Научная статья на тему 'Возможности диагностики психологической компетентности педагогов в обеспечении условий развития творческих способностей учащихся'

Возможности диагностики психологической компетентности педагогов в обеспечении условий развития творческих способностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малухина Нина Владимировна

В статье рассматриваются современные подходы к психодиагностике психологической компетентности педагогов в организации творчески-ориентированной образовательной среды; конкретизируются основные трудности, возникающие при измерении и оценке сформированности данной компетентности; анализируются данные по адаптации методик по абнотивности, определяются перспективы психодиагностики психологической компетентности педагогов в обеспечении условий творческого развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности диагностики психологической компетентности педагогов в обеспечении условий развития творческих способностей учащихся»

3. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта.-М.: ИП РАН, 1994.-С. 11-12.

4. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с.

5. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. История

психологии: Учеб. пособ.-М.: РГГУ, 1996.-435 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с. - (Мастера психологии).

Н.В. Мал у хина

ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматриваются современные подходы к психодиагностике психологической компетентности педагогов в организации творчески-ориентированноы образовательной среды; конкретизируются основные трудности, возникающие при измерении и оценке сформированности данной компетентности; анализируются данные по адаптации методик по абнотивности, определяются перспективы психодиагностики психологической компетентности педагогов в обеспечении условий творческого развития учащихся.

В современной психологической науке достаточно ярко обозначилась тенденция углубленного изучения психологической компетентности педагога в выполнении конкретных профессиональных задач. В последнее время активно осуществляются психологопедагогические исследования, в которых тем или иным образом рассматриваются отдельные аспекты компетентности педагогов в развитии творческого потенциала детей, а именно - анализируется понятие компетентности учителя в работе с творческими детьми; определяются диагностические средства для выявления и оценки данного вида компетентности, обосновывается комплекс психолого-педагогических условий формирования компетентности педагога в осуществлении

индивидуально-творческого подхода к образованию учащихся (Н.Ф. Вишнякова, М.М. Кашапов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, A.B. Савинков и др.).

В самом общем виде психологическая компетентность педагога в развитии творческих способностей учащихся как устойчивая характеристика личности представляет собой структуру, в которую входят следующие компоненты: мотивационноценностный, когнитивный, операционапъно-техно-логический, рефлексивный. Достаточная развитость и выраженность этих компонентов, и их целостного единства - показатель высокого уровня психологической компетентности педагога в обеспечении условий для творческого развития учащихся.

Трудности, возникающие при психодиагностическом выявлении данной компетентности пе-

суммарныи од л л Рис. 1. Распределение частот суммарных баллов абнотивности

186

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© Н.В. Малухина, 2008

Таблица 1

Стены l I . 2 ' 3 4 5 6 7 . 8 | 9 1 _10_|

% 2,3% I 6,7% , 15,9% 30,9% 50% 50% 30,9% 15,9% [ 6,7 I 2,3% 1

«Сирые оценки» <38 I 39-40 41-44 45-49 50-53 54-58 59-62 63-67 I 68-73 I >74 |

даго га, состоят на наш взгляд, в подборе адекватного инструментария, описывающего одновременно понимание и реальные действия педагога по организации творчески-ориентированной образовательной среды.

Как показывает практика, изучение психологической компетентЕюсти педагога в развитии творческих способностей учащихся проводится главным образом с помощью разнообразных опросников (Н.Ф, Вишнякова, М.М. Кашапов,

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

Часть из этих опросников построены на тео-ретичсском конструкте «абнотивности» (М М. Кашапов, A.A. Зверева, О.Н, Ракитская, Е М. Григорьева, Ю А, Адушева и др.). Абиотив-ность понимается как особая комплексная составляющая профессионально важных качеств преподавателя, помогающих ему в развитии креативности обучаемых. Будучи целостным образованием, абнотивность включает следующие компоненты; рефлексивность, эмпатию, социальный интеллект, актуальную креативность и мотиваци-онно-когнитивный компонент.

Опросник «Абнотивность преподавателя» (М.М. Кашапов, Ю.А. Адушева) [1] позволяет выявить уровень сформированное™ комплексной способности педагогов к творческому развитию учащихся; динамику ее развития. Опросник состоит из 36 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х балльной

35 у ■ ■ ■ ~ - Г'

зо;

25

20

шкале. Нами была проведена адаптация данной методики для педагогов школ и образовательных учреждений начального профессионального образования (всего 230 человек - педагоги ОУ Вологодской области). Проверка распределения данных абнотивности проводилась с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (хг~478,86). Графически распределение частот суммарных баллов абнотивности представлено на рисунке 1.

