УДК 378.14
Кузеванова Елена Валерьевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, аспирант очного обучения I курса^ [email protected]. Ишим
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Kuzevanova Elena Valeryevna
A senior teacher of the chair of foreign languages at Ershov Teachers Training Institute in Ishim, a postgraduate student of the first course, a postgraduate student of the first course, [email protected].
Ishim
FORMATION OF RESEARCH POSITION OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS
Современный специалист любого профиля должен владеть профессиональной мобильностью, способностью к самообразованию и саморазвитию в своей профессиональной деятельности, а также собственной исследовательской позицией. Главная цель сегодняшнего высшего профессионального образования — формирование разносторонней творческой личности, способной активно проводить исследования в профессиональной и социальной сфере и находить новые пути решения проблем.
В настоящее время наметилась важная тенденция повышения интереса к исследовательской деятельности, как в системе среднего общего образования, так и в системе высшего профессионального образования. Это обусловлено современными требованиями к качеству образования и, как следствие, определяет дальнейшее движение в направлении усиления методического сопровождения организации исследовательской деятельности с учетом уровней образования, содержания и форм организации учебного процесса. Актуальным на сегодняшний день также является акцентирование внимания на адекватном соотношении нормативной и творческой составляющей исследовательской деятельности как образовательной технологии и создания оптимальных образовательных условий для развития исследовательской позиции личности.
В работах A.C. Обухова [3], И.А. Романовской [4], А.М. Скотнико-вой [7], О,В. Козачковой [1], A.C. Савичева [5], A.A. Корженковой [2], A.B. Филькиной [8], Н.Б. Шумаковой [9] и др. исследовательская позиция рассматривается с различных точек зрения.
В нашем понимании исследовательская позиция представляет собой особую личностную установку на осуществление исследовательской деятельности, в основе которой лежит система специальных исследовательских готовностей, а именно мотивационно - волевой, когнитивной, операциональной и рефлексивной.
Мотивационно-волевая готовность требует необходимого уровня сформированности совокупности волевых качеств личности, а также становления отношения к исследовательской деятельности, как средству удовлетворения собственных и общественных потребностей.
Исследовательская деятельность представляет собой сложное волевое действие. Воля и целеустремленность формируется в процессе постоянного достижения цели и осуществления исследовательской деятельности. Воля и волевые качества являются важной предпосылкой успешного преодоления трудностей, поддержания высокой работоспособности, достижения необходимого уровня активности, в ходе которой происходит формирование процессов саморегуляции.
В процессе обучения в вузе у студентов формируются потребности к активной познавательной деятельности. Мотивационная потребность складывается из осознания ценности получаемых знаний для достижения жизненных целей и будущей профессиональной самореализации, а также осмысления социальных целей педагога.
Мотивационно-волевая готовность предполагает осознание своих потребностей, требований общества к осуществлению исследовательской деятельности и педагогической деятельности в целом; осознание целей, реализация которых приведёт к удовлетворению потребностей, как самой личности, так и общества; осмысление и оценку условий протекания предстоящей исследовательской деятельности; необходимый уровень сформированности волевых качеств личности. Всё это является необходимым условием формирования устойчивой исследовательской позиции студентов-бакалавров.
Формирование исследовательской позиции студентов также зависит от уровня соответствующих исследовательских знаний, которые определяют когнитивную готовность к исследовательской деятельности и представляют собой:
- общефилософские и общенаучные знания;
- знание результатов методологических исследований в области педагогики и будущей профессиональной деятельности,
- знание системы диагностических процедур, осуществляемых с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик, определения качественных и количественных параметров изучаемых объектов;
- знание и понимание логики и процедуры исследования (теоре тического обоснования проблемы, методики поведения констатирующего и преобразующего (формирующего) эксперимента);
- знание основ исследовательского прогнозирования: выявления и оформления элементов замысла и прогнозирования следующего этапа исследования;
- знание способов практического применения методов, обеспечивающих решение поставленных задач (совокупность методов составляет комп-
лексиую методику исследования, которая позволяет проверить и уточнить гипотезу), а также способов изучения передового исследовательского опыта;
- знание способов анализа, интерпретации и оформления результатов исследования.
