Научная статья на тему 'Психолого-педагогические факторы профессиональной ориентации студентов агроинженерных вузов средствами дисциплины «Иностранный язык»'

Психолого-педагогические факторы профессиональной ориентации студентов агроинженерных вузов средствами дисциплины «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВИРОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА / MOTIVATION / PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES / MAKING UP OF UNDERSTANDING OF THE SIGNIFICANCE OF AN OCCUPATION OF THE ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таканова Ольга Владимировна, Кузнецов Андрей Николаевич

Рассматривается потенциал общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» как средства профессиональной ориентации студентов агроинженерных вузов. Особое внимание уделено выделенным авторами психолого-педагогическим факторам профессиональной ориентации и установленной феноменологической взаимосвязи основополагающих понятий «ориентация» и «мотивированность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL FACTORS OF VOCATIONAL COUNSELLING OF STUDENTS OF AGROENGINEERING HIGH SCHOOLS TOOLS OF DISCIPLINE «FOREIGN LANGUAGE»

The potential of general educational discipline «Foreign language» as tools of vocational counselling of students of agroengineering high schools is observed. The special attention is given the psychologic-pedagogical factors of vocational counselling oozed with authors and fixed phenomenological interconnection of basic concepts «orientation» and «motivation».

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические факторы профессиональной ориентации студентов агроинженерных вузов средствами дисциплины «Иностранный язык»»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК (387:378.16)+37.01

О.В. Таканова, преподаватель А.Н. Кузнецов, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

психолого-педагогические факторы профессиональной ориентации СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ средствами дисциплины «иностранный язык»

Значимым фактором успешности обучения в целом и изучения иностранных языков в частности является мотивированность студентов, однако она формируется недостаточно. Это является следствием не всегда четко сформированных представлений о сущности инженерного образования, специфике данной профессии в аграрном секторе, о мотивации как виде педагогической деятельности. Традиционный учебно-воспитательный процесс в высшей школе характеризуется недостаточной несогласованностью работы кафедр по формированию профессиональной ориентированности.

Одной из причин этого является предметная направленность учебно-воспитательного процесса. Дифференциация дисциплин учебного курса затрудняет целостное, системное видение каждого из изучаемых предметов в структуре формирования профессиональной компетентности.

В качестве негативного явления также следует назвать «поэлементный» характер подготовки инженера, смысл которого заключается в том, что каждый преподаватель стремится средствами своего предмета заложить соответствующий элемент в личность будущего инженера, при этом почти не учитываются содержание и характер его профессиональной деятельности. По-видимому, вы-

ход из положения может быть найден в широком использовании комплексной (по форме и содержанию) подготовки. Такой характер обучения предоставляет богатые возможности для формирования необходимой как для учебной, так и для будущей профессиональной деятельности мотивационной системы, поскольку данная модель обучения наиболее приближена к профессиональной деятельности [1, с. 14].

Решетова З.А. [2, с. 25] рассматривает данный вопрос как проблему выделения общего «фундамента», синтезирующего всю совокупность приобретаемых специалистом знаний в один «предмет». Выделением принципа системности в качестве общего фундамента любого предмета «фундамента-лизируются» не только знания об одном предмете, но и вся система многопредметного знания, составляющего содержание ориентировочной основы профессиональной деятельности.

Если процесс обучения в целом и отдельные его компоненты (содержание обучения, формы, методы) определяются, прежде всего, целями, то учение как составная и обязательная его часть побуждается и направляется учебно-профессиональными мотивами. Эффективность процесса обучения зависит от степени согласованности заданных целей, задач

83

и мотивов учебной деятельности познающих субъектов, что изначально закладывает вектор учебной деятельности [3, с. 153]. Результаты познавательной деятельности оцениваются человеком в первую очередь по отношению к собственным познавательным потребностям. Согласно С.Л. Рубинштейну [4, с. 215], «не только мотивы могут побуждать активность, направленную на решение задач, но и сами задачи способны определять мотивы [...]. Характер организации учебного процесса и управления им имеет наибольшее влияние на формирование действенных мотивов».

