О.В. ВИНОГРАДОВА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ
АНИМАЦИИ
УДК 378:001.891
Рассматривается значение научно-исследовательской работы студентов туристского вуза как компонента подготовки в сфере фольклорно-этнографической анимации. Обосновывается вывод о целесообразности обеспечения личностного смысла научно-исследовательской работы, использования современных форм, методических приемов и средств для развития са.мостоятельной познавательной активности, навыков самостоятельного исследования и творческой деятельности у студентов. Ключевые слова: научно-исследовательская работа, фольююрно-этнографическая анимация, творческая деятельность, познавательная активность, самостоятельность, личностный смысл, творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки.
The article considers the importance of research work of tourism higher education institution students as a training component in the sphere of folklore and ethnographic animation. There are given reasons for the conclusion about the need of ensuring personal sense of research work, usage of modern forms, methodical tools and means for development of independent informative activity, as well as the skills of independent research and students ' creative activity.
Key words: research work, folklore and ethnographic animation, creath'e activity, informative activity, independence, personal sense, creath'e thinking, individual abilities, research skills.
Анализ научных исследований в фольклорно-этнографической сфере дает представление о новых технологиях возрождения и развития фольклора и этнографии средствами туризма и анимационной деятельности, о перспективах внедрения этнокультурного компонента в образовательный процесс туристских вузов.
Профессиональная подготовка специалиста по туризму включает не только усвоение знаний, навыков по технологии туризма, но и развитие творческих способностей, в частности посредством выполнения научно-исследовательской работы в сфере фольклорно-этногра-фической туристской анимации.
Научно-исследовательская работа как компонент подготовки студентов ту-
ристского вуза в сфере фольклорно-этнографической анимации максимально развивает творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки, научную интуицию, творческий подход к восприятию знаний и их практическое применение для решения организационных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов туристского вуза умение осуществлять самостоятельную познавательную деятельность и работать в коллективе. Такая научно-исследовательская работа в сфере фольклорно-этнографической анимации обеспечивает лучшие условия для приобретения студентами навыков самостоятельной творческой работы на основе учебной программы дополнительной профессиональной подготовки и
усвоения быстро растущего и обновляющегося информационного потока.
Все это говорит о необходимости обучения студентов туристского вуза проведению элементарной исследовательской работы в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации.
Педагогу в процессе научно-исследовательской работы следует отрабатывать со студентами методику педагогического поиска, чтобы каждый будущий специалист мог работать творчески, эффективно умел делать достоверные и практически значимые выводы, умел поставить и уточнить учебно-воспитательные задачи, четко определить методику своей работы.
Научно-исследовательская работа — это метод развития познавательной активности студентов, ставящий их перед необходимостью учиться работать творчески. Данный метод обучения определяет многие дидактические проблемы, связанные в первую очередь с необходимостью чаще брать в руки книгу, как метод сопоставления и проверки своих знаний в практических делах.
Основу научно-исследовательской работы студентов в сфере фольклорно-этнографической анимации составляет личная готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности, которая зависит от уровня доминирующей направленности личности к соответствующей деятельности.
Направленность личности студента выступает важнейшим интегративным показателем успешности научно-исследовательской работы в сфере
фольклорно-этнографической анимации. Направленность личности с ее ценностной ориентацией определяет совокупность стойких мотивов, которая в науке понимается как мотивация. Кроме мотивации, являющейся одним из необходимых условий активного включения обучаемых в познавательную деятельность, «необходимо, чтобы учащийся выполнял те познавательные действия, которые ведут к усвоению учебного материа-
ла, другими словами, необходимо, чтобы учащийся сам учился» 111. Речь идет о самостоятельной деятельности обучаемого, для выполнения которой педагог должен сформировать у него соответствующую направленность, что возможно при реализации принципа самообучения. А это, по сути, всецело зависит от сформированное™ у студента умения самоорганизации самостоятельной познавательной деятельности.
Анализ педагогической литературы позволяет выявить три качественно различных уровня развития способностей студентов к самоорганизации, которые следует учитывать при организации научно-исследовательской работы в сфере фольклорно-этнографической анимации.
Первый уровень — операционный, выражающийся в способности студентов к выполнению тех или иных операций в процессе научно-исследовательской работы. В целом этот уровень характеризуется несформированностью самоорганизации самостоятельной деятельности при невысокой личностной ответственности за результат.
Второй уровень — функциональный, предполагающий самоорганизацию отдельных видов самостоятельной работы студентов. Осуществление научно-исследовательской работы на этом уровне происходит при наличии непосредственных, внешних стимулов и мотивов: ожиданий и требований преподавателя.
Третий уровень — личностный, выражающийся в способности самоорганизации самостоятельной познавательной деятельности на основе принятия и реализации собственных решений. На этом уровне проявляются также сфор-мированность личности студентов, их нравственная готовность к выполнению научно-исследовательской работы в сфере фольклорно-этнографической анимации, ответственность.
Однако педагогический эффект от самостоятельной работы при формировании направленности личности на
научно-исследовательскую работу в сфере фольклорно-этнографической анимации возможен при творческом взаимодействии преподавателя и студента, конечной целью чего является выработка осознанных знаний, умений и навыков последнего, развитие его познавательной самостоятельности.
