УДК 378.14
DOI 10.34823/SGZ.2022.4.518847
И.М. ЗИНОВА кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Бирского филиала Башкирского государственного университета E-mail: [email protected]
С.Н. КРАСНОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Бирского филиала Башкирского государственного университета E-mail: [email protected]
К вопросу о конфликтологической компетентности социальных работников
В предлагаемой статье рассматривается проблема конфликтологической компетентности социальных работников, представлен обзор взглядов отечественных ученых по данной проблеме, раскрывается сущность понятия «конфликтологическая компетентность», рассматривается ее структура и компоненты. Представлен авторский взгляд на структуру конфликтологической компетентности социального работника, предлагается модель ее развития в процессе подготовки студентов по направлению «Социальная работа».
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, структура конфликтологической компетентности, конфликтологическая готовность, модель формирования конфликтологической компетентности социального работника.
Современное общество характеризуется ростом социальной напряженности и конфликтогенных ситуаций, обострением противоречий на личностном, групповом и социальном уровнях функционирования человека.
В данных условиях все более актуальным становится формирование конфликтологических компетенций у представителей гуманитарных профессий, позволяющих предупреждать и эффективно разрешать конфликтные ситуации в социальном пространстве.
Высокую значимость конфликтологической компетентности специалистов в области социальной работы трудно переоценить, поскольку их профессиональная деятельность непосредственно направлена на оказание содействия людям в повышении способности социального функционирования и максимально возможной успешной интеграции в общество путем эффективного разрешения различного рода проблем, противоречий и конфликтов.
В пространстве социальной работы можно обозначить три сферы, в которых возникают конфликты и необходимость работы с ними, это: трудовой коллектив социальной службы, сфера взаимодействия с клиентами в процессе работы с ними и личное (семейное, профессиональное) пространство получателя социальных услуг.
Таким образом, важнейшим условием успешного профессионального взаимодействия социального работника с различными участниками социального пространства является его конфликтологическая компетентность.
Конфликтологическая компетентность рассматривается как основа становления профессионализма во всех сферах деятельности, как важнейшая составляющая профессиональной и общекультурной компетентности (С.А. Володина, Н.В. Самосонова, Е.В. Трушина и др.).
Понятия «конфликтологическая культура», «конфликтологическая компетентность» рассматриваются в работах С.В. Баныкиной, Г.М. Болтунова, С.А. Володиной, Е.Е. Ефимовой, В.Г. Зазыкина, Д.В. Ивченко, 3.3. Дринки, А.М. Митя-евой, М.М. Кашапова, Н.В. Куклевой, Н.И. Леонова, Л.А. Петровской, Н.В. Самсоновой, Б.И. Хасана, Л.Н. Цоя, Т.Н. Черняевой, О.И. Щербаковой и др.
Обзор теоретических и прикладных исследований, посвященных проблеме конфликтов в сфере социальной работы и формированию конфликтологической готовности будущих социальных работников, указывает на их явную недостаточность. К таким немногочисленным работам можно отнести работы М.Б. Алпысбаевой, М.В. Вдовиной, Т.П. Востриковой, Е.А. Мироновой, Ж.А. Кармановой, Р.И. Мокшанцева, О.А. Шадеркиной и др.
Остановимся на рассмотрении содержания понятия «конфликтологическая компетентность».
Необходимо отметить, что само понятие «компетентность» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Разработкой данного понятия занимались Г.И. Ибрагимов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, A.M. Новиков, Г.К. Селевко и другие. Резюмирую определения данных авторов, можно заключить, что компетентность -это совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, качеств личности, а также индивидуально-личностный опыт социально-профессиональной жизни, отражающие готовность и способность к самостоятельной деятельности, решению профессиональных и жизненных задач на высоком уровне успешности.
Что касается понятия «конфликтологическая компетентность», то в настоящее время в литературе нет его единого определения, до конца не определена его структура и составляющие.
