pedagogical sciences
УДК 378.015.31
КРЕАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2017
Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Карих Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица К.Маркса, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуализация личностного, творческого и профессионального потенциала считается одной из ключевых проблем образования. Целью исследования было выявление особенностей креативного потенциала педагога, работающего в организациях дошкольного образования. Выборку составили педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста организаций дошкольного образования Иркутска- 65 педагогов и 45 детей старшего дошкольного возраста. В исследовании применялись стандартизированные методики: тестовая методика «Ваш творческий потенциал» М.В. Зюзько и опросник готовности педагога к общению и взаимодействию с одаренными детьми Ю.М. Кулюткина. Результаты эмпирического исследования показали наличие прямой зависимости креативности детей старшего дошкольного возраста от уровня подобного потенциала у воспитывающих взрослых. В статье рассматривается актуальная проблема условий развития креативности, как целевого ориентира развития в старшем дошкольном возрасте. Творческий потенциал педагога выступает основой реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности. Определяя творческий потенциал педагога как динамическую личностную структуру, авторы выделяют следующие компоненты: ценностный, когнитивный и деятельностный. Эффективными приемами развития креативности педагога выступают: рефлексия, эссе, дискуссия, нахождение общего смысла, рефлексия методом незаконченных предложений, наблюдение за участниками в совместной деятельности, диалоговый круг, моделирование игровой ситуации, методы активизации перебора вариантов, прием образных сравнений (аналогии), метод гирлянд и ассоциаций,, приемы разрешения противоречий.
Ключевые слова: креативная деятельность, креативность воспитателя, креативность детей старшего дошкольного возраста, развитие креативности, творческий потенциал, педагогическое творчество, абнотивность, развивающая работа, рефлексивный подход
TEACHER'S CREATIVITY AS THE CONDITION OF DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF CHILDREN OF FIVE SIX YEARS OLD
© 2017
Zaytseva Olga Yuryevna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Preschool Education Pedagogics and Psychology Department Karich Victoria Vyacheslavovna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Preschool Education Pedagogics and Psychology Department
Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, K. Marx St., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Updating of personal, creative and professional potential is considered one of the key problems of education. The purpose of the research was to identify the features of the creative potential of a teacher working in pre-school education organizations. The sample was made by teachers who work with children of five six years age of pre-school education organizations of Irkutsk-65 teachers and 45 children of senior preschool age. The research used standardized methods: test "Your creative potential" of M. V. Zyuz'ko, the questionnaire of readiness of the teacher to communicate and interact with gifted children of Y. M. Kulyutkin. The results of the empirical study showed the direct dependence of the creativity of children of five six years old on the level of similar potential their teachers. The article deals with the actual problem of conditions for the development of creativity as a target mark for development in the preschool age. The creative potential of the teacher is the basis for the teacher's self-realization as a subject of creative pedagogical activity. Defining creative potential of the teacher as a dynamic personality structure, the authors identify the following components: axiological, cognitive and activity. Effective methods of development of creativity of the teacher are: reflection, essay, discussion, finding similarity, method of unfinished sentences, observation for the participants in joint activities, dialogue circle, modeling of play situations, methods of activation selection of variants, method figurative comparisons (analogy), method of garlands and associations, resolving contradictions.
Keywords: creative activity, teacher creativity, creativity of children of five six years, development of creativity, creative potential, pedagogical creativity, abnotiveness, developing work, reflexive approach, methods of developing creative potential
Перемены, происходящие в современном дошкольном образовании, внедрение вариативных и альтернативных программ, выдвигают в качестве приоритетных - проблемы развития креативной личности, проблемы изучения взаимосвязи креативного потенциала в системе «педагог - ребенок», воспитания творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития креативности детей в последние годы являются предметом активных исследований ученых в рамках проблемы детской одаренности (Е.С. Белова, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.) [1,2,3,4].
Современные исследования в области психологии и педагогики располагают определенным количеством сведений о креативности. Однако существующие данные не исчерпывают этой обширной проблемы, имею-
щей значение для повышения эффективности практики обучения детей в данном направлении. Одной из важных проблем является проблема становления и развития педагога как творческой личности. С нашей точки зрения, это обусловлено тем, что в современной педагогической науке и образовательной практике существует ряд противоречий:
- между признанием необходимости способствовать становлению творческой, готовой к самосовершенствованию личности и отсутствием в массовой практике ориентации образования на развитие креативности личности, на формирование у неё творческого отношения к жизни и творческого способа деятельности;
- между стремлением педагогов к творческому развитию и отсутствием необходимых для этого условий.
