• российские университеты использовали организационный и педагогический опыт, полученный в ходе работы в консорциуме, для создания стипендиальных программ российских вузов для иностранных студентов за счет финансирования из федерального бюджета. В ряду рекомендаций по оптимизации процесса интернационализации выделено совершенствование условий успешной реализации процесса интернационализации высшего профессионального образования, к которым относятся: привлечение новых академических кадров, обладающих достаточными компетенциями для преподавания в университете международного уровня; привлечение дополнительных финансовых средств для реализации процесса интернационализации высшего профессионального образования; совершенствование системы контроля успеваемости и качества образования; развитие коммуникативных, в том числе языковых, компетенций у преподавателя и студента для участия в образовательных программах ЕС; создание современных комфортных условий для жизнеобеспечения иностранных студентов и преподавателей; разработка адаптационной программы для иностранных студентов.
Успех российского университета и системы образования в целом на международном образовательном рынке обусловлен участием в международных научно-образовательных системах с сохранением собственного культурно-исторического кода, собственной национальной идентичности, запечатленной в образовании.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. — 318 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
3. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Культурные традиции и современные проблемы взаимодействия образователь-
ных сред Европы и России // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2009. — № 7. — С. 67-80.
4. Бенхабиб С. Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру; пер. с англ.; под ред. В.И. Иноземцева. — М.: Логос, 2003. — 350 с.
5. Загвязинский В.И. Глобальные проблемы развития российского образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2005. — № 3. — C. 21-27.
6. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т 1. Основы христианской культуры. — М.: Русская кни-га,1993. — 400 с.
7. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. Философские статьи, публицистика, письма, дневники. — М.: Правило веры, 2002. — 662 с.
8. Леонтьева Е.Г. Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. — Томск, 2002. — 28 с.
9. Мертес М. Немецкие вопросы — европейские ответы. — М.: Московская школа политических исследований, 2001. — 336 с.
10. Пецольдт К., Сутырин С.Ф., Елкина А.С. Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. — 2007. — № 1. — Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1276.
11. Франц А.С. Российские нравы: истоки и реальность. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. университета, 1999. — 334 с.
12. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. про-фессионально-пед. университета, 2004. — 280 с.
13. Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus // Long Beach. — California: Center for International Education, California State University, 1989. — 138 p.
14. Jayaram N. Paying the Professoriate: Trends and Issues in India // International Higher Education. The Boston College center for International Higher Education. — 2012. — № 68. — P. 7-9.
15. Soderqvist M. Internationalisation and its management at Higher Education Institutions. Applying œnceptual, content and discourse analysis // Helsinki School of Economics: HSE Print, 2007. — 272 p.
УДК 378.126 О.С. Нестерова
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СТАРТОВАЯ ТОЧКА НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ
Необходимость функционирования страны сти определяется многочисленными факторами: за-
на достойном зарубежных стран уровне предъ- датками, способностями, актуальным состоянием
являет высокие требования к системе подготовки личности, эмоциональной и мотивационной на-
специалистов различных отраслей. Уровень успеш- строенностью на деятельность, внешними усло-
ности выполнения профессиональной деятельно- виями выполнения и т. п. На успешность выпол-
58 -
нения действия оказывают влияние операциональная сфера и сфера направленности.
Под операциональной сферой понимается способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации; в нее включаются элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности.
Сфера направленности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; включает в себя все внутренние побудительные силы личности (взгляды, убеждения, интересы, потребности и т. п.).
Другими словами, для успешной реализации определенной деятельности личности необходимы реальные ресурсы и желание. Автору представляется интересным проанализировать в данных плоскостях варианты выполнения той или иной деятельности (рисунок).
В случае положительных показателей операциональной сферы, т. е. отсутствии явных противопоказаний к выполнению действия, человек является пригодным для деятельности (I и IV четверти).
В случае отрицательных показателей операциональной сферы, т. е. при наличии особенностей физиологического и психофизиологического строения, не позволяющих продуктивно осуществлять выбранную деятельность, человек является непригодным для выполнения деятельности (II и III четверти).
Пригодность — соответствие физиологических, психофизиологических качеств, состояния здоровья и физического развития человека профессиональной деятельности [1].