Операциональная готовность к исследовательской деятельности определяется уровнем сформированных в процессе профессиональной подготовки исследовательских умений, которые являются совокупностью способностей совершения последовательных и логичных исследовательских действий с целью выявления, создания или открытия закономерностей определенного процесса или явления.
Операциональную готовность можно рассматривать как готовность непосредственно к деятельности. Так как функция часто понимается как деятельность, то операциональная готовность, следовательно, предполагает определенный уровень владение основными исследовательскими функциями: функцией диагностики, уточнения логики и процедуры исследования, прогнозирования результатов, практического преобразования, анализа, обобщения, апробации и изложения результатов исследования [6,с.22-23].
Таким образом, владение основными исследовательскими функциями лежит в основе операциональной готовности.
Необходимым компонентом в структуре исследовательской позиции является рефлексия, как познание и анализ явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственное мнение и действия со стороны).
Источником активизации рефлексивных процессов в ходе профессиональной подготовки студентов выступает система осознанных противоречий в исследовательской деятельности, именно поэтому необходимо создавать такие ситуации, которые актуализировали бы рефлексивную позицию, формировали положительное самовосприятие. стимулировали процессы самоутверждения.
Рефлексивную готовность - это система особых рефлексивных отношений и знаний студента:
- критичное отношение к себе как исследователю;
- открытость в осмыслении своих действий и самооценке;
- знание способов самоконтроля, саморегуляции и самоанализа;
- рассмотрение своей деятельности с точки зрения требуемого задачей результата;
- знание способов корректировки своей исследовательской деятельности.
Сформированная рефлексивная готовность дает возможность студенту в будущем самоутвердиться как личности и интегрироваться в педагогическом обществе, так как у него появляется уверенность в том, что он способен преодолеть препятствия личностного и духовного роста на пути достижения цели.
Говоря о формировании, нужно отметить частоту употребления данного понятия в научной литературе, и в то же время неоднозначность его трактовки. Проанализировав различные точки зрения на определение понятия «формирование» (В.В. Давыдова. Т.А. Ильиной, Ю. К. Бабанског-го, В. А. Сластенина, Н. А. Сорокина, С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, И. Ф. Харламова) мы формирование понимаем как целенаправленный процесс развития личности, в ходе которого происходит становления её установки на осуществление определенной деятельности.
Формирование исследовательской позиции понимается нами как целенаправленный процесс становления личностной установки, представляющей собой систему исследовательских готовностей, необходимых для эффективного осуществления исследовательской деятельности.
Формирование исследовательской позиции - это поэтапный процесс, поэтому в основе его мы выделяем следующие основные этапы:
• подготовительный,
• основной,
• завершающий.
На подготовительном этапе осуществляется:
- формирование у студентов мотивации, интереса к исследовательской деятельности;
- становление когнитивного ориентирования студентов в сфере исследовательской деятельности (когнитивной готовности);
- знакомство студентов с методами рефлексии и возможностями их практического применения;
- предварительное изучение преподавателем степени сформироваиности у студентов установки на осуществление исследовательской деятельности с применением таких методов, как наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, беседа.
На основном этапе происходит вовлечение студентов в практическую исследовательскую деятельность с применением специально разработанных преподавателем методов работы со студентами. Использование проектной технологии позволяет осуществить поэтапную организацию студенческой исследовательской деятельности, создать систему трудностей, преодоление которых способствует формированию волевых качеств студентов, возможности для применения способов самоконтроля, саморегуляции, самоанализа и корректировки своей исследовательской деятельности. Разработка в рамках различных дисциплин спецкурсов, направленных на получение основ исследовательской деятельности способствует эффективности формирование исследовательской позиции студентов педагогических вузов.
На завершающем этапе подводятся итоги проделанной работы, анализируются результаты, где важным является выявление практической, теоретической, познавательной значимости проделанной работы, осуществляется защита проектов. Результаты групповых или индивидуальных проектов могут быть представлены студентами как на практических занятиях,
так и на выступлениях в студенческом научном обществе, студенческих конференциях и т.д.