Одним из ключевых элементов становления и развития творческой личности педагога является становление
педагогические науки
и развитие её творческого потенциала, развитие абно-тивности как комплексной способности к адекватному восприятию и пониманию креативного ребенка (В.А. Сластёнин, В.Г. Рындак, Е.Е. Адакин, М.М. Кашапов). Мы рассматриваем становление и развитие творческого потенциала педагога как проблему, требующую исследования на основе интеграции научного знания с учётом комплекса методологических подходов. Разработка этих вопросов, на наш взгляд, представляет теоретический и практический интерес в период моделирования педагогического процесса [5-12].
В нашем исследовании мы исходили из предположения, что интеллектуально - креативный потенциал педагогов ДОУ оказывает непосредственное влияние на интеллектуально - креативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Креативный потенциал педагога характеризуется качественным своеобразием трех основных личностных подструктур: ценностной, когнитивной, деятельностной. Интеллектуально - креативное развитие старшего дошкольника характеризуется: чрезвычайной пытливостью и любознательностью, способностью по-разному подойти к проблеме (гибкость), инициативностью, упорством, уклонением от шаблона, способностью продуцировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, способностью принимать нестандартные решения. Развитие креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий: творческий характер общения, предполагающий сотворчество; актуализация творческого мышления, абнотивности педагога, повышение компетентности педагога в отборе вариативных форм и методов творческой деятельности старшего дошкольника, положительная динамика показателей развития креативного потенциала старшего дошкольника.
На первом этапе нашего исследования мы изучили творческий потенциал педагога с учетом его компонентной структуры. В структуре выделенных компонентов мы сделали акцент на профессиональном самосознании педагога, педагогическом творчестве и рассмотрели педагога в качестве нематериального стимула, оказывающего определенное влияние на развитие детей. Были использованы тестовая методика «Ваш творческий потенциал» М.В. Зюзько и опросник готовности педагога к общению и взаимодействию с одаренными детьми Ю.М. Кулюткина.
В соответствии с методикой теста «Ваш творческий потенциал» мы определили критерии творческого потенциала. К таковым мы отнесли: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая память, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности.
При количественной обработке данных мы выявили следующее: разброс баллов при выявлении творческого потенциала составил от 36 до 49 баллов. Лишь 1 педагог набрал 49 баллов, что соответствует высокому уровню развития творческого потенциала. Творческий потенциал этого педагога предоставляет ему богатый выбор творческих возможностей. Здесь педагогу доступны разнообразные формы творчества.
Педагогов, набравших от 24 до 48 баллов (6 человек), мы отнесли к среднему уровню развития творческого потенциала. Данные педагоги обладают качествами, которые помогают им творить, но у них имеются проблемы, которые тормозят процесс творчества. Развитие их творческого потенциала зависит от личностных особенностей и мотивации к деятельности. Педагогов с низким уровнем развития творческого потенциала не выявлено. Исходя из этого, можно сказать, что творческий потенциал педагогов носит сложный, многогранный и индивидуальный характер.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности (легкость ассоциирования,
способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность к оценочным суждениям и критичность мышления, способность к переносу решений, готовность памяти и способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс).
Для более глубокого анализа развития творческого потенциала педагогов мы вывели средние значения по критериям творческого потенциала и получили следующую картину, что любознательность определяется у педагогов как ведущий критерий творческого потенциала и составляет 11,4 балла. 9 баллов составляет такой критерий как вера в себя; 5,4 балла - постоянство, т.е. педагоги, имеют некие стереотипы, шаблоны в деятельности. Сравнительно не высокий разброс в баллах составляют такие критерии творческого потенциала как слуховая память (3,7); зрительная память (2,6); стремление быть независимым (2,3); способность абстрагироваться (2,7); степень сосредоточенности (2,4). Самый низкий балл прослеживается по критерию амбициозности (1,2).
Таким образом, анализируя данный тест, мы пришли к выводу о том, что у данной группы педагогов средний уровень развития творческого потенциала прослеживается у 6 педагогов, высокий уровень выявлен лишь у одного педагога. Педагогов с низким уровнем развития творческого потенциала не выявлено.
