Научная статья на тему 'Формирование психологической компетентности педагогов в решении задач развития творческих способностей учащихся'

Формирование психологической компетентности педагогов в решении задач развития творческих способностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малухина Нина Владимировна

В статье обобщаются результаты психологических исследований по проблеме психологической компетентности педагога вразвитии творческих способностей учащихся, показаны возможности и эффективность психологического сопровождения педагогов в соответствии с системно-деятельностным подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малухина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической компетентности педагогов в решении задач развития творческих способностей учащихся»

Н.В. Малухина

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В статье обобщаются результаты психологических исследований по проблеме психологической компетентности педагога вразвитии творческих способностей учащихся, показаны возможности и эффективность психологического сопровождения педагогов в соответствии с системно-деятельностным подходим.

Перемены в области экономических, политических, культурно-духовных и на-. ционально-этнических отношений все более настойчиво выдвигают на первый план проблему источника тех сил, которые смогли бы обеспечить возрождение и развитие России, Без мобилизации творческого потенциала и профессиональной компетентности народа, государства, каждой отдельной личности сделать это невозможно [ 1, с. 3]. Уникальность, неповторимость человека - это основа его личности, жизненной продуктивности, его вклада в общество и культуру.

В настоящее время усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие способностей и социальную интеграцию. В законе РФ «Об образовании» в качестве основного ориентира образования определено «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Это положение как аксиома принимается сейчас на всех уровнях российского общества, и, так или иначе, варьируется во всех формулировках российского образования. Культурный смысл современной образовательной парадигмы раскрывает креативный тип образованности. Она нацеливает на выявление в процессе образования творческого потенциала человека и акцентирует внимание на творчестве как основе разрешения проблемных ситуаций [2, с. 17].

Реализация творческой, развивающей направленности образования предъявляет высокие требования к профессионализму педагога, «способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за её результаты» (Федеральная программа развития педагогического образования России на 2001-2010 гг.).

Однако просто провозглашать высокую общественную значимость педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческого

потенциала ребенка, сейчас уже недостаточно, необходимо найти в самой системе профессиональной деятельности педагога действенные механизмы ее оптимизации. Как показывает практика, несмотря на достаточно широко осуществляемую разработку теоретико-методологических аспектов, технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала учащихся, психологическая компетентность в реализации деятельности такого рода у большинства педагогов развита недостаточно.

Психологическая компетентность педагога в развитии творческих способностей учащихся -это новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление психологических знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающее успешное решение задач творческой самореализации обучающихся. Структура психологической компетентности педагогов включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-технологи-ческий, рефлексивный компоненты.

В качестве показателей психологической компетентности педагога в развитии творческих способностей учащихся можно выделить следующие: мотивация к развитию творческих способностей учащихся, мотивация на творческую самореализацию в профессиональной деятельности; дифференциация задач развития творческих способностей учащихся; адекватные представления о творчестве, творческом ученике, процессе развития творческих способностей личности; творческое мышление; владение разнообразными способами проектирования и организации творчески ориентированного образовательного процесса; рефлексивные способности педагогов. Совокупность данных составляющих обусловливает эффективность осуществления педагогической деятельности, направленной на развитие и стимулирование саморазвития творческих сил учащихся.

192

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© Н.В. Малухина, 2008

Этапы

1 этап

- определение целей и задач совместной работы психолога и педагогов, выявление характера мотивации, возможностей работы по ее развитию.

Мотивационно-

диагностический

этап

2 этап

- выявление представлений педагогов по проблеме творчества, развития творческого потенциала обучающихся.

3 этап

- информирование педагогов по данной теме

4 этап

- выбор или построение рефлексивной схемы, как основы для анализа и отслеживания своих действий педагогом в нужном направлении.

5 этап

- проектирование и организация деятельности, наблюдение исупервизия ее психологом, другими педагогами.

6 этап

- самоанализ деятельности с опорой на рефлексивную схему; выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели.

7 этап

- при удовлетворительном решении данной проблеме переход к задачам другого плана

Проектно-организационный этап

Рефлексивный

этап

Рис. I.

Анализ состояния психологической компетентности современных педагогов в развитии творческих способностей учащихся свидетельствует о том, что большинство педагогов признают важность задач творческого развития учащихся, но при этом демонстрируют недостаточную подготовленность к их решению. Результаты анкетирования, проведённого с педагогами образовательных учреждений Вологодской области (в опросе приняли участие 184 педагога) показали, что большинство из них (65,4%) испытывают затруднения при организации творчески-ор квитированного образовательного процесса и хотели бы восполнить недостаток теоретических знаний и усовершенствовать практические умения в данной области.

В связи с этим важным представляется организация соответствующего психологического сопровождения педагогов в решении задач творческого развития учащихся, осмыслении ими собственных ресурсов в сфере творчества.

На основании анализа психолого-педагогичес-ких исследований, а также данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана системно-деятельностная технология психологического сопровождения формирования компетентности педагогов в организации творчески-ориентированной деятельности.

В качестве системообразующих факторов психологического сопровождения выступают:

Цель психологического сопровождения педагогов - развитие психологической компетент-

пости педагогов в организации творчески-ори-ентированной образовательной деятельности.

