Научная статья на тему 'Возможности формирования профессионально важных личностных качеств у студентов инженерно-педагогического факультета'

Возможности формирования профессионально важных личностных качеств у студентов инженерно-педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRAIT OF PERSONALITY OF AN IDEAL TEACHER / PEDAGOGICAL ABILITIES / THE STRUCTURE OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна

Представлены результаты диагностики профессионально важных личностных особенностей будущих педагогов и обозначены направления дальнейшей работы по совершенствованию подготовки студентов педагогических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential professionally important personal qualities in students of engineering and the Faculty of Education

This article presents the results of diagnostics of professionally important personal traits of educators-in-training, the directions of further work on the improvement of training the students of pedagogical departments are designated.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования профессионально важных личностных качеств у студентов инженерно-педагогического факультета»

Средства сетевой дистанционной поддержки обучения по программе «Преподаватель высшей школы»

ности учебного процесса. Кроме того, посредством информационной поддержки слушателям предоставляется возможность выбора времени, места, темпа и режима обучения, тем самым реализуются принципы доступности обучения и гибкости применяемых образовательных технологий. Реализация этих принципов в дополнительном профессиональном образовании играет важную роль в системе подготовки слушателей, обучающихся без отрыва от основной деятельности.

Развитая информационно-образовательная среда программы «Преподаватель высшей школы» способствует развитию самостоятельной учебнопознавательной деятельности слушателей, формированию способности эффективно работать в информационно-насыщенной образовательной среде, готовности использовать в профессиональной деятельности современные информкоммуникаци-

онные средства и технологии, способности к самоорганизации, самообразованию и непрерывному саморазвитию, относящихся к наиболее значимым компонентам профессиональной подготовки преподавателей. Сетевая информационная поддержка позволяет учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности слушателей.

В ходе реализации системы сетевой информационной поддержки программы «Преподаватель высшей школы» ожидаемые результаты по повышению качества подготовки преподавателей в целом оправдались. Внедрение в практику кафедры сетевого информационно-методического сопровождения обучения способствовало решению ряда организационно-педагогических проблем и в итоге привело к увеличению числа слушателей, успешно завершивших подготовку и получивших дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы. Реализация системы информационной поддержки программы способствует повышению качества подготовки преподавателей, развитию их профессионально значимой компетенции, подготовке преподавателей к работе в условиях динамично развивающейся информационно-образовательной среды исследовательского университета.

Список литературы

1. Гурье, Л.И. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности / Л.И. Гурье, Л.Л. Маркина // Высшее образование в России. — 2009. — № 2. — С. 91—95.

2. Маркелова, С.А. Сетевая дистанционная поддержка педагогической практики студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.А. Маркелова. — СПб., 2010. — 22 с.

3. Медведев, В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. — 2007. — № 11. — С. 57-61.

4. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / Под ред. В.И. Солдаткина. — М.: Высшая школа, 2003. — 792 с.

УДК 378.147:37.013

Е.Е. Лысенко, канд. психол. наук

О.С. Нестерова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В.

результате исследования, направленного в це- тельности, ставились задачи оценить уровень сфор-

лом на выявление уровня готовности студен- мированности у студентов профессионально важ-

тов инженерно-педагогического факультета МГАУ ных для будущего педагога качеств личности. Реимени В.П. Горячкина к профессиональной дея- зультаты исследования показали, что качества,

72

необходимые будущим педагогам для выполнения коммуникативной деятельности, имеют достаточную степень выраженности уже к моменту обучения в вузе, в то время как качества, необходимые для осуществления конструктивной и организаторской деятельности, нуждаются в формировании [1].

Таким образом, было установлено, что требуется совершенствование существующей системы подготовки педагогов, способствующее развитию необходимых профессионально важных качеств.

В связи с этим были сформулированы задачи следующего этапа работы. Необходимо было определить:

• Можно ли формировать личностные качества в учебном процессе?

• Если можно, то на каком курсе это будет наиболее целесообразно делать?

• Каким образом наиболее эффективно это можно сделать?

Для ответа на первый вопрос, который носит преимущественно теоретический характер, необходимо уточнить ведущий тип деятельности и социальную ситуацию развития, которые приходятся на возраст студенчества, потому что это определяет степень актуальности, значимости процесса обучения, а следовательно, открытости и заинтересованности студентов в продуктивных целенаправленных изменениях собственной личности [2, 3].

