Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "КОМПОНЕНТ СЕРВИСОВ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА", ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКУ ВЭД'

ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "КОМПОНЕНТ СЕРВИСОВ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА", ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКУ ВЭД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФТС России / личный кабинет участника ВЭД / сервис / специализированные программные средства / персонифицированное рабочее место / Интернет / таможенные органы / электронный сервис / Federal Customs Service of Russia / personal account of participant of external economic activity / service / specialized software tools / personalized workplace / the Internet / customs authorities / electronic service

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Саранина Т. Н.

В статье рассматриваются возможности автоматизированной подсистемы «Компонент сервисов личного кабинета», предоставляемые участнику ВЭД и несколько информационных сервисов, которыми может воспользоваться участник ВЭД, а также преимущества и недостатки данной автоматизированной подсистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF AN AUTOMATED SUBSYSTEM "COMPONENT OF PERSONAL ACCOUNT SERVICE", PROVIDED TO THE PARTICIPANT OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY

The article discusses the possibilities of an automated subsystem “Component of personal account service”, provided to the participant of external economic activity and several information services, which can be used by the participant of external economic activity, advantages and disadvantages of this automated subsystem.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ "КОМПОНЕНТ СЕРВИСОВ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА", ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКУ ВЭД»

Саранина Т.Н. студент гр. ТМД-15 Юридический факультет ЗабГУ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «КОМПОНЕНТ СЕРВИСОВ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА», ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКУ ВЭД Аннотация: в статье рассматриваются возможности автоматизированной подсистемы «Компонент сервисов личного кабинета», предоставляемые участнику ВЭД и несколько информационных сервисов, которыми может воспользоваться участник ВЭД, а также преимущества и недостатки данной автоматизированной подсистемы.

Ключевые слова: ФТС России, личный кабинет участника ВЭД, сервис, специализированные программные средства, персонифицированное рабочее место, Интернет, таможенные органы, электронный сервис.

T.N.Saranina student of TMD-15 group Faculty of Law Transbaikal State University THE POSSIBILITIES OF AN AUTOMATED SUBSYSTEM "COMPONENT OF PERSONAL ACCOUNT SERVICE", PROVIDED TO THE PARTICIPANT OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY Annotation: The article discusses the possibilities of an automated subsystem "Component of personal account service ", provided to the participant of external economic activity and several information services, which can be used by the participant of external economic activity, advantages and disadvantages of this automated subsystem.

Key words: Federal Customs Service of Russia, personal account of participant of external economic activity, service, specialized software tools, personalized workplace, the Internet, customs authorities, electronic service.

Информатизация, проникшая во все сферы общества XXI века, является неотъемлемой частью функционирования любой современной организации. Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России) не исключение - совершенствуются специализированные программные средства, анализируется технический потенциал каждого из таможенных подразделений в отдельности. Взаимодействие ФТС России с участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД) является перспективным направлением деятельности структурных подразделений таможенных органов России. Одним из наиболее успешных проектов в этой области считается создание автоматизированной подсистемы «Компонент сервисов личного кабинета» (далее - АПС «Компонент сервисов личного кабинета»). Несмотря на то, что, название АПС «Компонент сервисов личного кабинета» является официально закрепленной, в научной литературе можно

встретить разные формулировки данной подсистемы.. Например, информационный ресурс «Личный кабинет участника ВЭД», «Личный кабинет участника ВЭД», «Личный кабинет», АПС «Личный кабинет», «Кабинет участника ВЭД» и другие являются синонимичными автоматизированной подсистемы «Компонент сервисов личного кабинета».

АПС «Компонент сервисов личного кабинета» - это персонифицированное рабочее место, позволяющее заинтересованному лицу через Интернет без использования специальных программ и посреднических услуг таможенных представителей самостоятельно осуществлять декларирование товаров и максимально использовать возможности взаимодействия с Единой автоматизированной системой таможенных органов, сокращая свои издержки. В настоящее время АПС «Компонент сервисов личного кабинета» включает в себя 32 доступных информационных сервисов (их количество в перспективе будет увеличиваться), которые позволяют участнику ВЭД не только представлять сведения в электронном виде в таможенные органы, но и получать из информационной системы таможенных органов имеющуюся информацию о самом участнике и его виде деятельности.