Учитывая психологическую неустойчивость, противоречивость внутреннего мира подростков, перечисленные психологические механизмы необходимо учитывать при обучении и воспитании студентов младших курсов вузов, при разработке конкретных методик проведения мероприятий профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация на инженерные профессии средствами иностранного языка — звено в сложной, замкнутой системе профориентации вуза и социума. Целью профессиональной ориентации является смысл профессионального самоопределения, формируемый наиболее эффективно в результате совместной деятельности преподавателей, студента и воздействия социума [5, с. 77].

Авторами была установлена феноменологическая взаимосвязь между основополагающими понятиями «ориентация» и «мотивированность». Ориентация понимается как мотивация (побуждение) к деятельности, совмещенная с формированием профессионального мировоззрения. Она представляет собой опосредованную (косвенную) мотивацию, своего рода производную от мотивации и требует высокого уровня развития самосознания (так называемого «Я-концепта»), а также сформи-рованности комплекса интеллектуальных качеств. Мотивированность понимается как качество личности, являющееся результатом как внутренней работы личности над собственными психологическими установками, так и процесса мотивации, осуществляемого извне. В этой феноменологической системе ориентированность, как новообразование личности, вторична относительно мотивированности. Выявление данной феноменологической взаимосвязи предоставляет возможность осуществления дальнейшего научного поиска по теме.

Проведенное авторами психолого-педагогиче-ское исследование показало, что у многих студентов в процессе учебы происходит ослабление влияния познавательных и профессиональных мотивов, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование инженерной направленности. Возможны две причины резкого снижения уровня профессиональной направленности. Первая связана с так называемым «синдромом разочарования», которое возника-

84

ет в результате рассогласования первоначального профессионального ожидания с реальным представлением о характере избранной профессии, сформировавшимся в процессе обучения в вузе. Второй, также имеющей право на существование причиной снижения профессиональной направленности у слабоуспевающих студентов могут быть общие трудности, переживаемые в период адаптации к вузовской системе обучения, которые оказывают существенное влияние на мотивированность и ее структуру.

Мотивационная система способствует формированию учебно-познавательной деятельности студентов и профессионально-личностных качеств будущего специалиста. В ней можно выделить следующие формы, различающиеся по содержанию и уровню обобщенности формируемых мотивов:

• профессиональная направленность как отношение к избранной профессии, выступающая в качестве конечной цели обучения;

• учебные мотивы как система отношений к различным аспектам учебного процесса, служащего средством достижения конечной цели;

• отношение к учебным дисциплинам, формирующееся из оценки важности их для профессиональной подготовки, избирательности познавательного интереса к различным предметам, удовлетворенности качеством их преподавания и субъективной оценки трудности усвоения учебных дисциплин.

Отсюда в мотивационной системе в обобщенном виде можно выделить отношение к профессии, к учебной деятельности, к учебному процессу в целом и отдельным его сторонам, а также к изучаемым дисциплинам [1, с. 15].

С точки зрения подготовки специалиста мотивацию можно образно представить на четырех уровнях:

первый — мотивация к овладению профессией и специальностью в соответствии с квалификационной характеристикой. Это «макромотивация»;

второй — мотивация к изучению отдельного предмета, входящего в учебный план («мидимоти-вация»);

третий уровень мотивации — «минимотивация» (если по предмету имеется модульная программа, то к изучению каждого модуля должна быть мотивация);

четвертый уровень — «микромотивация», т. е. на каждое конкретное занятие будет своя мотивация к изучению учебного материала на данном занятии [6, с. 80].

Данные уровни необходимо учитывать при формировании психолого-педагогических и организационных условий профессиональной ориентации студентов младших курсов агроинженер-ных вузов средствами дисциплины «Иностранный язык». За счет постоянного обеспечения микромоти-

вации можно мотивировать студента к будущей инженерной деятельности, т. е. выйти на уровень макромотивации. Это должно стать целью дисциплины «Иностранный язык» в агроинженерном вузе.

Мотивированность студентов к будущей профессиональной деятельности непосредственно связана с отношением к изучаемым дисциплинам. Росту мотивированности способствуют важность изучаемых дисциплин для профессионального становления, интерес к ним, удовлетворенность качеством их преподавания и трудность усвоения. Связь учебной мотивации с главной целью учения придает процессу учебной деятельности общий смысл учебной деятельности.

