Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР'

ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшие дошкольники / сенсорная сфера / задержка психического развития / дидактические игры / коррекция / senior preschoolers / sensory sphere / mental retardation / didactic games / correction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Е. Шимарева, Е.А. Сень

В данной статье раскрывается понятие «сенсорное развитие», которое было предложено зарубежными и отечественными психологами и педагогами. Также рассматривается роль и особенности развития сенсорной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется ведущему виду деятельности дошкольного возраста – игре, на основе этого описано наиболее эффективное средство коррекции, по нашему мнению, дидактическая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Е. Шимарева, Е.А. Сень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SENSORY SPHERE OF OLDER PRESCHOOLERS WITH PO BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

This article reveals the concept of "sensory development", which was proposed by foreign and domestic psychologists and educators. The role and features of the development of the sensory sphere of older preschoolers with mental retardation are also considered. Special attention is paid to the leading activity of preschool age – the game, on the basis of which the most effective means of correction is described, in our opinion, the didactic game.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»

ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

А.Е. Шимарева, студент

Научный руководитель: Е.А. Сень, ассистент Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-144-146

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «сенсорное развитие», которое было предложено зарубежными и отечественными психологами и педагогами. Также рассматривается роль и особенности развития сенсорной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется ведущему виду деятельности дошкольного возраста - игре, на основе этого описано наиболее эффективное средство коррекции, по нашему мнению, дидактическая игра.

Ключевые слова: старшие дошкольники, сенсорная сфера, задержка психического развития, дидактические игры, коррекция.

Изучение сенсорного развития ребенка на протяжении нескольких лет привлекает внимание психологов и педагогов по всему миру. Определение, данное Л.А. Венгером и Э.Г. Пилюгиной гласит, что сенсорное развитие подразумевает совершенствование восприятия и формирование представлений о внешних характеристиках объектов: форме, цветовой палитре, размере, пространственном расположении, а также запахе, вкусе и прочем [1].

Значимость сенсорного развития для детей исследовали многие специалисты. Известные педагоги прошлого, включая Я.А. Каменского, Ф. Фребеля,

И.Г. Песталоцци, О. Декроли и

М. Монтессори, разработали обширные системы сенсорного воспитания. Песта-лоцци акцентировал внимание на том, что успеваемость в учебе напрямую связана с уровнем развития способностей к созерцанию у детей.

Задача сенсорного воспитания не ограничивается развитием сенсорных органов. Оно подразумевает также обучение «внутреннему созерцанию», то есть рефлексии и анализу собственных впечатлений, чувств, переживаний, желаний и потребностей [2].

Дошкольный возраст имеет решающее значение для развития сенсорных функций и формирования представлений об окружающей среде. Для полноценного позна-

ния мира дети должны развить свое восприятие и научиться изучать объекты, приобретая всестороннее понимание их свойств и характеристик.

Накопление сенсорных впечатлений -это процесс, при котором человек осваивает и запоминает различные чувственные опыты, связанные с цветом, формой и размерами объектов.

Сенсорное развитие ребенка происходит посредством взаимодействия всех органов чувств, а также двигательной активности. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус интегрируются, образуя единую сенсорную систему.

Полноценное сенсорное развитие является основой для следующих аспектов развития ребенка: умственное развитие (сенсорные впечатления служат базой для формирования понятий, мышления, речи); физическое развитие (сенсорные стимулы способствуют улучшению координации, равновесия и общей моторики); эмоциональное развитие (сенсорные переживания связаны с формированием эмоций и чувств); социальное развитие (сенсорные взаимодействия с другими людьми способствуют развитию коммуникативных навыков).

Сенсорное воспитание направлено на развитие способности детей воспринимать сенсорные свойства объектов, анализировать их и познавать окружающий мир, что

необходимо для каждого человека, а в особенности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Все чаще мы слышим слова «инклюзия» или «инклюзивность». Число детей с ОВЗ растет с каждым годом, заставляя специалистов задумываться об особенностях развития как всех познавательных процессов, так и изучаемого нами. Сенсорная сфера имеет значительное отставание в развитии у всех нозологических групп, но более всего в нашем теоретическом исследовании нам интересна категория лиц с интеллектуальной недостаточностью.

При задержке психического развития наблюдается замедление нормального темпа психического созревания, что приводит к отставанию от возрастных норм [3].

Сенсорное развитие у детей с ЗПР происходит медленнее, чем у их сверстников.

Сенсорное воспитание у детей с ЗПР обладает следующими характеристиками: они не могут последовательно строить пирамидку, так как не способны находить следующий элемент; этап обдумывания отсутствует; они не в состоянии отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности; способ размещения предметов в пространстве недостаточно развит, поэтому они не могут удачно установить определенный порядок; кроме того, они не могут отличать оттенки цветов.

Коррекционная работа при таком нарушении будет иметь сложный и долгий характер, поэтому важно, чтобы она велась с учетом ведущего вида деятельности, благодаря чему лучше и эффективнее усваивается материал.

Игра - это ведущая деятельность дошкольника. А.М. Горький писал: «Игра -путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [4].

Для детей с ЗПР необходима коррекция сенсорной сферы, существуют следующие этапы: установление первичного контакта; диагностика нарушений сенсорной интеграции; составление индивидуального образовательного маршрута; организация коррекционной работы на занятиях и по индивидуальным программам. В последнем этапе и будет задействована игровая деятельность.

Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей бесспорна. Решая дидактические задачи игры, дети развивают мышление, речь, координацию мелкую и общую моторику, передают эмоции и чувства, развивается коммуникация. Такие игры представляют собой игровое обучение, которое основано на стремлении ребенка входить в воображаемое положение, действовать по мотивам, предлагаемой игровой ситуацией.

Предлагаем следующие дидактические игры «Найди и покажи твердые и мягкие поверхности», «Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы», «Опиши предмет», «Угадай предмет по звучанию», «Какое число пропущено?», «Нарисуй квадрат», «Мастерим геометрические фигуры», «Найди клад по карте», которые направлены на развитие нарушенных компонентов сенсорной сферы (зрительный, слуховой, тактильный и кинестетический анализаторы) [5].

Подводя итог, можно сказать, что сенсорное развитие является главнейшим аспектом общего развития ребенка, закладывающим основу для его познавательной, физической, эмоциональной и социальной компетентности, а дидактические игры являются эффективным средством коррекции. Полноценное сенсорное воспитание, учитывающее индивидуальные возможности и потребности детей, способствует реализации их потенциала и гармоничному развитию личности.

Библиографический список

1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 2008. -144 с.

2. Мелёхина, И.В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И.В. Мелёхина // Теория и практика образования в современном ми-

ре: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 136-139.

3. Шипова, Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие. - Саратов, 2018. - 86 с.

4. Яковлева, Е.В. Зачем ребенку играть / Е.В. Яковлева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 57-59.

5. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2002. - 96 с.

THE DEVELOPMENT OF THE SENSORY SPHERE OF OLDER PRESCHOOLERS WITH PO BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

A.E. Shimareva, Student Supervisor: E.A. Senya, Assistant Orenburg State Pedagogical University (Russia, Orenburg)

Abstract. This article reveals the concept of "sensory development", which was proposed by foreign and domestic psychologists and educators. The role and features of the development of the sensory sphere of older preschoolers with mental retardation are also considered. Special attention is paid to the leading activity of preschool age - the game, on the basis of which the most effective means of correction is described, in our opinion, the didactic game.

Keywords: senior preschoolers, sensory sphere, mental retardation, didactic games, correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.