Так же педагогам был предложен опросник готовности к общению и взаимодействию с одаренными детьми. Полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что все педагоги готовы к взаимодействию и общению с одаренными детьми. На вопрос: - «Какими качествами должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?». Мы получили такие ответы: готовность прийти на помощь, отзывчивость, требовательность к себе, ответственность, сотрудничество, любознательность, широта интересов, инициативность, настойчивость и т.д. Данные ответы свидетельствуют о субъектной позиции педагога, что играет не маловажную роль в педагогическом процессе ДОУ.
Вопрос о том, есть ли у вас научные интересы, педагоги интерпретировали по-разному: одни относят работу по самообразованию как научную, другие педагоги считают, что научной работой заниматься не стоит, но если это будет необходимо для работы, они с удовольствием и энтузиазмом будут ею заниматься (50% опрошенных педагогов). Уровень творческих способностей, проявленных в ходе своей работы, все педагоги оценивают как частично-поисковые, творческие. Говоря о мотивах работы 57% (4чел.) опрошенных отмечают любознательность и ответственность, что характеризует их как людей стремящихся к развитию. 43% (3 чел.) отмечают такие мотивы как адаптированность к условиям работы, чувство комфортности. Данный аспект свидетельствует о степени комфортности педагога в образовательной среде. Так же педагоги отмечают такой мотив как любознательность и одобрение со стороны коллег, родителей. На вопрос о способностях и их проявлении 71% опрошенных (5 чел.) отметили такие: художественные, литературные, педагогические и творческие. И лишь 29% (2 чел.) отметили лишь педагогические способности.
Приведем примеры характеристик педагогов по совокупности методик: теста на выявление творческого потенциала и опросника готовности к взаимодействию и общению с одаренными детьми.
Ш.В.Н., педагог старшей группы. Уровень развития творческого потенциала высокий, составляет 49 баллов. Высокие значения определяются по критериям, таким как: вера в себя, постоянство, слуховая память, способность абстрагироваться, любознательность. Исходя из данных опросника, педагог считает, что главными качествами, которыми должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми, являются отзывчивость, сотрудничество и любознательность. Отношение к себе педагог отмечает как дисциплинированность, по-
pedagogical sciences
требность в сотрудничестве, склонность и интерес к общению с детьми. Так же педагог отмечает устойчивость интересов. Мотивы работы отмечает такие: трудолюбие, адаптированность к условиям работы, чувство комфортности. В развитии познавательной сферы педагог делает акцент на развитие творческого воображения и мышления, что является не маловажной составляющей в общении и взаимодействии с одаренными детьми. Из волевых качеств педагог определяет такие как: целеустремленность и решительность. Уровень развития творческих способностей оценивает как творческие. Так же педагог удовлетворен своей работой.
В.В.А., педагог старшей группы. Уровень развития творческого потенциала средний, составляет 42 балла. Критерий любознательности составляет 12 баллов, вера в себя - 9 баллов; 3 балла отмечается по критериям: слуховая память, зрительная память, способность абстрагироваться и степень сосредоточенности. По критерию «постоянство» - 4 балла и критерий «стремление быть независимым» оценен в 2 балла. Исходя из данных опросника, педагог считает, что главными качествами, которыми должен обладать педагог, работая с одаренными детьми, является тактичность и ответственность. В отношении к людям отмечает критерий как готовность прийти на помощь. В отношении к себе акцент сделан на правдивость и дисциплинированность. В интересах педагог определяет их широту и направленность. Мотивы работы: трудолюбие, ответственность и одобрение со стороны коллег и администрации. Способности, их проявление отмечает такие как: педагогические и нравственные. Из волевых качеств педагог вычленяет у себя такие как настойчивость, целеустремленность и решительность. Педагог испытывает затруднения в общении с администрацией. Уровень развития творческих способностей оценивает как частично - поисковые. Педагог удовлетворена своей работой.
Таким образом, исходя из полученных данных опросника и теста на выявление уровня развития творческого потенциала педагогов, можно сделать вывод о том, что творческий потенциал заложен у всех педагогов, но в разной степени. Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от креативности воспитателя. Это зависит от личностных особенностей, мотивации к деятельности, степени готовности к развитию креативности, как составляющей абнотивности педагога. И в данном контексте необходимо определить значимость данного конструкта абно-тивности как комплексной способности педагога к адекватному и своевременному принятию и сопровождению креативного ребенка.