Так, важность изучения учебных предметов связана с профессиональными стремлениями, отражает отношение студента к будущей профессии. В связи с этим Б.И. Додонов [7, с. 25] предлагает различать внутренние и внешние мотивы. Внутренние мотивы (интерес к знаниям, любознательность, стремление к повышению культурного и профессионального уровней) являются необходимыми условиями в процессе получения профессионального образования. Для формирования внутренних мотивов предлагается обратить особое внимание на важную роль наблюдения, обобщения фактов, и проведение консультаций, которые превращаются в планы действий в процессе научения [8, с. 58]. Наличие этих процессов является необходимым условием в период становления профессионального самосознания как системы знаний личности о себе и будущей профессии. Ведущая роль внутренней мотивации поддерживается внешней по отношению к предметному содержанию деятельности мотивов (честолюбие, самолюбие, соперничество), которые являются необходимым условием успешного процесса профессионального самоопределения, особенно на начальном этапе.

Изменение учебной мотивации связано с осознанным процессом профессионального самоопределения. Студенты первого и второго курсов оценивают учебу как необходимую базу будущей профессиональной деятельности (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Х. Хек-каузен) [8, с. 503; 9, с. 174]. Осознанное отношение к учебе у студентов младших курсов проявляется не всегда, так как основную свою задачу — «научить учиться» — современная школа не выполняет. Таким образом, у выпускников школ не вырабатывается мотивированность к учебе в вузе, что является основной проблемой на пути становления личности профессионала.

Значимость мотивации значительно повышает качественный уровень целеполагания, которое, являясь одним из наиболее существенных компонентов процесса мышления, связывается с такими психическими явлениями, как память, воображе-

ние и эмоционально-волевая сфера личности. Этот фактор имеет большое значение для профессионального самоопределения в процессе учебы в вузе. Активно влияя на мотивационные процессы, регулирующие направленность, организованность, активность и устойчивость студентов в учебной деятельности, преподаватель создает благоприятную среду для создания и формирования ценностных ориентаций.

Важно, что установка на изучение иностранного языка детерминируется не только особенностями учащихся, но и деятельностью преподавателя или общей атмосферой учебного процесса по иностранному языку. Удовлетворенность качеством преподавания в большей степени отражает социально-психологические характеристики процесса обучения (общение, познавательная деятельность студентов), а также зависит от гностических, проектировочных, организаторских, конструктивных, коммуникативных, рефлексивных и других способностей и качеств преподавателя. Важнейшим компонентом успешной работы преподавателя в агроинженерном вузе является наличие собственной мотивированности к владению объектом инженерной деятельности. Также профориентация при помощи дисциплины «Иностранный язык» зависит и от того, как реализуются преподавателем его основные функции — организация и управление. Наиболее низко оценивается его деятельность в том случае, когда управляемый им процесс обучения носит так называемый моносубъектный характер, проявляющийся в односторонней активности преподавателя. Студенты при этом выступают как объекты обучения. Для полного успеха процесса обучения в его основу должна быть положена педагогическая аксиома: необходимо сочетание внутренних (мотивов) и внешних (стимулов) факторов заинтересованности обоих субъектов учебного процесса — обучающегося и преподавателя.

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе осуществляется на первых двух курсах. Оно проводится наряду с другими предметами, представляющими блоки общих гуманитарных, социальноэкономических и естественно-научных дисциплин, а освоение общепрофессиональных и специальных дисциплин происходит преимущественно на последующих курсах. Следовательно, преподаватель должен не только владеть лексикой и терминологией преподаваемой специализации на иностранном языке, но и иметь достаточное представление о тех технических процессах и явлениях, которые в дальнейшем будут осваивать студенты в рамках специальных дисциплин на русском языке. Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать условия, при которых студенты создавали бы свои иноязычные высказывания с достаточным профессионально значимым наполнением, включая их

85

в диалоги и монологи [10, с. 71]. При этом важно вызвать адекватную ситуацию, побуждающую студентов не просто выразить свое отношение к предлагаемой проблеме, но и вступить во взаимодействие с преподавателем и определенными источниками с целью получения дополнительной информации.