АПС «Компонент сервисов личного кабинета» обеспечивает бесплатный доступ заинтересованного лица в режиме времени, близком к реальному, к эксклюзивным сведениям, имеющимся в информационной системе таможенных органов. В 2019 году в АПС «Компонент сервисов личного кабинета» зарегистрировано более 131 тыс. пользователей (динамика прироста составляет около 1000 пользователей в неделю). Примерно треть его пользователей используют электронную подпись и зарегистрированы как сотрудники организаций34.

Взаимодействие с таможенными органами через АПС «Компонент сервисов личного кабинета» на сайте ФТС России дает возможность пользоваться сервисами: «Декларирование товаров», «Задолженности по уплате таможенных и иных платежей», «Электронный архив», «Предварительное информирование на автомобильном и железнодорожном виде транспорта», «Лицевой счет. Запрос сведений о лицевом счете в таможенных органах», «Статистическое декларирование. Подготовка СФ на бумаге» и другими. Создание автоматизированной системы «Личный кабинет участника ВЭД» является одним из последних значимых результатов внедрения и оптимизации современных интернет-технологий в деятельность Федеральной таможенной службы (рис.1).

34 Открытая таможня. Таможенное регулирование. Таможенный контроль №12/2018 Приоритет перспективным технологиям

Я С5 А edata.customs.ri

ФТС Личный кабинет участника ВЭД

Далее кратко рассмотрим три сервиса, опишем назначение и обозначим предоставляемые им возможности участнику ВЭД.

Сервис «Статистическое декларирование» при условии работы в разделе «Подготовка статистической формы для подачи на бумажном носителе». Назначение данного сервиса - предоставление статистических форм, необходимых для учета перемещения товаров при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Информационный сервис «Предварительное информирование на автомобильном и железнодорожном виде транспорта» позволяет участнику ВЭД предоставлять сведения в электронном виде о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации с целью использования данной предварительной информации при таможенном оформлении и контроле. Также в этом информационном сервисе указан перечень нормативных документов, которые необходимы для оформления на каждом виде транспорта.

Сервис «Лицевой счёт. Запрос сведений о лицевом счете в таможенных органах» предназначен для контроля участником ВЭД общего состояния лицевого счета, получения в электронной форме информации о движении денежных средств, о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках, в том числе сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по лицевым счетам в таможенных органах в виде отчетов:

- об остатках на платежных документах участника ВЭД;

- о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей;

- о подтверждении уплаты таможенных пошлин, налогов.

В числе преимуществ электронных сервисов АПС «Компонент сервисов личного кабинета» - бесплатное использование, самостоятельное заполнение электронной декларации и ее подача в таможенный орган. АПС «Компонент сервисов личного кабинета» позволяет формировать электронные документы

в формализованном, неформализованном и графическом виде, вести электронный архив документов, оперативно получать необходимую информацию в режиме реального времени и предоставлять участнику ВЭД выданные ему разрешительные документы при их наличии в информационных ресурсах ФТС России35. Также ФТС России предоставляет возможность использования мобильной версии «Личного кабинета участника ВЭД». Доступ к мобильной версии Личного кабинета осуществляется со смартфонов и планшетов. В настоящее время в мобильной версии доступны несколько информационных сервисов. В удобной форме через мобильное устройство можно получить информацию об остатках денежных средств, задолженности по уплате таможенных платежей и наличии штрафов, изменении статуса и принятых решениях по поданным в таможенные органы документам, наличии разрешительных документов и информации о фактическом вывозе товаров.

К вышеизложенному можно добавить еще и то, что АПС «Компонент сервисов личного кабинета» позволяет участнику ВЭД осуществить запросить информации об остатках денежных средств на лицевом счете, а также узнать о том, какое решение принял таможенный орган при регистрации таможенной декларации; проверить информацию о включении объекта интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; указывать банковскую гарантию, чтобы не предоставлять ее каждый раз на бумажном носителе в ФТС России.