Для обозначения способности управлять конфликтными ситуациями исследователи в психологической литературе используют близкие по содержанию понятия: «конфликтная компетентность» (Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, М.М. Каша-пов и др.) и «конфликтологическая компетентность» (Н.И. Леонов, В.Г. Зазыкин, Б.И. Хасан, Л.Н. Цой и др.).
Понятие «конфликтная компетентность» введено Л.А. Петровской и обозначает компетентность человека в конфликтной ситуации, включающую компетентность в собственном «Я» (Я-компетентность), компетентность в потенциале других участников и ситуационную компетентность [15].
В работах М.М. Кашапова, Б.И. Хасан и П.А. Сергоманова отмечается, что конфликтная компетентность - это неотъемлемая составная часть общей коммуникативной компетентности, служащей основой конфликтологической компетентности, а конфликтологическая компетентность, в свою очередь, предполагает наличие комплекса специальных знаний о конфликте и умений с ним работать [10; 17; 18].
По мнению А.М. Митяевой следует различать понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста». Конфликтологическая компетентность личности заключается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать
социальные конфликты, а конфликтологическая компетентность будущего специалиста предполагает усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний и реализацию профессиональных функций в условиях профессионального конфликта [13].
В современных исследованиях продолжается теоретический анализ и осмысление категории «конфликтологическая компетентность». До сих пор нет однозначного ответа, на то чем является конфликтологическая компетентность: готовностью, способностью, свойством, совокупностью знаний, умений и навыков или качеств личности.
Давая определение конфликтологической компетентности, исследователи включают в него:
- комплекс знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия в конфликте (А.А. Кузина, Г.В. Чекмарева);
- умение личности (социальной группы, движения) снизить риск протекания конфликтной ситуации в негативной форме и перевести ее в конструктивное русло (А.Б. Немкова, Л.Р. Камалова, С.В. Романов, Б.И. Хасан, Л.Н. Цой);
- способность осуществлять эффективную коммуникацию в конфликте (Б.И. Хасан, Л.Н. Цой, А.Б. Немкова, Л.Р. Камалова, С.В. Романов);
- владение рядом конфликтологических компетенций в сфере диагностики, прогнозирования, целеполагания, активизации стратегий предотвращения и разрешения конфликта (Г.С. Бережная, А.К. Бисембаева, Н.В. Сиврикова);
- готовность решать конфликтологические задачи и исполнять трудовые обязанности в условиях конфликта в профессиональной деятельности (Д.И. Ивченко, Н.В. Самсонова);
- способность и готовность осуществлять деятельность по профилактике и урегулированию конфликта, при необходимости осуществлять функции медиатора (А.Б. Немкова, Л.Р. Камалова, А.М. Митяева, Р.С. Романов);
- совокупность личностных свойств (качеств) профессионала, определяющих его конфликтологическую готовность и способствующую формированию конфликтологических компетенций и использованию их на практике (В.Г. Макаренко, Е.М. Сгонникова, А.П. Теплоухов, Т.Р. Саралиева, О.В. Щербакова).
Близким к уже рассмотренным нами понятиям является «конфликтологическая готовность» (Т.В. Белова, Г.С. Бережная, А.К. Бисембаева, Г.М. Болтунова, З.З. Дринка,
Н.В. Кузьмина, Б.И. Хасан и др.). Под конфликтологической готовностью понимают: вид профессиональной готовности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде, к решению профессиональных конфликтологических задач (Г.С. Бережная, А.К. Бисембаева, З.З. Дринка, Б.И. Хасан) [2; 3,4; 7; 17]; теоретическую, психологическую и практическую готовность к разрешению конфликтов (Т.В. Белова, Г.М. Болтунова) [5]; комплекс свойств, обеспечивающих личности успешное исполнение профессиональных функций (Н.В. Кузьмина) [12].
Применительно к данному исследованию, конфликтологическая компетентность социального работника рассматривается нами как интегративное образование, включающее в себя конфликтологические знания, умения и свойства личности, определяющие его готовность и способность успешно выполнять трудовые функции, эффективно взаимодействуя со всеми участниками социального пространства в условиях конфликтогенной среды, обеспечивая высокое качество оказания социальных услуг.