В русле данной проблемы нами была разработана программа развивающей работы с педагогами, направленная на развитие у них профессионального творческого мышления. Исходя из психологического анализа педагогического мышления, в контексте личностного подхода, абнотивность как комплексная способность проявляется в умении заметить креативного ребенка и оказать ему необходимую помощь в развитии его творческого потенциала. Целевая направленность данной развивающей программы заключалась в развитии интеллектуально - креативного потенциала педагогов, развитии их творческого мышления, стимулировании творческой активности в работе с детьми. Нами были отобраны и отработаны следующие приемы и методы, успешно применяемые в процессе развивающих занятий с педагогами: рефлексия, эссе, дискуссия, нахождение общего смысла, рефлексия методом незаконченных предложений, наблюдение за участниками в совместной деятельности, диалоговый круг, моделирование игровой ситуации, методы активизации перебора вариантов, прием образных сравнений (аналогии), метод гирлянд и ассоциаций,, приемы разрешения противоречий и др.
Структура развивающих занятий была различна, исходя из целей, методов и приемов, реализующих страте-
гию развивающего воздействия.
Занятия ориентировочно - рефлексивного этапа были направлены на знакомство с целями тренинга, на снятие психо - эмоционального напряжения, связанного как с личностными особенностями педагогов, так и с условиями проведения занятий, на стимулирование внутригруппового общения, на рефлексию собственной профессиональной деятельности, профессионального самосознания. Этап включал 3 занятия, вариативных по времени. Режим работы предполагал встречу один раз в неделю. На данном этапе была использована определенная структура занятий, которая включала ритуал начала занятия, интеллектуально - творческую разминку, обсуждение результатов и подведение итогов, и ритуал прощания. Два занятие на данном этапе работы проходило в виде игры блиц - крик. На первом занятии в ходе интеллектуально - творческой разминки, направленной на поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии, педагоги приняли активное участие в обсуждении проблемы. При выявлении смысловых установок (упражнение «Незаконченные предложения»), мы выяснили, что у каждого педагога имеется собственное видение на предмет своей работы, осознание профессиональной направленности. В алгоритме рефлексивной деятельности, при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, педагоги отмечали такие моменты как: сотрудничество с родителями по вопросам развития творчества ребенка, сотрудничество с телевидением, журналами «Сибирячок», «Дошкольное воспитание» и др. Педагоги осознают свою профессиональную направленность, проявляют субъектную позицию.
В результате дискуссий, рефлексивных заметок («.... я думаю, что наша работа на некоторых занятиях не отличается от работы коллег в других группах», « я думаю, что мы продвигаемся к нашей цели очень медленно»), обозначилась проблематика: трудности осмысления базовых понятий по теме «Креативность»; трудности в нахождении общих смыслов для всех участников тренинга; ограниченность пространства выбора; определение и взятие на себя определенной меры ответственности; интеллектуальная и эмоциональная перегрузка педагогов.
Выход из сложившейся ситуации педагоги видели в рефлексивном осмыслении каждого проделанного шага. В «Диалоговом круге», при принятии группового решения, педагогам предстояло выяснить трудности в работе с креативными детьми в группах. Данная проблема, действительно, имеет место быть в педагогическом процессе ДОУ. Педагогам очень сложно работать с такими детьми, особенно на занятиях. В данном направлении нами была проведена консультативная работа с педагогами по использованию форм и методов работы с креативными детьми. При проведении игры блиц -крика «Как в условиях ДОУ взаимодействовать с творчески одаренными детьми», дискутабельная проблема нашла свое отражение. Педагогам предстояла большая подготовительная работа, заключающаяся в подготовке вопросов для команды соперников. Педагоги были разделены на команды. Одна команда представляла интересы педагогов, которые считают, что необходимо вести индивидуальную работу с творчески одаренными дошкольниками, другая команда придерживалась позиции, что к данным детям не следует применять индивидуальный подход, а нужно относиться к ним также как и ко всем детям. Данный блиц - крик с эффектом соревнования позволил глубоко проанализировать ситуацию. Педагоги познакомились с различными моделями работы с творчески одаренными детьми.