Для эффективного формирования исследовательской позиции на каждом из перечисленных этапов необходимо создание особой исследовательской среды, которую мы понимаем, как совокупность педагогических условий организации исследовательской деятельности студентов, направленной на формирование у них исследовательской позиции. Педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения и воспитания, определяющих эффективность, успешность формирования исследовательской позиции.
По нашему мнению, поэтапная организация исследовательской деятельности студентов с применением проектной методики, личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на развитие исследовательского интереса, профессионально-личностная готовность преподавателя к реализации условий формирования исследовательской позиции студентов, а также творческая направленность процесса формирования исследовательской позиции способствуют повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции студентов педагогического вуза.
Четкое планирование и организация студенческой исследовательской деятельности под руководством преподавателя с учётом его рекомендаций, а также рекомендаций ведущих специалистов в исследовательской области необходимы для выработки у будущих специалистов исследовательских умений и навыков. Важно также не забывать о том, что исследовательская деятельность студента должна носить индивидуальный, творческий характер, это способствует формированию собственной исследовательской позиции студента.
Библиографический список
1. Козачкова, О.В. Формирование исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки [Текст]: авто-реф. дисс, . ..канд.пед.наук / О.В. Козачкова. - Хабаровск , 2009. - 24 с.
2. Коржснкова, A.A. Развитие исследовательской позиции подростков в процессе исследовательской деятельности [Текст] / A.A. Корженкова // Научно-методический сборник «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» / под общ. ред. A.C. Обухова. — М.: Народное образование, 2005. - Режим доступа: http://www.redu.ru/cBo6ogHbiii.-3ara.c экрана.
3. Обухов, A.C. Исследовательская позиция личности [Текст] / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников. — 2006. - № 1. — С. 61-75.
4. Романовская, И.А. Формирование исследовательской позиции будущих учителей в процессе профессионально-педагоги ческой подготовки [Текст]: дисс. ...канд.пед.наук [Текст] /И.А. Романовская.-Астрахань, 2006. - 150 с.
5. Савичев, A.C. Проектно-исследовательская позиция или содержательная компетентность в естественнонаучном образовании [Текст] / А.С, Савичев !! Научно-методический сборник в двух томах «Исследовательская деятельность
учащихся: теория, методика, практика организации» / под общ. ред. A.C. Обухова.
- Т.1.: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся.
- М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. - Режим доступа; htt p://w ww. re du. г и/св обод ны й -За гл .с экрана.
6. Сальникова, Т.П. Исследовательская деятельность студентов [Текст]: учебное пособие / Т.П.Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. — С. 22 - 23.
7. Скотникова, А.М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции [Текст]: дисс. ... канд. пед.наук. [Текст] / А.М. Скотникова. - М., 2008.
8. Филькина, A.B. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции [Текст]: автореф. дисс. ...канд.пед.наук / A.B. Филькина-М., 2009. -30 с.
9. Шумакова, Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности [Текст] / Н.Б. Шумакова // Начальная школа: до и после. - 2006. - №10: — С. 3-10.
УДК 378.14
Кашлач Ирина Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, [email protected]. Ишим
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ
Kashlach Irina Fyodorovna
Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of algebra, geometry and methods of teaching mathematics department of the Ishim Ershov State Teachers’ Training Institute, [email protected]. Ishim
TRAINING THE FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS
FOR THE DEVELOPMENT OF THE LOGICAL MEMORY OF
THE STUDENTS
Изменения, происходящие в последние десятилетия в нашем обществе, не могли не повлиять на систему образования, перспективы развития которой определены национальной законодательной инициативой «Наша новая школа».
Это требует наполнения новым содержанием самих функций школы, а следовательно, и функций учителя нового типа. Задача современного образования заключается не столько в передаче обучаемому определенного объема знаний, умений, навыков, сколько в формировании таких качеств личности, которые позволяют ей активно развивать свои способности, самоопределяться в жизни, самостоятельно решать самые разнообразные познавательные задачи, действуя в нестандартных ситуациях.
В связи с этим, интерес к вопросам развития способностей детей особенно возрос, что связано с основными тенденциями развития образования на современном этапе, которые можно охарактеризовать как все боль-