При выделении структурных компонентов конфликтологической компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, О.И. Денисов, А.А.Кузина, Р.И. Мокшанцев, Л.А. Петровская и др.).
Так, А.А. Кузина в структуре конфликтологической компетентности выделяет три компонента:
1) информационно-ценностный (конфликтологические знания, владение базовыми технологиями разрешения конфликта и принятие их значимости для деятельности);
2) интегративно-деятельностный компонент (навыки выстраивания эффективных взаимоотношений с конфликтующими сторонами);
3) мотивационный (мотивация сотрудничества, на ведение переговоров, предрасположенность к эффективному взаимодействию) [11].
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют блоки конфликтологической готовности - мотивационно-ценностный (конструктивное отношение к конфликтам), когнитивный (понимание природы конфликта) и операционно-исполнительный (навыки неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение их оценивать и объяснять; навыки управления конфликтами, умение перевести их в конструктивное русло; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты, устранять их негативные последствия) [1, с.15].
О.И. Денисов в своих работах выделяет шесть компонентов конфликтологической компетентности, позволяющих определить содержание процесса формирования конфликтологической готовности: гностический, проектировочный, регулятивный (конструктивный), коммуникативный, рефлексивно-статусный компонент и нормативный компоненты [6].
Н.А. Соколова, А.К. Бисембаева, опираясь на модель коммуникативной компетентности, предложенную И.М. Зимней, выделили мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный (поведенческий) компоненты конфликтологичесой компетентности [16].
Р.И. Мокшанцев представляет конфликтологическую компетентность социального работника в виде интегративного свойства, в состав которого входят: 1) ценностные и мировоззренческие установки, направленные на гармонизацию отношений, сотрудничество, диалог, толерантность, терпимое отношение к другой точке зрения, к другому мнению, творчество и самообразование; 2) система знаний о конфликте, способах взаимодействия, стратегиях поведения в конфликте и способах их разрешения; 3) способности реализации диалоговых моделей взаимодействия в конфликте для конструктивного разрешения конфликта на основе сотрудничества; 4) умения и навыки взаимодействия в конфликте на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания [14].
Г.С. Бережная, Е.Е. Ефимова, Д.В. Ивченко предлагают трехкомпонентную структуру конфликтологической компетентности: содержательный компонент (система научных знаний о конфликте), деятельностный компонент (необходимые умения и навыки поведения в конфликте, стратегии и технологии разрешения, управления конфликтом), личностный компонент (рефлексия, эмпатия, гибкость поведения, эмоциональная устойчивость, ценностные ориентации и т.д.) [2; 8; 9].
Опираясь на анализ вышеуказанных работ и собственные взгляды на понимание данной проблемы, мы разработали свою структуру конфликтологической компетентности социального работника, включающую пять основных компонентов (см. таблицу 1).
В совокупности данных составляющих, конфликтологическая компетентность обеспечивает конструктивное функционирование профессиональной деятельности и позволяет
выполнять трудовые функции в ситуациях прогнозируемого или реального конфликта с субъектами социального пространства.
Таблица 1
Структура конфликтологической компетентности социального работника
Компонент компетентности Содержание компонента
Гностический (когнитивный) компонент Включает в себя совокупность научных знаний в области конфликтологии, психологии, профессионально-этических норм деятельности социального работника. Это знания: - о сущности конфликта, его функциях, причинах, структуре и динамике развития; - о специфике и видах конфликтов, возникающих в пространстве социальной работы; - о методах и способах управления конфликтом, включая его прогнозирование, предупреждение и разрешение; - о психологических особенностях личности, ее состояниях и поведении в конфликтной ситуации; - о возрастных и специфических особенностях психологии различных категорий граждан, являющихся потенциальными получателями социальных услуг; - о нормативных и морально-нравственных регуляторах поведения в ситуации конфликта, о корпоративной и профессиональной этике социального работника.