Формирование интереса к инженерной деятельности — один из актуальных вопросов проблемы подготовки инженера. Преподаватель с первого же занятия по предмету занимается формированием интереса к нему. Интерес является своеобразным фокусом, в котором концентрируются способности, знания, особенности перцептивной, мнести-ческой, аттенционной и в целом познавательной сферы, личностные качества. В то же время интерес оказывает существенное влияние на формирование такого системного качества, как инженерная направленность. Проведенное исследование показало, что многие выпускники технических вузов не испытывают потребности в инженерной деятельности в связи с отсутствием интереса к ней и заминаются ею лишь в силу каких-то иных мотивов. В процессе обучения иноязычной речи в условиях некоторого принуждения первичные мотивы (необходимость изучения для сдачи экзамена) имеют очень небольшое энергетическое напряжение и действуют чаще всего недолго. В связи с этим преподаватель должен стремиться формировать вторичную мотивацию, возникающую в связи с успешностью деятельности, с приятностью процесса познания, с углублением интересов.

Повышение учебно-профессиональной мотивированности в вузе необходимо начинать с формирования у студентов понимания общественной значимости профессии инженера. Уже на первом этапе при изучении общеобразовательных дисциплин, к которым относится «Иностранный язык», необходимо проводить работу, связанную с повышением интереса к избранной профессии, поскольку существует прямая зависимость результативности обучения от профессиональной направленности. Существенным условием повышения уровня мотивированности также является организация учебного процесса.

Многие авторы [11, с. 3] необходимым условием организации учебного процесса считают установление межпредметных связей. Стиль мышления, который может быть сформирован при использовании межпредметных связей, приводит к целостному восприятию окружающей действительности, пониманию общих проблем, способности выделять и анализировать связи между различными формами комплексной профессиональной деятельности и, на наш взгляд, эффективно способствует профориентации будущих инженеров. Поэтому в процессе обучения необходимо создавать условия, при которых студенты могут получить профессиональные

86

знания и умения не только при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и при изучении общеобразовательных предметов, одним из которых является «Иностранный язык». Результатом образования должна стать профессиональная компетентность выпускника вуза, представляющая собой интегративное качество, включающее уровень овладения им знаниями, умениями и навыками, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно, выполнять определенные трудовые функции.

По своей специфике предмет «Иностранный язык» может иметь прочные двусторонние связи как с общественными, так и со специальными профилирующими дисциплинами. На этом основании его можно считать очень эффективным средством профессиональной и социальной ориентации. Но обучение иностранному языку в неязыковом вузе может быть успешным и эффективным только в том случае, если в процессе всего обучения последовательно осуществляется так называемый ориентированный отбор текстового материала, учитывается профессиональная ориентация студентов. Такая работа должна осуществляться в тесном контакте с профилирующими кафедрами. Реализация межпредметных связей выступает как одно из основных средств повышения профессиональной подготовки специалистов. Это выражается в том, что знание языка становится важным компонентом как общей, так и профессиональной культуры и способствует социальной адаптации личности в обществе.

Таким образом, авторами показано, что общеобразовательные дисциплины, в частности «Иностранный язык», при учете выделенных психологопедагогических факторов обладают высоким мотивирующим потенциалом; это способствует формированию феноменологически взаимосвязанной с мотивацией профессиональной ориентации студентов агроинженерных вузов.

Список литературы

1. Мешков, Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете / Н.И. Мешков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб, 1993. — 28 с.

2. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения / З.А. Решетова: автореф. дис. ... докт. пед. наук. — М.: 1986. — 32 с.

3. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М.: Наука, 1981. — 279 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. — М., 1973. — 284 с.

5. Благодарная, Т.А. Профессиональная ориентация школьников на экономические профессии / Т.А. Благодарная: дис. ... канд. пед. наук. — Тамбов, 2002. — 175 с.

6. Стайнов, Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин / Г.Н. Стайнов. — М.: Педагогика-Пресс, 2002. — 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.