Еще одной из разработок является предоставление возможности закреплять под одним логином несколько юридических лиц, то есть вход в лицевой счет будет осуществляться соответственно по имеющейся в этот момент цифровой подписи. Это представляется актуальным ввиду того, что например, холдинговые компании36 имеют несколько дочерних филиалов, соответственно каждый такой филиал должен иметь не только личный кабинет, но и отдельную цифровую подпись, что весьма затратно, так как цифровая подпись каждый год подлежит обязательному обновлению.

Итак, обозначив возможности АПС «Компонент сервисов личного кабинета», не стоит забывать и о наличии недостатков в работе данной подсистемы. В частности, при электронном декларировании через АПС «Компонент сервисов личного кабинета» участник ВЭД сталкивается с проблемой неудобства заполнения отдельных граф, в то время, как в программах, СТМ или Альта-Софт можно быстро заполнить многие данные автоматически, ввиду того, что в их базе уже имеется необходимая информация и при заполнении декларации ее можно, одним кликом компьютерной мыши, выбрать из предложенного выпадающего перечня. К числу недостатков можно причислить и то, что доступ к информации об

35 Таможня, №24[431], 2017 год, статья - взаимодействие - электронное.

36 Холдинговая компания (от англ. holding company «владеющая компания») — юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций другихкомпаний и которое осуществляет посредством этого общее руководство данными компаниями.

остатках по платежам имеет только лицо, получившее электронную цифровую подпись.

Считаем, что указанные недостатки нисколько не затмевают те преимущества и возможности, которые предоставляет АПС «Компонент сервисов личного кабинета». Причем надо иметь ввиду и тот факт, что АПС «Компонент сервисов личного кабинета» относительно недавно разработан и достаточно успешно внедряется в работу таможенных органов и участников ВЭД.

Подводя итоги, можно сказать, что использование АПС «Компонент сервисов личного кабинета» по многим показателям упрощает участникам ВЭД ведение внешнеэкономической деятельности, хотя и существует ряд недостатков, которые, надеемся, носят временный характер и в недалеком будущем времени будут устранены. Считаем целесообразным внести рекомендацию по улучшению электронного сервера в части развития технической поддержки онлайн, а именно, предусмотреть возможность связаться с реальным оператором по какому-либо вопросу и получить консультацию, так как до работника справочной службы ФТС России зачастую бывает проблематично дозвониться, а рубрика «Часто задаваемые вопросы» не всегда может помочь в решении поставленной задачи в кратчайшие сроки.

Работа «Личного кабинета участника ВЭД» на сегодняшний день избавляет участников ВЭД от необходимости лично присутствовать в таможенном органе при абсолютном большинстве случаев. Кроме того, он основан на принципе однократности предоставления электронных документов.

Создание АПС «Компонент сервисов личного кабинета» является значимым этапом в развитии и оптимизации современных интернет-технологий в деятельности ФТС России37. В целом, АПС «Компонент сервисов личного кабинета» во многом упростил работу пользователей, позволил сократить временные и финансовые издержки участников ВЭД38. Проанализированные возможности АПС «Компонент сервисов личного кабинета», а также иные возможности, которые мы не рассмотрели ввиду ограниченности объема данного исследования, постоянно расширяются, а отдельные его сервисы постоянно модернизируются.

37 Назначение и перспективы электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» ФТС России Ефименко М.А., Матвеева Е.И. NovaUm.Ru. 2018. №13. С. 24-27.

38 Сборник - актуальные проблемы таможенного администрирования в ЕАЭС. Материалы научной конференции. 2018. С. 36-40.

Использованные источники:

1. Виноградова Е. Приоритет перспективным технологиям // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018. № 12. С. 11-14.

2. Воевалко Л. Взаимодействие - электронное // Таможня. 2017. № 24. С. 31

3. Ефименко М.А., Матвеева Е.И. Назначение и перспективы электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» ФТС России // К^аи rn.Ru. 2018. 2013. С. 24-27.

4. Цифровизация расширяет возможности бизнеса // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018. № 4. С. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.