Ценностно-мотивационный Включает в себя ценностные и мотивацион-ные установки: - на восприятие конструктивных функций конфликта, позволяющих обнаружить проблемы и противоречия, лежащие в его основе, и, следовательно, разрешить их; - на гармонизацию отношений с людьми, стремление к сотрудничеству и диалогу, толерантное и терпимое отношение к другим точкам зрения;
Компонент компетентности Содержание компонента
- на осознанное восприятие и понимание личности партнера (оппонента), эмпати-ческое и уважительное отношение к ней, стремление к безусловному и безооце-ночному принятию; - на использование эффективных методов и стратегий разрешения конфликта исходя из конкретной ситуации; - на соблюдение профессионально-этических норм в конфликтных ситуациях; - на постоянное повышение своей конфликтологической компетентности, стремление к саморазвитию и самообразованию.
Проектиро-вочно-прогно-стический компонент Содержит прогностические и проектировочные умения и навыки: - умение прогнозировать возможности возникновения конфликта с целью его предотвращения на стадии возникающих противоречий; - умение осуществлять оптимальный выбор конфликтной стратегии на основе анализа конфликтной ситуации и психологических особенностей оппонентов; - навыки проектирования деятельности по управлению конфликтом, подбор наиболее эффективных форм, методов и средств управления; - навыки моделирования бесконфликтного поведения в проблемных, противоречивых ситуациях; - умение предвосхищать действия оппонентов, их поведение, используемые ими методы и стратегии конфликтного противоборства.
Операционно-де- ятельностный (поведенческий) Включает в себя владение навыками, умениями и способностями: - применения различных методов и технологий управления конфликтами (диагностики, профилактики и разрешения конфликтов); - организации и проведения переговоров, посредничества, медиации; - выстраивания гуманистических взаимоотношений с партнером общения на основе
Компонент компетентности Содержание компонента
эмпатии, толерантности, доброжелательного и уважительного отношения к нему; - эффективной коммуникации в конфликтной ситуации, включая навыки рефлексивного и нерефлексивное слушания, умения в ясной, точной и корректной форме выражать свое мнение, точку зрения, позицию и др.; - наблюдения и оценивания личностных особенностей, эмоциональных состояний и поведения участников конфликта; - выбора эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, учитывая индивидуально-психологические особенности и психические состояния оппонентов; - управления собственными эмоциональными состояниями (гневом, обидой); - оказания влияния на оппонента, противоборствующие стороны (на их отношения, цели, мотивы конфликтного поведения, мотивирования на конструктивное разрешение конфликта; - соблюдения профессионально-этических норм в конфликтных ситуациях.
Рефлексивно- оценочный компонент Включает в себя умения и способности рефлексивной культуры: - умения осуществлять самоанализ и самооценку своих знаний, умений и качеств личности с точки зрения конфликтологической компетентности; - мониторинг собственного поведения, проявления эмоциональных реакций в той или иной ситуации общения; - способность организовывать процесс самопознания и оценку своего профессионального развития.
В нашей стране накоплен достаточно богатый научный и методический опыт по формированию конфликтологической компетентности будущего профессионала в высшем учебном заведении.
Формированию конфликтологической культуры в рамках вузовского обучения посвящены работы Д.Ф. Ильясова,
A.М. Митяевой, А.И. Кротова, Н.В. Самсоновой, А.М. Тата-ринцевой, Т.Н. Черняевой, О.И. Щербаковой, Н.У. Ярычева и других. Разрабатываются различные модели и технологии формирования конфликтологической компетентности у будущих педагогов, преподавателей (М.Б. Алпысбаева,
B.В. Базелюк, Г.С. Бережная, Е.С. Борисова, Е.Е. Ефимова, О.И. Иванова, Н.В. Куклева, А.М. Митяева, И.В. Никулина, Н.В. Соловова, А.С. Короткова, С.И. Назарова, Т.Л. Шабанова, М.Г. Шебалкина); педагогов-психологов (А.К. Бисемба-ева, Н.Ф. Петрова, Е.А. Шерешкова, М.Г. Ошнурова); руководителей (О.И. Денисов, О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская); специалистов таможенных служб (Д.В. Ивченко); офицеров (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) и специалистов других профилей. Определяются педагогические условия подготовки студентов к решению конфликтологических задач, методы и технологии конфликтологического обучения (Т.А. Баранова, Т.Б. Беляева, Г.М. Болтунова, Н.Н. Васильев, З.З. Дринка, М.М. Главацких, Д.В. Горелова, Н.В. Гришина, Н.А. Гурьева,
C.М. Емельянов, Н.И. Леонов, О.Н. Лукашонок, Л.А. Максимова, М.И. Реутов, И.С. Пилипец, А.П. Теплоухов, Е.П. Хоро-шилова и др.).