На следующем занятии педагоги с помощью игровых ситуаций определили точки эмоционального напряжения, провели рефлексию негативных и позитивных чувств. Данная игровая ситуация послужила дополнительным стимулом в работе с креативными детьми. Интересным на данном этапе оказалось проведение мини - сочинения «Я в эксперименте» (определение то-
педагогические науки
чек напряжения). Возможный план сочинений позволил педагогам выбрать оптимальный для себя диалог с самим собой. Следует отметить, что сложности, возникшие при выполнении мини - сочинения, были обусловлены отсутствием гибкости (умении видеть проблему с разных точек зрения) и рефлексивности мышления, как осмыслении противоречий.
В ориентировочно - рефлексивном этапе данное занятие явилось заключительным. Мы считаем, что рефлексивные процессы приобретают важную функцию в мышлении: они включаются в процессы оценки проблемной ситуации, осознания источников неопределенности, выбора или формирования способа действия средств и достижения результата.
Следующим этапом нашей работы явился основной этап. На данном этапе было проведено 4 занятия. Занятия данного этапа были направлены на развитие определенных качеств творческого мышления педагогов. Этап состоял из блоков, имеющих определенную структуру. I блок - творческая направленность личности, повышенная творческая чувствительность к проблемам и проблемным ситуациям. II блок - творческое мышление как свойство интеллекта (творческая инициатива, творческая самостоятельность, эвристичность, гибкость и пр.). III блок - творческое мышление как процесс (ориентировочный, исполнительный, контрольно - оценочный). блок - творческое мышление как деятельность, в результате которой создается новый и оригинальный продукт. Структура блока включает в себя краткую характеристику определенного качества творческого мышления. В каждом блоке описано от 6 до 8 интеллектуальных качеств. Все изучаемые на тренинге качества в своей совокупности образуют творческое мышление. После рассмотрения конкретного качества педагогам были предложены задания и упражнения.
На данном этапе педагоги в большей степени интересовались теоретическими вопросами. При выполнении заданий трудностей не возникало, хотя все задания подвергались тщательному анализу, чувствовалась заинтересованность педагогов работой по данному направлению. Интересными для педагогов оказались занятия 5,7, где рассматривалось творческое мышление как свойство интеллекта и творческое мышление как деятельность. Интерес вызвали задание на способность к творческому переносу и задания направленные на легкость генерирования идей и конструктивность мышления. Созданные условия для реализации различных форм мышления способствовали овладению техниками взаимодействия с другими людьми, раскрытию внутреннего потенциала, развитию когнитивных, креативных качеств и коммуникативных умений.
Подведение итогов на последнем занятии по проведению всего тренинга проходило в форме рефлексивного эссе: «Где я была и что я поняла». Следует отметить, что данное задание не было предусмотрено программой тренинга. Анализ эссе показал, что педагоги удовлетворены работой на тренинговых занятиях. «...я была на интересных познавательных занятиях и поняла, что все дети для меня одаренные, только нужно к каждому ребенку найти подход.». «.я была на тренинге, который явился для меня стимулом в работе с детьми. Теперь, идя на работу, я думаю, как более интересно показать себя и свои творческие способности.». Как отмечают педагоги, тренинг креативности позволил изменить отношение к детям, позволил глубоко осознать и почувствовать креативного ребенка в группе, как на занятии, так и в других видах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с. /5/
2. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. - М.: Педагогический вестник,
1997. - 244с. /46/
3. Савенков А.И. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - с. 2-14.
4. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - Спб.: «Питер», 2004. - 274 с.
5. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
6. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.
7. Пустовалова Н.И. Условия развития инновационной деятельности педагогов в современной системе повышения квалификации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 1 (16). С. 169-172.
8. Корчагина М.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 75-78.
9. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 43-46.
10. Кашапов М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестник РГНФ. - 2001. - №1. - с. 121 - 131.
11. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 42-46.
12. Мартишина, Н.В. Творческая личность педагога в условиях инновационного развития современного образования/Н.В. Мартишина; под ред. Л.К. Гре-бенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной//Инновационное развитие образования в регионах РФ: сб. мат-лов Всероссийской н.-п.конф. - Рязань, 2013. - С.70-75.
Статья поступила в редакцию 07.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.