В психологическиой периодизации А.Б. Эль-конина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.И. Фельдштейн, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности [4].

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самоопределении говорить еще рано, так как выбор профессионального направления в данном возрасте — это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности [4].

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Развитию самосознания и личности в юности Л.С. Выготский отводил центральное место.

В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний [4].

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности, поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека.

Таким образом, ответ на первый вопрос не просто положительный. Становится неоспоримой важность адекватного воздействия на гибкую формирующуюся личность студентов в процессе обучения в вузе. Ведь именно на процесс обучения в вузе приходится становление ценностных ориентиров, в соответствии с которыми возможно целенаправленное самосовершенствование личностных качеств молодых людей.

Следующим вопросом, на который необходимо ответить при рассмотрении данной проблемы, является вопрос о том, на каком курсе это будет наиболее целесообразно делать. Возможность правильно ответить на данный вопрос тесно связана с пониманием мотивационной сферы студентов на различных курсах обучения в вузе, так как именно понимание ведущих мотивов, наиболее важной сферы деятельности способствует наиболее эффективному воздействию на личность.

Опираясь на исследования, проведенные ранее [2], можно выделить составляющие, в соответствии с которыми происходит анализ учебной мотивации студентов.

Составляющие учебной мотивации таковы:

• мотив достижения;

• удовлетворенность мотива достижения;

• мотив познания;

• удовлетворенность мотива познания;

• мотив аффилиации;

• удовлетворенность мотива аффилиации;

• мотив доминирования;

• удовлетворенность мотива доминирования;

• эмоциональное отношение к учебной деятельности;

• уровень экзаменационной тревожности;

• мотив получения диплома;

• мотив овладения профессией;

• академическая успеваемость.

73

Данное исследование дало возможность оценить состояние учебной мотивации студентов и выявить динамику ее развития от 1-го к 5-му курсу обучения, а также определить иерархию мотивов на различных курсах у студентов педагогического факультета.

Сопоставляя результаты в полученных выборках студентов, авторы статьи констатировали наличие как общих тенденций, характерных для возраста студенчества вообще (вне срока обучения), так и особенных, характеризующих изменения и специфику динамики мотивационно-смысловых образований в зависимости от конкретных условий развития профессиональной направленности будущего педагог.

Проведенный авторами анализ динамики мотивов у студентов педагогического факультета показал, что практически все указанные показатели наиболее высоки на 1-м курсе обучения, что связано с общим и вполне объяснимым психологическим подъемом в мироощущении молодого человека, поступившего в вуз (рисунок).

Уже ко 2-му курсу наблюдается резкое снижение потребности в достижении, удовлетворенность достижения, потребность в аффилиации и степень ее удовлетворения.

Хочется отметить, что неудовлетворенность мотива познания на всех курсах является важным сигналом для внесения изменений в существующую систему подготовки педагогических кадров. И изменения эти целесообразно вносить на первом курсе, чтобы попытаться избежать дальнейшего снижения значений параметров мотивационной сферы.

Третий курс отличается положительной динамикой мотива аффилиации и удовлетворенности мотива достижения по сравнению со вторым. Необходимо отметить, что именно в этот период студенты выходят на педагогическую практику, поэтому на положительную динамику указанных мотивов повлияла возможность испытать себя в роли преподавателя, а также осознание своих способностей и возможностей.

Курс

График динамики учебной мотивации

Вносимые в существующую систему подготовки педагогических кадров изменения с целью повышения учебной мотивации и более эффективного формирования профессионально важных качеств в процессе обучения в вузе по своему характеру должны быть приближены к практической деятельности по специальности.

По графику видно, что максимальная мотивация к обучению у студентов зафиксирована на первом курсе, следовательно, систематические занятия, направленные на совершенствование личностных качеств студентов в соответствии с качествами, необходимыми для преподавательской деятельности, целесообразнее всего начинать с первого курса. Это полезно, с одной стороны, ради попытки избежать дальнейшего снижения мотивации в ходе обучения, а с другой — потому что все личностные изменения с большей вероятностью происходят на фоне включенности и заинтересованности, о чем свидетельствует высокая мотивация.