Однако отмечается явный дефицит работ, посвященных проблеме профессиональной подготовки социальных работников, в рамках интересующего нас вопроса. Образовательные программы вуза недостаточно ориентированы на подготовку будущих социальных работников к деятельности по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов, отмечается недостаток технологического и методического обеспечения этого процесса.
Мы считаем, что являясь компонентом профессиональной компетентности социальных работников, конфликтологическая компетентность, должна формироваться одновременно с приобретением специальной подготовки в системе высшего профессионального образования.
В рамках подготовки студентов по направлению «Социальная работа» в Бирском филиале Башкирского государственного университета разработана модель формирования конфликтологической компетентности в процессе реализации образовательной программы вуза, осуществляемая во взаимосвязи учебного и воспитательного процессов.
Данная модель реализуется как в процессе учебных занятий (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, учебные и производственные практики), так и
во внеучебной деятельности (воспитательные мероприятия, кураторские часы, тренинги адаптации для первокурсников, участие в проектах, волонтерстве, научно-практических конференциях и др.).
Структурно-динамическими блоками предлагаемой модели являются диагностический блок (первичная диагностика уровня сформированности конфликтологической компетентности и личностных особенностей студентов), содержательный блок (формирование основных составляющих конфликтологической компетентности) и оценочный блок (повторная диагностика уровня сформированности конфликтологической компетентности и сопоставление с результатами первичной диагностики).
Для первичной и повторной диагностики используются психодиагностические методики, выявляющие уровень сфор-мированности когнитивного, поведенческого и личностного компонентов конфликтологической компетентности у будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Для диагностики когнитивного компонента можно использовать методики: «Тест на самооценку компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта» (В.А. Андреев), «Опросник для определения уровней конфликтологической культуры студента» (И.С. Почекаева), «Диагностика уровня конфликтологичесой культуры» (О.И. Щербакова). Для изучения личностно-моти-вационного компонента используют методики: «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), «Самооценка конфликтности» (В.А. Розанова), тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский). Поведенческий компонент можно исследовать с помощью опросников «Стиль поведения в конфликте» (Т. Килманн), «Методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте» (М.М. Кашапов).
Процесс формирования конфликтологической компетентности социального работника включает в себя комплексное формировании ее основных компонентов (см. таблицу 1) в течение всего обучения в вузе.
Формирование гностического (когнитивного) компонента предусматривает получение студентами научных знаний в области конфликтологии, психологии, профессионально-этических норм деятельности социального работника. Такие знания студенты, прежде всего, приобретают в процессе изучения дисциплин «Конфликтология в социальной работе», «Психология социальной работы», «Введение в социальную работу»;
осуществления научно-исследовательской деятельности (написание курсовых работ, статей, тезисов, проектов по конфликтологии); получения информации на тренингах «Управление конфликтами». Используемые методы обучения: разные виды лекций, беседа, дискуссия, изучение литературы, организация и проведения круглого стола или мини-конференции на тему «Конфликты в деятельности социального работника, их регулирование и предупреждение» и др.
Формированию ценностно-мотивационных установок конфликтологической компетентности у будущих социальных работников способствуют такие методы обучения, как убеждение, беседа, дискуссия, пример, игровые методы, дебаты, тренинг и другие. Большую роль играет пример преподавателя, мотивирующего студентов к повышению своей конфликтологической компетентности и саморазвитию.
