Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / CONFLICT / CONFLICT SITUATION / BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / STRUCTURAL COMPONENTS OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / CONFLICTOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS / STAGES OF FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме конфликтологической подготовки будущих педагогов в высшей школе в процессе их профессиональной подготовки. В работе проанализированы основные теоретические аспекты конфликтологической компетентности учителя, а также методические особенности ее формирования у будущих педагогов в процессе их профессионального образования в высшей школе, в частности в системе изучения ими дисциплин психологического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN HIGH SCHOOL: THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS

The article is devoted to the problem of conflictological training of future teachers in higher education in the process of their professional training. The paper analyzes the main theoretical aspects of the teacher's conflictological competence, as well as the methodological features of its formation in future teachers in the course of their professional education in higher education, in particular in the system of their study of psychological cycle disciplines.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме конфликтологической подготовки будущих педагогов в высшей школе в процессе их профессиональной подготовки. В работе проанализированы основные теоретические аспекты конфликтологической компетентности учителя, а также методические особенности ее формирования у будущих педагогов в процессе их профессионального образования в высшей школе, в частности в системе изучения ими дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, поведение в конфликтной ситуации, конфликтологическая компетентность, структурные компоненты конфликтологической компетентности, конфликтологическая подготовки будущих педагогов, этапы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the problem of conflictological training of future teachers in higher education in the process of their professional training. The paper analyzes the main theoretical aspects of the teacher's conflictological competence, as well as the methodological features of its formation in future teachers in the course of their professional education in higher education, in particular in the system of their study of psychological cycle disciplines.

Keywords: conflict, conflict situation, behavior in a conflict situation, conflictological competence, structural components of conflictological competence, conflictological training of future teachers, stages of formation of conflictological competence of future teachers.

Введение. Высшее педагогическое образование на современном этапе своего развития находится в процессе модернизации. Прежде всего, тенденции модернизации коснулись методологических основ подготовки будущих учителей. Это связано с обоснованием недостаточности знаний, способностей и умений педагогов к реализации профессиональной деятельности в современных условиях, которых готовили в контексте традиционной (знаниевой) парадигмы образования.

Сегодня теоретиками педагогической науки обосновывается потребность реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте инновационной (компетентностной) парадигмы образования. Процессы модернизации коснулись и форм, методов, технологий реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. По нашему мнению, не менее важным аспектом модернизации высшего профессионального педагогического образования является обновление его содержания.

Отбор содержания профессиональной подготовки будущих учителей должен осуществляться с учетом специфики педагогического труда, реализуемого в плане взаимодействия «человек - человек», а также современных социокультурных условий, в которых учитель сегодня осуществляет профессиональную деятельность.

На современном этапе развития педагогической науки одной из ведущих тенденций является реализация обучения, воспитания и развития подрастающего поколения в контексте личностно-ориентированного подхода. Согласно данному подходу, педагогическое взаимодействие должно иметь субъект-субъектный характер. В рамках такого взаимодействия в контексте демократизации образования обучающийся оказывается в активной познавательной позиции. Он имеет право отстаивать собственную точку зрению, освещать свои суждения, предположения, убеждения.

С одной стороны, такое взаимодействие способствует всеобщему развитию детей, а с другой, повышает риск возникновения конфликтных ситуаций. Конфликтогенность профессиональной среды носит объективный характер, что подтверждается философско-социологической и психологической концепциями конфликта как носителя противоречий, источника развития и совершенствования социальных систем [5].

Конфликтные ситуации в контексте современного педагогического труда могут возникать не только между педагогом и учеником, но и с коллегами, родителями школьников и пр. В том числе грамотный профессиональный педагог должен уметь предупреждать конфликты между детьми и находить выход из таких ситуаций, если они уже имеют место быть. Изложенное обосновывает потребность включения специальной линии в содержание профессиональной образования педагогов, нацеленной на формирование психологической готовности будущего учителя к профессиональному поведению в конфликтных ситуациях в системе образования.