Полученное распределение ассиметрично (левосторонняя ассиметрия), что может свидетельствовать о неравномерной чувствительности используемой шкалы к измеряемому признаку (абнотивности).

Нами была проведена нелинейная нормализация (перерасчет «сырых» оценок в стандартные-шкала степов) (табл. 1).

Результаты нашего исследования показали, что 66,1% педагогов продемонстрировали средний уровень абнотивности, у 16,1% педагогов выявлен высокий уровень данной характеристики; 17,8% педагогов показали низкий уровень абнотивности [2].

Методика «Когнитивно-мотивационный компонент абнотивности» (М.М. Кашапов, А.А, Зверева) [1 ]. Данная методика базируется на компонентностном подходе к абнотивности, в структуре которой важную роль играет моти-вационно-когнитивный компонент. Мотивационно-когнитивный компонент включает в себя зна-

2 15 §

* 10

,5 1 2 3 4 5 .5 .7. „8 9 10 1112 13 14 17 ШЯ.20 2122. £3 24 25 26 27 28 2<

суммарный балл

Рис. 2. Распределение частот суммарных баллов мотивационно-когнитивной готовности педагогов

Педагогика. Психология. Социальная рабоча. Ювенология. Социокинстика ♦ Ni 6

187

Таблица2

Стены 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 1

% 2,3 6,7 15,9 30,9 50,0 50,0 30,9 ..15;?.... 6,7 2,3 1

«Сырые оценки» < 14 14-15 16-17 18 19 20-21 22 23-24 >25 |

ние особенностей творческого ученика, желание чувствовать их потребности и интересы, готовность к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с творческими учениками, стремление к гибкости в поведении, творческая активность.

Цель опросника - диагностика уровня сформированное™ мотивационно-когнитивного компонента абнотивности; динамики его развития. Опросник состоит из 29 утверждений, с которыми испытуемому предлагается согласиться или не согласиться. Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии с ключом. Нами не были найдены данные о психометрических свойствах методики, поэтому была проведена ее адаптация. Для проверки содержательной валидности методики нами использовался экспертный опрос. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры психологии и социальной педагогики, сектора профессиональной культуры ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», Вологодского педагогического колледжа. Показатель корреляции (коэффициент ассоциаций Пирсона) экспертных оценок мотивационно-когнитивного компонента по параметрам опросника с ключом теста Аэ составил от 1 до 0,73.

Проверка распределения данных мотивацион-но-когнитивной готовности проводилась с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (х2=381,0). Проверка распределения по Пустыльнику: показатель асимметрии А=1,19; показатель эксцесса Е= 1,65. Графически распределение частот суммарных баллов мотивационно-когнитивного компонента абнотивности представлено на рисунке 2.

Полученное распределение ассиметрично (правосторонняя ассиметрия), что может свидетельствовать о неравномерной чувствительности используемой шкалы к измеряемому признаку (мотивационно-когнитивный компонент абнотивности).

Была проведена нелинейная нормализация (перерасчет «сырых» оценок в шкалу стенов в Ехе11) (табл. 2).

Результаты нашего исследования показали, что половина педагогов продемонстрировала сред-

ний уровень мотивационно-когнитивного готовности, высокий и низкий уровни данной характеристики распределились равномерно среди испытуемых [3].

Таким образом, предлагаемые методики могут рассматриваться как самостоятельное диагностическое средство, так как позволяют выявить потенциальную готовность педагогов к обеспечению условий развития творческих способностей учащихся. Основные проблемы использования опросников связаны со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу. При этом они не отражают готовности педагога к реальным действиям по организации творчески-ори-ентированной образовательной среды, что требует разработки дополнительного диагностического инструментария, для количественного оценивания компонентов психологической компетентности в соответствии с требованиями, предъявляемыми в реальных ситуациях образовательной практики. В качестве таковых могут выступать разнообразные проективные методики (методика ассоциаций, методика незаконченных предложений), средства рефлексивной диагностики (рефлексивные схемы), экспертные оценки образовательной деятельности педагога.

Библиографический список

1. КашаповММ. Психология творческого мышления профессионала. -М.: ПЕР СЭ, 2006.-688 с.

2. Малухина Н.В. Профессиональная готовность педагога к развитию творческих ресурсов личности // Материалы III национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты», 12-14 декабря 2006.-М.: РПО, 2006.-Т.2.-С. 156-157.

3. Малухина Н.В. Мотивационно-когнитивная готовность педагогов к решению задач творческого развития обучающихся // Материалы IV национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение», 13-15 декабря 2007. - М., 2007. - С. 215-217.

188

Вестник КГУ нм. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.