Проектировочно-прогностические, операционно-деятель-ностные (поведенческие) и рефлексивно-оценочные навыки и умения представляют практическую основу конфликтологической компетентности. Для их формирования широко используются интерактивные методы обучения: наблюдение и самонаблюдение, диагностика и самодиагностика, метод картографии (составление карты конфликта), решение конфликтологических кейс-заданий, ситуационных задач и проблемных ситуаций, дебаты и дискуссии, освещающие проблемы конфликта, разработка проектов по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов и др. Тренировке навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации способствуют игровые методы - ролевые и деловые игры (например, «Медиация», «Переговоры»), упражнения, элементы тренинга общения, личностного роста, сензитивности, поведенческое (имитационное) моделирование и др.
В рамках кураторских часов со студентами 1 и 2 курсов проводятся занятия с использованием методов социально-активного обучения: «Тренинг социальной адаптации», «Коммуникативный тренинг», «Личностный рост», «Навыки саморегуляции» и «Управление конфликтами».
Формирование рефлексивно-оценочного компонента предполагает обучение студентов мониторингу собственного поведения, эмоциональных реакций в той или иной ситуации общения, повышение уровня рефлексивной культуры. Этому способствует использование приемов рефлексии, самонаблюдения и самодиагностики в аудиторной и самостоятельной работе, на тренинговых занятиях, активное
освещение и обсуждение вопросов, связанных с профессиональным саморазвитием социального работника.
Таким образом, мы считаем, что в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению «Социальная работа» необходимо уделить внимание теоретической и практической подготовки их в сфере конфликтологической компетентности. Социальный работник должен овладеть системой знаний, умений и навыков в области конфликтологии, необходимых для решения задач общественного, личностного и профессионального развития, профилактики и разрешения конфликтов в социальной сфере с использованием наиболее эффективных методов и технологий, путем мобилизации собственных сил, психических и социальных ресурсов.
На наш взгляд, конфликтологическая компетентность социального работника - это системное, многокомпоненное образование, включающее в себя конфликтологические знания, ценностно-мотивационные установки личности, проек-тировочно-прогностические умения, владение методами, технологиями предупреждения и управления конфликтами, навыки эффективной коммуникации и саморегуляции поведения, конфликтогенные свойства личности и рефлексивно-оценочные умения. Формирование конфликтологической компетентности в совокупности выделенных компонентов в процессе вузовского обучения будет способствовать повышению качества подготовки социального работника к профессиональной деятельности в современном обществе.
Предложенная нами модель формирования конфликтологической компетентности будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки позволяет достичь положительных результатов и может служить методической основой при подготовке студентов данного направления.
Литература
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов - 3-е изд. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
2. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: Дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2009. - 341 с.
3. Бисембаева А.К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов // Педагогическое образование в России. Народное образование. Педагогика. - 2017. - № 3. - С. 84-89.
4. Бисембаева А.К. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов / А. К. Бисембаева, Н.
В. Сиврикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4. - С. 147-154.
5. Болтунова Г.М., Белова Т.В. Формирование готовности студентов-бакалавров к разрешению конфликтов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - Т. 1. - № 2(2). - С. 203-213.
6. Денисов О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: Дисс. ... канд. психол. Наук. - М., 2001. - 168 с.
7. Дринка З.З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: Авто-реф. Дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 25 с.
8. Ефимова Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2001. - 23 с.
9. Ивченко Д.В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы: Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 26 с.
10. Кашапов М.М. Психология конфликтной компетентности: Учеб. Пособие / М. М. Кашапов, М. В. Башкин; Яросл. // Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 130 с.
11. Кузина А.А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников: Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007. 21 с.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
13. Митяева А.М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования. // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 273-280.
14. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе. -Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 314 с.
15. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 4. С. 41-45.
16. Соколова Н.А. Формирование конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов / Н.А. Соколова, А.К. Бисем-баева. - Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2021. - 185 с.
17. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность - атрибутивный эффект развивающего обучения // Педагогика развития: «Проблемы современного детства и задачи школы». Материалы 3-й научно-практической конференции. Красноярск, 1996. - Ч.1. - С. 42-47.
18. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: Учеб. Пособие. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. -192 с.