Задачи:

- осознание педагогами значимости развития творческого потенциала учащихся при реализации профессиональной деятельности;

-дифференциация педагогами задач творческого развития учащихся;

- изучение теоретических, технологических основ процесса развития творческого потенциала учащихся (психологический аспект);

- актуализация творческого мышления педагогов в принятии решений;

- овладение педагогами системой соответствующих проектировочных умений и формирование творчески ориентированного стиля профессиональной деятельности;

- рефлексия педагогами профессионального опыта с позиций творческого развития учащихся.

Системно-деятельностное сопровождение выстроено в соответствии с основными блоками психологической функциональной системы деятельности: мотивационный, целеполагание, информационный, принятие педагогических решений, организация образовательной деятельности.

Реализация системно-деятельностной технологии психологического сопровождения включает в себя следующие этапы: мотивационно-диагностический, информационный, проектно-организационный, рефлексивный (рис. 1).

Для формирования структурных компонентов компетентности педагога к развитию творческого потенциала учащихся использовались разнообразные организационные формы работы (лекции, практикумы, групповое проектирование, проведение занятий, супервизия и др.). При этом приоритет отдавался активным формам взаимодействия психолога с педагогами.

Экспериментальная работа показала, что значительная роль в развитии психологической компетентности педагогов в решении задач творческого развития учащихся принадлежала программе дополнительного профессионального образования «Творчество в педагогической деятельности» [3], которая была разработана автором исследования.

Апробация представленной выше технологии психологического сопровождения формирования психологической компетентности педагогов осуществлялась нами в ходе формирующего эксперимента, проводившегося в 2005-2007 гг. на

базе ОУ г. Вологды (ГОУ НПО -14, ГОУ НПО -15 г. Вологды).

В процессе психологического сопровождения компетентности педагогов в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой произошли значительные изменения.

Мотивационно-ценностный компонент компетентности:

- признание педагогами значимости задач развитая творческих способностей учащихся (р<0,05);

—более осознанное отношение педагогов к задачам развития творческих способностей учащихся (р<0,01);

- перенос в понимании причин трудностей в решении задач развития творческих способностей учащихся с внешних факторов на внутренние;

- более адекватное понимание педагогами факторов творческого развития учащихся, понимание собственной вовлеченности в проблему творческого развития;

- развитие мотива самоактуализации в сфере профессиональной деятельности, в том числе и реализации творческих способностей педагогов (прир<0,01).

Когнитивный компонент компетентности:

- повышение самооценки педагогами степени владения психолого-педагогическими знаниями по проблеме творчески-ориентированного обучения (р<0,01);

- принятие педагогами не только адаптивных, но и неадаптивных проявлений творческой активности учащихся (индивидуальность, выбивающийся из общего темпа, выскакивающий с нелепыми замечаниями, неровная успеваемость и др.);

- дифференциация педагогами творческих способностей учащихся от их академической успешности;

- возрастание значимости для педагогов таких условий творчески-ориентированно й образовательной среды, которые связаны с ценностно-рефлексивными характеристиками педагога (поощрение творческих проявлений учащихся педагогами, образец творческого поведения, позитивное восприятие педагогом ребенка);

- дифференциация педагогами задач развития творческих способностей учащихся (р< 0,01);

- значимые изменения в показателях мотивационно-когнитивного компонента компетентности педагогов (р<0,01);

—снижение ситуативного уровня педагогического мышления (р <0,05);

194

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

Абногивность педагогов (начало эксперимента) Абиогивность п едкого в (конец эксперимента»

Рис. 2.

- возрастание надситуативного уровня мышления (р<0,05).

Операционально-технологический компонент:

- повышение самооценки педагогами уровня данной компетентности (р<0,05);

- возрастание степени адекватности проектировочных и организационных умений (р<0,05).

Рефлексивный компонент:

- снижение низкого уровня самооценки педагогами своих способностей к самоанализу учебной деятельности (р<0,05);

- устойчивость показателей средней степени рефлексивности педагогов как значимый фактор эффективности профессиональной деятельности;

- значимое снижение показателей низкого уровня рефлексивности в 1 экспериментальной группе.

Л бнот иен ость:

- возрастание высокого уровня абнотивнос-ти, снижение низкого уровня абнотивности в экспериментальных группах (рис. 2).

Таким образом, анализ данных, полученных при сопоставлении результатов диагностики на заключительном этапе формирующего эксперимента, свидетельствует об эффективности предлагаемой нами систем но-деятельностной технологии психологического сопровождения.

Создание условий для формирования адекватных представлений педагогов о творчестве, для развития их мотивационной готовности, опера-

ционально-технологических умений и навыков, рефлексивных способностей в процессе психологического сопровождения педагогов обеспечивает более полное соответствие операционально-технологической стороны профессиональной деятельности ценностно-смысловой, определяет целостность структуры профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. -М.: Наука, 2000. -174 с.

2. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е. Д. Божович . - М.: ПЕ РСЭ, 2005. - 400 с.

3. Программа психологического сопровождения творческой самореализации педагогов // Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями: Материалы международного симпозиума, посвященного 85-летию Л.И. Уманского. Кострома, 27-28 октября 2006. - М.; Кострома, 2006.-С. 182-184.

4. Профессиональная готовность педагога к развитию творческих ресурсов личности // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы Д1 национальной научно-практической конференции. Москва, 12-14 декабря 2006. Т. 2.-М., 2006. -С. 156-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.