheskij aspekt. Novosibirsk, 2010.
4. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18; № 3 (76): 65 - 70.
5. Kolomina M.V., Kirilina Yu.P., Vezirov T.G. Opyt realizacii kejs-metoda na urokah informatiki v Astrahanskom kolledzhe kul'tury i iskusstv. Pedagogicheskijzhurnal. 2017; T. 7; № 2A: 278 - 291.
6. Kolomina M.V., Vezirov T.G. Kirilina. Experience of a case-method on the lessons of Informatics in Astrakhan College of culture and arts. Pedagogical magazine. 2017; T. 7. No. 2A: 278 - 291.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 371
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS IN THE CONTEXT OF THEIR ETH-NO-CULTURAL CHARACTERISTICS. The article identifies and investigates the features of development of system of education of the peoples of the North Caucasus in the context of their ethno-cultural characteristics. It is concluded that the rationale of the essence and character of education of the peoples of the North Caucasus, as well as the factors that define it, is not only an important scientific-theoretical and practical implications for understanding ethnic and cultural peculiarities of peoples in the XXI century retain their uniqueness and originality in the context of growing globalization processes.
Key words: education system, education, ethnic and cultural specifics of peoples of the North Caucasus.
М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНТЕКСТЕ ИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В статье выявлены и изучены особенности развития системы воспитания народов Северного Кавказа в контексте их этнокультурных особенностей. Сделан вывод о том, что обоснование сущности и характера воспитания народов Северного Кавказа, а также факторов, его определяющих, имеет не только важное научно-теоретическое, но и практическое значение для понимания этнокультурных особенностей народов, которые в XXI веке сохраняют свою уникальность и своеобразие в условиях нарастающих глобализационных процессов.
Ключевые слова: система воспитания, воспитание, этнокультурные особенности народов Северного Кавказа.
В силу сложившейся исторической общности коренных народов северо-кавказского региона России можно говорить об общих основаниях развития национальных систем воспитания детей и молодёжи. Формулируемые и адаптированные к практике воспитательные постулаты, которые создавались одними народностями, легко экстраполировались другими в развитии разных видов педагогического воздействия. При этом каждый из народов на протяжении всего своего развития вносил в воспитательную практику определенные коррективы, самобытные по своему характеру и дополняющие общую картину педагогического процесса. В этой связи целесообразно рассматривать всю сложившуюся воспитательную систему на Северном Кавказе как среду, построенную на единых общепедагогических подходах и этнокультурных основаниях с пониманием тех специфических особенностей, которые присущи тому или иному народу.
Анализ психолого-педагогической, этнографической и исторической литературы, а также собственные исследования показали, что народы Северного Кавказа во все времена истории в качестве основной цели воспитания считали формирование и развитие такой личности, которая способна максимально уверенно и оптимистично переносить различные жизненные трудности, отличается умом, физической силой, сформированностью нравственных качеств. Основываясь на позициях традиционной
педагогики, процесс личностного развития мы рассматриваем в единстве основных составляющих - умственного, нравственно-этического, трудового, эстетического и физического видов воспитания. Основное место в формировании и развитии личностных качеств подростков и молодежи отводится трудовому воспитанию, направленному на овладение необходимыми умениями и навыками выполнения различных видов физической деятельности. Начиная с 6-летнего возраста мальчики и с 4-летнего возраста девочки приобщались к трудовой деятельности, помогая родителям, а уже с 15-ти лет они трудились наравне с родителями и взрослыми.
Способность и мотивированность к труду, готовность к созидательной деятельности высоко оценивались горцами. Важно отметить, что сформированность трудовых навыков являлось показателем развитости человеческих качеств. Сформирован-ность трудовых навыков определяла успешность умственного развития детей и подростков, которым с юных лет прививалась потребность в усвоении знаний, развитии наблюдательности, памяти и сообразительности. Целенаправленному развитию подростка в семье и социуме во многом способствовал народный фольклор, в котором воспевались находчивость трудолюбие и физическое совершенствование. Интересны наблюдения А. Даринского, описанные в самом начале XX века [1], касаю-