I.M. ZINOVA
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work of the Birsk Branch of the Bashkir State University
S.N. KRASNOVA Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work of the Birsk Branch of the Bashkir State University
On the question of conflictological competence of social workers
The proposed article deals with the problem of conflictological competence of social workers, provides an overview of the views of domestic scientists on this issue, reveals the essence of the concept of "conflictological competence", examines its structure and components. The author's view on the structure of the conflictological competence of a social worker is presented, a model of its development in the process of preparing students in the direction of "Social work" is proposed.
Keyword: conflictological competence, structure of conflictological competence, conflictological readiness, model of formation of conflictological competence of a social worker.
Literature
1. Antsupov A.Y., Shipilov A.I. Conflictology: textbook for universities - third edition. - SPb: Peter, 2008. - 496 s.
2. Berezhnaya G.S. Formirovanie konfliktologicheskoi 102ussian102e102 of teachers in general education school: dissertation ... D. in pedagogical sciences: 13.00.08. - Kaliningrad, 2009. - 341 s.
3. Bisembaeva A.K. Structural and functional model of formation of conflictological readiness of future teachers-psychologists // Pedagogical Education in Russia. Public education. Pedagogy. -2017. - № 3. - S. 84-89.
4. Bisembaeva A.K. The formation of conflictological competence of future teachers-psychologists / A. K. Bisembaeva, N. V. Sivrikova // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2018. - № 4. -S. 147-154.
5. Boltunova G.M., Belova T.V. The formation of undergraduate students' readiness to resolve conflicts in the educational process of preschool educational institution // Bulletin of Tyumen State University. Humanities Studies. Numanitates. 2015. Vol. 1. № 2(2). S. 203-213.
6. Denisov O.I. Development of Conflictological Competence of Leaders: Ph. Cand. Of Philosophy / O.I. Denisov. - M., 2001. - 168 s.
7. Drinka Z.Z. Didactic conditions of students' training to solve professional conflictological problems: Dissertation. ... candidate of pedagogical sciences. - Kaliningrad, 2000. - 25 s.
8. Efimova E.E. The formation of conflict competence of the future teacher: Ph. ... candidate of pedagogical sciences. - Volgograd, 2001. -23 s.
9. Ivchenko D.V. Formation of conflictological competence of a customs service specialist: autoref. Diss. Candidate of pedagogical sciences. / D. V. Ivchenko. - Kaliningrad, 2000. - 26 s.
10. Kashapov M.M. Psychology of conflict competence: textbook / M. M. Kashapov, M. V. Bashkin; Yaroslavl State University. P. G. Demidov. - Yaroslavl: Yaroslavl State University. 2010. - 130 s.
11. Kuzina A.A. Education of Conflict Competence of High School Students: Cand. Candidate of Pedagogical Sciences.- M., 2007. - 21 s.
12. Kuzmina N.V. Professionalism of the personality of a teacher and master of apprenticeship. - M.: The Higher School, 1990. - 119 s.
13. Mityaeva A.M. Conflictological competence of future specialist as a subject of scientific research // Scientific notes of Oryol State University. Ser.: Humanities and social sciences. 2012. № 2. - S. 273280.
14. Mokshantsev R.I. Conflictology in social work. - Rostov n/D.: Phoenix, 2009. - 314 s.
15. Petrovskaya L.A. On the nature of conflict competence // Bulletin of Moscow State University. Series 14. Psychology. - 1997. -№ 4. - S. 41- 45.
16. Sokolova N.A., Bisembaeva A.K. Formirovanie konfliktologicheskoi pochoditelstva budushchikh-psihologov. -Chelyabinsk: South-Ural Center of RAO, 2021. - 185 s.
17. Khasan B.I. Conflict Competence - Attributive Effect of Developmental Learning // Pedagogy of Development: "Problems of Modern Childhood and the Tasks of the School". Materials of the 3rd scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 1996. - P. 1. - S. 42-47.
18. Khasan B.I., Sergomanov P.A. Psychology of conflict and negotiation: textbook. - 4th ed. - M.: Academy, 2008. - 192 s.