Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЬНОГО ЦИКЛА'

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЬНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Н.В., Усынина Т.П.

Статья посвящена проблеме формирования конфликтологическй компетентности будущих клинических психологов. Раскрыто понятие и структура конфликтологической компетентности. Представлены задачи и методы формирования конфликтологической компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Н.В., Усынина Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY- BASED DISCIPLINES OBSERVATSIONNOE CYCLE

The article is devoted the problem of forming competence of future conflictologies clinical psychologists. Explain the concept and structure of conflictological competence. Presents the objectives and methods of formation of conflictological competence of students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЬНОГО ЦИКЛА»

мероприятиях (конкурсах, фестивалях и т.п.) на республиканском, всероссийском и международном уровнях путем социальной и материальной мотивации.

4. Разработать систему мотиваций для того, чтобы повысить желание большего количества преподавателей заниматься научной деятельностью и увеличить публикацию статей на региональном, республиканском и международном уровнях.

Выполнение данных рекомендаций будет способствовать профессиональному развитию преподавателей. И поможет усовершенствовать систему непрерывного образования педагогических кадров Елабужского колледжа культуры и искусств.

Использованные источники:

1. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".

3. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ - 2009. - № 7. - С. 106-109.

Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Усынина Т.П., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА БАЗЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЬНОГО ЦИКЛА Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования конфликтологическй компетентности будущих клинических психологов. Раскрыто понятие и структура конфликтологической компетентности. Представлены задачи и методы формирования конфликтологической компетентности студентов.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, студенты факультета клинической психологии, методы формирования конфликтологической компетентности.

Stepanova N. V., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology

Orenburg state medical University Russia, Orenburg

THE POSSIBILITY OF FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY- BASED DISCIPLINES OBSERVATSIONNOE CYCLE

Abstract. The article is devoted the problem of forming competence of future conflictologies clinical psychologists. Explain the concept and structure of conflictological competence. Presents the objectives and methods of formation of conflictological competence of students.

Keywords: conflictological competence, students of the faculty of clinical psychology, methods of formation of conflictological competence.

Профессия клинический психолог относится к типу «человек -человек», что обусловливает её специфику: постоянное общение с другими людьми. Объектами профессиональной деятельности специалистов данной профессии являются люди с трудностями адаптации и самореализации, связанными с их физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием. Среди задач профессиональной деятельности - эффективное взаимодействие с пациентами (клиентами), медицинским персоналом и заказчиками услуг с учётом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия. Базовый учебный план специальности «Клиническая психология» не предполагает изучения дисциплины «Конфликтология», поэтому формирование конфликтологической компетентности студентов осуществляется на базе дисциплин общепрофессионального цикла (социальная психология, дифференциальная психология, организационная психология, психология управления), а также в рамках элективного курса «Основы конфликтологии».

По мнению специалистов, конфликт - одно из естественных состояний человеческих отношений, проявление всеобщего закона диалектического развития - единства и борьбы противоположностей. Учёные отмечают, что до 80% межличностных конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей, либо не знает о закономерностях возникновения конфликтов, либо не придаёт им значения. Конфликты часто приводят к эмоциональному напряжению, несут угрозу разрушения отношений, становятся причиной стрессов, снижают эффективность деятельности.

Под конфликтологической компетентностью понимают уровень развития диапазона возможных стратегий поведения в конфликте, умение

реализовывать эти стратегии в реальных ситуациях с учётом возможного изменения условий и самих действующих сторон конфликта [5].

Конфликтологическая компетентность включает в себя понимание природы противоречий и конфликтов между людьми, формирование конструктивного отношения к конфликтам, обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях, умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации, наличие навыков управления конфликтными явлениями, умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов, умение предвидеть возможные последствия конфликтов, умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты, навыки в устранении негативных последствий конфликтов [1].

Леонов Н.И. справедливо отмечает, что основной акцент по успешности разрешения конфликта переносится на личность, её адаптивные возможности и ресурсы. Речь идет о переходе с субъект-объектных форм общения на субъект-субъектные, где каждый участник ситуации является субъектом деятельности и ответственен за всё, что происходит с ним в данный момент

[4].

Структура конфликтологической компетентности включает в себя следующие блоки: 1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность - аксиологический компонент; 2) содержательный блок (знания) -информационный компонент; 3) операциональный блок (умения) -операциональный компонент [2].

Формирование конфликтологической компетентности студентов предполагает вооружение их знаниями о сущности и основных характеристиках конфликтов (структура, динамика, функции, типология, причины, стратегии поведения в конфликте); формирование умений применять знания на практике (умение анализировать конфликтную ситуацию, определять тип конфликта, устанавливать его причины, регулировать эмоциональные состояния, выбирать наиболее эффективный стиль поведения в конфликте); формирование навыков конструктивного поведения в конфликте, ведения переговоров, предупреждения и управления конфликтами; формирование навыков посреднической деятельности в конфликтах.