Учитывая тот факт, что на современном этапе развития педагогического образования в России ведущей методологической основой его осуществления признан компетентностный подход, в ходе реализации профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе целесообразно говорить о необходимость формирования у студентов конфликтологической компетентности.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению аспектов, указанных в цели статьи, обратимся к изучению категориального аппарата исследуемой проблемы.

Конфликты с научной позиции изучаются такой отраслью познания, как конфликтология, которая предоставляет собой систему знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также принципах и технологиях управления ими [1].

Конфликт с точки зрения современной конфликтологии понимается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества [5].

Говоря о конфликтологической компетентности, необходимо уточнить ключевое понятие теории компетентностного подхода. Так, компетентность, по мнению ученых С.Е. Шишова и В.А. Кальней, это

«совокупность черт (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, которая направлена на решение проблем (задач) в какой-то отрасли» [7, с. 263].

С точки зрения исследователя Д.В. Ивченко, конфликтологическая компетентность относится к социальной компетентности, которая формируется на основе индивидуального и личностного уровней профессиональной деятельности. Исследователем изучаемая нами компетентность понимается как интегральное качество личности, состоящей из конфликтогенных свойств:

- интеллектуальной сферы (система конфликтологических знаний, гибкость ума);

- эмоциональной сферы (уровень самооценки, уровень уверенности в себе, уровень тревожности);

- мотивационной сферы (отношение к конфликту, уровень мотивации конфликта);

- сферы саморегуляции (уровень субъективного самоконтроля), предметно-практической сферы (система умений решения относительных конфликтологических задач по управлению конфликтами) [3].

По мнению Н.В. Самсоновой, конфликтологическая компетентность является структурным компонентом конфликтологической культуры специалиста, и представляет собой систему конфликтологических умений по разрешению конфликтологических задач [8].

А.М. Митяева рассматривает анализируемую нами компетентность как вид социально-психологической компетентности и выделяет в ее структуре следующие составляющие, которые одновременно служат и показателями ее сформированности у будущих специалистов:

- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

- формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;

- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

- наличие навыков управления конфликтными явлениями;

- умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

- умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;

- навыки устранения негативных последствий конфликтов [5].

Как составляющую социально-психологической компетентности личности конфликтологическую компетентность рассматривают и ученые А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. По их мнению, данная компетентность включает:

- знания о причинах, механизмах и закономерностях возникновения, протекания и завершения конфликтов;

- элементарные навыки конструктивного поведения на всех этапах развития конфликта;

- умение диагностировать конфликтную ситуацию, ориентироваться в ней, прогнозировать ее динамику, не допускать деструктивных действий, стремиться конструктивно решить конфликт с минимальными убытками и для себя, и для оппонента [1].

В рамках данного исследования нам импонирует подход Г.С. Бережной, которая рассматривает конфликтологическую компетентность педагогов как целевую направленность процесса конфликтологической подготовки. По мнению исследовательницы, конфликтологическая компетентность является интегративным понятием: компонентом профессиональной компетентности педагога и видом специальной компетентности [2].

А.К. Маркова определяет конфликтологическую компетентность как совокупность трех основных составляющих:

- содержательной сферы (теоретические знания по «Конфликтологии»);

- деятельностной сферы (умения и навыки обращения и решения конфликтов);

- личностной сферы (индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на динамику течения конфликта) [4].

Изучив теоретические аспекты конфликтологической компетентности, обратимся к рассмотрению методических особенностей ее формирования у будущих педагогов к системе их профессиональной подготовки в высшей школе. В рамках данного исследования обоснуем утверждение о том, что формирование анализируемой нами компетентности педагогов целесообразно осуществлять путем реализации специально организованной педагогической деятельности. Наиболее эффективным формирование конфликтологической компетентности может быть реализовано в контексте изучения студентами дисциплин психологического цикла.

Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов в рамках изучения студентами содержания дисциплин психологического цикла будет эффективным при условии учета преподавателем компонентов структуры изучаемой компетентности. Анализ теоретической литературы позволяет говорить о том, что в современной психологии, конфликтологии и педагогике нет единого подхода к определению структурных компонентов анализируемой компетентности. В рамках данного исследования мы разделяем подход Г.С. Бережной, которая в структуре конфликтологической компетентности педагогов выделяет три основных компонента:

- информационный компонент (знания природы конфликтов, их типологии, специфики поведения человека в конфликтной ситуации, механизмов их разрешения);

- операционный компонент (умения будущего педагога влиять на конфликтную ситуацию, конструктивно ее решать, брать на себя ответственность за последствия разрешения конфликта);

- аксиологический компонент (проявление мотивационной, волевой, эмоциональной, рефлексивной и экзистенциальной функций управления конфликтами) [2].

Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов будет значительно эффективнее, если содержание конфликтологической подготовки студентов в рамках преподавания психологических дисциплин в высшей школе будет структурировано по следующим блокам:

- методологический блок (владение методами диагностики, исследования, прогнозирования, профилактики конфликта);

- теоретический блок (знание методологических подходов к конфликту, знания о сущности профессионально-педагогической деятельности, в которой происходит работа с конфликтом);

- практический блок (опыт поведения в конфликтных ситуациях профессиональной направленности);

- технологический блок (знание технологий социального и психологического управления субъектами в рамках конфликта) [1].

Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов является этапным процессом. В рамках данного исследования мы выделяем три основных этапа:

- изучение студентами теоретической базы, формирование системы конфликтологических знаний будущих педагогов;

- изучение студентами поведенческих моделей в конфликтных ситуациях, формирование опыта будущих педагогов к их разрешению;

- практическое использование полученных конфликтологических знаний и умений, механизмов предупреждения и решения конфликтных ситуаций.

Выводы. Таким образом, конфликтологическая подготовка будущих педагогов является одной из обязательных линий содержания их профессионального образования. Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов, по нашему мнению, может быть достигнута при условии учета ее структурных компонентов, разработки содержания конфликтологической подготовки на блоки (методологический, теоретический, практический, технологический), реализации формирования анализируемой компетентности поэтапно (когнитивный, операционный, деятельностно-рефлексивный этапы).

Литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., 1999. - 212 с.

2. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: дисс. ... д. пед. наук. - Калининград, 2009. - 336 с.

3. Ивченко Д.В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы: дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 167 с.

4. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. - М.: Педагогика, 1990. - № 8. - С. 82-88.

5. Митяева А.М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №. - С. 271-280.

6. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. - Калининград: КГУ, 2002. - 148 с.

7. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 316 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Пятунина Вера Михайловна

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль); старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Аджиева Аминат Исмаиловна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМА

АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данная статья освещает психологические особенности подросткового возраста и проблема агрессивности личности. В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и так далее. Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание - главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. В подростковом возрасте характер ребенка претерпевает качественные изменения: формируется рефлексия, трансформируется содержание самооценки, определяется ощущение взрослости и так далее.

Ключевые слова: подростковый возраст, рефлексия, самооценка, самосознание, агрессивность, психология.

Annotation. This article highlights the psychological characteristics of adolescence and the problems of personality aggressiveness. In adolescence, the personality of a child undergoes a qualitative transformation: reflection develops, the content of self-esteem changes, a sense of maturity is formed, and so on. The development of reflection is a high tendency to self-observation. A teenager is looking for an answer to the question: what is he among others. On the basis of reflection, self-awareness develops - the main feature of the psychology of a teenager in comparison with a child of primary school age. In adolescence, the character of the child undergoes qualitative changes: reflection is formed, the content of self-esteem is transformed, the sensation of adulthood is determined, and so on.

Keywords: adolescence, reflection, self-esteem, self-awareness, aggressiveness, psychology.

Введение. Формирование рефлексии - это значительное стремление к самооценке. Подросток старается понять: кем он является между сверстников. На базе рефлексии вырабатывается самосознание - основная черта психологии подростка по сопоставлению с детьми младших школьников.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью более полного изучения различных подходов к проблеме психологических особенностей подросткового возраста и проблеме агрессивности личности.

Предметом данной статьи являются различные подходы к проблеме психологических особенностей подросткового возраста и проблеме агрессивности личности в этом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.