Отмечая сложность и многогранность процесса взаимодействия преподавателя и студента в системе самостоятельной работы, А.А. Леонтьев выделяет четыре условия, необходимыхдля осуществления высокого уровня акта взаимодействия: правильное планирование содержания самостоятельной работы; отбор средств, позволяющих раскрыть это содержание; быстрая и верная ориентация преподавателя в меняющейся обстановке при осуществлении самостоятельной работы; применение механизма обратной связи, обеспечивающего полное взаимодействие основных элементов системы «преподаватель — студент» [2].
На наш взгляд, именно в такой последовательности и следует воплощать указанные условия в научно-исследовательской работе. Поэтому первостепенной задачей становится проектирование содержания научно-исследовательской работы студентов в сфере фольклорно-этнографической анимации со стороны педагога. Для того чтобы научно-исследовательская работа студентов проходила не под давлением, а в результате их внутреннего побуждения, перед педагогом ставится задача в первую очередь развить мотив самостоятельной познавательной деятел ьноети.
Внутренний мотив рождается в результате проявления интереса или потребности в чем-либо. Поэтому, формируя направленность студентов на научно-исследовательскую работу в сфере фольклорно-этнографической анимации, преподавателю при максимальном содействии развитию индивидуальности необходимо в содержании работы отразить фундаментальные объекты фольклора и этнографии, придав им личност-
ные образовательные смыслы. Это позволит реализовать на практике идеи гуманистической педагогики, признающие ценность личности студента, его право на свободное развитие и проявление собствен ных творческих способностей.
Учет принципа свободы выбора при построении содержания научно-исследовательской работы в сфере фольклорно-этнографической анимации создаст благоприятные условия для развития индивидуальности и субъсктности личности студента. Иными словами, только при условии обеспечения личностного смысла научно-исследовательской работы студентов можно говорить о развитии творческой самостоятельности. Как известно, развитие творчества студента невозможно без предоставления ему определенных «степеней свободы». Такая позиция связана с тем, что «в структуру любого способа учебной работы входят по крайней мере два компонента: операциональный (система действий, обеспечивающая успешное решение учебных задач) и личностно-смысловой, или мотивационный (положительное личностное отношение студентов к системе действий, которое определяет использование се без жестких требований, напоминаний, контроля со стороны преподавателя)» [3].
Как показывает анализ литературных источников, в условиях традиционной системы обучения в вузах больший акцент делается прежде всего на формирование операционального компонента средствами решения учебного задания познавательного характера. Мотивационный компонент становится результатом стихийного зарождения, что не позволяет создавать условия для осознания студентом значимости научно-исследовательской работы в сфере фольклорно-этнографической туристской анимации как необходимого элемента собственного творческого развития.
По мнению П.И.Пидкасистого, необходимо создавать такие условия при организации научно-исследовательской рабо-
ты в сфере фольклорно-этнографической анимации, в которых студенты «на деле убедились в том, что их судьба как успешных специалистов в значительной степени зависит от их собственных усилий и решений» |4|. Причем, как следует из многочисленных исследований, необходимость в этихусловиях возникает до начала формирования операционального компонента.
Поскольку эффективность научно-исследовательской работы во многом определяется ее значимостью для студентов как субъектов педагогического взаимодействия, то следует полагать, что научно-исследовательская работа в сфере фольклорно-этнографической анимации с этих позиций обладает ценностным характером. Содержательная сторона направленности личности студента, характер отношения к научно-исследовательской работе в сфере фольклорно-этнографической анимации будет являться отражением ценностных ориентаций. Именно здесь закреплена система ценностных отношений к научно-исследовательской деятельности и к самому себе, выступающая основой направленности личности студента.
Так, Л.Г. Квитки на в своей работе отмечает, что органическое слияние научно-исследовательской работы с учебным процессом является одним из путей ее совершенствования, а также не менее важным условием развития разнообразных форм студенческого научного творчества, важную роль в пропаганде и развитии которых играют организационно-массовые мероприятия
(научные конференции, выставки, конкурсы на лучшую студенческую работу, олимпиады), которые проводятся на факультетском, вузовском, городском, республиканском уровнях [5].
В процессе подготовки и участия в научных конференциях студенты приобретают опыт написания докладов и сообщений, умение аргументировать свои научные взгляды, что способствует формированию умений и навыков работы в коллективе, закреплению коммуникативных навыков и развитию сотрудничества между преподавателями и студентами, а также проявлению большей самостоятельности и инициативы студентов. Олимпиады стимулируют творческое овладение современными научными знаниями, расширяют научный кругозор, способствуют овладению профессиональными навыками, методологией и методикой познания.
Таким образом, для развития творческой активности студентов в процессе дополнительной профессиональной подготовки в сфере фольклорно-этнографической анимации необходимо использовать современные формы, методические приемы и средства научно-исследовательской деятельности студентов. Это позволяет углубить анализ изучаемых проблем, максимально сблизить теорию с практикой, добиться от студентов творческого подхода к проблемам, привить им навыки самостоятельного исследования для успешного осуществления научно-исследовательской работы в сфере фольклорно-этнографической анимации в процессе обучения в туристском вузе.
ЛИТЕРАТУРА
У. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метек), пособие. М.: Высш. шк., 2003.
2. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности преподавателя. М.: Знание, 2010.
3. П/юцесс учения: контроль, диагностика,коррекция,оценка: учеб. пособие /под ред.
Е.Д. Божович. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999.
4. Пидкасистый П. И. Организация учебнопознавательной деятельности студентов: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Квиткина Л. Г. Научное творчество студентов. М.,2004.