Таким образом, авторы подошли к ответу на третий вопрос исследования: каким образом целесообразнее всего вводить изменения в существующую на данный момент систему подготовки студентов педагогического факультета.

Ответ частично прояснился в ходе изучения двух предыдущих вопросов, что позволяет с уверенностью обозначить тезисы направления вносимых изменений:

1. Вносимые в программу подготовки изменения должны носить практический характер.

Это связано с тем, что для выработки и совершенствования качеств личности, развития способностей недостаточно теоретической подготовки по данному вопросу, подобные изменения возможны лишь в условиях осуществления действий, поэтому учебное заведение следует рассматривать не только как место, где можно получить знание, но и как тренировочную площадку, на которой можно развить свои способности с помощью тренеров, профессионалов, специалистов, преподавателей и овладеть профессиональными способами деятельности, культурой деятельности.

2. Вносимые в программу подготовки изменения должны носить прикладной характер, т. е. иметь непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности студентов. Это связано с необходимостью поддержания интереса к выбранной профессии и учебной мотивации.

3. Выбранные методы изменения существующей программы подготовки должны гармонично встраиваться в общую систему образования, способствовать достижению единой цели — всестороннего развития личности студента.

Обозначение основных направлений предлагаемых авторами изменений позволяет определить конкретные способы формирования профес-

сионально важных качеств личности, в частности, необходимых для осуществления конструктивной и организаторской деятельности.

Одним из возможных факторов формирования организаторской компетентности у будущих педагогов является вовлечение студентов в культурнодосуговую деятельность в рамках действия студенческого клуба.

Оказание индивидуально ориентированной помощи студентам 1-2 курсов невозможно без привлечения кураторов. Особая роль кураторов заключается в организации учебной деятельности студентов, выборе ответственных по отдельным направлениям работы, распределении общегрупповых заданий, организации практической помощи отстающим и слабо подготовленным студентам.

Следующим возможным способом развития недостающих профессионально важных качеств является вовлечение студентов в деятельность психологической службы вуза. Назначением подобных программ является комплексная психолого-педа-гогическая подготовка к педагогической деятельности в учебных заведениях. Подобная подготовка осуществляется на основе программы, предусматривающей реализацию и широкое использование активных методов обучения, технических средств обучения и психологически грамотно составленных презентаций, деловых и ролевых игр, моделирования и разбора конкретных учебных ситуаций, психологического тренинга эмоциональной саморегуляции и профилактики эмоционального выгорания у будущих преподавателей.

Перечисленные способы являются действенными, но не простыми в реализации, поскольку требуют значительной корректировки организации работы учебного заведения, поэтому они могут

быть доступны не всем учебным заведениям. Наиболее целесообразным способом является введение в учебную программу по педагогическим специальностям дисциплины «Практикум по формированию конструктивной и организаторской компетентности», а также организацию самостоятельной работы студентов с использованием модульных программ.

Подобный курс разработан и успешно проводится на педагогическом факультете Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина в рамках обучающего эксперимента. Об эффективности курса можно судить как по субъективным ощущениям студентов, отмечающих положительную динамику профессионально важных качеств, так и по возрастающей легкости выполнения студентами заданий, требующих вовлечения конструктивных и организаторских способностей.

Список литературы

1. Лысенко, Е.Е. Исследования представлений студентов инженерно-педагогического факультета о себе как субъекте профессионально-педагогической деятельности / Е.Е. Лысенко, О.С. Нестерова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — Вып. 4(43). — С. 68-71.

2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 448 с.

3. Доронина, Н.П. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей: дис. . канд. психол. наук / Н.П. Доронина. — Курск, 2006. — 206 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 464 с.

УДК 371.26

И.Ф. Кривчанский, канд. пед. наук А.С. Симан, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРОБЛЕМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ДИАГНОСТИКИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Итоговая аттестация выпускников вузов выступает одним из важнейших этапов подготовки специалистов, позволяя оценить качество реализуемой подготовки и эффективность работы высшего учебного заведения. Порядок проведения, программу государственного экзамена по специаль-

ности, а также требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы итоговой государственной аттестации определяют высшие учебные заведения самостоятельно, исходя из сложившегося опыта и на основе общих указаний, изложенных в Положении об итоговой госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.