Конфликтологическая компетентность формируется с использованием традиционных и активных методов обучения (метод интроспекции, анализ конкретных ситуаций, игровые методы, тематические дискуссии, тренинг). Наряду с этим считается важной практика в слушании, решении проблем, совершенствовании речи и критическом мышлении.

Метод интроспекции позволяет поставить себя на место другого человека, посмотреть на происходящее глазами своего оппонента, расширить границы происходящих событий.

Игру можно рассматривать как механизм и конструкцию для разрешения конфликтов. В ходе игры студенты приобретают навыки

построения своих отношений с другими людьми, учатся отстаивать свое мнение, искать выход из конфликтной ситуации. Игра позволяет смоделировать жизненные ситуации, посмотреть на них со стороны, осмыслить и проанализировать свое поведение. В игре происходит закрепление позитивных эмоциональных состояний, которые, переносясь в ситуацию конфликта, смогут служить внутренней самопомощью, нейтрализовать негативные эмоции в конфликте. При включении в игровую деятельность происходит раскрытие отдельных личностных качеств, что позволяет определить уровень конфликтности, реализовывать содержание необходимых конфликтологических знаний и навыков, целенаправленно формировать конфликтологическую компетентность.

Метод дискуссий дополняет игровые методы, имеет направленность на выявление разносторонних характеристик проблем конфликтного взаимодействия с разных точек зрения. Вступая в дискуссию и будучи вовлеченным в активное решение общей проблемы, студенты получают возможность повысить самооценку через осознание собственной значимости, причастности к решению общей проблемы, а также укрепить свою активную жизненную позицию, необходимую для успешного решения проблем, связанных с конфликтами.

Эффективным методом формирования навыков конструктивного поведения в конфликтах является групповой тренинг. Тренинг может быть направлен на повышение как коммуникативной, так и конфликтологической компетентности. Он способствуют развитию эмпатии и умения слушать, формированию умений анализировать конфликт, управлять своими эмоциями, вести переговоры. Н.Н.Васильев называет три возможности для обучения эффективному поведению в конфликте с помощью тренинга: рефлексия конфликтов и конфронтаций, возникающих в тренинговой группе; использование ситуационных игр; рефлексия реально происшедших конфликтов [3].

Таким образом, конфликтологическая компетентность является частью профессиональной компетентности будущих клинических психологов. Формирование конфликтологической компетентности студентов-психологов осуществляется на дисциплинах общепрофессионального цикла с помощью методов активного обучения: метода интроспекции, анализа конкретных ситуаций, игровых методов, тематических дискуссий, тренинга.

Использованные источники:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я Анцупов, А.И. Шипилов. СПб., Питер, 2007.

2. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... доктора пед. наук / Г.С. Бережная. Калининград, 2009.

3. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. СПб.: Речь, 2002. 174с.

4. Леонов, Н. И. Конфликтология / Н.И. Леонов. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

5. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. М.: Академия, 2007.

Сырчина А.С. ассистент

кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной

коммуникации естественнонаучных направлений Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ КОРПУСНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПРИ ПЕРЕВОДЕ CORPUS LINGUISTICS AND CORPUS-BASED APPROACHES IN

TRANSLATION

АННОТАЦИЯ: Целью данной статьи является определение и выявление методов корпусной лингвистики, а также практическое использование программы Word List Creator и AntConc при переводе. В статье рассмотрены такие понятия, как лингвистический корпус (совокупность текстов, собранных в соответствии с определёнными принципами, размеченных по определённому стандарту и обеспеченных специализированной поисковой системой) и корпусная лингвистика (раздел языкознания, занимающийся разработкой, созданием и использованием текстовых корпусов).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпусная лингвистика, лингвистический корпус, перевод, корпусный подход, конкорданс

The purposes of this article are identification and detection of corpus-based approaches and practical use of the program Word List Creator and AntConc translation. The article considers such notions as linguistic corpus (systematic collection of naturally occurring texts providing specialized search system) and corpus linguistics (branch of linguistics dealing with eleboration, development and use of text corpora)

KEY WORDS: corpus linguistics, corpus-based approach, linguistic corpus, translation, corpus-based approach, concordance

Корпусная лингвистика - это относительно молодое и активно развивающееся направление в рамках компьютерной лингвистики.

Корпусная лингвистика - это раздел прикладной лингвистики, занимающийся разработкой общих принципов построения и использованием лингвистических корпусов (linguistic corpus/text corpus). Это относительно молодое и активно развивающееся направление, тесно связанное с компьютерной лингвистикой. Она рассматривает текстовые массивы как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.