В своем исследовании автор придерживается позиции, что профессиональный отбор при поступлении на педагогический факультет исключил или, по крайней мере, существенно снизил возможность появления трудностей в обучении и дальнейшей деятельности по специальности, обусловленных неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик человека, коррекция которых невозможна или мало эффективна.
Оставшиеся четверти, содержащие пригодных к выполнению деятельности людей, отличаются эмоциональным отношением и мотивацион-ными установками на выполнение деятельности. Не секрет, что наличие пригодности к выполнению деятельности без соответствующих мотивов и установок вовсе не гарантирует качественное ее выполнение.
Для эффективной деятельности необходима пригодность в сочетании с направленностью на деятельность. Совокупность способностей личности и наличие установки на заинтересованное, творческое и добросовестное выполнение профес-
сиональных обязанностей является готовностью к деятельности.
В Толковом словаре русского языка представлены следующие значения понятия «готовность»:
• согласие сделать что-либо;
• состояние, при котором все сделано для выполнения какого-либо действия.
Другими словами, практический аспект профессионального становления целесообразно начинать с возможности и желания заниматься определенной деятельностью, т. е. готовности к деятельности.
Задачей обучения в вузе является, помимо развития профессионально важных качеств, формирование эмоционально положительного отношения, соответствующих профессиональной деятельности мотивов и установок, способствующих движению студентов по профессиональной линии в направлении профессионализма. Именно поэтому объектом данного исследования стала готовность к деятельности, которая в процессе работы по специальности преобразуется в компетентность и профессионализм.
Компетентность — наличие определенных личностных качеств, знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Профессионализм — комплекс свойств личности, теоретических знаний и практического опыта, обеспечивающий высокий уровень качества выполнения деятельности, приобретенный человеком в ходе образования и практической деятельности.
В процессе исследования, начатого в 2009 году на инженерно-педагогическом факультете МГАУ имени В.П. Горячкина, был проведен анализ особенностей педагогической деятельности. Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности обучающегося и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях [2]. Был составлен перечень компонентов, определенный исходя из не-
обходимых педагогу для успешной профессиональной деятельности способностей и качеств:
♦ мотивационный;
♦ конструктивный;
♦ коммуникативный;
♦ когнитивный;
♦ аутопсихологический;
♦ оценочно-рефлексивный.
В ходе проведения эмпирического исследования была выявлена неравномерность развития компонентов готовности к профессиональной деятельности студентов: уже к моменту поступления в вуз коммуникативный компонент имеет достаточную степень развития, а в реализации конструктивной и организаторской деятельности будущие педагоги испытывают сложности даже на последних курсах обучения.
Значение самоорганизации для эффективности выполнения конструктивного и организаторского компонентов педагогической деятельности очевидно: в основе способности к целенаправленному отбору материала, планированию теоретического занятия, выбору методов, средств занятия и способности организовывать продуктивное взаимодействие со студентами лежит высокий уровень самоорганизации, т. е. умение работать с информацией, организовывать собственные мыслительные процессы, мотивационную и эмоциональную сферы.
Существует большое количество исследовательских работ и практических методик, направленных на формирование и развитие учебной самоорганизации, поэтому следующим вопросом, привлекшим внимание автора, стал вопрос: обеспечивается ли формированием учебной самоорганизации формирование профессиональной самоорганизации педагога?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести соответствия между компонентами учебной и профессиональной (в частности, педагогической) деятельности.
Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению общественными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [3]. Функциональная часть структуры деятельности определяется ориентировочным, исполнительским и контрольно-оценочным звеньями.
Под учебной задачей понимают цель, заданную в определенной предметной области с конкретными условиями ее достижения, поэтому в учебной задаче выделяют цель и предмет (предмет — учебное содержание). Учебная задача решается учащимися путем выполнения учебных действий.
Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия контроля и оценки. Кон-
троль состоит в установлении соответствия последовательно выполняемых учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет обучающемуся, меняя операционный состав действий, выявить их связи с теми или иными особенностями условий задачи и свойствами полученного результата. Благодаря этому, контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.
Оценочный компонент в структуре учебной деятельности предполагает три звена:
• модель желаемого результата действия;
• процесс сличения этого образа и реального действия;
• принятие решения о продолжении или коррекции действия [3].
