Научная статья на тему 'К вопросу о соответствии профессиональных компетенций бакалавров туризма компонентам готовности к профессиональной деятельности'

К вопросу о соответствии профессиональных компетенций бакалавров туризма компонентам готовности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВРЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыгарева Н. Б.

В статье рассматриваются некоторые аспекты соотношения профессиональных компетенций бакалавров туризма согласно стандартами ФГОС ВО с компонентами личностной готовности к профессиональной деятельности. Раскрываются понятия «личностная готовность к профессиональной деятельности», анализируется компоненты структуры «готовность к профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соответствии профессиональных компетенций бакалавров туризма компонентам готовности к профессиональной деятельности»

изучении дисциплин «Управление затратами» и «Информационные технологии в управлении фирмой». Кроме того интегрированные подходы к проведению занятий по смежным дисциплинам могут способствовать более качественному и системному освоению учебного материала, что несомненно найдет отражение при написании выпускной квалификационной работы (диплома).

Использование на занятиях новых информационных технологий при преподавании ряда дисциплин способствует повышению достижения компетентностного подхода к образованию студентов, которые смогут стать специалистами, способными успешно применять полученные в процессе обучения опыт, знания, умения и навыки при решении профессиональных задач.

© Кошкина Г.В., Никольская В.А., 2016

УДК 378.14.015.62

Н.Б.Лыгарева

старший преподаватель Уральский государственный лесотехнический университет Г. Екатеринбург, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О СООТВЕТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА КОМПОНЕНТАМ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты соотношения профессиональных компетенций бакалавров туризма согласно стандартами ФГОС ВО с компонентами личностной готовности к профессиональной деятельности. Раскрываются понятия «личностная готовность к профессиональной деятельности», анализируется компоненты структуры «готовность к профессиональной деятельности».

Ключевые слова Профессиональные компетенции, компоненты готовности, профессиональная деятельность, бакалавры туризма.

В условиях модернизации российского образования особое значение приобретает построение эффективной и объективной мониторинга системы оценки результатов обучения состоящей из контроля, оценки и проверки приобретенных знаний и умений как составной части формируемых компетенций.

Профессиональные компетенции являются неотъемлемой частью любого образовательного стандарта и отражают основные требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений в разных видах профессиональной деятельности: проектной, организационно-управленческой, сервисной, научно-исследовательской производственно-технологической. Данные виды профессиональной деятельности напрямую связаны с формированием не только профессиональных, но и общепрофессиональных компетенций бакалавров туризма, которые появились в ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02. «Туризм» [4]. Итогом формирования всех общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций должно быть состояние личностной готовности к профессиональной деятельности.

На данный момент принято выделять несколько подходов к определению термина «личностная готовность к профессиональной деятельности». Данный термин был раскрыт в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, которые предлагали рассматривать готовность как совокупность тех способностей, качеств и свойств личности, которые предполагают осознание одновременно и личностной, и общей значимости деятельности [3]. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандибович определили готовность к профессиональной деятельности как сложное образование, включающее в себя адекватные требованиям профессии черты характера и темперамента; набор необходимых для осуществления профессиональной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

деятельности способностей и знаний, умений и навыков; устойчивую систему мотивов и устремлений; профессионально важные психофизиологические особенности [2].

В зависимости от содержания термина «личностная готовность к профессиональной деятельности» некоторые авторы по-разному определяют ее структуру. Так, по мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие компоненты: мотивационный (отношение, интерес к предмету, а также другие устойчивые мотивы); ориентационный (знания и представления об особенностях будущей специальности);операционный (знания, умения, навыки, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения);волевой (самоконтроль, умение управлять собственными действиями);оценочный (самооценка своей подготовленности) [2].

А.А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты. Большинство исследователей выделяют в структуре готовности к профессиональной деятельности мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивный, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческий, коммуникативный и другие компоненты [1]. Проанализировав мнения различных авторов на наш взгляд следует выделить следующие компоненты личностной готовности к профессиональной деятельности: когнитивный, рефлексивный, личностный, мотивационный и коммуникативный.

На основе анализа содержания и структуры термина «личностная готовность к профессиональной деятельности», считаем необходимым рассмотреть соответствие профессиональных компетенций компонентам «личностной готовности к профессиональной деятельности» бакалавров туризма.

Таблица 1

Соответствие профессиональных компетенций компонентам «личностной готовности к профессиональной деятельности» бакалавров туризма

№ Компонент Профессиональные и общепрофессиональные компетенции

1 когнитивный владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов в туризме (ПК-1); способность рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, турпродукта в соответствии с требованием потребителя и(или) туриста, обосновать управленческое решение (ПК-5); способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туриндустрии (ПК-14);

2 рефлексивный способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данных, необходимых для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2); способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности (ПК-6); способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-7);

3 личностный способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-4);

4 мотивационный готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-3); готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-8); готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и(или) туристов (ПК-9); готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-10);

5 коммуникатив ный способность к общению с потребителями турпродукта, обеспечение процесса обслуживания с учетом требований потребителя и(или) туриста (ПК-13);

Определенное количество компетенций включают в себя знания теории различных учебных дисциплин, а именно: ПК-1, ПК-5, ПК-14, [4]. Очевидно, что данные компетенции соответствуют когнитивному компоненту готовности. Некоторые компетенции, базируясь на знании учебных дисциплин,

включают в себя использование, анализ и интерпретацию материала, что относится к рефлексивной деятельности человека. К таким можно отнести ПК-2, ПК-6, ПК-7, [4]. Данные компетенции логично отнести к рефлексивному компоненту готовности.

Анализ компетенции как ПК-4, позволяет выделить такие характеристики личности как самостоятельность, ответственность, толерантность, организованность. Воспитание этих качеств включает в себя личностный компонент готовности к профессиональной деятельности [4]. Содержание компетенций ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, находит свое отражение в мотивационном компоненте [4]. Именно они по мнению автора, являются существенными характеристиками понятия готовность, так как оно подразумевает заинтересованность специалиста в выполнении своей профессиональной деятельности, наличие внешних и внутренних условий, мотивов, побуждающих к деятельности. Учитывая, что сервисная деятельность является важной составляющей в деятельности бакалавра туризма, ПК-13 имеет очевидную коммуникативную направленность, поэтому коммуникативный компонент, безусловно выступает необходимым элементом готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содержание профессиональных компетенций бакалавров туризма соответствует компонентам личностной готовности к профессиональной деятельности (когнитивному, рефлексивному, мотивационному, личностному и коммуникативному).

Таким образом, подготовка бакалавров по туризму к профессиональной деятельности будет зависеть от развития всех компонентов структуры готовности к профессиональной деятельности через овладение профессиональными компетенциями.

Список использованной литературы

1.Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383с.

3.Ковалев А. Г. Психология личности. — 3-тье изд. — М., 1970-391 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1463 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф (Дата обращения 11.10.2016 г.)

© Лыгарева Н.Б., 2016

УДК 378

Н.А. Макарова

к.п.н., доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омский государственный педагогический университет

г. Омск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ К ЗДРОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности дистанционной поддержки обучения при подготовке будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности в школе. Приведены некоторые результаты педагогического эксперимента по использованию дистанционных технологий для реализации магистерской программы «Химическое образование».

Ключевые слова

здоровьесбережение, здоровьесберегающая деятельность, дистанционные образовательные

технологии, образовательный портал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.