Представление компонентного состава данных видов деятельности демонстрирует наличие близких по содержанию компонентов: мотивационный и оценочный. Мотивация не только является одним из основных компонентов структурной организации учебной и педагогической деятельности, но и имеет практически тождественные параметры: виды (внешняя, внутренняя мотивация учебной и профессиональной деятельности), содержание (мотив познания, мотив аффилиации, мотив доминирования и т. п.). Механизм оценивания собственной учебной и профессиональной деятельности также имеет значительное сходство — сопоставление с ранее намеченными целями и планами для продолжения деятельности или внесения своевременной корректировки.
Значительное отличие содержится в определяющих структурных компонентах учебной и профессиональной деятельности: учебная и педагогическая задачи. Еще до анализа компонентов данных задач из определения становится понятно, что это принципиально разные виды деятельности, требующие сформированности разных видов личностных качеств, а именно: решение учебной задачи в большинстве своем сводится к испол-
Компонентный состав видов деятельности»
Учебная Педагогическая
Мотивация Мотивационный
Учебная задача: предметная область отношения, связывающие объекты требования задачи оператор задачи Педагогическая задача*: конструктивный коммуникативный когнитивный аутопсихологический
Контроль и оценка Оценочно-рефлексивный
* Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью [4].
нительской деятельности, отработке имеющихся навыков, полученных от педагога, и развивает такие качества и умения личности студентов, как собранность, внимательность, умение соблюдать заданный алгоритм действия. А решение педагогической задачи, в первую очередь, направлено на взаимодействие с обучающимися и развивает социальный интеллект личности. Таким образом, самоорганизация педагога является инструментом профессионального становления, позволяет ему выходить за пределы традиционных отработанных способов решения ситуации, не быть стесненным ошибками, обусловленными неумением выстраивать свою деятельность и взаимодействие со студентами.
Проанализировав данные категории и их компонентный состав, автор полагает, что хорошее развитие учебной самоорганизации, безусловно, способствует развитию профессиональной самоорганизации педагога, но эти понятия, несмотря на наличие близких структурных компонентов, вряд ли можно считать взаимозаменяющими в виду существенных отличий.
В случае значительных различий в сути и решении данных видов задач, что в процессе формирования и развития самоорганизации, необходимой для решения учебных и педагогических задач,
должны содержаться отличия, обусловленные сферой применения.
Соответственно, чтобы лучше подготовить к профессиональной деятельности будущих педагогов, которые смогут в реальной педагогической деятельности реализовать полученные в ходе обучения теоретические знания, целесообразно в программы подготовки ввести дисциплину, ориентированную на формирование способности самоорганизации и организации окружающего пространства. Эта дисциплина должна содержать большой объем практических заданий, моделирующих конкретные педагогические ситуации.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
2. Лысенко Е.Е., Нестерова О.С. Исследования представлений студентов инженерно-педагогического факультета о себе как субъекте профессионально-педагогической деятельности // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. — Вып. 4(43). — С. 68-71.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Изд-во МПСИ, 2010. — 448 с.
4. Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: дис. ... доктора психол. наук: 19.00.13. — Екатеринбург, 2001. — 314 с.
УДК 379.85
Т.Н. Ефремцева, канд. пед. наук Российская международная академия туризма
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
Индустрия туризма в России переживает сегодня период непростых изменений, они касаются не только переориентации на внутренний и въездной туризм, изменения геополитических и экономических условий, развития информационных технологий, но и пересмотра государственных образовательных стандартов по подготовке профессиональных кадров для работы в сфере туризма и гостеприимства.
Утвержденная недавно Правительством Российской Федерации «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» отмечает необходимость совершенствования современной системы профессионального туристского образования. В целях обеспечения качества туристского обслуживания продиктована необходимость«приведения подготовки кадров в соответствие современным требованиям ра-
ботодателей; большей ориентации образования на практику; разработки и внедрения профессиональных стандартов; повышения качества учебно-методических материалов; учета специфики организации туристской деятельности в регионах Российской Федерации при подготовке кадров» [1, с. 49-50].
Изменения, происходящие в высшей школе в последнее время, требуют изменений и новых подходов к содержанию профессиональной подготовки. Туристский вуз в современных условиях отличается новыми характеристиками: эффективный вуз (со всеми выполненными показателями мониторингов); реализующий ФГОС (полный цикл уже со следующего года); исповедующий современные технологии (электронный формат всего процесса обучения); статусный вуз (международный и государственный рейтинг, приглашен- 61